RETROPORTAL.ru
© 2002 – гг.
Каталог музыкальных сайтов
Видеоархив «Retroportal.ru»
Эксклюзивные интервью
Новости сайта: @RETROportalRU
ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Карта сайта Подробно о сайте Яндекс.Метрика      © RETROPORTAL.ru     2002 – гг.



Навигация по архиву:

Поиск по архиву:

Выпуски передачи:

Сообщество «ВКонтакте»:

«Встреча с песней»

Веб-архив радиопередачи

Выпуск 792
(26 июня 1999 года)



  1. Автор письма: Валентин Михайлович Гапанюк, город Белово, Кемеровская область, «...в 1951 году в наш город приезжал Северный русский народный хор. На его концерте прозвучала, получившая наибольшее количество аплодисментов песня - это была народная песня военных лет “Дороженька”. Но чтобы “Встреча...” не перепутала мою “Дороженьку” с другой песней под этим же заглавием (её поёт хор Пятницкого), приведу первое четверостишие:
    “Вьётся, вьётся дальняя дороженька.
    Стелется за дымкой горизонт,
    А по этой дальней по дороженьке
    Вслед за милым еду я на фронт...”

    Мелодия песни близка известной народной песне “Под окном черёмуха колышется”. В моей домашней фонотеке немало записей песен, а вот “Дороженьки” нигде не слышу и у меня её нет. Дорогая “Встреча...”, помоги мне записать на магнитофон “Дороженьку”»
    . Виктор Татарский: «Пожалуйста, Валентин Михайлович»
    . Песня «Дороженька» («Дальняя дороженька», «Вьётся, вьётся дальняя дороженька...»). Композитор Николай Иванов. Поэт Сергей Поделков. Исполняют Александра Пестова и Галина Добрынина, солистки Уральского русского народного хора. Поэт Сергей Александрович Поделков написал стихи песни «Дороженька» в 1941 году на «мелодию в фольклорном стиле» композитора Николая Иванова.

  2. Виктор Татарский: «22 июня был горький памятный день начала Отечественной войны. В связи с одной из песен первых дней войны письмо...» Автор письма: Надежда Андреевна Абдуллина, город Малоярославец, Калужская область, «...в те дни мне исполнилось 17 лет и я добровольцем ушла на фронт. В нашей воинской части был музыкальный взвод. Есть у меня фотокарточка тех лет, где молоденькие солдаты-музыканты - худенькие, в ботинках с обмотками и у них в музвзводе певица была Лидия Римарёва. Голос у неё был сильный и красивый. Много разных песен пела наша Лидочка, в том числе, и... не могу сейчас вспомнить, вроде бы “Прощание” Тихона Хренникова. Там были слова “иди, любимый мой, иди родной...” Этой песней мне хотелось бы передать привет моим дорогим фронтовым подругам Леночке Карповой из Ростовской области и Сашеньке Гавриленко, она из Ставропольского края, из Железноводска, от красноармейца-медсестры, в те годы Нади Воропаевой, теперь - Абдуллиной». Песня «Прощание» («Иди, любимый мой, родной!..»), звучавшая в первом военном советском фильме-концерте «Мы ждём вас с победой» (1941 год, режиссёры Александр Медведкин и Илья Трауберг). Композитор Тихон Хренников. Поэт Фёдор Кравченко. Исполняет Нина Исакова. Запись 1966 года.

    Упоминаемые персоны: Елена Карпова из Ростовской области и Александра Гавриленко из города Железноводска Ставропольского края - боевые подруги Надежды Воропаевой, санинструктора войсковой части №44057, в годы Великой Отечественной войны трудившиеся на восстановлении взорванных железнодорожных путей, воевавшие в составе 4-го и 3-го Украинских, 2-го и 1-го Белорусских фронтов.

  3. Автор письма: Александр Юрьевич Романов, город Иваново, «...моя просьба к вам не совсем обычна, мне бы хотелось, чтобы в вашей передаче прозвучало музыкальное произведение в память о моей бабушке, которой недавно исполнилось бы ровно 100 лет. Матрёна Ивановна Тихонравова, по мужу - Романова, была фармацевтом и всю жизнь работала в аптеке, готовила лекарства. Её муж, мой дедушка, Александр Александрович Романов, погиб во время войны в 1942 году. Воевал и мой отец - их сын Юрий... Бабушка Мотя была скромной и тихой, доброй и отзывчивой женщиной, она как бы подтверждала свою фамилию - “тихо нравова”. Недалеко от Шуи, где родилась и всю жизнь прожила бабушка, где родились и мой отец, и я, родился также один из замечательных русских поэтов Константин Бальмонт. В 1898 году, когда родилась бабушка, он был уже известен своими сборниками стихов “Под северным небом”*, “В безбрежности”*, “Тишина”*, а также несколькими романсами, написанными известными композиторами. На стихи Бальмонта писали музыку Гнесин, Мясковский, Глиэр, Танеев, Прокофьев... А всего создано около 500 романсов на его стихи. Правда, к сожалению, мне ещё ни разу не довелось услышать ни один из них. В библиотеке, куда я обратился за справкой об этом, мне ответили, что есть ноты этих авторов, но нет никаких записей, пластинок. Вот я и решился обратиться к вам. Возможно, вы поможете мне и сообщите, существуют ли такие записи. Если существуют, возможно ли, чтобы одна из них прозвучала в эфире?» Виктор Татарский: «Александр Юрьевич, есть несколько записей романсов на стихи Константина Дмитриевича Бальмонта... Кстати, несмотря на то, что в Большом энциклопедическом словаре ударение на “а” - Бальмонт, я произношу Бальмонт, так известно, что Константин Дмитриевич именно так произносил свою фамилию, а в конечном счёте, именно это самое главное. Так вот, есть записи, но их немного. Я хотел бы вам предложить одну недавнюю запись. Алексей Языков поёт романс на стихотворение Константина Бальмонта “Хочу быть дерзким»». Романс «Хочу быть дерзким». Композитор Алексей Языков. Поэт Константин Бальмонт. Исполняет Алексей Языков.

    Упоминаемые персоны: Матрёна Ивановна Тихонравова (Матрёна Ивановна Романова, родилась в 1898 году, бабушка Александра Романова, работала в аптеке фармацевтом); Александр Александрович Романов (дедушка Александра Романова, участник Великой Отечественной войны, погиб в 1942 году); Юрий Александрович Романов (отец Александра Романова, участник Великой Отечественной войны); Михаил Фабианович Гнесин (1883-1957, композитор, педагог, музыковед, музыкально-общественный деятель, музыкальный критик; заслуженный деятель искусств РСФСР; лауреат Сталинской (Государственной) премии второй степени; доктор искусствоведения, профессор); Николай Яковлевич Мясковский (1881-1950, композитор, музыкальный педагог и критик, музыкально-общественный деятель; народный артист СССР; лауреат пяти Сталинских премий; доктор искусствоведения; один из крупнейших симфонистов первой половины XX века); Рейнгольд Морицевич Глиэр (1874-1956, композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель; народный артист СССР; лауреат трёх Сталинских премий I степени; кавалер трёх орденов Ленина); Сергей Иванович Танеев (1856-1915, композитор, пианист, музыкальный педагог и теоретик, музыкально-общественный деятель; ученик Петра Чайковского); Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953, композитор, пианист, дирижёр, музыкальный писатель, шахматист первой категории; народный артист РСФСР; лауреат Ленинской премии и шести Сталинских премий; Сергей Прокофьев принадлежит к числу наиболее значительных и репертуарных композиторов XX века, создал собственный новаторский стиль: новаторскими чертами отмечены сочинения как раннего, так и заграничного и советского периодов его творчества).

  4. Автор письма: Евгений Александрович Чепурченко**, посёлок Первомайский, Краснодарский край, «...1953 год, Ейск - небольшой курортный городок на северо-западе Кубани. Кто-то сообщил в наш 8“В” класс школы №9, что в Доме пионеров можно записаться в кружки. Пошли с друзьями. Предложили мне - в оркестр народных инструментов. Музыкальные данные по материнской линии у меня были. На первом занятии я, 13-летний щупленький мальчишка, с ужасом смотрел на “огромную балалайку” - контрабас. Кто же на ней может играть и как?.. Но руководитель оркестра Леонид Фёдорович Кобзарёв распорядился: “Раз ты, Женя, ни на чём не играешь, у тебя нет и инструмента дома, будешь играть на контрабасе”. Вот так самый маленький из группы и самый большой инструмент. А в течение последующих 3 лет - горечь и обида обернулись для меня вниманием, добродушием и улыбками сотен и сотен зрителей от мала до велика. Время игры в ансамбле Дома пионеров Ейска оставило во мне самые яркие, самые сильные впечатления детства и юности. С тех пор прошло 46 лет и когда мне трудно после нервного рабочего дня, я беру домру приму и ухожу от стресса, наигрывая на слух попурри на темы наших песен - хороших, мелодичных. Для участников ансамбля ейского Дома пионеров состава 1953 - 1956 годов найдите, пожалуйста, песню, которой открывались наши концерты - “Широкие просторы”. Листов или Кабалевский, уже не помню, в припеве слова:
    “Плывут, плывут, плывут
    Над нами облака.
    Зовут, зовут, зовут
    Широкие просторы...”
    »

    Виктор Татарский: «Евгений Александрович, это песня Анатолия Липина на стихи Сергея Михалкова из кинофильма “Огни на реке”. Пожалуйста...»
    Песня «Широкие просторы» из кинофильма «Огни на реке» (1953 год, режиссёр Виктор Эйсымонт). Композитор Анатолий Лепин. Поэт Сергей Михалков. Исполняет Большой детский хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио под управлением Виктора Попова. Запись 1973 года.

    Упоминаемые персоны: Леонид Фёдорович Кобзарёв (в 1950-е годы руководитель оркестра народных инструментов Дома пионеров города Ейска); Константин Яковлевич Листов (1900-1983, композитор, автор более 800 песен, оперетт, музыки к спектаклям; народный артист РСФСР); Дмитрий Борисович Кабалевский (1904-1987, композитор, дирижёр, пианист, педагог, публицист, общественный деятель; академик Академии педагогических наук; Герой Социалистического Труда; народный артист СССР; лауреат Ленинской премии, трёх Сталинских премий, Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени Глинки).

  5. Виктор Татарский: «Постоянная слушательница нашей “Встречи...” заслуженная учительница России Мария Ивановна Загородникова отметила недавно своё 75-летие. Сразу же после окончания школы она ушла добровольцем на фронт и до конца войны служила радистом в морском флоте. Затем 52 года Мария Ивановна работала в сельской школе. Односельчане посёлка Восход Калужской области, где живёт Мария Ивановна, просят поздравить этого прекрасного, доброго, отзывчивого человека и пожелать ей крепкого здоровья. Поздравляю вас, уважаемая Мария Ивановна!»

  6. Автор письма: Анна Петровна Киселёва, город Елабуга». - «Печально известный город в Татарии. Я имею в виду Марину Ивановну Цветаеву», - В.Т., «...пишет вам учительница-пенсионерка, проработавшая 35 лет в школе. Долго раздумывала, написать ли вам и вот решилась. Дело вот в чём. За годы работы в школе я так расхваливала ученикам нашу Родину - бывший Советский Союз, говорила им, что СССР - самое богатое государство по полезным ископаемым, но это, пожалуй, было верно, а моё “враньё” было таково, что у нас нет безработицы, что у нас нет нищих, что мы сильное государство, что нет конфликтов между нациями. И когда теперь я встречаюсь с учениками, краснею и бледнею, а когда задерживали пенсию, я на базаре продавала кабачки, чтобы купить хлебушка. Так увидев меня там, один мой бывший ученик сказал мне: “Ну что, сама стала нищей? И где хвалёные твои слова?” Я же готова была сквозь землю провалиться со стыда... Я обращаюсь ко всем моим ученикам, кого я учила: “Спасибо, мои милые ученики, за вашу любовь ко мне, не все же такие бывают грубые. Не оскорбляйте учителей, они же не виновны, что в такое время трудное живём». Виктор Татарский: «Анна Петровна, Господь с вами! Вы-то за что и перед кем каетесь? Успокоитесь. Не к вам все эти вопросы, уверяю вас». Песня «Спрашивайте, мальчики...» из кинофильма «Не самый удачный день», снятый по повести Юлиана Семёнова «Дунечка и Никита» (1966 год, режиссёр Юрий Егоров). Композитор Марк Фрадкин. Поэт Александр Галич. Исполняет .

    Упоминаемая персона: Марина Ивановна Цветаева (1892-1941, русская поэтесса Серебряного века, прозаик, переводчица; 31 августа 1941 в Елабуге свела счёты с жизнью).

  7. Автор письма: Любовь Васильевна Зиленко, город Липецк, «...13-летней школьницей я впервые увидела фильм “Сказание о земле Сибирской”***. Фильм очаровал меня, но особенно, исполнительница одной из главных ролей - Марина Ладынина. Передачу “Встреча с песней” открыла для себя почти одновременно с именем Марины Алексеевны, то есть также 30 лет тому назад. В те годы эфир и экран редко напоминали нам песенную лирику прошлых лет. Пожалуй, “Встреча с песней” была единственной передачей, в которой звучали давние песни, а значит, она давала мне надежду услышать дорогой для меня голос Марины Алексеевны. 24 июня у народной артистки Советского Союза Марины Алексеевны Ладыниной был день рождения. Хочется через вашу передачу от всей души пожелать ей здоровья, радости и благополучия. Её творчество было и остаётся нужным людям. Хочется сказать ей, что она по-прежнему яркая звезда, любимица многих поколений зрителей. Дорогая Марина Алексеевна, ваши незабываемые кинороли и сегодня вызывают восхищение изяществом их исполнения, тонким лиризмом, мягким обаянием, по-прежнему покоряют своей душевной чистотой, светлостью чувств, жизнелюбием и очаровательной прелестью облика ваших героинь. Прошу вас, передать для Марины Алексеевны песню “Далеки города”, которую она когда-то исполняла...». Песня «Далеки города». Композитор Марк Фрадкин. Поэт Галина Шергова. Исполняет Марина Ладынина. Запись 1957 года. 11 (24) июня 1908 года родилась актриса, народная артистка СССР, лауреат пяти Сталинских премий Марина Алексеевна Ладынина. Ко дню рождения Марины Ладыниной.

  8. Автор письма: Дмитрий Евстафьев, город Вологда, «...где-то лет 20 назад возвращался я в поезде с родителями в свою Вологду. Было мне лет 12. Вагон, в котором мы ехали, был плацкартный, пассажиров много и запомнился мне такой эпизод. У одного попутчика имелся с собой кассетный магнитофон - вещь по тем временам очень редкая, что и привлекало внимание соседей по вагону, но самое главное, звучали песни Владимира Высоцкого. Тогда мне довелось впервые их услышать. Пассажиры о Высоцком имели очень противоречивые сведения. То есть, песни Высоцкого слышать им, наверное, доводилось, а кто такой этот человек в жизни, точно не знали. Помню, кто-то говорил, что это самодеятельный автор, другой доказывал, что Высоцкий живёт за границей, а в Советский Союз его не пускают из-за жены, которая в своё время на гастролях за рубежом сбежала из Советского Союза, а один из слушателей, вероятно, участник Отечественной войны, рассказывал, что Высоцкий - бывший фронтовик, военный лётчик, был сбит, находился в плену, бежал из плена... Насколько я помню, песни, звучавшие в вагоне, были, действительно, на военную тематику и были настолько искренни, что я, да думаю и многие тогда уверили, что Высоцкий, действительно, был боевым лётчиком. Особенно мне запомнилась одна из песен, которую в последствии я ни разу не слышал полностью - “Письмо”. Пожалуйста, пусть эта песня прозвучит для всех, кто защищал нашу Родину, от благодарных потомков и великого поэта и гражданина Владимира Семёновича Высоцкого». Песня «Письмо» («Полчаса до атаки...», «Письмо перед боем»). Автор музыки и стихов Владимир Высоцкий. Исполняет Владимир Высоцкий.

  9. Автор письма: Владимир Кондратьевич Комаровский, город Омск, «...получив недавно газету “Красная звезда”, на первой странице увидел снимок Родиона Яковлевича Малиновского и крупным шрифтом заголовок “Маршал Малиновский. К 100-летию со дня рождения”. Конечно, Жуков, Рокоссовский, Василевский, Малиновский и другие высшие военные чины много сделали для Победы. Однако, и маршал, и рядовой, каждый по-своему внесли вклад в победу над врагом, но только о рядовых средства массовой информации не в состоянии вспомнить, даже и в столетие со дня их рождения, ибо маршалов - десятки, рядовых - миллионы. Поэтому я и решил обратиться к вам, чтобы вы в передаче “Встреча с песней” вспомнили об одном из миллионов рядовых, которому в прошлом году исполнилось бы 100 лет. Это наш отец Кондрат Леонтьевич Комаровский, который родился в конце 1898 года. Оставив семерых малых детей на плечи, истощённой работой в колхозе жены, в 1941 году ушёл на фронт... Вы, вероятно, помните об историческом военном Параде на Красной Площади в Москве 7 ноября 1941 года, после которого все участники Парада были брошены на защиту Москвы от захватчиков, подходивших к стенам столицы. В составе Сибирской дивизии участвовал в этом Параде и наш отец, рядовой орудийного расчёта противотанкового орудия, тогда ещё на лошадиной тяге. Пройдя с боями от стен Москвы до стен Кёнигсберга, отец в феврале 1945 года погиб при отражении контратаки фашистских танков. В том же феврале 1945-го под Кёнигсбергом погиб и командующий фронтом генерал армии Иван Данилович Черняховский, в честь которого и назван город Черняховск Калининградской ныне области. Прошу вас вспомнить о нашем отце Кондрате Леонтьевиче Комаровском одной из песен довоенного репертуара, например, цыганской песней “Бродяга”». Цыганская народная песня «Бродяга». Исполняет Ляля Чёрная. Аккомпанируют на гитарах Валериан Поляков и Сергей Шишков. Грампластинка 1937 года.

    Упоминаемые персоны: Кондрат Леонтьевич Комаровский (родился в посёлке Романово Могилёвской губернии, отец семерых детей, красноармеец, участник военного Парада на Красной Площади в Москве 7 ноября 1941 года, воевал в составе 571 артиллерийского полка 154-й стрелковой ордена Суворова 2-й степени дивизии 1-го Прибалтийского фронта; рядовой орудийного расчёта противотанкового орудия на лошадиной тяге, беспартийный; прошёл боевой путь от Москвы до Кёнигсберга, 8 ноября 1944 года Кондрат Комаровский удостоен медали «За боевые заслуги» «...за то, что он работал повозчиком в наступательных боях с июня 1944 года, показав себя исключительно добросовестным и трудолюбивым. Не считаясь с усталостью и временем, доставлял продукты и фураж по труднопроходимой местности, его лошади всегда находятся в хорошей упитанности и чистоте»; погиб 4 февраля 1945 года при отражении контратаки фашистских танков, похоронен в Польше, на военном кладбище Толькс); Родион Яковлевич Малиновский (1898-1967, советский военачальник и государственный деятель, Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза, кавалер Ордена «Победа», Министр обороны СССР с 1957 по 1967 годы; народный герой Югославии); Георгий Константинович Жуков (1896-1974, советский полководец и государственный деятель; Маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа», шести орденов Ленина, множества других советских и иностранных орденов и медалей; в ходе Великой Отечественной войны последовательно занимал должности начальника Генерального штаба, командующего фронтом, члена Ставки Верховного Главнокомандования, Заместителя Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами СССР; в послевоенные годы получил народное прозвище «Маршал Победы»); Константин Константинович Рокоссовский (1896-1968, советский и польский военачальник, дважды Герой Советского Союза, кавалер ордена «Победа»; единственный в истории СССР маршал двух стран: Маршал Советского Союза и Маршал Польши; Константин Рокоссовский командовал Парадом Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве; один из крупнейших полководцев Второй мировой войны); Александр Михайлович Василевский (1895-1977, советский полководец, Маршал Советского Союза, начальник Генерального штаба, член Ставки Верховного Главнокомандования, главнокомандующий Главным командованием советских войск на Дальнем Востоке, министр Вооружённых сил СССР и военный министр СССР; в годы Великой Отечественной войны в должности начальника Генерального штаба принимал деятельное участие в разработке и осуществлении практически всех крупных операций на советско-германском фронте; с 1949 по 1953 годы Министр вооружённых сил и Военный министр СССР; дважды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа» и восьми орденов Ленина); Иван Данилович Черняховский (1907-1945, советский военачальник, командующий армией и фронтом во время Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза; генерал армии).

  10. Автор письма: Нина Анатольевна Копылова, Москва, «...что только ни собирают увлеченные люди! Коллекционируют даже самовары, а я накапливаю в душе то, что нельзя осязать, подержать в руках, можно только увидеть, почувствовать или восстановить в памяти силою воображения. Говорю о сценах из кинофильмов, театральных спектаклей, телевизионных постановок. Часто посмотришь произведение искусства и ничто тебя не затронет и благо, если посчастливится увидеть такой момент в спектакле или фильме, как, например, слёзы Анки-пулемётчицы при виде скачущего на каппелевцев**** Чапаева или эпизод с картошкой из того же фильма***** - “Где должен быть командир?” Впрочем, Чапаев - это одно из тех редких талантливых созданий, где подобные эпизоды не исключения, а правило. Кстати, современное ироничное отношение к личности Чапаева и фильмы о нём не принимаю. Спектакль московского театра Ленком “Диктатура совести”******: на сцене Николай Караченцов в роли генерала Дмитрия Карбышева. Автор пьесы воссоздаёт его судьбу, подвиг, немыслимо трудной с точки зрения человеческой выносливости. Фашисты обливали его водой на морозе, превращая в ледяную статую. Неожиданно на другом конце сцены поднимается на зрителей большой портрет этого человека и все мы в едином порыве, встаём, движимые общим преклонением перед величием его, перед силой его натуры. И ещё два примера из коллекции моих мгновений, как я их называю, - фильм Алова и Наумова “Тегеран-43”. Идут документальные кадры кинохроники о войне с фашизмом на море, самолёты сбрасывают бомбы. Уходят под воду корабли, гибнут люди, а за кадром песня о любви в исполнении Шарля Азнавура, прекрасная, дивная песня. Вроде бы соединение несоединимого, но это оказывается то, что в данный момент нужно, это эмоциональный шок для нас, зрителей и слово “любовь” расширяет своё значение. Чувствуешь любовь в ёмком, широком смысле этого слова: любовь к Земле, к людям и неприятие того, что мешает этой любви жить...» Песня «Вечная любовь» (Une vie d’amour, «Жизнь в любви») из детективного советско-французско-швейцарского кинофильма «Тегеран-43» (Teheran 43) (1980 год, режиссёры Александр Алов и Владимир Наумов). Композитор Жорж Гарваренц (Georges Garvarentz). Поэт Шарль Азнавур (Charles Aznavour). Исполняет Шарль Азнавур. Песня «Вечная любовь» была сочинена для кинофильма «Тегеран-43» композитором, писавшим саундтрек картины - Жорже Гарваренцем и посвящена актрисе Наталии Белохвостиковой, сыгравшей в фильме две главные роли - матери Мари и дочери Натали Луни. Шарль Азнавур впервые выпустил песню в грамзаписи в 1980 году, включив в сингл её оригинальную французскую версию и запись на русском языке - Vetchnai Lioubov (в переводе Натальи Кончаловской).

    Упоминаемые персоны: Николай Петрович Караченцов (1944 г.р., актёр театра и кино, певец; народный артист РСФСР; в 1986 году в спектакле театра Ленком Николай Караченцов сыграл роль генерала Дмитрия Карбышева); Дмитрий Михайлович Карбышев (1880-1945, русский и советский фортификатор, крупнейший советский учёный - военный инженер; генерал-лейтенант инженерных войск, доктор военных наук, профессор Академии Генерального штаба Рабоче-крестьянской Красной армии; Герой Советского Союза (посмертно); 8 августа 1941 года при попытке выйти из окружения Дмитрий Карбышев был тяжело контужен в бою у реки Днепр возле деревни Добрейка Могилёвской области Белорусской ССР и в бессознательном состоянии был захвачен в плен; Дмитрий Михайлович содержался в лагере для военнопленных Шталаг-324 близ города Острув-Мазовецка, в тюрьме гестапо в Берлине, в лагере на пересыльном пункте Русской освободительной армии в Бреслау, в немецких концентрационных лагерях: Замосць, Хаммельбург, Флоссенбюрг, Майданек, Освенцим (Аушвиц), Заксенхаузен, Маутхаузен; в ночь на 18 февраля 1945 года в концлагере Маутхаузен, в числе около пятисот других заключённых, после зверских пыток Дмитрий Карбышев был облит водой на морозе и убит. Тело русского генерала было сожжено в печах Маутхаузена).

Примечание: * Александр Романов упоминает в письме ранние поэтические сборники Константина Бальмонта. Книга «Под северным небом» («Элегии, стансы, сонеты») была издана в начале 1894 года в Санкт-Петербурге. Формально, это второй по счёту сборник, но фактически считается первой настоящей книгой поэта, так как весь тираж своего дебютного «Сборника стихотворений», вышедшего в 1890 году в Ярославле, автор выкупил и уничтожил. «В безбрежности» («Лирика») - поэтический сборник, вышедший в 1895 году в Москве и сыгравший, как признано, важнейшую роль в становлении русского символизма. Сборник «Тишина» («Лирические поэмы») увидел свет в августе 1898 года в Санкт-Петербурге.

Примечание: ** с 1982 по 1990 годы Евгений Александрович Чепурченко был председателем исполнительного комитета Первомайского сельского совета народных депутатов.

Примечание: *** «Сказание о земле Сибирской» - советский музыкальный фильм, снятый в 1947 году на киностудии «Мосфильм» режиссёром Иваном Пырьевым по сценарию Евгения Помещикова и Николая Рожкова. Марина Ладыдина играла в нём одну из главных ролей - роль Натальи Павловны Малининой.

Примечание: **** каппелевцы - общее название военнослужащих воинских частей Народной армии Комитета членов Учредительного собрания (КОМУЧа) и - впоследствии - белой армии Восточного фронта в годы Гражданской войны, самовольно принявших на себя неформальное именное шефство своего командира - Генерального штаба подполковника, впоследствии - генерал-лейтенанта Русской армии Владимира Оскаровича Каппеля. Со временем название «каппелевцы» вошло в советское искусство и советский бытовой фольклор, а также - в историческую литературу. В среде русской эмиграции первой волны термин был широко распространён и обозначал, в том числе, вполне конкретных людей, в известное время сражавшихся в каппелевских частях.

Примечание: ***** советский художественный фильм «Чапаев» был снят режиссёрами Георгием Васильевым и Сергеем Васильевым («братьями Васильевыми») в 1934 году. Главным героем картины стал легендарный советский военачальник Василий Иванович Чапаев (1887-1919). Премьера «Чапаева» состоялась в 1934 году в Ленинграде. Картину приурочили к очередной годовщине Великого Октября. Съёмки и монтаж киноленты закончили буквально за две недели до показа и даже не успели распечатать афиши. Поэтому на первом утреннем сеансе почти не было зрителей. Но уже вечером толпа штурмовала билетные кассы с транспарантами в руках - настолько всем хотелось посмотреть картину. Многие по нескольку раз смотрели фильм и когда их спрашивали зачем они уже в десятый раз идут на этот фильм, они отвечали: «Ждём, пока Чапаев переплывёт реку». С началом Великой Отечественной войны пожелания трудящихся исполнились: в июле 1941 года на экраны СССР вышла короткометражка «Чапаев с нами». Это был своего рода сиквел оригинального фильма «Чапаев» 1934 года. Василий Иванович выходит на берег реки Урал и спрашивает красноармейцев: «Ну чего у вас тут? Опять немцы полезли?» А потом произносит длинную патриотическую речь о том, что сейчас, конечно же, тяжело, но было тяжелее. Тогда врагов победили и сейчас победим.

Примечание: ****** спектакль «Диктатура совести. Споры и размышления 86 года» Московского театра имени Ленинского Комсомола - одна из культовых театральных постановок середины 1980-х годов. Спектакль был создан режиссёром Марком Захаровым по пьесе Михаила Шатрова, непростая драматургия произведений которого оказалась особенно востребованной в эпоху перестройки и гласности. Премьера спектакля состоялась 16 февраля 1986 года. Марк Захаров так характеризовал спектакль: «Это современный поиск политического театра...»

Выпуск передачи «Встреча с песней» № 792 от 26 июня 1999 года оцифрован с компакт-кассеты филофониста Виталия Гапоненко. Запись эфира «Радио России» была осуществлена через проводную радиотрансляционную сеть в городе Краснодаре.



Выпуск 791Выпуск 794
Хронология выпусков передачи «Встреча с песней»
Новости сайта: @RETROportalRU
ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Яндекс.Метрика
Карта сайта Подробно о сайте
© RETROPORTAL.ru     2002 – гг.