Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Авторы писем и участники передачи
Наталья Николаевна Петелина
(город Казань)

Наталья Николаевна Петелина - агроном-селекционер, лауреат Государственных премий Совета Министров СССР и Российской Федерации в области науки и техники, кандидат сельскохозяйственных наук, заслуженный деятель науки Республики Татарстан; автор научных трудов по селекции гречихи и исследованию влияния методологических факторов на формирование урожаев этой сельскохозяйственной культуры.
Письмо Натальи Николаевны, в котором она вспоминала роль актрисы Марии Ивановны Бабановой в радиоспектакле «Таня» и романс в её исполнении, прозвучало 28 октября 2006 года в 999 выпуске «Встречи с песней» и было повторено 29 октября 2022 года в 1450 передаче:
«в 1939 году я, будучи студенткой, слушала по радио пьесу Арбузова “Таня”. Роль Тани исполняла актриса Театра Революции, впоследствии, участница многих радиопередач. К сожалению, не помню имени этой прекрасной актрисы. Её удивительный голос остался навсегда в моём сердце. Я под гитару часто напевала романс, который пела её героиня:
“Как тонка и нежна любовь людская
И прозрачна, как хрусталь...”
Если найдёте эту запись, включите, пожалуйста, в одну из ваших бесценных передач».
Наталья Петелина родилась 20 августа 1920 года в рязанском селе Мурмино. Окончила Московскую сельскохозяйственную академию имени К.А. Тимирязева. Трудилась агрономом, заведующей группой селекции крупяных культур Александровской опытной станции (Рязанская область), затем работала в Калужском педагогическом институте и во Всесоюзном научно-исследовательском институте зернобобовых и крупяных культур (город Орёл).
В Татарстан Наталия Николаевна приехала с семьей в 1967 году по приглашению профессора Абдуллы Зиганшина, который был заместителем директора республиканской сельскохозяйственной опытной станции и решал проблемы научного обеспечения земледелия республики. В то время гречиха была наименее окультуренным и малоизученным объектом для селекционной работы. С приходом Натальи Петелиной, на Татарской сельскохозяйственной опытной станции начался новый этап в селекции гречихи на основе селекционного материала, созданного ею во ВНИИ зернобобовых и крупяных культур. Селекционер заложила основу принципиально нового метода создания исходного материала и развила новое направление в селекции гречихи. Ею был создан уникальный генофонд, позволивший вести селекцию по различным направлениям, который, по признанию коллег Н.Н. Петелиной, и по сей день служит основой для создания крупноплодных дружносозревающих скороспелых сортов, широко вовлекается в гибридизацию сортов. С 1968 по 1983 год Наталья Петелина заведовала лабораторией селекции крупяных культур Татарского научно-исследовательского института сельского хозяйства, признавая эту работу «лучшими годами своей творческой деятельности».

Трудовой путь Наталья Петелина начинала в послевоенную разруху, в годы притеснения учёных в период разгула идей Лысенко... Долгое время в учёной среде отрицалась её научная концепция в вопросах методологии создания генетического разнообразия в исходном материале. Но, обладая волевой и цельной натурой, Наталья Николаевна шаг за шагом решала задачи, которые определила для себя. В итоге, учёным были созданы 11 крупноплодных сортов гречихи (Краснострелецкая, Майская, Прикамская, Сокуровская, Казанская крупнозерная, Идель и другие), в соавторстве с коллегами написана книга «Крупяное поле Татарии», вышедшая в 1979 году в Татарском книжном издательстве, а за разработку теоретических основ селекции, создание и внедрение в производство высокоурожайных и скороспелых сортов гречихи Н.Н. Петелина была удостоена Государственной премии.
Работу селекционера сравнивают с трудом золотоискателей, которым приходиться перемыть много пустой породы, прежде чем найти самородок. Так и селекционер, за вегетационный период исходит многие километры, просмотрит и оценит многие тысячи потомств гибридных форм, прежде чем выделит селекционно-ценную форму, которая ляжет в основу будущего сорта. И вот здесь на помощь приходит опыт и интуиция селекционера. Наталия Николаевна рассказывала, что первые крупноплодные формы диплоидной гречихи она обнаружила благодаря своей близорукости, когда внимательно рассматривала потомство гибридов, полученных на основе вовлечения в гибридизацию первого отечественного тетраплоидного сорта Большевик 4...
Работу селекционера Наталия Николаевна Петелина приравнивала к искусству. Она говорила, что только высокое творчество селекционера может претворить в жизнь доныне не существовавшую, новую и красивую форму растения, в котором гармонично будут сочетаться все полезные для человека свойства. Наталья Николаевна была открытым ко всему новому человеком, глубоко эрудированным, с широким кругозором и гибким мышлением. Она находилась в состоянии постоянного научного поиска. Много читала, живо интересовалась новинками научной, художественной литературы, всячески поддерживала и развивала этот интерес в своих учениках. Любила музыку, изобразительное искусство, много ездила, общалась, вела активную переписку с интересными людьми, со многими из которых сотрудничала. Наталию Николаевну любили в институте и старшее поколение, и молодёжь за её открытость, доброжелательность, живой и весёлый нрав. Она постоянно кипела какими-то новыми идеями и умела зажигать ими окружающих.
После выхода на пенсию Наталия Николаевна Петелина провела жизнь в семье, воспитывая внуков и правнуков. Ушла из жизни Наталья Николаевна 6 сентября 2007 года.
Текст страницы о Н.Н. Петелиной подготвлен по материалам научного издания 2010 года «Созидатели» (к 90-летию Государственного научного учреждения Татарский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Россельхозакадемии).
Намерение создать архив легендарной передачи Виктора Витальевича Татарского «Встреча с песней» неоднократно обсуждалось в интернет-сообществах. Эта идея высказывалась и в письмах, звучащих на радио. Ведь «Встреча с песней» - не только старейшая музыкальная передача страны, известная, без преувеличения, миллионам слушателей, это не только новый формат, придуманный на советском радио, но и уникальное явление в масштабах мирового радиовещания, аналогов которому просто нет. Авторская передача Виктора Татарского идёт в эфире с января 1967 года в неизменной концепции, суть которой наиболее ёмко определяет фраза: «песня в судьбе человека».
В бытность широкого распространения проводного и эфирного радиовещания, в период, когда передача звучала на волнах Первой программы Всесоюзного радио, то есть, транслировалась на территорию, превышающую географически СССР, «Встреча с песней» получала до 3 тысяч писем в месяц - рекордное количество корреспонденции среди всех передач советского радио! Она сумела пробудить у радиослушателей желание делиться с миром своими личными историями, связанными с любимой песней или памятной мелодией. И, конечно, «Встречу...» ждали, отмечая в календаре даты эфиров, чтобы в привычный вечер включить радиоприёмник и услышать... голос ведущего, который не спутать ни с каким другим. Голос, непохожий на голоса дикторов советского радио ни тембром, ни подачей. Во времена тотального официоза и шаблонных фраз, звучащих в эфире, потребность в спокойной, доверительной беседе, в искренности интонаций восполняла именно «Встреча с песней»... Именно поэтому в ней в равной степени уникальны и манера работы у микрофона Виктора Татарского, и музыкальные записи (порой раритетные), и, конечно, содержательные письма (письма-воспоминания, письма-исповеди), звучащие в передаче, без которых «Встреча с песней» просто немыслима!
Во «Встрече...» впервые зазвучали записи, которые раньше были в закрытом фонде или вообще запрещены. Нередко с большим трудом Виктору Татарскому и редакторам передачи Терезе Рымшевич и Татьяне Зубовой приходилось преодолевать цензурные запреты как в отношении тем, затрагиваемых слушателями в письмах, так и по поводу записей. Ведь, действительно, редкие фонограммы звучат во «Встрече...» и чаще всего лишь один раз за все годы существования передачи, а если и имеются повторы, то редко - раз в пять лет. Именно во «Встрече с песней» впервые в эфире отечественного радио прозвучали песни Александра Вертинского, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина, Аллы Баяновой, Александра Галича, Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Александра Башлачёва...
Всесоюзное радио архивировало выпуски «Встречи с песней». Многие из этих магнитофонных лент сегодня хранит Гостелерадиофонд России... Передачи периода 2000-х годов публиковал официальный сайт «Радио России». Но этот архив был безвозвратно утерян. А в настоящее время новые выпуски «Встречи с песней» доступны на сайте радиостанции, увы, лишь в течение приблизительно последнего года...
Отдельные выпуски (или их фрагменты) по мере оцифровки давних студийных лент и магнитозаписей из частных аудиоархивов время от времени публикуются на различных сайтах. Так на сайте «Старое радио» появилась коллекция «Встречи с песней» преимущественно середины - второй половины 1980-х годов. Участникам музыкальной соцсети «На завалинке» также удалось собрать часть архивных выпусков радиопередачи. Некоторое время назад сайт «MOSKVA.FM» архивировал записи «Встречи...» и, более того, предлагал текстовые расшифровки выпусков. Однако и этот архив был убран из общественного доступа... Сегодня пользователи социальной сети «ВКонтакте» могут общаться в сообществе «Встреча с песней. Автор и ведущий Виктор Татарский», созданном давней слушательницей радиопередачи Людмилой Калининой. А также слушать опубликованные самими радиослушателями аудиозаписи выпусков передачи «Встреча с песней» разных лет в сообществе «Архив радиопередачи “Встреча с песней”», созданном Сергеем Владимировым. Благодаря слушательнице Елене Маршак веб-архив пополнился целым блоком архивных аудио- и текстовых записей (с расшифровками, а также с указанием, что очень ценно, дат эфиров) многих выпусков передачи. Большую помощь в наполнении веб-архива «Встречи...» оказала член Союза журналистов РФ Надежда Ивановна Юдина из города Дятьково, любезно предоставившая бесценные тетради своей старшей подруги, слушательницы «Встречи с песней» с 1968 года, Азы Степановны Никишиной, которая многие годы методично вела записи выпусков любимой передачи. Также как это делала с 3 января 1968 года Людмила Сысуева из Свердловской области. Она передала веб-архиву свои записи о многих выпусках передачи. Филофонист Борис Щеглов поделился с веб-архивом редкими записями передачи «Встреча с песней», выходившими в эфир с 1983 по 1993 годы, а также помог уточнить значительный объём данных по выпускам разных лет. Вместе с единомышленниками - «поисковой группой из Подмосковья» (так называет их Виктор Татарский), он систематизировал из множества источников информацию о передачах «Встреча с песней», «Запишите на ваши магнитофоны» и «На всех широтах». За что ему и всем его коллегам из «поисковой группы» большое спасибо.
К середине 2019 года киноведом и редактором Еленой Бельской была завершена систематизация информации о «Встрече с песней», взятая из многих источников. Скрупулёзно, в течение нескольких лет Елене Бельской удалось собрать сведения о музыкальных произведениях, звучавших в большинстве выпусков радиопередачи, начиная с 1968 года! Этот список и стал основой веб-архива, предлагаемого вашему вниманию сайтом «Retroportal.ru». Если в информации о выпуске «Встречи с песней» указывались имя исполнителя и аккомпаниатора, то есть, представлялось возможным идентифицировать музыкальные записи и разыскать их (при отсутствии аудиозаписи самого выпуска передачи), то они становились дополнениями к тексту, переданному Еленой Бельской. Таким образом, сегодня пользователи веб-архива имеют возможность не только узнать о музыкальных произведениях, звучавших в том или ином выпуске, но и послушать архивные фонограммы...
На радийном сленге, утвердившемся ещё с советских времён, сюжеты (репортажи, интервью, комментарии), звучащие как в информационных выпусках новостей, так и в программах различной тематики, называются «кадрами». Автор и ведущий Виктор Витальевич Татарский именует «кадром» связку «письмо-песня»: завязка сюжета в содержании письма (иногда это фрагмент книги, статьи), а развязка в песне или мелодии, звучащей следом. В целях максимально подробного раскрытия информации аудиозаписи каждого выпуска «Встречи с песней», найденные на просторах глобальной сети, точно также разделены на «кадры», фрагменты. Они представлены в той же последовательности, что и в выпуске, прозвучавшем в эфире. Именно так, даже в таком виде, сохраняется (что очень важно!) драматургия выпуска, строго подчинённая авторскому замыслу.
Следует обратить внимание на то, что текстовые описания выпусков передачи могут отличаться от их звукового оригинала. В веб-архиве передачи информация по мере возможности подаётся в уточнённом и дополненном виде. Ведь поиски новых данных о названиях, об исполнителях, об авторстве тех или иных музыкальных произведений, о годах их записи никогда не прекращаются. К тому же год от года, благодаря широкому развитию сети Интернет, становится ещё больше известно о каких-то ранее неведомых моментах в биографиях творческих или политических деятелей, упоминаемых в передаче персон. В том числе в открытом доступе находится информация и об участниках «Встречи...». Как выясняется, авторы писем порой это известные в своих кругах личности, с неординарной судьбой, достойные быть героями отдельных интереснейших биографических книг!
Архив в веб-формате на страницах данного сайта представлен в виде: списка выпусков в хронологическом порядке, именного указателя, содержащего информацию о вокалистах, композиторах, поэтах, музыкантах, исполнительских коллективах, списка имён авторов писем во «Встречу с песней» и интерактивной карты писем, алфавитного перечня музыкальных произведений (другие сайты, также предлагающие к прослушиванию записи «Встречи с песней», столь развёрнутого описания содержания выпусков не имеют). Помимо этого, пользователи веб-архива могут узнать интересные факты о радиопередаче «Встреча с песней» и её создателях, прочитать интервью Виктора Татарского, статьи о передаче, опубликованные в печатных и электронных СМИ в разные годы, цитаты из книг, где она упоминается, а также познакомиться с авторами писем, помощниками и другими участниками любимой «Встречи...» - со всеми теми преданными радиослушателями, о которых сам Виктор Витальевич в одном из выпусков ёмко сказал: «...по секрету хочу сказать вам, что всех тех, кто пишет во “Встречу...” или просто слушает её, считаю лучшей частью человечества».
Для удобства навигации по веб-архиву под каждым «кадром» (фрагментом) выпуска со знаком «#» (решётка) прописаны ключевые слова (хештеги), при переходе по которым, можно сформировать подборку выпусков на определённую тему, затронутую в письмах радиослушателей и озвученную автором передачи. Кроме того, для удобства поиска по веб-архиву через поисковые системы по мере необходимости под «кадром» (фрагментом) публикуется краткая информация о персонах, как известных, так и о персонах из частной жизни авторов писем, упомянутых в этом фрагменте выпуска.
Большая благодарность всем, кто записывал на магнитофоны «Встречу с песней», сберёг эти записи, а с приходом эры цифрового звука смог оцифровать магнитофонные ленты и продолжает архивировать выпуски передачи. Если у вас имеются старые магнитофонные ленты с записями выпусков радиопередачи, личные списки песен и композиций, которые в разные годы звучали в передаче и которые отсутствуют в опубликованных выпусках на сайте архива, отклики по следам услышанной передачи, а также если вы заметили неточности в описании выпусков, располагаете иной дополнительной информацией, пишите по адресу или через формоотправитель.
Создание веб-архива «Встречи с песней» на сайте «Retroportal.ru» было начато в 2019 году с разрешения автора и ведущего радиопередачи, народного артиста России Виктора Витальевича Татарского.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте