RETROPORTAL.ru
© 2002 – гг.
Каталог музыкальных сайтов
Видеоархив «Retroportal.ru»
Эксклюзивные интервью
Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Карта сайта Подробно о сайте Яндекс.Метрика      © RETROPORTAL.ru     2002 – гг.



Навигация по архиву:

Поиск по архиву:

Выпуски передачи:

Сообщество «ВКонтакте»:

«Встреча с песней»

Веб-архив радиопередачи

Авторы писем и участники передачи

Константин Михайлович Скопцов
(город Красноярск)



Константин Михайлович Скопцов

Константин Михайлович Скопцов - хормейстер и фольклорист, заслуженный работник культуры РСФСР, кавалер ордена Почёта.

Константин Скопцов «превратил фольклор из народного творчества в нечто многомерное: песни, собранные им, были в издаваемых книгах, звучали на радио и телевидении, “оживляли” художественные фильмы». За полвека творческой деятельности Константин Михайлович собрал и обработал более трёх тысяч песен, обрядов и частушек, представляя их в авторских передачах «Песня русская родная», которую в течение 40 лет вёл на Красноярском краевом радио и «Родники народные», которую 15 лет создавал на телевидении.

Письмо Константина Михайловича Скопцова звучало во «Встрече с песней» 25 сентября 2004 года в 940 выпуске передачи, и были в нём воспоминания о встрече в Красноярске с певицей Леокадией Игнатьевной Масленниковой:

      «...в 1977 году к нам в Красноярск приезжала на гастроли солистка Большого театра Леокадия Игнатьевна Масленникова. Записывая её выступление на краевом радио, где я вёл и веду музыкальные передачи, я признался, что храню портрет Леокадии Игнатьевны, вырезанный из журнала “Музыкальная жизнь”, где певица была снята в роли Маженки из оперы Сметаны “Проданная невеста”, за которую она в 1949 году получила Сталинскую премию. Певице это, по видимому, польстило, она дала мне автограф, а потом открыла свою сумку, достала три яблока и всех нас угостила, сказав, что эти яблоки из её сада. Я привёз яблоко домой, угостил им домочадцев, а семечки из него посадил в цветочный горшочек. Взошло три яблоньки. Весной я их посадил в своём саду. После суровой сибирской зимы выдержала только одна. На ней я и привил московскую Антоновку и Штрейфельд (правильно ли я называю этот сорт, не знаю, кажется, так). И вот уже несколько лет угощаю вкусными яблоками друзей, знакомых и соседей. А яблоньку я назвал именем певицы - Леокадия. Буду рад, если вы включите в одну из “Встреч...” что-нибудь из репертуара Леокадии Масленниковой. Хотелось бы из “Проданной невесты”».

Родился Константин Скопцов 17 июля 1927 года в деревне Малиновка Сибирского края, которой нет уже на карте региона, однако в местном музейно-выставочном центре открыт специальный зал, в котором собраны вещи, фотографии, награды и конечно же баян известного земляка.

Константин Скопцов, 1949 год

Отдалённость Малиновки от крупных городов положительно сказалась на сохранении народных песен, танцев, обрядов. Неудивительно, что петь и играть на гармошке Константин Скопцов научился рано – «в шесть лет на свадьбе у старшей сестры Анюты я продавал косу невесты* и пел старинные свадебные песни». Уже в тринадцать взрослая молодёжь просила его поиграть на вечёрках. В 1944 году Константина Скопцова призвали в армию. По возвращении домой 24-летний Константин стал председателем колхоза «Вторая пятилетка»...

В переводе с белорусского (а именно из Белоруссии приехали в начале ХХ века в Сибирь родители Константина) фамилия Скопцов от слова скопец - погреб, накопитель. Собиранием достояния народного и занимался всю жизнь Константин Михайлович... Он хранил заметки из газеты «Советский боец» 1948-1949 годов, в которых рядовой Скопцов осуждает «пошлую халтуру под видом народного творчества» и в которых рядового Скопцова, руководителя солдатской самодеятельности, имеющего четыре класса Малиновского образования, хвалят за постановку спектаклей «Макар Дубрава» по пьесе Корнейчука «Молодая гвардия». «Несколько десятилетий в Малиновке не было ни телефона, ни радио, ни телевидения, – вспоминал Константин Михайлович. – Впервые малиновцы услышали радио в 1952 году, когда был куплен колхозом радиоприёмник “Родина-47” во времена моего председательства. Эти условия и позволили сохранить в нашей деревне народные песни, которых здесь знали сотни, народные танцы, которых было столько, что за долгие зимние вечера на вечёрках ни одного танца не повторяли».

Вспоминает Валентина Кротова, подруга юности Константина Скопцова: «Когда работал председателем колхоза, в летнее время садимся, он берёт гармошку, на телегу и поехали на поля осматривать. Он проверяет работу и поёт, и все бросали работу и пели, потому что его жизнь вся была связана с песней».

В 1953 году произошло укрупнение колхозов и Скопцов обратился с просьбой к землякам: отпустите, мол, люди добрые, хочу заняться делом, к которому лежит душа. Отправился в Москву на прослушивание в хор имени Пятницкого. Исполнил малиновскую песню «Скоро, скоро придётся расстаться». Приняли, но порекомендовали прийти после гастролей хора, а к тому времени прописаться в столице. А сделать это в те годы было крайне сложно. Пришлось стать хормейстером в городе Губкин Белгородской области. От Москвы недалеко, да и опыта набраться можно. Но, по словам самого Константина Михайловича, «сколько волка ни корми, он всё равно в Сибирь смотрит».

Константин Михайлович Скопцов

Вернулся Константин Скопцов в родные края в 1956 году, в самый певческий район - Канский, в село Бражное, стал руководителем хора. И уже через год газета «Красноярский рабочий» в статье, посвящённой итогам первого краевого фестиваля молодёжи, отмечала: «Бурное одобрение всего зала по праву получило выступление колхозного хора из с. Бражное (руководитель К. Скопцов). Немногочисленный по составу, он прозвучал слаженно и сильно. У хора есть своя, чисто народная манера исполнения. И это подкупает».

Руководителю хора порекомендовали поступить в Красноярское краевое училище искусств на отделение хорового дирижирования. Но в силу возраста, Константина Скопцова приёмная комиссия не хотела допускать к экзаменам. Он, тридцатилетний, рядом с другими абитуриентами - юными выпускниками школ, действительно, смотрелся несуразно, но директор училища отнёсся к Константину не формально, а по способностям и таланту. Константин прошёл конкурс - десять человек на место! Большой по росту, возрасту и жизненному опыту, ученик, в отличие от сокурсников, совмещал занятая в училище с работой в организованном им хоре военных курсантов. Красноярское училище искусств Константин Михайлович окончил в 1961 году. Затем было руководство хором в краевом Доме народного творчества, ставшим лауреатом на смотре хоров Сибири и замечательно выступившим в Москве. Рассказывали, что «на одном из концертов присутствовал популярный английский певец Клифф Ричард, который признался, что он не специалист в народной песне, но хор из Красноярска мог бы иметь успех и в Англии». В 1971 году Константин Скопцов стал выпускником Ленинградского института культуры.

В разные годы Константин Михайлович Скопцов руководил: молодёжным хором общежитий Красмашзавода, хорами Дворцов культуры имени 1 Мая и «Текстильщик», хором красноярского Дворца труда, «всячески способствовал становлению и росту многих фольклорных ансамблей региона и просто поэтов-песенников» и неустанно собирал фольклорное наследие Сибири.

Так исторически сложилось, что музыкально-поэтическое народное искусство красноярской земли бесконечно разнообразно! Первые поселенцы пришли сюда лет четыреста назад. И каждый новый век приводил в эти края по доброй или недоброй воле новых переселенцев. Иногда переезжали целыми деревнями, со своим укладом, своими песнями. И никогда не перепутаешь песни, которые поют, к примеру, в деревне Орловка Бирилюсского района с песнями деревни Данилки Тасеевского, а в Пировском и в Ирбейском - и вовсе другие! Носители народной культуры, истинные знатоки народной песни во второй половине XX века были уже людьми немолодыми, занятыми. Их надо было разговорить, распеть, попросить вспомнить, тем более, что каждая песня пелась в определённое время года, по определённому поводу. Константину Скопцову невероятно легко было найти с простыми людьми общий язык, всколыхнуть генетическую память. И даже самые занятые и неразговорчивые откликались на его призыв и напевали строки, которые слышали в далёком детстве...

«Хороводный Костя из Малиновки» в своих телевизионных и радиопредачах представлял сибирских песенных людей, хранящих память о своих предках, обычаях и обрядах. Красноярцы вспоминают, что ранние выпуски передач Константина Скопцова воспринимались неоднозначно. Люди, почувствовавшие себя горожанами, забывшие родные колодцы и погосты, реагировали примерно так: кому нужны эти бабушки?! Но Константин Михайлович не обижался на них. Капля по капле, в течение многих лет помогал он вспомнить каждому, всколыхнуть генетическую память. Красноярским телевидением были сняты музыкальные фильмы «Сватанье сибирское» (1976 год) и «Родники народные» (1979 год). Константин Скопцов не только автор их сценариев, но участник съёмок, сам работал в кадре.

Хормейстер и фольклорист Константин Михайлович Скопцов

Когда кинорежиссёр Артур Войтецкий снимал по произведениям Виктора Астафьева художественные фильмы «Ненаглядный мой» (1983 год) и «Где-то гремит война» (1986 год), Константин Михайлович и его хористы приглашались для музыкального оформления картин. Именно народные песни и «познакомили» Константина Скопцова с Виктором Астафьевым. В книге воспоминаний о писателе есть запись о самой первой встрече. Произошла она в 1983 году в больнице в присутствии Артура Войтецкого. Музыкальное оформление фильма должно было состоять из сибирских песен и частушек.

– Режиссёр протянул листок, на котором уже были написаны тексты песен, а напевы я должен был записать у самого Виктора Петровича, – вспоминал Константин Михайлович.

– Вот окрепну немного, – сказал писатель, – и приходи ко мне с магнитофоном, я тебе их напою, а ты уж со своими хористками распоёшь их по голосам, – потом, как бы спохватившись, добавил: – Ты обязательно покажи ему (он указал на режиссёра) вот тот деревенский вальс, что бабки из Саянского района на балалайках и гитарах играли. Он популярным был в войну, – и тут же напел слова, которые я никогда не слышал: «Бедная девица – сердце разбитое, милый не хочет любить...».

Вальс прошёл рефреном через весь фильм. А когда снимали сцену проводов сибиряков на фронт в посёлке Усть-Кан и включили громкую фонограмму вальса, на фоне которой слышались прощальные реплики отъезжающих и провожающих, вся массовка заплакала...


Титр фильма «Ненаглядный мой» (режиссёр - Артур Войтецкий, 1983 год)

Артур Войтецкий пригласил Константина Скопцова вместе с его фольклорной хоровой группой и в следующие две картины, созданные по мотивам рассказов Антона Чехова и ставшие последними в его фильмографии - «Ныне прославился сын человеческий» (1990 год) и «Господи, прости нас грешных» (1992 год).

Из воспоминаний Ивана Косых, директора Чечеульской детской школы искусств, заслуженного работника культуры России: «Константин Скопцов поимённо знал всех бабушек из фольклорных ансамблей. А когда в Верх-Амонаше проходила “Украинская свадьба”, Константин Михайлович давал много полезных советов в организации свадебного обряда. В Чечеульскую школу искусств Скопцов приезжал по первому зову и принимал участие в проведении обрядовых праздников. Например, он побывал на “Семик-Троице” на поляне за Чечеулом и на “Егорьевом дне”. Никогда не забуду его слова, адресованные детям: “Ребята, изучайте народные обряды, обычаи и традиции. В них заключён огромный пласт нашей народной культуры”».

Писатель и журналист Владимир Замышляев в книге «Земной поклон» вспоминает о Константине Михайловиче: «С ним никогда не скучно. Его всегда считали своим люди, более старшие по возрасту, чем он сам, доверялись, раскрывались при встречах – начинали петь или для записи, или вместе с ним: в избе, на крылечке, в телепередаче. Константин Скопцов и подобные ему удерживают нас на общенациональной круговой связи, на кружевах бескорыстной песенной красоты».

Хормейстер и фольклорист Константин Михайлович Скопцов

Из интервью Андрея Константиновича Скопцова журналисту Юрию Пасхальскому: «Отец был жизнерадостным человеком с отменным чувством юмора. Он умел расположить к себе людей. Бабушки тоже первому встречному душу не откроют, песни не споют... Отец постоянно всё записывал. После него остался большой чемодан записных книжек - всё старался фиксировать. И свои мысли, и разные интересные истории, рассказанные ему. Есть тетради с записями, датированные 1948, 1953, 1958 годами. Это говорит о том, что отец начал собирать народные песни очень рано. Сначала, наверное, на бессознательном уровне, просто по зову души, а затем профессионально и глубоко.

После отца осталось 450 кассет магнитофонной плёнки. Записи начинаются с 1972 года и заканчиваются за месяц до смерти отца. Благодаря сотрудникам этнографического центра при Петербургской консерватории их удалось оцифровать. Получился 21 диск. Сегодня сложно найти более объёмную коллекцию, чем та, которую оставил после себя отец. Перед уходом он говорил, что это самое ценное, что он сделал в жизни.

Отец мог бы продвигаться по карьерной лестнице, но оставался всю жизнь старшим методистом в Доме народного творчества. Он осознавал, что кому-то необходимо заниматься собиранием фольклора. Ведь время уходит. Он был собирателем в самом широком смысле. В результате того, что отец стремился к накоплению всего, что было интересно ему, собралась такая огромная коллекция фольклора. Он ездил по деревням без заданий от руководства. Ему просто это было необходимо. Он был экстравертом. Он существовал вне дома. Когда отец был уже смертельно болен, я приезжал к нему, чтобы убираться в квартире. Видно было, что это место, куда человек приходит только, чтобы поесть, поспать и вновь отправиться в путь.

Вот что для нас сейчас фольклор? Это частушки и застольные песни. И, как ни странно, частушек и плясовых всего полтора процента. Больше всего любовной лирики, много свадебного фольклора. Удивил высокий процент острожных песен  - про ссылку и каторгу. Огромное количество интересных, совершенно уникальных воспоминаний. Одна бабушка рассказывает, как видела Льва Толстого. Сохранилось множество воспоминаний о гражданской войне. Поражает культура речи этих старушек, особенно в файлах семидесятых годов. Людей по-настоящему интересно слушать. Возможно они были полуграмотными, с образованием в виде приходской школы, но изъяснялись невероятно культурно.

Да, ту культуру мы полностью утратили. Сегодня никто не умеет петь в два-три голоса, бесполезно и пробовать. Петь наш народ совершенно разучился. А в архиве отца - даже старческие голоса звучат великолепно. И я представляю, насколько красивое было пение, когда все эти бабушки были молодыми. Ведь это было не на сцене, а в быту, в поле, с эхом. Сохранилось множество интересных трудовых песен. Люди работали и пели, а голоса сливались с природой».

Записи из коллекции К.М. Скопцова

Жнивная «Горочка ета крутая» (25 октября 1974 года, деревня Выезжий Лог, Манский район):

Колыбельная «Баю Коточек» (3 февраля 1988 года, деревня Ивановка, Бирилюсский район):

Социальная «Пропою одну я песню» (8 августа 1976 года, село Тасеево**, Тасеевский район):

Военная «Сверкало озеро Хасан» (17 мая 1989 года, село Фаначет, Тасеевский район):

Календарная «Ой раным-рано петухи пропели» (20 июня 1996 года, село Орловка, Бирилюсский район):

Застольная «Друзья, прощайте, умираю», запевает Мария Цыпкина (6 августа 1976 года, посёлок Рассвет, Канский район):

Застольная шуточная «Три дня хлеба не пекла» (6 августа 1976 года, посёлок Рассвет, Канский район):

Солдатская «Ночи тёмны да тучи грозны», исполняет Анисия Щёлок, 1903 г.р. (11 мая 1982 года, Красноярск):

Городской романс «Полюбила, наверно, навеки» (25 октября 1983 года, деревня Прилука, Рыбинский район):

Украинская «Птичка-невеличка по полю летае», исполняют Константин Скопцов и Валентина Яковец (12 января 1994 года, Красноярск):

В записях «Ночи тёмны да тучи грозны», «Полюбила, наверно, навеки» и «Птичка-невеличка по полю летае» можно услышать голос Константина Михайловича Скопцова. Эти и многие другие фонограммы, собранные Константином Скопцовым, сегодня опубликованы его сыном Андреем Константиновичем на онлайн-платформе «SoundCloud».

Песенник «Родники народные», составленный Константином Скопцовым

Константин Скопцов - автор фольклорных сборников «Народные песни Красноярья» (1983 год, в который вошли лирические песни, а также хороводные, вечёрошные, плясовые и шуточные песни), «Родники народные» (1986 год - сборник, представляющий народное творчество в следующих разделах: «Недаром помнятся походы: песни революции и гражданской войны», «Двадцать второго июня: песни Великой Отечественной войны», «Закипели наши самовары: песни семейно-бытовые, лирические», «Не пляшите, девки, дюже: песни хоровые, игровые, вечёрочные плясовые», «Ехала деревня мимо мужика: шуточные песни»), «Прилетели гули» (1988 год), «Звонкая, задорная» (1990 год), «На серебряной реке» (народные песни Бирилюсского района) и «Покатилася ясная зоренька» (2001 год, народные песни Иланского района), «Ты воспой, жаворонушек», «Песни земли Каратузской» и «За лесом солнце воссияло» (2002 год, народные песни Тасеевского района), «Шёл миленький дорожкой» (2003 год - сборник, в котором собраны народные песни Канского района и города Канска Красноярского края: календарные, свадебные, семейно-бытовые, хороводные, вечёрочные, плясовые, шуточные, солдатские, рекрутские, каторжные, а также песни Великой Отечественной войны и детские игровые песни), «Земля Ингашская моя» и «Голубёночек златокрыленький» (2004 год).

Константин Михайлович Скопцов ушёл из жизни 22 мая 2004 года. С июля 2005 года в Иланском районе Красноярского края проходит ежегодный фестиваль народного творчества «Родники народные» имени Константина Скопцова. 5 декабря 2014 года в Красноярске на доме, в котором с 1982 по 2004 год жил Константин Михайлович, была открыта мемориальная доска, а 1 декабря 2015 года мемориальная доска с именем Константина Михайловича Скопцова появилась и в селе Бражное Канского района Красноярского края. Народному хору русской песни Красноярского Свердловского дворца культуры присвоено имя знаменитого сибирского хормейстера и фильклориста.

При подготовке публикации использованы материалы официального портала Красноярского края, сайтов газет «Наш Красноярский край» и «Канские ведомости», сайта «Красноярской Епархии Русской Православной Церкви».

Примечание: * коса невесты - символ девичества у славян. «Продажа косы невесты» - вариант традиционного выкупа во время свадебного обряда, известный с незапамятных времён.

Примечание: ** в публикации Сообщества «Встреча с песней» социальной сети ВК, посвящённой истории песни «Там, вдали за рекой» имеются фотографии из архива Тасеевского краеведческого музея, созданного местными жителями в 1963 году в селе Тасеево Красноярского края. Это своеобразный памятник Тасеевской партизанской республике, территории, находившейся под контролем партизан - сторонников советской власти одного из центров Енисейского восстания.


Хронология выпусков передачи «Встреча с песней»

Все новости в Telegram:
@RETROportalRU
Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Карта сайта Подробно о сайте Яндекс.Метрика      © RETROPORTAL.ru     2002 – гг.