Автор письма: Арсений Черёмушкин, город Нижний Тагил, «...бегу от неблагодарности: хоть раз надо же уведомить вас о моём интересе к вашей передаче, спасибо сказать. Спасибо и тем людям, которые не ленятся написать во “Встречу...” интересное письмо с просьбой извлечь из забвения издавна любимую песню. Некогда, будучи ещё первоклассником, пел в школьном хоре. Исполняли мы и “Жаворонка” Глинки. Каждому участнику хора вменялось быть солистом в той или другой песне, так вот: меня определили солировать в “Жаворонке”. Внимание нашего песенного руководителя было сосредоточено на голосах, он предпочитал пение без музыкального сопровождения. Незаметно так мы воспитывались песнями и его личным примером: он был фронтовиком, заслужившим два ордена Красной Звезды. Пожалуйста, включите во “Встречу...” “Жаворонок” Михаила Ивановича Глинки».
Романс «Жаворонок».
Композитор Михаил Глинка. Поэт Нестор Кукольник. Исполняет Георгий Виноградов. Оркестр под управлением Бориса Шермана. Запись 1948 года.
Стихотворение «Жаворонок» было написано Нестором Васильевичем Кукольником в конце июня 1840 года.
Автор письма: Георгий Карнаев, станица Успенская, Краснодарский край, «...как-то мне отец привёз набор открыток, в которых рассказывается о писателях, поэтах, историках, военачальниках, родившихся на Орловщине, и среди них - открытка, посвящённая поэту Алексею Николаевичу Апухтину. В частности, там написано, что на его стихотворение “Ночи безумные” музыку написал Пётр Ильич Чайковский. Текст этого стихотворения нашёл, а вот как эти стихотворные строки звучат в романсе, я никогда не слышал. Хотелось бы послушать, если, конечно, есть такая возможность». Виктор Татарский: «Есть такая возможность, Георгий. Этот романс мы услышим в исполнении Павла Герасимовича Лисициана».
Романс «Ночи безумные».
Композитор Пётр Чайковский. Поэт Алексей Апухтин. Исполняет Павел Лисициан. Партия фортепиано Александр Ерохин. Запись 1955 года.
Автор письма: Ирина Осиповна Аншелес, город Озёрск, Челябинская область, «...21 июня был день рождения Владимира Викторовича Ивановского - прекрасного певца, 50 лет назад приглашённого на сцену Большого театра. Его эмоциональная внутренняя насыщенность, актёрское обаяние, яркое, чёткое и точное слово (как у актёров московского Малого театра), его голос драматического тенора с богатейшими обертонами, то бархатно-мягким, то насыщенным металлом, его музыкальность высочайшего уровня - всё это незабываемо».
Ариозо Канио«Смейся, Паяц!» (Arioso Canio, Ridi, Pagliaccio, Vesti la giubba) из 1-го действия оперы «Паяцы» (Pagliacci).
Композитор и автор либретто Руджеро Леонкавалло (Ruggero Leoncavallo). Исполняет Владимир Ивановский. Оркестр Большого театра. Дирижёр Александр Мелик-Пашаев. Запись 1959 года.
8 (21) июня 1912 родился оперный певец (драматический тенор), с 1940 по 1952 годы - солист Ленинградского академического театра оперы и балета имени Кирова, а с 1952 по 1972 годы - солист Государственного академического Большого театра, народный артист РСФСР, лауреат Сталинской премии II степени Владимир Викторович Ивановский. За годы Ленинградской блокады в составе ансамбля песни и пляски Владимир Ивановский участвовал почти в 1000 концертах. К 91-летию Владимира Ивановского.
Автор письма: Галина Васильевна Комарова, город Тула, «Здравствуйте, любимая “Встреча с песней”! 40 лет, как я слушаю эту чудесную передачу». - «Галина Васильевна, спасибо на добром слове, но позвольте заметить, что 40 лет “Встрече...” будет (если будет) в январе 2007 года», - В.Т., «Поймите, порой по радио и телевизору такой кошмар, от которого заболеть можно! И я заболела - давление стало выше двухсот. А когда слушаю “Встречу с песней” - спокойный, уравновешенный голос, желающий людям добра, мне становится легко, спокойно, радостно, давление моё снижается». Виктор Татарский: «Вот и хорошо, Галина Васильевна, вот и ладно. Я очень рад, что могу помочь вам почувствовать себя лучше - спокойнее, увереннее. Ведь это одна из задач нашей “Встречи...” С давлением у меня тоже давние проблемы, но оно входит в норму, когда я читаю письма, подобные вашему. Так что и вам спасибо».
Автор письма: Виктор Иванович Зимин, Нижний Новгород, «...когда слушаю передачу, грусть обволакивает сердце, становится горько и обидно за бесцельно прожитые годы. О, “если бы молодость знала, если бы старость могла”*... В 1945 году мне шёл шестнадцатый год, я встретил мою смугляночку, мою первую любовь. Тогда часто звучала песня (музыка, по-моему, Дунаевского) “Под луной золотой”, в ней есть такие слова:
“Ты любовь не гони, ты любви не стыдись,
Береги и храни, как наградой гордись”.
Очень прошу передать эту песню, может, её услышит моя смугляночка, если она во здравии - Валентина Деклерк - это её девичья фамилия, и вспомнит, может быть, Виктора Зимина».
Песня «Под луной золотой» из кинофильма «Новый дом»(1947 год, режиссёр Владимир Корш-Саблин).
Композитор Исаак Дунаевский. Поэт Сергей Алымов. Исполняет Антонина Клещёва. Эстрадный оркестр Всесоюзного радио под управлением Виктора Кнушевицкого. Запись 1950 года.
Упоминаемая персона:
Валентина Деклерк («смугляночка», первая любовь Виктора Ивановича Зимина, автора письма).
Автор письма: Анна Сазонова, Санкт-Петербург, «...дорогая “Встреча...”, вот уже несколько лет я надеюсь услышать очень дорогую для меня песню “Бригантина” на стихи поэта Павла Когана. В начале 1960-х годов эта песня часто звучала по радио. Тогда я была дошкольницей и жила с родителями в Мурманске. Я не понимала значения слов “флибустьерское море”, “весёлый Роджер”, но морская тема стихов песни была близка и понятна мне, может быть, потому, что среди друзей нашей семьи были “капитаны, обветренные, как скалы”, да и мои родители были связаны с морем». Автор письма: Зинаида Ивановна Каменева, город Протвино, Московская область, «...у отца моего мужа, Всеволода Петровича Каменева, рано умерли родители, и их с братом Юрием воспитал дядя, Сергей Сергеевич Каменев - главнокомандующий Вооруженными силами РСФСР...» - «Российской Советской Федеративной Социалистической Республики », - В.Т., «..с 1919 по 1924 годы, потом - заместитель народного комиссара по военным и морским делам до 1936 года. По призыву “Молодёжь, в авиацию!” Всеволод Каменев поступил и в 1925 году закончил филиал Лётной академии имени Жуковского в Серпухове. Служил до 1938 года в Новосибирске. В мае 1938 года он покончил с собой, иначе его бы арестовали. Его брат в 1937 году был арестован**. Так вот, любимой песней Всеволода Петровича Каменева была “Бригантина”. Когда-то давно я её слышала в вашей передаче...»Песня «Бригантина».
Композитор Георгий Лепский. Поэт Павел Коган. Исполняет вокально-инструментальный ансамбль Пермского университета «Бригантина». Запись 1973 года.
Поэт Павел Коган погиб на фронте в 1942 году в возрасте 24 лет.
Упоминаемые персоны:
Всеволод Петрович Каменев (свёкор Зинаиды Каменевой, выпускник 1925 года филиала Лётной академии имени Н.Е. Жуковского в городе Серпухов, «служил до 1938 года в Новосибирске. В мае 1938 года он покончил с собой, иначе его бы арестовали»);
Сергей Сергеевич Каменев (1881-1936, советский военачальник, командарм 1-го ранга, бывший офицер Генерального штаба Русской императорской армии, полковник; участник Первой мировой войны; после Октябрьской революции примкнул к большевикам, в апреле 1918 года добровольно вступил в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА); участник Гражданской войны в России; апреля 1924 года - инспектор РККА, с марта 1925 - начальник штаба РККА; с ноября 1925 года - главный инспектор, с августа 1926 года - начальник Главного управления РККА, главный руководитель цикла тактики Военной академии имени М.В. Фрунзе, одновременно с апреля 1924 по май 1927 года - член Реввоенсовета СССР; с мая 1927 года - заместитель наркома по военным и морским делам и заместитель председателя Реввоенсовета СССР; был одним из организаторов ОСОАВИАХИМа, занимался освоением Арктики, осуществляя помощь итальянской экспедиции Умберто Нобиле и зажатому льдами парохода «Челюскин»).
Автор письма: Валентина Фёдоровна Баширова, город Ковров, Владимирская область, «...полвека назад*** появилась песня “Костры горят далёкие”, композитор Борис Мокроусов написал её на стихи Ивана Шамова. Жила я тогда на станции Сейма, теперь город Володарск Нижегородской области, и я знаю, что в этой песне всё истинная правда. Ваня Шамов, автор слов, служил там в авиаполку и был влюблён в Наташу Кузнецову. В тех местах природа, как в песне: большие заливные луга омываются старым руслом реки Оки и, как в песне, “луна в реке купается”, и лавочка у дома на высоком берегу. Ваня в песне рассказывает, как до рассвета он прощался с Наташей. Вскоре она стала его женой. Ваня Шамов был не профессиональным поэтом, а военным лётчиком. В августе 1947 года учебно-боевой вылет закончился аварией, Ваня стал инвалидом, но нашёл в себе силы побороть недуг, стал писать стихи. Наташа, Наталья Фёдоровна, до конца дней Вани была его любящей и верной женой. Сейчас она живёт в Москве. Очень хочу, чтоб вы вспомнили его песню о кострах. У Ивана Васильевича было много товарищей и друзей, которые, услышав песню, помянут его...»Песня «Костры горят далёкие».
Композитор Борис Мокроусов. Поэт Иван Шамов. Исполняет Владимир Нечаев. Эстрадный оркестр Всесоюзного радио. Дирижёр Геннадий Кац. Запись 1952 года.
К 50-летию создания песни «Костры горят далёкие».
Упоминаемая персона:
Наталья Фёдоровна Шамова (вдова Ивана Шамова. Биографический материал о жизни военного лётчика и поэта Ивана Васильевича Шамова (1918-1965) можно прочитать на сайте Издательского дома «Беларусь сегодня»).
Автор письма: Анна Михайловна Рафальская, посёлок Игнатовка, Ульяновская область, «...хочу услышать песню, которую пятьдесят лет назад пел мой любимый человек:
“Шагай вперёд, мой караван,
Огни мерцают сквозь туман,
Шагай без отдыха, без сна,
Туда, где ждёт меня весна”.
Судьба распорядилась так, что мы с ним расстались, а любовь осталась на всю жизнь. Я не знаю, где он и жив ли он - мой любимый Василий Александрович Боробожин. Живу я в деревне, отрада - только радио».
Песня «Караван».
Автор музыки и стихов Артемий Айвазян. Исполняет Мартик Ованесян. Оркестр под управлением Анатолия Бадхена. Грампластинка 1956 года.
Упоминаемая персона:
Василий Александрович Боробожин (любимый человек Анны Рафальской, с которым она рассталась около полувека назад).
Автор письма: Надежда Сергеевна Орехова, город Пермь, «...очень хотелось бы послушать Лучано Паваротти. Согласитесь, у вас с ним есть что-то общее, по крайней мере, слушаешь того и другого с замиранием сердца». - «Надежда Сергеевна, без комментариев», - В.Т., «Поставьте, пожалуйста, если можно, конечно, его знаменитую песню, услышав которую я всегда как будто поднимаюсь на высокую кручу, а потом лечу вниз, и сердце жалобно стонет, тихонько плачет и скорбит. Забыла её название, памяти кого-то... не помню только, кого именно...»Виктор Татарский: «Надежда Сергеевна, памяти Карузо, памяти великого итальянского певца XIX-XХ веков Энрико Карузо...»Песня «Памяти Карузо» («Caruso», «Карузо»).
Композитор Лучо Далла. Исполняют Лучано Паваротти (Luciano Pavarotti) и Лучо Далла (Lucio Dalla). Концертная запись 1992 года.
Упоминаемая персона:
Энрико Карузо (Enrico Caruso, 1873-1921, итальянский оперный певец (тенор); обладал голосом неповторимого тембра, уникальным дарованием и исполнительским мастерством; в 1900 году впервые выступил на сцене миланского театра Ла Скала; в 1902 году дебютировал в лондонском театре Ковент-Гарден, но наибольшая слава певца связана с нью-йоркским театром Метрополитен-опера, ведущим солистом которого он был с 1903 по 1921 годы; легенда мировой оперы, кумир итальянцев и ценителей искусства пения во всём мире).
Автор письма: Зинаида Яковлевна Ефремова, город Балабаново, Калужская область, «...было это более пятидесяти лет тому назад, жила я в сельской местности, у подруги был патефон. Слушали пластинку, и кое-какие слова запомнились. Может быть, вы поймёте и найдёте эту пластинку? Вот некоторые слова:
“Плавали-ныряли, познакомились в воде,
Капитан едва ли мог подумать о беде...”
Девушка была выше званием, когда оделись, он понял, что она майор. И ещё слова: “Ах, простите, я не знал!” - “Понимаю, капитан”, а более ничего не помню. Не Утёсовы ли исполняли эту песню?». Виктор Татарский: «Нет, Зинаида Яковлевна, не Утёсовы. Эту песенку пели ленинградские артисты Юрий Хочинский и Израиль Горин****».
Песня «Красавица и капитан».
Композитор Давид Прицкер. Поэт Соломон Фогельсон. Исполняют Иосиф Горин и Юрий Хочинский. Джаз-оркестр Ленинградского радио, дирижёр Николай Минх. Грампластинка 1946 года.
Упоминаемые персоны:
Леонид Осипович Утёсов (1895-1982, русский и советский эстрадный артист: певец, чтец, дирижёр, руководитель оркестра, конферансье, актёр; народный артист СССР);
Эдит Леонидовна Утёсова (1915-1982, советская эстрадная певица, лирическое сопрано; солистка в оркестре своего отца Леонида Утёсова).
Автор письма: Ольга Валерьяновна Жёлудева, город Благовещенск, Амурская область, «...они заполнили всю эстраду, все концерты - одни и те же, ни одной их песни не споёшь - какой-то крик и только. Кошмар, который называют искусством». - «Да...Такова преамбула многих писем. Кто такие “они”, надеюсь, понятно. Кстати, действительно: включаешь телевизор, разные каналы - всё время одни и те же лица, ежедневно “попсят” с утра до ночи», - В.Т., «Я помню начало войны. Мы как-то сразу устали от этой войны, тяжело было: бесконечные сводки Информбюро, наши отступали, создавалась обстановка сплошных переживаний. Но на экраны пришёл американский фильм “Серенада солнечной долины” - фильм нас очаровал, там была милейшая героиня и джаз - потрясающий джаз! Ведь в наше время были лишь духовые оркестры на танцах, да в перерывах играл баян. А тут вдруг джаз, который я не люблю, а обожаю до сих пор».
Инструментальная пьеса «Серенада лунного света» (Moonlight Serenade, «Лунная серенада»)***** из кинофильма «Серенада Солнечной долины» («Sun Valley Serenade») (1941 год, режиссёр Х. Брюс Хамберстоун (H. Bruce Humberstone)).
Композитор Гленн Миллер (Glenn Miller). Исполняет Оркестр Гленна Миллера (Glenn Miller Orchestra). Запись 1941 года.
В завершении передачи Виктор Татарский говорит: «905-й выпуск нашей “Встречи...” закончен. <...> Ваши письма - не заявки, а письма с рассказами о том, чем вам дорога или просто памятна песня (впрочем, речь может идти о музыкальном произведении любого жанра) - для таких ваших писем адрес: 125040, Москва, Радио России, “Встреча с песней” или мне, Виктору Татарскому******. Отчество моё Витальевич, это я отвечаю на вопрос некоторых слушателей. Что ещё... Да, конверты для ответов присылать не надо - у меня есть конверты. Остаётся поблагодарить моих соратников Настю Кузнецову и Диму Трухана и расстаться с вами до субботы, 12 июля. Счастливо!»
Примечание: * «Если бы молодость знала, если бы старость могла» - перевод с французского: Sijeunesse savait, si vieillesse pouvait. Из эпиграммы (№ 191) французского писателя и филолога-полиглота Анри Этьена (1528 (или 1531)-1598), которая была опубликована в его сборнике 1594 года «Первые шаги» (Les Premices). Иносказательно: сожаление о невозможности совместить энергию молодых и опыт пожилых, а также о пренебрежительном отношении молодёжи к советам старших.
Примечание: ** Сергей Сергеевич Каменев скончался 25 августа 1936 года от сердечного приступа. Урна с прахом с воинскими почестями была захоронена в Кремлёвской стене. Однако, посмертно Сергей Каменев был причислен к участникам «антисоветской группы Тухачевского». В 1937 году все названные в его честь объекты без особого шума были переименованы, урна с прахом удалена из Кремлёвской стены. Его перестали упоминать в энциклопедиях и книгах о Гражданской войне, хотя формально он не был причислен к «врагам народа». В 1960-е годы табличка с именем Сергея Сергеевича Каменева была восстановлена на Кремлёвской стене.
Примечание: *** Песня «Костры горят далёкие» была написана в 1951 году. После аварии Иван Шамов, несмотря на усилия медиков, остался прикован к постели, однако продолжал писать стихи. В начале 1951 года большую подборку его произведений опубликовал журнал «Советский воин». Тогда же композитор Борис Мокроусов получил письмо от военных лётчиков, которые просили его написать песню на стихи Шамова (предполагалось, что это будет «Марш авиаторов») и тем самым поддержать их товарища. Подходящей музыки для марша у композитора на тот момент не было, но была другая, лирическая мелодия, и Мокроусов предложил Шамову написать стихи на неё. Так 3 февраля 1951 года появилось стихотворение «Парень прощается», а затем в переписке с Мокроусовым родился окончательный вариант слов песни «Костры горят далёкие» (другой вариант названия «На лавочке»). В том же году Мокроусов включил песню в радиоспектакль «Поддубенские частушки» (по мотивам повести Сергея Антонова), в котором её исполнила актриса Вера Васильева. Вскоре после этого песню взял в репертуар Владимир Нечаев, затем подхватили другие вокалисты и её, в одночасье ставшую шлягером, запела вся страна. В грамзаписи песня «Костры горят далёкие» впервые появилась в 1953 году.
Примечание: **** один из исполнителей песни «Красавица и капитан» - Иосиф Александрович Горин (1911-1961). В годы Великой Отечественной войны Иосиф Горин работал на Ленинградском радио в качестве актёра и режиссёра, с 1942 года был также актёром и режиссёром Городского драматического театра (Блокадного театра). В июне 1943 года удостоен медали «За оборону Ленинграда». Выступал на эстраде, на грампластинки записывался с 1941 по 1955 годы.
Примечание: ***** песня Глена Миллера и его оркестра «Серенада лунного света» на стихи Митчела Пэриша (Mitchell Parish) была издана на грампластинке в 1939 году, в 1991 году - принята в Зал славы премии «Грэмми». В 1941 году мелодия песни была включена в кинофильм «Серенада Солнечной долины», став единственным авторским произведением Гленна Миллера в картине, музыку к которой написал Гарри Уоррен (Harry Warren). В течение многих лет оркестр Гленна Миллера открывал свои концерты именно «Серенадой лунного света».
Примечание: ****** адрес передачи был актуален до 2022 года.
Веб-архив благодарит радиослушательницу из Москвы Наталию Васильченко, участницу Сообщества «Встреча с песней» социальной сети «ВКонтакте», за помощь в расшифровке 905 выпуска передачи.
Выпуск 905 передачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире «Радио России» 28 июня 2003 года.
Создание открытого общедоступного веб-архива самой уникальной в истории мирового радиовещания передачи «Встреча с песней» начато в 2019 году с одобрения народного артиста России Виктора Витальевича Татарского. Основу контента составляют личная фонотека автора и ведущего передачи, аудиозаписи и текстовые материалы из коллекций филофонистов и радиослушателей, фондов библиотек и архивов России и Беларуси.
Для дальнейшего пополнения веб-архива передачи будем признательны всем неравнодушным людям, в коллекциях которых есть любые материалы, имеющие непосредственное отношение ко «Встрече с песней» и персоне Виктора Татарского: магнитофонные бобины и компакт-кассеты с записями «Встречи...» (или их оцифровки), текстовые заметки о содержании выпусков, газетные и журнальные публикации с интервью Виктора Татарского, воспоминаниями и откликами о «Встрече с песней», биографическими материалами об авторах писем - участниках передачи и кто может поделиться ими с веб-архивом, пишите по адресу или через формоотправитель.