Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Авторы писем и участники передачи
Юрий Васильевич Черников
(город Сергиев Посад)

Юрий Черников - художник-фотограф, краевед, а также заядлый меломан и грибник из Сергиева Посада Московской области, участник
25 марта 2023 года в 1461 выпуске «Встречи с песней» прозвучало письмо Юрия Васильевича Черникова, в котором он признался, что когда-то был одним из самых юных участников радиопередачи Виктора Татарского:
«..писал я вам 50 лет назад, а было мне тогда лет пять. Это было первое письмо в моей жизни. И оно прозвучало по радио, вызвало резонанс не только в Ивановском селе Писцово, где гостил у бабушки, но и во всей стране. Бабушка была известна многим, как первая учительница. Полсела слушала передачу с моим участием!.. А потом вы зачитали одну из жалоб на моё письмо - письмо пятилетнего, жалобы возмущенных слушателей, чьи эпистолярные истории не могли дойти до эфира... На всю жизнь я запомнил, тогда ваш ответ, что я такой же гражданин своей страны, как и все, только маленький. А музыкальное образование мне дала другая ваша передача - “Запишите на ваши магнитофоны”. Долгие годы я не мог поверить, что и о романсах, и о рок-н-ролле рассказывает один человек, тот самый Виктор Татарский. А ещё позже искушенных друзей я мог удивить собственными оригинальными записями с исторических московских рок-концертов от Насти Полевой до Пола Саймона... Как вы узнали, как поняли, что и я, маленький гражданин России, потом тоже смогу рассказать истории о встречах с песней?! К сожалению, довольно бестолково я живу... Почитав о вас в интернете, припомнив и телепередачи с вашим участием, я вижу, как нужно было бы мне жить. Сейчас мои мысли всё больше обращаются к написанию сценария об армейской службе. Ни я один такой. Появились воспоминания в интернете. Для многих это яркие годы в жизни. Кстати, о том концерте Пола Саймона в парке Горького не было на радио рассказа, а ведь волшебное было событие!»
Юрий Черников откликнулся на просьбу веб-архива «Встречи с песней» и подробнее рассказал о себе, поведал о том, какую роль в его жизни сыграли любовь к музыке и радиопередачи Виктора Татарского.

Встреча с песней
Она у меня произошла в 1969 или в 1970 году, в возрасте 5 или 6 лет, когда я гостил у бабушки. Моя бабушка очень любила эту передачу. И слушала даже все повторы. Впрочем, и мама, и все окружающие тогда эту передачу любили. Очень уж она выделялась. Меня же маленького тогда заинтересовало то, что на радио можно написать письмо. С чем я и пристал к бабушке. Она была занята по хозяйству, но тут же меня организовала на это мероприятие. Читать я научился рано, а вот писать давалось ещё не просто, и бабушка мне помогала. Особых пристрастий музыкальных у меня тогда ещё не было, и я просто попросил песню о лётчиках, так как собирался тогда стать лётчиком.

И вот Виктор Татарский зачитал моё письмо и просьбу исполнил! Мало того, через некоторое время в одной из передач снова прозвучало моё имя! Оказывается, пришло множество писем с жалобами на то, что многие месяцами ждут ответа на свои просьбы, а вдруг эта честь выпала без всякой очереди несмышлёному малышу! Вот тогда-то Виктор Татарский и произнёс знаменитые для нашей семьи слова, что я такой же гражданин своей страны, как и все другие умудрённые жизнью авторы писем. Бабушка моя была учительницей начальных классов, и слова ей эти весьма понравились, так что потом не раз она их мне поминала!

Беда с песней
Песни в СССР лились рекой, реками. Из приёмников, телевизоров, из динамиков на улице. Но... увы, одни и те же - пресловутая «советская эстрада» - «любовь, комсомол и весна»... Все исполнители были известны наперечёт, песни наизусть. А я оказался любителем песен-то! Любителем техники и нового. Новые песни - рок-музыку я нашёл в радиоэфире на «вражьих голосах», они пробивали советский «железный занавес». Впрочем, радио братской Польши тоже могло порадовать совершенно не советским репертуаром в моём приёмнике «Урал 57», в котором я научился менять радиолампы, то и дело садившиеся от частого пользования. Таким образом, хоть и была всегда интересна мне передача «Встреча с песней», слушать я её регулярно постепенно перестал... Однако, случилось...

...ЧУДО!
«Запишите на ваш магнитофон!»
Эту передачу я обнаружил на средней волне - вещало Ленинградское радио. Передавали целиком диски классики западной рок-музыки! Чудо! Не могло такого быть. А было!
И тоже ведущий Виктор Татарский. В голове моей не укладывалось, что у двух столь разных передач один автор...
Кстати, интересно -
Таким чудесным образом, благодаря Виктору Татарскому и уже этой его передаче я получил не только знание мировой рок-музыки, но и сами записи! Которые слушал бесконечно!

«Песня, как молитва»
(Андрей Сапунов)
Мои друзья обзавелись магнитофонами раньше меня, но на них мы слушали уже «Машину времени» и «Воскресенье». Да, русский рок захватил нас! Тут случилась и «перестройка» в стране.

«Я гордо вхожу с билетом в руке,
а мне поют песни на родном языке»
(Майк Науменко)
Да, по билету! Купленному в кассе дома культуры! Так продолжилось моё знакомство с русским роком, с песнями зачастую новыми для меня. Время открытий и потрясений - «Рок-лаборатория» и прочее.
Вообще-то ещё в 1984-м году меня потряс концерт неизвестной тогда нам группы. Увидел афишу со словом «группа». Какой-то «Динамик». В Центре Международного Туризма на Юго-Западной. Купил билет и не прогадал! Было два концерта там. Сейчас нашёл в интернете запись второго, но мой первый был лучше, мне кажется. Кстати, потом выступления Насти Полевой в универсальном спортивном зале «Дружба» посетил уже оба. И записал. Её первый концерт однозначно лучшим оказался!
В 1989-м мне удалось наконец-то приобрести японский кассетник «Sanyo M-S 350» с хорошими частотами и стереозаписью через микрофоны (их я вынул из корпуса и размещал на резинке над ушами). С тех пор концерты записывал. Из памятных особо - выступления группы «Алиби» в Олимпийской деревне. В живую оказалась лучше студийной записи, а это редкость.
А вот за альбомами «Жар-птицы», предшественницы «Алиби», ездил в саму Дубну! У нас тогда в городе в новомодной кооперативной студии звукозаписи был лишь один её сборник. А в дубненской такой же, понятно, все три. Сейчас «ВКонтакте» в друзьях
Потрясением был и живой голос Жанны Агузаровой в Летнем театре парка Горького! С 1987 года там обосновался Стас Намин и помогал выступать многим молодым группам. Впечатление словами трудно передать! Вот дивился на поклонниц «Битлз», в экстазе заходящимся на их концертах, а тут сам был близок к этому! В прошлом году круг замкнул посещением выступления Ж. Агузаровой в Летнем же театре ВДНХ! Концерт снял на видео фотоаппаратом. Басы оказались подрезанными, жаль. Но всё равно запись имеет ценность несомненно. Хоть и нуждается в доработке. Зал был меньше, 3 тысячи, а не 15, как в парке Горького, но заполнен. Конечно у Жанны форма уже не прежняя, пела похоже на традиционных рок-див. Но четыре относительные новые песни исполнила лучше, чем на записях в интернете. И было видно, что ей интересно самой выступить в таком месте перед такой аудиторией. Так что тёплое впечатление произвёл концерт.
Также в парке Горького было удивительное событие: то ли газета «Московский Комсомолец» каким-то образом смогла на свой праздник зазвать Пола Саймона с его концертом в рамках мировой презентации альбома «Graceland», то ли иначе. Но это похоже было на чудо! На сцене - 20 барабанщиков из Африки и вообще что-то невероятное! Взял полевой бинокль и смотрел на Пола словно рядом – память на всю жизнь! Записал и на магнитофон, но увы, рядом хлопали то и дело, а магнитофончик мой автоматом уменьшал уровень записи... Сейчас я догадался поискать аналогичный концерт в интернете – и нашёл! Было выступление Пола Саймона в Центральном парке Нью-Йорка двумя годами позже московского - 15 августа 1991 года, но с аналогичной программой! И там была та же атмосфера! Есть его видеосъёмка! (На ютьюбе мало и в плохом качестве, нужно на торрентах поискать, видимо.) Я потерял дома тетрадь со своими записями музыкальных событий. И сейчас помогает интернет: про концерт в парке Горького газета «Washington Post» опубликовала 26 июня 1989 года рецензию под заголовком «Грейсленд в Москве». Два дня Пол пел - очевидно, 24 и 25 июня. Суббота и воскресенье. В Москве он закрывал тур. Я на второй день что-то не поехал... Рекламы не было, но была вся иностранная Москва на концерте, студенты из Африки и прочие - звезда мировая Пол, а в СССР не так был известен...
Вот вам и моя «встреча с песней»! Мои встречи! Есть и ещё истории. Которые пока никто и не рассказал.
Например, не описано в полной мере то, что хорошего появилось в русской музыке в эпоху «перестройки» - многие поп-музыканты попробовали продемонстрировать свои способности в рок-жанре, и у профи вышло отлично! Те же «Банановые острова». Увы, народ наш потребовал снова «малиновки голосок»... Плюс КГБ устроило в 1984 году поистине шизофренический погром в рок-музыке... Жаль, сейчас про альбомы вроде «Принцесса села на иглу» от ВИА «Здравствуй песня» или «Рондо», «Здоровье» вообще знают единицы... Надежда на сообщества в интернете – может и есть где-то уже страницы таких любителей, как я. Или как у поклонников Виктора Татарского – сейчас они очень обрадовали меня!

Другое моё увлечение
Руки не доходят до многого. Никак не могу оцифровать записи. И слайды свои, негативы – увлёкся фотографией, большой уже и фото-архив. У нас в городе уникальный ансамбль русской архитектуры – Троице-Сергиева лавра, гармонично смотрится со всех сторон. Подобного нет больше в мире! Разве что Ростов Великий сравним. Мне для творчества это судьбой данный объект – бесконечная красота!

Я первым в городе стал снимать на «Кодак» и стал зарабатывать на школах, опередив конкурентов. Да и друзьям художникам картины снимал. Ещё и на слайды «ОРВО» даже. Постепенно стал разбираться в живописи, в изобразительном искусстве вообще. Плюс хорошая школа «Музей кино» – кинематограф у нас был неизмеримо выше уровнем, чем фотография, которая была, в сущности, убита цензурой. Западные же фото-журналы были недоступны, в отличие от мировых кино-шедевров. Так что фото у меня – художественные. По сути, а не формально.

Эти и многие другие работы Юрия Васильевича Черникова можно увидеть в альбомах

P.S. Зачитав моё нынешнее письмо, Виктор Татарский поставил в эфир песню в исполнении Пола Саймона и Арта Гарфанкеля «Миссис Робинсон». И вот что интересно. Именно эта песня и была на советской пластинке миньоне, которую мы слушали без конца с друзьями ещё подростками. А на пластинке не были указаны исполнители! И мы гадали: кто же поёт? Музыка была красива, как у «Битлз». Но голоса были вроде бы другими... В то время мы проводили вечера и ночи напролёт в маленьком садовом домике, бывшем в нашем распоряжении. Слушали музыку и играли в самодельную игру «Монополия». Ещё и в карты, парами – когда приезжали из Джанкоя наши сверстницы в гости к родственникам, владельцам домика. Девушки при отъезде оставили нам трогательное письмо: «Завидуем вашей дружбе»... Одна потом вышла замуж за нашего товарища! Вот какие воспоминания вызвал сегодня Виктор Татарский! О той давней встрече с этой песней! О нашей дружбе, о вечерах и рассветах в летнем саду...
Ну и к слову ещё. Девушки тогда привезли нам записи ресторанного ансамбля с соответствующим репертуаром и со слегка «приблатнённой» манерой исполнения, которая меня несколько покоробила. Хотя играли-то хорошо! С появлением сейчас интернета, я решил выяснить – что же мы тогда слушали? Оказалось, что песни имели именитых авторов, в том числе бардов известных и были даже в репертуаре Леонида Утёсова! Сама же запись была для того времени исключительным событием – произведена в 1972-1973 годах почти профессионально, но частным образом, по просьбе ленинградского меломана. В городе Магадане играл ресторанный ансамбль под руководством музыканта и композитора Анатолия Ивановича Мезенцева! Наконец, сейчас её выложили в хорошем качестве – это будет отличным подарком другу на юбилей свадьбы!
Намерение создать архив легендарной передачи Виктора Витальевича Татарского «Встреча с песней» неоднократно обсуждалось в интернет-сообществах. Эта идея высказывалась и в письмах, звучащих на радио. Ведь «Встреча с песней» - не только старейшая музыкальная передача страны, известная, без преувеличения, миллионам слушателей, это не только новый формат, придуманный на советском радио, но и уникальное явление в масштабах мирового радиовещания, аналогов которому просто нет. Авторская передача Виктора Татарского идёт в эфире с января 1967 года в неизменной концепции, суть которой наиболее ёмко определяет фраза: «песня в судьбе человека».
В бытность широкого распространения проводного и эфирного радиовещания, в период, когда передача звучала на волнах Первой программы Всесоюзного радио, то есть, транслировалась на территорию, превышающую географически СССР, «Встреча с песней» получала до 3 тысяч писем в месяц - рекордное количество корреспонденции среди всех передач советского радио! Она сумела пробудить у радиослушателей желание делиться с миром своими личными историями, связанными с любимой песней или памятной мелодией. И, конечно, «Встречу...» ждали, отмечая в календаре даты эфиров, чтобы в привычный вечер включить радиоприёмник и услышать... голос ведущего, который не спутать ни с каким другим. Голос, непохожий на голоса дикторов советского радио ни тембром, ни подачей. Во времена тотального официоза и шаблонных фраз, звучащих в эфире, потребность в спокойной, доверительной беседе, в искренности интонаций восполняла именно «Встреча с песней»... Именно поэтому в ней в равной степени уникальны: и манера работы у микрофона Виктора Татарского, и музыкальные записи (порой раритетные), и, конечно, содержательные письма (письма-воспоминания, письма-исповеди), звучащие в передаче, без которых «Встреча с песней» просто немыслима!
Во «Встрече...» впервые зазвучали записи, которые раньше были в закрытом фонде или вообще запрещены. Нередко с большим трудом Виктору Татарскому и редакторам передачи Терезе Рымшевич и Татьяне Зубовой приходилось преодолевать цензурные запреты как в отношении тем, затрагиваемых слушателями в письмах, так и по поводу записей. Ведь, действительно, редкие фонограммы звучат во «Встрече...» и чаще всего лишь один раз за все годы существования передачи, а если и имеются повторы, то редко - раз в пять лет. Именно во «Встрече с песней» впервые в эфире отечественного радио прозвучали песни Александра Вертинского, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина, Аллы Баяновой, Александра Галича, Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Александра Башлачёва...
Всесоюзное радио архивировало выпуски «Встречи с песней». Многие из этих магнитофонных лент сегодня хранит Гостелерадиофонд России... Передачи периода 2000-х годов публиковал официальный сайт «Радио России». Но этот архив был безвозвратно утерян. А в настоящее время новые выпуски «Встречи с песней» доступны на сайте радиостанции, увы, лишь в течение приблизительно года...
Отдельные выпуски (или их фрагменты) по мере оцифровки давних студийных лент и магнитозаписей из частных аудиоархивов время от времени публикуются на различных сайтах. Так на сайте «Старое радио» появилась коллекция «Встречи с песней» преимущественно середины - второй половины 1980-х годов. Участникам музыкальной соцсети «На завалинке» также удалось собрать часть архивных выпусков радиопередачи. Некоторое время назад сайт «MOSKVA.FM» архивировал записи «Встречи...» и, более того, предлагал текстовые расшифровки выпусков. Однако и этот архив был убран из общественного доступа... Сегодня пользователи социальной сети «ВКонтакте» могут общаться в сообществе «Встреча с песней. Автор и ведущий Виктор Татарский», созданном давней слушательницей радиопередачи Людмилой Калининой. А также слушать опубликованные самими радиослушателями аудиозаписи выпусков передачи «Встреча с песней» разных лет в сообществе «Архив радиопередачи “Встреча с песней”», созданном Сергеем Владимировым. Благодаря слушательнице Елене Маршак веб-архив пополнился целым блоком архивных аудио- и текстовых записей (с расшифровками, а также с указанием, что очень ценно, дат эфиров) многих выпусков передачи. Большую помощь в наполнении веб-архива «Встречи...» оказала член Союза журналистов РФ Надежда Ивановна Юдина из города Дятьково, любезно предоставившая бесценные тетради своей старшей подруги, слушательницы «Встречи с песней» с 1968 года, Азы Степановны Никишиной, которая многие годы методично вела записи выпусков любимой передачи. Также как это делала с 3 января 1968 года Людмила Сысуева из Свердловской области. Она передала веб-архиву свои записи о многих выпусках передачи. Филофонист Борис Щеглов поделился с веб-архивом редкими записями передачи «Встреча с песней», выходившими в эфир с 1983 по 1993 годы, а также помог уточнить значительный объём данных по выпускам разных лет. Вместе с единомышленниками - «поисковой группой из Подмосковья» (так называет их Виктор Татарский), он систематизировал из множества источников информацию о передачах «Встреча с песней», «Запишите на ваши магнитофоны» и «На всех широтах». За что ему и всем его коллегам из «поисковой группы» большое спасибо.
К середине 2019 года киноведом и редактором Еленой Бельской была завершена систематизация информации о «Встрече с песней», взятая из многих источников. Скрупулёзно, в течение нескольких лет Елене Бельской удалось собрать сведения о музыкальных произведениях, звучавших в большинстве выпусков радиопередачи, начиная с 1968 года! Этот список и стал основой веб-архива, предлагаемого вашему вниманию сайтом «Retroportal.ru». Если в информации о выпуске «Встречи с песней» указывались имя исполнителя и аккомпаниатора, то есть, представлялось возможным идентифицировать музыкальные записи и разыскать их (при отсутствии аудиозаписи самого выпуска передачи), то они становились дополнениями к тексту, переданному Еленой Бельской. Таким образом, сегодня пользователи веб-архива имеют возможность не только узнать о музыкальных произведениях, звучавших в том или ином выпуске, но и послушать архивные фонограммы...
На радийном сленге, утвердившемся ещё с советских времён, сюжеты (репортажи, интервью, комментарии), звучащие как в информационных выпусках новостей, так и в программах различной тематики, называются «кадрами». Автор и ведущий Виктор Витальевич Татарский именует «кадром» связку «письмо-песня»: завязка сюжета в содержании письма (иногда это фрагмент книги, статьи), а развязка в песне или мелодии, звучащей следом. В целях максимально подробного раскрытия информации аудиозаписи каждого выпуска «Встречи с песней», найденные на просторах глобальной сети, точно также разделены на «кадры», фрагменты. Они представлены в той же последовательности, что и в выпуске, прозвучавшем в эфире. Именно так, даже в таком виде, сохраняется (что очень важно!) драматургия выпуска, строго подчинённая авторскому замыслу.
Следует обратить внимание на то, что текстовые описания выпусков передачи могут отличаться от их звукового оригинала. В веб-архиве передачи информация по мере возможности подаётся в уточнённом и дополненном виде. Ведь поиски новых данных о названиях, об исполнителях, об авторстве тех или иных музыкальных произведений, о годах их записи никогда не прекращаются. К тому же год от года, благодаря широкому развитию сети Интернет, становится ещё больше известно о каких-то ранее неведомых моментах в биографиях творческих или политических деятелей, упоминаемых в передаче персон. В том числе в открытом доступе находится информация и об участниках «Встречи...». Как выясняется, авторы писем порой это известные в своих кругах личности, с неординарной судьбой, достойные быть героями отдельных интереснейших биографических книг!
Архив в веб-формате на страницах данного сайта представлен в виде: списка выпусков в хронологическом порядке, именного указателя, содержащего информацию о вокалистах, композиторах, поэтах, музыкантах, исполнительских коллективах, списка имён авторов писем во «Встречу с песней» и интерактивной карты писем, алфавитного перечня музыкальных произведений (другие сайты, также предлагающие к прослушиванию записи «Встречи с песней», столь развёрнутого описания содержания выпусков не имеют). Помимо этого, пользователи веб-архива могут узнать интересные факты о радиопередаче «Встреча с песней» и её создателях, прочитать интервью Виктора Татарского, статьи о передаче, опубликованные в печатных и электронных СМИ в разные годы, цитаты из книг, где она упоминается, а также познакомиться с авторами писем, помощниками и другими участниками любимой «Встречи...» - со всеми теми преданными радиослушателями, о которых сам Виктор Витальевич в одном из выпусков ёмко сказал: «...по секрету хочу сказать вам, что всех тех, кто пишет во “Встречу...” или просто слушает её, считаю лучшей частью человечества».
Для удобства навигации по веб-архиву под каждым «кадром» (фрагментом) выпуска со знаком «#» (решётка) прописаны ключевые слова (хештеги), при переходе по которым, можно сформировать подборку выпусков на определённую тему, затронутую в письмах радиослушателей и озвученную автором передачи. Кроме того, для удобства поиска по веб-архиву через поисковые системы по мере необходимости под «кадром» (фрагментом) публикуется краткая информация о персонах, как известных, так и о персонах из частной жизни авторов писем, упомянутых в этом фрагменте выпуска.
Большая благодарность всем, кто записывал на магнитофоны «Встречу с песней», сберёг эти записи, а с приходом эры цифрового звука смог оцифровать магнитофонные ленты и продолжает архивировать выпуски передачи. Если у вас имеются старые магнитофонные ленты с записями выпусков радиопередачи, личные списки песен и композиций, которые в разные годы звучали в передаче и которые отсутствуют в опубликованных выпусках на сайте архива, отклики по следам услышанной передачи, а также если вы заметили неточности в описании выпусков, располагаете иной дополнительной информацией, пишите по адресу или через формоотправитель.
Создание веб-архива «Встречи с песней» на сайте «Retroportal.ru» было начато в 2019 году с разрешения автора и ведущего радиопередачи, народного артиста России Виктора Витальевича Татарского.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте