Виктор Татарский: «3 октября 1895 года, 110 лет назад, родился Сергей Александрович Есенин». Автор письма: Михаил Васильевич Медведев, город Кулебаки, Нижегородская область, «...моя жизнь идёт под знаком яркой, светлой и нежной поэзии Сергея Есенина. 3 октября в день его рождения я всегда ездил в Москву на Ваганьковское кладбище, где похоронен поэт. Но сейчас другие финансовые времена, и я уже не могу себе это позволить. Очень давно по радио я услышал последний куплет песни, из которой запомнил такие слова: “У Есенина день рождения”. Исполнял её, если не ошибаюсь, известный композитор Евгений Мартынов. Порадуйте мою душу этой песней».
Песня «У Есенина день рождения».
Композитор Евгений Мартынов. Поэт Андрей Дементьев. Исполняет Евгений Мартынов. Эстрадный оркестр. Дирижёр Константин Кримец. Запись 1979 года.
3 октября 1895 года родился русский и советский поэт и писатель, один из крупнейших лириков Серебряного века, представитель новокрестьянской поэзии, а в более позднем периоде творчества — имажинизма Сергей Александрович Есенин. К 110-летию со дня рождения Сергея Есенина (1895-1925).
Автор письма: Софья Александровна Искандарова, «ветеран рыночной экономики», город Уфа, «...практически во всех событиях последних 65 лет я была непосредственным и активным участником, или свидетелем происходящего и не могла не обратить внимания на то, что многие исторические события объединяет, в конечном счёте, одно: битва за металл. Вся моя трудовая жизнь была связана с экономикой и финансами. Повидала я на своём веку огромное количество талантливых и предприимчивых людей. Многие сложили свои головы на фронтах первоначального накопления капитала. Передайте для всех предпринимателей куплеты Мефистофеля из оперы “Фауст”:
“На земле весь род людской
Чтит один кумир священный,
Он царит над всей вселенной,
Тот кумир — телец златой!”» «Куплеты Мефистофеля» из 2 акта оперы «Фауст»(по мотивам трагедии Иоганна Вольфганга фон Гёте).
Композитор Шарль Гуно (Charles Francois Gounod). Авторы либретто Мишель Карре (Michel Carre) и Жюль Барбье (Paul Jules Barbier). Автор русского текста Пётр Калашников. Исполняет Марк Рейзен. Оркестр и хор Большого театра СССР. Дирижёр Лев Штейнберг. Тонфильм 1939 года.
Автор письма: Валерий Бедных, город Омск, «...в юные годы я дружил с девочкой Зоей, называл её “зайчонок”. У нас в селе открыли кинотеатр, и первым был фильм “Роман и Франческа”. Романа играл артист Павел Морозенко, а Франческу – Людмила Гурченко. Нам очень понравился фильм, а особенно “Песня Романа” из него. Мы пели эту песню, сколько запомнили, и дали клятву быть всегда вместе. Дружили мы восемь лет, потом я ушёл в армию на два года, и когда осталось мне служить три месяца, она вышла замуж. Я потом тоже женился. Несколько раз мы встречались с ней, разбирались, кто прав, кто виноват, но прошлого не вернуть. Год назад я узнал, что Зои не стало. Очень вас прошу в память об этой прекрасной девушке передайте нашу песню – “Песню Романа” из фильма “Роман и Франческа”».
«Песня Романа» из кинофильма «Роман и Франческа»(1960 год, режиссёр Владимир Денисенко).
Композитор Александр Билаш. Поэт Дмитрий Павличко (Дмитро Павлычко). Исполняет Александр Таранец. Симфонический оркестр Украинского радио и телевидения, дирижёр Газиз Дугашев. Запись 1963 года.
Упоминаемые персоны:
Павел Семёнович Морозенко (1939-1991, актёр театра и кино; заслуженный артист УССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени Константина Станиславского; фильм «Роман и Франческа» стал дебютом Павла Морозенко в кино: студентом выпускного курса актёрского факультета Киевского театрального института имени Ивана Карпенко-Карого его утвердили на главную роль в картине – «печальной истории о любви советского моряка корабля “Тарас Шевченко” Романа и итальянской певицы Франчески Карродини, разлучённых войной»; фильм нашёл широкий отклик у зрителей: «великолепный дуэт Павла Морозенко и Людмилы Гурченко смотрится на одном дыхании, “Роман и Франческа” остаётся одной из самых романтичных, добрых и трогательных мелодрам советского кинематографа»);
Людмила Марковна Гурченко (1935 г.р., советская и российская актриса, эстрадная певица, композитор, режиссёр, сценарист, писатель; одна из наиболее выдающихся российских киноактрис, обладавшая многогранным характерным амплуа с ярким драматическим и музыкальным даром; народная артистка СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых и Государственной премии Российской Федерации; фильм «Роман и Франческа» был важной вехой в её карьере, особенно учитывая, что на момент съёмок актрисе было всего 25 лет, она продемонстрировала свой драматический талант задолго до признания её таковой после картины «Старые стены» в 1973 году, в этой картине она смогла воплотить глубокие драматические образы, сумела создать положительный образ иностранки и убедительно передать характер персонажа, это говорит о том, что уже в 1960-х годах Людмила Гурченко обладала значительным актёрским потенциалом, который позже принес ей звание народной артистки СССР и признание как одной из самых ярких актрис советского кинематографа).
Виктор Татарский: «7 октября был день рождения поэта Новеллы Николаевны Матвеевой». Автор письма: Владимир Николаевич Беспалов, посёлок Подгоренский, Воронежская область, «...фрагменты спектаклей всегда звучали и звучат на уроках литературы заслуженного учителя России Евгении Константиновны Лесковской, которая живёт и работает в Поярково Амурской области. Это творчески работающий учитель, благодаря которому школьники занимают призовые места на областных олимпиадах по русскому языку. С теплотой вспоминаю и о том времени, когда я, молодой специалист, жил и работал среди замечательных людей посёлка Анновка. Помню, уже в сентябре выпал снег, стало холодно, а я никак не растоплю печь. Вдруг кто-то постучал в дверь, выхожу, стоит девятиклассник Гена Волохатюк. “Мама выглянула в окно, - говорит он, - а из трубы у вас дым не идёт. Вот она и отправила меня помочь вам”. Смотрю на него и думаю: “Какие внимательные люди здесь живут!” Каждый старался чем-то помочь. Пусть всю жизнь им сопутствует удача, пусть исполняются их добрые мечты. Пусть песня из “Повести о первой любви” Рувима Фраермана будет добрым воспоминанием о наших походах и кострах, о лунном затмении, которое мы наблюдали в телескоп глубокой ночью при пятидесятиградусном морозе. Замечательную песню написала Новелла Матвеева для радиоспектакля “Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви”. Вот отрывок из повести Рувима Фраермана:
“Филька был без майки, а на груди, тёмной от загара, выделялись светлые буквы, выведенные очень искусно.
Девочка прочла: «ТАНЯ».
— Как же ты это сделал? — спросила она.
Филька показал буквы, вырезанные из белой бумаги.
— Я каждое утро прихожу сюда и даю солнцу жечь мою грудь, для того чтобы имя твоё оставалось светлым.
— Филька! Ведь всё это исчезнет, как только наступит зима.
— Но ведь солнце так сильно. Неужели же всякий след исчезнет? Может быть, что-нибудь и останется, Таня?
— Ты прав, — сказала она. — Что-нибудь должно остаться. Всё не может пройти...”» «Песня Тани» («Синее море») из радиоспектакля по повести Рувима Фраермана«Дикая собака динго, или Повесть о первой любви»(1972 год, инсценировка Лии Веледницкой).
Автор музыки и стихов Новелла Матвеева. Исполняет Елена Камбурова. Инструментальный ансамбль под управлением Леона Елецкого.
7 октября 1934 года родилась поэтесса, прозаик, переводчица, бард, драматург и литературовед Новелла Николаевна Матвеева. Ко дню рождения Новеллы Матвеевой.
Упоминаемые персоны:
Евгения Константиновна Лесковская (1944 г.р., учитель русского языка и литературы, педагог высшей категории средней школы №2 села Поярково Михайловского района Амурской области; 17 августа 2000 года указом Президента Российской Федерации «за заслуги в обучении и воспитании учащихся и многолетний добросовестный труд» Евгении Константиновне присвоено звание «Заслуженный учитель России»).
Геннадий Волохатюк (1964 г.р., выпускник Благовещенского педагогического института, работал учителем физкультуры; хорошо играл на гитаре, выступал в школьном ансамбле);
Рувим Исаевич Фраерман (1891-1972, советский детский писатель и журналист; участник Гражданской и Великой Отечественной войн, военный корреспондент на Западном фронте; отрывок из 22-й главы произведения Рувима Фраермана 1939 года «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви» звучит в чтении Виктора Татарского в сокращении);
Лия Бенционовна Веледницкая (Лия Борисовна Веледницкая, 1925 г.р., с 1956 года и до выхода на пенсию в 1989 году режиссёр - Главной редакции радиовещания для детей Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию; режиссёр высшей категории; заслуженный артист РСФСР; будучи на пенсии, Лия Веледницкая продолжала работу на радио в качестве внештатного режиссёра, а после расформирования Главной редакции программ для детей и молодёжи, с 1992 года сотрудничала с московской студией звукозаписи «VOX Records» режиссёра и сценариста Виктора Трухана).
Автор письма: Людмила Ивановна Рунаева, город Мурманск, «...каждый раз надеюсь услышать во “Встрече...” одну песню. Последний раз слышала её в далёком детстве. Приходя к подружке, каждый раз ставила одну и ту же пластинку с песней “Море”: “Стихло на миг море у ног...” Так получилось, что эта песня определила мою судьбу, о чём нисколько не жалею».
Песня «Море зовёт».
Композитор Арно Бабаджанян. Поэт Гарольд Регистан. Исполняет Жан Татлян. Инструментальный ансамбль под управлением Арно Бабаджаняна. Грампластинка 1965 года.
Автор письма: Ольга, город Энгельс, Саратовская область, «...с помощью “Встречи...” прошу найти и поздравить с днём рождения Аскольда Запашного. Он артист цирка. Цирковые – вечные кочевники. В каком городе нашей страны или мира он сейчас находится, неизвестно, но радиоволны могут его найти. Аскольд – представитель пятого поколения известной цирковой династии Запашных. Как и его старший брат Эдгард, он сын дрессировщика Вальтера Михайловича Запашного. Он родился в Харькове, с 11 лет на арене, сейчас вместе с братом выступает как конный жонглёр и как дрессировщик обезьян и крупных кошек в аттракционе “Среди хищников”. Год назад побывал в нашем Саратове, где о нём вспоминают с благодарностью. 27 сентября Аскольду Запашному исполнилось 28 лет. Хочется пожелать ему приятных сюрпризов от Судьбы, крепкого здоровья, хорошего настроения. Пусть ему всегда сопутствует восхищение и признательность зрителей. Песня же, которая должна стать подарком Аскольду Запашному, - “Куда уехал цирк”». Виктор Татарский: «Я хочу к поздравлению Ольги добавить, что... я бы просил Аскольда аккуратнее относиться к крупным кошкам, не обижать их».
Песня «Куда уехал цирк».
Композитор Владимир Быстряков. Поэт Вадим Левин. Исполняет Валерий Леонтьев.
Ко дню рождения дрессировщика Аскольда Запашного.
Упоминаемые персоны:
Аскольд Вальтерович Запашный (1977 г.р., артист цирка, представитель цирковой династии Запашных в четвёртом поколении, выступающий в жанре дрессировки хищных животных, жонглёр, вольтижёр, канатоходец, жонглёр на сегвеях, акробат на роликах);
Эдгард Вальтерович Запашный (1976 г.р., представитель известной цирковой династии Запашных);
Вальтер Михайлович Запашный (1928 г.р., советский и российский артист цирка — дрессировщик хищных животных; вместе с братьями Мстиславом и Игорем участвовал в создании цирковой группы «Братья Запашные»; народный артист РСФСР).
Автор письма: Николай Петрович Куканов, Санкт-Петербург, «...к вам обращается ленинградский блокадник, участник войны. Я очень люблю весь репертуар Леонида Осиповича Утёсова, особенно 1930-х годов, когда он ещё выступал в Ленинграде. Потом он переехал с джазом в Москву. Это были не концерты, а самые настоящие спектакли. Так, в 1929 году шёл спектакль “Республика на колёсах”, и там была песня “С одесского кичмана”, которую сразу же запретили. Так всегда у нас водилось. Тогда же в программе Ленинградского мюзик-холла Утёсов пел и “Гоп со смыком”. Очень бы хотелось услышать что-нибудь из этого репертуара Леонида Осиповича». Виктор Татарский: «Николай Петрович, с этим утёсовским репертуаром связана история, о которой пишет в своих воспоминаниях кинорежиссёр Леонид Марягин, друживший с Леонидом Осиповичем в последние годы его жизни: “Остроумие, искренность, талант актёра открывались в домашних утёсовских рассказах. Запомнилась мне новелла о взаимоотношениях Утёсова с начальником Главискусства в 1930-е годы Керженцевым, тем самым, который закрыл и разогнал театр Всеволода Мейерхольда: «До войны было принято гулять по Кузнецкому, и вот иду я как-то днём от Неглинной снизу вверх, - озорно начинал Леонид Осипович, - а сверху вниз по противоположному тротуару идёт Керженцев. Увидел меня, остановился и сделал пальчиком. Зовёт. Я подошёл. “Слушайте, Утёсов, - говорит он, – мне доложили, что вы вчера вопреки моему запрету опять пели «Лимончики», «С одесского кичмана» и «Гоп со смыком». Вы играете с огнём! Если ещё раз я узнаю о вашем своеволии, вы лишитесь возможности выступать, а, может быть, и не только этого”, - грозно сказал он и пошёл вальяжно сверху вниз по Кузнецкому. На следующий день мы работали в сборном концерте в Кремле в честь выпуска одной из военных академий. Ну, сыграли вальс “Над волнами”, спел я “Полюшко-поле”. Занавес закрылся, на просцениуме Качалов читает “Птицу-тройку”, мои ребята собирают инструменты... Тут ко мне подходит распорядитель в полувоенной форме и говорит: “Задержитесь. И исполните «Лимончики», «Кичман», «Мурку» и «Гоп со смыком»”. Я только руками развёл: “Мне это петь запрещено”. - “Сам просил”, - говорит распорядитель и показывает пальцем через плечо на зал. Я посмотрел в щель занавеса - в зале, действительно, сидел Сталин, которого не было там во время моего первого выхода. Мы с оркестром вновь вернулись на сцену, выдали всё по полной программе, курсанты в восторге, сам усатый тоже ручку к ручке приложил. Вечером снова гуляю по Кузнецкому. Снизу вверх. А навстречу мне - сверху вниз - Керженцев. Я подхожу к нему и говорю, что не выполнил его приказа и исполнил сегодня то, что он запретил. Керженцев побелел:
— Что значит, “не выполнили”? Как вы могли исполнить, если я запретил?
— Ну, я не мог отказать просьбе зрителя”, - так уныло, виновато отвечаю я.
— Какому такому зрителю вы не могли отказать, если я запретил?
— Сталину, - говорю.
Керженцев развернулся и быстро-быстро снизу вверх засеменил по Кузнецкому...»”» Городская песня «Гоп со смыком».
Автор аранжировки Николай Игнатьев. Исполняет Леонид Утёсов и театрализованный джаз-оркестр под управлением Леонида Утёсова. Грампластинка была записана 8 марта 1932 года.
Виктор Татарский: «“Гоп со смыком”, один из манифестов хулиганско-босяцкой Одессы 1920-х годов. Леонид Утесов и его “теаджаз”. Осмелился записать это безобразие в 1932 году “Музтрест”, который помещался тогда на Кузнецком Мосту в Москве».
Упоминаемые персоны:
Леонид Георгиевич Марягин (1937-2003, советский и российский кинорежиссёр, сценарист и актёр; народный артист Российской Федерации; книга Леонида Марягина «Изнанка экрана», фрагменты которой читает Виктор Татарский, была выпущена издательством «Детектив-Пресс» в 2003 году);
Платон Михайлович Керженцев (1881-1940, советский государственный и общественный деятель, революционер, дипломат, экономист, журналист, переводчик; основатель советской школы тайм-менеджмента; с 1936 по 1938 годы Платон Керженцев был председателем Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР; на 1-й сессии Верховного Совета СССР 1-го созыва 17 января 1938 года депутат Андрей Жданов подверг критике деятельность Комитета и его председателя, в частности за то, что им поддерживалось в течение долгого времени существование театра Мейерхольда, в результате театр был закрыт, а 19 января Платон Михайлович был снят со своего поста; в том же 1938 году Платон Керженцев стал главным редактором и директором Малой Советской энциклопедии, заместителем Главного редактора Большой советской энциклопедии, заместителем директора издательства «Советская Энциклопедия»);
Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874-1940, русский и советский театральный режиссёр, актёр и педагог, теоретик и практик театрального гротеска, создатель актёрской системы, получившей название «биомеханика»; народный артист Республики);
Василий Иванович Качалов (1875-1948, русский и советский актёр, мастер художественного слова (чтец), педагог; один из ведущих актёров Московского Художественного театра на протяжении многих лет; народный артист СССР, лауреат Сталинской премии I степени; произведение «Птица-тройка» в чтении Василия Качалова, о котором упоминает в воспоминаниях Леонид Утёсов, это отрывок из поэмы Николая Гоголя «Мёртвые души»).
Виктор Татарский: «От автора передачи. 9 октября Джону Леннону исполнилось бы 65 лет. Прожил он всего 40 лет. Четверть века назад Джон был застрелен одним из своих фанатов, который таким образом пытался добиться всемирной известности. И добился... Композитор, поэт, певец, гитарист Джон Леннон в 1954 году* создал группу Quarrymen. А с 1956 года* в Ливерпуле появляется “великолепная четверка” - Джон Леннон, Пол Маккартни, Ринго Старр и Джордж Харрисон, то есть, Beatles - легендарная группа, неформальным руководителем которой все 14 лет* её жизни был Леннон. Почти все песни “битлов” - это песни Джона Леннона и Пола Маккартни. После распада группы в течение 10 лет Джон выпускает сольные альбомы, некоторые совместно с женой – Йоко Оно. Влияние “Beatles” на молодёжную культуру Англии, Америки, Советского Союза, да, пожалуй, всего мира было огромным. В “Evening Standard” ** в 1966 году Джон Леннон заявлял: “Сейчас мы популярнее Иисуса Христа. Не знаю, что сейчас на первом месте – рок-н-ролл или христианство”... Я думаю, что такое сравнение сомнительно с точки зрения этики и вкуса, но сути... если в словах Джона и есть преувеличение, то оно весьма незначительно».
Песня «Облади-облада» («Ob-la-di, ob-la-da», «Жизнь продолжается», в переводе с языка народа йоруба, Нигерия).
Авторы песни Джон Леннон (John Lennon) и Пол Маккартни (Paul McCartney). Исполняет ансамбль «Битлз» (The Beatles). Запись 1968 года.
9 октября 1940 года родился британский рок-музыкант, певец, поэт, композитор, художник, писатель; один из основателей и участник группы «Битлз» Джон Леннон. К 65-летию со дня рождения Джона Леннона (1940-1980).
Упоминаемая персона:
Йоко Оно Леннон (Yoko Ono, 1933 г.р., японская авангардная художница, певица и деятель искусства; с 1969 года супруга Джона Леннона).
Примечание: * британская группа The Quarrymen была образована в 1956 году в Ливерпуле Джоном Ленноном, его школьным другом Питером Шоттоном и Эриком Гриффитсом. Поначалу коллектив назывался The Blackjacks, потом по предложению Шоттона был переименован: новое название имело отношение к Quarry Bank Grammar School — школе, в которой оба учились. Важную роль в формировании Quarrymen сыграла мать Джона Джулия: она помогала мальчикам настраивать инструменты, показывала им аккорды, знакомила со своей коллекцией пластинок. Исторический день 6 июля 1957 года, когда на выступление Quarrymen в церковный двор пришёл Пол Маккартни с гитарой, можно считать отправной точкой в истории The Beatles. Тем не менее, официальным считается 1960 год образования The Beatles. Группа просуществовала 10 лет — с 1960 по 1970 годы.
Примечание: ** Evening Standard — британская еженедельная региональная газета (распространяется в Лондоне и близлежащих графствах). Она была основана в 1827 году под названием Standard, а под современным названием издаётся с 1859 года. В марте 1966 года во время интервью Evening Standard Джон Леннон сказал: «Христианство уйдёт. Зачахнет и исчезнет. И спорить об этом не нужно. Я прав, и время докажет мою правоту. Сегодня мы популярнее Христа. Не знаю, что уйдёт первым — рок-н-ролл или христианство. Против Христа я ничего не имею, но ученики его были заурядные тупицы. Они всё переиначили и уничтожили для меня тем самым всю его ценность». Это высказывание осталось практически незамеченным в Англии, но вызвало большой общественный резонанс в США, когда его пять месяцев спустя процитировал местный журнал. Последовавший скандал с публичным сжиганием записей The Beatles, пикетов членов Ку-клукс-клана и угроз в адрес лично Джона Леннона, в конечном счёте привёл к прекращению концертной деятельности «Ливерпульской четвёрки».
Веб-архив благодарит радиослушателя из Воронежской области Владимира Беспалова, неоднократного участника «Встречи с песней» и участника Сообщества передачи социальной сети «ВКонтакте», за помощь в расшифровке 969-го выпуска.
Выпуск 969 передачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире «Радио России» 8 октября 2005 года.
Создание открытого общедоступного веб-архива самой уникальной в истории мирового радиовещания передачи «Встреча с песней» начато в 2019 году с одобрения народного артиста России Виктора Витальевича Татарского. Основу контента составляют личная фонотека автора и ведущего передачи, аудиозаписи и текстовые материалы из коллекций филофонистов и радиослушателей, фондов библиотек и архивов России и Беларуси.
Для дальнейшего пополнения веб-архива передачи будем признательны всем неравнодушным людям, в коллекциях которых есть любые материалы, имеющие непосредственное отношение ко «Встрече с песней» и персоне Виктора Татарского: магнитофонные бобины и компакт-кассеты с записями «Встречи...» (или их оцифровки), текстовые заметки о содержании выпусков, газетные и журнальные публикации с интервью Виктора Татарского, воспоминаниями и откликами о «Встрече с песней», биографическими материалами об авторах писем - участниках передачи и кто может поделиться ими с веб-архивом, пишите по адресу или через формоотправитель.