Автор письма: Александра Ивановна Конченкова, город Бирск, Республика Башкортостан, «...ХХ век оставил в нашей памяти тяжёлый след различных событий. Особенно тяжким испытанием была для нас Великая Отечественная. Служила я в 43-м полку имени Александра Невского, участница боёв под Сталинградом и штурма Берлина... В результате войн, репрессий и других трагедий Россия потеряла миллионы человеческих жизней. В память о погибших пусть прозвучит произведение Шумана “Грёзы”».
«Грёзы» (Träumerei) из цикла «Детские сцены» (Kinderszenen, Op.15 No.7).
Композитор Роберт Шуман (Robert Schumann). Исполняет Детский хор Института художественного воспитания Академии педагогических наук СССР под руководством Владислава Соколова. Запись 1954 года.
«В память о всех, кто погиб в двадцатом веке в результате войн репрессий и иных трагедий».
Автор письма: Анна Матвеевна Сенчукова, город Архангельск, «...мой муж, Николай Григорьевич Сенчуков, был моряк-подводник. Служил 5 лет действительной службы и ещё 4 года Отечественной войны... Прошу о песне, где такой припев:
“На пирсе тихо в час ночной.
Тебе известно лишь одной,
Когда усталая подлодка
Из глубины идёт домой”.
Пусть эта песня прозвучит в память о моряках-подводниках, погибших на подлодке “Курск” 12 августа 2000 года в Баренцевом море».
Песня «Усталая подлодка».
Композитор Александра Пахмутова. Поэты Сергей Гребенников и Николай Добронравов. Исполняет Ансамбль песни и пляски Краснознамённого Северного флота под управлением Юрия Соколова, солист Алексей Цымбал.
12 августа 2000 года в результате катастрофы в Баренцевом море погиб атомный подводный ракетоносец К-141 «Курск» и все 118 членов его экипажа. К годовщине трагедии.
Упоминаемая персона:
Николай Григорьевич Сенчуков (супруг Анны Сенчуковой, моряк-подводник, участник Великой Отечественной войны, 9 лет проходил службу на подводной лодке).
Автор письма: Николай Тихомиров, Ленинградская область, «...Юрий Визбор. Его песни в 1960-х годах звучали со страниц “Кругозора” - журнала по тем временам уникального. Там звучал голос Юрия Гагарина и репортажи, сделанные 12 апреля 1961 года. Много интересного можно было там почитать и послушать. А вот Визбор тогда вёл репортажи в виде своих песен - то с военного аэродрома, то с подлодки. До сих пор в памяти эти репортажи-песни. Многие, особенно моряки тех лет, вспоминают добрым словом Юрия Визбора, сумевшего поведать о непростой службе на флоте, в “подплаве”».
Песня «Три минуты тишины».
Автор музыки и стихов Юрий Визбор. Исполняет Юрий Визбор.
Песня «Три минуты тишины» была написана Юрием Визбором весной 1965 года в Норвежском море на борту рыболовного траулера «Кострома» и в том же году впервые прозвучала со звуковой страницы августовского номера журнала «Кругозор».
Упоминаемая персона:
Юрий Алексеевич Гагарин (1934-1968, первый человек в мировой истории, совершивший полёт в космическое пространство, лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, кавалер высших знаков отличия ряда государств, почётный гражданин многих российских и зарубежных городов).
Автор письма: Ольга Николаевна Таханова, город Таганрог, улица Чехова, «...давно собиралась написать вам, но, оказывается, очень трудно писать, “не растекаясь мыслью по древу”. А пока собиралась, услышала в вашей передаче одно письмо. Долго думала, и наконец... решила обидеться. Обижаться сейчас модно. Один никак не хочет от обезьяны происходить (кажется, вышла двусмысленность, но я ни в коем случае не хотела обидеть обезьян). Другому обидно, что греки древнее русских. Автор упомянутого письма уверяет, что неверующий не имеет понятия о грехе, о преступлении. Спасибо, дорогой товарищ, пламенное вам мерси! Я, выходит, живу на свете сорок шестой год, не имея понятия о преступлении? Почему же я преступницей не стала? Что же касается греха, о нём трудно иметь понятие. Сейчас многие стремятся обозвать похлеще то, что за спиной у нас, например - “семьдесят лет катастрофы”. Но ведь надо серьёзно разобраться, что было закономерно, а что нет. Ведь коммунизм был превращён в нечто вроде религии. Елена Лесото* когда-то писала: “Наша красная вера была не хуже других”. Приходится добавить: и не лучше. Вообще же, в чистом виде - дед Щукарь** говорил: “Без подмесу” - ни в природе, ни в обществе ничего не бывает. Страшное время 1930-е годы, но именно в эти годы приехал на Алтай профессор Лисавенко и бросил клич: “Покроем Сибирь садами!” И теперь мы имеем в Горноалтайске Ботанический сад. Я поняла, на что обижался как-то во “Встрече...” профессор из Казани. В самом деле: Алтай с Россией с 1756 года, а много ли о нём знают? Меня не оставляет такое чувство, как будто я чего-то не сделала для Алтая, для моей Республики, хотя прожила там всего несколько лет. А попрошу я вас передать песню “Где-то багульник на сопках цветёт...”, но по своему вредному характеру делаю поправку: не багульник вовсе цветёт на сопках - багульник растение болотное, а маральник, рододендрон, а по-алтайски - “кызыл-марал” (это не тот марал, который олень - тот по-алтайски называется “сыгын”). В мае, в начале июня, когда едешь по Чуйскому тракту, то всюду по горам видишь ярко-розовые пятна цветущего маральника. У богатыря из алтайского героического эпоса Маадай-кара “лицо маральника красней, свет летних радуг на щеке”. Ну, а песня всё же хорошая - она из тех, что напоминает людям, что мир велик, Земля велика, да и в России ещё кое-что есть, кроме покосившихся заборов. Нет в этой песне нытья, нет и беззаботности. Пусть она подбодрит кого-то, напомнит ещё раз, что “не весь свет, что в окошке”, что звёзды светят совсем не для того, чтобы кто-то зарабатывал рубли или доллары на гороскопах... До свидания! А по-алтайски - яакши болзын***».
Песня «Багульник» («Где-то багульник на сопках цветёт...»).
Композитор Владимир Шаинский. Поэт Игорь Морозов. Исполняет вокально-инструментальный ансамбль «Самоцветы» под руководством Юрия Маликова. Запись 1977 года.
Упоминаемая персона:
Михаил Афанасьевич Лисавенко (1897-1967, советский учёный-садовод, селекционер; с 1930-х годов руководил Алтайской опытной станцией садоводства, некоторое время возглавлял кафедру плодовощеводства Алтайского сельскохозяйственного института; на основе гибридизации создал новые улучшенные сорта яблони, вишни, чёрной и красной смородины, крыжовника, малины и земляники с высокой урожайностью и приспособленные к сибирским условиям; был инициатором введения в культуру черноплодной рябины и облепихи; автор более 300 опубликованных научных работ, в том числе «Садоводство», «Сибирский сад», «Плодоводство Сибири»).
Автор письма: Галина Павловна Логинова, город Феодосия, Крым, «...раньше у меня было твёрдое убеждение, что все письма, что мы слышим по радио, это всего-навсего подготовленный материал самого ведущего, то есть, его вымысел. Разве могут люди писать так откровенно?» - «Ну, спасибо вам. 35 лет пытаюсь доказать, что ни одного слова в письме я от себя не добавляю». - В.Т., - «А тут вдруг самой захотелось открыться - очевидно, годы своё дело делают. Моя судьба похожа на тысячи других таких же судеб людей, рождённых в войну. Отец погиб под Москвой в 1942-м, когда я только появилась на свет. Мать с нами, двумя дочерьми, оставшись в 1946-м году без денег, без продовольственных карточек - их выкрали у неё, вынуждена была из города Иваново завербоваться на Сахалин, и так мы оказались на краю света. Детство моё прошло в поселке Бошняково, там у меня было много друзей. С Тамарой Щукиной дружим все эти годы, сейчас она живет в городе Николаеве. В 1950-е годы появилась песня, которая называлась, по-моему, “Воспоминание”:
“Тихий рабочий посёлок
Спит под густою листвой.
Помнишь подружек весёлых,
Тех, что дружили с тобой.
Помнишь, о чём
Мы вечерком
Пели в саду городском...”
Недавно я услышала в вашей передаче, в одном из писем, фразу “отголоски далёкого детства” - вот и эта песня для меня является таким отголоском».
Песня «Воспоминание».
Композитор Исаак Дунаевский. Поэт Давид Самойлов. Исполняет Ружена Сикора. Оркестр Всесоюзного радио под управлением Исаака Дунаевского. Запись 1952 года.
Упоминаемая персона:
Тамара Щукина (подруга детства Галины Логиновой, с которой она подружилась в посёлке Бошняково Сахалинской области и продолжает дружить все прошедшие с той поры годы).
Автор письма: Алла Ивановна Смоленцева, город Пятигорск, «...не за горами уж и тысячная передача “Встреча с песней”...» - «Да нет, уважаемая Алла Ивановна, ещё за горами, за долами, за широкими морями - сегодня всего лишь 852 выпуск...» - В.Т., - «Почти четверть века назад в любительской магнитофонной записи я услышала романс на стихотворение Фета “Какая ночь, какая ночь, как воздух чист...”, пел красивый баритон. Вскоре оказалось, что мой знакомый нечаянно стёр эту запись. С тех пор ни разу больше не слышала этот романс, даже в дни памяти Афанасия Фета, в 1992 году. Тогда исполнилось сто лет его кончины, и этот романс, однако, никто не вспомнил. И кто же это его так пел красиво?» - «Алла Ивановна, это романс нашего современного композитора Алексея Мажукова на стихотворение русского поэта XIX века Афанасия Афанасьевича Фета. Вы слышали его, видимо, в исполнении Арташеса Аветяна, пожалуйста, вот эта запись».
Песня-романс «Какая ночь».
Композитор Алексей Мажуков. Поэт Афанасий Фет. Исполняет Арташес Аветян. Вокальный ансамбль и оркестр под управлением Юрия Силантьева. Запись 1974 года.
Автор письма: Лариса Крыжановская, город Тюмень, «...уже давно появилось у меня желание написать вам - хотелось, чтобы ваш голос был обращён непосредственно ко мне». - «Лариса... это произошло. Непосредственно к вам обращаюсь». - В.Т., - «А услышать я хочу одну из любимых мною песен о море, к которым я отношусь с особым трепетом - может быть, потому, что родители нарекли меня именем “Лариса”, что переводе с греческого на русский язык означает “чайка”. Эта песня, кажется, начинается словами: “Как нежно море голубое...” А ещё в ней есть такие слова:
“А я в своём любимом платье
На берегу стою одна...”
Может быть, это моё желание связано с одной незабываемой встречей на море... Говорят, эта песня уже звучала в вашей передаче, но мне её не удалось услышать». - Виктор Татарский: «Звучала, Лариса, довольно давно. А сегодня - непосредственно для вас».
Танго «Волны шепчут».
Композитор Константин Певзнер. Поэт Бениамин Шварцман****. Исполняет Наталья Розинкина. Запись 1955 года.
Автор письма: Нина Дмитриевна Зайцева, посёлок Целина, Ростовская область, «...недавно в очередной раз убедилась в правоте русской пословицы “не было бы счастья, так несчастье помогло”. Дело в том, что уже целый месяц в нашем доме не работает телевизор, волей-неволей, приходится довольствоваться радио, с помощью которого я и познакомилась с чудесной “Встречей с песней”. Она меня так заинтересовала, что я, недолго думая, осмелилась вам написать». - «Ну, наконец-то, Нина Дмитриевна! На 35-м году передачи - где же вы были всё это время?» - В.Т., - «В далёкие 1950-е годы большой популярностью среди молодёжи пользовались песни в исполнении эстрадного певца Ивана Шмелёва. Хорошо помню, как мы, девчонки - студентки Туркменского университета, узнав о гастролях в Ашхабаде этого любимого нами артиста, ринулись на его концерт буквально всем общежитием. С тех пор минуло полвека, но и сегодня голос певца и мелодии шмелёвских песен у меня в памяти».
Танго «Мне бесконечно жаль».
Композитор Курт Левиннек (Kurt Lewinnek), аранжировка Александра Цфасмана. Поэт Борис Тимофеев. Исполняет Иван Шмелёв. Джаз-оркестр Всесоюзного радиокомитета под управлением Александра Цфасмана. Грампластинка 1944 года*****.
Автор письма: Любовь Витальевна Самусёнок, город Северодвинск, Архангельская область, «...песню, которую хочу услышать, не знаю, где и когда слышала прежде - скорее всего, в детстве. Когда говорят “старость - не радость”, я не соглашаюсь. Жизнь мне часто дарит маленькие “букетики счастья”. Вот один из таких “букетиков” преподнесён мне был прошлой осенью. С утра я отправилась на болото за клюквой. На железнодорожных шпалах, по которым шла, был иней, и на болоте - тоже. Ягоду собирать было очень холодно. Но потом солнце разогрело землю, напитало её пусть и не щедрым теплом, зато обильным светом. Возвращаясь к вечеру с ягодами, я захотела пройтись по берегу нашего Белого моря. Пересекла узкую полоску леса и увидела дивную картину: море, освещённое предзакатными лучами солнца, было спокойным, вдали сиял белокаменный наш город Северодвинск, лес притих, готовясь ко сну, было тихо и отрадно. И глядя на это великолепие, я вспомнила давнюю песню:
“Солнце садится, уснула река,
В воздухе веет прохлада,
Медленно в небе плывут облака,
Медленно лодка скользит...”
Я шла медленно, боясь что-то нарушить в этой гармонии...».
Песня «Вечерний вальс».
Композитор Матвей Блантер. Поэт Борис Яковлев. Исполняет Иван Козловский. Эстрадный оркестр под управлением Виктора Кнушевицкого. Запись 1952 года.
Примечание: * Елена Лесото - вероятно, Елена Леонидовна Лосото (Новицкая) (1935-2011) - советский журналист и писатель, постоянный автор и обозреватель «Комсомольской правды» с 1965 года по 1992 год, предположительно, автор цитаты «Наша красная вера была не хуже других», приведённой в письме Ольги Тахановой.
Примечание: ** Дед Щукарь - один из главных героев романа Михаила Шолохова «Поднятая целина», герой одноимённых кинематографических и театральной постановок.
Примечание: *** фраза «до свидания» по-алтайски - jaкшы болзын, а по-русски - яакши болзын или дьакшы болзын.
Примечание: **** в некоторых источниках, в том числе, в реестре Российского авторского общества, автором слов танго «Волны шепчут» указан не Бениамин (Беньямин) Шварцман, а Константин Михайлович Крикорян.
Примечание: ***** по уточнённой филофонистами информации, опубликованной на сайте «Мир русской грамзаписи», танго «Мне бесконечно жаль» было записано Иваном Шмелёвым и оркестром под управлением Александра Цфасмана 15 ноября 1944 года. Танго написал композитор, руководитель немецкого танцевального оркестра Курт Левиннек (Kurt Lewinnek). В 1936 году вышла грампластинка Цыганского оркестра (Zigeuner Orkester) с мелодией танго под названием «Когда твоя скрипка играет» («Wenn deine Geige spielt»), а в 1937 году это танго в аранжировке Андре Огюста Содемона (Andre Auguste Saudemont) и с текстом Луи Поттера (Louis Eugene Poterat) под названием «Цыган поёт» («Tzigane joue», «Цыган играет») записал на грампластинку знаменитый французский певец Тино Росси (Tino Rossi).
Веб-архив благодарит радиослушательницу из Москвы Наталию Васильченко, участницу Сообщества «Встреча с песней» социальной сети «ВКонтакте», за помощь в расшифровке 852 выпуска передачи.
Выпуск 852 передачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире «Радио России» 11 августа 2001 года.
Намерение создать архив легендарной передачи Виктора Витальевича Татарского «Встреча с песней» неоднократно обсуждалось в интернет-сообществах. Эта идея высказывалась и в письмах, звучащих на радио. Ведь «Встреча с песней» - не только старейшая музыкальная передача страны, известная, без преувеличения, миллионам слушателей, это не только новый формат, придуманный на советском радио, но и уникальное явление в масштабах мирового радиовещания, аналогов которому просто нет. Авторская передача Виктора Татарского идёт в эфире с января 1967 года в неизменной концепции, суть которой наиболее ёмко определяет фраза: «песня в судьбе человека».
В бытность широкого распространения проводного и эфирного радиовещания, в период, когда передача звучала на волнах Первой программы Всесоюзного радио, то есть, транслировалась на территорию, превышающую географически СССР, «Встреча с песней» получала до 3 тысяч писем в месяц - рекордное количество корреспонденции среди всех передач советского радио! Она сумела пробудить у радиослушателей желание делиться с миром своими личными историями, связанными с любимой песней или памятной мелодией. И, конечно, «Встречу...» ждали, отмечая в календаре даты эфиров, чтобы в привычный вечер включить радиоприёмник и услышать... голос ведущего, который не спутать ни с каким другим. Голос, непохожий на голоса дикторов советского радио ни тембром, ни подачей. Во времена тотального официоза и шаблонных фраз, звучащих в эфире, потребность в спокойной, доверительной беседе, в искренности интонаций восполняла именно «Встреча с песней»... Именно поэтому в ней в равной степени уникальны и манера работы у микрофона Виктора Татарского, и музыкальные записи (порой раритетные), и, конечно, содержательные письма (письма-воспоминания, письма-исповеди), звучащие в передаче, без которых «Встреча с песней» просто немыслима!
Во «Встрече...» впервые зазвучали записи, которые раньше были в закрытом фонде или вообще запрещены. Нередко с большим трудом Виктору Татарскому и редакторам передачи Терезе Рымшевич и Татьяне Зубовой приходилось преодолевать цензурные запреты как в отношении тем, затрагиваемых слушателями в письмах, так и по поводу записей. Ведь, действительно, редкие фонограммы звучат во «Встрече...» и чаще всего лишь один раз за все годы существования передачи, а если и имеются повторы, то редко - раз в пять лет. Именно во «Встрече с песней» впервые в эфире отечественного радио прозвучали песни Александра Вертинского, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина, Аллы Баяновой, Александра Галича, Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Александра Башлачёва...
Всесоюзное радио архивировало выпуски «Встречи с песней». Многие из этих магнитофонных лент сегодня хранит Гостелерадиофонд России... Передачи периода 2000-х годов публиковал официальный сайт «Радио России». Но этот архив был безвозвратно утерян. А в настоящее время новые выпуски «Встречи с песней» доступны на сайте радиостанции, увы, лишь в течение приблизительно последнего года...
Отдельные выпуски (или их фрагменты) по мере оцифровки давних студийных лент и магнитозаписей из частных аудиоархивов время от времени публикуются на различных сайтах. Так на сайте «Старое радио» появилась коллекция «Встречи с песней» преимущественно середины - второй половины 1980-х годов. Участникам музыкальной соцсети «На завалинке» также удалось собрать часть архивных выпусков радиопередачи. Некоторое время назад сайт «MOSKVA.FM» архивировал записи «Встречи...» и, более того, предлагал текстовые расшифровки выпусков. Однако и этот архив был убран из общественного доступа... Сегодня пользователи социальной сети «ВКонтакте» могут общаться в сообществе «Встреча с песней. Автор и ведущий Виктор Татарский», созданном давней слушательницей радиопередачи Людмилой Калининой. А также слушать опубликованные самими радиослушателями аудиозаписи выпусков передачи «Встреча с песней» разных лет в сообществе «Архив радиопередачи “Встреча с песней”», созданном Сергеем Владимировым. Благодаря слушательнице Елене Маршак веб-архив пополнился целым блоком архивных аудио- и текстовых записей (с расшифровками, а также с указанием, что очень ценно, дат эфиров) многих выпусков передачи. Большую помощь в наполнении веб-архива «Встречи...» оказала член Союза журналистов РФ Надежда Ивановна Юдина из города Дятьково, любезно предоставившая бесценные тетради своей старшей подруги, слушательницы «Встречи с песней» с 1968 года, Азы Степановны Никишиной, которая многие годы методично вела записи выпусков любимой передачи. Также как это делала с 3 января 1968 года Людмила Сысуева из Свердловской области. Она передала веб-архиву свои записи о многих выпусках передачи. Филофонист Борис Щеглов поделился с веб-архивом редкими записями передачи «Встреча с песней», выходившими в эфир с 1983 по 1993 годы, а также помог уточнить значительный объём данных по выпускам разных лет. Вместе с единомышленниками - «поисковой группой из Подмосковья» (так называет их Виктор Татарский), он систематизировал из множества источников информацию о передачах «Встреча с песней», «Запишите на ваши магнитофоны» и «На всех широтах». За что ему и всем его коллегам из «поисковой группы» большое спасибо.
К середине 2019 года киноведом и редактором Еленой Бельской была завершена систематизация информации о «Встрече с песней», взятая из многих источников. Скрупулёзно, в течение нескольких лет Елене Бельской удалось собрать сведения о музыкальных произведениях, звучавших в большинстве выпусков радиопередачи, начиная с 1968 года! Этот список и стал основой веб-архива, предлагаемого вашему вниманию сайтом «Retroportal.ru». Если в информации о выпуске «Встречи с песней» указывались имя исполнителя и аккомпаниатора, то есть, представлялось возможным идентифицировать музыкальные записи и разыскать их (при отсутствии аудиозаписи самого выпуска передачи), то они становились дополнениями к тексту, переданному Еленой Бельской. Таким образом, сегодня пользователи веб-архива имеют возможность не только узнать о музыкальных произведениях, звучавших в том или ином выпуске, но и послушать архивные фонограммы...
На радийном сленге, утвердившемся ещё с советских времён, сюжеты (репортажи, интервью, комментарии), звучащие как в информационных выпусках новостей, так и в программах различной тематики, называются «кадрами». Автор и ведущий Виктор Витальевич Татарский именует «кадром» связку «письмо-песня»: завязка сюжета в содержании письма (иногда это фрагмент книги, статьи), а развязка в песне или мелодии, звучащей следом. В целях максимально подробного раскрытия информации аудиозаписи каждого выпуска «Встречи с песней», найденные на просторах глобальной сети, точно также разделены на «кадры», фрагменты. Они представлены в той же последовательности, что и в выпуске, прозвучавшем в эфире. Именно так, даже в таком виде, сохраняется (что очень важно!) драматургия выпуска, строго подчинённая авторскому замыслу.
Следует обратить внимание на то, что текстовые описания выпусков передачи могут отличаться от их звукового оригинала. В веб-архиве передачи информация по мере возможности подаётся в уточнённом и дополненном виде. Ведь поиски новых данных о названиях, об исполнителях, об авторстве тех или иных музыкальных произведений, о годах их записи никогда не прекращаются. К тому же год от года, благодаря широкому развитию сети Интернет, становится ещё больше известно о каких-то ранее неведомых моментах в биографиях творческих или политических деятелей, упоминаемых в передаче персон. В том числе в открытом доступе находится информация и об участниках «Встречи...». Как выясняется, авторы писем порой это известные в своих кругах личности, с неординарной судьбой, достойные быть героями отдельных интереснейших биографических книг!
Для удобства навигации по веб-архиву под каждым «кадром» (фрагментом) выпуска со знаком «#» (решётка) прописаны ключевые слова (хештеги), при переходе по которым, можно сформировать подборку выпусков на определённую тему, затронутую в письмах радиослушателей и озвученную автором передачи. Кроме того, для удобства поиска по веб-архиву через поисковые системы по мере необходимости под «кадром» (фрагментом) публикуется краткая информация о персонах, как известных, так и о персонах из частной жизни авторов писем, упомянутых в этом фрагменте выпуска.
Большая благодарность всем, кто записывал на магнитофоны «Встречу с песней», сберёг эти записи, а с приходом эры цифрового звука смог оцифровать магнитофонные ленты и продолжает архивировать выпуски передачи. Если у вас имеются старые магнитофонные ленты с записями выпусков радиопередачи, личные списки песен и композиций, которые в разные годы звучали в передаче и которые отсутствуют в опубликованных выпусках на сайте архива, отклики по следам услышанной передачи, а также если вы заметили неточности в описании выпусков, располагаете иной дополнительной информацией, пишите по адресу или через формоотправитель.
Создание веб-архива «Встречи с песней» на сайте «Retroportal.ru» было начато в 2019 году с разрешения автора и ведущего радиопередачи, народного артиста России Виктора Витальевича Татарского.