Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Выпуск 846
(26 мая 2001 года)
-
Виктор Татарский: «27-28 мая 96 лет Цусимскому сражению в период Русско-японской войны. Письмо в связи с песней об этом печальном событии: Вторая Тихоокеанская эскадра Российского флота была разгромлена в Цусимском бою». Автор письма: Владимир Данилович Андрейченко, подполковник, Санкт-Петербург, «...более 57 лет служил и работал я на Военно-морском флоте Советского Союза и России. В 1942-м году довелось служить на Тихоокеанском флоте, на острове Аскольд, недалеко от Владивостока. На маяке старый маячник густым сильным басом пел прекрасную, глубоко запавшую в душу песню о Цусиме - о сражении в Корейском проливе во время Русско-японской войны 27-28 мая 1905 года, в котором русская эскадра под командованием вице-адмирала Зиновия Петровича Рожественского... (Не Рождественского, а именно Рожественского, - В.Т.). ...потерпела поражение, многие русские корабли были потоплены. Кто написал слова и музыку песни, я не знаю, но мотив запомнился. Эту песню мы пели в перерывах между боями и в часы отдыха, вот её слова:
“В далёком Цусимском проливе,
Вдали от родимой земли,
На дне океана глубоко
Забытые есть корабли.
Там русские спят адмиралы,
И дремлют матросы вокруг,
У них прорастают кораллы
Меж пальцев раскинутых рук...”
Я не убеждён, что текст песни точен - ведь прошло почти 60 лет...» Виктор Татарский: «Владимир Данилович, есть несколько вариантов стихов песни о Цусиме, но все они исходят от первоисточника: стихотворения “Цусима”, которое написал в 1905 году, сразу после этого сражения, Владимир Германович Тан-Богораз - писатель, этнограф, революционер-народник. Сейчас мы услышим эту песню». «Песня о Цусиме» («В Цусимском проливе далёком...»). Автор музыкальной обработки Юрий Милютин. Автор литературного первоисточника 1905 года Владимир Тан-Богораз, автор переработки 1939 года стихотворения В.Г. Тан-Богораза «Цусима» Василий Лебедев-Кумач. Исполняет ансамбль Тихоокеанского флота. Запись 1946 года. К 96-летию со дня поражения Российского флота у островов Цусима.Упоминаемая персона: Зиновий Петрович Рожественский (1848-1909, русский флотоводец, вице-адмирал, генерал-адъютант, потерпевший сокрушительное поражение при командовании Российским флотом в Цусимском сражении).
-
Автор письма: Сергей Низов, звукорежиссёр Московского театра мимики и жеста, Москва, «...уже четверть века знаком я с Идой Николаевной Майковой. Она врач-травник, то есть, лечит людей целебными свойствами трав. Много лет Ида Николаевна работала врачом больницы ВТО - Всероссийского театрального общества, и многие актёры до сих пор благодарны ей. 18 мая был день её рождения. Она сейчас далеко от Москвы, и поэтому поздравить её можно лишь с помощью вашей передачи, которую, как я знаю, она постоянно слушает. Любимое произведение Иды Николаевны – Ария Далилы из оперы Сен-Санса “Самсон и Далила” в исполнении Зары Долухановой» Виктор Татарский: «Я также, как и автор этого письма, хочу поздравить Иду Николаевну, пожелать ей всего доброго и поблагодарить за её советы и поддержку». Ария Далилы из оперы «Самсон и Далила». Композитор Камил Сен-Санс. Автор русского либретто Нил Бирюков. Исполняет Зара Долуханова. Оркестр Всесоюзного радио под управлением Алексея Ковалёва. Запись 1952 года.
Упоминаемая персона: Ида Николаевна Майкова (врач-травник, много лет проработала врачом больницы Всероссийского театрального общества, заслужив уважение и благодарность пациентов).
-
Виктор Татарский: «Послезавтра День пограничника, и я предлагаю вспомнить одну из пограничных песен, вернее, ответ на неё в женском исполнении». Автор письма: Татьяна Павловна Лутохина, Санкт-Петербург, «...моя бабушка Серафима Ивановна была очень красивая, в нашем дворе её называли “Графиня”. Мы, её внуки, любили слушать рассказы бабушки, она прекрасно пела – у неё был от природы поставленный голос. До войны, когда люди в большинстве своём были чувствительнее и восприимчивее к красоте, бабушка пела в основном старинные романсы. Ей бы стать артисткой, да муж, Григорий Степанович, запретил. Она перенесла много тяжёлых дней вместе со своей страной и не сломалась – по-прежнему оставалась твёрдой опорой нашей семьи. В последние годы жизни “бабаля”, как я её называла, пела уже меньше. Помню, выходила она в поле за нашей дачей - это было в Гатчине, и пела “Далеко-далеко, где кочуют туманы...” Эта трогательная песня тогда глубоко запала мне в душу и сейчас живёт там. Найдите эту песню, и пусть она прозвучит во “Встрече...”, только, пожалуйста, в женском исполнении» Виктор Татарский: «Хорошо, в женском». Песня «Далеко, далеко». Композитор Георгий Носов. Поэт Александр Чуркин. Исполняет Анна Харитонова. Джаз-оркестр под управлением Николая Минха. Запись 1948 года*. 28 мая День пограничника - профессиональный праздник личного состава пограничных войск КГБ СССР и пограничной службы ФСБ России.
-
Виктор Татарский: «Вчера, 25 мая, исполнилось 60 лет со дня рождения Олега Ивановича Даля, и в этом же году 20 лет, как Олега нет с нами... Письмо из города Аткарска Саратовской области, оно не подписано: “...Олег Даль писал режиссёру Анатолию Васильевичу Эфросу: «Я согласен с Делакруа, который сказал примерно следующее: “Вот когда человек рождается, он и есть тот самый чистый и истинный человек. Потом жизнь накладывает на него различные наслоения, и его задача в течение жизни сбросить с себя всё наносное и вернуться к себе, к своей истинной сущности”»**. Всю жизнь Олег Даль был «отдельным человеком», как назвал его Анатолий Васильевич Эфрос в своих воспоминаниях. Избегал шума, всяческой суеты собратьев по профессии. Были друзья, знакомые, но их было немного. Чувствуя фальшь, Олег становился злым, жестоким, неуправляемым. Кроме того, было сильно стремление уберечь себя и своё искусство от посторонних вмешательств, не поддаться общему течению. В феврале 1980-го года Олег сказал: «Сначала уйдёт Володя, потом - я». Владимир Высоцкий умер 25 июля 1980-го года, Олег Даль - 3 марта 1981-го. С тех пор их имена ставятся рядом гораздо чаще, чем при их жизни. Одному Иосифу Ефимовичу Хейфицу, чуткому и прозорливому художнику, дано было угадать глубочайшую внутреннюю связь Даля и Высоцкого. В его фильме «Плохой хороший человек» по Чехову Даль сыграл Лаевского, Высоцкий - Фон-Корена. Герой Высоцкого - человек слабый в своей силе, герой Даля - сильный в своей слабости. Они и в жизни были такими. Но в главном были невероятно упорны. Их ничто не могло заставить сойти с выбранного ими пути, изменить своему призванию”. “Дороги” - одна из любимых песен Олега Даля...» Песня «Дороги» («Эх, дороги»). Композитор Анатолий Новиков. Поэт Лев Ошанин. Исполняет Олег Даль. 25 мая 1941 года родился актёр театра и кино Олег Иванович Даль К 60-летию со дня рождения Олега Даля (1941-1981).
Упоминаемые персоны: Анатолий Васильевич Эфрос (1925-1987, режиссёр театра и кино, педагог; заслуженный деятель искусств РСФСР; преподавал актёрское мастерство в театральном училище имени Щепкина, в котором учился Олег Даль; в 1977-1978 годах Олег Даль служил в Театре на Малой Бронной под руководством Анатолия Эфроса); Фердинан Виктор Эжен Делакруа (Ferdinand Victor Eugène Delacroix, 1798-1863, французский живописец и график, предводитель романтического направления в европейской живописи); Владимир Семёнович Высоцкий (1938-1980, поэт, актёр театра и кино, автор-исполнитель песен (бард); автор прозаических произведений и сценариев; лауреат Государственной премии СССР (1987 год, посмертно)); Иосиф Ефимович Хейфиц (1905-1995, кинорежиссёр, сценарист, педагог; лауреат двух Сталинских премий, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда; кинофильм «Плохой хороший человек» был снят режиссёром Иосифом Хейфицем в 1973 году по повести Антона Чехова «Дуэль»); Антон Павлович Чехов (1860-1904, русский писатель, прозаик, драматург, публицист, врач, благотворитель; классик мировой литературы; почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности, один из самых известных драматургов мира).
-
Виктор Татарский: «Два очень похожих письма об одной давно не звучавшей песне». Автор письма: Марта Григорьевна Максимова, город Челябинск, «...когда моему старшему сыну Алёше было два года, на ночь я ему пела колыбельную Пожлакова о дождях. Потом с этой песней укладывала спать младшего сына, затем - старшую внучку, а теперь и младшую внучку. К великому сожалению, песню давно не слышала, и одна надежда на вас...». Автор письма: Людмила Сергеевна Никитина, город Пушкино, Московская область, «...я мать троих детей, бабушка пятерых внуков, и теперь уже прабабушка очаровательного Сашки. Всех девятерых любимых пришлось убаюкивать, и, конечно, не без песен. Сыну Алику я пела песню о дождях, без которой он не мог заснуть. Позднее он сам пел её сыну и дочке. И сейчас мы с правнуком Сашей на ночь поём её:
“Спи, сынок, приходят к людям разные дожди.
Только чёрный дождь не будет на твоём пути...”
Как хочется верить в то, что те чёрные дожди, что гремят и пугают детей, наконец, прекратятся...» Песня «Колыбельная с четырьмя дождями». Композитор Станислав Пожлаков. Поэт Леонид Лучкин. Исполняет Майя Кристалинская. Запись 1967 года. -
Автор письма: Наталья Богдановна Круглова, город Курган, «...время от времени на экранах телевизоров показывают фильм “Песня первой любви”. В нём за кадром звучит голос Сергея Петровича Давидяна. В 1960-е годы некоторое время он был поистине всенародным любимцем. Певец с классическим музыкальным образованием, он исполнял эстрадные песни с лёгкой иронией, в чём сказалось удивительное чувство стиля. Существуют ли записи Сергея Давидяна? В далёкие времена выходила пластиночка, которая мигом разошлась - так, что её не оказалось даже у самого певца, и мы с мужем подарили ему свою. Хотелось бы услышать голос Сергея Петровича Давидяна во “Встрече с песней”». Виктор Татарский: «Наталья Богдановна, могу вам предложить в исполнении Сергея Давидяна мексиканскую песню “Черноглазая ласточка”». Мексиканская народная песня «Черноглазая ласточка». Автор аранжировки Владимир Рубашевский. Автор русского текста Виктор Крылов. Исполняет Сергей Давидян. Инструментальный ансамбль «Мелодия». Запись 1963 года.
-
Автор письма: Владимир Иванович Светлов, Санкт-Петербург, «...в предыдущем своём письме я попросил просто передать песню, но потом-то понял, что ваша передача - не концерт по заявкам. Столько самых невероятных историй в письмах, радостных и горьких порою... А моя, вроде, совсем о другом, впрочем, решать не мне. Лето 1957 года, Ленинград празднует своё 250-летие***, так как в 1953-м году, когда, собственно, и было 250 лет городу, умер Сталин, и празднование перенесли. Питер ведь был основан в 1703 году. Суббота, и я около штаба в ожидании увольнительной, в радостном ожидании, так как Ленинград в 20 минутах езды на электричке. Сижу и жду, долго жду. А за оградой, на летней танцплощадке - музыка, и звучат через одну мелодию “Бакинские огни” - очень популярное тогда танго. А увольнительной я так и не дождался. Потом уже сообщили, что приезжала правительственная делегация во главе с Хрущёвым, а значит - никаких увольнений. Наоборот - усиление бдительности, чтобы супостат ни по земле, ни по воде, ни по воздуху не проник и не причинил! Мелодию того танго я больше не слышал. Прошло более 40 лет, и теперь она звучит во мне, как воспоминание о далёкой юности...» Танго «Бакинские огни». Композитор Пенчо Стоянов, автор аранжировки Тофик Кулиев. Поэт Вениамин Шварцман. Исполняет Ирина Чмыхова. Грампластинка 1957 года.
Упоминаемая персона: Никита Сергеевич Хрущёв (1894-1971, советский государственный деятель; с 1953 по 1964 годы - Первый секретарь ЦК КПСС, с 1958 по 1964 годы - Председатель Совета министров СССР, с 1956 по 1964 годы - Председатель Бюро ЦК КПСС по РСФСР).
-
Виктор Татарский: «Весьма лаконичное письмо Николая из Петрозаводска, но в нём просьба о помощи, о поддержке песней, а это одна из функций нашей “Встречи...”: “...пишу вам по такому поводу. Мне нравится одна девушка, но, как бывает в жизни, я ей - нет. Недавно она перешла в другую школу, и я давно её не видел, хотя живёт она рядом, она никуда не переехала - только перешла в другую школу. И вот, когда я её вижу, то вспоминаю знаменитую песню Джона Леннона «Постскриптум: Я тебя люблю». Пожалуйста, передайте её, может, мне станет легче... Заранее спасибо, Николай”». Песня «Постскриптум: Я тебя люблю» («P.S. I Love You», «P.S. Я люблю тебя»). Авторы песни Джон Леннон (John Lennon) и Пол Маккартни (Paul McCartney)****. Исполняет группа «Битлз» (The Beatles). Запись 1962 года****.
-
Автор письма: Валерий, инженер-физик, Москва, «...вот уже два года я пытаюсь найти записи песен из аргентинского кинофильма “Возраст любви” - “La edad del amor”, 1954 год, с участием Лолиты Торрес. За это время я выяснил, что такие записи нельзя купить ни в магазинах Европы, ни за океаном. В Интернете также ничего не нашлось. Более того, я узнал, что некоторое время назад в Буэнос-Айресе был пожар на фильмофонде, так что, вполне возможно, что и в Аргентине их тоже нет...» - «Ну, будем надеяться, Валерий, что в Аргентине они всё же сохранились», - В.Т. - «Мои поиски увенчались небольшим успехом. Теперь у меня есть компакт-диск с записями песен молодых учёных того самого Университета в Коимбре, около 200 километров на северо-восток от Лиссабона, о котором поёт Лолита в одной из песен. Лолита Торрес - это волшебный букет вокала, танца и женского обаяния. В фильме “Возраст любви”, мне кажется, всё сделано гениально. А может быть, так проявляется моя неосознанная ностальгия по юности - первый раз я видел этот фильм в 16 лет». - «Может быть, Валерий», - В.Т., - «Я очень боюсь, что это сокровище мокнет где-нибудь в фильмофонде в Белых столбах и может быть утрачено навсегда. Я призываю вас совершить славный подвиг: спасите голос Лолиты Торрес!» Виктор Татарский: «Валерий, никакой надобности в моих славных подвигах нет. Гостелерадиофонд сохранил голос Лолиты Торрес. Вы, видимо, недавний слушатель “Встречи с песней”. В нашей передаче звучали песни Лолиты, и в частности - из фильма “Возраст любви”. Пожалуйста, вот песня “Коимбра”, о которой вы пишете...». Песня «Коимбра» («Coimbra Divina», «Чудесная Коимбра») из кинофильма «Возраст любви» («La edad del amor») (1954 год, режиссёр Хулио Сарасени (Julio Saraceni)). Композитор Рамон Сарсосо (Ramon Zarzoso). Поэт Сальвадор Вальверде (Salvador Valverde)*****. Исполняет Лолита Торрес (Lolita Torres). Оркестр под управлением Рамона Сарсосо (La Orquesta De Ramon Zarzoso). Запись 1954 года.
Примечание: * по уточнённым
Примечание: ** цитата из письма Олега Даля Анатолию Эфросу от 7 марта 1978 года, опубликованного в книге «Олег Даль. Дневники. Письма. Воспоминания» (Москва, ЗАО Центрполиграф, 1999 год).
Примечание: *** Президиум ЦК КПСС принял постановление «О праздновании 250-летней годовщины города Ленинграда» только 11 августа 1956 года. Вскоре начала работу Комиссия по проведению празднования под председательством главы Ленгорисполкома Н.И. Смирнова. К юбилею планировалось провести работы по ремонту зданий, реставрации памятников, а также по общему благоустройству города. Однако из-за недостатка времени и финансирования удалось завершить не всё намеченное. К 250-летию было выпущено большое количество литературы о городе, а ближе к дате празднования в продаже появилась юбилейная продукция и сувениры: кондитерские изделия в праздничных упаковках, значки, разнообразная посуда и т.д. Начало праздника ознаменовалось открытием памятника А.С. Пушкину на площади Искусств перед зданием Русского музея 19 июня 1957 года. Также в ходе празднования 21 июня первым секретарём Ленинградского горкома КПСС И.В. Спиридоновым был заложен памятник В.И. Ленину на площади Восстания, а 23 июня первый секретарь Ленинградского обкома КПСС Ф.Р. Козлов заложил монумент Победы на Средней рогатке. Из Финляндии был доставлен паровоз №293, на котором В.И. Ленин в начале октября 1917 года прибыл в Петроград. Заключительным аккордом празднования стало театрализованное представление 23 июня на стадионе имени С.М. Кирова «Петербург - Петроград - Ленинград», в котором также явно прослеживалась неразрывная связь прошлого и настоящего города. Выстрел орудия Петропавловской крепости впервые с 1938 года возвестил о наступлении полудня. Стадион приветствовал колонны ветеранов революции и Героев Советского Союза и Социалистического труда, а также спортсменов и участников сценического действия. Вечером по Неве прошёл парад иллюминированных кораблей Ленинградской военно-морской базы, над Ростральными колоннами впервые зажглись огни, небо осветил салют. Казалось, праздник окончен... Перенесёмся в столицу СССР. 18 июня обострилась внутренняя борьба в рядах высшего руководства страны, когда так называемая «антипартийная группа» из членов Президиума ЦК КПСС предприняла попытку сместить с поста первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущёва. В результате на ленинградские торжества не прибыли ни отстранённые от власти Г.М. Маленков, В.М. Молотов и Л.М. Каганович, ни сохранивший свой пост Н.С. Хрущёв. Из всех членов Президиума ЦК КПСС присутствовал только заместитель председателя Президиума Верховного Совета СССР А.А. Андреев, вручивший Ленинграду второй орден Ленина на сессии Ленгорсовета 22 июня. Тем не менее, первые лица государства всё же прибыли в Ленинград - правда, это произошло уже 6 июля. Они посетили многие ленинградские предприятия - завод «Электросила», Кировский завод, Балтийский завод и другие - и наградили передовиков труда правительственными наградами. В воскресенье, 7 июля, по центру города прошла масштабная демонстрация трудящихся - с правительственной трибуны их приветствовали Н.С. Хрущёв, Н.А. Булганин, Н.М. Шверник, Е.А. Фурцева и, конечно, представители ленинградской номенклатуры. Праздник действительно завершился. Основные вехи празднования 250-летия Ленинграда запечатлены в документальном цветном фильме «Город на Неве» (РГАКФД, Арх. №22024) производства Ленинградской студии кинохроники. Также в фильме освещён современный облик города - показаны архитектура Ленинграда, его промышленность и строительство, дворцы и музеи, парки и театры. Конечно, советский фильм о Ленинграде невозможно представить без образа В.И. Ленина - ему в ленте также уделено особое место. По материалам публикации
Примечание: **** песня «P.S. I Love You» написана в 1961 году Полом Маккартни, во время пребывания в Гамбурге. По его словам, это была «...тематическая песня, основанная на письме... Она была почти целиком моей. Не думаю, что Джон к ней сильно приложил руку. Есть такие темы, к которым проще прикрутить песню, чем к другим, и письмо - одна из них... Она не основана на реальности, и я не писал её моей подружке из Гамбурга, как некоторые думают». Джон Леннон о песне сказал следующее: «Это песня Пола. Он пытался написать нечто вроде “Soldier Boy” группы The Shirelles... Какой-то вклад я, может, и сделал, но не помню ничего особенного. Главным образом, это была его песня». Группа впервые записала песню во время своей самой первой «пробной» сессии в студии «Abbey Road» 6 июня 1962 года. А версия, изданная на сингле 1962 года и альбоме «Please Please Me» 1963 года, была записана в той же студии 11 сентября 1962 года.
Примечание: ***** имена авторов песни «Чудесная Коимбра» уточнены по титрам кинофильма «Возраст любви» и этикеткам грампластинок Лолиты Торрес.
Веб-архив благодарит радиослушательницу из Москвы Наталию Васильченко, участницу Сообщества
Выпуск 846 радиопередачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире
Выпуск 845 | Выпуск 847 |
Создание открытого общедоступного веб-архива самой уникальной в истории мирового радиовещания передачи «Встреча с песней» начато в 2019 году с одобрения народного артиста России Виктора Витальевича Татарского. Основу контента составляют личная фонотека автора и ведущего передачи, аудиозаписи и текстовые материалы из коллекций филофонистов и радиослушателей, фондов библиотек и архивов России и Беларуси.
Для дальнейшего пополнения веб-архива передачи будем признательны всем неравнодушным людям, в коллекциях которых есть любые материалы, имеющие непосредственное отношение ко «Встрече с песней» и персоне Виктора Татарского: магнитофонные бобины и компакт-кассеты с записями «Встречи...» (или их оцифровки), текстовые заметки о содержании выпусков, газетные и журнальные публикации с интервью Виктора Татарского, воспоминаниями и откликами о «Встрече с песней», биографическими материалами об авторах писем - участниках передачи и кто может поделиться ими с веб-архивом, пишите по адресу или через формоотправитель.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте © RETROPORTAL.ru 2002 – гг.