Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Авторы писем и участники передачи
Владимир Семёнович Волога
(город Губкин, Белгородская область)

Владимир Семёнович Волога родился 26 ноября 1926 года в городе Боготол Красноярского края в семье рабочих железнодорожного транспорта. Ветеран Великой Отечественной войны, солист народного самодеятельного коллектива - хора ветеранов «Живая память».
- «Сколько себя помню, всегда песню любил. Особенно когда служил на флоте: мы собирались и пели от души!»,- поделился в 2021 году Владимир Семёнович в интервью журналисту Наталье Севрюковой. - В моей жизни было два особенных события, которые вехами врезались в память, - Победа в Великой Отечественной войне и добытая первая тонна руды. Великие и радостные события, песни души. В хоре ветеранов «Живая память» мы возрождаем старые песни, на военную тематику, в последнее время возродили и морские песни. Поэтому и не стареем душой!»

В 2020 году за исполнение песни «Вторая мировая» солисты хора «Живая память» Владимир Волога и Георгий Шевченко получили Гран-при Международного конкурса-фестиваля «Спасибо деду за Победу!», посвящённого 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Конкурс проводился Национальным творческим объединением «Наследие» при поддержке Министерства культуры России. А ещё В.С. Волога - автор поэтических сборников «Огненные годы», «Губкин – город первопроходцев КМА», «Эхо нашей памяти» и автор слов песен, которые звучат в исполнении хора: «Белгородская юбилейная», «Прохоровское поле», «Губкинский вальс»...

Об одной из давних, практически забытых песен, писал В.С. Волога и Виктору Витальевичу Татарскому. Письмо Владимира Семёновича и песню начала XX века «В Цусимском проливе далёком...» в исполнении ансамбля Тихоокеанского флота можно услышать в 1438 выпуске «Встречи с песней»:
«...мне пришлось длительное время служить на подводной лодке “Щ-134” - “Щуки”. Эта дизельная подлодка выдержала нелёгкое испытание в годы войны на всех наших флотах. В 1943 - 1945 годах нам приходилось находиться в длительном автономном плавании по охране дальневосточных рубежей от возможной агрессии Японии. И моряки-подводники в свободное время от вахты любили петь. Больше всего была нам по душе песня о Цусиме, где есть слова:
“В Цусимском проливе далёком,
Вдали от родимой земли
На дне океана глубоком
Забытые есть корабли...”
К сожалению, эту песню мне так и не довелось больше слышать...».
Владимир Семёнович Волога вспоминает:

- Я хорошо помню, как в 1943 году в нашу семью пришла похоронка на старшего брата - лейтенанта Евгения Семёновича Вологу. В похоронке сообщалось, что командир стрелкового полка Евгений Волога скончался от ран в полевом госпитале. И тогда у меня созрел план уйти добровольцем на фронт вместе с моим другом. «Не возьмёте - сами убежим на фронт!» - заявили мы военкому. Было нам тогда по шестнадцать лет.
В июне 43-го по комсомольскому призыву я добровольно ушёл служить на фронт. Так вышло, что попал на Дальний Восток, где и окончил с отличием школу подводного плавания. Потом направили нас на отдалённую базу, на которой размещался отдельный дивизион подводных лодок. В плавание уходили далеко от дальневосточных берегов. Японское море избороздили вдоль и поперёк. Бывали и на Курилах, и на Камчатке... Всякое случалось. Затаивались сутками, когда по морю перемещались неопознанные боевые корабли. В бой ввязываться нам не разрешалось, чтобы не спровоцировать открытие второго фронта на Дальнем Востоке.
6 августа 1945 года наша подлодка вышла в море с боевым заданием - обеспечить высадку десанта в районе Кореи, портах Юки, Расин и Сейсин, таким образом блокировать японский флот и лишить Квантунскую армию поддержки через эти порты. Действия Тихоокеанского флота в районе побережья Северной Кореи проходили в тесном взаимодействии с сухопутными войсками. 10 августа японские корабли покинули этот район, не приняв боя. Так что, задание было выполнено. Однако вражеская авиация подвергла боевому удару нашу подлодку и та вынуждена была уйти в глубину моря.
Дальше наша подлодка поддерживала освобождение Порт-Артура, выполняла поставленные перед нею боевые задачи в районе Курильских островов. Длилось это до 2 сентября 1945 года, когда Япония подписала акт о полной капитуляции.
После окончания войны ещё 7 лет Владимир Волога нёс воинскую службу. А после демобилизации учился в Свердловской трёхгодичной школе машинистов электровоза и занимался в самодеятельном коллективе клуба железнодорожников. В этом клубе Владимир Семёнович познакомился со своей будущей женой Прасковьей Васильевной. В 1954 году они поженились и уехали в Уфу, где Владимир Волога работал машинистом электровоза на железной дороге.

В начале 1959 года семья переехала в город Губкин. Владимир стал машинистом электровоза в Лебединском карьере. Его бригаде, первой в Лебединском карьере, было присвоено звание «Ударник коммунистического труда». С 1963 года был председателем рудничного комитета Лебединского рудоуправления, а с 1969 года – секретарём парткома Лебединского рудника. На пенсию вышел в 1981 году, но продолжил трудиться - мастером группы машинистов электровоза при учебно-курсовом комбинате, позже возглавил Совет ветеранов Лебединского горно-обогатительного комбината.

Владимир Семёнович Волога награждён орденом Отечественной войны II степени, орденом Знак Почета, медалями «За трудовую доблесть», «Георгий Жуков», «100 лет Российскому флоту», «За победу над Японией», «Ветеран труда», знаком «Отличный подводник». А в день своего 95-летия получил поздравительную телеграмму Президента России В.В. Путина.
Намерение создать архив легендарной передачи Виктора Витальевича Татарского «Встреча с песней» неоднократно обсуждалось в интернет-сообществах. Эта идея высказывалась и в письмах, звучащих на радио. Ведь «Встреча с песней» - не только старейшая музыкальная передача страны, известная, без преувеличения, миллионам слушателей, это не только новый формат, придуманный на советском радио, но и уникальное явление в масштабах мирового радиовещания, аналогов которому просто нет. Авторская передача Виктора Татарского идёт в эфире с января 1967 года в неизменной концепции, суть которой наиболее ёмко определяет фраза: «песня в судьбе человека».
В бытность широкого распространения проводного и эфирного радиовещания, в период, когда передача звучала на волнах Первой программы Всесоюзного радио, то есть, транслировалась на территорию, превышающую географически СССР, «Встреча с песней» получала до 3 тысяч писем в месяц - рекордное количество корреспонденции среди всех передач советского радио! Она сумела пробудить у радиослушателей желание делиться с миром своими личными историями, связанными с любимой песней или памятной мелодией. И, конечно, «Встречу...» ждали, отмечая в календаре даты эфиров, чтобы в привычный вечер включить радиоприёмник и услышать... голос ведущего, который не спутать ни с каким другим. Голос, непохожий на голоса дикторов советского радио ни тембром, ни подачей. Во времена тотального официоза и шаблонных фраз, звучащих в эфире, потребность в спокойной, доверительной беседе, в искренности интонаций восполняла именно «Встреча с песней»... Именно поэтому в ней в равной степени уникальны и манера работы у микрофона Виктора Татарского, и музыкальные записи (порой раритетные), и, конечно, содержательные письма (письма-воспоминания, письма-исповеди), звучащие в передаче, без которых «Встреча с песней» просто немыслима!
Во «Встрече...» впервые зазвучали записи, которые раньше были в закрытом фонде или вообще запрещены. Нередко с большим трудом Виктору Татарскому и редакторам передачи Терезе Рымшевич и Татьяне Зубовой приходилось преодолевать цензурные запреты как в отношении тем, затрагиваемых слушателями в письмах, так и по поводу записей. Ведь, действительно, редкие фонограммы звучат во «Встрече...» и чаще всего лишь один раз за все годы существования передачи, а если и имеются повторы, то редко - раз в пять лет. Именно во «Встрече с песней» впервые в эфире отечественного радио прозвучали песни Александра Вертинского, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина, Аллы Баяновой, Александра Галича, Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Александра Башлачёва...
Всесоюзное радио архивировало выпуски «Встречи с песней». Многие из этих магнитофонных лент сегодня хранит Гостелерадиофонд России... Передачи периода 2000-х годов публиковал официальный сайт «Радио России». Но этот архив был безвозвратно утерян. А в настоящее время новые выпуски «Встречи с песней» доступны на сайте радиостанции, увы, лишь в течение приблизительно последнего года...
Отдельные выпуски (или их фрагменты) по мере оцифровки давних студийных лент и магнитозаписей из частных аудиоархивов время от времени публикуются на различных сайтах. Так на сайте «Старое радио» появилась коллекция «Встречи с песней» преимущественно середины - второй половины 1980-х годов. Участникам музыкальной соцсети «На завалинке» также удалось собрать часть архивных выпусков радиопередачи. Некоторое время назад сайт «MOSKVA.FM» архивировал записи «Встречи...» и, более того, предлагал текстовые расшифровки выпусков. Однако и этот архив был убран из общественного доступа... Сегодня пользователи социальной сети «ВКонтакте» могут общаться в сообществе «Встреча с песней. Автор и ведущий Виктор Татарский», созданном давней слушательницей радиопередачи Людмилой Калининой. А также слушать опубликованные самими радиослушателями аудиозаписи выпусков передачи «Встреча с песней» разных лет в сообществе «Архив радиопередачи “Встреча с песней”», созданном Сергеем Владимировым. Благодаря слушательнице Елене Маршак веб-архив пополнился целым блоком архивных аудио- и текстовых записей (с расшифровками, а также с указанием, что очень ценно, дат эфиров) многих выпусков передачи. Большую помощь в наполнении веб-архива «Встречи...» оказала член Союза журналистов РФ Надежда Ивановна Юдина из города Дятьково, любезно предоставившая бесценные тетради своей старшей подруги, слушательницы «Встречи с песней» с 1968 года, Азы Степановны Никишиной, которая многие годы методично вела записи выпусков любимой передачи. Также как это делала с 3 января 1968 года Людмила Сысуева из Свердловской области. Она передала веб-архиву свои записи о многих выпусках передачи. Филофонист Борис Щеглов поделился с веб-архивом редкими записями передачи «Встреча с песней», выходившими в эфир с 1983 по 1993 годы, а также помог уточнить значительный объём данных по выпускам разных лет. Вместе с единомышленниками - «поисковой группой из Подмосковья» (так называет их Виктор Татарский), он систематизировал из множества источников информацию о передачах «Встреча с песней», «Запишите на ваши магнитофоны» и «На всех широтах». За что ему и всем его коллегам из «поисковой группы» большое спасибо.
К середине 2019 года киноведом и редактором Еленой Бельской была завершена систематизация информации о «Встрече с песней», взятая из многих источников. Скрупулёзно, в течение нескольких лет Елене Бельской удалось собрать сведения о музыкальных произведениях, звучавших в большинстве выпусков радиопередачи, начиная с 1968 года! Этот список и стал основой веб-архива, предлагаемого вашему вниманию сайтом «Retroportal.ru». Если в информации о выпуске «Встречи с песней» указывались имя исполнителя и аккомпаниатора, то есть, представлялось возможным идентифицировать музыкальные записи и разыскать их (при отсутствии аудиозаписи самого выпуска передачи), то они становились дополнениями к тексту, переданному Еленой Бельской. Таким образом, сегодня пользователи веб-архива имеют возможность не только узнать о музыкальных произведениях, звучавших в том или ином выпуске, но и послушать архивные фонограммы...
На радийном сленге, утвердившемся ещё с советских времён, сюжеты (репортажи, интервью, комментарии), звучащие как в информационных выпусках новостей, так и в программах различной тематики, называются «кадрами». Автор и ведущий Виктор Витальевич Татарский именует «кадром» связку «письмо-песня»: завязка сюжета в содержании письма (иногда это фрагмент книги, статьи), а развязка в песне или мелодии, звучащей следом. В целях максимально подробного раскрытия информации аудиозаписи каждого выпуска «Встречи с песней», найденные на просторах глобальной сети, точно также разделены на «кадры», фрагменты. Они представлены в той же последовательности, что и в выпуске, прозвучавшем в эфире. Именно так, даже в таком виде, сохраняется (что очень важно!) драматургия выпуска, строго подчинённая авторскому замыслу.
Следует обратить внимание на то, что текстовые описания выпусков передачи могут отличаться от их звукового оригинала. В веб-архиве передачи информация по мере возможности подаётся в уточнённом и дополненном виде. Ведь поиски новых данных о названиях, об исполнителях, об авторстве тех или иных музыкальных произведений, о годах их записи никогда не прекращаются. К тому же год от года, благодаря широкому развитию сети Интернет, становится ещё больше известно о каких-то ранее неведомых моментах в биографиях творческих или политических деятелей, упоминаемых в передаче персон. В том числе в открытом доступе находится информация и об участниках «Встречи...». Как выясняется, авторы писем порой это известные в своих кругах личности, с неординарной судьбой, достойные быть героями отдельных интереснейших биографических книг!
Архив в веб-формате на страницах данного сайта представлен в виде: списка выпусков в хронологическом порядке, именного указателя, содержащего информацию о вокалистах, композиторах, поэтах, музыкантах, исполнительских коллективах, списка имён авторов писем во «Встречу с песней» и интерактивной карты писем, алфавитного перечня музыкальных произведений (другие сайты, также предлагающие к прослушиванию записи «Встречи с песней», столь развёрнутого описания содержания выпусков не имеют). Помимо этого, пользователи веб-архива могут узнать интересные факты о радиопередаче «Встреча с песней» и её создателях, прочитать интервью Виктора Татарского, статьи о передаче, опубликованные в печатных и электронных СМИ в разные годы, цитаты из книг, где она упоминается, а также познакомиться с авторами писем, помощниками и другими участниками любимой «Встречи...» - со всеми теми преданными радиослушателями, о которых сам Виктор Витальевич в одном из выпусков ёмко сказал: «...по секрету хочу сказать вам, что всех тех, кто пишет во “Встречу...” или просто слушает её, считаю лучшей частью человечества».
Для удобства навигации по веб-архиву под каждым «кадром» (фрагментом) выпуска со знаком «#» (решётка) прописаны ключевые слова (хештеги), при переходе по которым, можно сформировать подборку выпусков на определённую тему, затронутую в письмах радиослушателей и озвученную автором передачи. Кроме того, для удобства поиска по веб-архиву через поисковые системы по мере необходимости под «кадром» (фрагментом) публикуется краткая информация о персонах, как известных, так и о персонах из частной жизни авторов писем, упомянутых в этом фрагменте выпуска.
Большая благодарность всем, кто записывал на магнитофоны «Встречу с песней», сберёг эти записи, а с приходом эры цифрового звука смог оцифровать магнитофонные ленты и продолжает архивировать выпуски передачи. Если у вас имеются старые магнитофонные ленты с записями выпусков радиопередачи, личные списки песен и композиций, которые в разные годы звучали в передаче и которые отсутствуют в опубликованных выпусках на сайте архива, отклики по следам услышанной передачи, а также если вы заметили неточности в описании выпусков, располагаете иной дополнительной информацией, пишите по адресу или через формоотправитель.
Создание веб-архива «Встречи с песней» на сайте «Retroportal.ru» было начато в 2019 году с разрешения автора и ведущего радиопередачи, народного артиста России Виктора Витальевича Татарского.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте