Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Авторы писем и участники передачи
Борис Семёнович Вайсберг
(Екатеринбург)
Писатель и краевед, член Союза российских писателей, лауреат Бажовской премии Борис Семёнович (Симхович) Вайсберг родился 19 октября 1933 года в Днепропетровске. Во время войны был эвакуирован в Казахстан, где окончил среднюю школу, в которой его учителем литературы был один из основоположников детского книгоиздания в СССР Генрих Леопольдович Эйхлер. Учился Борис Вайсберг в Московском станкоинструментальном институте, а по его окончании, получив специальность инженера-механика, был направлен в Свердловск на Уралмашзавод. С 1965 по 1997 годы работал инженером на Уральском турбомоторном заводе (объединении «Турбомоторный завод»).
Борис Вайсберг много печатался, в том числе в журнале путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики
Письмо Бориса Семёновича Вайсберга, посвящённое Елене Викторовне и Георгию Викторовичу Янковским, прозвучало по «Радио России» 8 июля 2000 года в 821 выпуске «Встреча с песней»:
«...история такая: в соседнем со мной доме, улица Уральская, 68, жила удивительная женщина Елена Викторовна Янковская. В молодости - в десятых годах XX века была она начинающей певицей, возможно, талантливой, но на её глазах расстреляли её жениха, бывшего царского офицера и она потеряла голос. Был у неё брат, Георгий Викторович Янковский, один из выдающихся российских авиаторов, соратник знаменитого Игоря Ивановича Сикорского. Герой Первой мировой войны Янковский затем исчез из поля моего зрения. Я писал о нём очерк, который был опубликован в журнале “Уральский следопыт”. Подозреваю, что за связь с эмигрировавшим Сикорским, он мог пострадать, а сестра его - оказаться здесь, на Урале. Елена Викторовна знала несколько языков, работала переводчиком. Мне рассказывали, что она хорошо знала наших великих певцов - Шаляпина, Обухову, Лемешева, ведь Сергей Яковлевич начинал именно в Свердловске в 1920-х годах. После смерти Елены Викторовны в 1970-х осталось много фотографий Сикорского, Янковского, даже группы первых российских лётчиков, снявшихся вместе с императором Николаем II в 1913 году. И мне очень хочется проследить судьбу замечательного авиатора Георгия Викторовича Янковского, участника перелёта Петербург-Москва в 1911 году. Может быть, кто-то сообщит что-нибудь о судьбе лётчика. А в память замечательной женщины, Елены Викторовны Янковской, прошу включить во “Встречу...” любое произведение в исполнении Сергея Яковлевича Лемешева, тем более, что скоро, 10 июля, день его рождения...»
Журнал «Уральский следопыт», №9, 1989 год
Здравствуйте, лётчик Янковский
Удивительные виражи вытворяет история. События происходили, кажется, давным-давно, едва ли не в прошлом веке. И люди, связанные с теми событиями, были тебе совершенно не знакомы. Как вдруг узнаёшь, что в соседнем доме жила пожилая женщина, с которой ты наверняка встречался на улице, но не обращал внимания...
Елена Викторовна Янковская была полиглотом. В совершенстве владела то ли восемью, то ли десятью языками. Работала она переводчиком в УНИХИМе - Уральском научном институте химии, что в Свердловске. По воспоминаниям сослуживцев, эта одинокая женщина была проста, приветлива, широко образована. На склоне лет специально училась в Уральском политехническом институте, чтобы разбираться в технике.
Часто приходили к ней домой те, кто нуждался в переводах с иностранного. И никому Елена Викторовна не отказывала, ни с кого, между прочим, денег не брала.
Однажды пришёл к ней на улицу Уральскую, дом №68, на Пионерском посёлке, молодой человек - Борис Бурдаков, мастер ГПТУ №25, коллекционер. Он раздобыл авиационные значки с надписью на французском. Ему посоветовали обратиться к старушке-полиглоту. Переведя надписи, Елена Викторовна сказала, что тоже любит авиацию, что у неё был брат - Георгий Викторович Янковский, один из первых российских лётчиков. Правда, его забыли. Вот его фотографии. И она разложила перед Бурдаковым десятка два старинных снимков. Попросила зайти в другой раз - она найдёт и покажет ещё много интересных бумаг, документов, фотографий. А эти может забрать с собой.
Когда Борис Бурдаков пришёл в следующий раз, Елены Викторовны уже не было в живых. Квартиру сменяли, хозяева уехали, бумаги куда-то исчезли. Нить оборвалась, не успев завязаться. Правда, остались фотографии, судя по всему - уникальные. Бурдаков показал их мне, мы работаем на одном заводе - турбомоторном.
На одном снимке изображён знаменитый русский авиатор, лётчик и конструктор летательных аппаратов Игорь Иванович Сикорский. В левом нижнем углу его размашистый автограф: «Глубокоуважаемой Флоре Эдуардовне Янковской - от преданного И. Сикорского». Сделан снимок в очень известной фотографической мастерской К.К. Булла на Невском проспекте в Санкт-Петербурге примерно в 1913 году. Подарен матери Елены Викторовны и Георгия Викторовича Янковских.
А вот и сам Г.В. Янковский - выпускник Варшавской лётной школы «Авиата». Надписи по-польски. На другой фотографии он же на самолёте, и надпись: «Авиатор Янковский, прибывший в Торжок на аэроплане Блерио, 1911 г., июля 12». На третьей он снят вместе с человеком по фамилии Лерхе на автомобиле. На четвёртом и нескольких других снимках - авиатор по фамилии Раевский. Наконец фотография, которая, видимо, объединяет их всех. По-моему, это совершенно уникальный документ, поэтому ради интриги отложим её «на потом»...
Меня очень заинтересовал Янковский. Кто он? Почему так мало о нём известно? Только лишь потому (это легко догадаться), что был он близок с Сикорским, а всемирно известный авиаконструктор уехал из России в Америку в 20-х годах? За какую ниточку потянуть?
После первой маленькой информации в городской газете откликнулся инженер УНИХИМа Л.Е. Семёнов, сослуживец Е.В. Янковской. Много интересного рассказал Леонид Евгеньевич о Елене Викторовне, умершей в 1972 году в Свердловске. О том, что ходит по городу её альбом с автографами знаменитых музыкантов, с некоторыми из которых она училась в Московской консерватории: В. Барсовой, Ф. Шаляпина. О её драме: на её глазах был расстрелян жених, военный, по-видимому, белый офицер, после чего она потеряла голос и не смогла петь. Интересная судьба, она ещё ждёт своего исследования, а пока я занимаюсь её братом.
Свердловский журналист, знаток истории авиации В. Зайцев нашёл в книге «Соперники орлов» (авторы Е. Королёва и В. Рудник) любопытную фразу о том, что в 1913 году рекорд высоты в 3680 метров установил авиатор Янковский Г.В. Есть ниточка! Всё сходится. Потом и я нашёл в книге П.Д. Друзя «История воздухоплавания и авиации в России» такие строки: «При испытании самолётов вместе с конструктором (Сикорским. - Б.В.) работали пилоты Г.В. Алехнович, Г.В. Янковский и механик-двигателист В. Панасюк... Биплан №10, пилотируемый Алехновичем, и моноплан №11, пилотируемый Янковским, вышли победителями на военном конкурсе аэропланов в 1912 г.»
Значит, это реальная фигура. Запросил Центральный Дом авиации и космонавтики в Москве. Фамилия Янковского у них не значится, ответили, в то время как картотека авиаторов очень подробная, добавили. То есть намекнули, что ничего выдающегося, не теряйте время - если уж у нас нет...
Странно и непонятно! Я позволил себе не согласиться и продолжал поиск. Написал в Торжок Калининской области, в местный музей, приложив фотографию с надписью об этом городе. Да, такое имя им известно, ответили из музея. Этот авиатор был участником первого перелёта Петербург - Москва. Сел на вынужденную в районе Торжка, здесь и был сфотографирован. Этого снимка в музее нет, благодарят за подарок.
Приятно сделать пусть маленькое, но доброе дело. Теперь жители старинного городка увидят в лицо одного из первых русских авиаторов. Кстати, в том же перелёте Петербург - Москва участвовал и очень известный лётчик С. Уточкин. Он тоже вынужден был приземлиться у Торжка.
Тем временем товарищи, зная о моих поисках, подсказали, что во 2-м издании «Истории воздухоплавания и авиации в России» П. Друзя снова пишется о Янковском. «Вызванный на заседание комиссии (по воздушным кораблям “Илья Муромец”. - В.В.) военный лётчик эскадры подпоручик Г.В. Янковский доложил о трудностях управления самолётом “Илья Муромец”... Из-за больших нагрузок на рули давление на штурвал достигало 70—80 килограммов и руль в момент посадки, кроме лётчика, тянул также механик или второй пилот».
Так значит, мой герой имел отношение к первому русскому многомоторному самолёту! А Центральный Дом авиации и космонавтики пребывает в неведении? Пришлось сообщить туда о моих скромных изысканиях и попросить ещё раз тщательно проверить по фондам.
Вспомнилось, что много лет назад с огромным интересом читал книги нашего известного лётчика-испытателя Марка Галлая. И было в них много из истории авиации. Но о Янковском там не было. На мой вопрос Галлай очень быстро и чётко ответил, что действительно не слышал о таком лётчике, но есть у нас историк авиации В.В. Король, живущий в Ленинграде, он знает всё, адрес такой-то.
Не теряя времени посылаю Владимиру Васильевичу копии фотографий и прошу помощи. Это был настоящий праздник, ответил Владимир Васильевич. Такого количества и столь редких фотографий он никогда не получал. О Янковском, конечно, знает, разрозненных сведений о нём немало в прессе начала века. По моему примеру Король завёл «дело» на Янковского и скоро пришлёт мне выписки из печати. А пока сообщает то, что известно.
Родился Георгий Викторович в 1889 году. В 1911 окончил Варшавскую лётную школу «Авиата» и получил диплом за №25 - по аэроплану «Блерио». Его товарищ Максим Германович Лерхе получил диплом за следующим номером 26. Янковский учился в одном из германских политехнических институтов. Заниматься воздухоплаванием начал в Италии. Много летал за границей. Принял участие в Царскосельской авиационной неделе и стал её победителем, поднявшись на головокружительную по тем временам высоту - 1100 метров.
...Наконец ЦДАК в Москве прислал уже не отписочный ответ. С некоторым удивлением сообщают, что Янковский внёс большой вклад в русскую авиацию. Учёный секретарь пишет: «Г.В. Янковский занимался конструированием самолётов. По его предложению был построен тренировочный аэроплан С-12 с двигателем “Гном” в 80 лошадиных сил, с полётной массой 681 кг. Это был первый самолёт русской конструкции, на котором в сентябре 1913 года он выполнил “мёртвую петлю” (“петля Нестерова”)... Самолёт был удачным, строился в небольшой серии (10-12 экземпляров), прослужил в советской авиации в гражданскую войну вплоть до 1922 года. Русскими лётчиками М.Г. Лерхе, Г.В. Янковским и итальянцем Ф.Э. Моска, работавшим в России, был построен моноплан ЛЯМ (по начальным буквам конструкторов). Самолёт был выполнен очень чисто, отличался прекрасной летучестью, хорошо выполнял виражи...»
Вот как! Первый выполнил «мёртвую петлю» на русском самолёте! Сентябрь 1913-го, это значит, примерно через месяц после самого Петра Нестерова, исполнившего эту фигуру на аэроплане иностранной конструкции, если не ошибаюсь, на «Ныопоре».
Всё чаще фамилия Янковского стала встречаться с добавлением слов «первый» или «один из первых». Интереснейшие данные прислал В.В. Король. Все газеты и журналы начала века были им просмотрены. И почти везде нашёл он упоминания о лётчиках, в том числе и о нашем герое.
О полётах Георгия Викторовича пишут «Воздушный справочник» и «Искры», «Кронштадтский вестник» и «Утро России», «Петербургская газета» и журнал «Нива».
На способного, подающего большие надежды авиатора обратил внимание сам Игорь Иванович Сикорский, восходящая звезда мирового самолётостроения. Он пригласил Янковского на авиационный завод и предложил стать помощником и лётчиком-испытателем. И Янковский летал на первых в мире многомоторных самолётах, установив ряд рекордов. Его эволюциями в воздухе восхищались не только соотечественники, но и иностранцы. Прославленный француз Адольф Пегу, у которого Пётр Нестеров выиграл первенство в выполнении «мёртвой петли», воскликнул: «Я пришёл в восторг от искусства Янковского, он проделал петли чисто и красиво».
Георгию Викторовичу довелось участвовать в Первой мировой войне. Журнал «Нива» за 1916 год напечатал снимок лётчика у боевого самолёта «Ньюнор». Надпись гласит: «Охотник (так называли добровольцев. - Б.В.) унтер-офицерского звания Янковский за отличие в делах произведенный в прапорщики инженерных войск». Наконец в «Истории воздухоплавания и авиации в России» сказано, что «Янковский за свои воздушные победы получил все существовавшие тогда награды».
На этом следы одного из славных пионеров русской и шире - мировой авиации обрываются. Более чем через полвека обнаружились они в виде фотографий у сестры Янковского в Свердловске. Но что с ним было после Первой мировой войны? Как закончились его дни? Инженер УИИХИМа Л.Е. Семёнов, бывавший дома у Елены Викторовны, вспоминает, что на её столе стоял календарь, открытый на 1937 годе. Быть может, эта память о трагическом годе советской истории как-то связана с судьбой брата? Пока неизвестно.
Теперь самое время рассказать о той, интригующей фотографии, сохранившейся от Е.В. Янковской. На ней снята большая группа лётчиков у огромного самолёта, на носу которого отчётливо видны буквы Р.Б.В.З. - Русско-Балтийский вагонный завод. На этом заводе изготовлялись первые русские многомоторные аэропланы. В центре фотографии, в шинели - император Николай II, слева от него - конструктор самолёта И.И. Сикорский, левее сидит, в шлеме, Янковский. Комментарий В.В. Короля: «На снимке запечатлён прилёт самолёта “Русский витязь” в Красное Село 25 июля 1913 года».
Между прочим так совпало, что в те дни, когда я собирал материал о Янковском, повторяли фильм «Поэма о крыльях».
Есть в фильме эпизод, помните: помощник Сикорского гибнет в аварии. Уж не прообраз ли это Янковского, бывшего так же помощником? Загадка...
Между тем в последние дни поисками следов Янковского по уральским, а затем и ленинградским материалам заинтересовались польские товарищи из газеты «Жолнеж водности» - «Солдат свободы». Поскольку Георгий Викторович был, очевидно, поляком, окончил Варшавскую лётную школу. Быть может, эта ниточка приведёт к интересным результатам? Есть большая надежда, что теперь, когда имя одного из первых российских авиаторов вырвано из забвения, кто-нибудь откликнется. Могут найтись и те исчезнувшие бумаги сестры лётчика, что находились в Свердловске в двух шагах от моего дома. Всё это помогло бы достойно встретить юбилей выдающегося лётчика. В этом году сто лет со дня его рождения.
Борис Вайсберг
За прошедшие десятилетия с момента выхода в свет журнала «Уральский следопыт» с публикацией Бориса Семёновича Вайсберга «Здравствуйте, лётчик Янковский», ставшей, по сути, первым биографическим материалом в периодике о Георгии Викторовиче Янковском, биография лётчика восстановлена обстоятельнее. Тем не менее, в различных источниках по-прежнему указываются разные даты жизни Георгия Янковского - 1890-1943, 1889-1944 или 1888-1944.
Наиболее достоверно известно то, что Георгий Викторович (Ежи-Витольд) Янковский родился в польском городе Лодзь. В 1907 году окончил Суворовский кадетский корпус, а в 1911 - частную школу пилотов «Авиата» в Варшаве.
Был лётчиком-испытателем у Игоря Сикорского на Русско-Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. В 1912 году, вместе с лётчиком Максом Лерхе и итальянским конструктором Франческо Моска, разработал моноплан «ЛЯМ», на котором установил всероссийский рекорд высоты. Современная пресса отмечала, «что этот русский рекорд высоты поставлен русским пилотом, на русском аппарате ЛЯМ, построенном в России и из русских материалов». Весной 1913 года на моноплане С-11 Георгий Янковский выиграл второй приз на соревновании в Петербурге, а в 1914 году выполнил «мёртвую петлю» на самолёте С-12.
С началом Первой мировой войны поступил охотником в 16-й корпусный авиационный отряд (КАО) в центральной Польше на правах вольноопределяющегося, летал вместе с Максом Лерхе на самолёте С-12А. 18 октября 1914 года был произведён в прапорщики инженерных войск «за отличия в делах против неприятеля» главнокомандующим армиями Юго-Западного фронта, затем командующим 9-й армией произведён в подпоручики. Георгий Янковский стал лучшим разведчиком. До конца 1915 года он совершил 66 боевых вылетов общей продолжительностью 90 часов 25 минут. 22 марта 1915 года он сбил свой первый самолёт противника. После освобождения Галиции и приезда туда Николая II, Янковского с его самолетом С-12А, направили на защиту царского поезда. Затем лётчик перешёл в Эскадру воздушных кораблей, был командиром корабля «Илья Муромец-3». Произведён в поручики 29 марта 1917 года, в штабс-капитаны - 6 августа того же года.
В Гражданскую войну Георгий Янковский участвовал в Белом движении в составе Донской армии и Вооружённых сил Юга России. В 1919 году - лётчик 3-го самолётного отряда, затем служил в 6-м авиационном отряде. Эвакуировался из Феодосии 5 апреля 1920 года на корабле «Константин».
В эмиграции находился в Югославии, был лётчиком в ВВС Хорватии. Весной 1941 года немцы включили хорватские части в состав люфтваффе, таким образом, Георгий Янковский оказался на авиабазе в Сеще, откуда в 1941 году летал бомбить Москву (где в это время жила его мать), служил в 5-й бомбардировочной группе Хорватского авиационного добровольческого легиона, затем в Русском корпусе. Погиб лётчик во время посадки на подбитом югославскими партизанами бомбардировщике.
В числе наград Г.В. Янковского Георгиевские крест 3-й и 4-й степени, Орден Святой Анны 4-й степени с надписью «за храбрость», Орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом, Орден Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом, Орден Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом.
О родной сестре Георгия Янковского - Елене Викторовне Янковской (1885-1972) известно немного, и сегодня практически нечего добавить к фактам биографии, упомянутым Борисом Семёновичем Вайсбергом. Елена Янковская училась в Московской консерватории вместе с Надеждой Обуховой и Валерией Барсовой по классу профессора Умберто Мазетти. Действительно, так трагически случилось, что у Елены Викторовны пропал голос, певицей она не стала, но любовь к искусству и музыке её не покинула. Елена Янковская собрала уникальную коллекцию автографов, биографий и портретов знаменитых российских и европейских артистов, композиторов, музыкантов и режиссёров начала ХХ века. 220 фотопортретов: открытки, оригинальные фотографии, пересъёмные фотографии. Автографы и фотопортреты дублированы на альбомные листы, практически рядом с каждым портретом помещена машинописная биография артиста.
30 сентября 1963 года газета «Вечерний Свердловск» писала: «Внешне этот маленький альбом ничем не примечателен. Но вот открываются первые страницы и невольно вырывается возглас: Титта Руффо! Елена Викторовна улыбается: да, это Титта Руффо, голос которого знает весь мир. Когда он приезжал в Варшаву - это был 1907 год, - вспоминает Елена Викторовна, - мы с сестрой слушали его в “Риголетто”...» Впервые широкой аудитории альбомные страницы Елена Янковская демонстрировала 7 января 1964 года в музыкально-литературной передаче Свердловской студии телевидения. Сегодня они представлены на сайте
Из коллекции Елены Викторовны Янковской
Маттиа Баттистини на прогулке.
ТИТТА РУФФО /1877 - 1953/ - выдающийся итальянский певец /баритон/. Родился в Г. Пизе в семье кузнеца. Учился в Риме в музыкальной академии и в Милане у педагога Казини. В 1898 дебютировал в Риме в опере «Лоэнгрин». Гастролировал во многих странах мира. В России выступал в 1905 - 1907 годах, неоднократно пел с Л.В. Собиновым. Был одним из крупнейших оперных певцов. Он обладал исключительным по красоте голосом и совершенным вокальным мастерством. Партии: Ренато, Риголетто, Фигаро, Скарпиа, Тонио, Демон и другие.
КОМИССАРЖЕВСКАЯ Вера Фёдоровна /1864 - 1910/ - выдающаяся русская актриса. С 1896 по 1902 играла в Петербургском Александринском театре. Умерла 10 февраля 1910 года в Ташкенте от чёрной оспы.
ШТРАУС Иоганн /сын/ 25.X.1825 - 3.VI.1899 - австрийский композитор, скрипач и дирижёр. Родился в Вене в семье известного композитора И. Штрауса. Учился у Ф. Амона /скрипка/ и Й. Дрекслера /композиция/. В 1844 создал свой оркестр, с которым совершал турне по Европе и США. В 1856 - 1865, 1869, 1872, 1886 гастролировал в России /дирижировал летними концертами в Павловске близ Петербурга/. Написал около 500 произведений танцевальной музыки - вальсов, галопов, полек, кадрилей и т.п. Развил и усовершенствовал форму вальса, создал классичсеские образцы венского вальса. Штраус - основоположник «танцевальной оперетты». Наиболее популярны: «Летучая мышь» /1874/, «Ночь в Венеции» /1883/ и «Цыганский барон» /1885/.
ИППОЛИТОВ-ИВАНОВ Михаил Михайлович /19.XI.1859 - 1935/ - русский советский композитор, педагог, дирижёр и музыкально-общественный деятель. Народный артист РСФСР /1922/. В 1882 окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции Н.А. Римского-Корсакова. Автор опер «Ася», «Измена» и «Оле из Норланда». Был дирижёром Большого оперного театра, где под его руководством были поставлены оперы «Декабристы» Золотарёва, 1925 год и «Тупейный художник» Шишова, 1929 год. Инструментовал сцену у В. Блаженного, впервые включённую в постановку оперы «Борис Годунов» Мусоргского /1927/.
ШТРАУС Рихард /1864 - 1949 - выдающийся немецкий композитор и дирижёр. Один из крупнейших оперных и симфонических дирижёров мира. Концертировал в России в 1896 году.
ТАГИЗАДЕ НИЯЗИ Зульфугарович 20/VIII 1912 - Народный артист СССР, композитор и дирижёр Азербайджана. Главный дирижёр театра оперы и балета имени Ахундова в Баку. Лауреат Государственных премий СССР в 1951 и 1952 годах.
СОБИНОВ Леонид Витальевич /7.VI.1872 - 14.X.1934/ - великий русский певец - лирический тенор. Народный артист Республики. Родился в Ярославле в семье приказчика. В 1894 году окончил юридический факультет МГУ. В 1892 поступил в музыкальное училище в класс пения, окончил в 1897 году. В том же году 24/IV был принят в состав оперной группы Государственного Большого театра. /Дебют в партии Синодала/. Стал одним из крупнейших певцов. В 1905 - 1911 годах выступал на сценах лучших европейских театров. Лучшие партии: Ленский, Альфред, Лоэнгрин, Баян, Владимир, Берендей, Левко и другие.
ШАЛЯПИН Фёдор Иванович /13.II.1873 - 12.IV.1938/ - великий русский певец /бас/. Родился в Казани. С детства пел в архиерейском хоре, где получил первые познания в музыкальной грамоте. В 1890 поступил в хор оперной труппы в Уфе. В 1892 году бесплатно учился у вокального педагога Д.А. Усатова. В 1894 из Тифлисского оперного театра, где пел сольные партии, уехал в Москву, где пел в театре Мамонтова и Большом. В 1922 году уехал на гастроли за границу и не вернулся. Шаляпин был гениальным певцом.
СТАНИСЛАВСКИЙ Константин Сергеевич /17.I.1863 - 7.VIII.1938/ - великий советский режиссёр, актёр и теоретик театрального искусства, создатель и руководитель Московского Художественного театра. Народный артист СССР /1936/. Родился в семье фабриканта С.В. Алексеева. Награждён орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.
КНИППЕР-ЧЕХОВА Ольга Леонардовна /21.IX.1868 - 22.III.1959/ - русская советская актриса. Народная артистка СССР /1937/. В 1895 была принята на драматическое отделение Музыкально-драматического училища /класс В.И.Немировича-Данченко/. Дебютировала в первом спектакле МХАТ - «Царь Фёдор Иоаннович» в роли царицы Ирины /1898/. Одна из первых актрис МХАТа, обладавшая высокой культурой, вкусом и требовательностью к себе. Удостоена Государственной премии СССР.
Автограф Ансельми: «Весь мир - театр, жизнь - это фарс, человек - марионетка и пока он живёт, представляет какую-нибудь сценку».
АНСЕЛЬМИ Джузеппе /16.XI.1876 - 27.V.1929/ - итальянский артист оперы /тенор/ и композитор. Обладал голосом красивого тембра и большой силы. Яркий представитель искусства «бельканто». Е.В. Янковская приобрела этот портрет в фотографии и получила на нём автограф замечательного певца. Из всех теноров мира он произвёл на неё весьма сильное впечатление своим голосом мягкого серебристого тембра. С успехом он выступал в партиях Герцога и Каварадосси.
АДЕЛЬГЕЙМ Роберт Львович /1860 - 1934/ - Народный артист РСФСР /1931/. Окончил в Венской консерватории драматическое отделение. Вернулся в Россию в 1895 году. С успехом дебютировал в Житомире в роли Уриель Аксоты. Около 40 лет работал как популярный артист-гастролёр. Периодически выступал с братом Рафаилом в Москве и Петербурге.
ВАРЛАМОВ Константин Александрович /23.V.1848 - 15.VIII.1915/ - русский актёр, сын композитора А.Е. Варламова. Имел хороший голос и выступал не только в драматических постановках, комедиях и водевилях, но и в опереттах. С 1875 года играл до конца жизни в Петербургском Александринском театре. Его называли «царём смеха».
КАВАЛЬЕРИ Лина /25.XII.1874 - 7.II.1944/ - итальянская артистка оперы /сопрано/. Пению обучалась у М. Мариани. На оперной сцене впервые выступила в 1900 году в неаполитанском театре «Сан-Карло». Обладала чистым и свежим голосом небольшого диапазона, но пользовалась успехом, благодаря искреннему и эмоциональному исполнению при исключительно красивой внешности. Была фавориткой герцогов и королей. Партии: Маргарита, Недда, Мими. Тоска, Манон, Виолетта и другие.
В коллекции Елены Янковской представлены также оригинальные автографы Ивана Козловского, Сергея Лемешева, Давида Ойстраха, Николая Фигнера, Антонины Неждановой, Валерии Барсовой, Дмитрия Смирнова, Надежды Обуховой, Георгия Бакланова, Михаила Каракаша, Елены Цветковой, Варвары Зарудной-Ивановой, Эжена Изаи, Пабло Сарасате, Екатерины Рощиной-Инсаровой, Жака Тибо, Иосифа Гофмана, Артура Никиша, Умберто Мазетти, Аделины Патти, Марии Гай, Сигрид Арнольдсон и многих других.
Создание открытого общедоступного веб-архива самой уникальной в истории мирового радиовещания передачи «Встреча с песней» начато в 2019 году с одобрения народного артиста России Виктора Витальевича Татарского. Основу контента составляют личная фонотека автора и ведущего передачи, аудиозаписи и текстовые материалы из коллекций филофонистов и радиослушателей, фондов библиотек и архивов России и Беларуси.
Для дальнейшего пополнения веб-архива передачи будем признательны всем неравнодушным людям, в коллекциях которых есть любые материалы, имеющие непосредственное отношение ко «Встрече с песней» и персоне Виктора Татарского: магнитофонные бобины и компакт-кассеты с записями «Встречи...» (или их оцифровки), текстовые заметки о содержании выпусков, газетные и журнальные публикации с интервью Виктора Татарского, воспоминаниями и откликами о «Встрече с песней», биографическими материалами об авторах писем - участниках передачи и кто может поделиться ими с веб-архивом, пишите по адресу или через формоотправитель.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте © RETROPORTAL.ru 2002 – гг.