Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Выпуск 678
(6 января 1995 года)
-
Виктор Татарский:
«“Любовью к ближним пламенея,
Народ смиренно он учил,
Он все законы Моисея
Любви закону подчинил;
Не терпит гнева он, ни мщенья,
Он проповедует прощенье,
Велит за зло платить добром;
Есть неземная сила в нём,
Слепым он возвращает зренье,
Дарит и крепость и движенье
Тому, кто был и слаб и хром;
Целя недуг, врачуя муку,
Везде спасителем он был,
И всем простёр благую руку,
И никого не осудил...” *
Алексей Константинович Толстой. Сегодня, накануне праздника Рождества хочу пожелать вам и дому вашему мира и благоденствия». «Рождественские песнопения». Исполняет хор. Христианский праздник, связанный с памятью о рождении Иисуса Христа - Рождество Христово, Русская православная церковь отмечает 7 января по григорианскому календарю, что соответствует 25 декабря по юлианскому календарю.Упоминаемая персона: Граф Алексей Константинович Толстой (1817-1875, русский писатель, поэт и драматург, переводчик из рода Толстых; член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии наук).
-
Виктор Татарский: «А сейчас хочу предложить вам уникальную запись. Этого произведения нет ни на одной из пластинок Александра Николаевича Вертинского, выпущенных за последние годы. Александр Николаевич поёт свой романс “Рождество”. Извините за техническое качество, пластинка начала века». Романс «Рождество». Автор музыки и стихов Александр Вертинский. Исполняет Александр Вертинский. Фортепиано Владимир Падва. Грампластинка записана во Франции в начале XX века.
-
Автор письма: Иван Крючков, Москва, «...с годами всё яснее понимаешь простую истину: как важно в жизни ладить с людьми, которые вокруг тебя. Я не о том суетном и корёжащем душу общении, которое целиком подчинено поиску практической выгоды, во имя которой стремятся иные люди “с кем-то нужным поладить”, нет, я имею в виду тот глубокий и жизнеспасительный смысл, который лежит в основе древнего понятия - лад. Много и справедливо говорится сейчас о характере самого нашего времени, в котором как раз царствует противоположность лада - разлад, причём, на всех уровнях: в душе отдельного человека, в семье, в стране. Всё это так, но я убеждён, что каждый человек, независимо от времени, должен стремиться к ладу в своей душе, в своих личных взаимоотношениях с окружающими. Тогда и на более высоких уровнях что-то может измениться к лучшему. Возможно, в этих словах вы усмотрите отголосок толстовских идей нравственного самоусовершенствавания**, что ж, мне они близки и дороги. О себе могу сказать, что мои знакомые считают меня человеком очень приятным в общении, но сам-то я вижу, что часто бываю раздражителен, груб, могу незаслуженно обидеть кого-то. Сам от этого страдаю и думаю об этом зле внутри себя и о том, как с ним бороться. И во время таких раздумий спасительными бывают добрые воспоминания детства или мысли о достойных жизненных примерах известных мне людей. А с недавних пор появился ещё один источник доброй силы в борьбе со злом внутри себя и источник этот музыкальный. Я был на вечере, посвящённом памяти Ивана Семёновича Козловского. Там выступали многие люди, лично знавшие этого удивительного певца, говорили о нём, как о человеке - скольким он помог, скольких спас в трудную минуту. Свой авторитет, свои звания и награды он использовал самым благородным образом. Говорилось на вечере и о его блистательном юморе, о неистощимом таланте на шутки и розыгрыши, а ведь это тоже немаловажно для налаживания добрых отношений людей. А после воспоминаний звучали записи голоса великого артиста. Среди произведений, которые тогда прозвучали, меня поразило одно, никогда раньше мною не слышанное - канцона Листа, первые слова: “Люби, люби, пока дано любить, пока любить ты рад...” Когда полились звуки канцоны, меня охватило редкостное чувство, что звуки эти обращены лично ко мне, что это совет: как строить свою жизнь, как дорожить любовью и дружбой. Причём, совет доброго и мудрого человека, прожившего долгую, непростую жизнь, нои пронёсшего через все испытания свою прекрасную душу. Таким ведь и был Иван Семёнович...» Канцона «Грёзы любви». Композитор Ференц Лист. Автор русского текста Виктор Коломийцев. Исполняет Иван Козловский. Аккомпанемент фортепиано Пётр Никитин. Запись 1952 года.
-
Автор письма: Алла Романовна Зимина, Москва, «...если человеку очень нужно встретить свою молодость, хотя бы и на 2-3 минуты, то запись и радио - чудо, как хороши для этой цели. Вот и мне хочется услышать одну из записей любимого голоса Бориса Романовича Гмыри. Для меня он эталон исполнителя. Голос - от Бога, а огромный репертуар - от трудолюбия. Лучшего Лепорелло***, по-моему, не было и нет. Но хотелось бы услышать другую запись. Не знаю, песня ли это, затрудняюсь дать определение, но называется эта вещь “Думы” - “Думы мои, думы”. Слушала я Бориса Романовича по телевизору, наверное, это был его сольный концерт. Борис Романович исполнял “Думы” на бис. Как теперь догадываюсь, это был, очевидно, один из последних концертов в его жизни. Позже слышала по радио эту вещь раз или два, но тому назад лет 25. Его голос очень редко звучит, много других, которым надо пробиться к слушателю. “Се ля ви”****, не так ли?.. Мой пятилетний внук вообще уверен, что музыка, это когда наговаривают что-то вроде “Лёха, мне без тебя так плохо” и так далее. Борис Романович исполнял “Думы” как философское раздумье, как мудрец, несколько отстранённо, как бы взгляд со стороны... Кажется, начинаю фантазировать, но очень сложно объяснять чувства словами...» Украинская народная песня «Думы мои, думы» («Думи моï, думи моï»). Поэт Тарас Шевченко. Исполняет Борис Гмыря. Академическая капелла Украины «Думка». Дирижёр Павел Муравский. Запись 1967 года.
-
Автор письма: Ольга Георгиевна Корниенко, город Иркутск, «...пишу вам сразу после неприятного случая, происшедшего со мной только что. Пишу с горчичником на голове с валидолом. Извините за сумбурное письмо, но ещё никак не могу успокоиться. А успокоить и сказать доброе слово мне в данный момент некому. Со своим одиночеством я сжилась, не падаю духом, работаю, есть любимое занятие - книги, в основном, классика и, конечно, - музыка. Вот разговариваю с вами и видите, успокаиваюсь». - «Вижу, Ольга Георгиевна», - В.Т., «...пошла я на почту за своей пенсией. С некоторых пор ходить за пенсией для меня стало, как ходить на голгофу. В нашем почтовом отделении номер <...> города Иркутска в сберкассе раньше работали пожилые женщины и было приятно к ним подойти с любым вопросом, но сейчас работает молодая... я даже не хочу её назвать женщиной, она не похожа на женщину - всё время недовольная, сердитая, нервная, дёргается, кидает бланки... А я в этот раз была виновата лишь в том, что из-за стекла, которым они отгородились от нас, не расслышала, что нужно ей подать документ. И началось швыряние мне чуть не в лицо... Я не выдержала и закричала уже расплакавшись. В чём я виновата была, так и не поняла... Перед этим вежливо обратилась к ней: “Пришла ли моя пенсия?” Молчание в ответ. “Можно ли взять?” Опять молчание. Только бросила мне документ. Девушка рядом с ней начала меня успокаивать, а я уже и деньги не хотела брать. Прошу отвести к начальнику, а мне шепчут: “Так это она начальник”. Боже мой! Я только и сказала: “Не позавидуешь тем, кто с таким начальником работает...” И пошла. Теперь не знаю, как получать пенсию буду... Очень прошу, прочтите моё письмо. Может, она услышит и ваш голос поможет ей хоть что-то осмыслить. Может, она изменится, наконец-то... Передайте ей хорошую мелодию, да и для меня тоже. Я очень люблю музыкальные иллюстрации к повести Пушкина “Метель” Свиридова. Может, прекрасная мелодия подействует на неё? Бог с ней, пусть живёт долго». Виктор Татарский: «Ну, просто Достоевский!.. Ольга Георгиевна, добрая душа у вас. Дай вам Бог здоровья!» «Романс» из музыкальных иллюстраций к повести Александра Пушкина «Метель». Композитор Георгий Свиридов. Исполняет Большой симфонический оркестр Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Дирижёр Владимир Федосеев. Запись 1975 года.
Упоминаемые персоны: Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837, русский поэт, драматург и прозаик, критик и теоретик литературы, историк, публицист); Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1881, русский писатель, мыслитель, философ и публицист).
-
Автор письма: Олег Николаевич Денисенко, Москва, «...сейчас появилось много всякого рода радиостанций, в том числе, коммерческих. Они почти все передают современные песни, исполняемые как зарубежными, так и российскими певцами. Слушая эти песни, я чувствую, что нахожусь как бы в незнакомом городе - чужие, не очень интеллектуальные лица прохожих, живо беседующих между собой, они бросают на меня взгляд, как на пустое место и шествуют дальше, в их глазах ни тепла, ни добросердечности. Очень неуютно мне в современном песенном эфире. Хотя, конечно, есть и ряд хороших, как сейчас говорят, хитов. И всё равно, меня тянет во “Встречу...”, которая возвращает в мой родной город, где много друзей и знакомых - добрых, сердечных, отзывчивых... В начале 1950-х годов я, школьник, увлекался радио, строил приёмники, чтобы иметь возможность слушать программы городов страны. На покупку заводского приёмника в семье денег не было. Жил я в небольшом городке Тамбовщины. Была поздняя осень и городок рано погружался в темноту, так как плохо освещался. Лишь на некоторых перекрёстках улиц горели одинокие лампочки в тарелках фонарей, кое-где на столбах устанавливали тогда громкоговорители, которые транслировали на округу Первую программу Всесоюзного радио. Путь мой лежал как раз мимо освещённого места с уличным громкоговорителем. Приятный мужской голос пел песню, в которой были, кажется, такие слова: “На тропе, что ведёт к Дунаю, встретил я тебя лишь раз...” Я остановился на световом островке и дослушал песню. С тех пор никогда её не слышал. Помогите встретиться с этой далёкой незабудкой...» Румынская народная песня «Твои глаза». Автор аранжировки Тофик Кулиев. Автор русского текста Николай Доризо. Исполняет Владимир Бунчиков. Эстрадный оркестр Всесоюзного радио. Дирижёр Газиз Дугашев. Запись 1954 года.
-
Автор письма: Вячеслав Юрьевич Мануйлов, Читинская область, «Уважаемый Виктор Витальевич! Если не изменяет мне память, это шестое обращение к вам и вашей передаче и опять вслепую. Уже 3 года, как “Встреча с песней” для меня перестала существовать, не считая коротких фрагментов, которые удавалось уловить в трещащем эфире Восточного Забайкалья. Тем не менее, надежда на встречу со “Встречей...” была, есть и остаётся. Слушал вас с раннего детства, а впервые обратился в передачу в 1981 году. С тех пор менялись места, из которых писал - Москва, Заонежье, Прионежье, Ставропольский край, Киев и, наконец, Забайкалье. Если прежде поводами, толкавшими написать, были передачи, то теперь случайно попавшаяся статья в “Комсомольской правде” об одиноком голосе человека. Да, ваш голос был для меня словно маяк в бескрайнем море эфира. И теперь так порой не хватает этих двух часов в месяц... Второй год работаю в старательской артели, занимающейся добычей золота. Геолог. Не скрою, что, как и многих, меня увлекла сюда возможность заработать, ну а теперь, когда понимаю, что заработать можно лишь на существование, ну, может быть, чуть-чуть лучше других рядовых, работающих в европейской части России, вдруг начал понимать, что в основу пребывания здесь превратились сама работа, суровая, но красивая забайкальская природа и сознание полезности своего труда. И всё хорошо, но ужасно не хватает общения. Жёсткие условия работы здесь делают всех грубее и черствее. И вот тут-то и вспоминаешь о душеспасительной “Встрече с песней”. Надеюсь на встречу в эфире в первую пятницу января 1995 года. Это время, когда я буду в отпуске на Ставрополье в отеческом доме. Ну а 5 января день рождения моей мамы, сыну в этот же день 4 года. 7 января - Рождество. Слияние всего этого породит неизбежно бурный всплеск положительных эмоций. И, если произойдёт ещё и встреча со “Встречей...”, то замечательно. Что бы я хотел услышать? Что-нибудь редкое из песен Юрия Иосифовича Визбора... Образ жизни и работа пристрастили к письмам. Люблю их как получать, так и писать, получая и от того, и от другого, особенно здесь, самую большую радость. Это сорок третье письмо в 1994 году. На двадцать девять я получил уже ответы. Надеюсь, что и это письмо не окажется безответным». Песня «Теперь толкуют о деньгах» («Деньги»). Автор музыки и стихов Юрий Визбор. Исполняет Юрий Визбор. Концертная запись от 25 декабря 1983 года.
-
Автор письма: Виктор Андреевич Тыртышный, Тульская область, «...в сентябре 1965 года мы, призывники Тульской области, занимались строевой подготовкой на плацу. Вдруг из громкоговорителя послышались слова девушки, записавшей голос свой на пластинку, она поздравляла одного из наших товарищей по службе: “Дорогой Володя, поздравляю тебя с началом службы и днём рождения, желаю тебе и товарищам по службе здоровья и успехов” и так далее. После этого из репродуктора послышалась песня, которая буквально заворожила и парализовала всех на плацу. Все стояли как вкопанные, многие с опущенными головами, со слезами на глазах. Звучала песня, слова которой глубоко расстроили большинство из нас:
“Возвращайся, я без тебя столько дней,
Возвращайся, трудно мне без любви твоей...”
Кончилась песня, мы какое-то время ещё стояли молча, но служба - есть служба, командиры отделений, в том числе и я, дали команду. Я оглядел строй. Лица были строгие, сосредоточенные. Казалось, будто каждый новобранец стал старше на несколько лет. В течение всей службы песня эта не раз звучала из репродуктора и каждый раз заставляла чаще биться сердце солдата... Была и у меня любимая девушка Вера, но через год она предала нашу любовь. Не избежали участи такой и некоторые мои товарищи по службе... Девушки, не изменяйте солдатам! Измена ваша может неблагоприятно повлиять на службу солдата, а в отдельных случаях и на судьбу его, а бывают даже трагические случаи. Помните, письма ваши - это духовная поддержка солдата, они помогают стойко перенести трудности армейской службы». Алжирская народная песня «Возвращайся». Автор аранжировки Зоя Харабадзе. Автор русского текста Юрий Цейтлин. Исполняет вокальный квартет «Аккорд»: Зоя Харабадзе, Инна Мясникова, Шота Харабадзе и Владислав Лынковский (Вадим Лынковский). Запись 1960-х годов. -
Автор письма: Анна Михайловна, Москва, «...радости в жизни всё меньше - билеты на концерты безумно дороги, путешествия стали совсем невозможны... Среди немногих оставшихся радостей - книги, “Встреча...”, старая магнитола на столе в кухне... Любила и люблю Жана Татляна и всё время вспоминаю одну его песню. Мне кажется, что её написал не сам Жан, а какой-то прибалтийский композитор в те далёкие годы, конец 1960-х, когда пыталась соперничать с вашей “Встречей...” передача “После полуночи”*****. Вёл её Анатолий Горохов. Песня называлась “Старая башня”:
“Стынет на крышах, на сонных улицах
Лунный свет,
Старая башня в ночи сутулится,
Ждёт рассвет...”
Боюсь, что ставлю перед вами трудную задачу, но, если можно, поищите её, пожалуйста. Буду вам очень благодарна. Если же нет, то не нужно ничего для меня передавать. Пусть моё время достанется другим. Просто примите мои добрые пожеланиям». Виктор Татарский: «Анна Михайловна, во-первых, передача “После полуночи” никак не пыталась соперничать с моей “Встречей...”- разные цели, другие песни, другие исполнители. А во-вторых, музыка песни “Старая башня” ни какого-то прибалтийского композитора (вы, наверное, имеете в виду Виктора Купревича), а самого Жана Татляна. А стихи её Анатолия Горохова, первого ведущего передачи “После полуночи”. Вот теперь, кажется, всё на своих местах. Пожалуйста, вот запись памятной вам песни...» Песня «Старая башня». Композитор Жан Татлян. Поэт Анатолий Горохов. Исполняет Жан Татлян. Запись 1968 года.Упоминаемая персона: Виктор Викторович Купревич (1925 г.р., советский и российский композитор литовского происхождения).
-
Автор письма: Лида, медсестра, Москва, «... Лариса Мондрус. После стольких лет молчания, вернее, даже исчезновения этого имени из нашей эстрады, из нашей жизни, из нашей памяти, встреча с её голосом, которая произошла впервые очень давно. Приехала я в Москву учиться, а жила у тёти в Измайлово. А в медучилище ездила на трамвае, где через все Парковые улицы по дороге попадались афиши. Одно имя попадалось чаще других - Лариса Мондрус. Певица где-то выступала, но меня это не волновало, мне это имя ни о чём не говорило. А через некоторое время, по-моему, на пластинке Тухманова я услышала её голос - чистый, нежный голос. Это было в 1970 году. А вскоре прошёл слух, что Лариса Мондрус уехала за границу и там жизнь этой талантливой певицы трагически оборвалась... Пусть для всех нас, 35-летних и далее, прозвучит во “Встрече...” давно забытый, но такой долгожданный голос Ларисы Мондрус». Виктор Татарский: «Лида, Лариса Мондрус жива-здорова, она в Германии живёт». Песня «Белый пароход» из кинокомедии «Опекун» (1970 год, режиссёры Альберт Мкртчян и Эдгар Ходжикян). Композитор Павел Аедоницкий. Поэт Игорь Шаферан. Исполняет Лариса Мондрус.
Упоминаемая персона: Давид Фёдорович Тухманов (1940 г.р., советский и российский композитор и пианист; лауреат премии Ленинского комсомола).
-
Автор письма: Виктор Кононов, журналист, Вологодская область, «...я надеюсь, что писем по поводу безвременной кончины Евгения Клячкина будет у вас немало и я услышу голос Жени, даже если вы и не упомяните о моём письме. И всё же... Осенью 1965 года я работал в комсомольском аппарате и написал своему секретарю обкома заявление: “Прошу освободить меня от работы в аппарате обкома ВЛКСМ, так как не считаю выполняемую мной работу необходимой”. Женя приехал на гастроли в наш город, был принят, как положено, первым комсомольским лицом, увидел на его столе моё заявление и сам проявил инициативу встретиться и поговорить. После его концерта мы пришли ко мне. Ещё раньше была договорённость, что Женя у меня петь не будет. Но я имел неосторожность сообщить о предстоящем визите барда своему младшему брату-восьмикласснику. И через какое-то время мы с Женей заметили, что через нашу комнату в комнату, где брат готовил уроки, один за другим проскальзывают его лучшие друзья. Одному срочно надо было узнать что-то об уроках на завтра, другому списать, третьему о чём-то посоветоваться. Когда компания в соседней комнате стала по численности напоминать аудиторию, Женя взял в руки гитару. Подошли мама, отец, сестра и ещё один брат и почти три часа Евгений Клячкин, только что выступивший перед тысячной аудиторией, пел для десяти человек. Пел негромко, не напрягая голоса, но отлично. Мы обменялись адресами, но не писали друг другу. А в 1981-м он снова приехал в наш город. Я уже был профессионалом в журналистике, рекламировал Клячкина среди новых поколений, естественно, был на его концертах, написал рецензию, но “по техническим причинам” она не прошла... Меня поразило, что в Жене произошло два противоположных изменения: с одной стороны, сильнее, профессиональнее стали и голос, и гитара, а с другой, от социальных с намёком на политику тем он совсем ушёл в общечеловеческое - в интимно-семейно-дружескую тематику. Я сказал ему об этом с недоумением во время антракта. Он ответил просто: “Витя, если бы тебя так били по голове, как меня, ты бы тоже сменил пластинку”. Виктор Кононов, Вологодская область. С уважением и с наилучшими пожеланиями “Встрече...”, которая не зависит от эпох и идеологий, не кланяется ни левым, ни правым, ни либералам, ни консерваторам, а уже больше четверти века говорит людям их же словами, что важнее всего то, что они - люди». Песня «Не гляди назад, не гляди...» Автор музыки и стихов Евгений Клячкин. Исполняет Евгений Клячкин. Памяти певца, поэта и композитора, гитариста, автора-исполнителя Евгения Исааковича Клячкина (1934-1994).
Примечание: * Виктор Татарский читает фрагменты стихотворения Алексея Толстого «Грешница».
Примечание: ** знаменитый русский писатель и мыслитель, один из величайших в мире писателей-романистов граф Лев Николаевич Толстой (1828-1910) спасение молодёжи от разгульной жизни видел в стремлении к высоким нравственным идеалам, связывал борьбу с пьянством с идеей нравственного самоусовершенствования личности, что, по его мнению, даст возможность «достигнуть того, чем хочешь быть». Источником нравственного оздоровления человека писатель считал труд. «Нужно, чтобы каждый работал, а не поглощал труды других людей». Важным в деле воспитания подрастающего поколения Лев Толстой считал пример старших.
Примечание: *** Лепорелло - слуга Дона Жуана, персонаж оперы-буффо Вольфганга Амадея Моцарта «Дон Жуан, или Наказанный развратник» написанной в 1787 году на либретто Лоренцо да Понте по пьесе Антонио де Саморы.
Примечание: **** «Се ля ви» («C'est la vie») - в переводе с французского, «Такова жизнь» - изречение, говорящее о смирении с какой-либо жизненной ситуацией.
Примечание: ***** музыкальная передача для тех, кто не спит «После полуночи», известная в 1960-е - 1980-е годы, выходила в эфир с 0 часов 3 минут (после традиционной трансляции Гимна Советского Союза) до 1 часа ночи. Передача завершала эфирный день первой программы Всесоюзного радио, а услышать её можно было только по радиоприёмникам, так как проводная радиосеть в СССР с этого времени и до 6 часов утра не работала. Звучали в передаче, как правило, лирические песни и мелодии. Некоторые выпуски создавались в виде музыкально-поэтических композиций. В разное время ведущими «После полуночи» были Анатолий Горохов, Диана Берлин, Геннадий Бортников, Муслим Магомаев, Михаил Державин и Виктор Татарский.
678 выпуск «Встречи с песней» прозвучал в эфире общероссийской радиостанции «Радио 1» 6 января 1995 года. Передача была записана на компакт-кассету в Санкт-Петербурге радиослушателем Александром Кузнецовым по трансляции сигнала радиостанции в диапозоне средних волн.
Выражаем большую благодарность Александру Николаевичу Кузнецову за сохранение магнитофонной ленты и предоставление записи 678 выпуска «Встречи с песней» для публикации.
Веб-архив постоянно ведёт поиск не только недостающих на его страницах выпусков «Встречи с песней» разных лет, но и записей в высоком качестве звука. Если у вас, уважаемые читатели, имеются магнитофонные ленты (бобины или компакт-кассеты) с записями «Встречи...», личные списки песен и композиций, звучавших в разные годы в передаче, информация о которых отсутствует на сайте, отклики по следам услышанных передач, а также если вы заметили неточности в описании выпусков, располагаете иной дополнительной информацией, пишите нам по электронной почте или через формоотправитель.
Выпуск 638 | Выпуск 702 |
Создание открытого общедоступного веб-архива самой уникальной в истории мирового радиовещания передачи «Встреча с песней» начато в 2019 году с одобрения народного артиста России Виктора Витальевича Татарского. Основу контента составляют личная фонотека автора и ведущего передачи, аудиозаписи и текстовые материалы из коллекций филофонистов и радиослушателей, фондов библиотек и архивов России и Беларуси.
Для дальнейшего пополнения веб-архива передачи будем признательны всем неравнодушным людям, в коллекциях которых есть любые материалы, имеющие непосредственное отношение ко «Встрече с песней» и персоне Виктора Татарского: магнитофонные бобины и компакт-кассеты с записями «Встречи...» (или их оцифровки), текстовые заметки о содержании выпусков, газетные и журнальные публикации с интервью Виктора Татарского, воспоминаниями и откликами о «Встрече с песней», биографическими материалами об авторах писем - участниках передачи и кто может поделиться ими с веб-архивом, пишите по адресу или через формоотправитель.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте © RETROPORTAL.ru 2002 – гг.