Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Выпуск 440
(5 апреля 1985 года)
-
Авторы писем: Игорь Борисович Эрн, ветеран Великой Отечественной войны, давний друг и помощник «Встречи» из Москвы, в преддверии 40-летия со Дня Победы разыскивает Совет ветеранов и однополчан 22-го стрелкового корпуса, к которому относился 357 отдельный батальон связи, входивший в состав поочерёдно 56-й, 18-й армий, 6-й и 3-й гвардейских армий и прошедший боевой путь от Северного Кавказа, Новороссийска через Киев, Сандомир до Бреслау, просит всех откликнуться по указанному в передаче адресу; Наталья Голощук, посёлок Шокша, Архангельская область. Песня «Азовская партизанская». Композитор Василий Соловьёв-Седой. Поэт Леонид Зорин. Исполняют Владимир Нечаев и Владимир Бунчиков, эстрадный оркестр Всесоюзного радио под управлением Григория Столярова. Запись 1953 года.
Упоминаемая персона: Ольга Николаевна (мать Натальи Голощук, самой Наталье, её маме, их друзьям «всегда было с песней по пути», в памяти остались концерты художественной самодеятельности в поселковом клубе, на маленькой сцене).
-
Автор письма: Зинаида Михайловна Тихонова, Москва. Песня «Свободный человек». Композитор Людвиг ван Бетховен. Исполняет Константин Поляев, партия фортепиано Наум Вальтер. Запись 1949 года.
Упоминаемая персона: Константин Николаевич Поляев (певец (бас), выпускник Киевской консерватории, был солистом и режиссёром в оперных коллективах и концертных организациях Киева, преподавал сценическое искусство в Киевской консерватории и Музыкально-драматическом институте имени Николая Лысенко, с 1932 года солист Всесоюзного радио - исполнитель преимущественно произведений композиторов-классиков, в 1952-1953 годах работал художественным руководителем Сочинского театра и филармонии).
-
Авторы письма: супруги Василий Емельянович Кобликов, заслуженный колхозник, ветеран Великой Отечественной войны, и Марфа Ивановна Кобликова, село Рудня, Воронежская область. Русская народная песня «Было дело под Полтавой». Поэт Иван Молчанов. Исполняет вокальный октет Краснознамённого ансамбля, солисты Вениамин Бычеев и Иван Таранов. Запись 1940-х годов.
Упоминаемая персона: Игнат Федотович (дедушка Василия Кобликова, воевал на русско-турецкой войне 1877-1878 года, отстаивал честь и независимость болгарского братского народа от турецкого ига, со своими товарищами вспоминал, какие бои были под Шипкой, под Плевной, пел с товарищами песню, посвящённую Полтавской битве:
«Дело было под Полтавой,
Дело славное, друзья,
Мы дрались тогда со шведом,
Под знамёнами Петра»). -
Автор письма: Лидия Григорьевна Поспелова, одинокая пенсионерка, с 1941 года всю Великую Отечественную войну медсестрой прошла боевой путь в 186 стрелковой дивизии, «любовь к песне спасает, лечит...», город Хвалынск, Саратовская область. Русская народная песня «Ах, любовь, как ты зла». Исполняет Елена Катульская. Перепись с тонфильма 1940-х годов.
-
Автор письма: Сергей Кожемякин, студент, вся семья которого любит и ценит русскую песню, Ленинград. Русская казачья песня «По Дону гуляет казак молодой». Поэт Дмитрий Ознобишин. Исполняет хор русской песни Всесоюзного радио и Центрального телевидения, солисты Павел Шацкий, Константин Станиславчик, Галина Орехова и Тамара Прыгунова. Запись 1963 года.
Упоминаемые персоны: Зинаида Павловна и Василий Прохорович (родители Сергея Кожемякина, участвовали в боях за Карельский перешеек, при взятии линии Маннергейма отец получил ранения, перед началом войны в 1941 году его часть перебросили в Брест, от взрыва контузило, попал в плен, вскоре сбежал и долгие месяцы добирался до своих по белорусским лесам, был выдан фашистам «кулацкой сволочью» и снова концлагеря (Польша, Австрия, Восточная Пруссия), «отцу пришлось пережить ужасы Майданека, Освенцима, только под Кёнисбергом ему удалось сбежать из плена и перейти линию фронта», День Победы встретил с оружием в руках в Берлине; мать в рядах добровольцев попала в школу радистов в Крыму, затем - передавая под Севастополем, Геленджик, Новороссийск, на фронте получила извещение о гибели своего отца на Курской дуге; «я и мои брат и сестра, всё наше поколение живёт сейчас под мирным небом, и до конца своих дней мы останемся в святом долгу перед родителями»).
-
Автор письма: Леонид Михайлович Петрушов, служил на Чёрноморском флоте, просит по указанному адресу откликнуться своих фронтовых друзей одной из частей 260 отдельного линейного батальона связи, с которыми они встречались на общих комсомольских собраниях, читали стихи Лермонтова, Есенина, после победы этот батальон обслуживал линию связи Берлин-Магдебург, после демобилизации вернулся на 3-й курс Николаевского кораблестроительного института, город Севастополь. Песня «Никогда я не был на Босфоре». Композитор Григорий Пономаренко. Поэт Сергей Есенин. Исполняет Татьяна Доронина. Дуэт гитаристов: Алексей Смирнов и Владимир Погосьян. Запись 1981 года.
Упоминаемые персоны: однополчане Леонида Петрушова - Георгий Кучеренко (комсорг батальона), Владимир Рац, Анна Кудрявцева.
-
Авторы письма: Елена и Валентина Филатовы, город Можга, Удмурдская АССР. Танго «Мне бесконечно жаль»*. Композитор Курт Левиннек (Kurt Lewinnek), аранжировка Александра Цфасмана. Поэт Борис Тимофеев. Исполняет Иван Шмелёв. Джаз-оркестр Всесоюзного радиокомитета (ВРК) под управлением Александра Цфасмана. Грампластинка 1944 года.
Упоминаемая персона: Екатерина Николаевна Филатова (мать Елены и Валентины Филатовых, педагог, проработала в школе 30 лет, после окончания педучилища учила детей русскому языку в Азербайджане, в деревне, где по-русски почти не говорили, выучила азербайджанский язык, училась в Пермском университете, работала на туристической станции в Липецке - «сколько различных мест страны объездила с ребятами наша мама, ходили в походы и на Кавказ, и в Крым, в Прикарпатье», а в педучилище на переменках слушали пластинки, в том числе песню «Мне бесконечно жаль», которая «запала в сердце на всю жизнь»).
-
Автор письма: Александр Власов, артист драматического театра имени М. Горького, город Кудымкар, Пермская область, «...у меня к вам просьба. В 1930-е - 1940-е годы была популярная исполнительница цыганских песен и романсов Стронгилла Иртлач. С именем Стронгиллы Шаббетаевны связана моя и моих товарищей студенческая жизнь. Мы очень любили её. Это был замечательной души человек. Каким огромным чувством юмора обладала наша Стронгилла Шаббетаевна! Плохое настроение у неё оставалось за дверью института. Будучи тяжело больной, она ни на минуту не оставляла своих студентов... Вспоминаю последнюю встречу с ней в Доме творчества в Комарово, под Ленинградом... Найдите, пожалуйста, одну из песен в исполнении Стронгиллы Шаббетаевны. Я и мои товарищи будем очень признательны вам за эту встречу с нашим педагогом и большим другом. С уважением, от имени бывших студентов Ленинградского института театра музыки и кинематографии, Александр Власов». Цыганская таборная песня «Ой нэ-нэ». Исполняет Стронгилла Иртлач, гитары Михаил Минин и Борис Кремотат. Грампластинка 1940 года.
-
Автор письма: Татьяна Сушкова, студентка Челябинского педагогического института, город Челябинск. Песня звучит для всех ветеранов Великой Отечественной войны 1924 года рождения, которых по статистике осталось лишь три процента. «Песенка фронтового шофёра». Композитор Борис Мокроусов. Поэты Наум Лабковский и Борис Ласкин. Исполняет Марк Бернес. Грампластинка 40-х годов.
Упоминаемые персоны: Василий Дмитриевич Сушков (отец Татьяны Сушковой, ветеран Великой Отечественной войны, награждён двумя орденами Славы, четыре года прошёл дорогами войны с сорокопяткой (45-мм противотанковая пушка образца 1937 года), единственный, кто выжил из всего боевого расчёта, горел в танке, стоял под дулами фашистских автоматов, обладает хорошим голосом, запевал в походах, в строю, пел на привале); Игорь и Володя (братья Татьяны Сушковой, дети Василия Сушкова, который учил своих детей «не давать себе покоя, не быть равнодушными, не отворачиваться от важных дел нашего общего и великого дома - Родины, всей семьёй ходили в лес, на природу и всегда пели, а чаще всего песню с жизнеутверждающими словами: «А помирать нам рановато, есть ещё у нас дома дела» - это была папина песня, папина поговорка, папин девиз»).
-
Автор письма: Мария Александровна Еварова, ровесница Октябрьской революции, Москва. Песня-вальс «Под крышами Парижа» из одноимённого французского музыкального кинофильма («Sous les toits de Paris», 1930 год, режиссёр Рене Клер). Композитор Рауль Моретти (Raoul Moretti). Поэт Рене Назелле (Rene Nazelles). Исполняет Лин Рено (Line Renaud). Запись 1950-х годов.
-
Автор письма: Наталья Митрофановна Зайчевская, город Воронеж, просит откликнуться по указанному адресу своих товарищей студенческих лет, разъехавшихся по разным уголкам СССР. Песня «Пой, Пьеро» («Canta Pierrot»). Музыка и слова Чезаре Биксио (Cesare Andrea Bixio). Исполняет итальянский певец Серджио Эндриго (Sergio Endrigo), оркестр Луиса Энрикеса (Luis Enriquez e la sua orchestra). Запись 1963 года.
-
Автор письма: Артемий Михайлович Троицкий, Москва. Песня «Музыканты» («Четыре Ивана», «Четыре музыканта»). Композитор Михаил Воловац. Поэт Владимир Тодди. Исполняет Эдит Утёсова, джаз-оркестр под управлением Леонида Утёсова. Грампластинка 1943 года.
-
От автора передачи: шуточная музыкальная пьеса, фокстрот «Три поросёнка и злой волк» («Who’s afraid of big bad wolf?», «Кто боится большого злого волка?») из мультсериала студии Уолта Диснея «Три поросёнка» (1933, from Walt Disney's silly symphony «The three little pigs», США). Композитор Фрэнк Черчилль (Frank Churchill). Исполняет ансамбль под управлением Фредо Гардони и Мануэля Пуига (Fredo Gardoni, Manuel Puig et leur ensemble)**. Грампластинка 30-х годов.
Примечание: * Танго «Мне бесконечно жаль» было написано композитором и руководителем немецкого танцевального оркестра Куртом Левиннеком. В 1936 году в Швеции вышла грампластинка с этой мелодией под названием «Когда твоя скрипка играет» («Wenn deine Geige spielt») в исполнении Цыганского оркестра (Zigeuner Orkester), а в 1937 году танго, но уже под названием «Цыган поёт» («Tzigane joue», «Цыган играет»), записал на пластинку знаменитый французский певец Тино Росси (Tino Rossi). Его исполнение и стало широко известно в довоенной Европе... В 1944 году певец Иван Шмелёв спел танго на русском языке с оригинальным текстом поэта Бориса Тимофеева - «Мне бесконечно жаль» под аккомпанемент джаз-оркестра Александра Цфасмана. Очевидно, указание на этикетке пластинки имени Цфасмана не в качестве аранжировщика, а композитора, было сделано намеренно. Иначе, пластинку с немецким танго (пусть и довоенным) в СССР в годы Великой Отечественной войны не разрешили бы к выпуску. Известно о том, что Александр Наумович Цфасман являлся страстным поклонником джаза, делал обработки европейских и американских шлягеров. И для того, чтобы мелодии получали одобрение советской цензуры, Александр Наумович указывал автором себя. Тогда его джаз-оркестру позволялось беспрепятственно исполнять эту музыку на концертной эстраде, по радио, записывать её на грампластинки.
Примечание: ** на советских пластинках фокстрот «Три маленьких свинки и злой волк» («Три поросёнка и злой волк») зазвучал в середине 1930-х годов, когда отечественная грампромышленность издала перепись с зарубежного патефонного диска. Мелодия стала очень популярной и её включили в репертуар многие ансамбли и оркестры. В частности, на пластинке Джаза Леонида Утёсова песня на эту мелодию называлась «Папочка и мышки» («Кооперативная колыбельная»), а инструментальный вариант - «Мышки»; в других исполнениях на грампластинках мелодия и песня были озаглавлены «Три поросёнка», «Сказка о сером волке» и даже просто «Серый волк»... Произошла забавная путаница и с именами автора и исполнителей самой популярной записи этой мелодии - при выпуске пластинки в СССР редакторы, составлявшие текст её этикетки, не утруждали себя доскональной транскрипцией имён, либо искажение имён ими было сделано намеренно, так как в Советском Союзе грампластинка печаталась полулегально. Таким образом, из имён композитора Фрэнка Черчилля и одного из руководителей аккордеонного ансамбля Мануэля Пуига получился «псевдоним» Фрэнк Мануэль. В течение нескольких десятилетий на всех советских переизданиях мелодии указывалось: «фокстрот “Три свинки и злой волк”, оркестр под управлением Фрэнка Мануэля». Известна также патефонная пластинка, выпущенная в СССР в 30-е годы, на этикетке которой напечатано: «Оркестр под управлением Кардони» (нетрудно догадаться, что это «вариант транскрипции» фамилии Фредо Гардони)... Все точки над «i» расставили филофонисты - коллекционеры грамзаписей, обнаружившие оригинальную грампластинку 1930-х годов фирмы «Columbia», на этикетке которой информация о записи подробная и без искажений. На данной странице сайта сведения об авторе и исполнителях фокстрота представлены с пластинки фирмы «Columbia».
Выпуск 440 радиопередачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире Первой программы Всесоюзного радио 5 апреля 1985 года. Архивная аудиозапись предоставлена сайтом
Выпуск 437 | Выпуск 441 |
Намерение создать архив легендарной передачи Виктора Витальевича Татарского «Встреча с песней» неоднократно обсуждалось в интернет-сообществах. Эта идея высказывалась и в письмах, звучащих на радио. Ведь «Встреча с песней» - не только старейшая музыкальная передача страны, известная, без преувеличения, миллионам слушателей, это не только новый формат, придуманный на советском радио, но и уникальное явление в масштабах мирового радиовещания, аналогов которому просто нет. Авторская передача Виктора Татарского идёт в эфире с января 1967 года в неизменной концепции, суть которой наиболее ёмко определяет фраза: «песня в судьбе человека».
В бытность широкого распространения проводного и эфирного радиовещания, в период, когда передача звучала на волнах Первой программы Всесоюзного радио, то есть, транслировалась на территорию, превышающую географически СССР, «Встреча с песней» получала до 3 тысяч писем в месяц - рекордное количество корреспонденции среди всех передач советского радио! Она сумела пробудить у радиослушателей желание делиться с миром своими личными историями, связанными с любимой песней или памятной мелодией. И, конечно, «Встречу...» ждали, отмечая в календаре даты эфиров, чтобы в привычный вечер включить радиоприёмник и услышать... голос ведущего, который не спутать ни с каким другим. Голос, непохожий на голоса дикторов советского радио ни тембром, ни подачей. Во времена тотального официоза и шаблонных фраз, звучащих в эфире, потребность в спокойной, доверительной беседе, в искренности интонаций восполняла именно «Встреча с песней»... Именно поэтому в ней в равной степени уникальны и манера работы у микрофона Виктора Татарского, и музыкальные записи (порой раритетные), и, конечно, содержательные письма (письма-воспоминания, письма-исповеди), звучащие в передаче, без которых «Встреча с песней» просто немыслима!
Во «Встрече...» впервые зазвучали записи, которые раньше были в закрытом фонде или вообще запрещены. Нередко с большим трудом Виктору Татарскому и редакторам передачи Терезе Рымшевич и Татьяне Зубовой приходилось преодолевать цензурные запреты как в отношении тем, затрагиваемых слушателями в письмах, так и по поводу записей. Ведь, действительно, редкие фонограммы звучат во «Встрече...» и чаще всего лишь один раз за все годы существования передачи, а если и имеются повторы, то редко - раз в пять лет. Именно во «Встрече с песней» впервые в эфире отечественного радио прозвучали песни Александра Вертинского, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина, Аллы Баяновой, Александра Галича, Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Александра Башлачёва...
Всесоюзное радио архивировало выпуски «Встречи с песней». Многие из этих магнитофонных лент сегодня хранит Гостелерадиофонд России... Передачи периода 2000-х годов публиковал официальный сайт «Радио России». Но этот архив был безвозвратно утерян. А в настоящее время новые выпуски «Встречи с песней» доступны на сайте радиостанции, увы, лишь в течение приблизительно последнего года...
Отдельные выпуски (или их фрагменты) по мере оцифровки давних студийных лент и магнитозаписей из частных аудиоархивов время от времени публикуются на различных сайтах. Так на сайте «Старое радио» появилась коллекция «Встречи с песней» преимущественно середины - второй половины 1980-х годов. Участникам музыкальной соцсети «На завалинке» также удалось собрать часть архивных выпусков радиопередачи. Некоторое время назад сайт «MOSKVA.FM» архивировал записи «Встречи...» и, более того, предлагал текстовые расшифровки выпусков. Однако и этот архив был убран из общественного доступа... Сегодня пользователи социальной сети «ВКонтакте» могут общаться в сообществе «Встреча с песней. Автор и ведущий Виктор Татарский», созданном давней слушательницей радиопередачи Людмилой Калининой. А также слушать опубликованные самими радиослушателями аудиозаписи выпусков передачи «Встреча с песней» разных лет в сообществе «Архив радиопередачи “Встреча с песней”», созданном Сергеем Владимировым. Благодаря слушательнице Елене Маршак веб-архив пополнился целым блоком архивных аудио- и текстовых записей (с расшифровками, а также с указанием, что очень ценно, дат эфиров) многих выпусков передачи. Большую помощь в наполнении веб-архива «Встречи...» оказала член Союза журналистов РФ Надежда Ивановна Юдина из города Дятьково, любезно предоставившая бесценные тетради своей старшей подруги, слушательницы «Встречи с песней» с 1968 года, Азы Степановны Никишиной, которая многие годы методично вела записи выпусков любимой передачи. Также как это делала с 3 января 1968 года Людмила Сысуева из Свердловской области. Она передала веб-архиву свои записи о многих выпусках передачи. Филофонист Борис Щеглов поделился с веб-архивом редкими записями передачи «Встреча с песней», выходившими в эфир с 1983 по 1993 годы, а также помог уточнить значительный объём данных по выпускам разных лет. Вместе с единомышленниками - «поисковой группой из Подмосковья» (так называет их Виктор Татарский), он систематизировал из множества источников информацию о передачах «Встреча с песней», «Запишите на ваши магнитофоны» и «На всех широтах». За что ему и всем его коллегам из «поисковой группы» большое спасибо.
К середине 2019 года киноведом и редактором Еленой Бельской была завершена систематизация информации о «Встрече с песней», взятая из многих источников. Скрупулёзно, в течение нескольких лет Елене Бельской удалось собрать сведения о музыкальных произведениях, звучавших в большинстве выпусков радиопередачи, начиная с 1968 года! Этот список и стал основой веб-архива, предлагаемого вашему вниманию сайтом «Retroportal.ru». Если в информации о выпуске «Встречи с песней» указывались имя исполнителя и аккомпаниатора, то есть, представлялось возможным идентифицировать музыкальные записи и разыскать их (при отсутствии аудиозаписи самого выпуска передачи), то они становились дополнениями к тексту, переданному Еленой Бельской. Таким образом, сегодня пользователи веб-архива имеют возможность не только узнать о музыкальных произведениях, звучавших в том или ином выпуске, но и послушать архивные фонограммы...
На радийном сленге, утвердившемся ещё с советских времён, сюжеты (репортажи, интервью, комментарии), звучащие как в информационных выпусках новостей, так и в программах различной тематики, называются «кадрами». Автор и ведущий Виктор Витальевич Татарский именует «кадром» связку «письмо-песня»: завязка сюжета в содержании письма (иногда это фрагмент книги, статьи), а развязка в песне или мелодии, звучащей следом. В целях максимально подробного раскрытия информации аудиозаписи каждого выпуска «Встречи с песней», найденные на просторах глобальной сети, точно также разделены на «кадры», фрагменты. Они представлены в той же последовательности, что и в выпуске, прозвучавшем в эфире. Именно так, даже в таком виде, сохраняется (что очень важно!) драматургия выпуска, строго подчинённая авторскому замыслу.
Следует обратить внимание на то, что текстовые описания выпусков передачи могут отличаться от их звукового оригинала. В веб-архиве передачи информация по мере возможности подаётся в уточнённом и дополненном виде. Ведь поиски новых данных о названиях, об исполнителях, об авторстве тех или иных музыкальных произведений, о годах их записи никогда не прекращаются. К тому же год от года, благодаря широкому развитию сети Интернет, становится ещё больше известно о каких-то ранее неведомых моментах в биографиях творческих или политических деятелей, упоминаемых в передаче персон. В том числе в открытом доступе находится информация и об участниках «Встречи...». Как выясняется, авторы писем порой это известные в своих кругах личности, с неординарной судьбой, достойные быть героями отдельных интереснейших биографических книг!
Архив в веб-формате на страницах данного сайта представлен в виде: списка выпусков в хронологическом порядке, именного указателя, содержащего информацию о вокалистах, композиторах, поэтах, музыкантах, исполнительских коллективах, списка имён авторов писем во «Встречу с песней» и интерактивной карты писем, алфавитного перечня музыкальных произведений (другие сайты, также предлагающие к прослушиванию записи «Встречи с песней», столь развёрнутого описания содержания выпусков не имеют). Помимо этого, пользователи веб-архива могут узнать интересные факты о радиопередаче «Встреча с песней» и её создателях, прочитать интервью Виктора Татарского, статьи о передаче, опубликованные в печатных и электронных СМИ в разные годы, цитаты из книг, где она упоминается, а также познакомиться с авторами писем, помощниками и другими участниками любимой «Встречи...» - со всеми теми преданными радиослушателями, о которых сам Виктор Витальевич в одном из выпусков ёмко сказал: «...по секрету хочу сказать вам, что всех тех, кто пишет во “Встречу...” или просто слушает её, считаю лучшей частью человечества».
Для удобства навигации по веб-архиву под каждым «кадром» (фрагментом) выпуска со знаком «#» (решётка) прописаны ключевые слова (хештеги), при переходе по которым, можно сформировать подборку выпусков на определённую тему, затронутую в письмах радиослушателей и озвученную автором передачи. Кроме того, для удобства поиска по веб-архиву через поисковые системы по мере необходимости под «кадром» (фрагментом) публикуется краткая информация о персонах, как известных, так и о персонах из частной жизни авторов писем, упомянутых в этом фрагменте выпуска.
Большая благодарность всем, кто записывал на магнитофоны «Встречу с песней», сберёг эти записи, а с приходом эры цифрового звука смог оцифровать магнитофонные ленты и продолжает архивировать выпуски передачи. Если у вас имеются старые магнитофонные ленты с записями выпусков радиопередачи, личные списки песен и композиций, которые в разные годы звучали в передаче и которые отсутствуют в опубликованных выпусках на сайте архива, отклики по следам услышанной передачи, а также если вы заметили неточности в описании выпусков, располагаете иной дополнительной информацией, пишите по адресу или через формоотправитель.
Создание веб-архива «Встречи с песней» на сайте «Retroportal.ru» было начато в 2019 году с разрешения автора и ведущего радиопередачи, народного артиста России Виктора Витальевича Татарского.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте