RETROPORTAL.ru
© 2002 – гг.
Каталог музыкальных сайтов
Видеоархив «Retroportal.ru»
Эксклюзивные интервью
Новости сайта: @RETROportalRU
ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Карта сайта Подробно о сайте Яндекс.Метрика      © RETROPORTAL.ru     2002 – гг.



Навигация по архиву:

Поиск по архиву:

Выпуски передачи:

Сообщество «ВКонтакте»:

«Встреча с песней»

Веб-архив радиопередачи

Авторы писем и участники передачи

Дмитрий Сергеевич Езерский
(Москва)



Дмитрий Сергеевич Езерский

Советский лётчик гражданской авиации, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, капитан Дмитрий Сергеевич Езерский родился 15 (28) февраля 1917 года в посёлке Жуковка Брянского уезда Орловской губернии (ныне - город в Брянской области России) в семье рабочего-железнодорожника Сергея Владиславовича (1884-1918), трагически погибшего в железнодорожной катастрофе через год после рождения сына, и Татьяны Макаровны (1886-1977).

Дмитрий окончил школу-семилетку и школу фабрично-заводского ученичества. Трудился токарем на Жуковском механическом обозном заводе.

В 1938 году Дмитрий Езерский завершил обучение в Батайской авиационной школе Гражданского Воздушного Флота (ГВФ) в Ростовской области и с сентября 1939 года стал лётчиком-пилотом в 209-м авиаотряде ГВФ в Башкирии. В марте 1941 года - пилот Киевской особой авиагруппы ГВФ на Украине.

В июне 1941 года, с началом Великой Отечественной войны, был зачислен в Красную Армию и назначен пилотом 4-го авиаотряда Киевской особой авиагруппы ГВФ при штабе Юго-Западного фронта. С октября 1941 года - в авиационном отряде ГВФ при 40-й армии Юго-Западного фронта. Был командиром звена, затем шеф-пилотом Военного совета армии (перевозил командующего армией и его заместителей).

Пилот самолётов «Ли-2» и «Си-47» Дмитрий Езерский, 1940-е годы

Из статьи Андрея Каштеляна «Легендарный пилот - ровесник революции», газета «Жуковские новости», 3 апреля 2018 года:

      «Однажды Езерскому пришлось лететь над Жуковкой. Это было глубокой осенью сорок первого года, когда посёлок был уже оккупирован немецко-фашистскими захватчиками. Дмитрий пошёл на риск и в предрассветных сумерках снизился до 300 метров. Сердце пилота сжалось, когда он увидел совершенно другую Жуковку, где прошли его детские и юношеские годы. Немецкие варвары уничтожили и разрушили некоторые дома. От обозного завода, на котором он когда-то работал, осталось несколько скелетов зданий цехов.

      Лётчик уже много видел зверств немцев, страшных разрушений, и его сердце кипело ненавистью к подлым захватчикам. Его ненависть вдвойне жгла сердце, настойчивей взывала к непримиримой беспощадной мести. Он очень любил Жуковку, часто навещал мать. Отпуск 1971 года провёл с семьёй в палатке на берегу Десны, увлечённо занимаясь рыбной ловлей...»

В апреле 1942 года Дмитрий Сергеевич был отозван с фронта и направлен на переобучение пилотом транспортных самолётов «Ли-2» и «Си-47» («Дакота»). С июля 1942 года - пилот, а с сентября того же года - командир кораблей «Ли-2» и «Си-47» в Московской авиагруппе особого назначения. В декабре 1942 года эта группа была преобразована в 1-ю транспортную авиационную дивизию ГВФ, базировавшуюся во Внукове. Отсюда Дмитрий Езерский выполнял ночные полёты в тыл противника: доставлял партизанам вооружение, боеприпасы, медикаменты, различное снаряжение, эвакуировал тяжело раненных, десантировал спецгруппы, летал на разведку.

Из книги «Брянцы - Герои Советского Союза», изданной в 1970 году:

      «В один из осенних дней сорок второго года командир отряда вызвал к себе Д.С. Езерского:
      — Полетите в Брянские леса, - сказал он. - Доставите партизанам боеприпасы, оружие, медикаменты. Оттуда заберёте тяжелораненых.
      ...Стемнело. Д.С. Езерский поднялся в воздух. В небе шарят немецкие прожекторы. Вдруг самолёт сильно тряхнуло, на одной из плоскостей вспыхнуло пламя, и машина резко пошла вниз. Езерский рванул на себя штурвал. Самолёт взмыл вверх. Лётчик набрал максимальную скорость, бросал машину с одного крыла на другое, чтобы силой ветра сбить появившийся огонь, и приземлился в заданном районе. После этой ночи Езерский ещё не раз летал по знакомому маршруту...»

В 1942-м - 1943-м годах Дмитрий Езерский работал по обеспечению снабжения партизан Крыма, выполнил на оккупированный полуостров 50 боевых вылетов, из них 21 с посадкой на партизанских аэродромах. Доставил крымским партизанам 78 тонн грузов и вывез 407 раненых.

      «В 1943 году в Крыму в ходе карательной экспедиции гитлеровцев один из партизанских отрядов был оттеснён в горы. Отряд не мог вырваться из окружения, поскольку в нём находились дети партизан и жителей деревень, подлежащих уничтожению за связь с партизанами. Дмитрий Езерский вылетел в Крым с аэродрома Крымская в Краснодарском крае, ночью в горах обнаружил отряд и совершил крайне рискованную посадку на крохотной горной площадке в горах, причём грунт был размыт недавними ливнями. Тщательно изучив и обмерив посадочную площадку, Дмитрий Езерский улетел с 28 детьми на борту. Следующей ночью он повторил рейс, имея на борту других лётчиков, которым указал на все особенности посадки и взлета. Совместными усилиями пилотов за три ночи были вывезены на “Большую землю” и спасены 272 ребёнка, а также несколько тяжелораненых партизан».

Письмо Дмитрия Сергеевича Езерского с воспоминаниями об эпизоде фронтовых лет прозвучало по «Радио России» 25 мая 2002 года в 874 выпуске «Встречи с песней»:

      «...ноябрь 1941 года*, полночь. Экипаж транспортного двухмоторного самолёта, где я был командиром, выполнял задание с посадкой на партизанской площадке Осовцы (Югославия) с целью забрать тяжелораненых партизан и доставить их в Бари (Адриатическое побережье Италии), где базировались наши экипажи. Посадка и взлёт были трудными, и с целью сбросить напряжение я попросил радиста Сергея поймать Москву. И вдруг мы услышали:
      “На солнце оружьем сверкая
      Под звуки лихих трубачей...”

      И как-то стало радостнее, легче. Можно услышать это произведение?..»

С 10 июля 1944 года по 20 марта 1945 года Дмитрий Сергеевич Езерский - командир экипажа в составе Авиационной группы особого назначения, сформированной для обеспечения действий югославских партизан и Народно-освободительной армии Югославии. Совершил в составе группы 66 боевых вылетов с аэродромов в южной Италии (под городом Бари) через Адриатическое море в Югославию, из них 47 вылетов - с посадками в расположении партизан. Эвакуировал 352 раненых, перевез через линию фронта 487 югославских солдат и офицеров.

Герой Советского Союза Дмитрий Сергеевич Езерский

К окончанию Великой Отечественной войны Дмитрий Сергеевич служил в рядах 3-го транспортного авиационного полка 2-й авиационной дивизии особого назначения. Всего за годы войны только в тыл противника Дмитрий Езерский выполнил 226 ночных боевых полётов, из них 78 - с посадкой на партизанские площадки. Вот так описан один из эпизодов боевой деятельности лётчика в наградном листе:

      «В ночь с 30 на 31 августа 1944 года ст. лейтенант Езерский произвёл разведку площадки в тылу противника, в расположении 1-го Корпуса Народно-Освободительной Армии Югославии. Площадка была подготовлена силами югославов, без участия авиационных специалистов. Никаких данных, характеризующих площадку, не было. Войска противника находились в 12 км. от площадки. На эту площадку нужно было перебросить артиллерийский дивизион, но англичане лететь на неё отказались из-за плохого её качества.

      Несмотря на большой риск, создаваемый перечисленными обстоятельствами, ст. лейтенант Езерский произвёл отличную посадку на этой точке, составил описание и схему площадки, дал указания по её улучшению и этим обеспечил работу остальных самолётов Авиагруппы».

«За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство, указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года старшему лейтенанту Езерскому Дмитрию Сергеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда” (медаль № 7616)».

Герой Советского Союза Дмитрий Езерский награждён орденами Ленина и Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «Знак Почёта», медалями «За оборону Ленинграда», «За оборону Севастополя», «Партизану Отечественной войны» I степени, югославским орденом Партизанской Звезды I степени и имеет звание «Почётный пилот ВВС Югославии» с золотым нагрудным знаком, почётный гражданин Жуковского района Брянской области.

Дмитрий Сергеевич Езерский

В ноябре 1945 года капитан Дмитрий Езерский был уволен в запас. Работал в авиаотрядах Внуковских соединений ГВФ. В июне 1946 года выполнил первые регулярные рейсы Ил-12 из Внуково в Копенгаген (Дания) и Стокгольм (Швеция). С февраля 1947 года - командир корабля Си-47 на международных воздушных линиях. В марте того же года выполнил первый полёт советского самолёта с пассажирами в Индию для участия в работе конференции народов Ближнего и Среднего Востока. В 1948 году окончил Ташкентскую школу высшей лётной подготовки ГВФ. В 1950-е годы работал в Северном Йемене. С июля 1956 года - пилот 235-го отдельного авиаотряда ГВФ, в составе которого выполнил свыше 30 рейсов с советскими правительственными делегациями на борту самого высокого уровня.

В 1960 году по состоянию здоровья Дмитрий Езерский был списан с лётной работы и переведён в Главное управление ГВФ (с 1964 года - Министерство Гражданской авиации) инженером, затем старшим инспектором по движению. С 1977 года - преподаватель в учебно-тренировочном отряде Шереметьевского аэропорта.

Дмитрий Сергеевич Езерский

С 1981 года Дмитрий Сергеевич - на пенсии. Он постоянно участвовал в общественной работе, будучи заместителем председателя Совета ветеранов войны и труда посёлка «Сокол» в Москве, членом Совета ветеранов гражданской авиации и Клуба «Опыт».

Именем Дмитрия Езерского назван Лицей №1 города Жуковка Брянской области, на здании лицея установлена мемориальная доска Герою Советского Союза. Именем Дмитрия Сергеевича Езерского назван второй из самолётов Sukhoi Superjet 100, поступивший в распоряжение авиакомпании «Аэрофлот» в августе 2011 года - борт RA-89002. В августе 2013 года этот борт был заменён новым в версии «full» RA-89032, который вновь носит имя Дмитрия Езерского. Борт поступил в компанию в конце января 2014 года.

Из статьи Андрея Каштеляна «Легендарный пилот - ровесник революции», газета «Жуковские новости», 3 апреля 2018 года:

      «25 августа 2011 года в Шереметьево прибыл новый супер-Джет-100, названный в честь Д.С. Езерского. Ветеран лично приезжал в аэропорт, чтобы встретить свой именной самолёт. Посидел в кресле пилота, прошёлся по салону самолёта. Увиденным остался доволен. Сказал, что не знает, сколько ещё проживёт на этом свете.

      Однако после него останутся не только награды, книги, но и этот замечательный самолёт, которому ветеран ещё при жизни пожелал счастливых полётов.

      Говорят, лётчики не умирают, они просто не возвращаются из полёта...»

Sukhoi Superjet 100 Аэрофлота «Дмитрий Езерский»

Скончался Дмитрий Сергеевич Езерский 22 января 2014 года на 97-м году жизни после тяжёлой и продолжительной болезни. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

Кто близко знал Дмитрия Сергеевича, неизменно вспоминают о том, что он «увлекался рыбалкой, любил хорошую музыку и природу, а на его балконе постоянно висела кормушка с семечками для синичек...»

Страница подготовлена по материалам из открытых источников Интернета.

Примечание: * исходя из официальной биографии Дмитрия Сергеевича Езерского, описываемые им в письме во «Встречу с песней» события фронтовых лет, происходили не в ноябре 1941 года, а в 1944 году. Скорее всего, этого оговорка ведущего.


Хронология выпусков передачи «Встреча с песней»
Новости сайта: @RETROportalRU
ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Яндекс.Метрика
Карта сайта Подробно о сайте
© RETROPORTAL.ru     2002 – гг.