Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Авторы писем и участники передачи
Мир Назибович Нигматуллин
(Санкт-Петербург)

В 1942 году семиклассник из Казани Мирик Нигматуллин был принят в школу юнг, открывшуюся на Соловецких островах - добровольцем отправился к Белому морю... «Когда я пришёл на корабль, меня сразу направили к командиру и к секретчику. Он на меня посмотрел: “Что за имя Мирик? Откуда ты взялся?! Таких имён нет, это детское имя - «ик» откинуть, ты просто Мир. Понял?”. Я говорю: “Понял!”», - рассказывал Мир Назибович Нигматуллин в 2017 году в канун Дня Победы журналисту телерадиокомпании «Мир» Ольге Сухопаровой.
Фрагмент письма Мира Нигматуллина Виктор Татарский прочитал во «Встрече с песней» 12 июня 2004 года в 932 выпуске передачи к памятной дате истории Второй мировой войны - 60-летию открытия Второго фронта:
«...мы, старые моряки, ветераны эскадры Краснознамённого Северного флота, помним то время, когда в Кольском заливе, ощетинившись орудиями, стояли борт о борт корабли охранения конвоев разных флотов - англичан, американцев, канадцев, поляков, русских, и в минуты затишья между тревогами раздавались песни на разных языках с авианосца или с наших эсминцев, на весь рейд Ваенги (сейчас город Североморск). В эти дни, в дни 60-летия открытия Второго фронта, хорошо бы вспомнить о нашем боевом содружестве и о песнях, знакомых морякам разных стран. Бывшие моряки дивизионов, бригады и эскадры Краснознамённого Северного флота, от имени Совета - Нигматуллин».
Далее в этом выпуске «Встречи...» прозвучала популярная песня 1930-х - 1940-х годов на мелодию британского композитора, певца и актёра Лесли Сарони «Джеймс Кеннеди» (русский текст Соломона Фогельсона) в исполнении ленинградского актёра, солиста Ансамбля Балтийского флота Германа Орлова и джаз-оркестра театра Краснознамённого Балтийского флота под управлением Николая Минха.
Из воспоминаний М.Н. Нигматуллина: «Я родился 25 января 1927 года в Смоленске. Вскоре семья переехала в Белорусскую ССР, в деревню Антоновку. Там я окончил первый, второй, третий класс. В это время происходили различные политические события в разных сферах. Папу арестовали в 1937 году, и нам с мамой пришлось уехать из Белоруссии к нашим родным, в деревню под Казань, где я продолжил ходить в школу. Позже мы перебрались в город, там в 1941 году я окончил седьмой класс 25-й школы Молотовского района.
Учился я средне, как и все мальчишки: некоторые предметы были хорошо, а некоторые слабовато. Когда началась война, я сдавал экзамены. Мама отправила за хлебом. Пока бежал, услышал, что в полдень передадут важное сообщение. Все ожидали услышать речь Сталина, но говорил Молотов. В то время в Казани было много раненых после русско-финской войны. Многие стали говорить, что победа в Великой Отечественной будет быстрой, никто не ожидал того, что война затянется на четыре года. По городу шла активная агитация. Везде висели плакаты: “Поможем фронту” и “Ты - воин”. Помню, как директор школы по фамилии Францев, сказал мне: “Собирай ребят, нужно парты во двор выставить”. Мы выкидывали парты прямо из окон - так наша школа превратилась в госпиталь...
У нас во дворе жил парень, который приезжал из деревни. Когда я пришёл домой и не застал его, я очень удивился и спросил у мамы, где он. Мама тогда ответила, что он ушёл на фронт... Люди на улице вдруг стали мрачными, заплаканными: война началась неожиданно и очень стремительно. Потом по радио передавали сводки о том, что немцы заняли Белоруссию, вклинились на Украину. С началом войны отца реабилитировали и отправили на фронт.
Многие ребята думали, как попасть на фронт. Мы ведь не подлежали призыву. Были слишком молоды. В мае 1942 года я услышал, что будет организован добровольный приём на флот. Вышел приказ №108 народного комиссара Военно-Морского Флота СССР адмирала Николая Герасимовича Кузнецова “О создании школы юнг ВМФ”. До войны я ходил в школу заниматься шлюпочным делом, на берегу реки Казанки у меня была шлюпка. И вот однажды перед нами выступил пожилой мужчина. Он сказал: “Ребята, хватит ерундой заниматься! Пора идти в военкомат”. Со стороны учителей и старших учащихся было огромное желание чем-то помочь. Вскоре из военкомата пришёл старший лейтенант и сказал: “Те, кто хочет помочь Родине, кто может и хочет встать на защиту, должны написать заявления. А я отведу вас к врачу. Врачебный осмотр будет очень тщательный, ведь флоту нужны только лучшие!” Решил, что пойду к директору школы Францеву и честно скажу: “Хочу быть юнгой”. Он мне сказал: “Хорошо, подпишу”.
И мы с друзьями пошли получать справки о том, что здоровы. Вот таким образом я оказался в Государственном институте для усовершенствования врачей. Я там целый день пробыл. Помню, как посадили на стул на колёсиках и раскручивали, а потом резко давали команду встать и идти. Казалось бы, ничего сложного, но из сорока человек отбор прошли только пятнадцать. Я оказался среди избранных к годности флота. На следующий день нас снова позвали в школу, где сказали, что прошедшим осмотр дадут направления из школы. Таких оказалось человек двенадцать. Прихожу на следующий день. Францев уже в гимнастёрке, в галифе. Даёт мне моё заявление и говорит: “Разрешаю”... Директор подписал заявление, в котором говорилось о том, что школа посылает своего ученика для защиты Родины. Я получил это заявление и пошёл в военкомат. В военкомате нам сказали получить паёк на четыре дня и завтра же отправляться на продолжение учёбы в Архангельск... Позже мы узнали, что Францев и наш учитель физкультуры ушли воевать на фронт. Директор школы погиб под Сталинградом...
А мы ехали сначала в теплушках. Примерно через две недели нас посадили на пароход, который назывался “Электросварщик Олюнин”. На пароходе мы прибыли на пересадку. Оттуда нас перевезли в Архангельск. В Архангельске мы были в обычном флотском экипаже. Мы там отработали положенное время: разгружали транспорт. Работа была тяжёлой, часто мы работали по ночам. После нам сказали, что школа будет не в городе Архангельске, а на Соловецких островах.
Мы прибыли на Соловецкие острова, где нас встречали наш начальник школы Николай Юрьевич Авраамов и начальник острова в звании генерала. Мы ещё раз прошли медицинскую комиссию, и нас переодели в военную форму. Наших размеров практически не было. Там мы пробыли, наверное, несколько дней, и нас отправили в деревушку Савватьево. Это была небольшая деревушка, воздвигнутая прежними жителями. Там была столовая, где питались и мы. Жили в землянках, которые сделали себе сами: вырыли котлованы, соорудили остовы, поставили крыши. Всё приходилось делать самим, и очень быстро, почти руками, потому что лопат было мало, не говоря о приспособлениях. Землянки спасали нас от немецких обстрелов...»

17 июля 1942 года 15-летний Мир Нигматуллин был зачислен в 1-й набор школы юнг. Будущих моряков должны были готовить год, но его класс выпустили уже через 8 месяцев - война не ждала, а противник не дремал... «Я попал в 6-ю роту, роту электриков. В течение двух месяцев мы учились. Программа обучения была целиком построена на принципе учебного отряда Северного флота. Когда пришла пора сдавать экзамены, нас привезли примерно на два месяца уже в Соловецкий кремль. Там мы начали сдавать экзамены, а принимали их те люди, которые обучали учебный отряд Северного флота. Строгость была самая настоящая! В ноябре 1943 года мы окончили школу, где нас распределили по кораблям. Я уже тогда знал, что буду на каком-то эсминце.
Я попал на Северный флот, некоторые попали на Балтику, некоторые - на Чёрное море. Служил на эскадренном миноносце “Разумный” - боевом корабле сопровождения Полярных конвоев. Когда я прибыл на Север, там проходило такое торжество: первое посвящение гвардейцев североморцев-авиаторов. Нас тоже поставили в строй, как настоящих участников войны, хотя мы всего лишь только что окончили школу! Нас очень тепло приняли эти матросы, которых только что сделали гвардейцами. Там я впервые узнал, что буду в гвардии.
Командиром эскадренного миноносца был капитан-лейтенант Николай Иванович Никольский. В моём представлении это был очень суровый, даже иногда грубоватый человек, но матросов он любил. Во время вечерней поверки он даже пытался шутить! Основной нашей задачей было конвоирование иностранных кораблей. Так называемый конвой PQ. В переводе эта аббревиатура означает Питер Куин* - английский офицер. Всего я участвовал в 14 союзных конвоях. Но были и наши, русские конвои, которые мы сопровождали с охотниками и тральщиками. Как правило, шли мы до порта Диксона, там корабли шли своим ходом на Север, а мы возвращались в Ваенгу (ныне Североморск). Таким образом мы ходили в набеговые операции по специальному приказу командования. К операциям мы готовились очень тщательно: грузили артиллеристский боезапас, глубинные бомбы и весь боекомплект, который полагалось иметь в бою. Во время этих операций я должен был не только обслуживать свой 37-миллиметровый зенитный автомат, на который был расписан, но и бегать на прожектор. Прожектор нужно было включать самому: опускаться в первое машинное отделение, включать рубильник, а потом стремглав нестись наверх, где уже начинал работать прожектор, и выполнять команды сигнальщика прожектором. Сигнальщик передавал буквально несколько слов. Включали мы прожектор ночью, но иногда приходилось включать и днём. На своём же зенитном автомате я был под командованием старшины, который позже, к сожалению, перешёл на другой корабль».
Фашисты атаковали корабли конвоев по ночам, в море за союзниками охотились хищники - «Тирпиц»**, «Шарнхорст»***, с неба бомбардировщики высматривали торговые суда. «За время войны наш корабль подбил девять немецких самолётов. 600 снарядов хватало на 25 минут... Мы ходили на обстрел норвежского города Вардё, где часто собирались немецкие корабли, которые обстреливали наши конвои. Население города ушло в горы, обстреливали только прибрежные позиции. Выпускали 50 снарядов. Почти каждый день подвергались налётам противника, который пытался уничтожить доки. В наш корабль, когда мы стояли в доке, попала бомба, почти все в четвёртом кубрике были ранены, четверо погибли...
Мы ходили из Архангельска, из Молотовска (ныне Северодвинск) в наш порт, в Ваенгу. В этих боевых походах участвовали корабли, принятые в Англии. Туда направлялись по желанию или против желания многие наши матросы. В походах участвовали эсминцы, названия которых начинались на буквы “Д” и “Ж”: “Деятельный”, “Дерзкий”, “Доблестный”, “Достойный”, “Дружный”, “Жгучий”, “Жестокий”, “Жаркий”, “Живучий”. Была даже пословица тогда: “Вышел в море флот могучий: «Жаркий», «Жгучий» и «Живучий»”. К сожалению, корабль “Деятельный” погиб. Вместе с кораблём погиб мой наставник и старший товарищ Григорий Степанович Козлов. Он утонул вместе с кораблём. Всего с корабля спаслось четыре человека.

Мы с нетерпением ждали конца войны. Когда 8 мая 1945 года заходили в порт Ваенги, увидели, как палят из пушек англичане. Мы стали слушать радио, но там ничего, кроме сводок с фронта, не было. И только ближе к ночи стали раздаваться сигналы о том, что война закончилась. А 9-го утром по радио объявили о том, что в скором времени будет передано важное правительственное сообщение, которое читал Юрий Левитан: “Сегодня наше Верховное Главнокомандование в Берлине подписало Акт о безоговорочной капитуляции Германских Вооружённых Сил”. Так мы узнали об окончании Великой Отечественной войны.
Служба у нас была, конечно, тяжёлая, но помогли нам сохранить жизнь прежде всего взаимовыручка, товарищество, человечность. Григорий Степанович Козлов, который погиб на корабле “Деятельный”, ухаживал за мной как за ребёнком! У нас действительно была одна семья. Коля Прохватилов - тоже юнга, мы с ним были как братья. Личное и товарищеское доверие, дружеское участие во всём, взаимовыручка и помощь - вот основа нашей жизни».
О своих подвигах юнга Мир почти не рассказывал. Не потому, что их не было, скорее нам их просто сложно понять. Служа то электриком-наводчиком, то мотористом, большую часть войны он провёл внутри корабля, обеспечивая его живучесть, чиня под обстрелом технику, заделывая пробоины. «Боевых офицеров в 1943-м снимали с кораблей и отправляли воевать как пехоту. Это были уже пожилые мужики, знаете, которые флот любили не просто так, чтобы отслужить. Они любили его сердцем. Вы не представляете как! Я лично видел, как они бросают бескозырки. Так запомнилось. Как же так? Я бескозырку любил ещё в детстве, а он её бросает в воду, в Двину. Они просто не хотели отдавать её никому. Они надевали сухопутную форму. Ну, эту, пехотную, зелёную. Со слезами на глазах. Клянусь вам, это было так...
Моя родина здесь, на Соловках. Нас здесь сделали мужчинами. Флот заменил нам мать и отца. Я бы не смог выучиться, если бы не поступил сюда. Конечно, нам было страшно. Но с нами с самого начала не церемонились, поэтому мы были готовы. Мне приятно осознавать, что в Победе, которую мы добыли в 1945 году, есть хоть микроскопическая, но и моя заслуга. Но боль от потерянных друзей и товарищей со мной на всю жизнь...»

Одним из сослуживцев Мира Назибовича был Валентин Саввич Пикуль (1928-1990), ставший известным писателем, автором произведений на историческую и военно-морскую тематику, в том числе, автор романа («документальной трагедии») «Реквием каравану PQ17» о гибели одного из арктических конвоев союзников в годы Второй мировой войны. Мир Назимович уверяет - всё так и было, как в книге. В начале 1940-х Валентин Пикуль - также был юнгой первого набора школы юнг на Соловецких островах, окончил её по специальности «рулевой-сигнальщик». 16 июля 2008 года, в день памяти писателя, на встрече друзей Валентина Саввича, однополчан и почитателей его творчества, Мир Нигматуллин вспоминал: «Валя служил на эскадренном миноносце “Грозный”, а я - на “Разумном”. Мы много с ним общались, очень интересный был паренёк. Хотя и непростого характера. Никто не думал, что он станет писателем, тем более таким известным. Пикуль мечтал перейти из рулевых в штурманские электрики. Мечту свою осуществил, и... “ушёл в писатели”. Правда, служа на “Грозном”, Валя выпускал там газету. В ней была рубрика, посвящённая дням рождения моряков. Он всегда знал, у кого когда личный праздник, находил нестандартные слова, чтобы поздравить. И мы всегда толпились у очередного выпуска “Листка”».
За время службы Мир Нигматуллин прошёл боевой путь от юнги, матроса, старшины 2-й статьи, старшины 1-й статьи со специальностью корабельный электрик-наводчик до командира отделения электриков. Мир Назибович награждён орденом Отечественной войны II степени, медалями Ушакова, «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», двумя английскими медалями «За участие в конвое “Дервиш”» и «За участие в боях арктической зоны». День Победы 1945 года Мир Назибович Нигматуллин встретил в Североморске, затем 5 лет служил в Германии. Завершил службу 24 апреля 1950 года, но ещё в течение 20 лет после войны носил в своём теле осколок немецкой мины...

После увольнения в запас Мир Нигматуллин пошёл в инженеры. «Три месяца гулял, затем приехал в Ленинград, окончил седьмой и восьмой классы в 102-й школе рабочей молодёжи, потом окончил радиополитехникум. Так и остался в Ленинграде...» Мир Назибович занялся наукой. Трудился старшим инженером в Палате мер и весов во Всероссийском научно-исследовательском институте метрологии имени Д.И. Менделеева (ВНИИМ). Вместе с учёным Петром Лурским исследовал вопросы измерения нейтронных потоков, создал эталон ионизирующих измерений. В 1980 году ветеран войны и труда Мир Нигматуллин вышел на пенсию.
В 2019 году Мир Назибович стал участником видеопроекта «Живой голос Победы»

В 2021 году в День защитников Отечества
Мальчишки-юнгаши рвались на корабли
И отдавали жизнь в сражениях жестоких
За счастье и покой своей родной земли.
Они плечом к плечу со взрослыми вставали,
Мужая на морях и в пламени войны.
Эсминцы на врага бесстрашно направляли,
За Родину шли в бой Отечества сыны.
Наш юнга, наш герой познал немало горя -
Военную судьбу пришлось испить до дна.
Недаром до сих пор во снах выходит в море
И бережно хранит медали, ордена.
Сквозь годы флаг пронёс, просоленный ветрами,
Из тех кровавых лет, как память о друзьях.
И песни он для нас поёт и вместе с нами
О флоте боевом, о славных моряках.
Потомки тех бойцов - ребята молодые
Готовы защищать страну и свой народ.
Остались далеко те годы огневые,
А память о войне в сердцах людей живёт.
В 2022 году Соловецкая школа юнг отмечала 80-летие. Газета «Правда Севера» в преддверии этой даты
Во время экскурсионной поездки земляков в Кронштадт, на торжественном вечере в честь защитников Отечества, на чаепитии в честь Нового года в Представительстве Архангельской области в Санкт-Петербурге или в соловецком Савватиево, где встречались юнги в год 75-летия школы, Мир Назибович всегда неизменно декламировал: “Мы - юнги флота! Крепки, как бронь. За жизнь народа пойдём в огонь! Фашистскому зверю мы отомстим. И отомстили...” Минувшей осенью в Санкт-Петербурге на праздновании 80-летия полярных конвоев Мир Нигматуллин был единственным живым и настоящим его участником».

9 декабря 2024 года в школе №336 Невского района Санкт-Петербурга в память о ветеране Великой Отечественной войны и друге школьного музея Арктики имени Георгия Седова была
Сегодня в экспозиции
О юнгах времён Великой Отечественной войны в 1973 году на Киностудии имени М. Горького режиссёром Владимиром Роговым был снят художественный кинофильм
Примечание: * конвои, направляемые на север СССР в соответствии с договором по «ленд-лизу», использовали латинские буквы (литер) PQ - инициалы офицера Британского адмиралтейства Питера Квилина (Peter Quelyn, полное имя - P.Q. Edwards), который руководил отправкой караванов и отслеживал маршруты на оперативных картах. В обратном направлении конвоев (из СССР в Великобританию) была последовательность букв - QP.
Примечание: ** «Тирпиц» (Tirpitz) - линкор, входивший в состав Кригсмарине Германии во время Второй мировой войны. В боевых действиях практически не участвовал, однако своим присутствием в Норвегии угрожал арктическим конвоям идущим в СССР и сковывал значительные силы британского флота. Попытки уничтожить «Тирпиц» продолжались в течение более чем двух с половиной лет. Британцам периодически удавалось выводить корабль из строя, но их усилия увенчались полным успехом лишь в ноябре 1944 года после атаки с воздуха сверхтяжёлыми бомбами типа Tallboy. Детали линкора до сих пор находятся в некоторых военных музеях мира.
Примечание: *** «Шарнхорст» (Scharnhorst) - линкор (также может определяться как линейный крейсер) ВМС Германии во Второй мировой войне. Назван в честь генерала и реформатора прусской армии Герхарда фон Шарнхорста и в память о крейсере Первой мировой войны «Шарнхорст», потопленном в сражении при Фолклендских островах в декабре 1914 года.
Создание открытого общедоступного веб-архива самой уникальной в истории мирового радиовещания передачи «Встреча с песней» начато в 2019 году с одобрения народного артиста России Виктора Витальевича Татарского. Основу контента составляют личная фонотека автора и ведущего передачи, аудиозаписи и текстовые материалы из коллекций филофонистов и радиослушателей, фондов библиотек и архивов России и Беларуси.
Для дальнейшего пополнения веб-архива передачи будем признательны всем неравнодушным людям, в коллекциях которых есть любые материалы, имеющие непосредственное отношение ко «Встрече с песней» и персоне Виктора Татарского: магнитофонные бобины и компакт-кассеты с записями «Встречи...» (или их оцифровки), текстовые заметки о содержании выпусков, газетные и журнальные публикации с интервью Виктора Татарского, воспоминаниями и откликами о «Встрече с песней», биографическими материалами об авторах писем - участниках передачи и кто может поделиться ими с веб-архивом, пишите по адресу или через формоотправитель.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте © RETROPORTAL.ru 2002 – гг.