Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Авторы писем и участники передачи
Юрий Васильевич Черников
(город Сергиев Посад)
Юрий Черников - художник-фотограф, краевед, а также заядлый меломан и грибник из Сергиева Посада Московской области, участник
25 марта 2023 года в 1461 выпуске «Встречи с песней» прозвучало письмо Юрия Васильевича Черникова, в котором он признался, что когда-то был одним из самых юных участников радиопередачи Виктора Татарского:
«..писал я вам 50 лет назад, а было мне тогда лет пять. Это было первое письмо в моей жизни. И оно прозвучало по радио, вызвало резонанс не только в Ивановском селе Писцово, где гостил у бабушки, но и во всей стране. Бабушка была известна многим, как первая учительница. Полсела слушала передачу с моим участием!.. А потом вы зачитали одну из жалоб на моё письмо - письмо пятилетнего, жалобы возмущенных слушателей, чьи эпистолярные истории не могли дойти до эфира... На всю жизнь я запомнил, тогда ваш ответ, что я такой же гражданин своей страны, как и все, только маленький. А музыкальное образование мне дала другая ваша передача - “Запишите на ваши магнитофоны”. Долгие годы я не мог поверить, что и о романсах, и о рок-н-ролле рассказывает один человек, тот самый Виктор Татарский. А ещё позже искушенных друзей я мог удивить собственными оригинальными записями с исторических московских рок-концертов от Насти Полевой до Пола Саймона... Как вы узнали, как поняли, что и я, маленький гражданин России, потом тоже смогу рассказать истории о встречах с песней?! К сожалению, довольно бестолково я живу... Почитав о вас в интернете, припомнив и телепередачи с вашим участием, я вижу, как нужно было бы мне жить. Сейчас мои мысли всё больше обращаются к написанию сценария об армейской службе. Ни я один такой. Появились воспоминания в интернете. Для многих это яркие годы в жизни. Кстати, о том концерте Пола Саймона в парке Горького не было на радио рассказа, а ведь волшебное было событие!»
Юрий Черников откликнулся на просьбу веб-архива «Встречи с песней» и подробнее рассказал о себе, поведал о том, какую роль в его жизни сыграли любовь к музыке и радиопередачи Виктора Татарского.
Встреча с песней
Она у меня произошла в 1969 или в 1970 году, в возрасте 5 или 6 лет, когда я гостил у бабушки. Моя бабушка очень любила эту передачу. И слушала даже все повторы. Впрочем, и мама, и все окружающие тогда эту передачу любили. Очень уж она выделялась. Меня же маленького тогда заинтересовало то, что на радио можно написать письмо. С чем я и пристал к бабушке. Она была занята по хозяйству, но тут же меня организовала на это мероприятие. Читать я научился рано, а вот писать давалось ещё не просто, и бабушка мне помогала. Особых пристрастий музыкальных у меня тогда ещё не было, и я просто попросил песню о лётчиках, так как собирался тогда стать лётчиком.
И вот Виктор Татарский зачитал моё письмо и просьбу исполнил! Мало того, через некоторое время в одной из передач снова прозвучало моё имя! Оказывается, пришло множество писем с жалобами на то, что многие месяцами ждут ответа на свои просьбы, а вдруг эта честь выпала без всякой очереди несмышлёному малышу! Вот тогда-то Виктор Татарский и произнёс знаменитые для нашей семьи слова, что я такой же гражданин своей страны, как и все другие умудрённые жизнью авторы писем. Бабушка моя была учительницей начальных классов, и слова ей эти весьма понравились, так что потом не раз она их мне поминала!
Беда с песней
Песни в СССР лились рекой, реками. Из приёмников, телевизоров, из динамиков на улице. Но... увы, одни и те же - пресловутая «советская эстрада» - «любовь, комсомол и весна»... Все исполнители были известны наперечёт, песни наизусть. А я оказался любителем песен-то! Любителем техники и нового. Новые песни - рок-музыку я нашёл в радиоэфире на «вражьих голосах», они пробивали советский «железный занавес». Впрочем, радио братской Польши тоже могло порадовать совершенно не советским репертуаром в моём приёмнике «Урал 57», в котором я научился менять радиолампы, то и дело садившиеся от частого пользования. Таким образом, хоть и была всегда интересна мне передача «Встреча с песней», слушать я её регулярно постепенно перестал... Однако, случилось...
...ЧУДО!
«Запишите на ваш магнитофон!»
Эту передачу я обнаружил на средней волне - вещало Ленинградское радио. Передавали целиком диски классики западной рок-музыки! Чудо! Не могло такого быть. А было!
И тоже ведущий Виктор Татарский. В голове моей не укладывалось, что у двух столь разных передач один автор...
Кстати, интересно -
Таким чудесным образом, благодаря Виктору Татарскому и уже этой его передаче я получил не только знание мировой рок-музыки, но и сами записи! Которые слушал бесконечно!
«Песня, как молитва»
(Андрей Сапунов)
Мои друзья обзавелись магнитофонами раньше меня, но на них мы слушали уже «Машину времени» и «Воскресенье». Да, русский рок захватил нас! Тут случилась и «перестройка» в стране.
«Я гордо вхожу с билетом в руке,
а мне поют песни на родном языке»
(Майк Науменко)
Да, по билету! Купленному в кассе дома культуры! Так продолжилось моё знакомство с русским роком, с песнями зачастую новыми для меня. Время открытий и потрясений - «Рок-лаборатория» и прочее.
Вообще-то ещё в 1984-м году меня потряс концерт неизвестной тогда нам группы. Увидел афишу со словом «группа». Какой-то «Динамик». В Центре Международного Туризма на Юго-Западной. Купил билет и не прогадал! Было два концерта там. Сейчас нашёл в интернете запись второго, но мой первый был лучше, мне кажется. Кстати, потом выступления Насти Полевой в универсальном спортивном зале «Дружба» посетил уже оба. И записал. Её первый концерт однозначно лучшим оказался!
В 1989-м мне удалось наконец-то приобрести японский кассетник «Sanyo M-S 350» с хорошими частотами и стереозаписью через микрофоны (их я вынул из корпуса и размещал на резинке над ушами). С тех пор концерты записывал. Из памятных особо - выступления группы «Алиби» в Олимпийской деревне. В живую оказалась лучше студийной записи, а это редкость.
А вот за альбомами «Жар-птицы», предшественницы «Алиби», ездил в саму Дубну! У нас тогда в городе в новомодной кооперативной студии звукозаписи был лишь один её сборник. А в дубненской такой же, понятно, все три. Сейчас «ВКонтакте» в друзьях
Потрясением был и живой голос Жанны Агузаровой в Летнем театре парка Горького! С 1987 года там обосновался Стас Намин и помогал выступать многим молодым группам. Впечатление словами трудно передать! Вот дивился на поклонниц «Битлз», в экстазе заходящимся на их концертах, а тут сам был близок к этому! В прошлом году круг замкнул посещением выступления Ж. Агузаровой в Летнем же театре ВДНХ! Концерт снял на видео фотоаппаратом. Басы оказались подрезанными, жаль. Но всё равно запись имеет ценность несомненно. Хоть и нуждается в доработке. Зал был меньше, 3 тысячи, а не 15, как в парке Горького, но заполнен. Конечно у Жанны форма уже не прежняя, пела похоже на традиционных рок-див. Но четыре относительные новые песни исполнила лучше, чем на записях в интернете. И было видно, что ей интересно самой выступить в таком месте перед такой аудиторией. Так что тёплое впечатление произвёл концерт.
Также в парке Горького было удивительное событие: то ли газета «Московский Комсомолец» каким-то образом смогла на свой праздник зазвать Пола Саймона с его концертом в рамках мировой презентации альбома «Graceland», то ли иначе. Но это похоже было на чудо! На сцене - 20 барабанщиков из Африки и вообще что-то невероятное! Взял полевой бинокль и смотрел на Пола словно рядом – память на всю жизнь! Записал и на магнитофон, но увы, рядом хлопали то и дело, а магнитофончик мой автоматом уменьшал уровень записи... Сейчас я догадался поискать аналогичный концерт в интернете – и нашёл! Было выступление Пола Саймона в Центральном парке Нью-Йорка двумя годами позже московского - 15 августа 1991 года, но с аналогичной программой! И там была та же атмосфера! Есть его видеосъёмка! (На ютьюбе мало и в плохом качестве, нужно на торрентах поискать, видимо.) Я потерял дома тетрадь со своими записями музыкальных событий. И сейчас помогает интернет: про концерт в парке Горького газета «Washington Post» опубликовала 26 июня 1989 года рецензию под заголовком «Грейсленд в Москве». Два дня Пол пел - очевидно, 24 и 25 июня. Суббота и воскресенье. В Москве он закрывал тур. Я на второй день что-то не поехал... Рекламы не было, но была вся иностранная Москва на концерте, студенты из Африки и прочие - звезда мировая Пол, а в СССР не так был известен...
Вот вам и моя «встреча с песней»! Мои встречи! Есть и ещё истории. Которые пока никто и не рассказал.
Например, не описано в полной мере то, что хорошего появилось в русской музыке в эпоху «перестройки» - многие поп-музыканты попробовали продемонстрировать свои способности в рок-жанре, и у профи вышло отлично! Те же «Банановые острова». Увы, народ наш потребовал снова «малиновки голосок»... Плюс КГБ устроило в 1984 году поистине шизофренический погром в рок-музыке... Жаль, сейчас про альбомы вроде «Принцесса села на иглу» от ВИА «Здравствуй песня» или «Рондо», «Здоровье» вообще знают единицы... Надежда на сообщества в интернете – может и есть где-то уже страницы таких любителей, как я. Или как у поклонников Виктора Татарского – сейчас они очень обрадовали меня!
Другое моё увлечение
Руки не доходят до многого. Никак не могу оцифровать записи. И слайды свои, негативы – увлёкся фотографией, большой уже и фото-архив. У нас в городе уникальный ансамбль русской архитектуры – Троице-Сергиева лавра, гармонично смотрится со всех сторон. Подобного нет больше в мире! Разве что Ростов Великий сравним. Мне для творчества это судьбой данный объект – бесконечная красота!
Я первым в городе стал снимать на «Кодак» и стал зарабатывать на школах, опередив конкурентов. Да и друзьям художникам картины снимал. Ещё и на слайды «ОРВО» даже. Постепенно стал разбираться в живописи, в изобразительном искусстве вообще. Плюс хорошая школа «Музей кино» – кинематограф у нас был неизмеримо выше уровнем, чем фотография, которая была, в сущности, убита цензурой. Западные же фото-журналы были недоступны, в отличие от мировых кино-шедевров. Так что фото у меня – художественные. По сути, а не формально.
Эти и многие другие работы Юрия Васильевича Черникова можно увидеть в альбомах
P.S. Зачитав моё нынешнее письмо, Виктор Татарский поставил в эфир песню в исполнении Пола Саймона и Арта Гарфанкеля «Миссис Робинсон». И вот что интересно. Именно эта песня и была на советской пластинке миньоне, которую мы слушали без конца с друзьями ещё подростками. А на пластинке не были указаны исполнители! И мы гадали: кто же поёт? Музыка была красива, как у «Битлз». Но голоса были вроде бы другими... В то время мы проводили вечера и ночи напролёт в маленьком садовом домике, бывшем в нашем распоряжении. Слушали музыку и играли в самодельную игру «Монополия». Ещё и в карты, парами – когда приезжали из Джанкоя наши сверстницы в гости к родственникам, владельцам домика. Девушки при отъезде оставили нам трогательное письмо: «Завидуем вашей дружбе»... Одна потом вышла замуж за нашего товарища! Вот какие воспоминания вызвал сегодня Виктор Татарский! О той давней встрече с этой песней! О нашей дружбе, о вечерах и рассветах в летнем саду...
Ну и к слову ещё. Девушки тогда привезли нам записи ресторанного ансамбля с соответствующим репертуаром и со слегка «приблатнённой» манерой исполнения, которая меня несколько покоробила. Хотя играли-то хорошо! С появлением сейчас интернета, я решил выяснить – что же мы тогда слушали? Оказалось, что песни имели именитых авторов, в том числе бардов известных и были даже в репертуаре Леонида Утёсова! Сама же запись была для того времени исключительным событием – произведена в 1972-1973 годах почти профессионально, но частным образом, по просьбе ленинградского меломана. В городе Магадане играл ресторанный ансамбль под руководством музыканта и композитора Анатолия Ивановича Мезенцева! Наконец, сейчас её выложили в хорошем качестве – это будет отличным подарком другу на юбилей свадьбы!
Создание открытого общедоступного веб-архива самой уникальной в истории мирового радиовещания передачи «Встреча с песней» начато в 2019 году с одобрения народного артиста России Виктора Витальевича Татарского. Основу контента составляют личная фонотека автора и ведущего передачи, аудиозаписи и текстовые материалы из коллекций филофонистов и радиослушателей, фондов библиотек и архивов России и Беларуси.
Для дальнейшего пополнения веб-архива передачи будем признательны всем неравнодушным людям, в коллекциях которых есть любые материалы, имеющие непосредственное отношение ко «Встрече с песней» и персоне Виктора Татарского: магнитофонные бобины и компакт-кассеты с записями «Встречи...» (или их оцифровки), текстовые заметки о содержании выпусков, газетные и журнальные публикации с интервью Виктора Татарского, воспоминаниями и откликами о «Встрече с песней», биографическими материалами об авторах писем - участниках передачи и кто может поделиться ими с веб-архивом, пишите по адресу или через формоотправитель.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте © RETROPORTAL.ru 2002 – гг.