Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Выпуск 968
(24 сентября 2005 года)
-
Виктор Татарский: «21 сентября по православному календарю был праздник Пресвятой Богородицы. Почти всегда в нашей почте есть письма к этому почитаемому на Руси дню. Сегодня, однако, вот такое очень горькое письмо...» Автор письма: Мария Павловна Ушакова, город Пятигорск, Ставропольский край, «...Господи, благослови! Уважаемый Виктор, с горем и болью обращаюсь. Есть у меня старшая дочь Татьяна, я её растила, учила, выдала замуж, в приданое отдала ей дом, который я получила в наследство от родителей. Умер мой муж, осталась машина “Запорожец” – и её я отдала Тане, уж больно та ласково просила: “Подари!” Что я и сделала – подарила. Потом она просит у меня ещё полдома моего. Но у меня же ещё дочь есть! Идёт борьба, делёжка, скандалы. Таня оскорбляет, проклинает меня, говорит: “Ты мне не мать!” Видя, что я уже плохая, что за мной уход нужен, она продаёт мой родительский дом, получив от продажи большую сумму, и переезжает в другой город. Я попросила у неё немного денег на похороны – в ответ она бросила мне в лицо 50 рублей, говоря: “Я ничего тебе не должна!”, сопровождая всё проклятиями. Уж слёз больше нет, а душа болит и плачет от обиды. Прошу, найдите для меня молитву к Пресвятой Богородице, пусть она успокоит мою душу. Вот эта молитва: “Я, Матерь Божия, ныне с молитвою пред Твоим образом...” Простите, что пишу, но больше жаловаться некому». Виктор Татарский: «Вот такая горькая исповедь. Люди добрые, я думаю, надо поддержать человека как-то. Кто добрым словом, кто... Ну, в общем, кто чем может. Запишите, пожалуйста, адрес Марии Павловны (далее Виктор Татарский называет почтовый адрес Марии Ушаковой). Мария Павловна, молитва, о которой вы просите...» Песня-романс «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою»). Композитор Александр Варламов. Поэт Михаил Лермонтов. Исполняет Олег Погудин. Партия гитары Михаил Радюкевич. Запись 1997 года. 21 сентября отмечается церковный праздник Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
-
Виктор Татарский: «21 сентября 625-летие Куликовской битвы. В связи с этим событием несколько неожиданное послание...» Автор письма: Иван Данилович Асоцкий, город Снежногорск, Мурманская область, «...пишет вам ветеран Куликовской битвы Иван Данилович Калита. Как сейчас помню, пришли мы с Дмитрием Ивановичем, прозванным в последующем Донским, на поле Куликово и стали лагерем. Сложил я всё оружие, а служил я у Дмитрия Ивановича оруженосцем, под навес и сели мы мёд пить. Ох, и много же мёда было в тот вечер выпито! Проснулся на рассвете – солнышко поднимается, жаворонок над головой журчит, а в голове гудит, яко в котле пустом. Чувствую, надо опохмеляться. Растолкал Дмитрия Ивановича и тут глядь – в степи черно от татаро-монголов! Лезут к нам с дикими визгами. Такая нас злость взяла – не дали опохмелиться! Бросились мы на них и посекли в мелкий салат. А было это сентября 8-го, по новому стилю – 21-го, года 1380-го. С тем и остаюсь ваш покорный слуга Иван Данилович Калита, а вообще-то Иван Данилович Асоцкий, город Снежногорск Мурманской области». Виктор Татарский: «Послание Ивана Даниловича дополню исторической справкой. 21 сентября 1380 года, то есть, 625 лет назад, на Куликовом поле, на Дону, полки многих русских княжеств во главе с великим князем Московским и Владимирским Дмитрием Донским вступили в битву с монголо-татарскими войсками правителя Золотой Орды Мамая. Битва завершилась победой русских полков и стала началом освобождения Руси от монголо-татарского ига». Ариозо Дмитрия Донского из симфонии-кантаты (симфонической пьесы) «На поле Куликовом». Композитор Юрий Шапорин. Поэты Александр Блок и Михаил Лозинский. Исполняет Александр Пирогов. Государственный оркестр СССР, дирижёр Александр Гаук. Тонфильм 1942 года. 8 (21) сентября 1380 года на Дону, на Куликовом поле произошло сражение между объединёнными русскими войсками под предводительством великого князя Дмитрия Ивановича (Донского) и войском золотоордынского хана Мамая – Куликовская битва (именуемая также Донским или Мамаевым побоищем). Русские войска одержали победу в этой битве. К 625-й годовщине Куликовской битвы.
Упоминаемые персоны: Иван I Данилович Калита (1284 или 1288- 1340, князь Московский, великий князь Владимирский, князь Новгородский; сын Даниила Александровича, младший брат Юрия Даниловича, получивший своё прозвище, по разным версиям, за щедрость по отношению к нищим или за бережливость; принадлежал к династии Рюриковичей (к потомству Всеволода Юрьевича Большое Гнездо), являлся дедом Дмитрия Донского, не участвовал в Куликовской битве, поскольку умер за 40 лет до неё); Дмитрий Иванович Донской (1350-1389, князь Московский (с 1359 года), великий князь Владимирский и князь Новгородский (с 1363 года); сын князя Ивана II Красного и его второй жены, княгини Александры и внук Ивана I Даниловича Калиты; прозван «Донским» за победу в Куликовской битве близ реки Дон); хан Мамай (на рубеже 1320—1330- 1380, беклярбек и темник Золотой Орды; с 1361 по 1380 годы, в период «Великой замятни» (длительной междоусобной войны в Золотой Орде), от имени марионеточных ханов из династии Батуидов Мамай управлял западной частью (временами также столицей — Сарай-Бату) Золотой Орды — Мамаевой Ордой, которая находилась на левом берегу Волги, примерно в 80 километрах севернее современного города Астрахани, в районе села Селитренного Харабалинского района Астраханской области).
-
Автор письма: Иван Алексеевич Дудин, Волгоград, «...в сентябре 1943 года, после тяжёлого ранения при прорыве Миусс-фронта в Ростовской области, мне довелось лечиться в санатории имени Красной Армии в городе Ессентуки Ставропольского края. Позади были великие битвы под Сталинградом и Курском, а 16 сентября 1943 года войска Северо-Кавказского фронта освободили от фашистских захватчиков город и порт Новороссийск. В санатории царила атмосфера всеобщей радости. По этому случаю был организован концерт. Одни раненые пришли в клуб сами, других вели под руки, третьих принесли на носилках. Я пришёл сам, у меня было разбито, как у Чапаева, левое предплечье. После нескольких номеров – песни довоенные и военные – на сцену поднялся в санаторных доспехах (кальсоны, белая рубашка, деревянные шлёпки) с перевязанной бинтами головой боец, в руках у него была скрипка. Полилась прекрасная музыка, буквально очаровавшая всех нас. Это были “Муки любви” австрийского композитора Крейслера. Нельзя ли повторить эту музыку сейчас, спустя 62 года от того далёкого времени? После войны я долго, 23 года, служил в Военно-морском флоте, преимущественно на подводных лодках Северного флота. Сейчас я в отставке, капитан 1-го ранга. Если решитесь включить моё письмо в передачу, назовите моё прежнее фронтовое звание рядового. Оно мне, как и это флотское, очень и очень дорого». Виктор Татарский: «Называю все ваши звания, Иван Алексеевич: бывший рядовой, бронебойщик 2-го стрелкового батальона 899-го Берлинского стрелкового полка 248-й Одесской Краснознамённой стрелковой дивизии 28-й Армии Сталинградского, а затем Южного фронта, потом – капитан 1-го ранга, североморец, Иван Алексеевич Дудин, Волгоград». Вальс «Муки любви» (Liebesleid). Композитор Фриц Крейслер (Fritz Kreisler). Исполняет Фриц Крейслер (скрипка) и Симфонический оркестр под управлением Чарльза О’Коннелля (Charles O’Connell). Грампластинка 1920-х годов. 2 февраля 1875 года родился австрийский скрипач и композитор, один из самых известных скрипачей мира, до сего дня считающийся одним из лучших мастеров игры на скрипке, Фриц Крейслер. К 130-летию со дня рождения Фрица Крейслера (1875-1962).
Упоминаемая персона: Василий Иванович Чапаев (1887-1919, участник Первой мировой и Гражданской войн, начальник дивизии Красной армии; был и остаётся одной из самых известных исторических личностей эпохи Гражданской войны в России. Увековечен в книге Дмитрия Фурманова «Чапаев» и одноимённом фильме братьев Васильевых; в конце сентября 1915 года в ходе тяжёлых боёв под Цуманью Василий Чапаев получил ранение в руку: было перебито сухожилие, последствия ранения сказывались до конца его жизни).
-
Виктор Татарский: «16 сентября исполнилось 260 лет со дня рождения российского полководца, генерал-фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова, разгромившего армию Наполеона в 1812 году. Письмо в связи с одной из песен о нём...» Автор письма: Юлия Георгиевна Сперанская, урожденная Селиванова, Нижний Новгород, «...давно не слышно песни, в которой были такие строки:
“И слышно, как бьётся Кутузова сердце
У старой саксонской дороги”.
Я принадлежу к военному роду Селивановых, которому в этом году исполнилось 600 лет. Чту подвиги, мужество и профессионализм наших славных флотоводцев, генералов, офицеров и рядовых воинов, во все века защищавших своё отечество. Передо мной на стене портрет моего предка, генерала Андрея Николаевича Селиванова, проведшего 50 лет в седле, участвовавшего в четырёх войнах, в 67 лет воевавшего в Первую мировую, в 70 лет скончавшегося в революцию в Питере. Для меня песня о сердце Кутузова очень многое значит. Плохо мы чтим своих спасителей, теряем память. Может быть, потому и нет порядка в России, что нет памяти?» Виктор Татарский: «Да, Юлия Георгиевна, вероятно, здесь есть связь. В своём письме вы цитируете такие строки:
“И слышно, как бьётся Кутузова сердце
У старой саксонской дороги”.
Хочу обратить внимание участников нашей “Встречи...” на то, что чтобы понять смысл этих строк, необходимо вслушаться в стихотворное содержание всей песни. В нём на сей раз не художественный образ, а исторический факт, и весьма интересный. Итак, стихи Евгения Долматовского, музыка Марка Фрадкина, “Сердце Кутузова”». Песня «Сердце Кутузова». Композитор Марк Фрадкин. Поэт Евгений Долматовский. Исполняет Краснознамённый ансамбль песни и пляски Советской Армии имени А.В. Александрова, солист Вадим Русланов. Запись 1966 года. 5 (16) сентября 1745 родился русский полководец, государственный деятель и дипломат, генерал-фельдмаршал, участник русско-турецких войн, главнокомандующий русской армией во время Отечественной войны 1812 года, первый полный кавалер ордена Святого Георгия Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов, с 1812 года именовался светлейшим князем Голенищевым-Кутузовым-Смоленским. К 260-летию со дня рождения Михаила Илларионовича Кутузова (1745-1813).Упоминаемая персона: Андрей Николаевич Селиванов (1847-1917, русский генерал от инфантерии; участник русско-турецкой войны 1877 - 1878 годов, китайской кампании 1900 - 1901 годов, Русско-японской и Первой мировой войн).
-
Автор письма: Андрей Пойлов, город Пермь, «...мне 30 лет, пишу вам сразу после того, как послушал “Встречу...”, полон впечатлений. В передаче прозвучала песня про Эльбрус, а эту песню я впервые услышал от моей первой школьной учительницы Нины Григорьевны Косажихиной, и было это в начале 1980-х. Следовательно, 20 лет спустя я услышал её ещё раз, но в гораздо более... правильном, что ли, исполнении Маргариты Суворовой. Два года назад скончался мой отец. Наверное, я с ним о многом не поговорил – не поговорил по душам. Отец часто напевал песню про солдата, который ждёт писем, а письма приходят нечасто. Службу в армии отец проходил в ГДР». - «В Германской Демократической Республике», - В.Т., «Для простого деревенского парня из российской глубинки, а отец родом из Кировской области, это было незабываемо – ведь он до службы нигде, кроме райцентра, не бывал. Так что же это за песня, кто её исполнял? Если она существует, прошу вас передать её во “Встрече...”». Виктор Татарский: «Андрей, эта песня существует, её написали в 1962 году Ян Френкель и Михаил Танич». Песня «Как тебе служится». Композитор Ян Френкель. Поэт Михаил Танич. Исполняет Марина Янисова. Отдельный показательный оркестр Министерства обороны СССР. Запись 1963 года.
-
Автор письма: Борис Артёмович Мамаджанов, Санкт-Петербург, «...я хочу вспомнить конец 1950-х – начало 1960-х годов, когда я часто бывал на Кавказе в различных местах – и пешком как турист, и на мотоцикле, и на автомобиле. Ходил и ездил по ночам, возвращался с танцплощадок, но у меня даже в мыслях не было, что меня могут побить, ограбить, похитить или взять в заложники. Полагаю, этому способствовала и послевоенная культура, в частности, музыка и песни. Звучали голоса Рашида Бейбутова, Владимира Канделаки, Мартика Ованесяна и многих других. В их песнях была тема Кавказа, гордость за свой край. Были добрые песни о Тбилиси, Ереване, Баку, Кутаиси, были арии из весёлой оперетты “Аршин мал алан” *, в кинотеатрах шёл фильм с таким же названием* с Рашидом Бейбутовым в главной роли, масса шуточных песен, которыми славились кавказские народы. Люди песни эти помнили и напевали во время застолий. Муслим Магомаев и Вахтанг Кикабидзе стали известны позднее. Прошу вас вспомнить во “Встрече...” песню “Гости дорогие”, которую пел Владимир Канделаки, в ней поётся о встрече в праздник друзей из разных мест Кавказа». Песня «Гости дорогие». Композитор Модест Табачников. Поэт Георгий Ходосов. Исполняет Владимир Канделаки. Эстрадный оркестр Всесоюзного радио под управлением Виктора Кнушевицкого. Запись 1951 года.
Упоминаемые персоны: Рашид Меджид оглы Бейбутов (1915-1989, советский азербайджанский эстрадный и оперный певец (тенор), актёр; народный артист СССР, лауреат Сталинской премии II степени и Государственной премии Азербайджанской ССР); Мартик Ованесян (армянский советский певец, репатриант из Болгарии, солист Государственного джазового оркестра Армени); Муслим Магометович Магомаев (1942 г.р., советский, азербайджанский и российский эстрадный и оперный певец (баритон), репертуар которого насчитывал более 600 произведений (арии, романсы, песни); композитор, киноактёр; народный артист СССР); Вахтанг Константинович Кикабидзе (1938 г.р., советский и грузинский певец, автор песен, актёр, кинорежиссёр, сценарист, политический деятель; лауреат Государственной премии СССР; народный артист Грузинской ССР ).
-
Автор письма: Александр Баранов, Санкт-Петербург. Виктор Татарский: «Питерцы – наиболее активные участники сегодняшней “Встречи...”» «...где-то я прочитал такую фразу: “Старшее поколение часто ругает молодых, говорит, что раньше не было всего того, что есть теперь, но сейчас нет главного: причастности к великому делу”. Иногда даже задаёшься вопросом: зачем живёшь на этом свете? Вы как-то очень хорошо заметили, что смысл жизни заключается в ней самой, но жить-то можно по-разному... Моя просьба, связана с тем она, что недавно я вспомнил и ужаснулся: сколько за свою жизнь сказал пустых, глупых, а хуже того – обидных и плохих слов. Они соскочили у меня с языка легко и незаметно, а сейчас их стыдно и больно вспоминать. И прощения просить поздно и бессмысленно: ведь сказанного назад не воротишь. В одной песне есть такие слова:
“А память священна,
Как отблеск высокого огня,
Прощенья, прощенья
Теперь проси не у меня...”
Можно вас попросить найти её? Она для меня совсем не о прошедшей любви, а о ценности и значимости слов – каждого слова». «Песня прощения» на мелодию песни «Манчестер и Ливерпуль» («Manchester et Liverpool»). Композитор Андре Попп (André Popp). Поэт Роберт Рождественский. Исполняет Муслим Магомаев. Эстрадно-симфонический оркестр Центрального телевидения и Всесоюзного радио под управлением Юрия Силантьева. Запись 1973 года. -
Виктор Татарский: «Из писем, доставляющих мне большое огорчение...» Автор письма: М.Н. Посталовская, Санкт-Петербург, «...уже давно “Встреча с песней” в Петербурге включается с большим опозданием. Не слышно мелодии “Одинокой гармони”, вашего приветствия, обычно уже заканчивается ответ на чьё-то письмо, видимо, первое. Я звонила по этому вопросу, ответили, что знают об этом, но не могут согласовать вопрос с Москвой. Вот такие у нас дела. Может быть, вы исправите положение?» Виктор Татарский: «А может быть, вы сами исправите? Ведь “Радио России” – государственное радио, а вы – налогоплательщики, и вы можете требовать учитывать ваши интересы. Ну, вот как, например, поступили преданные слушатели “Встречи с песней” в Омске. У них некоторое время вообще не транслировали передачу. Майя Петровна Малюкова пишет...» Автор письма: Майя Петровна Малюкова, город Омск, “...мы, клуб любителей “Встречи с песней”, не ждали милости от природы, посылаю вам доказательство этого...» Виктор Татарский: «И в доказательство Майя Петровна прислала ответ на просьбу омских участников “Встречи...” продлить трансляцию из Москвы на час, чтобы они могли слышать свою передачу. Вот он, этот ответ: “На ваше обращение в Региональный филиал «Электросвязь» в Омской области ОАО «Сибирьтелеком» сообщаем: по многочисленным просьбам радиослушателей в ближайшее время будет решён вопрос о продлении на один час по субботам трансляции программы «Радио России» по сети проводного вещания в городе Омске. Начальник центра Мунтин”. Ну вот, вот так надо действовать! Молодцы, омичи!»
Упоминаемая персона: Вадим Анатольевич Мунтин (директор структурного подразделения «Телекомсервис Омского филиала» ОАО «Сибирьтелеком»).
-
Виктор Татарский: «Ну, и на прощанье изменим несколько элегический темпо-ритм музыкального ряда сегодняшней “Встречи...”. “Майн Джек”, Рита Павоне». Песня-твист «Майн Джек» (Mein Jack, Der Ist Zwei Meter Groß). Композитор Иоганн Штраусс II (Johann Strauss II). Автор аранжировки Сэмми Лоу (Sammy Lowe). Поэт Карл Ульрих Блехер (Carl Ulrich Blecher). Исполняет Рита Павоне (Rita Pavone). Оркестр Сэмми Лоу (Sammy Lowe & His Orchestra). Запись 1964 года.
Примечание: * «Аршин мал алан», что в переводе с азербайджанского - «Покупающий товар аршинами» («Торговец тканями» или «Продавец ручного товара») - последняя и самая популярная оперетта азербайджанского композитора Узеира Абдул-Гусейн оглы Гаджибекова (1885-1948). Эта комическая и романтическая оперетта о торговце тканями в Шуше 1900-х годов, который ищет себе жену, была написана в 1913 году в Санкт-Петербурге. Автором либретто оперетты (на азербайджанском языке) является сам Узеир Гаджибеков. Премьера «Аршин мал алана» состоялась 25 октября 1913 года в Баку в театре Гаджи Зейналабдина Тагиева. В дальнейшем оперетту ставили в театрах Тбилиси, Еревана, Ашхабада, а также в Иране, Турции... Например, на сцене Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко роль разорившегося бека Султанбека в оперетте «Аршин мал алан» играл, упоминаемый в письме Бориса Мамаджанова Владимир Канделаки, а певец Рашид Бейбутов прославился на весь Советский Союз кинодебютом - исполнением роли молодого и богатого купца Аскера, главной роли в музыкальной кинокомедии 1945 года «Аршин мал алан», снятой по мотивам одноимённой оперетты режиссёрами Рзой Тахмасибом и Николаем Лещенко. Этот фильм был дублирован на 86 языков и показан в 136 странах мира.
Веб-архив благодарит радиослушательницу из Москвы Наталию Васильченко, участницу Сообщества
Выпуск 968 передачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире
Выпуск 967 | Выпуск 969 |
Создание открытого общедоступного веб-архива самой уникальной в истории мирового радиовещания передачи «Встреча с песней» начато в 2019 году с одобрения народного артиста России Виктора Витальевича Татарского. Основу контента составляют личная фонотека автора и ведущего передачи, аудиозаписи и текстовые материалы из коллекций филофонистов и радиослушателей, фондов библиотек и архивов России и Беларуси.
Для дальнейшего пополнения веб-архива передачи будем признательны всем неравнодушным людям, в коллекциях которых есть любые материалы, имеющие непосредственное отношение ко «Встрече с песней» и персоне Виктора Татарского: магнитофонные бобины и компакт-кассеты с записями «Встречи...» (или их оцифровки), текстовые заметки о содержании выпусков, газетные и журнальные публикации с интервью Виктора Татарского, воспоминаниями и откликами о «Встрече с песней», биографическими материалами об авторах писем - участниках передачи и кто может поделиться ими с веб-архивом, пишите по адресу или через формоотправитель.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте © RETROPORTAL.ru 2002 – гг.