Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Выпуск 452
(6 сентября 1985 года)
-
Автор письма: Иван Пименович Цигулёв, село Мальцевка, Карачанский район, Белгородская область, «...Великая Победа зарождалась в первые часы войны на границах Советского Союза. Пограничники встретили первыми войну и первыми начали вершить победу. В крестьянской семье нас, три брата пограничника, стали на защиту Родины с первых минут войны. Два брата погибли. Мне посчастливилось встретить победу в столице Австрии - Вене. Путь к победе лежал через горе отступления и тяжёлые бои на Северном Кавказе, Украине. И вот она - родная граница! Наша армия освобождала Румынию, Венгрию, Австрию, Чехословакию. В составе пограничного полка я также выполнил долг пограничника. Традицию пограничника в семье Цигулёвых продолжил мой сын Саша. Он отличник погранвойск. Прошу вас найти запись песни “На далёкой заставе” композитора Терентьева. Пусть эта песня станет приветом для ветерана погранвойск, прославленного командира, полковника Степана Елисеевича Капустина и для тех, кто сейчас несёт пограничную службу». Песня «На далёкой заставе». Композитор Борис Терентьев. Поэт Михаил Рудерман. Исполняют Алексей Усманов, Владимир Бунчиков, хор и оркестр Всесоюзного радио. Запись 1969 года.
Упоминаемая персона: Степан Елисеевич Капустин (1906-1972, участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года, командир 24 пограничного полка, вернувшегося в 1944 году на границу СССР на своё довоенное место дислокации, полковник; в июне 1941 года застава под командованием Степана Капустина 12 дней держала священный рубеж Родины; с конца 1941 года майор Капустин - заместитель командира 95-го пограничного полка особого назначения НКВД УССР; два батальона полка под его командованием в боях за Дебальцево проявили образцы мужества и героизма, успешно выполнили поставленную командованием 12-й армии Южного фронта боевую задачу - ворвались на окраину Артёмовска и закрепились на выгодном рубеже; «действуя решительно, уничтожили свыше сотни вражеских солдат и офицеров, рассеяли до батальона пехоты противника. Эти действия позволили удержать участки обороны 109-му и 78-му стрелковым полкам и не допустить прорыва немцев на стыке этих полков»; с 1942 года подполковник, затем полковник Степан Капустин - командир 24-го пограничного Прутского ордена Богдана Хмельницкого II-й степени полка НКВД по охране тыла фронта; из публикации журнала войск НКВД «Пограничник» (№9, май 1942 года): «На Северо-Кавказском фронте начал свои действия 24 пограничный полк, прославившийся в боях на Маныче, в освобождении Украины, Киева, Корсунь-Шевченковской битве. Воины этого полка в составе войск Второго фронта под командованием маршала Советского Союза И.С. Конева первыми вышли на государственную границу - реку Прут. Войска 2-го Украинского фронта в рамках Уманско-Ботошанской операции, даже отвлекая часть сил и средств на помощь в ликвидации окружённых танкистов 1-й немецкой танковой армии, успешно решали главную задачу по поражению 8-й немецкой армии группы “А” и выходу на Государственную границу. Развивая наступление с плацдармов на реке Днестр, 27-я и 52-я армии фронта совместно с соединениями 2-й и 6-й танковых армий устремились к реке Прут и 26 марта на 85-километровом фронте севернее Унгены вышли на Государственную границу СССР. А уже через двое суток войска фронта форсировали с ходу реку Прут и перенесли боевые действия на территорию Румынии. Этого события действующая армия, страна, большой многострадальный народ ждали почти три года! Очевидцы рассказывают, что в Москве ликование было не меньшее, чем после победы под Сталинградом! А уж по всем фронтам весть пронеслась, опережая московские салюты и ликующий бас Левитана из студии Совинформбюро»; маршал Советского Союза Г.К. Жуков в своих воспоминаниях писал: «О мужестве пограничников могу сказать только одно: я всегда был спокоен за те участки фронта, где пограничники оборонялись или шли в наступление...»; в послевоенное время Степан Елисеевич Капустин служил в Западной Украине, в Латвии и в Киеве, был командиром 290-го Новороссийского полка ВВ МВД; за умелое управление полком, мужество и отвагу Степан Елисеевич награждён Орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, 3 орденами Отечественной войны I и II степени, орденом Александра Невского, орденами и медалями западных государств, в освобождении которых участвовал; похоронен в Киеве на кладбище Бабий Яр, надгробная надпись на могиле гласит: «Ты был суров потому, что был бесконечно добр»; Иван Цигулёв, когда писал письмо во «Встречу с песней», по всей видимости, не был осведомлён о том, что С.Е. Капустина нет в живых с 1972 года).
-
Автор письма: Валентина Григорьевна Ордан, город Рубцовск, Алтайский край, «...я очень люблю военные песни разных лет. Мой отец воевал в гражданскую войну и любил песню, не помню, как она называлась:
“На Байкале
Наломали им бока,
Били, били, говорили:
«Ну, пока!»”».
Песня «Дальневосточная песня». Композитор Юрий Милютин. Поэт Виктор Винников. Исполняют Юрий Ельников, Юрий Якушев, хор и оркестр Всесоюзного радио. Запись 1966 года. -
Автор письма: Виктор Андреевич Ступин, город Кара-Балта, Киргизская ССР, «...обращаюсь к вам с просьбой помочь встретиться с песней, которую я не слышал уже около четырёх десятков лет. В 1937 году фабрика звукозаписи, так назывался тогда Дом звукозаписи Всесоюзного радио*, записала концерт хора имени Пятницкого. В программе того концерта и была песня “Горят, горят пожары”. В последний раз эту песню я слышал в конце 1940-х годов, правда, не с концертной эстрады... Напевала её наша школьная няня Анна Ивановна Близнецова. На мой вопрос, откуда она знает эту песню, Анна Ивановна ответила, что у них в Оренбуржье эта песня широко известна и в сёлах её очень часто поют. Разыщите, пожалуйста, песню “Горят, горят пожары”. Я регулярно слушаю вашу передачу, но эта песня ни разу не звучала. Она мне поможет встретиться с моей юностью, а молодым слушателям - познакомиться ещё с одним шедевром русского песенного народного творчества». Русская народная песня о Степане Разине «Горят, горят пожары». Исполняет хор имени Пятницкого. Запись 1951 года.
-
Автор письма: Владимир Александрович Груша, город Таганрог, «...с 1936 года в Ленинграде во Дворце культуры Промкооперации, ныне Ленсовета, что на Кировском проспекте, работал дружный коллектив самодеятельного украинского музыкально-драматического театра. Участники его в основном работники завода “Электроприбор” №212. Организаторами его были рабочие: Бханов, Калашников, Квятковский. Режиссёр и дирижёр - Александр Давыдович Ревицкий. В репертуаре были “Наталка Полтавка”, “Ой, не ходи, Грицю” **, “Вий”, “Сватання на Гончарівці” ***, “Майская ночь”. Пела в этом театре и моя мама, Нина Ивановна Груша. 22 июня 1941 года утром коллектив театра выступал в Кронштадте с оперой “Наталка Полтавка”. Открыли занавес, заиграл оркестр и мама начала петь песню Наталки “Віють вітри, віють буйні”. Вдруг поступил приказ прекратить концерт и всем покинуть зал. Так оборвалась песня Наталки, так изменилась судьба моей мамы, её друзей... Первые дни войны после работы выступали с концертами в госпиталях. Мама 30 лет проработала в Таганроге на комбайновом заводе. Она никогда не расставалась с песней, с театральным искусством. Прошу тебя, “Встреча с песней”, сделать так, чтобы прозвучала для мамы, для участников коллектива театра, для тех кронштадтцев, что 22 июня вышли из зала, так и не услышав оперы, песню Наталки “Віють вітри...” из оперы “Наталка Полтавка”, так и не спетая мамой в тот первый день войны». Ария Наталки («Веют ветры, веют буйны», «Віють вітри, віють буйні») из 1-го действия оперы «Наталка Полтавка». Композитор Николай Лысенко. Поэт Иван Котляревский. Исполняет Оксана Петрусенко. Оркестр Киевского театра оперы и балета. Дирижёр Владимир Йориш. Грампластинка 1937 года.
-
Виктор Татарский: «Два письма с вопросами об одной песне». Автор письма: Виктор Иванович Кабишев, город Шуя, Ивановская область, «...в довоенное время живший в нашей деревне мужчина, у которого был хороший голос, часто пел песню, которая начинается словами:
“Под вечер, осенью ненастной,
В пустынных дева шла местах...” ****
Вспомнилась мне эта песня, когда я перечитывал Горького, описавшего судьбу Цыганка. Стихи песни встречались как-то в одном из давних песенников, но никогда я не слышал этой песни в исполнении профессиональных артистов». Автор письма: Зоя Васильевна Товстолес, станция Сходня, Московская область, «...у Пушкина есть стихотворение “Романс”, написанное в 1814 году. Первые строки - “Под вечер осенью ненастной...” Ещё при жизни поэта стихотворение было положено на музыку. Очень запомнилось зимнее морозное утро из далёкого детства конца 1920-х годов. Наша мама, Елизавета Григорьевна Пахомова, истопив русскую печь, села ремонтировать нашу одежду. Напевала не очень громко русские песни, романсы. Среди них был и “Под вечер осенью ненастной” . Песня «Под вечер осенью ненастной» («Романс»). Музыка неизвестного автора. Поэт Александр Пушкин. Исполняет Михаил Северский под собственный аккомпанемент на гуслях.Упоминаемая персона: Максим Горький (Алексей Максимович Пешков, Алексей Максимович Горький, 1868-1936, писатель, поэт, прозаик, драматург, журналист и общественный деятель, публицист; Цыганок (настоящее имя Иван) - один из ярких второстепенных персонажей повести Максима Горького 1913 года «Детство», «происхождение которого довольно трагичное: он был подкидышем, которого нашли дождливой весенней ночью у ворот дома Кашириных. Если бы не эта находка, он бы погиб от переохлаждения. Семья Кашириных приютила младенца, крестила его и дала имя Иван, однако в доме все прозвали его Цыганком из-за смуглой кожи, тёмных глаз и густых чёрных волос. Роль Цыганка в повести особенно важна для главного героя Алёши. Он становится его лучшим другом и защитником, помогает маленькому мальчику справляться с трудностями жизни в доме Кашириных»).
-
Автор письма: Галина Николаевна Чудинова, город Свердловск, «...у меня тоже есть просьба к вам. Вот такая. Есть сын у меня. Один единственный. Валерий Иванович Чудинов. Работает в Мурманске. В траловом флоте. Рыбу ловит. С детства мечтал: “Моряком буду!” Родился в Севастополе. Служил в Мурманске. Да так там теперь и плавает, боцманом на траловом корабле. Вот уже 12 лет. Бывает только гостем у меня. Вот и теперь он так далеко-далеко, в Тихом океане. Работают они, сами понимаете, в любую погоду. А у океана погоды тихой нет. И вся команда корабля, конечно, скучает по Родине, родным. Ведь уходят они в море на шесть и более месяцев. Вот хочется передать мне сыну и всей команде привет с Родины. Пусть их согреет песня “Море шумит”. Письма идут очень и очень долго, а песня может прилетит по радио...» Песня «Море шумит» из спектакля по пьесе Всеволода Вишневского «У стен Ленинграда». Композитор Борис Мокроусов. Поэты Василий Балашов и Владимир Карпов. Исполняет Георгий Абрамов. Оркестр под управлением Виктора Кнушевицкого. Запись 1949 года.
-
Автор письма: Людмила Борисовна Брохина, Москва, «...первое своё письмо я отослала к вам в 1968 году. Потом вместе с сыном Павликом в 1971 году. Павлику тогда было 5 лет, он очень любил петь. Пролетели годы. Павел связал свою жизнь с песней, с музыкой. С отличием окончив в 1984 году Московское хоровое училище имени Свешникова, поступил в Московскую консерваторию. Но был призван в армию и сейчас проходит военную службу в ансамбле противовоздушной обороны Московского военного округа. И вот опять, спустя годы, пишу своей любимой передаче, которая неразрывной цепью связала моё детство, юность с настоящим временем. Ведь каждая знакомая песня, звучащая во “Встрече...”, словно веха пройденного жизненного пути. Так хочется заглянуть в своё далёкое, опалённое войной детство, встретиться с друзьями тех лет. Ранним утром 9 мая весь наш барак на станции Безымянка Куйбышевской области пробудился от стука в двери, радостных криков “Победа! Война закончилась!” Стали возводить трибуну на зелёной лужайке. Я со своей подружкой Натой Шефер помогали украшать трибуну. Жители украсили её самым лучшим, что у каждого было дома. Трибуна была увешана ковриками, вышитыми салфетками, убрана зеленью, флагами и горшочками с комнатными цветами. До поздней ночи не смолкали песни под гармошку мужа нашей управдомши... В конце 1945 года мама, старшая сестра и я, возвратились в родной Днепропетровск. Больше с Наташей я не встречалась. В память о нашей детской дружбе в годы войны передайте, пожалуйста, песню Тихона Хренникова на стихи Агнии Барто “Дружба”. Песня «Дружба». Композитор Тихон Хренников. Поэт Агния Барто. Исполняет Михаил Михайлов. Запись 1948 года.
Упоминаемая персона: Александр Васильевич Свешников (1889-1980, советский российский хоровой дирижёр, хормейстер, педагог, общественный деятель; народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской премии II степени; основатель и художественный руководитель Московского хорового училища; имя Александра Свешникова было присвоено Московскому хоровому училищу в 1982 году).
-
Виктор Татарский: «Это письмо из архива Эдит Леонидовны Утёсовой. Подписано оно так - “Привет с Востока. Николай. 29 января 1940 года”». Автор письма: Николай, «...Эдит, ну как мне иначе начать? Не знаю. Ведь не буду же я писать товарищ Утёсова. Пускай будет лучше так. Думаю, вы не рассердитесь. В противном случае прошу простить. Это было первое. А второе - зачем я пишу. Если сказать правду, я и сам не знаю. Попытаюсь объяснить. Представьте себе место в степи, где кроме радио и изредка кино, ничего нет. Вас я слыхал только по звукозаписи. Но всегда слушаю с большим удовольствием, и мне хочется сказать вам об этом. Думаете ли вы, Эдит, что те песенки, которые, наверно, уже забыты вами - “Пожарный”, “Парашютистка”, “Акула”, слушаются и сейчас за тысячи километров. И мне хочется, Эдит, моим дружеским письмом сказать, что когда я слушаю вас, мне не так грустно. Становится веселее». Песня «Акула». Автор аранжировки мелодии шотландской народной песни Исаак Дунаевский. Поэт Самуил Маршак. Исполняют Леонид Утёсов и Эдит Утёсова. Джаз-оркестр под управлением Леонида Утёсова. Грампластинка 1938 года.
-
Автор письма: Лидия Васильевна Катасонова, город Владимир-Волынский, Украинская ССР, «...шёл 1941-й год. Жили мы тогда в городе Миассе Челябинской области. Завод, где работал мой отец, выделил мне путёвку в детский санаторий, который находился около города Троицка. Это был прекрасный степной санаторий, где лечили кумысом. Лечение наше подходило к концу. Страшную весть о начале войны сообщили нам на вечерней линейке. Все мы сразу повзрослели, многие плакали. В день прощания был концерт. Потом на небольшой веранде поставили патефон, под его музыку мы танцевали как умели. На всю жизнь с того дня я запомнила гавайские мелодии в исполнении на гитаре...» «Песня Гавайских островов». Исполняет Джон Данкер (Иван Соколов), гавайская гитара. Запись 1930-х годов.
-
Автор письма: Леонтьева, город Саранск, Мордовская АССР, «...с годами человек в бытовой суете становится практичнее. Уходит юношеский романтизм, и души некоторых людей становятся суше. Было бы ужасно, если бы это случилось со всеми. Благодаря хорошим стихам, музыке в наших душах рождаются прекрасные чувства. Искусство и литература не дают остыть нашим сердцам. В стихах Новеллы Матвеевой я нахожу отражение своих чувств, мыслей. Дорогая “Встреча...”, я обращаюсь с просьбой включить в одну из передач песню на стихи Новеллы Матвеевой в исполнении Татьяны Дорониной. Вот уже более 10 лет я слушаю твои передачи, “Встреча...”, и не раз слышала в них песни Новеллы Матвеевой. Кстати, это ты мне помогла открыть эту поэтессу, когда я ещё была школьницей». Песня «Платок вышивая цветной». Автор музыки и стихов Новелла Матвеева. Исполняет Татьяна Доронина. Запись 1982 года*****.
-
Автор письма: Владимир Иванович Тадыко, журналист, Ростовская область, «...есть в Калининградской области город Советск. Живёт там Марина Стонитэ. У неё много друзей, очень много. Ей пишут письма со всех концов Советского Союза. Вот уже 15 лет Марина болеет. Недуг лишил её возможности ходить. Её родителям, Монике Прановне и Ивану Аполлонычу, комсомольцы завода “Дайнэ” ****** помогли отремонтировать магнитофон, на котором Марина слушает музыку. И ещё один есть у неё добрый друг, хоть и живёт он за тысячи километров. Это Пётр Григорьевич Любченко из города Кустаная. Токарь универсал, заслуженный рационализатор, наставник молодёжи, коммунист. Это благодаря его настойчивости зазвонил в квартире Марины телефон. Это благодаря его деятельному участию Марина дважды побывала в санатории имени академика Бурденко, в городе Саки Крымской области». Виктор Татарский: «И ещё несколько строк из письма Петра Григорьевича Любченко из Кустаная, о котором Владимир Иванович упоминает в своём письме». Пётр Григорьевич тоже пишет о Марине. Автор письма: Пётр Григорьевич Любченко, город Кустанай, Казахская ССР, «Марина очень жизнерадостный человек. Любит песни, книги, человеческое общение. О Марине писала “Комсомольская правда” в статье “Тридцать шагов”. К сожалению, усилия врачей пока не дали положительного результата, но Марина стремится одолеть болезнь, и мы - её друзья - верим в то, что она одолеет её». Песня «Ах, как хочется жить». Композитор Алла Пугачёва. Поэт Диомид Костюрин*******. Исполняет Алла Пугачёва. Группа «Рецитал» под управлением Александра Юдова. Запись 1985 года.
Примечание: * Государственный дом радиовещания и звукозаписи (ГДРЗ) - бывшее государственное предприятие, осуществлявшее техническую часть подготовки радиопередач и звукозаписи и существовавшее с 1936 по 2019 годы. В 1931 году была создана фабрика «Радиофильм», осуществлявшая запись и монтаж радиопередач на киноплёнку. В 1936 году был создан Дом звукозаписи (ДЗЗ), создававший записи концертов и спектаклей на шеллачные диски, а с 1941 года - записи и для радио. Изначально Дом звукозаписи планировался как фабрика по выпуску грампластинок. Семиэтажное здание в стиле «сталинский ампир» было введено в эксплуатацию 6 ноября 1938 года. В здании были оборудованы три основные студии для звукозаписи. В одной из них были установлены специальные вращающиеся колонны, позволявшие менять акустику помещения. С началом Великой Отечественной войны в подвале Дома звукозаписи были оборудованы помещения для радиовещания. Отсюда транслировались военные сводки, объявлялась воздушная тревога по городу Москве, отсюда в ночь с 8 на 9 мая 1945 года диктор Юрий Левитан объявил об окончании войны. После Великой Отечественной войны на базе трофейной техники в Доме звукозаписи была освоена технология записи звука на магнитной плёнке. Записи создавались как для радиовещания, так и для выпуска грампластинок. В конце 1950-х годов в состав Дома звукозаписи вошло предприятие «Радиофильм», занимавшееся созданием художественных программ для радиовещания. В 1959 году объединённое предприятие получило название Государственного Дома радиовещания и звукозаписи. Организационно оно подчинялось Государственному комитету по радиовещанию при Совете Министров СССР, который располагался в десятиэтажном здании на Пятницкой улице, 25. Часть этого здания стала техническим корпусом ГДРЗ.
Примечание: ** украинская песня конца XVIII века, авторство стихов которой приписывается поэтессе и певице Марусе Чурай (1625-1653), «Ой, не ходи, Грицю, да и на вечернице» звучит в опере итальянского и российского композитора, дирижёра, органиста и вокального педагога Катерино Кавоса (1775-1840) «Казак-стихотворец», написанной в 1812 году. Сюжет песни об измене и ревности, заставивших девушку отравить своего возлюбленного, неоднократно использовался украинскими поэтами, прозаиками и драматургами - лёг в основу десятка повестей, романов, драм и поэм.
Примечание: *** спектакль «Сватання на Гончарівці» («Сватанье. Малороссийская опера в трёх действиях») в жанре социально-бытовой комедии по пьесе украинского прозаика, драматурга, литературного критика Григория Фёдоровича Квитка-Основьяненко (1778-1843) впервые был поставлен в 1836 году на сцене Харьковского театра труппой Людвика Млотковского. В нём повествуется «о перепетиях к воссоединению и свадьбе влюблённой пары Ульяны и Алексея, причиной которых становится мать Ульяны. Она хочет своей дочери лучшей доли и считает, что лучше для Ульяны будет выйти замуж за глупого, но богатого Стецька, чем за крепостного Алексея. Ключом к разрешению проблемы становится вмешательство отставного военного Скорика - умудрённого долгим житейским опытом родственника Алексея». В 1958 году на киностудии имени Довженко режиссёром Игорем Земгано произведение «Сватання на Гончарівці» было экранизировано. В одноимённом кинофильме звучит музыка украинского композитора, хорового дирижёра, музыкального критика, педагога и священника Кирилла Григорьевича Стеценко (1882-1922).
Примечание: **** точная цитата первых строк стихотворения Александра Пушкина 1814 года «Романс»:
«Под вечер, осенью ненастной,
В далёких дева шла местах...»
Примечание: ***** премьера песни Новеллы Матвеевой «Платок вышивая цветной» в исполнении Татьяны Дорониной состоялась по Центральному телевидению 8 марта 1982 года в передаче из цикла «Театральные встречи».
Примечание: ****** вероятно, Владимир Тадыко пишет о Вильнюсском электротехническом заводе «Эльфа», на котором изготавливались катушечные магнитофоны «Айдас-9М» и «Дайна» («Эльфа-29»). Завод «Эльфа» был основан в 1940 году. Примечательно, что при его строительстве участвовали труженики предприятий более 40 городов разных республик СССР.

Примечание: ******* автор стихов песни «Ах, как хочется жить» не Илья Рахмиэлевич Резник, а Диомид Леонидович Костюрин.
Веб-архив благодарит радиослушательницу из Москвы Елену Маршак, участницу Сообщества
Выпуск 452 радиопередачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире Первой программы Всесоюзного радио 6 сентября 1985 года. Архивная аудиозапись предоставлена сайтом
Выпуск 444 | Выпуск 463 |
Создание открытого общедоступного веб-архива самой уникальной в истории мирового радиовещания передачи «Встреча с песней» начато в 2019 году с одобрения народного артиста России Виктора Витальевича Татарского. Основу контента составляют личная фонотека автора и ведущего передачи, аудиозаписи и текстовые материалы из коллекций филофонистов и радиослушателей, фондов библиотек и архивов России и Беларуси.
Для дальнейшего пополнения веб-архива передачи будем признательны всем неравнодушным людям, в коллекциях которых есть любые материалы, имеющие непосредственное отношение ко «Встрече с песней» и персоне Виктора Татарского: магнитофонные бобины и компакт-кассеты с записями «Встречи...» (или их оцифровки), текстовые заметки о содержании выпусков, газетные и журнальные публикации с интервью Виктора Татарского, воспоминаниями и откликами о «Встрече с песней», биографическими материалами об авторах писем - участниках передачи и кто может поделиться ими с веб-архивом, пишите по адресу или через формоотправитель.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте © RETROPORTAL.ru 2002 – гг.