Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Авторы писем и участники передачи
Ирина Иосифовна Аншелес
(город Озёрск, Челябинская область)

Ветеран труда, блокадница Ирина Иосифовна Аншелес родилась в 1924 году в Ленинграде. Окончила оперное режиссёрское отделение в Ленинградской консерватории имени Римского-Корсакова, работала в оперных театрах Новосибирска и Куйбышева, затем - в Народном музыкально-драматическом театре города Лесной Свердловской области, во Дворце культуры «Маяк» закрытого города Челябинск-65 (ныне - Озёрск) Челябинской области.
Из воспоминаний Ирины Аншелес, опубликованных в «Народной книге памяти. Блокада: 300 судеб, 300 реальных историй», выпущенной Межгосударственной телерадиокомпанией «Мир» и издательством «АСТ» в 2014 году к 70-летию освобождения Ленинграда от блокады: «Когда началась война, мне было 15 лет, я заканчивала учёбу в школе и жила вдвоём с мамой... В конце лета - в начале осени всех девятиклассников и десятиклассников отправили копать окопы. Мы собрались, пошли на вокзал и просидели там всю ночь. Нас должны были отправить под Лугу, там была хорошая оборона, но как раз в это время немцы её всё же взяли. Где-то под утро нас посадили в пассажирский поезд, и вместо Луги мы оказались в Великом Новгороде. А те школьники, которые поехали в Лугу, погибли. Недели две мы копали окопы, потом неожиданно ночью нас собрали военные и куда-то повели. Мы оказались в окружении, слава Богу, ночь была тёмная, и нас вывели обратно в Ленинград...
7 ноября 1941 года я слышала речь Сталина из Москвы по радио, в которой он говорил, что ничего страшного не произошло. Хотя Бадаевские склады, на которых хранились запасы продовольствия для Ленинграда, сгорели еще 8 сентября, и очень чувствовался голод, все думали, что месяца через два всё закончится. Но позже оказалось, что война затянулась...
Какое-то время мы ходили в школу, там нам выдавали еду: щи из чёрной капусты, а если очень повезёт, то суп из чёрной лапши. Всю еду мы несли домой. Но это ещё были не самые худшие дни блокады, а вот с января началась трагедия: мы начали питаться по карточкам. Маме дали рабочую карточку - 250 граммов хлеба, а мне детскую - 125 граммов. Хлеб готовили в основном из коры, муки в нём было мало.
Очереди за хлебом, сильные морозы, артобстрелы и налёты, многочисленные жертвы – такова была блокадная жизнь. Но даже в этих условиях работали заводы, мастерские. В Ленинграде оставались многие известные деятели культуры – писатели, поэты, музыканты, практически каждый день их голоса и произведения звучали по радио, чтобы придать силы людям. Я очень хорошо помню в эфире голос поэтессы Ольги Берггольц, постоянно звучала симфоническая музыка.
Страшно ли было в блокадном городе? Нет, страшно не было, пугала неизвестность. Было очень плохо, когда умерла мама. 1 января она не вышла на работу, и я вызвала врача. Он выписал ей больничный лист с диагнозом дистрофия, и вскоре её не стало. Одна женщина согласилась помочь мне похоронить маму, при условии, что я дам ей два килограмма хлеба. И за 40 дней я накопила эти два килограмма. У мамы было несколько золотых вещей: браслеты, медальон, часы – я отдала их в обмен на баночку крупы и белый хлеб. Так я осталась одна.
Чуть позже мамина приятельница, узнав о моей беде, предложила мне работать в садике уборщицей, и я согласилась. Я работала там до конца 1942 года и получала дополнительную тарелку супа, она мне очень помогла.

Весной, чтобы не вспыхнула эпидемия, нужно было очистить улицы от трупов и помоев, которые накопились из-за того, что канализация не работала. Вышел указ о том, чтобы все люди после работы выходили убирать снег и отвозили его на Неву, чтобы он быстрее таял. И мы ходили с большими санками и сгребали снег.
В апреле улицы были уже чистыми и, наконец, пошёл первый трамвай. Я не могу передать вам, какой это был праздник для всех! Люди выходили на стук рельсов, радовались, аплодировали. Когда отогнали немцев от Москвы, у нас салюта ещё не было, а вот когда одержали победу под Курском и Орлом - был. Он вселял в людей радость и надежду.
Где-то в мае или июне ко мне пришла мамина сослуживица и предложила работать на маминой работе, так что вскоре я устроилась работать помощницей в лабораторию. Но в августе мой папа, узнав, что мама умерла, вызвал меня в Саратов. Три недели я добиралась из Ленинграда до Саратова. Когда я приехала, папа привёл меня к профессору медицинских наук, чтобы тот меня осмотрел. Тот сказал, что в 17 лет весить 32 кг - ненормально. Тогда меня отправили в санаторий, и после этого моё здоровье улучшилось. Через какое-то время папа снова привёл меня к тому же профессору. А у отца была ещё одна дочь от первого брака, старше меня на 10 лет. Так вот, я вошла в кабинет, профессор меня осмотрел, и я вышла. Потом профессор спросил у папы: “Это ваша старшая дочь? А та девочка, которую вы приводили ко мне, она что, умерла?”. Когда папа сказал, что привёл ту же девочку, что и в первый раз, профессор схватился за голову и сказал, что такого не бывает...
Я была в 10 классе, когда блокада была прорвана. Весной 1944 года мы с папой вернулись из Саратова в Ленинград, и там я поступила в университет на искусствоведческий факультет. Через год война закончилась».
Фрагмент давнего письма Ирины Аншелес* прозвучал во «Встрече с песней» 23 июля 2022 года в кадре 1442 выпуска, посвящённом 110-летию со дня рождения солиста Большого театра Владимира Ивановского:
«...благодаря “Встрече с песней” мы могли услышать прекрасные голоса Андрея Алексеевича Иванова, Никандра Сергеевича Ханаева и многих других. 21 июня исполнилось 110 лет со дня рождения певца Владимира Викторовича Ивановского. В 1952 году он получил приглашение в труппу Большого театра. Участником почти всех премьер был Ивановский. Он неоднократно бывал за границей. Пел, кстати, и в Италии на сцене миланского театра “Ла Скала”».

Об Ирине Аншелес рассказывает режиссёр театра-студии «Арлекин» города Лесной Ирина Власова:
– Ирина Иосифовна Аншелес, режиссёр Народного музыкально-драматического театра (НМДТ) в 1970-х годах, – человек, благодаря которому я по-настоящему полюбила театр.
Первое в моей жизни сильное театральное впечатление – музыкальный спектакль «Чёрный дракон». Романтическая история о благородном мстителе Ринальдо – Чёрном драконе поражала воображение размахом, динамичным, полным захватывающих коллизий и юмора сюжетом, «живым» оркестром, яркими костюмами и декорациями, а главное – красивым, азартным, отлично поющим и танцующим актёрским ансамблем: Юрий Краснокутский, Галина и Анатолий Пилигримовы, Юрий Михайлов, Владимир Бражников, Евгений Мяздриков, Сергей Рудой... Я смотрела спектакль раз пять – и всякий раз была заворожена его энергетикой, которую и называют «магией театра».
А потом я попала в подростковую студию Народного музыкально-драматического театра. На занятиях Ирина Иосифовна задавала тему, концертмейстер Маргарита Костяновская играла на фортепиано музыкальную тему – и каждый придумывал свою историю. Однажды поводом к импровизации стало стихотворение А. Пушкина «Сожжённое письмо». Мой этюд понравился Ирине Иосифовне, и когда вскоре нам прочитали пьесу Анны Родионовой «Девочка Надя», о юной художнице Наде Рушевой, оказалось, что главная роль доверена мне...
Нас, студийцев, Ирина Иосифовна занимала в массовых сценах спектаклей «Женщина за зелёной дверью», «Ромашка без лепестков». Мы очень гордились возможностью «играть» в спектакле вместе со взрослыми актёрами, хотя нам надо было просто пройти из одной кулисы в другую весёлой компанией или изобразить гостей, шумя за задником. Особенным, врезавшимся в память событием стало участие в роли кукол и солдатиков в новогоднем представлении «Щелкунчик» по мотивам сказок Гофмана. Премьера состоялась в саму новогоднюю ночь с 1977 на 1978 год, нас провожали и ждали родители. Вспоминается, действительно, как волшебная сказка!
Ирину Иосифовну не просто любили – её боготворили. Мы все знали, что она родом из Ленинграда и в том возрасте, в каком были мы, пережила блокаду... Думаю, что все осознавали, с какой незаурядной личностью нам повезло встретиться. Широкая эрудиция, обаяние, доброта, умение увлечь в мир театра и заразить любовью к нему – всё это делало Ирину Иосифовну непререкаемым и обожаемым авторитетом.
Спектакль «Девочка Надя» мы успели весной «сдать» актёрам НМДТ, родителям и готовились играть его осенью. Но, вернувшись после летних каникул, вдруг узнали, что Ирина Иосифовна из города уехала. Слёз было... У меня сохранились письмо и две открытки от неё из Челябинска-65. Потом я уехала учиться, студенческая жизнь закрутила, и наша связь прервалась. В 1998-м Народный театр отмечал своё 40-летие, и я с большим волнением искала в зале маленькую хрупкую женщину. Пообщаться толком не удалось – конечно, вокруг неё было столько людей!
В 2015 году, собираясь с детьми в Озёрск на фестиваль «Пять вечеров ко Дню Победы», в рамках проекта «Территория культуры Росатома», я на сайте Озёрского театра «Наш дом» прочитала статью о спектакле «Девочки с Васильевского острова», посвящённом блокаде, – в ней упоминалась Ирина Иосифовна, к сожалению, уже ушедшая из жизни. А как бы я хотела познакомить с ней арлекинцев!

Рассказывает Сергей Рудой, режиссёр Народного музыкально-драматического театра социально-культурно-досугового Центра «Современник» города Лесной:
– Я знал Ирину Иосифовну Аншелес с 17 лет. Мне даже посчастливилось полтора года поработать с Ириной Иосифовной помощником режиссёра. Это время оказало огромное влияние на мой выбор жизненного пути. Ей тогда было за 50, и она относилась ко мне как к сыну, что ли, да и я считаю Ирину Иосифовну своей второй мамой. Мои родители даже одно время очень ревностно относились к нашим посиделкам в её квартире, а там мы часто собирались с актёрами, обсуждали, репетировали, слушали классическую музыку, оперы и оперетты, записанные на старых виниловых дисках, делились новостями, спорили...
Поступать в Ленинград, в культпросвет училище, мы поехали с ней вместе. Она – в отпуск на родину, а я – проходить творческие испытания. На Университетской набережной Невы мы с ней репетировали, она заставляла меня читать стихи, прозу, не обращая внимания на прохожих. Я поступил с первого раза, в основном благодаря Ирине Иосифовне.
Ирина Аншелес – золотая эпоха оперетт нашего театра. Человек высочайшей культуры и образованности. С её отъездом из города жанр оперетт утих. Но пока она работала, на всех её спектаклях: «Севастопольский вальс», «Целуй меня, Кэт», «Раскинулось море широко», «Чёрный дракон», «Женщина за зелёной дверью», «Ромашка без лепестков», двух новогодних спектаклях для взрослых, один из которых – «Щелкунчик», и студийном спектакле «Девочка и апрель» – был аншлаг.
Помню один эпизод. Вызывают её как-то в горком партии и ставят задачу: поставить оперетту к 30-летию Великой Победы.
– Это невозможно, – говорит Ирина Иосифовна, – до 9 Мая всего полтора месяца.
– Не волнуйтесь, пишите список людей, кто будет задействован в спектакле, и приступайте к репетициям.
Она ушла из горкома, не веря в то, что поставить спектакль «с ноля» – это возможно, но список всё-таки написала...
Через два дня всех освободили от работы, и почти сто тридцать человек – труппа театра, балетная группа, оркестр, хор, солисты приступили к репетициям. «Современник» не закрывался ни на минуту, репетировали даже по ночам.
В назначенную дату – именно 9 Мая, состоялась премьера четырёхчасового (!) спектакля «Раскинулось море широко», в котором я дебютировал на сцене. Думаю, это рекорд, за шесть недель поставить такой длительный по времени спектакль. И вряд ли достижение можно повторить. Но тогда время такое было – партия сказала – умри, но сделай.
Конечно, я благодарен судьбе, что она свела меня с таким замечательным человеком, как Ирина Иосифовна. Знаете, когда в 1998 году мы отмечали 40-летний юбилей НМДТ, Ирина Аншелес была в зале, она приехала из Челябинска-65, где в то время жила. При упоминании её имени зал встал и долго стоя аплодировал... Вот это и называется – народная любовь.
Архивные фотографии сцен из спектаклей, поставленных Ириной Иосифовной Аншелес, а также полные тексты воспоминаний Ирины Власовой и Сергея Рудого об Ирине Иосифовне, публикует
Примечание: * читая письмо Ирины Аншелес, автор и ведущий «Встречи с песней», к сожалению, ошибся в отчестве Ирины Иосифовны.
Намерение создать архив легендарной передачи Виктора Витальевича Татарского «Встреча с песней» неоднократно обсуждалось в интернет-сообществах. Эта идея высказывалась и в письмах, звучащих на радио. Ведь «Встреча с песней» - не только старейшая музыкальная передача страны, известная, без преувеличения, миллионам слушателей, это не только новый формат, придуманный на советском радио, но и уникальное явление в масштабах мирового радиовещания, аналогов которому просто нет. Авторская передача Виктора Татарского идёт в эфире с января 1967 года в неизменной концепции, суть которой наиболее ёмко определяет фраза: «песня в судьбе человека».
В бытность широкого распространения проводного и эфирного радиовещания, в период, когда передача звучала на волнах Первой программы Всесоюзного радио, то есть, транслировалась на территорию, превышающую географически СССР, «Встреча с песней» получала до 3 тысяч писем в месяц - рекордное количество корреспонденции среди всех передач советского радио! Она сумела пробудить у радиослушателей желание делиться с миром своими личными историями, связанными с любимой песней или памятной мелодией. И, конечно, «Встречу...» ждали, отмечая в календаре даты эфиров, чтобы в привычный вечер включить радиоприёмник и услышать... голос ведущего, который не спутать ни с каким другим. Голос, непохожий на голоса дикторов советского радио ни тембром, ни подачей. Во времена тотального официоза и шаблонных фраз, звучащих в эфире, потребность в спокойной, доверительной беседе, в искренности интонаций восполняла именно «Встреча с песней»... Именно поэтому в ней в равной степени уникальны: и манера работы у микрофона Виктора Татарского, и музыкальные записи (порой раритетные), и, конечно, содержательные письма (письма-воспоминания, письма-исповеди), звучащие в передаче, без которых «Встреча с песней» просто немыслима!
Во «Встрече...» впервые зазвучали записи, которые раньше были в закрытом фонде или вообще запрещены. Нередко с большим трудом Виктору Татарскому и редакторам передачи Терезе Рымшевич и Татьяне Зубовой приходилось преодолевать цензурные запреты как в отношении тем, затрагиваемых слушателями в письмах, так и по поводу записей. Ведь, действительно, редкие фонограммы звучат во «Встрече...» и чаще всего лишь один раз за все годы существования передачи, а если и имеются повторы, то редко - раз в пять лет. Именно во «Встрече с песней» впервые в эфире отечественного радио прозвучали песни Александра Вертинского, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина, Аллы Баяновой, Александра Галича, Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Александра Башлачёва...
Всесоюзное радио архивировало выпуски «Встречи с песней». Многие из этих магнитофонных лент сегодня хранит Гостелерадиофонд России... Передачи периода 2000-х годов публиковал официальный сайт «Радио России». Но этот архив был безвозвратно утерян. А в настоящее время новые выпуски «Встречи с песней» доступны на сайте радиостанции, увы, лишь в течение приблизительно года...
Отдельные выпуски (или их фрагменты) по мере оцифровки давних студийных лент и магнитозаписей из частных аудиоархивов время от времени публикуются на различных сайтах. Так на сайте «Старое радио» появилась коллекция «Встречи с песней» преимущественно середины - второй половины 1980-х годов. Участникам музыкальной соцсети «На завалинке» также удалось собрать часть архивных выпусков радиопередачи. Некоторое время назад сайт «MOSKVA.FM» архивировал записи «Встречи...» и, более того, предлагал текстовые расшифровки выпусков. Однако и этот архив был убран из общественного доступа... Сегодня пользователи социальной сети «ВКонтакте» могут общаться в сообществе «Встреча с песней. Автор и ведущий Виктор Татарский», созданном давней слушательницей радиопередачи Людмилой Калининой. А также слушать опубликованные самими радиослушателями аудиозаписи выпусков передачи «Встреча с песней» разных лет в сообществе «Архив радиопередачи “Встреча с песней”», созданном Сергеем Владимировым. Благодаря слушательнице Елене Маршак веб-архив пополнился целым блоком архивных аудио- и текстовых записей (с расшифровками, а также с указанием, что очень ценно, дат эфиров) многих выпусков передачи. Большую помощь в наполнении веб-архива «Встречи...» оказала член Союза журналистов РФ Надежда Ивановна Юдина из города Дятьково, любезно предоставившая бесценные тетради своей старшей подруги, слушательницы «Встречи с песней» с 1968 года, Азы Степановны Никишиной, которая многие годы методично вела записи выпусков любимой передачи. Также как это делала с 3 января 1968 года Людмила Сысуева из Свердловской области. Она передала веб-архиву свои записи о многих выпусках передачи. Филофонист Борис Щеглов поделился с веб-архивом редкими записями передачи «Встреча с песней», выходившими в эфир с 1983 по 1993 годы, а также помог уточнить значительный объём данных по выпускам разных лет. Вместе с единомышленниками - «поисковой группой из Подмосковья» (так называет их Виктор Татарский), он систематизировал из множества источников информацию о передачах «Встреча с песней», «Запишите на ваши магнитофоны» и «На всех широтах». За что ему и всем его коллегам из «поисковой группы» большое спасибо.
К середине 2019 года киноведом и редактором Еленой Бельской была завершена систематизация информации о «Встрече с песней», взятая из многих источников. Скрупулёзно, в течение нескольких лет Елене Бельской удалось собрать сведения о музыкальных произведениях, звучавших в большинстве выпусков радиопередачи, начиная с 1968 года! Этот список и стал основой веб-архива, предлагаемого вашему вниманию сайтом «Retroportal.ru». Если в информации о выпуске «Встречи с песней» указывались имя исполнителя и аккомпаниатора, то есть, представлялось возможным идентифицировать музыкальные записи и разыскать их (при отсутствии аудиозаписи самого выпуска передачи), то они становились дополнениями к тексту, переданному Еленой Бельской. Таким образом, сегодня пользователи веб-архива имеют возможность не только узнать о музыкальных произведениях, звучавших в том или ином выпуске, но и послушать архивные фонограммы...
На радийном сленге, утвердившемся ещё с советских времён, сюжеты (репортажи, интервью, комментарии), звучащие как в информационных выпусках новостей, так и в программах различной тематики, называются «кадрами». Автор и ведущий Виктор Витальевич Татарский именует «кадром» связку «письмо-песня»: завязка сюжета в содержании письма (иногда это фрагмент книги, статьи), а развязка в песне или мелодии, звучащей следом. В целях максимально подробного раскрытия информации аудиозаписи каждого выпуска «Встречи с песней», найденные на просторах глобальной сети, точно также разделены на «кадры», фрагменты. Они представлены в той же последовательности, что и в выпуске, прозвучавшем в эфире. Именно так, даже в таком виде, сохраняется (что очень важно!) драматургия выпуска, строго подчинённая авторскому замыслу.
Следует обратить внимание на то, что текстовые описания выпусков передачи могут отличаться от их звукового оригинала. В веб-архиве передачи информация по мере возможности подаётся в уточнённом и дополненном виде. Ведь поиски новых данных о названиях, об исполнителях, об авторстве тех или иных музыкальных произведений, о годах их записи никогда не прекращаются. К тому же год от года, благодаря широкому развитию сети Интернет, становится ещё больше известно о каких-то ранее неведомых моментах в биографиях творческих или политических деятелей, упоминаемых в передаче персон. В том числе в открытом доступе находится информация и об участниках «Встречи...». Как выясняется, авторы писем порой это известные в своих кругах личности, с неординарной судьбой, достойные быть героями отдельных интереснейших биографических книг!
Архив в веб-формате на страницах данного сайта представлен в виде: списка выпусков в хронологическом порядке, именного указателя, содержащего информацию о вокалистах, композиторах, поэтах, музыкантах, исполнительских коллективах, списка имён авторов писем во «Встречу с песней» и интерактивной карты писем, алфавитного перечня музыкальных произведений (другие сайты, также предлагающие к прослушиванию записи «Встречи с песней», столь развёрнутого описания содержания выпусков не имеют). Помимо этого, пользователи веб-архива могут узнать интересные факты о радиопередаче «Встреча с песней» и её создателях, прочитать интервью Виктора Татарского, статьи о передаче, опубликованные в печатных и электронных СМИ в разные годы, цитаты из книг, где она упоминается, а также познакомиться с авторами писем, помощниками и другими участниками любимой «Встречи...» - со всеми теми преданными радиослушателями, о которых сам Виктор Витальевич в одном из выпусков ёмко сказал: «...по секрету хочу сказать вам, что всех тех, кто пишет во “Встречу...” или просто слушает её, считаю лучшей частью человечества».
Для удобства навигации по веб-архиву под каждым «кадром» (фрагментом) выпуска со знаком «#» (решётка) прописаны ключевые слова (хештеги), при переходе по которым, можно сформировать подборку выпусков на определённую тему, затронутую в письмах радиослушателей и озвученную автором передачи. Кроме того, для удобства поиска по веб-архиву через поисковые системы по мере необходимости под «кадром» (фрагментом) публикуется краткая информация о персонах, как известных, так и о персонах из частной жизни авторов писем, упомянутых в этом фрагменте выпуска.
Большая благодарность всем, кто записывал на магнитофоны «Встречу с песней», сберёг эти записи, а с приходом эры цифрового звука смог оцифровать магнитофонные ленты и продолжает архивировать выпуски передачи. Если у вас имеются старые магнитофонные ленты с записями выпусков радиопередачи, личные списки песен и композиций, которые в разные годы звучали в передаче и которые отсутствуют в опубликованных выпусках на сайте архива, отклики по следам услышанной передачи, а также если вы заметили неточности в описании выпусков, располагаете иной дополнительной информацией, пишите по адресу или через формоотправитель.
Создание веб-архива «Встречи с песней» на сайте «Retroportal.ru» было начато в 2019 году с разрешения автора и ведущего радиопередачи, народного артиста России Виктора Витальевича Татарского.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте