Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Возвращение раритета
Спустя десятилетия после кражи в музей вернули экспонат
Этот случай в музее Чернышевского называют беспрецедентным. Такие явления огромная редкость, тут подобного не случалось ни разу за всю историю существования хранилища. В экспозицию вернулся украденный ещё в прошлом веке экспонат. До последнего момента, пока реликвия не оказалась у них в руках, сотрудники не могли поверить, что такое в принципе возможно.
Очки украли из витрины
О том, что некто хочет вернуть в экспозицию очки Николая Чернышевского, здесь говорили довольно давно. В марте в дом-музей позвонил московский журналист Виктор Татарский. Он рассказал совершенно невероятную историю.
- Он сообщил, что у него есть очки Николая Гавриловича, - говорит Наталья Соловьёва. - Мы, честно говоря, сначала решили, что это розыгрыш. Да, по музею ходили истории, что в прошлом веке с выставки пропала часть мемориальных вещей. Потом люди поменялись, и об этом стали забывать. А тут этот звонок... Такого просто не бывает!
Подняли документы, и оказалось,что действительно, 16 января 1930 года из музея исчезли очки. При каких обстоятельствах, никто уже рассказать не мог. И вот они появились у Виктора Татарского, который оказался внучатым племянником Николая Гавриловича. Никакого фото, правда, не нашлось, в 30-х экспонаты не снимали, их просто описывали. так что всё было чётко зафиксировано.
Как рассказал Виктор Татарский, некоторое время назад он давал интервью на одном из центральных телеканалов. И журналист спросил его о родстве с Николаем Гавриловичем. Татарский рассказал, что действительно является его потомком по материнской линии.
- Он спросил меня, как я отношусь к этому факту, - рассказал Виктор Витальевич. - Ну, какое может быть отношение? Прапрадедов не выбирают. Тем более что Чернышевский весьма достойная личность. Он также поинтересовался: «Вы. конечно, знаете, что делать?» Я ответил, что делать - не знаю, но точно уверен, чего делать не надо. На том же интервью я рассказал, что о родстве с Чернышевским я узнал в конце 60-х годов. Я получил письмо от Нины Михайловны, внучки Николая Гавриловича, где она поведала мне о том, какая связь между мной и великим прапрадедом.
По словам Татарского, в доме долго не говорили о предках. Он спрашивал маму, почему она скрывала, что их род имеет отношение к Чернышевским, женщина же ответила, что тогда надо рассказывать и о том, что по другой линии в родстве у них белогвардейский полковник. Мама была членом партии, депутатом городского совета. А в те годы люди предпочитали не говорить об этом, боялись. Так несколько поколений было просто отсечено.
- Николай Гаврилович в последне время жил в Саратове, я родился в Ленинграде. В вашем городе я был лишь однажды, встречался с потомками Чернышевского.
И вот после выхода этого сюжета мне позвонил один товарищ, господин... уж не знаю, как его назвать. Его имя я сейчас храню в тайне. Сами поймёте, почему. Он сказал, что видел телепрограмму и, узнав, что я потомок Чернышевского, решился ко мне обратиться. Мужчина рассказал, что в буйной молодости, в 60-х годах, он был на экскурсии в Саратове в доме-музее. На витрине он заметил под стеклом три пары очков, которые, как гласила соответствующая надпись, принадлежали Чернышевскому. Видимо, несмотря на стекло, доступ к ним всё же был. И тогда ещё молодой человек... одни из них позаимствовал. То есть попросту увёл их оттуда.
На экскурсии он был вместе с именитым гостем, на которого было направлено всё внимание сотрудников музея, поэтому у него была такая возможность. В общем, украл он вот эти самые очки. И после того, как он рассказал мне всё это, поинтересовался, что делать? Как быть? Я посоветовал ему вернуть очки на место. Лично он это делать отказался. Сказал, что передаст их мне. А уж я - в музей.
Он сказал, что сейчас его жизнь идёт к закату. И среди прочих скверных дел, которые он в ней сделал, это, пожалуй, одно из самых скверных. До сих пор его мучает совесть за этот проступок. Хорошо, что сохранил эти очки, что они остались целыми и невредимыми. И я связался с домом-музеем.
Очки Виктор Татарский передал в специальном футляре. он, правда, никогда не был экспонатом музея, но относится тоже к середине XIX века. В Саратов раритет вернули с оказией. Её передал в музей корреспондент телеканала «Мир» Евгений Зуев. Съёмочная группа приехала в наш город по своим делам. Церемонию передачи торжественно провели во дворе дома-музея рядом с домом с мезонином.
- Без сомнения, - уверенно заявила директор музея Галина Муренина, когда очки оказались у неё в руках, - эти очки принадлежали Николаю Гавриловичу. - Её уверенность заразила всех присутствующих на церемонии. - Да вы посмотрите портреты Чернышевского. Сравните! Я не знаю, сколько всего очков было в его жизни. Лично у меня - десять. Но, конечно, сомневаться надо всегда. Естественно, мы будем проверять, делать экспертизу.
Чернышевский носил очки с детства. Так что не исключено, что этой вещи порядка 180 лет. В то время очки люди меняли гораздо реже, чем сейчас.
Если предположить, что вернувшийся прибор для нормального зрения принадлежал Чернышевскому, и это именно тот самый пропавший предмет, то он относится к одному из первых экспонатов музея. Окуляры были приняты на баланс в 1920 году. Значились они под номером 60 - очки в простой стальной оправе. Именно такие носил Николай Гаврилович в сибирской ссылке.
- Видимо, не очень хорошо здесь в то время было поставлено музейное дело, если их не удалось узнать, - констатирует главный хранитель Елена Манова.
По словам директора музея, никакого уголовного дела не будет, никакого следствия не предвидится. Уже всё закрыто за давностью лет. Так что виновный в том давнем проступке никакой уголовной ответственности не понесёт.
Очки - это не единственный экспонат, исчезнувший в своё время из стен хранилища.
Елена Николаевна обнаружила несколько записей утраченных вещей. В их числе сувенирный столбик, который Николай Гаврилович получил при пересечении границы Европы и Азии, когда ехал в ссылку в Сибирь. тогда такие столбики вручали многим путешественникам. Кроме того, пропал мундштук Николая Гавриловича. А в 1925 году при реставрации дома были украдены часы Чернышевского.
- Это большая редкость, когда реликвию возвращают обратно, - говорит Галина Муренина. - У нас такого раньше никогда не было. Спасибо, что человек сохранил экспонат. он понимал, что взял и насколько это ценно для истории.
- Эти очки Николаю Гавриловичу присылали в Сибирь родственники, - рассказала сотрудник музея Светлана Клименко. - Он пробыл в ссылке до 1864 года, потом уехал в Астрахань, оттуда, в 1889-м - в Саратов. Мы ещё раз свяжемся с Виктором Татарским, всё ещё раз хорошо выспросим. Есть определённые разночтения. Здесь речь идёт о 60-м годе, а согласно записи, пропали очки ещё в 30-х. И по всем подсчётам, похитителя уже нет в живых. Нужно проводить исследования, экспертизу. Прежде всего, установить возраст, а уже потом делать окончательные выводы.
Музейные кражи
Самым крупным в истории краж произведений искусства считают ЧП в Музее современного искусства в Париже в мае прошлого года. Преступники вынесли сразу пять картин выдающихся художников прошлого века - это «Пастораль» Анри Матисса, «Женщина с веером» Амедео Модильяни, «Натюрморт с подсвечниками» Фермана Леже, «Оливы близ Эстака» Жоржа Брака, «Голубь с зелёным горошком» Пабло Пикассо. По подсчётам экспертов, цена всех украденных картин составляет 500 миллионов долларов. Похитители до сих пор не установлены.
В России самым резонансным подобным происшествием стало исчезновение экспонатов из Эрмитажа. Их пропажу обнаружили в 2006 году. В ходе внутренней плановой проверки установили, что исчез 221 экспонат. Большая часть - эмали XV-XIX вв. из хранения Русского отдела. Общая стоимость пропавших из Государственного Эрмитажа экспонатов оценивается в 130 миллионов рублей. Сейчас найдены около тридцати предметов. Некоторые из них были добровольно возвращены коллекционерами и антикварами, часть подбросили к зданиям правоохранительных органов. Вообще, Эрмитаж не раз становился объектом посягательств любителей наживы. В 1994-м из его Золотой кладовой пропали три римские монеты, датируемые 31-41 гг. нашей эры, и две медали 177-192 гг.нашей эры. Похитителями оказались сотрудники милиции из охраны музея. Реликвии не найдены. Также в 1994 году из Эрмитажа была похищена египетская ваза стоимостью около 1 млн долларов. Спустя год похититель задержан, экспонат возвращён в экспозицию. А в 2001 году здесь вырезали из рамы и вынесли полотно Жана Леона Жерома «Бассейн в гареме» (1876). Страховая стоимость картины составляет 1 млн долларов. Картина и похитители не найдены.
Страдали от воров и менее крупные музеи. В 1992 году из Сочинского художественного музея вынесли 14 картин Айвазовского, Васнецова, Кустодиева, Поленова, Кончаловского. Общая стоимость украденных полотен по ценам чёрного рынка составляла примерно 150 000 долларов. 13 из 14 картин возвращены музею, последняя обнаружена в США. В 2004 году в Плёсе Ивановской области из Музея пейзажа похищено полотно Ивана Шишкина «Луг на опушке леса. Сиверская» (1887). В ноябре 2005 года неизвестный принёс картину во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр для установления подлинности. Картина была конфискована и возвращена музею.
В 1994 году из Российской национальной библиотеки были похищены 92 древние уникальные рукописи и ритуальные предметы общей стоимостью 139,41 млн долларов. Преступление раскрыли на следующий день. Рукописи и ритуальные предметы были возвращены.
Ольга Летувет, газета «Репортёр», № 20 (950), 25 мая 2011 года
Статья любезно предоставлена веб-архиву «Встречи с песней»
Другие публикации о «Встрече с песней» и Викторе Татарском
Создание открытого общедоступного веб-архива самой уникальной в истории мирового радиовещания передачи «Встреча с песней» начато в 2019 году с одобрения народного артиста России Виктора Витальевича Татарского. Основу контента составляют личная фонотека автора и ведущего передачи, аудиозаписи и текстовые материалы из коллекций филофонистов и радиослушателей, фондов библиотек и архивов России и Беларуси.
Для дальнейшего пополнения веб-архива передачи будем признательны всем неравнодушным людям, в коллекциях которых есть любые материалы, имеющие непосредственное отношение ко «Встрече с песней» и персоне Виктора Татарского: магнитофонные бобины и компакт-кассеты с записями «Встречи...» (или их оцифровки), текстовые заметки о содержании выпусков, газетные и журнальные публикации с интервью Виктора Татарского, воспоминаниями и откликами о «Встрече с песней», биографическими материалами об авторах писем - участниках передачи и кто может поделиться ими с веб-архивом, пишите по адресу или через формоотправитель.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте © RETROPORTAL.ru 2002 – гг.