RETROPORTAL.ru
© 2002 – гг.
Каталог музыкальных сайтов
Видеоархив «Retroportal.ru»
Эксклюзивные интервью
Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Карта сайта Подробно о сайте Яндекс.Метрика      © RETROPORTAL.ru     2002 – гг.



Навигация по архиву:

Поиск по архиву:

Выпуски передачи:

Сообщество «ВКонтакте»:

«Встреча с песней»

Веб-архив радиопередачи

Авторы писем и участники передачи

Николай Фёдорович Блохин
(город Ставрополь)



Николай Фёдорович Блохин

Писатель, журналист, редактор и литературовед Николай Фёдорович Блохин родился 5 января 1952 года в ставропольском селе Калюжном. В 1979 году окончил отделение журналистики филологического факультета Ростовского государственного университета. В 1983 году вступил в Союз журналистов России. В 1983 году поступил на редакторское отделение Высшей партийной школы при ЦК Компартии Украины, окончил в 1985 году.

С 1969 по 1996 год Николай Фёдорович работал корреспондентом, заведующим отделом, ответственным секретарём в средствах массовой информации Ставрополя, Волгограда, Луганска, Киева, был главным редактором газеты Алчевского металлургического комбината «За металл».

Письмо Николая Блохина, посвящённое истории создания песни на стихи фронтовика, участника битвы за Москву, поэта Марка Лисянского «Моя Москва» («Дорогая моя столица»), ставшей со временем официальным гимном Москвы, прозвучало 10 декабря 2022 года в 1453 выпуске радиопередачи Виктора Татарского «Встреча с песней»:

      «...поздней осенью 1941 года проездом из Ярославля на фронт в грузовике ехал молодой лейтенант Марк Лисянский. В Москве грузовик остановился на площади Пушкина, напротив редакции журнала “Новый мир”. Лисянский вбежал по лестнице в редакцию, вручил секретарше листок со стихотворением которое начиналось словами: “Я по свету немало хаживал...”. Стихотворение Марка Лисянского было опубликовано в декабрьском номере журнала “Новый мир” за 41-й год. Его прочитал Исаак Дунаевский и написал музыку к нему. Впервые песню “Моя Москва” поэт услышал по радио. Пройдёт ещё много лет и к 25-летию разгрома немецко-фашистских войск под Москвой на 23-м километре Ленинградского шоссе, где был остановлен враг, благодарные москвичи установят памятник из противотанковых ежей, а на барельефе напишут слова: “И врагу никогда не добиться, чтобы склонилась твоя голова” - строки из той песни».

Участник радиопередачи «Встреча с песней» Николай Фёдорович Блохин (фотография из личного архива Н.Ф.Блохина)

Помню, что Виктор Витальевич Татарский впервые прочитал моё письмо в передаче «Встреча с песней» в марте 1978 года. Мой рассказ был о Москве, о 50-й годовщине переноса столицы России и о переезде Советского правительства из Петрограда в Москву.

Я писал о том, как после почти двухвекового перерыва Москва вернула себе статус столицы, как 11 марта 1918 года три эшелона с руководителями Советской России прибыли из Петрограда в Москву.

Но это событие было не главным в моём письме. Я писал о том, за что я люблю Москву, её улицы, проспекты, Красную площадь, парк имени М. Горького, «Третьяковку», ВДНХ с её павильоном «Космос», Москву-реку, Савёловский вокзал, Сущёвский вал, где работала редакция газеты «Пионерская правда», в которую я посылал свои первые заметки о школьной жизни... Их, правда, не печатали, но ответов с добрыми пожеланиями накопилось много. Большинство из них за подписью главного редактора газеты Нины Матвеевны Черновой. Возможно, доброжелательный тон писем редакции газеты «Пионерская правда» повлиял на мой выбор отделения журналистики филологического факультета Ростовского-на-Дону государственного университета.

Я попросил Виктора Витальевича включить в программу малоизвестную песню о Москве. Ту «Встречу с песней» слушала моя мама Меланья Яковлевна.

Накануне передачи я получил письмо из Москвы, в котором редакция «Встречи с песней» предупредила меня:

Ответ Николаю Блохину из Главной редакции музыкального радиовещания Всесоюзного радио, 1978 год (фото из архива Н.Ф.Блохина)

      «Уважаемый Николай Фёдорович!

      Слушайте очередной выпуск «Встречи с песней» 17 марта 1978 г. 21 час московского времени по первой программе. Редактор Н. Сенина»

Письмо было на бланке: «Государственный комитет Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию, Главная редакция музыкального радиовещания».

Сохранился и синий конверт, где указан обратный адрес: «113326, Москва, Радио, Музыкальная редакция».

Конверт письма из Главной редакции музыкального радиовещания Всесоюзного радио, 1978 год (фото из архива Н.Ф.Блохина)

Через много лет я прослушал все записи, а песню «Столица счастья» несколько раз. Но из той передачи я вспомнил песню «Как служил солдат», ведь я услышал её впервые именно тогда, 17 марта 1978 года. Она произвела на меня, молодого человека, потрясающее впечатление. Мне ведь было тогда 26 лет. Я тоже служил в армии, но только не двадцать и ещё пять лет, а только два года. Какой же суровой была жизнь и служба солдата в девятнадцатом столетии!

После той передачи я перечитал рассказ Льва Толстого «После бала». Рассказ жуткий. Он о том, как полковник, возвратившись после бала в воинскую часть, приказал наказать солдата. Несчастного прогоняли сквозь строй и избивали шпицрутенами так, что лопалась кожа и сочилась кровь... А несчастный солдат просил лишь об одном: «Помилосердствуйте, братцы...» С тех пор я никогда не слышал этой песни.

Мне кажется, что я начал писать на передачу раньше. Я сохранил ещё одно письмо из отдела писем и концертов по заявкам Главной редакции музыкального радиовещания Государственного комитета Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию от 18 февраля 1976 года.

Ответ Николаю Блохину из Отдела писем и концертов по заявкам Всесоюзного радио, 1976 год (фото из архива Н.Ф.Блохина)

      «Уважаемый Николай Фёдорович!

      Ваше письмо редакцией получено. Если оно будет использовано во «Встрече с песней», то дополнительно о дне передачи Вас известим.

      Благодарим за внимание ко «Встрече с песней».

      Всего Вам доброго.

      С уважением редактор Рогова.

      121812, Москва, Радио, ул. Качалова, 24»

Конверт письма из Отдела писем и концертов по заявкам Всесоюзного радио, 1976 год (фото из архива Н.Ф.Блохина)

Письма, которые я посылал в семидесятых годах в редакцию передачи «Встреча с песней», по молодости лет, не сохранил. Но в эпоху Интернета два письма нашлись.




      Здравствуйте, Виктор Витальевич!

      Я работаю над книгой «Дом под зелёной крышей на Первой Ясеновской...» В этой книге я хочу рассказать юным читателям о памятных местах Ставрополя, связанных с именем русского писателя Ильи Сургучёва.

      Помните, в восьмидесятых годах в серии «СТО путей – СТО дорог» «ПРОФИЗДАТ» издавал книги «Пушкинские места России», «По Лермонтовским местам». Я всегда мечтал увидеть в этой серии мою книжку «По Сургучёвским местам России». К сожалению, сегодня новых книг в этой серии нет. Сургучёв заслуживает большой памяти соотечественников.

      Илья Дмитриевич Сургучёв родился 15 (27) февраля 1881 года в Ставрополе, в купеческой семье. В Ставрополе на Первой Ясеновской сохранился дом родителей писателя. Это родное название улицы, ему более двухсот лет. А на углу Армянской и Хопёрской улиц (ныне они переименованы в улицы Шаумяна и Голенева) стоит двухэтажный Г-образный дом, который купец 2-й гильдии Дмитрий Васильевич Сургучёв построил и сдавал в нём комнаты для приезжавших земляков-калужан. Дом так и называется «Калужское подворье».

      Когда я иду по улице мимо этого дома, невольно поднимаю голову и смотрю на угловое окно второго этажа. Это окно рабочего кабинета Ильи Дмитриевича.

      Именно в этом доме Сургучёв написал свои первые рассказы «Трёшница», «Независимая жизнь», «Неудавшаяся жизнь», «Пятнадцать клевретов», повесть «Из дневника гимназиста». На протяжении апреля – ноября 1898 года основатель и главный редактор газеты «Северный Кавказ» Дмитрий Евсеев печатал их, и Сургучёв впервые испытал чувство славы. Настоятель Троицкого собора протоиерей Василий Стрепетов, печатавшийся тогда в «Епархиальных Ведомостях», однажды повстречавшись с начинающим литератором на бульваре, одобрительно приветствовал Сургучёва: «Собрату по перу, – моё поштение» (из рассказа И. Сургучёва «Северный Кавказ» за 1956 г.). Именно так и сказал через буку «ш». Писателю было семнадцать лет.

      После окончания Ставропольского духовного училища и Ставропольской духовной семинарии Сургучёв отправился в Петербург покорять Восточный факультет Санкт-Петербургского университета. Его отговаривали, советовали идти на юридический. А он остался. Из 50 человек того набора до финиша дошли двое. Сургучёв получил диплом, освоив китайский, монгольский, калмыцкий. И в придачу к ним великолепно знал французский, немецкий. Позднее освоил итальянский, понимал испанский. Не знал лишь английского. Но самое большое его достояние – он стал мастером и великолепным стилистом русского языка.

      Его произведения печатали самые популярные журналы и издательства России. Сургучёв покорил театральную Россию. Спектакли по его пьесам «Торговый дом», «Осенние скрипки» шли на сценах лучших театров России: Александринском – в Санкт-Петербурге, Малом и Художественном – в Москве, а также в Ставрополе, Харькове, Одессе, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге. Его имя ставили наравне с такими известными писателями, как И. Бунин, Л. Андреев, А. Куприн. На летних гастролях 1915 года МХАТ отменял спектакли по пьесам Л. Толстого, А. Чехова, отдавая предпочтение И. Сургучёву. Оказавшись в 1920 году за рубежом, Сургучёв большую часть отпущенных ему лет прожил в Париже. Европейские театры начинали ежегодные сезоны спектаклями по пьесам Сургучёва. За последние двадцать лет много сделано по возвращению литературного наследия Сургучёва на родину, в Ставрополь, в Россию.

      Я никогда не забуду того очарования, когда впервые встретился с внучкой писателя Татьяной Николаевной Ильинской. Я до сих пор помню её голос, интонацию. В записанном мною интервью с ней было тридцать восемь вопросов. Она ответила на все. Умно, тактично и уважительно к памяти своего деда. А сегодня, когда Татьяны Николаевны нет с нами, мне кажется, что я о многом её не спросил.

      В беседе с Татьяной Николаевной мы почти не говорили о музыкальных пристрастиях её талантливого деда. А в произведениях писателя хорошо прослеживается глубокое знание Сургучёвым музыкальной жизни России. В повести «Губернатор» он вспоминает первую симфонию композитора g-moll Василия Сергеевича Калинникова. Это наиболее известное сочинение Василия Калинникова. Продолжительность звучания составляет всего лишь 37 минут! Но каких! Эту симфонию Калинникова чаще называют «Русской». Композитор написал её в 1895 году и посвятил своему педагогу Семёну Николаевичу Кругликову. Впервые она была исполнена в марте 1897 года в Киеве, на концерте Русского музыкального общества.

      В доме Сургучёвых на пианино лежали ноты произведений Петра Ильича Чайковского. А в самой ранней повести «Из дневника гимназиста» герой говорит: «Сегодня купил романс: “Давно всех женщин презираю...” и уже разучил. Вечером будут просить спеть – спою его...»

      Виктор Витальевич, я искал этот романс, но так и не нашёл его. Может быть, Вы мне поможете услышать его. Или Сургучёв придумал романс с таким названием?

      Если Вам не удастся найти романс «Давно всех женщин презираю...», тогда, пожалуйста, включите в программу что-нибудь из Василия Калинникова: любой романс или отрывок из его первой симфонии. Благодарю за внимание!

      С уважением, Николай Фёдорович Блохин,
      член редколлегии альманаха «Литературное Ставрополье»

Николай Фёдорович Блохин (фотография из личного архива Н.Ф.Блохина)

      Здравствуйте, Виктор Витальевич!

      Владимир Маяковский как-то написал: «Не юбилейте!»

      Я и не хотел «юбилеить», но как-то так случилось, что последние два года родные и друзья поздравляют меня с юбилеями. В 2019 году исполнилось 60 лет, как я пошёл в школу, 50 лет, как закончил «десятилетку». Закончил неплохо: средняя оценка аттестата 4,75 балла. Прошло 50 лет, как в районной газете «Коммунистический маяк» 10 июня 1969 года напечатали моё первое стихотворение «Пограничник». Это был мой душевный порыв на события вокруг острова Даманский. И я стал «знаменитым» на весь посёлок Цимлянский Ставропольского края, где я жил и учился.

      Первая запись в Трудовой книжке появилась в том же 1969 году, то есть 50 лет назад. До ухода в армию я успел посеять с мужиками опхоза «Темнолесское» озимую пшеницу, а в 1970 года она дала обильный урожай, которые убирали без меня. «Это был твой первый хлеб!», – писал мне старший брат Василий Федорович, агроном.

      Весной 1970 года, то есть 50 лет назад, меня призвали в Советскую Армию. Я служил в ГСВГГруппе Советских войск в Германии). 50 лет назад я стал комсоргом танковой роты, редактором стенной газеты и внештатным корреспондентом воинской газеты «Гвардеец». Напечатал в ней около 50 различных материалов: зарисовок, репортажей, отчётов, заметок со сногсшибательными заголовками «Взвод стрелял отлично», «Хозяин танка», «Так поступают советские воины», печатал материалы о сослуживцах и в газете ГСВГ «Советская армия» (она выходила, кажется, в Потсдаме), стал победителем конкурса на лучшее военкоровское выступление, получил пять Почётных грамот - от командиров полка, дивизии, от политотдела дивизии, редактора дивизионной газеты и от мэра города Вурцен «За помощь братскому немецкому народу в уборке урожая».

      Потом пошли юбилеи помельче: 40 лет, как я окончил Ростовский-на-Дону государственный университет и стал дипломированным журналистом, 45 лет, как я первый раз побывал в Париже, 45 лет, как меня первый раз напечатали в журнале. С той поры мои статьи, очерки напечатали около 70 российских, украинских и молдавских журналов – от Дальнего Востока до Санкт-Петербурга и Кишинёва. 25 лет назад вышла моя первая книга «Возвращение имени и чести», сегодня я автор около трёх десятков книг. Профессия, жизнь подарили мне встречи со многими людьми: были среди них и знаменитые и менее известные, но все они беззаветно любили Россию. Меня, как и их, всегда сопровождали песни нашего народа, наших композиторов, поэтов-песенников, исполнителей.

      Исполнилось 50 лет, как я слушаю передачу «Встреча с песней». Я просто хотел поблагодарить Вас, Виктор Витальевич, что все эти годы Вы помогали мне в трудную минуту жизни, когда меня постигало горе – уходили один за другим мои родители – отец, мать, братья и сёстры, уходили одноклассники, сослуживцы! Самым лучшим лекарством в такие минуты мне оставалась «Встреча с песней».

      ...В печальном августе 1991 года я шёл по старым улочкам Таллинна. И вдруг я остановился и прочитал на мемориальной доске: «В этом доме жил и работал Георг Отс». И я вспомнил великую песню в его исполнении, которую слышал не раз, – «Я люблю тебя, жизнь». И я люблю литературу, искусство, кино, театр, живопись, музыку (книги, фильмы, спектакли, песни, теле- и радиопередачи), где Человека не унижают, а поднимают ввысь! Пусть в Вашей передаче прозвучит голос Георга Отса!

      С уважением, Николай Фёдорович Блохин.
      г. Ставрополь, 30 октября 2020 г.



Сколько я написал писем Виктору Витальевичу, я вряд ли смогу ответить. Знаю, что их было немного. Но зато я не пропускал ни одной передачи. Много историй я выслушал. Но одна меня поразила особенно.

Писал молодой человек (возможно, и не молодой), обращаясь к своей любимой и просил у неё прощения за какой-то проступок, который обидел девушку (или женщину, возможно, жену). В конце были такие слова: «Хочешь, я напишу письмо на твою любимую передачу “Встреча с песней” и попрошу Виктора Татарского прочитать его, чтобы вся страна услышала о том, как я люблю тебя и прошу меня простить».

«Вот такое письмо, - сказал Виктор Витальевич. - Ни адреса, ни имени. Но будем надеяться, что она услышала его».

У меня в юности не было магнитофона, поэтому я не записывал передачи. Но зато у меня была книжка Константина Лопатина «Ваш магнитофон» (Москва, Знание, 1972). По ночам слушал передачи «Запишите на ваш магнитофон», «Для тех, кто не спит». И сожалел, что у меня не было магнитофона.

В передачах Виктора Татарского меня, как и большинство слушателей, привлекла тема: «Песня в судьбе человека». Помню, что в газете «За металл» (город Коммунарск Ворошиловградской области) мы публиковали по субботам материалы под рубрикой «История одной песни».

Старались подбирать материалы о песнях родного края - о Донбассе, с рассказом о том, как они создавались. И, поверьте, тональность этих статей была не без влияния голоса Виктора Витальевича.

Искали стихи и песни, в содержании которых были слова «сталевар», «шахтёр» и всё связанное с их трудом. Помните, как в песне Владимира Харитонова и Давида Тухманова «День Победы»:

«Дни и ночи у мартеновских печей
Не смыкала наша Родина очей»
.

Журналист Николай Фёдорович Блохин (фотография из личного архива Н.Ф.Блохина)

В редакции городского радио города Коммунарска Ворошиловградской области работал журналист и ведущий Виктор Петрович Торубаров. Когда я приходил к нему в рабочий кабинет, то меня неизменно восхищала коллекция пластинок, которые он собирал всю жизнь. Я не знаю, сколько их было. Помню заставленные стены со стеллажами пластинок. Здесь были записи довоенные и военных лет, послевоенные, семидесятых годов... Он знал свою коллекцию наизусть, легко находил любую запись. Однажды я спросил его про забытую и редкую песню о Щорсе. Он быстро нашёл её, поставил, мы прослушали её. «Она?», - спросил Виктор Петрович. И мы записали передачу об истории её создания. Виктор Петрович заканчивал передачи городского радио неизменно одним обращением к слушателям: «Если Вы хотите избавиться от старых пластинок, не выбрасывайте их. Приносите их в редакцию городского радио». Полагаю, что он сохранял их под влиянием передачи «Встреча с песней» и обаятельного голоса Виктора Витальевича.

Голоса на радио невозможно спутать ни с какими другими голосами, особенно голос Виктора Витальевича.

Благодарен редакции, что у меня, как и у миллионов слушателей, сегодня есть возможность слышать голос Татарского. Записи программы «Встреча с песней» надо сохранить для будущих поколений. Они тоже история нашего Отечества.

Сегодня, если я не смог вовремя услышать программу, есть замечательная возможность послушать «Встреча с песней» в записи через Интернет.

Я никогда не встречался с Виктором Витальевичем, но, если бы мне выпало счастье написать книгу «О тех, кого помню и люблю» (так называется книга актёра театра и кино Евгения Весника), в ней были бы странички и о Викторе Витальевиче Татарском.

Мне исполнилось 70 лет 5 января 2022 года. Из них более 50 лет я прожил, слушая Виктора Витальевича Татарского. Виктор Витальевич был просто другом много-много лет, которому я мог доверить сокровенное, неожиданное. Не было в мире места, где бы мне было так тепло и уютно, когда я усаживался в кресло и, прикрывшись пледом, слушал голос Татарского и письма, которые он так проникновенно читал.

С уважением, Николай Фёдорович Блохин
г. Ставрополь, декабрь 2022 г.

Участник радиопередачи «Встреча с песней» Николай Фёдорович Блохин (фотография из личного архива Н.Ф.Блохина)

Николай Блохин - автор более трёх десятков книг, в числе которых «Лес и степь», «Рождение огня», «Ключи от города», «Ермоловский бульвар», «Изгнание Параджанова», «Бой в Овражном», «Чёрное золото Прикумья», «Михаил Булгаков на Кавказе», «Водные ресурсы Ставрополья», «Большой Ставропольский канал»; автор литературоведческих статей, посвящённых творчеству Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Николая Гоголя, Михаила Булгакова... Произведения Николая Блохина в разные годы публиковали альманахи и журналы «Литературный факел» (Москва), «Великороссъ» (Москва), «Голос Кавказа» (Пятигорск), «Ставропольский хронограф», «Литературное Ставрополье», «Подъём» (Воронеж), «После 12» (Кемерово).

Николай Фёдорович Блохин - лауреат международных, украинских, российских и региональных премий по литературе и журналистике, член редколлегии альманаха «Литературное Ставрополье» и член Союза писателей XXI века. Некоторые из произведений Николая Блохина вы можете прочитать на едином ресурсе русскоязычных литературных журналов и альманахов «Журнальный мир».


Хронология выпусков передачи «Встреча с песней»

Все новости в Telegram:
@RETROportalRU
Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Карта сайта Подробно о сайте Яндекс.Метрика      © RETROPORTAL.ru     2002 – гг.