RETROPORTAL.ru
© 2002 – гг.
Каталог музыкальных сайтов
Видеоархив «Retroportal.ru»
Эксклюзивные интервью
Новости сайта: @RETROportalRU
ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Карта сайта Подробно о сайте Яндекс.Метрика      © RETROPORTAL.ru     2002 – гг.



Навигация по архиву:

Поиск по архиву:

Выпуски передачи:

Сообщество «ВКонтакте»:

«Встреча с песней»

Веб-архив радиопередачи

Выпуск 906
(12 июля 2003 года)



  1. Автор письма: Леонид Евгеньевич Ефимчик, город Красноярск, «...в 1940-х или 1950-х годах, во время приезда в Советский Союз Поля Робсона, в одной из радиопередач прозвучал незабываемый дуэт Ивана Семёновича Козловского и Поля Робсона. Пели они русскую песню “Ах ты, ноченька”. Как они дополняли друг друга! Это надо слушать, описать невозможно. Вот бы сохранилась эта запись!» Русская народная песня «Ах ты, ноченька» («Ноченька»). Исполняют Поль Робсон (Paul Robeson) и Иван Козловский (на английском и русском языках). Оркестр народных инструментов.

  2. Автор письма: Павел Иванович Гончаров, полковник в отставке, «...так уж случилось, что это письмо пишу в поезде Москва - Рига. Я услышал сейчас запись той арии, которая всю жизнь сопровождает меня. А дело было так. Я, молодой офицер, в августе 1958 года ехал в поезде Сухуми - Москва от своего друга. Позади был отпуск, впереди - занятия в военной академии. В купе вошли две молодые женщины, они оживлённо разговаривали, смеялись. После короткого знакомства я ушёл в вагон-ресторан, а когда вернулся в изрядном подпитии, решил поговорить со своими спутницами. Но они не стали со мной разговаривать, сказав, что я мешаю им слушать радио. Лишь одна из них заметила: “Вы можете сгубить себя в угаре пьяном”. А по радио звучал очень красивый мужской голос. Это была, как я узнал потом, ария Каварадосси из оперы “Тоска”. Тогда я не придал особого значения словам женщины, но та её фраза надолго запомнилась мне и помогла уберечься от спиртного, особенно тогда, когда пришлось жить далеко от Родины. Прошу вас, передайте эту арию. Пусть она будет благодарностью той женщине, которая своей колкой фразой, быть может, спасла меня». «Ария Каварадосси» (E Lucevan Le Stelle, «И сверкали звёзды», «Горели звёзды», «Ария Марио Каварадосси») из 3 акта оперы «Тоска» (Tosca). Композитор Джакомо Пуччини (Giacomo Puccini). Автор либретто Луиджи Иллика (Luigi Illica) и Джузеппе Джакоза (Giuseppe Giacosa). Исполняет Марио Ланца (Mario Lanza).

  3. Автор письма: Вера Николаевна Погодина, город Череповец, Вологодская область, «...раньше, как и некоторые другие забывчивые слушатели, пропускала вашу передачу, а потом ругала себя. Вот и нашла выход из положения: при покупке календариков на год грядущий, один экземпляр беру специально для “Встречи...”, обвожу кружочками вторые, четвёртые и пятые субботы на весь год, а календарик, как флажок, прикрепляю к антенне транзисторного приёмника красным бантиком - чтоб заметнее. Своё изобретение беру и “на огород” - то бишь, на дачу. Теперь “Встречу...” не пропускаю. Очень прошу вас найти польскую песню о кукушечке. Мне-то моя кукушечка уже семь десятков откуковала, а я каждый раз, как услышу её незамысловатую мелодию на огороде, встрепенусь и с надеждой считаю: сколько осталось? Понимаю, что знает один Бог, а всё-таки...» Польская народная песня «Кукушечка» («Kukułeczka», «Кукушка»). Исполняет Государственный народный ансамбль песни и танца «Мазовше» имени Тадеуша Сагетынского (Państwowy Zespół Ludowy Pieśni i Tańca “Mazowsze” im. Tadeusza Sygietyńskiego).

  4. Виктор Татарский: «Горько было читать это письмо из моего родного города...» Автор письма: Александра Афанасьевна Смирнова, Санкт-Петербург, «...пишу вам, чтобы вы замолвили словечко за наших старых актёров в петербургском Доме ветеранов сцены. Была передача некоторое время тому назад, где актёры объявили SOS: не только пять месяцев у них не было горячей воды, так их ещё приравняли к интернату, то есть, как и других старых бедолаг, лишили остатков человеческой жизни. Корпуса зданий разрушаются, людям оставляют лишь четверть пенсии всего. Обратились они по радио в передаче к Пиотровскому, к Лаврову, да им не до того, они занимались трёхсотлетием города. Мы все ходим или ходили в театры, и что же, не можем скрасить остаток дней тружеников сцены? Дайте им надежду на то, что они не будут забыты, пусть для них прозвучит песня по вашему усмотрению». Виктор Татарский: «Да... песня-то прозвучит, но тут уж, ей богу, не до песен. Что же это получается, господа хорошие? Столько денег было потрачено на юбилей города, столько внешней позолоты и криков “виват!”, так неужели нельзя сделать сносной жизнь старых питерских актёров, многие из которых защищали город в период блокады, поддержать тех, кто своим искусством всю жизнь помогал людям? Петербургское отделение Союза театральных деятелей, состоятельные петербуржцы, просто все, кто может, помогите, пожалуйста, Дому ветеранов сцены! А вас, Александра Афанасьевна (я обращаюсь к автору письма) прошу через питерское радио и газеты сообщить адрес Дома ветеранов сцены и прислать его также во “Встречу с песней”. Может быть, люди из других городов захотят помочь петербургским актёрам. Хотя, ей-богу, город-юбиляр сам должен был бы позаботиться о своих стариках. Для всех тех, кто отдал свою жизнь театру, искусству - “Песня старого актёра” из пьесы Виктора Гусева “Слава”». «Песня старого актёра» («Как день хорош, как солнца луч приятен», «Песня актёра») из спектакля по пьесе в стихах «Слава». Композитор Василий Нечаев. Поэт Виктор Гусев. Исполняет Георгий Абрамов. Запись 1957 года.

    Упоминаемые персоны: Михаил Борисович Пиотровский (1944 г.р., советский и российский историк-востоковед, арабист, исламовед, организатор музейного дела; доктор исторических наук, профессор; с 1992 года директор Государственного Эрмитажа; президент Союза музеев России; декан Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета; член Президиума Российской академии наук, академик Российской академии художеств; Лауреат Премии Президента Российской Федерации); Кирилл Юрьевич Лавров (1925 г.р., советский и российский актёр и режиссёр театра и кино, артист Большого драматического театра (БДТ), общественный деятель; Герой Социалистического Труда, народный артист Советского Союза, лауреат Ленинской премии, Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, кавалер ордена Ленина).

  5. Авторы письма: Надежда Алексеевна Морозова и Ольга Алексеевна Морозова, Москва, «...обращаемся к вам с великой просьбой: найти для нашей старшей сестры Калерии запись старинного романса “Дышала ночь восторгом сладострастья”, кажется, в исполнении Анастасии Вяльцевой». - «Варя Панина пела этот романс*», - В.Т., «В военные и послевоенные годы Калерия одна воспитывала троих детей, да ещё умудрялась помогать нам, младшим сёстрам. Прошло более двух лет, как мы виделись, и бог весть, придётся ли ещё повидаться. Калерия пела нам старинные романсы и сказала, что мечтает во “Встрече...” услышать этот её любимый романс, но писать она уже не может. Нас всегда объединяет “Встреча с песней”, потому что в одно и то же время мы приникаем к приёмникам и как бы встречаемся с сестрой». Виктор Татарский: «Романс “Дышала ночь”, или “Уголок” (впрочем, в оригинале он называется “Письмо”) в исполнении Варвары Васильевны Паниной уже звучал во “Встрече...” Я хочу предложить вам послушать, как пела его известная в предвоенные годы певица Наталья Ушкова». Старинный романс «Уголок» («Дышала ночь», «Письмо»). Композитор Самуил Штейман, авторы аранжировки Владимир Махлин и Виктор Кнушевицкий. Поэт Владимир Мазуркевич. Исполняет Наталия Ушкова. Джаз-оркестр под управлением Виктора Кнушевицкого. Грампластинка 1940 года.

    Упоминаемая персона: Анастасия Дмитриевна Вяльцева (1871-1913, русская эстрадная певица (меццо-сопрано), исполнительница русских и цыганских романсов, артистка оперетты).

  6. Автор письма: Вячеслав Владимирович Ковалёв, город Сортавала, Республика Карелия, «...найдите, пожалуйста, “Песню почтальона”. Мне очень обидно, что эта песня забыта всеми, даже работниками почты. Обидно также, что работники почты не знают, когда их профессиональный праздник, а приходится он на 12 июля». - «Вячеслав Владимирович, я ведь много лет имею дело с письмами, я только не могу не спросить, почему письмо из Москвы, например, - из Москвы в Москву - идёт порой более двух недель? Где оно ходит? Что-то неладно в ведомстве почтовом», - В.Т., «Сам я когда-то гонял почтовую машину и очень любил эту песню, исполнял как солист с квартетом самодеятельным эту песню:
    “Отворите скорей,
    Почтальон у дверей,
    Он вам письма принёс
    От родных и друзей...”

    А так, как было это в городе Сортавале, перед песней читал немного измененные мной стихи Маршака:
    “Кто стучится в дверь ко мне
    С толстой сумкой на ремне,
    С цифрой 5 на медной бляшке,
    В синей форменной фуражке?
    Это он,
    Это он,
    Сортавальский почтальон”
    .
    Праздник почтальона приходится на день вашей передачи 12 июля. Прошу вас поздравить всех работников почты, в частности – Сортавальского района Республики Карелии. А особенно – работников Почты по улице Победы, дом 14, где я получаю пенсию, за их благородный труд»
    . «Песня почтальона» («Песенка почтальона»). Композитор Оскар Фельцман. Поэт Ольга Фадеева. Исполняют Олег Анофриев и вокальный квинтет. Запись 1960 года.

    Упоминаемая персона: Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964, русский советский поэт, драматург и переводчик, литературный критик, сценарист, автор популярных детских книг; Вячеслав Ковалёв цитирует в письме первые строки стихотворения Самуила Маршака «Почта»).

  7. Автор письма: Лидия Михайловна Хвостанцева, Волгоград, «...в 1965 - 1966 годах я училась в Верхнеуральском кооперативном училище. Однажды пошла с девочками в кино и там познакомилась с молодым человеком, звали его Анатолий Сергеев. Наверное, это неудобно писать, но мы нравились друг другу. Двое любимых детей у меня - дочь и сын, взрослые уже. Муж, к несчастью, скончался 20 лет назад. Может, Анатолий Александрович услышит эту передачу и вспомнит меня? И очень прошу, пожалуйста, передайте для нас песню, в которой есть такие слова: “Любовь-кольцо, а у кольца, начала нет и нет конца”. Это песня из какого-то фильма, но я забыла, из какого. Мы этот фильм смотрели вместе с Толей». Виктор Татарский: «Лидия Михайловна, фильм этот назывался “Женщины”». Песня «Любовь-кольцо» из кинофильма «Женщины» (1966 год, режиссёр Павел Любимов). Композитор Ян Френкель. Поэт Михаил Танич. Исполняет Валентина Толкунова. Запись 1982 года с авторского концерта Яна Френкеля.

    Упоминаемая персона: Анатолий Александрович Сергеев (друг юности Лидии Хвостанцевой из города Верхнеуральска Челябинской области).

  8. Виктор Татарский: «10 июля Эмилю Яковлевичу Горовцу исполнилось бы 80 лет. “Исполнилось бы”, потому что певец скончался 21 августа 2001 года в Нью Йорке. Вот что пишет о нём Владимир Константинович Солоненко...» Автор письма: Владимир Константинович Солоненко, литератор, кандидат филологических наук, филофонист, многолетний помощник передачи «Встреча с песней», Москва, «...Эмиль Яковлевич родился 10 июля 1923 года в городе Гайсине Винницкой области, это данные из недавно вышедшей “Эстрадной энциклопедии”. Сын певца, Игорь, мне называл другую дату, но поверим энциклопедии. В 1944 году он поступил в студию при Московском еврейском театре, после окончания которой успел недолго поработать в знаменитом театре Михоэлса - до его закрытия в 1949 году. Затем было вокальное отделение Гнесинского училища. Известность пришла к певцу в 1960-м, когда он стал лауреатом Всероссийского конкурса артистов эстрады. О популярности Эмиля Горовца свидетельствует такой факт: кассовые сборы на гастролях позволяли Москонцерту держать при нём оркестр большого состава. Далеко не все звёзды эстрады имели такую возможность. Главное, что его отличало от других эстрадных исполнителей, это репертуар: никто не исполнял столько песен зарубежных композиторов. Горовцу удавалось получать свежие записи “-1” - то есть, без вокала записи популярных исполнителей, быстро организовывать подтекстовку и тут же делать русские эквиваленты зарубежных шлягеров достоянием слушателей. С 1974 года певец жил в Нью Йорке. Когда появилась возможность, он стал посещать Россию, последний раз побывал в Москве в 1999 году - отмечались дни памяти театра Соломона Михоэлса. 22 ноября в театре “Сатирикон” был заключительный концерт, добрую половину которого занял Эмиль Горовец. Чувствовалось, что певцу нелегко на сцене, голос устал, но - никакой “фанеры”. Забитый до отказа зал долго не отпускал артиста со сцены». Песня «Ночным Белградом» («Devojko mala», «Маленькая девочка») из югославского комедийного кинофильма «Любовь и мода» («Ljubav i moda») (1960 год, режиссёр Любомир Радичевич). Композитор Дарко Кралич (Darko Kraljić). Автор русского текста Георгий Фере. Исполняет Эмиль Горовец. Инструментальный ансамбль под управлением Игоря Кондакова. Запись 1965 года. 10 июля 1923 года родился советский, израильский и американский певец, композитор и автор песен, педагог, переводчик и радиоведущий Эмиль Яковлевич Горовец. К 80-летию со дня рождения Эмиля Горовца.

    Упоминаемая персона: Соломон Михайлович Михоэлс (1890-1948, актёр и режиссёр советского театра на идише, театральный педагог, общественный деятель; народный артист СССР).

  9. Автор письма: Оксана Валерьевна Кирпаль, город Реутов, Московская область, «...поженились мои будущие родители 6 июля 1961 года при весьма романтических обстоятельствах. Оба однокурсники, студенты Тбилисского политехнического института, оба дети офицеров, оказавшихся волей службы на Кавказе. Их родители были против столь скорого брака - ведь впереди ещё два курса института, но дело заключалось в том, что семью отца переводили куда-то в другую республику, молодых ожидало расставание и риск навсегда потерять друг друга. Отец никак не хотел мириться с такой перспективой, это была их единственная возможность избежать разлуки, и вот они поженились. А через год появилась я, и, несмотря на все трудности, родители отлично окончили институт. День своей свадьбы родители всегда отмечали, но вот уже пять лет, как нет мамы, и для нас дата эта приобрела совсем иной смысл. Отец многие годы постоянно слушает вашу передачу, и именно благодаря ему со “Встречей...” познакомилась наша семья. Уверена, что он будет слушать вас и сегодня. Передайте пожалуйста для моего отца, Валерия Ивановича Кирпаля, песню “Друг” в исполнении, кажется, Ружены Сикоры. Пусть светлая мелодия песни ободрит и поддержит его в эти дни». Танго «Друг». Композитор Эдвард Куртц (Edward Kurtz, Эдвард Курц, Edward Kurc, Эдди Кортс, Eddy Courts), автор аранжировки Александр Цфасман**. Поэты Яков Зискинд и Наум Лабковский. Исполняет Ружена Сикора. Джаз-оркестр Всесоюзного радиокомитета. Дирижёр Александр Цфасман. Грампластинка 1946 года.

    Упоминаемая персона: Валерий Иванович Кирпаль (отец Оксаны Кирпаль).

  10. Авторы письма: Надежда Бодрова, Надежда Смирницкая, Надежда Яковенко, город Пятигорск, «...пишут вам три Надежды, три подруги, 30 лет тому назад окончившие Пятигорский институт иностранных языков и встретившиеся после долгой разлуки на юбилее, посвящённом этому событию. Судьба разбросала нас по разным местам, но ни расстояния, ни время не стёрли наших дружеских чувств. Большая просьба: верните нас на десять минут в юность и передайте на троих две песни, одна из которых “Речка Оредеж”*** в исполнении незаслуженно забытого Владимира Городничего, вторая - песня Никиты Богословского, где есть такие слова:
    “Уходит бригантина от причала,
    Друзья мои пришли на торжество...”

    Мы знаем, что у вас лимит - одна песня, но ведь нас трое!»
    Виктор Татарский: «В последней фразе этого письма отголосок недавней “системы распределения”. Сожалею, медам, но о незаслуженно забытом певце Городничем как-нибудь в другой раз. Напишите о нём. А сейчас - песня друзей, одна на троих»
    . «Песня о дружбе» («Уходит бригантина от причала») из кинофильма «Жили три холостяка» (1973 год, режиссёр Михаил Григорьев). Композитор Никита Богословский. Поэт Михаил Танич. Исполняет вокально-инструментальный ансамбль «Самоцветы» под управлением Юрия Маликова. Запись 1974 года.

    Упоминаемая персона: Владимир Кузьмич Городничий (1938 г.р., советский эстрадный певец, солист Ленинградского мюзик-холла; лауреат Ленинградского конкурса советской песни и дипломант Международного конкурса эстрадной песни в Софии 1968 года; заслуженный артист РСФСР).

Примечание: * на сегодняшний день обнаружены грамзаписи начала XX века романса «Уголок» в исполнении Анастасии Вяльцевой, наиболее ранняя из которых датирована 1907 годом (издание фирмы «Пате»). Вот как звучит экземпляр этой редчайшей пластинки из коллекции московского филофониста Владимира Тимохова:


Примечание: ** сведения об авторах танго «Друг» уточнены филофонистами.

Примечание: *** веб-архив пока не обнаружил в выпусках «Встречи с песней» кадра, посвящённого песне композитора Анатолия Милославского на стихи Игоря Долиняка «Речка Оредеж» в исполнении Владимира Городничего и оркестра под управлением Юрия Силантьева. Предлагаем всё же прослушать вторую песню, о которой просили три Надежды:


Веб-архив благодарит радиослушательницу из Москвы Наталию Васильченко, участницу Сообщества «Встреча с песней» социальной сети «ВКонтакте», за помощь в расшифровке 906 выпуска передачи.

Выпуск 906 передачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире «Радио России» 12 июля 2003 года.



Выпуск 905Выпуск 907
Хронология выпусков передачи «Встреча с песней»
Новости сайта: @RETROportalRU
ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Яндекс.Метрика
Карта сайта Подробно о сайте
© RETROPORTAL.ru     2002 – гг.