И каждый раз на «Встречу с песней» я, как на исповедь, иду...
Честно признаюсь: мысль об этой статье возникала у меня много раз на протяжении, наверно, уже десяти лет. И каждый раз я откладывала её, не решаясь описывать то, что казалось несоизмеримо больше, глубже и значительнее, чем я могу написать. И всё же, я решусь, наконец, высказать тут свои личные эмоции и впечатления - пусть будет, должно же это когда-нибудь случиться, как случаются признания в любви...
Хорошо, когда у человека есть чувства, которые он проносит через всю свою жизнь, которые навсегда остаются с ним. Это не только любовь к другому человеку, но и, например, к своему делу. Или к искусству - живописи, музыке... Можно с подозрением и снисхождением отнестись к «поклонникам творчества» того или иного музыканта, поэта или художника - вернее к той их категории, которую принято называть фанатами... Велик соблазн объяснить это банальными инстинктами. Но вот, например любимая песня, с которой человек проходит всю жизнь - как можно объяснить это явление? Почему из тысяч мелодий и стихов запоминаются вот эти?..
Все эти размышления, вопросы, ответы - найденные и ненайденные - сплелись для меня в одном явлении культуры - не побоюсь так назвать радиопередачу «Встреча с песней», вот уже 50 лет идущую в эфире с одним бессменным ведущим - Виктором Татарским. Случай, уникальный не только на отечественном радио, но, кажется, и в мире.
Около 20 лет (точно не могу сказать) «Встречу» слушаю я. Многие из авторов писем, звучащих в передаче, пишут, что слушают её с детства, но во время моего детства она, хоть и звучала уже не один десяток лет, прошла мимо меня. Впрочем, я мало слушала радио тогда, и не особенно много времени провожу у приёмника и сейчас... Однако, наткнувшись где-то в конце 90-х годов на передачу, я мгновенно «подсела» на неё, и всё это время живу по графику: «вторая, четвёртая, и, если есть, пятая суббота месяца»...
Сколько выпусков я пропустила за это время (а их прошло за эти годы не менее 500)? Думаю, что не более 20 - примерно по одному в год - всякое же бывает, не работает радио, или какое-то неотложное дело... А остальные 27-28 передач - просиживала сначала у проводного приёмника на кухне или радиолы в комнате, а теперь чаще в наушниках с планшетом или телефоном - но суть от этого не меняется... По-прежнему негромкий голос ведущего беседует в эфире со слушателями передачи и авторами писем, и ставит для них в эфире песни - давно забытые и редко звучащие, или наоборот, известные всем, но сыгравшие важную роль в жизни конкретного человека, памятные ему...
Что привлекло меня и привлекает остальных слушателей «Встречи»? Почему она пережила не только смену руководства и названий радиостанций, но и смену государства?
Главное, видимо - неповторимый и очень удачный замысел передачи. Это не концерт по заявкам, как много раз подчёркивал в эфире сам Виктор Татарский. Недавно, в одном из интервью, он обозначил замысел, возникший в далеком 1967 году, так: вернуть людям потерянный в казённых официальных радиопередачах живой русский язык - и вернуть в эфир забытые, потерянные, запрещённые песни, романсы, имена и голоса певцов, записи музыкантов...
И то и другое получалось - порой нелегко, через цензуру, но всё же постепенно «вода точила камень», и во «Встрече» звучали забытые имена, а в других передачах Татарского - «Запишите на ваши магнитофоны», «На всех широтах» - к слушателю пробивалась зарубежная музыка, которую тоже не жаловали чиновники...
После распада СССР все запреты были сняты. Можно было пускать в эфир всё что угодно... Но потеряла ли «Встреча» популярность и актуальность? Нет. Она стала островком живых человеческих чувств и живой культуры - не опошленной поп-культуры и не заоблачных арт-проектов... Слушатели по-прежнему делятся в письмах самым сокровенным, ведущий отвечает своими размышлениями, а музыка - связывает чувства и его, и автора письма, и многомиллионной аудитории передачи, воедино.
Кто слушает «Встречу»? В основном, конечно, это люди старших поколений, но в передаче звучат и письма от молодых людей, иногда даже от детей. Диапазон жанров тоже очень широк: классика, романс, народная песня, зарубежная и советская эстрада 20 века, - и не только. В эфире может прозвучать и рок-композиция, и джаз, и ария из оперы или оперетты, и современный хит - всё зависит только от контекста, от письма, от истории, которая рассказана в нём и озвучена ведущим. Откровенно пошлых вещей почти нет, а если Татарский ставит их, то всегда сопровождает комментариями...
Собственно, этим передача привлекла меня вначале - в мои 18-20 лет. Я чувствовала потребность разобраться в хорошей музыке, и в то же время не любила «академического занудства». Тут же, в таком ненавязчивом смешении разных стилей и интересных рассказах, «самообразование» происходило незаметно. Услышанные мелодии вплетались в мою картину мира, которая как раз тогда активно формировалась, хотя и была ещё полудетской по содержанию...
В частности, «Встреча» подарила мне возможность услышать многие песни, которые попадались мне на страницах книг, и тем самым «оживляла» их. Особенно повезло роману Ивана Ефремова «Лезвие бритвы», который в юности тоже был для меня своеобразным учебником - жизни, культуры, науки. Именно во «Встрече» я впервые услышала упомянутые там «Серенаду» Шуберта и песню времён русско-японской войны «Плещут холодные волны», потом прозвучало и ещё несколько мелодий из этой книги, которые я к тому времени разыскала сама, но с удовольствием послушала снова. И это стало моими, личными встречами с песней, хотя и не по моим просьбам. Впрочем, и мои письма - по другим поводам - тоже были, и одно из них звучало в эфире...
Но постепенно главным для меня в передаче становились письма, и человеческие истории, звучащие с их страниц. Виктор Татарский говорит, что уже по почерку может понять многое о человеке - возраст, пол, характер... Число писем может достигать сотен и тысяч в месяц, и, конечно же, в эфир попадают далеко не все. В тех же, что звучат в программе - и воспоминания о детстве, юности, об ушедших близких, и размышления - о культуре и искусстве, да и просто о жизни...
Отвечая на вопросы в недавней телепередаче «Линия жизни», Виктор Витальевич сказал, что письма сейчас - в основном грустные, люди - не очень счастливы, да и откуда может быть много счастья в стране, пережившей столько революций и войн? Горько слышать это, хочется поспорить, опровергнуть... Но как будешь спорить, когда слышишь эти письма сама - два или три раза в месяц? Да, не все они таковы. Но то, о чём говорит Татарский - есть... Может быть, оно есть у всех, даже у тех, кто считает себя счастливыми - просто, к счастью, у человека есть что противопоставить горьким минутам жизни. А вылезает наружу ушедшее и несбывшееся, конечно, в часы одиночества, которые у многих бывают в конце жизни... И, мне кажется, многие старики пишут Татарскому, как пишут другу, одному из немногих оставшихся в живых. И «Встреча», может быть - единственное, что осталось неизменным со времён их молодости.
А чем же она привлекает молодых? Да тем же, что и стариков. Многим молодым людям тоже не хватает хорошей музыки, искренних чувств, живого и тёплого общения...
Не хочется разбрасываться штампами, но, думаю, многим передача заменяет поход к психотерапевту, а в юбилейном выпуске, в стихотворном послании одного из слушателей, прозвучали такие слова: «И каждый раз на “Встречу с песней” я, как на исповедь, иду».
Виктору Витальевичу Татарскому - 77 лет. Конечно же, на вопрос о будущем передачи он отвечает, что не может ничего загадывать. Но тут же отмечает, что материала - очень много...
Роясь в Интернете в поисках записей «Встречи» и его интервью, я нашла телепрограмму «Старый телевизор», датированную 1998 годом. В беседе с Дмитрием Дибровым Татарский заявляет, что «не надо говорить о “Встрече” в прошедшем времени», и «ещё лет тридцать передача может существовать, если Господь управит»...
Намерение создать архив легендарной передачи Виктора Витальевича Татарского «Встреча с песней» неоднократно обсуждалось в интернет-сообществах. Эта идея высказывалась и в письмах, звучащих на радио. Ведь «Встреча с песней» - не только старейшая музыкальная передача страны, известная, без преувеличения, миллионам слушателей, это не только новый формат, придуманный на советском радио, но и уникальное явление в масштабах мирового радиовещания, аналогов которому просто нет. Авторская передача Виктора Татарского идёт в эфире с января 1967 года в неизменной концепции, суть которой наиболее ёмко определяет фраза: «песня в судьбе человека».
В бытность широкого распространения проводного и эфирного радиовещания, в период, когда передача звучала на волнах Первой программы Всесоюзного радио, то есть, транслировалась на территорию, превышающую географически СССР, «Встреча с песней» получала до 3 тысяч писем в месяц - рекордное количество корреспонденции среди всех передач советского радио! Она сумела пробудить у радиослушателей желание делиться с миром своими личными историями, связанными с любимой песней или памятной мелодией. И, конечно, «Встречу...» ждали, отмечая в календаре даты эфиров, чтобы в привычный вечер включить радиоприёмник и услышать... голос ведущего, который не спутать ни с каким другим. Голос, непохожий на голоса дикторов советского радио ни тембром, ни подачей. Во времена тотального официоза и шаблонных фраз, звучащих в эфире, потребность в спокойной, доверительной беседе, в искренности интонаций восполняла именно «Встреча с песней»... Именно поэтому в ней в равной степени уникальны и манера работы у микрофона Виктора Татарского, и музыкальные записи (порой раритетные), и, конечно, содержательные письма (письма-воспоминания, письма-исповеди), звучащие в передаче, без которых «Встреча с песней» просто немыслима!
Во «Встрече...» впервые зазвучали записи, которые раньше были в закрытом фонде или вообще запрещены. Нередко с большим трудом Виктору Татарскому и редакторам передачи Терезе Рымшевич и Татьяне Зубовой приходилось преодолевать цензурные запреты как в отношении тем, затрагиваемых слушателями в письмах, так и по поводу записей. Ведь, действительно, редкие фонограммы звучат во «Встрече...» и чаще всего лишь один раз за все годы существования передачи, а если и имеются повторы, то редко - раз в пять лет. Именно во «Встрече с песней» впервые в эфире отечественного радио прозвучали песни Александра Вертинского, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина, Аллы Баяновой, Александра Галича, Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Александра Башлачёва...
Всесоюзное радио архивировало выпуски «Встречи с песней». Многие из этих магнитофонных лент сегодня хранит Гостелерадиофонд России... Передачи периода 2000-х годов публиковал официальный сайт «Радио России». Но этот архив был безвозвратно утерян. А в настоящее время новые выпуски «Встречи с песней» доступны на сайте радиостанции, увы, лишь в течение приблизительно последнего года...
Отдельные выпуски (или их фрагменты) по мере оцифровки давних студийных лент и магнитозаписей из частных аудиоархивов время от времени публикуются на различных сайтах. Так на сайте «Старое радио» появилась коллекция «Встречи с песней» преимущественно середины - второй половины 1980-х годов. Участникам музыкальной соцсети «На завалинке» также удалось собрать часть архивных выпусков радиопередачи. Некоторое время назад сайт «MOSKVA.FM» архивировал записи «Встречи...» и, более того, предлагал текстовые расшифровки выпусков. Однако и этот архив был убран из общественного доступа... Сегодня пользователи социальной сети «ВКонтакте» могут общаться в сообществе «Встреча с песней. Автор и ведущий Виктор Татарский», созданном давней слушательницей радиопередачи Людмилой Калининой. А также слушать опубликованные самими радиослушателями аудиозаписи выпусков передачи «Встреча с песней» разных лет в сообществе «Архив радиопередачи “Встреча с песней”», созданном Сергеем Владимировым. Благодаря слушательнице Елене Маршак веб-архив пополнился целым блоком архивных аудио- и текстовых записей (с расшифровками, а также с указанием, что очень ценно, дат эфиров) многих выпусков передачи. Большую помощь в наполнении веб-архива «Встречи...» оказала член Союза журналистов РФ Надежда Ивановна Юдина из города Дятьково, любезно предоставившая бесценные тетради своей старшей подруги, слушательницы «Встречи с песней» с 1968 года, Азы Степановны Никишиной, которая многие годы методично вела записи выпусков любимой передачи. Также как это делала с 3 января 1968 года Людмила Сысуева из Свердловской области. Она передала веб-архиву свои записи о многих выпусках передачи. Филофонист Борис Щеглов поделился с веб-архивом редкими записями передачи «Встреча с песней», выходившими в эфир с 1983 по 1993 годы, а также помог уточнить значительный объём данных по выпускам разных лет. Вместе с единомышленниками - «поисковой группой из Подмосковья» (так называет их Виктор Татарский), он систематизировал из множества источников информацию о передачах «Встреча с песней», «Запишите на ваши магнитофоны» и «На всех широтах». За что ему и всем его коллегам из «поисковой группы» большое спасибо.
К середине 2019 года киноведом и редактором Еленой Бельской была завершена систематизация информации о «Встрече с песней», взятая из многих источников. Скрупулёзно, в течение нескольких лет Елене Бельской удалось собрать сведения о музыкальных произведениях, звучавших в большинстве выпусков радиопередачи, начиная с 1968 года! Этот список и стал основой веб-архива, предлагаемого вашему вниманию сайтом «Retroportal.ru». Если в информации о выпуске «Встречи с песней» указывались имя исполнителя и аккомпаниатора, то есть, представлялось возможным идентифицировать музыкальные записи и разыскать их (при отсутствии аудиозаписи самого выпуска передачи), то они становились дополнениями к тексту, переданному Еленой Бельской. Таким образом, сегодня пользователи веб-архива имеют возможность не только узнать о музыкальных произведениях, звучавших в том или ином выпуске, но и послушать архивные фонограммы...
На радийном сленге, утвердившемся ещё с советских времён, сюжеты (репортажи, интервью, комментарии), звучащие как в информационных выпусках новостей, так и в программах различной тематики, называются «кадрами». Автор и ведущий Виктор Витальевич Татарский именует «кадром» связку «письмо-песня»: завязка сюжета в содержании письма (иногда это фрагмент книги, статьи), а развязка в песне или мелодии, звучащей следом. В целях максимально подробного раскрытия информации аудиозаписи каждого выпуска «Встречи с песней», найденные на просторах глобальной сети, точно также разделены на «кадры», фрагменты. Они представлены в той же последовательности, что и в выпуске, прозвучавшем в эфире. Именно так, даже в таком виде, сохраняется (что очень важно!) драматургия выпуска, строго подчинённая авторскому замыслу.
Следует обратить внимание на то, что текстовые описания выпусков передачи могут отличаться от их звукового оригинала. В веб-архиве передачи информация по мере возможности подаётся в уточнённом и дополненном виде. Ведь поиски новых данных о названиях, об исполнителях, об авторстве тех или иных музыкальных произведений, о годах их записи никогда не прекращаются. К тому же год от года, благодаря широкому развитию сети Интернет, становится ещё больше известно о каких-то ранее неведомых моментах в биографиях творческих или политических деятелей, упоминаемых в передаче персон. В том числе в открытом доступе находится информация и об участниках «Встречи...». Как выясняется, авторы писем порой это известные в своих кругах личности, с неординарной судьбой, достойные быть героями отдельных интереснейших биографических книг!
Для удобства навигации по веб-архиву под каждым «кадром» (фрагментом) выпуска со знаком «#» (решётка) прописаны ключевые слова (хештеги), при переходе по которым, можно сформировать подборку выпусков на определённую тему, затронутую в письмах радиослушателей и озвученную автором передачи. Кроме того, для удобства поиска по веб-архиву через поисковые системы по мере необходимости под «кадром» (фрагментом) публикуется краткая информация о персонах, как известных, так и о персонах из частной жизни авторов писем, упомянутых в этом фрагменте выпуска.
Большая благодарность всем, кто записывал на магнитофоны «Встречу с песней», сберёг эти записи, а с приходом эры цифрового звука смог оцифровать магнитофонные ленты и продолжает архивировать выпуски передачи. Если у вас имеются старые магнитофонные ленты с записями выпусков радиопередачи, личные списки песен и композиций, которые в разные годы звучали в передаче и которые отсутствуют в опубликованных выпусках на сайте архива, отклики по следам услышанной передачи, а также если вы заметили неточности в описании выпусков, располагаете иной дополнительной информацией, пишите по адресу или через формоотправитель.
Создание веб-архива «Встречи с песней» на сайте «Retroportal.ru» было начато в 2019 году с разрешения автора и ведущего радиопередачи, народного артиста России Виктора Витальевича Татарского.