Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Выпуск 50
(1 августа 1969 года)
-
Виктор Татарский: «В сегодняшнем выпуске мы ответим на ваши вопросы и вновь встретимся с некоторыми из тех песен, которые вызвали у вас наибольший интерес. Многие слушатели спрашивают нас: “Сколько мы получаем писем?” За два с половиной года своего существования, “Встреча с песней” получила около трёхсот тысяч писем. Это письма-воспоминания, письма-просьбы, письма-вопросы, письма-исповеди. И вместе с рассказами о человеческих судьбах, о мечтах и стремлениях, несколько строк о песне, с которой связано что-то дорогое у человека. Сейчас в песенном списке “Встречи...” 811 песен. Прозвучало из них в передаче 336. Вот одна из песен, о которой наши слушатели вспомнили в первую очередь. Писали о ней в основном матери, которые провожали на войну сыновей...». «Комсомольская песня» («Комсомольская-прощальная»). Композитор Василий Соловьёв-Седой. Поэт Александр Галич. Исполняет Иван Шмелёв. Виктор Татарский: «Голос Шмелёва звучал почти в каждой из пятидесяти наших “Встреч...”».
-
Автор письма: Иван Николаевич Шинкаренко, город Чарджоу, «...скоро мне будет семьдесят. Воевал в Гражданскую в Первой конной у Семёна Михайловича, бил шляхту Врангеля, Деникина, Махно, сражался в 14-й кавалерийской дивизии. На моих глазах погиб наш комдив - Александр Яковлевич Пархоменко. В Отечественную был командиром взвода 93-го кавалерийского полка. Попал в плен. Три месяца был в Аджимушкайских каменоломнях* и нас там выкуривали газами, потом угнали за Берлин, в Тюрингию. Был в концлагерях и в гестапо, там подвешивали за руки и били... Но муки все эти я пережил и хоть сейчас старик и голова моя белая, а сердце ещё молодое. У меня два сына, две дочери, девять внуков, из них шесть мальчиков. Может, я сильно увлёкся, но простите за болтовню. Я просил бы вас, чтоб передали песню на стихи Светлова “Гренада”, потому что я сам 11 лет качался в седле. С почтением к вам, Иван Николаевич Шинкаренко, город Чарджоу». Автор письма: Костя Полянский, 8 лет, город Ставрополь, «...я Костя Полянский, живу в Ставрополе. Очень люблю “Гренаду” и Светлова. Когда Светлов лежал в больнице больной и беспомощный**, его друзья, чтобы его развлечь, принесли ему в спичечном коробке сверчка. И потом сверчок все ночи напролёт сверещал в палате, а Светлов радовался ему. А через несколько дней Светлов умер, а сверчок всё кричал и кричал... И вот я ещё очень-очень прошу спеть “Гренаду”. Когда-нибудь и я вам что-нибудь сделаю. Костя Полянской, восемь лет, Ставрополь». Песня «Гренада». Композитор Виктор Оранский. Поэт Михаил Светлов. Исполняет ансамбль «Романтики».
Упоминаемые персоны: Семён Михайлович Будённый (1883-1973, советский полководец, один из первых Маршалов Советского Союза; трижды Герой Советского Союза, кавалер восьми орденов Ленина, полный кавалер Георгиевского креста и Георгиевской медали всех степеней; в первые годы Великой Отечественной войны командовал войсками стратегических направлений и фронтов); Пётр Николаевич Врангель (1878-1928, русский военный деятель, участник Русско-японской (1904—1905) и Первой мировой войны (1914—1918), генерал-майор Русской императорской армии (с 13 января 1917 года), один из главных руководителей Белого движения в годы Гражданской войны (1917—1922); главнокомандующий Русской армией в Крыму и Польше (в 1920 году), генерал-лейтенант Добровольческой армии (с 28 ноября 1918 года); за свою традиционную (с сентября 1918 года) повседневную форму одежды - чёрную казачью черкеску с газырями среди красноармейцев получил прозвище «Чёрный Барон»); Антон Иванович Деникин (1872-1947, русский военачальник, генерал-лейтенант, публицист, политический и общественный деятель, писатель, мемуарист, военный документалист); Нестор Иванович Махно (1888-1934, украинский анархист красного толка и революционер, участник гражданской войны 1917—1922 годов на территории России; командовал Революционной повстанческой армией Украины; автор мемуаров); Александр Яковлевич Пархоменко (1886-1921, украинский и российский, советский военный и партийный деятель, организатор партизанских коммунистических отрядов на востоке Украины, революционер, участник гражданской войны 1917—1922 годов, член большевистской партии с 1904 года).
-
Виктор Татарский: «Немало получает “Встреча...” писем, в которых авторы высказывают своё отношение к песне в стихотворной форме. Ну, стихи эти, конечно, уступают лучшим поэтическим образцам, но такие вдохновенные стихотворные письма дороги нам. По ним чувствуется, что человеку пришлось подумать, пофантазировать, поработать, прежде чем отправить нам письмо. Ну вот, например, недавно мы получили письмо из Тулы от Владимира Луговского - тёзки нашего замечательного поэта. Володя пишет о русской песне:
“«Разорвись душа! Говори душа!
Если песни нет - сотвори душа.
Разбивай, душа, немоту свою,
Открывай, душа, красоту свою.
Выходи, душа, не жалей себя,
Людям всем, душа, перелей себя...»
Кто лучше песни может рассказать о весне, о просторе, о молодости?
«Чтобы счастье своё по земле нести,
По земле нести,
Против волн грести,
А в земной горсти
Всем цветам цвести.
Ходит, кровью следы печатая,
Сила песенная, непочатая!»
Не может быть, пишет Володя, чтобы сила это иссякла. Это часть силы Родины, а ведь ей, Родине, ещё придётся, наверное, грести против волн на пути к великой цели”. Сейчас прозвучит одна песня, которая звучала у нас во “Встрече...” после большого перерыва, её давно не передавали и вызвала она огромное количество отзывов. Интересно, что многие слушатели считают эту песню народной. Эта песня имеет авторов. Просто вы не внимательны были, товарищи, когда мы объявляли авторов. Это Константин Симонов и Матвей Блантер “Как служил солдат”. Поёт Ирма Петровна Яунзем». Песня «Как служил солдат». Композитор Матвей Блантер. Поэт Константин Симонов. Исполняет Ирма Яунзем. Запись 1956 года.Упоминаемая персона: Владимир Александрович Луговской (1901-1957, русский советский поэт, журналист, военный корреспондент; автор слов для хора «Вставайте, люди русские!» из знаменитого кинофильма 1938 года «Александр Невский» режиссёров Сергея Эйзенштейна и Дмитрия Васильева).
-
Виктор Татарский: «Авторы некоторых писем прибегают иногда к уже использованным другими слушателями приёмам. Одна девушка из Куйбышева написала нам на конверте своего письма латинское слово “cito” - «срочно» и потом мы получили десятки писем с подобным указанием на конверте. Прочли мы как-то письмо одного мальчика, которое состояло из трёх слов: “«Встреча...». Срочно. «По Смоленской дороге»”, и стали получать множество писем, подобных вот этому: «“Встреча с песней”. “Подмосковные вечера”. Срочно. Гурьянов Вася Иванович, 8 лет, Москва». Ну, как вы понимаете, такие повторы не производят на нас ошеломляющего впечатления. Во многих письмах, в основном, письмах любителей старинных романсов, встречается имя Александра Фёдоровича Борисова. Пишут о большой музыкальности этого замечательного артиста, о его высоком исполнительском вкусе, о том, что ценят Борисова и как большого драматического актёра, и как исполнителя старинных романсов, обижаются на нас, что мы редко передаём записи романсов в его исполнении. Сейчас мы вновь встретимся с Александром Фёдоровичем Борисовым. Старинный романс “У пруда”. Партию гитары исполняет Сергей Александрович Сорокин». Старинный романс «У пруда». Композитор Леонид Калишевский. Поэт Фёдор Кучеревский. Исполняет Александр Борисов. Партия гитары Сергей Сорокин.
-
Виктор Татарский: Во “Встрече с песней” принимают участие и наши соотечественники - работники советских учреждений за рубежом и иностранные друзья русской и советской песни. Мы получаем письма изо всех европейских социалистических стран, а также из Дании, Швеции, Финляндии, но, видимо, это те страны, где передачи нашего радио хорошо слышны. Вот это письмо пришло недавно из Хельсинки. Хельсинки, Мунккиниеми*** от М. Крюковой: “...с удовольствием часто слушаю русскую «Встречу с песней». Когда-то я пела сама. Страшно люблю всякую музыку. Есть одна очень красивая русская советская песня. Там есть слова: «замёрзла речка синяя, соловушка пропал...» Это так красиво в песне, что я очень люблю её. Простите, если беспокою вас. Прошу вас о синей речке и о соловушке. Дорого это мне. С уважением к вам, М. Крюкова. Финляндия, Хельсинки, Мунккиниеми”». Песня «За дальнею околицей». Композитор Николай Будашкин. Поэт Глеб Акулов****. Исполняет Зоя Рождественская. Джаз-оркестр под управлением Николая Минха. Запись 1947 года.
-
Виктор Татарский: «В каждом втором выпуске “Встречи с песней” звучит голос Леонида Осиповича Утёсова. С именем этого большого артиста связано очень много песен, оставшихся людям памятными, дорогими. “...поражает многогранность утёсовского дарования, - пишет Александр Ланцов из Ленинграда. - Мы, люди послевоенного поколения, знакомы с Утёсовым, в основном, как с исполнителем песни. Я не знаю, имел ли в виду, поэт Матусовский Утёсова, но эти его строчки, которые поёт Леонид Осипович, можно в полной мере отнести к Леониду Утёсову:
«Как ротный простой запевала,
Я шёл с ней сквозь грозы и дым,
А голоса коль не хватало,
Я пел её сердцем своим...»
Да, Александр, поэт писал песню для Утёсова и про него*****. Моя любимая из утёсовских песен, совсем теперь не звучащая, одна из лучших, на мой взгляд, лирических наших песен:
«Когда проходит молодость,
Длиннее ночи кажутся.
Что раньше было сказано,
Теперь уже не скажется...»“».
Песня «Когда проходит молодость». Композитор Владимир Сорокин. Поэт Алексей Фатьянов. Исполняет Леонид Утёсов. Партия рояля Александр Цфасман. Запись 1946 года.Упоминаемая персона: Михаил Львович Матусовский (1915 г.р., поэт, сценарист и переводчик, военный корреспондент, автор стихов к многим известным песням; кандидат филологических наук).
-
Виктор Татарский: «Из письма об одной очень симпатичной песне, которая звучала как-то в одной из “Встреч...”. “Милая «Встреча...», будь другом, дай записать на магнитофон песню, которую теперь можно услышать только у тебя. Ты её однажды передавала, хотя о ней сказали, что она народная, я слышал её впервые. Она очень наивная и трогательная, смешная немножко - слова смешные там:
«Платок тонет и не тонет,
Потихонечку плывёт, -
Милый любит и не любит,
Только времечко идёт...»
Повтори её как-нибудь. Я хочу её записать для себя, а то больше услыхать негде. Серёга Золотов, Челябинск”». Русская народная песня «Ах, Самара-городок». Исполняет Роза Багланова. Партия фортепиано Артур Полонский. Запись 1949 года. -
Виктор Татарский: «Иногда в очень коротеньких письмах, которые получает “Встреча...”, столько заложено, что письмо это надолго остаётся в памяти. Ну вот, например, письмо из Калуги от Ани Хитровой». «...когда мне было семь лет от нас ушёл отец, он ничего не оставил о себе, даже фото не оставил и я иногда забываю о нём. Мой папа пел вашу «Одинокую гармонь». И я, как только услышу ваши позывные, вспоминаю отца и мне кажется, что он сам бродит где-то, как одинокая гармонь...»
-
Автор письма: Ирина Драгун, Минская область, «...думается, что хоть теперь и космические времена, любовь осталась любовью, хотя и наряжена в мини-юбки, хоть и прикрыта бывает нарочитой бравадой, а иногда даже грубостью и вульгарностью. Надо в “джазовое питание”, которое любит молодёжь наша, добавлять и “витамины” старых хороших мелодий. Хотелось бы услышать нашу славную Клавдию Ивановну Шульженко - женственную, ироничную и немного лукавую...». Песня «В небе звёзды горячи». Композитор Тамара Маркова. Поэт Олег Богданов. Исполняет Клавдия Шульженко. Инструментальный ансамбль под управлением Бориса Карамышева. Запись 1966 года.
-
Виктор Татарский: «...много добрых слов мы прочли в письмах в адрес Лидии Андреевны Руслановой. У военных людей особое отношение к Руслановой, как к своему фронтовому товарищу******. Вот например, письмо от братьев-однополчан - от бывшего командира миномётной батареи 12-го гвардейского кавалерийского полка, капитана запаса, Героя Советского Союза Андрея Васильевича Костюка и от миномётчика этой батареи, рядового запаса Иосифа Васильевича Костюка. “...Лидию Русланову мы не раз слышали во время войны у нас в полку и в корпусе. На свои сбережения Лидия Андреевна приобрела прославленных «Катюш» и подарила 2-му гвардейскому кавалерийскому корпусу. Эти «Катюши» очень часто выручали нас в трудные минуты. 9 мая 1945 года в 10 часов утра наш полк произвёл салют из всех видов оружия, а в 11 часов весь личный состав полка уже слушал русские песни, которые пела нам Русланова. Было это в одном посёлке, недалеко от реки Эльбы. Вспомните песни Лидии Руслановой. С уважением, братья-однополчане Герой Советского Союза Андрей Васильевич Костюк и Иосиф Васильевич Костюк, Винница”. А вот строчки из письма Марии Дмитриевны Баталиной из города Алатыря. “...так хочется послушать Русланову, ведь она - любовь моя. Я ей так благодарна! Она в одно время своим пением помогла мне подняться с постели, вернула здоровье. Передайте ей мою благодарность. Для меня нет ей равной, милая, дорогая Лидия Андреевна. Так и передайте ей - моей голубушке”». Русская народная песня «Выйду ль я на реченьку». Исполняет Лидия Русланова.
Примечание: * Аджимушкайские каменоломни - подземные каменоломни в черте города Керчь (названы по посёлку Аджи-Мушкай), где со второй половины мая до конца октября 1942 года часть войск Крымского фронта вела оборону против немецких войск. Длина раскопанных ходов центральных каменоломен более 8 километров, но многие километры ходов остаются скрыты под завалами, которые образовались в результате попыток нацистов подорвать кровлю каменоломен. Общее число оборонявших каменоломни солдат, офицеров, гражданских (включая женщин и детей) около 13 тысяч человек.
Примечание: ** Михаил Аркадьевич Светлов (1903-1964), автор самого знаменитого стихотворения «Гренада» (1926), на слова которого композиторами разных стран были написаны десятки песен. Умер от рака лёгких. Люди, близко знавшие Михаила Светлова, вспоминали его как компанейского, доброго и остроумного, однако безответственного человека. Трудоголик и заядлый курильщик, он не считал нужным контролировать себя в чём-либо и совершенно не умел себя беречь. Многолетнее пристрастие к табаку и безалаберное отношение к своему здоровью закончились для Светлова раком лёгких. Друзья старались присматривать за ним, но даже его супруга, Родам Ираклиевна Амирэджиби, - по-видимому, единственный человек, кто мог повлиять на этого упрямца, - отчаялась когда-нибудь отучить Михаила Аркадьевича курить. Можно представить себе, насколько тяжело ей было наблюдать, как любимый человек планомерно загоняет себя в могилу. Будучи шутником и балагуром, он шутил даже о своей болезни, не желая расстраивать близких. Лёжа в одной из московских больниц и зная, что уже не поправится, он однажды попросил Лидию Либединскую принести ему в палату пива: «А рак у меня уже свой есть!» Неунывающий «печальный поэт» скончался 28 сентября 1964 года, так и не дописав пьесу, посвящённую Антуану-де Сент-Экзюпери. Михаилу Аркадьевичу был всего 61 год.
Примечание: *** Мунккиниеми (Munkkiniemi) - крупный район на юго-западе города Хельсинки.
Примечание: **** автор стихов песни «За дальнею околицей» не Григорий Акулов, а поэт Глеб Григорьевич Акулов (1916—1941). С 1935 года его стихи выходили в печати. С 1937 по 1940 годы Глеб Акулов работал во Всесоюзном радиокомитете, в том числе, главным редактором литературно-драматического вещания. В 1938 году поэт показал Николаю Будашкину стихотворение «За дальнею околицей», к которому композитор сочинил музыку, но не вынес эту песню на широкую аудиторию. В 1940 году Глеб Григорьевич окончил Литературный институт и в сентябре того же года был призван на военную службу. 30 июля 1941 года, в самом начале Великой Отечественной войны, Глеб Акулов погиб в бою на белорусской земле. В январе 1942 года в осаждённом фашистами Ленинграде состоялась премьера мелодии песни «За дальнею околицей» в исполнении оркестра Балтийского флота. Музыка понравилась ленинградцам и вскоре песня, уже со словами Глеба Акулова прозвучала по радио, была записана на грампластинки и стала одной из любимейших в народе.
Примечание: ***** из книги журналиста, киноведа, эстрадоведа, теле- и радиоведущего Глеба Анатольевича Скороходова «Леонид Утёсов. Друзья и враги» (Москва, АСТ, 2007 г.): «“Я песне отдал всё сполна”. В конце 1952 года на “Мосфильме” затеяли музыкальную ленту “Весёлые звёзды”. Режиссёром утвердили Веру Строеву. Не новичок в кино, проработавшая в нём почти тридцать лет, она с успехом справилась с “Большим концертом”, куда включила отрывки из оперных и балетных спектаклей с участием всех мыслимых звёзд музыкального театра. И, едва разделавшись с ним, решила обратиться к эстрадным жанрам, желая, как она написала в своей пафосной заявке, “показать лучшие современные номера советской эстрады, собрать в одном фильме самое талантливое и интересное, а в художественном и идейном отношении - наиболее яркое. Иными словами - продемонстрировать лучшие достижения мастеров эстрадного искусства нашей страны”. Такую звонкую заявку нельзя было не принять.
В качестве композитора своей картины Строева избрала Дунаевского, и, представьте себе, Исаак Осипович не мог отступить перед её напором. И хотя он, казалось бы целиком занятый новой опереттой “Белая акация”, отказался писать музыку для всего фильма, всё же согласился сделать для него несколько песен.
На “Мосфильм” он прислал “изложение” своей музыкальной работы над “Весёлыми звёздами”.
“Для фильма, - говорилось в нём, - будут написаны четыре оригинальные песни на слова поэта М.Л. Матусовского.
1. «Утренняя песня», с которой начинается фильм.
2. «Песня о Москве» - песня, выражающая чувства человека, подъезжающего к столице нашей Родины.
3. «Песня о звёздах» - лирическая песня для К. Шульженко с хоровым вариантом. Сопровождение - оркестр в 60 человек.
4. «Песня о Родине» - финальная песня фильма патетического и патриотического характера, предлагаемая к исполнению солистами, хором из различных национальных коллективов. Сопровождение - большим симфоническим оркестром 75—80 человек”.
Инструментальную музыку к картине написал Александр Цфасман - двенадцать пьес во вновь разрешённых танцевальных ритмах! К концу октября режиссёр сдал в производство свой сценарий. И к этому же времени на студию пришли все четыре песни Дунаевского. Но через несколько дней у режиссёра раздался звонок, - конечно, как всегда, неожиданный.
– Вера Павловна, извините, а что будет петь в вашем фильме Утёсов? - спросил Дунаевский.
– Он хотел бы спеть “Песню верной любви”, недавно написанную вами, - ответила Строева.
– Мне кажется, это не очень правомерно, - заметил Дунаевский. - Песня уже знакома слушателям и, по-моему, для фильма-концерта не подойдёт. Если вы согласитесь, я предложил бы вам очень небольшое попурри песен из репертуара Леонида Осиповича, так сказать пятиминутный экскурс в его артистическую биографию, и новую песню “Запевала”. Над ней мы уже работаем с Михаилом Львовичем.
Строева пришла от такого предложения в восторг и, как только познакомилась с мини-фантазией, предприняла самые энергичные шаги, заказав художнику “срочно!” несколько костюмов для Утёсова. Её посетила, как она посчитала, гениальная мысль - с помощью кинотехники певец будет появляться даже в тридцатисекундном фрагменте из песни в новом обличье: “Марш весёлых ребят” - в белой войлочной шапке и размахе Кости, “Два друга” - в красноармейской форме с портупеей и лейтенантскими кубиками в петлицах, “Партизанская борода” - в меховой шапке-ушанке и полушубке, с автоматом наперевес и т.д. И только в “Запевале” - в своём цивильном костюме при модном галстуке.
Утёсова песня “Запевала” покорила сразу.
– Ты сделал невероятное, - сказал он Дунаевскому, - дал мне прожить путь, что прошёл я на эстраде. А Миша выдал строчку в четыре слова - мой девиз: “Я песне отдал всё сполна”. Понимаешь, угадал мой девиз! Теперь и умереть можно спокойно.
Он долго не мог остановить волнение. Начинал под аккомпанемент Дунаевского петь, но, как доходил до этой строчки, останавливался, чтобы найти новые слова для её оценки».
Примечание: ****** весной 1945 года Лидия Русланова вместе с наступающей армией прибыла в ещё не освобождённый от гитлеровских войск Берлин. Один офицер, увидев её на улице, закричал: «Куда идёшь?! Ложись: убьют!» А Русланова посмотрела на него и ответила: «Да где это видано, чтобы Русская Песня врагу кланялась!» Первое выступление русских артистов в Берлине состоялось 2 мая 1945 года, у стен рейхстага. Русланова выступала вместе с казачьим ансамблем песни и пляски Михаила Туганова. Больше всего солдаты просили исполнить знаменитые «Валенки», и певица объявила: «А сейчас Валенки, не подшиты, стареньки, которые до самого Берлина дошагали!» Один из его участников, Борис Уваров, вспоминал: «Сначала запел наш казачий хор, потом Русланова... Ком в горле встал, слёз не сдержать. Но не только со мной такое. Герои, орлы фронтовые, на груди тесно от наград, плакали не стыдясь. И заказывали, заказывали свои песни - кто сибирские, кто про Волгу-матушку». Концерт продолжался до поздней ночи. Георгий Жуков снял со своей груди орден и вручил Руслановой. После концерта Русланова углём поставила свою подпись на колонне рейхстага рядом с фамилиями солдат. В Берлине состоялось несколько концертов Лидии Руслановой - у рейхстага и у Бранденбургских ворот... Великая Отечественная война стала вершиной популярности Лидии Руслановой. Всего на фронтах войны она дала более 1120 концертов. 24 августа 1945 года Георгий Жуков подписал приказ № 109/н: «За успешное выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленное мужество, за активную личную помощь в деле вооружения Красной Армии новейшими техническими средствами наградить орденом Отечественной войны I-й степени Русланову Лидию Андреевну».
Выпуск 50 передачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире Первой программы Всесоюзного радио 1 августа 1969 года. Запись из
Выпуск 49 | Выпуск 51 |
Создание открытого общедоступного веб-архива самой уникальной в истории мирового радиовещания передачи «Встреча с песней» начато в 2019 году с одобрения народного артиста России Виктора Витальевича Татарского. Основу контента составляют личная фонотека автора и ведущего передачи, аудиозаписи и текстовые материалы из коллекций филофонистов и радиослушателей, фондов библиотек и архивов России и Беларуси.
Для дальнейшего пополнения веб-архива передачи будем признательны всем неравнодушным людям, в коллекциях которых есть любые материалы, имеющие непосредственное отношение ко «Встрече с песней» и персоне Виктора Татарского: магнитофонные бобины и компакт-кассеты с записями «Встречи...» (или их оцифровки), текстовые заметки о содержании выпусков, газетные и журнальные публикации с интервью Виктора Татарского, воспоминаниями и откликами о «Встрече с песней», биографическими материалами об авторах писем - участниках передачи и кто может поделиться ими с веб-архивом, пишите по адресу или через формоотправитель.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте © RETROPORTAL.ru 2002 – гг.