Автор письма: Галия Искандеровна Мустафина*, город Североморск, Мурманская область: «В год столетия гибели Александра Сергеевича мне исполнилось десять лет. Жили мы в небольшом селе Стерлибашево в Башкирии. Отец был малограмотным, он только две зимы ходил к мулле, чтобы научиться читать Коран. Предполагал ли он, выписывая на 1937 год для меня детский журнал “Мурзилка”, что в мою жизнь навсегда войдёт Пушкин! Январский номер журнала целиком был посвящён Пушкину**; на обложке - портрет поэта, позже узнала фамилию художника – Тропинин. В школе журнал переходил из рук в руки - каждый хотел показать и рассказать его содержание домашним. Впечатление от этого номера осталось на всю жизнь... Каждый раз, возвращаясь к творчеству Пушкина, нахожу в нём новое. Мне дорого всё, что хранит память о великом поэте».
Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин».
Композитор Пётр Чайковский. Поэт Александр Пушкин. Исполняет Леонид Собинов.
10 февраля 2012 года - 175 лет со дня гибели великого русского поэта, драматурга и прозаика, критика и теоретика литературы, историка, публициста; одного из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века Александра Сергеевича Пушкина. Ко дню памяти Александра Пушкина (1799-1837).
Упоминаемые персоны:
Василий Андреевич Тропинин (1776-1857, русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов; среди частных заказных работ, в 1827 по просьбе друга Пушкина Соболевского Василием Тропининым был написан портрет поэта; современники отмечали поразительное сходство портрета с живым Пушкиным);
Ребельский*** доцент Киевского университета, был эвакуирован в Давлеканово, преподавал в педагогическом училище русский язык, «обладал особым даром слова»; Галие Мустафиной запомнилось изучение «Евгения Онегина» под руководством Ребельского - первое серьёзное знакомство с пушкинской поэзией);
Карл Петер Мазер (Carl Peter Mazer, 1807-1884, шведский художник и фотограф (дагерротипист). В 1838 году из Гельсингфорса (ныне Хельсинки) приехал в Петербург. В общей сложности провёл в России 15 лет; жил в Ярославле, Москве, путешествовал по Волге с бурлаками от Нижнего Новгорода до Астрахани, делая зарисовки быта и природы. В конце 1998 года Галия Мустафина побывала в Швеции и увидела там ранее неизвестный ей посмертный портрет Пушкина кисти Мазера);
Александр Трифонович Твардовский (1910-1971, русский советский писатель, поэт и прозаик, журналист; главный редактор журнала «Новый мир»; Галия Мустафина приводит слова Александра Твардовского: «Если Пушкин приходит к нам с детства, то мы по-настоящему приходим к нему лишь с годами»).
Автор письма: Лидия Евгеньевна Коптева, Санкт-Петербург: «Пишет вам древняя старушка. Просьба моя, может быть, вас удивит. Может быть, она и невыполнима. Я хочу послушать грустную музыку - траурный марш Шопена. Я обратилась с этой просьбой на Ленинградское радио, но получила отказ: мне сказали, что это “специальная музыка” - выполнить не можем. Я дожила до глубокой старости, и не знала, что существует музыка “специальная” и “неспециальная”. Композитор сочинял музыку, музыканты разучивали ноты, а люди эту музыку не слышат и не знают. Когда в стране объявлен день траура, музыка эта теперь не звучит... Хоронить с музыкой меня не будут - не тот статус. Если в вашей передаче тоже существует музыка “специальная” и “неспециальная” - я не обижусь, если моя просьба не будет выполнена. Мне будет приятно, что вы прочитали моё письмо, удивились, усмехнулись и выбросили». Виктор Татарский: «Уважаемая Лидия Евгеньевна! Во-первых, как вы видите, вернее, слышите, я письмо ваше не выбросил. Во-вторых, музыка эта, действительно, стала у нас, как выразились работники петербургского радио, “специальной” в том смысле, что она давно уже звучит в грустные для страны и для людей дни. Но Шопен писал эту музыку не для оркестра, как мы чаще всего слышим, а для фортепиано. Это одна из его сонат... Мне тоже не хотелось, чтобы эта грустная музыка звучала в нашей программе - у нас и так немало, к сожалению, скорбных дней. Но сегодня, в памятные дни 175-летия кончины Александра Сергеевича Пушкина, думаю, она будет уместна».
«Соната №2 си-бемоль минор».
Композитор Фридерик Шопен. Исполняют Сергей Рахманинов(фортепиано) и Оркестр Военно-морского флота(звучат фрагменты записей).
Автор письма: Нелли Илларионовна Папанова, город Губкин, Белгородская область: «Виктор Витальевич, если я вас правильно поняла, то выходит, что именно поиск песни приносит вам чувство удовлетворения... Разрешите мне доставить вам удовольствие найти песню, которую я слышала от мамы в детстве, она начиналась так: “Ехал Ясек с-под Кракова” - это всё, что припоминается из текста, а мелодию помню». Виктор Татарский: «Нелли Илларионовна, отдельно такой песни в записи, к сожалению, нет, но я предлагаю вам послушать попурри польских песен, вполне возможно, что там звучит и фрагмент песни “Ехал Ясек с-под Кракова”, о которой вы пишите».
Попурри польских песен «Ясек поёт».
Исполняет ансамбль Войска Польского.
Упоминаемая персона:
Гарталь (мать Нелли Папановой; у мамы была редчайшая фамилия - Гарталь. Она родилась в Гродненской области, католичка. В их селе была только православная церковь, и она, в числе других, ходила молиться в соседнее село Козловичи. В 1914 году все католики покинули село, мама тоже. Жизнь забросила её в Сибирь. По словам мамы, в молодости она хорошо говорила “по-польску”, и ещё она варила нам “кофе по-польску”, а когда готовила что-нибудь очень вкусное, мы подшучивали над ней: “и это приготовлено по-польску”»).
Автор письма: Валентина Северьяновна Волкова, город Магадан, в детские годы - жительница блокадного Ленинграда: «Когда я приезжаю из Магадана в свой родной Ленинград поездом, на вокзале, после первых же нот “Гимна Великому городу”, Глиэра, во мне звучит: “Здравствуй, здравствуй, позабудь печаль, здравствуй, здравствуй, выходи, встречай, видишь, я прошла все испытанья на пути свидания с тобой”. А в темноте я расставалась с Ленинградом в конце 1942 года - меня, девятилетнюю, после смерти близких, увозили в глубь России - в томский детский дом...».
Песня «Здравствуй, здравствуй».
Композитор Марк Фрадкин. Поэт Виктор Винников. Исполняет Леонид Утёсов, джаз-оркестр под управлением Леонида Утёсова. Грампластинка 1945 года.
Упоминаемые персоны:
Рейнгольд Морицевич Глиэр (Рейнгольд Эрнест Глиэр, 1875-1956, композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель; народный артист СССР, лауреат трёх Сталинских премий первой степени, кавалер трёх орденов Ленина, автор музыки Гимна Санкт-Петербурга (из балета «Медный всадник», Рейнгольд Глиэр, в редакции Григория Корчмара), автор слов — Олег Чупров, вместе с текстом гимн окончательно утверждён 13 мая 2003 года);
Марк Наумович Бернес (Менахем-Ман Неухович Нейман, 1911-1969, советский актёр кино и дубляжа, эстрадный певец; народный артист РСФСР, лауреат Сталинской премии первой степени; один из наиболее любимых артистов советской эстрады 1950-х — 1960-х годов, выдающийся русский шансонье).
Автор письма: Валентина Владимировна Попова, город Орск, Оренбургская область: «Пишу вам не впервые, ещё в юности я написала вам, и вы письмо прочитали и исполнили мою просьбу, но, к сожалению мне не довелось услышать - я в это время вместе с сокурсниками была на целине, но друзья мои слушали “Встречу...”. И вдруг слышат мою фамилию! Так благодаря вам я стала знаменитой!.. Вашу передачу теперь мы слушаем всей семьёй. Пусть некоторые не думают, что её любят только пожилые, детям моим она нравилась с детства, нравится и сегодня - им 29 и 30 лет... Во время работы в студенческом отряде нас развлекал игрой на гитаре один студент. Мне нравилась песня, которую он напевал. Позже я узнала, что стихи этой песни написаны поэтом Ярославом Смеляковым:
“Если я заболею,
к врачам обращаться не стану,
Обращусь я к друзьям
(не сочтите, что это в бреду):
постелите мне степь,
занавесьте мне окна туманом,
в изголовье повесьте
упавшую с неба звезду...”
Так вот, эти стихи очень нравились моему старшему сыночку, которого я потеряла в 1998 году - он был подводником, служил на Северном флоте...».
Песня «Если я заболею».
Поэт Ярослав Смеляков. Напевает заслуженный лётчик-испытатель, Герой Советского Союза, генерал авиации Владимир Сергеевич Ильюшин.
К 100-летию со дня рождения русского советского поэта, переводчика и литературного критика Ярослава Васильевича Смелякова (1912-1972).
Автор письма: Дмитрий Иванович Архипов, Москва: «Однажды по “Радио России” была передача, в которой рассказывали о Португалии и о певице Амалии Родригеш, о которой сказали, что она для Португалии сделала больше, чем Васко да Гама. Её голос очень красивый и выразительный. Амалия Родригеш стала для меня открытием... До сих пор нахожусь под впечатлением её очаровательного голоса».
Португальская песня «Мария из Лиссабона» («Maria Lisboa»).
Композитор Ален Оулман (Alain Oulman). Поэт Давид Моурао-Феррейра (David Mourao-Ferreira). Исполняет Амалия Родригеш (Amalia Rodriguez, Амалия Родригес). Запись 1962 года.
Упоминаемая персона:
Васко да Гама (Vasco da Gama, 1460 (по другим данным 1469)-1524), португальский мореплаватель эпохи Великих географических открытий, командующий экспедицией, которая впервые в истории прошла морским путём из Европы в Индию; граф Видигейра, губернатор Португальской Индии, вице-король Индии).
Автор письма: Юлия Александровна Кузьмина, город Томск: «В “пору надежд и грусти нежной” у нас с живущим неподалёку мальчиком был уговор: если я дома и готова идти гулять, я ставлю пластинку с “Танго соловья”. Это был художественный свист - совершенно необычный тогда жанр. С тех далёких лет я никогда не слышала этой мелодии...».
«Танго соловья».
Композитор Юрий Богословский. Исполняет Таисия Савва**** (художественный свист) и оркестр (концертный ансамбль), дирижёр Фердинанд Криш.
Мелодия «Танго соловья» звучит лейтмотивом в кинофильме «Подранки» (1976 год, режиссёр Николай Губенко).
Автор письма: Галина Леонидовна Новожилова, город Сортавала, Республика Карелия. Галина Новожилова интересуется, сколько лет передаче, были ли перерывы в её выходе, и сколько за это время получено писем? Виктор Татарский отвечает, что «31 января 2012 года “Встрече с песней” исполнилось 45 лет; ни единого перерыва не было, менялись только радиостанции. А сколько писем получено за эти годы - не знаю, не считал, но, кажется, более двух миллионов...».
«Песня о счастливой любви» («У моря, у синего моря...», «Каникулы любви»), песня из репертуара Эми Ито и Юми Ито - японского вокального дуэта «Сёстры Дза Пинац» («The Peanuts»).
Композитор Хироси Миягава, автор русского текста Леонид Дербенёв. Исполняет Нина Пантелеева. Запись была издана на грампластинке в 1965 году.
От автора(фрагмент выпуска №76 из цикла передач Виктора Татарского «На всех широтах», 7 марта 1976 года):
«Импровизация на тему “Румынской рапсодии Джордже Энеску”» («Paraphrase On Themes From The Rhapsodie №1», «Парафраз на темы из Рапсодии №1»).
Композитор Джордже Энеску (George Enescu). Исполняет Аура Урзичану (Аура Урзичану). Запись 1972 года.
В конце передачи Виктор Татарский ещё раз благодарит всех радиослушателей, поздравивших передачу с 45-летием.
Примечание: * Галия Искандеровна Мустафина родилась 22 апреля 1927 года в Башкирии. Затем семья переехала в районный центр Давлеканово. Там Галия окончила 7 классов и поступила на башкирское отделение педагогического училища. Вскоре началась война... 14-летняя Галия была назначена командиром взвода (курса) и наряду с основной профессией (учителя начальных классов) получила специальность военного связиста. После войны работала в райкомах комсомола Башкирии и Киргизии. В 1951 году поступила на географический факультет Московского университета им. М.В. Ломоносова, по окончании работала учителем географии в средней школе. В начале 60-х годов возглавила Красногорскую сельскую школу (в ста километрах от Уфы). В 1964 году Галия Мустафина приехала в Мурманск. Город понравился, и она решила остаться на Севере. Трудилась учителем географии, затем заведующей методическим кабинетом Североморского гороно, где проводила работу по планированию мероприятий с учителями и руководителями школ города. За свой труд получила высокую оценку со стороны Министра образования СССР. С 1976 по 1980 год, преподавая в Североморской школе №7 географию, Галия Искандеровна «воспитывала интерес к науке и к обучению в целом, выявляла особо одарённых школьников и всячески стремилась развивать их способности». Будучи на пенсии, Галия Искандеровна Мустафина продолжала активную творческую жизнь: в Центральной библиотеке Североморска выступала с рассказами о художниках и писателях. Ушла из жизни Галия Муставина 6 января 2015 года.
Примечание: ** в своих детских воспоминаниях Галия Мустафина неточна: портрет А.С. Пушкина работы художника Василия Тропинина был не на обложке, а на одной из страниц январского номера журнала «Мурзилка» 1937 года и не весь журнал был посвящён поэту; «пушкинские» материалы в «Мурзилке» публиковались также и в следующем - февральском номере 1937 года.
Примечание: *** вероятнее всего, речь в письме Галии Мустафиной идёт о Давиде Вениаминовиче Ребельском (1889-1959) лингвисте, педагоге, деятеле международного сионистского движения после эмиграции в США - родном брате советского врача-психиатра, психолога и педагога Иосифа Ребельского (1894-1949).
Примечание: **** Таиса (Таисия) Савва (Таисия Александровна Савенко, 1907-1973, советская артистка эстрады, солистка Ленинградского и Московского Мюзик-Холлов, мастер художественного свиста. Пик популярности Таисии Саввы пришёлся на 1930-е годы: артистка выступала в дивертисменте ленинградского кинотеатра «Пикадилли», принимала участие практически во всех программах Московского Мюзик-Холла (например, в спектакле «Шестая часть мира» Таиса Савва исполняла роль птицы); сыграла ряд небольших ролей в кинофильмах, участвовала в записи грампластинок. Знаменитое «Танго соловья» в исполнении Таисы Саввы было издано на пластинке в 1941 году.
Выпуск 1148 радиопередачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире «Радио России» 11 февраля 2012 года.
Намерение создать архив легендарной передачи Виктора Витальевича Татарского «Встреча с песней» неоднократно обсуждалось в интернет-сообществах. Эта идея высказывалась и в письмах, звучащих на радио. Ведь «Встреча с песней» - не только старейшая музыкальная передача страны, известная, без преувеличения, миллионам слушателей, это не только новый формат, придуманный на советском радио, но и уникальное явление в масштабах мирового радиовещания, аналогов которому просто нет. Авторская передача Виктора Татарского идёт в эфире с января 1967 года в неизменной концепции, суть которой наиболее ёмко определяет фраза: «песня в судьбе человека».
В бытность широкого распространения проводного и эфирного радиовещания, в период, когда передача звучала на волнах Первой программы Всесоюзного радио, то есть, транслировалась на территорию, превышающую географически СССР, «Встреча с песней» получала до 3 тысяч писем в месяц - рекордное количество корреспонденции среди всех передач советского радио! Она сумела пробудить у радиослушателей желание делиться с миром своими личными историями, связанными с любимой песней или памятной мелодией. И, конечно, «Встречу...» ждали, отмечая в календаре даты эфиров, чтобы в привычный вечер включить радиоприёмник и услышать... голос ведущего, который не спутать ни с каким другим. Голос, непохожий на голоса дикторов советского радио ни тембром, ни подачей. Во времена тотального официоза и шаблонных фраз, звучащих в эфире, потребность в спокойной, доверительной беседе, в искренности интонаций восполняла именно «Встреча с песней»... Именно поэтому в ней в равной степени уникальны: и манера работы у микрофона Виктора Татарского, и музыкальные записи (порой раритетные), и, конечно, содержательные письма (письма-воспоминания, письма-исповеди), звучащие в передаче, без которых «Встреча с песней» просто немыслима!
Во «Встрече...» впервые зазвучали записи, которые раньше были в закрытом фонде или вообще запрещены. Нередко с большим трудом Виктору Татарскому и редакторам передачи Терезе Рымшевич и Татьяне Зубовой приходилось преодолевать цензурные запреты как в отношении тем, затрагиваемых слушателями в письмах, так и по поводу записей. Ведь, действительно, редкие фонограммы звучат во «Встрече...» и чаще всего лишь один раз за все годы существования передачи, а если и имеются повторы, то редко - раз в пять лет. Именно во «Встрече с песней» впервые в эфире отечественного радио прозвучали песни Александра Вертинского, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина, Аллы Баяновой, Александра Галича, Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Александра Башлачёва...
Всесоюзное радио архивировало выпуски «Встречи с песней». Многие из этих магнитофонных лент сегодня хранит Гостелерадиофонд России... Передачи периода 2000-х годов публиковал официальный сайт «Радио России». Но этот архив был безвозвратно утерян. А в настоящее время новые выпуски «Встречи с песней» доступны на сайте радиостанции, увы, лишь в течение приблизительно года...
Отдельные выпуски (или их фрагменты) по мере оцифровки давних студийных лент и магнитозаписей из частных аудиоархивов время от времени публикуются на различных сайтах. Так на сайте «Старое радио» появилась коллекция «Встречи с песней» преимущественно середины - второй половины 1980-х годов. Участникам музыкальной соцсети «На завалинке» также удалось собрать часть архивных выпусков радиопередачи. Некоторое время назад сайт «MOSKVA.FM» архивировал записи «Встречи...» и, более того, предлагал текстовые расшифровки выпусков. Однако и этот архив был убран из общественного доступа... Сегодня пользователи социальной сети «ВКонтакте» могут общаться в сообществе «Встреча с песней. Автор и ведущий Виктор Татарский», созданном давней слушательницей радиопередачи Людмилой Калининой. А также слушать опубликованные самими радиослушателями аудиозаписи выпусков передачи «Встреча с песней» разных лет в сообществе «Архив радиопередачи “Встреча с песней”», созданном Сергеем Владимировым. Благодаря слушательнице Елене Маршак веб-архив пополнился целым блоком архивных аудио- и текстовых записей (с расшифровками, а также с указанием, что очень ценно, дат эфиров) многих выпусков передачи. Большую помощь в наполнении веб-архива «Встречи...» оказала член Союза журналистов РФ Надежда Ивановна Юдина из города Дятьково, любезно предоставившая бесценные тетради своей старшей подруги, слушательницы «Встречи с песней» с 1968 года, Азы Степановны Никишиной, которая многие годы методично вела записи выпусков любимой передачи. Также как это делала с 3 января 1968 года Людмила Сысуева из Свердловской области. Она передала веб-архиву свои записи о многих выпусках передачи. Филофонист Борис Щеглов поделился с веб-архивом редкими записями передачи «Встреча с песней», выходившими в эфир с 1983 по 1993 годы, а также помог уточнить значительный объём данных по выпускам разных лет. Вместе с единомышленниками - «поисковой группой из Подмосковья» (так называет их Виктор Татарский), он систематизировал из множества источников информацию о передачах «Встреча с песней», «Запишите на ваши магнитофоны» и «На всех широтах». За что ему и всем его коллегам из «поисковой группы» большое спасибо.
К середине 2019 года киноведом и редактором Еленой Бельской была завершена систематизация информации о «Встрече с песней», взятая из многих источников. Скрупулёзно, в течение нескольких лет Елене Бельской удалось собрать сведения о музыкальных произведениях, звучавших в большинстве выпусков радиопередачи, начиная с 1968 года! Этот список и стал основой веб-архива, предлагаемого вашему вниманию сайтом «Retroportal.ru». Если в информации о выпуске «Встречи с песней» указывались имя исполнителя и аккомпаниатора, то есть, представлялось возможным идентифицировать музыкальные записи и разыскать их (при отсутствии аудиозаписи самого выпуска передачи), то они становились дополнениями к тексту, переданному Еленой Бельской. Таким образом, сегодня пользователи веб-архива имеют возможность не только узнать о музыкальных произведениях, звучавших в том или ином выпуске, но и послушать архивные фонограммы...
На радийном сленге, утвердившемся ещё с советских времён, сюжеты (репортажи, интервью, комментарии), звучащие как в информационных выпусках новостей, так и в программах различной тематики, называются «кадрами». Автор и ведущий Виктор Витальевич Татарский именует «кадром» связку «письмо-песня»: завязка сюжета в содержании письма (иногда это фрагмент книги, статьи), а развязка в песне или мелодии, звучащей следом. В целях максимально подробного раскрытия информации аудиозаписи каждого выпуска «Встречи с песней», найденные на просторах глобальной сети, точно также разделены на «кадры», фрагменты. Они представлены в той же последовательности, что и в выпуске, прозвучавшем в эфире. Именно так, даже в таком виде, сохраняется (что очень важно!) драматургия выпуска, строго подчинённая авторскому замыслу.
Следует обратить внимание на то, что текстовые описания выпусков передачи могут отличаться от их звукового оригинала. В веб-архиве передачи информация по мере возможности подаётся в уточнённом и дополненном виде. Ведь поиски новых данных о названиях, об исполнителях, об авторстве тех или иных музыкальных произведений, о годах их записи никогда не прекращаются. К тому же год от года, благодаря широкому развитию сети Интернет, становится ещё больше известно о каких-то ранее неведомых моментах в биографиях творческих или политических деятелей, упоминаемых в передаче персон. В том числе в открытом доступе находится информация и об участниках «Встречи...». Как выясняется, авторы писем порой это известные в своих кругах личности, с неординарной судьбой, достойные быть героями отдельных интереснейших биографических книг!
Для удобства навигации по веб-архиву под каждым «кадром» (фрагментом) выпуска со знаком «#» (решётка) прописаны ключевые слова (хештеги), при переходе по которым, можно сформировать подборку выпусков на определённую тему, затронутую в письмах радиослушателей и озвученную автором передачи. Кроме того, для удобства поиска по веб-архиву через поисковые системы по мере необходимости под «кадром» (фрагментом) публикуется краткая информация о персонах, как известных, так и о персонах из частной жизни авторов писем, упомянутых в этом фрагменте выпуска.
Большая благодарность всем, кто записывал на магнитофоны «Встречу с песней», сберёг эти записи, а с приходом эры цифрового звука смог оцифровать магнитофонные ленты и продолжает архивировать выпуски передачи. Если у вас имеются старые магнитофонные ленты с записями выпусков радиопередачи, личные списки песен и композиций, которые в разные годы звучали в передаче и которые отсутствуют в опубликованных выпусках на сайте архива, отклики по следам услышанной передачи, а также если вы заметили неточности в описании выпусков, располагаете иной дополнительной информацией, пишите по адресу или через формоотправитель.
Создание веб-архива «Встречи с песней» на сайте «Retroportal.ru» было начато в 2019 году с разрешения автора и ведущего радиопередачи, народного артиста России Виктора Витальевича Татарского.