Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Выпуск 757
(28 марта 1998 года)
-
Виктор Татарский: «Подробного обратного адреса на конверте этого письма нет, написано только так: “Ростов-на-Дону. Овчинникова”. Вот это письмо...» Автор письма: Овчиннинкова, город Ростов-на-Дону, «...недавно нашла в бумагах моей девочки неотправленное письмо к вам во “Встречу...”, где она пишет: “...это любимая моя передача и моей мамы тоже”. Мы с ней слушали “Встречу...” очень часто... 5 мая 1994 года Юленьку зверски убили, ей было всего 18 лет... И вдруг сегодня, сейчас вновь ваш голос*... И передо мной её письмо, написано в 15 лет... Юленька очень любила арию Мистера Икса в исполнении Георга Отса, любила рисовать, писала маслом... С благодарностью, что прочли моё письмо. Мать убитой для людей, но живой для меня Юли Овчиннинковой. Спасибо, что снова могу слышать вас». Ария Мистера Икса (Выходная ария Мистера Икс) из оперетты «Принцесса цирка». Композитор Имре Кальман (Emerich Kalman). Исполняет Георг Отс. Эстрадный оркестр Всесоюзного радио под управлением Юрия Силантьева. Запись 1961 года.
-
Автор письма: Екатерина Михайловна, Псковская область». - «фамилию Екатерины Михайловны и название городка, где она живёт, называть не буду по её просьбе», - В.Т., «...с великим наслаждением слушала любимую передачу «Одинокая гармонь». Одно время она пропала, а теперь вдруг нашлась опять*. Очень рада!» - «Я хочу напомнить и Екатерине Михайловне, и другим нашим слушателям, что передача никуда не пропадала, она без перерывов в эфире 31 год. Просто у «Радио 1» и у «Радио России» слушатели разные», - В.Т., «Пишет вам бабушка. А когда я была молодая, была у меня любовь, как и у людей. Но я по неправильным понятиям отвергла её. А когда судьба или моя ошибка подарила мне мужа-эгоиста высокой пробы, я поняла и сожалела всю жизнь. И до сих пор сожалею. Думаю, что я не одна такая на белом свете, не судите меня строго...» - «Да, за что же, Екатерина Михайловна?..», - В.Т., «Хочу, хотя поздно, раскаяться и попросить у него (стало быть, у первой любви, - В.Т.) прощение. Если услышит, догадается сам, о ком я пишу и кого тайно любила и скрывала ото всех и от себя... Вот уж истинная правда: это к былому, да, тогда... Мне кажется, песня “Миленький ты мой, возьми меня с собой” подходит нам. Прошу меня по фамилии не называть, так как город мой небольшой, меня все знают и я всех знаю. Простите, может, плохо написала, я ведь не шибко грамотная». Виктор Татарский: «Прекрасно вы написали, Екатерина Михайловна. Дай вам Бог здоровья и спокойствия. Ну, что ж поделаешь, былого не вернёшь...» Русский народный романс «Миленький ты мой». Исполняет Алексей Покровский. Владимир Сазонов (гитара). Запись 1961 года.
-
Автор письма: Валерий Сергеевич Франченко, город Псков, «...однажды давно уже я слушал передачу, посвящённую неаполитанской песне. Большинство произведений, прозвучавших тогда, мне было знакомо, но исполнял их певец, о котором ранее я ничего не знал. Это был Соломон Маркович Хромченко, солист Большого театра. Его голос и своеобразная манера исполнения мне настолько понравились, что я решил побольше узнать и о певце, и о его репертуаре. Соломон Хромченко родился 90 лет назад, 4 декабря 1907 года в городе Златополь Киевской губернии. В 1932 году он окончил Киевский драматический институт имени Лысенко, а с 1934-го Хромченко - солист Московского Большого театра, которому посвятил более четверти века. Там он исполнил почти весь репертуар лирического тенора. С середины 1930-х годов появляются его записи на пластинках. Он поёт романсы русских и зарубежных композиторов, неаполитанские песни. С 1961 года Хромченко преподаёт в Институте имени Гнесиных. Во “Встрече с песней” не раз звучал голос выдающегося певца. В память о нём хочу попросить найти песню...» - «Валерий Сергеевич, Господь с вами, Соломон Маркович Хромченко жив, дай Бог ему здоровья», - В.Т., «...хочу попросить найти песню Сорокина на стихи Зацаренко “Я в море уйду”. Пока мне не пришлось её даже услышать. Записи нигде не сохранились. В нотном сборнике песен Сорокина я нашёл ноты и стихи песни и в любительском исполнении мне она очень понравилась. Но как её поёт Хромченко? Если не окажется и у вас этой записи, передайте в его исполнении любое произведение». Виктор Татарский: «Валерий Сергеевич, такое предложение. У нас есть запись этой песни, которую вы ищите, но... ей Богу, ну... мне кажется, что это... “маловысокохудожественное произведение”, как писал Зощенко. Давайте так: мы дадим фрагмент этой песни - “Я в море уйду”, а потом я предложу вам послушать в исполнении Соломона Хромченко великолепное произведение, где он, как певец, как актёр во всей своей красе. договорились?». Фрагмент песни «Я в море уйду». Композитор Валентин Сорокин. Поэт Владимир Зацаренко. Песня «Мне потерять тебя нельзя». Композитор Климентий Корчмарёв. Поэт Лев Ошанин. Исполняет Соломон Хромченко. К 90-летию певца (лирического тенора), обладавшего «мягким и гибким голосом, хорошей дикцией», а его исполнение отличалось «чёткой музыкальной фразировкой»; педагога, заслуженного артиста РСФСР Соломона Марковича Хромченко.
Упоминаемая персона: Михаил Михайлович Зощенко (1894-1958, советский писатель, драматург, сценарист и переводчик).
-
Автор письма: Ирина Чудная, город Харьков». - «Как говорил кот Матроскин, “фамилие такое”. Чудная фамилия у вас, Ира!», - В.Т., «...мне 20 лет, я студентка фармацевтического института. Очень люблю современную музыку, но мне, тем не менее, приятно, когда в ваших передачах звучат песни, которые слушали и любили наши мамы и бабушки. И очень хорошо, что эти песни до сих пор помнят, любят и хотят слушать. Не каждая песня может пройти такое испытание временем...» - «Ну... да уж», - В.Т., «У меня к вам, извините, будет немного необычная просьба. 29 марта у моего любимого певца Владимира Преснякова-младшего...» - «Предположим, уже среднего**», - В.Т., «...день рождения. Я знаю, что у него есть любимая песня, она называется “На крылечке твоём” (авторы Мокроусов и Фатьянов) и мне хотелось бы сделать Володе подарок. Пусть эта песня прозвучит для него в вашей передаче. Я думаю, ему будет приятно. Поверьте, Володя этого заслуживает. Он столько радости доставляет мне, да и многим другим, я знаю, своими песнями, что хочется, ну, хоть как-то поблагодарить его за всё то хорошее, что он делает для нас, своих слушателей». Виктор Татарский: «Ну, что же, Ира Чудная, никаких противопоказаний нет. Эта прекрасная песня Бориса Андреевича Мокроусова на стихи Алексея Ивановича Фатьянова прозвучит для Владимира Владимировича Преснякова в исполнении Изабеллы Даниловны Юрьевой. Кстати, очень редкая запись». Песня «На крылечке» из спектакля Московского театра сатиры «Свадьба с приданым» по пьесе Николая Дьяконова (1949 год) и одноимённого комедийного фильма-спектакля (1953 год, режиссёры Татьяна Лукашевич и Борис Равенских). Композитор Борис Мокроусов. Поэт Алексей Фатьянов. Исполняет Изабелла Юрьева. Запись 1950-х годов. 29 марта 1968 года в семье джазового саксофониста, аранжировщика и композитора Владимира Петровича Преснякова и эстрадной певицы Елены Петровны Кобзевой родился певец, музыкант-клавишник, композитор, аранжировщик, танцор брейк-данса и актёр Владимир Владимирович Пресняков. К 30-летию Владимира Преснякова-младшего.
-
Автор письма: Антонина Павловна (фамилию просила не называть в передаче), Самара, «...“Встречу с песней” очень любила моя мама. В час выхода вашей передачи она устраивалась поближе к репродуктору и с огромным волнением слушала песни и ваши рассказы о них и поисках той или иной песни. Меня всегда удивляло и восхищало, с какой скрупулёзностью вы разыскиваете их по просьбам слушателей... Шли десятилетия, мамы уже нет 20 лет и мне захотелось попросить вас разыскать романс “Вам девятнадцать лет”. Впервые я услышала, будучи студенткой. Меня поразила сила чувств, выраженных в нём, а потом он мне вспомнился, когда я пережила подобную ситуацию... Очень прошу в память о дорогом мне человеке найти и передать этот романс...» Романс «Вам девятнадцать лет». Композитор Борис Прозоровский. Поэт Елизавета Белогорская. Исполняет Валерий Агафонов. Запись начала 1980-х годов.
-
Автор письма: Андрей Романов, город Светогорск, Ленинградская область, «...в 1984 году, когда я был совсем ещё мальчишкой, а сейчас мне, слава Богу, 26 лет...» - «Слава Богу!..», - В.Т., «...я познакомился с одним мальчиком, звали его Дима. Он был на 5 лет младше меня. Такой шустрый, смелый, но справедливый...» - «Замечательно: “смелый, но справедливый”», - В.Т., «Мы вместе играли, дружили, спорили, но только по лицу друг друга не били...» - «Какие хорошие мальчики, по лицу друг друга не били», - В.Т., «В 1989 году я с ним увиделся в последний раз. Затем наши пути разошлись в разные стороны. Он уехал к себе на родину, я остался в своём городе. 8 лет мы друг о друге ничего не знали и только в прошлом году снова встретились. Он - успевающий во всех делах, а я - простой безработный, человек без шиша в кармане, если можно так выразиться». - «Да тут уж, как ни выражайся...», - В.Т., «Зато, мне он здорово помог - устроил меня на работу в организацию. Затем, благодаря ему, эта же организация меня отправила учиться на другую профессию, до этого у меня была слесарная профессия. Сейчас у меня дела едут в гору». - «Именно, едут», - В.Т., «Пошли успехи, просто класс. Огромное спасибо моему другу детства Диме. Если бы не он, так тонул бы я в помойной яме. Вот такие дела оборачиваются. Уважаемый Виктор Татарский, включите в вашу передачу “Встреча с песней” песню на музыку Ефимова “Гадалка” в исполнении моего любимого актёра Джигарханяна. Прошу вас, эта песня в вашей передаче ещё ни разу не звучала. Пусть она будет небольшим подарком для меня и моего друга детства Димы». Виктор Татарский: «Андрей! Как всё-таки это правильно: не бить в детстве друг друга по лицу, как вы написали. Да и потом, в зрелости, это совершенно ни к чему. Помогать надо друг другу, поддерживать друг друга. Как сказал мне недавно мой 20-летний коллега Алёша, коллега по работе на радио... Алёша - очень деловой, но хороший парнишка (цитирую вас), “дружба - это выгодно”». Песня «Гадалка» из телевизионного спектакля «Золотая рыбка» (1985 год, режиссёр Марк Розовский) по рассказам и миниатюрам Михаила Зощенко, Ильи Ильфа, Михаила Жванецкого, Виктора Славкина, Григория Горина и Натальи Ильиной. Композитор Теодор Ефимов. Поэт Симон Осиашвили***. Исполняют Армен Джигарханян и ансамбль «Вастома».
-
Автор письма: С., Минск, «...я в затруднении, так как во “Встрече...” вы часто подчёркиваете, что ждёте писем интересных, полных. И мне интересно слушать такие - от некоторых становится грустнее, от других - спокойнее на душе, от иных - сочувственно горько...». - «Вот потому я и прошу писать письма интересные, чтобы они были интересны не только тому, кто пишет, но и другим», - В.Т., «О своём душевном всегда трудно говорить вслух и тем более, рассказывать в письме. Излагать плавно жизнь, которая, скорее, зигзагообразна, трудная задача для меня. Впрочем, внешне всё хорошо. “Всегда в форме и всё-то ей удаётся, и все-то её любят” и так далее. Это высказывание окружающих до недавнего времени. А теперь силы мои иссякли, иммунитет в прямом и переносном смысле ослаб и многое теперь делаю по привычке и по обязанности. Думаю, что всё дело в моей гипертрофированной чувствительности - вокруг меня чужие духом люди и их так много... Это новые люди, хотя они делают вид, что удручены нынешним ходом жизни, однако быстро приняли во внимание новый уровень межличностных отношений в свете новой идеологии и прекрасно существуют: лгут, мстят, травят кого-нибудь одного все вместе, доносят на товарищей, а в глазах иной раз тихая радость от неудачи соседа... Моя единственная подруга, к сожалению, видимся очень редко, она живёт в другом городе, называет это “некрофильством”. Извините, пожалуйста, за страшное слово. Да, чувствительность - дорогостоящее качество. Мы с ней выросли на “других берегах”, по Набокову, а я и, буквально, на других... Ужасно то, что с каждым днём идёт моё отторжение от людей, а я их любила, ведь любовь к людям - это главное в жизни, это залог душевного твоего спокойствия. Я перебиваюсь со дня на день, жду выходных, чтоб побыть одной, накопить энергию... Перечитываю Александра Меня, но хватает не на долго... Вам написала, потому что много лет слушаю вашу передачу, ценю и люблю её за душевность, за исходящую тёплую энергию, за доброжелательность. Виктор Витальевич, простите за эту жалобную записку, больше не к кому обратиться, это чистая правда. Так как принято связывать своё обращение с песней, я бы попросила у вас передать песню Мирей Матье “У голубой реки”, я не слышала её уже 8 лет... Может и я вернусь когда-нибудь к своей “голубой реке”...» Песня «У голубой реки» (A blue Bayou). Авторы музыки и стихов Рой Орбисон (Roy Orbison) и Джо Мелсон (Joe Melson). Автор стихов на французском языке Эдди Марней (Eddy Marnay). Исполняет Мирей Матье (Mireille Mathieu). Оркестр, дирижёр Жан Мюзи (Jean Musy). Запись 1978 года****.
Упоминаемые персоны: Владимир Владимирович Набоков (1899-1977, русский и американский писатель, поэт, переводчик, литературовед, энтомолог; восьмикратный номинант на Нобелевскую премию по литературе; «Другие берега» - автобиографическая книга (часто называемая романом) Владимира Набокова, изначально написанная им на английском языке и повествующая о периоде почти в 40 лет - с первых годов XX века по май 1940 года, когда автор переселился из Европы в Соединённые Штаты Америки; в этой книге Набоков воскрешает своё прошлое от первых младенческих ощущений вплоть до появления на свет своего сына, связывая воедино знаки и образы, которые являлись ему в детстве и юности, рассматривает, как эти образы изменялись и преломлялись в дальнейшем; произведение наполнено большой нежностью к своему, личному прошлому, это бережная реконструкция, воскрешение утраченного во всей его полноте; Владимир Набоков скрупулёзно подходит к работе мемуариста, соединяя документальные сведения и детские ощущения, страхи и радости, сны, грёзы, видения); Александр Владимирович Мень (1935-1990, протоиерей Русской православной церкви, богослов, автор книг по богословию, истории христианства и других религий, основам христианского вероучения, православному богослужению; Александр Мень был убит 9 сентября 1990 года, обстоятельства, мотив и виновник этого преступления остались невыясненными).
-
Виктор Татарский: «Письмо Александра Сергеевича Фёдорова начинается так: “А вот письмо из Пскова...” почему “а вот...”, а у нас уже были сегодня письма из Пскова». Автор письма: Александр Сергеевич Фёдоров, город Псков, «Уважаемая “Встреча с песней”, наконец-то нам после 6-летнего перерыва дали возможность слушать вашу передачу по первой программе “Радио России”* и она вновь всколыхнула мои воспоминания 45-летней давности... Молодые годы мои протекали в Ленинградской области. После окончания Псковского строительного техникума я был отправлен в Винницкий район, где работал завотделом колхозного строительства райисполкома. В районе в то время было 17 мелких колхозов. Весь район был исхожен пешком по лесным и просёлочным дорогам, в день по 50 километров ходил свободно. Работал одновременно секретарём комсомольской организации райисполкома и вспоминаю своих девчат из посёлка Винницы - Любу и Галю Прошкиных, Дашу Пюршину, Любу Денчукову, Аллу Бородачёву, звонкие голоса которых в летние вечера были слышны по всему посёлку с популярными песнями тех лет. Но с особым чувством вспоминаю свою первую любовь - Раису Александровну Соловьёву. Любовь была односторонняя и непродолжительная, и всё же, передайте, пожалуйста, для Раисы Александровны песню со словами:
“Я понапрасну ждал
Тебя в тот вечер, дорогая.
Ещё не знал я, что чужая
Ты для меня...”» -
«Так... И далее опять стихи, уже не из песни, по-моему...», - В.Т.,
«“Я думаю, что ты меня поймёшь:
К плечу плечо - и ни тоски, ни стужи?
А если и поссоримся - ну что ж,
Разлука всё равно намного хуже!”
А это слова Эдуарда Асадова. Можно не читать». Виктор Татарский: «Ну, почему же, Александр Сергеевич...» Танго «Мне бесконечно жаль»*****. Композитор Курт Левиннек (Kurt Lewinnek), аранжировка Александра Цфасмана. Поэт Борис Тимофеев. Исполняет Иван Шмелёв. Джаз-оркестр Всесоюзного радиокомитета под управлением Александра Цфасмана. Грампластинка 1944 года.Упоминаемые персоны: Любовь Прошкина, Галина Прошкина, Дарья Пюршина, Любовь Денчукова, Алла Бородачёва (знакомые Александра Фёдорова в 1950-е годы, жительницы села Винницы Подпорожского района Ленинградской области); Раиса Александровна Соловьёва (первая любовь Александра Фёдорова); Эдуард Аркадьевич Асадов (1923 г.р., русский советский поэт и прозаик, участник Великой Отечественной войны; Александр Фёдоров цитирует в письме строки стихотворения Эдуарда Асадова 1972 года «Ты далеко сегодня от меня»).
Завершая передачу, Виктор Татарский говорит: «Закончился 757 выпуск “Встречи с песней”. Передача выходит в эфир во вторую, четвёртую и, если есть в месяце, в пятую субботы каждого месяца в 21 час 10 минут на “Радио России” и в первую и третью пятницы в 22 часа 5 минут на волнах “Радио 1” <...> Редактор передачи - Любовь Кузнецова, режиссёр - Максим Осипов, звукооператор - Галина Година. До встречи. Будьте здоровы. Благодарю вас».
Примечание: * в начале 1990-х годов с созданием «Радио России» и выделении руководством страны для вещания этой радиостанции первой программы проводного радио, выпуски «Встречи с песней» перестали звучать по однопрограммным, так называемым, «кухонным» радиоточкам, имевшимся в то время буквально в каждом доме - передача разом утратила большую часть своей аудитории. Но «Встреча...» не прерывалась, она продолжала, как и прежде, дважды в месяц выходить на «Радио 1» (бывшей Первой программе Всесоюзного радио). А в эфир «Радио России» передача вышла в октябре 1997 года. На это событие вскоре отреагировала почта «Встречи...»: в письмах, звучавших в выпусках первой половины 1998 года, радиослушатели неоднократно благодарили и автора передачи, и «Радио России» за то, что снова обрели возможность слушать любимую «Встречу...» по проводному радио.
Примечание: ** 21 мая 1991 года у Владимира Преснякова-младшего и певицы Кристины Орбакайте родился сын Никита Владимирович Пресняков.
Примечание: *** автор стихов песни «Гадалка» поэт-песенник и певец Симон Абрамович Осиашвили.
Примечание: **** впервые песня «У голубой реки» в исполнении Мирей Матье была издана на сингле певицы в 1978 году и затем, в течение многих лет, эта запись переиздавалась на грампластинках.
Примечание: ***** танго «Мне бесконечно жаль» Иван Шмелёв записал с оркестром под управлением Александра Цфасмана на грампластинку 15 ноября 1944 года. Автор танго - композитор, руководитель немецкого танцевального оркестра Курт Левиннек (Kurt Lewinnek). В 1936 году вышла грампластинка Цыганского оркестра (Zigeuner Orkester) с мелодией танго под названием «Когда твоя скрипка играет» («Wenn deine Geige spielt»), а в 1937 году это танго в аранжировке Андре Огюста Содемона (Andre Auguste Saudemont) и с текстом Луи Поттера (Louis Eugene Poterat) под названием «Цыган поёт» («Tzigane joue», «Цыган играет») записал на грампластинку знаменитый французский певец Тино Росси (Tino Rossi). Поэт Борис Николаевич Тимофеев на музыку танго написал собственный оригинальный текст, это не перевод стихов Луи Поттера.
Выпуск 757 передачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире
Выпуск 756 | Выпуск 758 |
Создание открытого общедоступного веб-архива самой уникальной в истории мирового радиовещания передачи «Встреча с песней» начато в 2019 году с одобрения народного артиста России Виктора Витальевича Татарского. Основу контента составляют личная фонотека автора и ведущего передачи, аудиозаписи и текстовые материалы из коллекций филофонистов и радиослушателей, фондов библиотек и архивов России и Беларуси.
Для дальнейшего пополнения веб-архива передачи будем признательны всем неравнодушным людям, в коллекциях которых есть любые материалы, имеющие непосредственное отношение ко «Встрече с песней» и персоне Виктора Татарского: магнитофонные бобины и компакт-кассеты с записями «Встречи...» (или их оцифровки), текстовые заметки о содержании выпусков, газетные и журнальные публикации с интервью Виктора Татарского, воспоминаниями и откликами о «Встрече с песней», биографическими материалами об авторах писем - участниках передачи и кто может поделиться ими с веб-архивом, пишите по адресу или через формоотправитель.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте © RETROPORTAL.ru 2002 – гг.