Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Выпуск 1395
(14 ноября 2020 года)
-
Автор письма: Елена Смирнова, Москва. Ария «Мир, мир мой Бог» («Pace, Pace Mio Dio») из 4 акта оперы «Сила судьбы» («La forza del destino») (фрагмент). Композитор Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi). Исполняет Роза Понсель (Rosa Ponselle).
Упоминаемые персоны: Мария Каллас (1923-1977, греческая и американская певица, одна из величайших оперных певиц XX века; с самого начала выступала как драматическая колоратура, позже - как лирико-драматическое сопрано, в последние годы жизни стала исполнять партии меццо-сопрано; Мария Каллас превратила оперу в настоящий драматический театр, заставляя даже «трели и гаммы выражать радость, беспокойство или тоску»; была уверена, что Роза Понсель (1897-1981, американская оперная певица итальянского происхождения, драматическое сопрано) «была попросту величайшей оперной певицей среди нас»); Монсеррат Кабалье (1933-2018, испанская оперная певица (сопрано), прославилась, в первую очередь, своей техникой бельканто и исполнением ролей в классических итальянских операх Джакомо Пуччини, Винченцо Беллини и Гаэтано Доницетти; огромный репертуар Монсеррат Кабалье включал 88 ролей и около 800 камерных произведений; любимой оперной певицей для неё была Роза Понсель).
-
Автор письма: Фаина Георгиевна Долинина, город Сегежа, Республика Карелия. Русская народная песня «Глухой неведомой тайгою». Исполняет Максим Михайлов и Оркестр народных инструментов имени Николая Осипова. Дирижёр Дмитрий Осипов. Песня «Глухой неведомой тайгою» появилась во второй половине XIX века, автор её неизвестен.
Упоминаемая персона: Георгий (отец Фаины Долининой, на фронт ушёл в 1941 году, в том же году был ранен. И после лечения приехал на побывку в родную деревню Зыково, что в Нижегородской области. Уезжая на фронт, за прощальным столом, рассказала мне мама, он спел песню, в которой были слова «...жена найдёт себе другого, а мать сыночка никогда...». Эти слова оказались пророческими - в 1942 году отец пигиб, было ему 27 лет... Мама осталась вдовой с двумя маленькими детьми: я и брат. Мама рассказала: бабушка сидела, качала зыбку с младенцем и вдруг, её тряхнуло ни с того, ни с сего, а когда получили похоронку, подсчитали - оказалось, что в день гибели сына - моего отца - тряхнуло бабушку).
-
Автор письма: Анна Ивановна Борискина, город Электросталь, Московская область. Цыганская народная песня «Кай лодле» из спектакля цыганского театра «Ромэн» «Жизнь на колёсах» (постановка 1931 года по пьесе Александра Германо, режиссёр Моисей Гольдблат). Автор обработки Самуил Бугачевский. Исполняет коллектив театра «Ромэн» и оркестр Большого театра. Дирижёр Самуил Бугачевский. Грампластинка 1937 года*.
Упоминаемые персоны: Коля Орехов и Козловский (друзья Анны Борискиной, молодые ребята-цыгане, участники самодеятельности из цыганского табора, который после Указа об оседлости от 26 октября 1956 года в СССР, расположился в окрестностях Кологрива Костромской области); Соня Чугуева (подруга Анны Борискиной, которая встречалась с Колей Ореховым, именно ему Анна подарила пластинку с записью цыганской песни «Кай лодле», рассудив, что «она ему нужнее, чем мне»).
-
Авторы писем: Вячеслав Иванович Фалалеев, ветеран сцены, город Киров (Вятка); Ольга Ивановна Бунина, Москва. Песня «Остаюсь с обманутым народом». Композитор Александра Пахмутова. Поэт Николай Добронравов. Исполняет Людмила Гурченко. Авторы писем Вячеслав Фалалеев и Ольга Бунина вспоминают 1310-й выпуск передачи «Встреча с песней» от 11 ноября 2017 года, посвящённый «100-летию важнейшего события нашего века, да и всей нашей истории». 12 ноября 1935 года родилась советская и российская киноактриса, эстрадная певица, режиссёр, сценарист, писатель; народная артистка СССР Людмила Марковна Гурченко. К 85-летию со дня рождения Людмилы Гурченко (1935-2011).
Упоминаемая персона: Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837, русский поэт, драматург и прозаик, критик и теоретик литературы, историк, публицист; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века, кредо которого по памяти воспроизвёл слушатель (точная цитата из письма Александра Пушкина, написанного на французском языке и адресованного выдающемуся русскому мыслителю Петру Чаадаеву, чей критический взгляд на историю России оказал огромное влияние на отечественную мысль, выглядит так: «Хотя лично я сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора - меня раздражают, как человека с предрассудками - я оскорблён, - но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал»).
-
Автор письма: Елена Демьяновна Ческидова, выпускница 1970-х годов исторического факультета Уральского государственного университета им. А.М. Горького (ныне УрФУ), театралка со студенческой скамьи, вместе с однокурсниками посещала Свердловский театр музыкальной комедии, Свердловский академический театр оперы и балета им. А.В. Луначарского, город Нижний Тагил. Песня «Не лукавьте...» («Моя милая, моя душечка»). Композитор Александр Дюбюк. Поэт Сергей Писарев. Исполняет Ефрем Флакс.
Упоминаемые персоны: артисты Свердловского театра музыкальной комедии - Виктор Григорьевич Сытник (1935-2016, советский, российский театральный актёр, артист оперетты и художник; народный артист РСФСР); Алиса Ефимовна Виноградова (1936-2001, советская актриса театра и кино; заслуженная артистка РСФСР); Анатолий Григорьевич Маренич (1905-1972, советский артист оперетты, киноактёр; народный артист РСФСР); Нина Александровна Энгель-Утина (1925-1992, советская и российская артистка оперетты; народная артистка РСФСР); однокурсники Елены Ческидовой - Алла Бронникова (исполнительница популярных романсов и шуточных песен, выступала в городе Свердловске в общежитии Уральского государственного университета на улице им. С.С. Большакова); Геннадий Егорович Корнилов (доктор исторических наук, профессор, заведующий Центром экономической истории Института истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук); Александр Егорин (доктор исторических наук); Владимир Станиславович Прядеин (доктор исторических наук); Лидия Яковлевна Баранова (кандидат исторических наук, доцент кафедры зарубежного регионоведения Уральского федерального университета); Наталья Чечулина (кандидат исторических наук); Галина Рахимовна Каримова (кандидат исторических наук, специалист по традиционной культуре и верованиям народов Востока, историк и практик музейного дела, археологической картографии, аналитик с широким спектром исследования проблем по древнейшей, древней и средневековой истории Таджикистана, исследователь религии древних культур, историограф археологии, ведущий научный сотрудник отдела археологии Института истории, археологии и этнографии имени А. Дониша Национальной академии наук Таджикистана).
-
Автор письма: Виктор Андреевич Кондриков, первое письмо во «Встречу с песней» написал ещё будучи школьником, в нём просил включить в передачу «Песню Захара» («На ветвях израненного тополя») из кинофильма «Иван Никулин - русский матрос» (1944 год, режиссёр Игорь Савченко) и которую спустя много лет услышал во «Встрече с песней», в 1966 году учился в музыкальном училище, посёлок Среднесибирский, Тальменский район, Алтайский край. Инструментальная пьеса «Юлия» («Julia»). Композитор Эдилио Капотости (Edilio Capotosti). Исполняет инструментальный ансамбль Эстонского радио под управлением Эмиля Лаансоо (Emil Laansoo), соло на трубе Аби Зейдер (Abi Zaider). Запись 1962 года**.
-
Автор письма: Нина Павловна Зыбина, город Владимир. «Песенка без голоса». Композитор Оскар Фельцман. Поэт Михаил Матусовский. Исполняет Виталий Доронин. 13 ноября 1909 года родился советский актёр театра и кино; народный артист РСФСР Виталий Дмитриевич Доронин. Ко дню рождения Виталия Доронина (1909-1976).
Упоминаемая персона: Геннадий Павлович (брат Нины Зыбиной, «в первые годы войны заменил нам, трём сестрёнкам папу, ушедшего на фронт. Мама работала в военном госпитале. Гену мама устроила в пехотное училище, в музыкальный взвод. Брат быстро освоил игру на маленькой трубе, слух у него был отличный. До войны мама с папой, братом Геной и старшей сестрёнкой жили в Москве в районе Марьиной рощи. В 1933 году мама гуляла с детьми. К ней подошли из киностудии “Мосфильм” и предложили сниматься в фильме “Весёлые ребята” (1934 год, режиссёр Григорий Александров). Им очень понравился и подходил мой брат. Ему тогда было три с половиной года и у него была детская трубочка. Маме предложили роль коменданта общежития. Папа запретил, так как в эпизоде мама должна была с папироской открывать дверь, за которой сидел на полу маленький мальчик с трубочкой. Это должен был быть мой брат Гена... Почти пять лет Гена служил на Северном флоте на подводной лодке акустиком. Он говорил, что прошёл по двум океанам и десяти морям. Гена любил напевать “Песенку без голоса”»).
-
Автор письма: Виктор Николаевич Николаев, посещал Центральный дом актёра, где видел известных актёров и актрис театра и кино, Москва. Песня «Непонятные слова» («A Sweet Old Fashioned Girl»). Композитор Боб Меррилл (Bob Merrill). Автор русского текста Михаил Липский. Исполняют Нина Дорда (вокал) и Ефим Нейд (художественный свист).
Упоминаемые персоны: Ольга Артуровна Викландт (1911-1995, советская актриса театра и кино; народная артистка РСФСР); Лилия Олимпиевна Гриценко (1917-1989, советская актриса театра и кино, оперная певица; народная артистка РСФСР); Виктор Иванович Чистяков (1943-1972, драматический артист и пародист - «основоположник жанра советской музыкальной (вокальной) пародии», он непревзойдённо имитировал голоса и исполнительскую манеру Леонида Утёсова, Сергея Лемешева, Клавдии Шульженко, Ивана Козловского, Людмилы Зыкиной, Николая Сличенко, Ольги Воронец, Полада Бюльбюль оглы, Эдиты Пьехи, Владимира Трошина, Майи Кристалинской, Анны Герман, Луи Армстронга, Мирей Матье...); Нина Ильинична Дорда (1924-2016, советская и российская эстрадная певица, сопрано; заслуженная артистка России); Михаил Липский (фронтовик, советский пианист, поэт, руководитель музыкального коллектива ресторана «Москва», супруг певицы Нины Дорды).
-
От автора (фрагмент цикла передач Виктора Татарского «На всех широтах», выпуск 46, 1975 год): Песня «Моя дорогая любовь» («Sugar Baby Love») (из дебютной грампластинки «Wear It's 'At» ансамбля «Рубеттс»). Авторы песни Уэйн Брикертон (Wayne Bickerton) и Тони Уоддингтон (Tony Waddington), автор аранжировки Джерри Шури (Gerry Shury). Исполняет вокально-инструментальный ансамбль «Рубеттс» («The Rubettes»), солист Поль да Винчи (Paul Da Vinci). Запись 1974 года.
Примечание: * редчайшая грампластинка 1937 года с записью песни «Кай лодле» любезно предоставлена радиопередаче «Встреча с песней» филофонистом из Ярославля Владимиром Александровичем Тёминым. В связи с прозвучавшей в передаче цыганской народной песней «Кай лодле» из спектакля «Жизнь на колёсах» нелишне будет отметить, что трёхактная музыкально-драматическая пьеса Александра Германо, рассказывающая о сложном переходе цыган к оседлой жизни, стала премьерной для театра «Ромэн», основанного в 1931 году, и была показана более 1200 раз. Главную роль Грины в спектакле блестяще играла танцовщица, актриса и певица Ляля Чёрная.

Режиссёр Моисей Гольдблат, который, как и Александр Германо, был одним из основателей первого в мире цыганского театра, в спектакле «Жизнь на колёсах» сделал ставку на костюмы котлярского фасона. Они и по сей день являются самыми узнаваемыми и характерными нарядами в цыганском мире.
Примечание: ** фонограмма «Юлия» предоставлена радиопередаче «Встреча с песней» сотрудниками Фирмы грамзаписи
В завершении 1395-й «Встречи с песней» автор и ведущий передачи Виктор Витальевич Татарский отвечат на вопросы одного из слушателей о том, «какая мелодия звучит в финале передачи, когда ведущий подводит итоги выпуска и прощается со слушателями, как называется эта мелодия, кто автор?». Мелодия называется «Лунная ночь над Москвой» или «Москва при лунном свете». Её автор - немецкий композитор Леонард Штюбе. Исполнители - Танцевальный оркестр и хор Берлинского радио, 60-е годы ХХ века.
Выпуск 1395 радиопередачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире
Выпуск 1394 | Выпуск 1396 |
Намерение создать архив легендарной передачи Виктора Витальевича Татарского «Встреча с песней» неоднократно обсуждалось в интернет-сообществах. Эта идея высказывалась и в письмах, звучащих на радио. Ведь «Встреча с песней» - не только старейшая музыкальная передача страны, известная, без преувеличения, миллионам слушателей, это не только новый формат, придуманный на советском радио, но и уникальное явление в масштабах мирового радиовещания, аналогов которому просто нет. Авторская передача Виктора Татарского идёт в эфире с января 1967 года в неизменной концепции, суть которой наиболее ёмко определяет фраза: «песня в судьбе человека».
В бытность широкого распространения проводного и эфирного радиовещания, в период, когда передача звучала на волнах Первой программы Всесоюзного радио, то есть, транслировалась на территорию, превышающую географически СССР, «Встреча с песней» получала до 3 тысяч писем в месяц - рекордное количество корреспонденции среди всех передач советского радио! Она сумела пробудить у радиослушателей желание делиться с миром своими личными историями, связанными с любимой песней или памятной мелодией. И, конечно, «Встречу...» ждали, отмечая в календаре даты эфиров, чтобы в привычный вечер включить радиоприёмник и услышать... голос ведущего, который не спутать ни с каким другим. Голос, непохожий на голоса дикторов советского радио ни тембром, ни подачей. Во времена тотального официоза и шаблонных фраз, звучащих в эфире, потребность в спокойной, доверительной беседе, в искренности интонаций восполняла именно «Встреча с песней»... Именно поэтому в ней в равной степени уникальны и манера работы у микрофона Виктора Татарского, и музыкальные записи (порой раритетные), и, конечно, содержательные письма (письма-воспоминания, письма-исповеди), звучащие в передаче, без которых «Встреча с песней» просто немыслима!
Во «Встрече...» впервые зазвучали записи, которые раньше были в закрытом фонде или вообще запрещены. Нередко с большим трудом Виктору Татарскому и редакторам передачи Терезе Рымшевич и Татьяне Зубовой приходилось преодолевать цензурные запреты как в отношении тем, затрагиваемых слушателями в письмах, так и по поводу записей. Ведь, действительно, редкие фонограммы звучат во «Встрече...» и чаще всего лишь один раз за все годы существования передачи, а если и имеются повторы, то редко - раз в пять лет. Именно во «Встрече с песней» впервые в эфире отечественного радио прозвучали песни Александра Вертинского, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина, Аллы Баяновой, Александра Галича, Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Александра Башлачёва...
Всесоюзное радио архивировало выпуски «Встречи с песней». Многие из этих магнитофонных лент сегодня хранит Гостелерадиофонд России... Передачи периода 2000-х годов публиковал официальный сайт «Радио России». Но этот архив был безвозвратно утерян. А в настоящее время новые выпуски «Встречи с песней» доступны на сайте радиостанции, увы, лишь в течение приблизительно последнего года...
Отдельные выпуски (или их фрагменты) по мере оцифровки давних студийных лент и магнитозаписей из частных аудиоархивов время от времени публикуются на различных сайтах. Так на сайте «Старое радио» появилась коллекция «Встречи с песней» преимущественно середины - второй половины 1980-х годов. Участникам музыкальной соцсети «На завалинке» также удалось собрать часть архивных выпусков радиопередачи. Некоторое время назад сайт «MOSKVA.FM» архивировал записи «Встречи...» и, более того, предлагал текстовые расшифровки выпусков. Однако и этот архив был убран из общественного доступа... Сегодня пользователи социальной сети «ВКонтакте» могут общаться в сообществе «Встреча с песней. Автор и ведущий Виктор Татарский», созданном давней слушательницей радиопередачи Людмилой Калининой. А также слушать опубликованные самими радиослушателями аудиозаписи выпусков передачи «Встреча с песней» разных лет в сообществе «Архив радиопередачи “Встреча с песней”», созданном Сергеем Владимировым. Благодаря слушательнице Елене Маршак веб-архив пополнился целым блоком архивных аудио- и текстовых записей (с расшифровками, а также с указанием, что очень ценно, дат эфиров) многих выпусков передачи. Большую помощь в наполнении веб-архива «Встречи...» оказала член Союза журналистов РФ Надежда Ивановна Юдина из города Дятьково, любезно предоставившая бесценные тетради своей старшей подруги, слушательницы «Встречи с песней» с 1968 года, Азы Степановны Никишиной, которая многие годы методично вела записи выпусков любимой передачи. Также как это делала с 3 января 1968 года Людмила Сысуева из Свердловской области. Она передала веб-архиву свои записи о многих выпусках передачи. Филофонист Борис Щеглов поделился с веб-архивом редкими записями передачи «Встреча с песней», выходившими в эфир с 1983 по 1993 годы, а также помог уточнить значительный объём данных по выпускам разных лет. Вместе с единомышленниками - «поисковой группой из Подмосковья» (так называет их Виктор Татарский), он систематизировал из множества источников информацию о передачах «Встреча с песней», «Запишите на ваши магнитофоны» и «На всех широтах». За что ему и всем его коллегам из «поисковой группы» большое спасибо.
К середине 2019 года киноведом и редактором Еленой Бельской была завершена систематизация информации о «Встрече с песней», взятая из многих источников. Скрупулёзно, в течение нескольких лет Елене Бельской удалось собрать сведения о музыкальных произведениях, звучавших в большинстве выпусков радиопередачи, начиная с 1968 года! Этот список и стал основой веб-архива, предлагаемого вашему вниманию сайтом «Retroportal.ru». Если в информации о выпуске «Встречи с песней» указывались имя исполнителя и аккомпаниатора, то есть, представлялось возможным идентифицировать музыкальные записи и разыскать их (при отсутствии аудиозаписи самого выпуска передачи), то они становились дополнениями к тексту, переданному Еленой Бельской. Таким образом, сегодня пользователи веб-архива имеют возможность не только узнать о музыкальных произведениях, звучавших в том или ином выпуске, но и послушать архивные фонограммы...
На радийном сленге, утвердившемся ещё с советских времён, сюжеты (репортажи, интервью, комментарии), звучащие как в информационных выпусках новостей, так и в программах различной тематики, называются «кадрами». Автор и ведущий Виктор Витальевич Татарский именует «кадром» связку «письмо-песня»: завязка сюжета в содержании письма (иногда это фрагмент книги, статьи), а развязка в песне или мелодии, звучащей следом. В целях максимально подробного раскрытия информации аудиозаписи каждого выпуска «Встречи с песней», найденные на просторах глобальной сети, точно также разделены на «кадры», фрагменты. Они представлены в той же последовательности, что и в выпуске, прозвучавшем в эфире. Именно так, даже в таком виде, сохраняется (что очень важно!) драматургия выпуска, строго подчинённая авторскому замыслу.
Следует обратить внимание на то, что текстовые описания выпусков передачи могут отличаться от их звукового оригинала. В веб-архиве передачи информация по мере возможности подаётся в уточнённом и дополненном виде. Ведь поиски новых данных о названиях, об исполнителях, об авторстве тех или иных музыкальных произведений, о годах их записи никогда не прекращаются. К тому же год от года, благодаря широкому развитию сети Интернет, становится ещё больше известно о каких-то ранее неведомых моментах в биографиях творческих или политических деятелей, упоминаемых в передаче персон. В том числе в открытом доступе находится информация и об участниках «Встречи...». Как выясняется, авторы писем порой это известные в своих кругах личности, с неординарной судьбой, достойные быть героями отдельных интереснейших биографических книг!
Архив в веб-формате на страницах данного сайта представлен в виде: списка выпусков в хронологическом порядке, именного указателя, содержащего информацию о вокалистах, композиторах, поэтах, музыкантах, исполнительских коллективах, списка имён авторов писем во «Встречу с песней» и интерактивной карты писем, алфавитного перечня музыкальных произведений (другие сайты, также предлагающие к прослушиванию записи «Встречи с песней», столь развёрнутого описания содержания выпусков не имеют). Помимо этого, пользователи веб-архива могут узнать интересные факты о радиопередаче «Встреча с песней» и её создателях, прочитать интервью Виктора Татарского, статьи о передаче, опубликованные в печатных и электронных СМИ в разные годы, цитаты из книг, где она упоминается, а также познакомиться с авторами писем, помощниками и другими участниками любимой «Встречи...» - со всеми теми преданными радиослушателями, о которых сам Виктор Витальевич в одном из выпусков ёмко сказал: «...по секрету хочу сказать вам, что всех тех, кто пишет во “Встречу...” или просто слушает её, считаю лучшей частью человечества».
Для удобства навигации по веб-архиву под каждым «кадром» (фрагментом) выпуска со знаком «#» (решётка) прописаны ключевые слова (хештеги), при переходе по которым, можно сформировать подборку выпусков на определённую тему, затронутую в письмах радиослушателей и озвученную автором передачи. Кроме того, для удобства поиска по веб-архиву через поисковые системы по мере необходимости под «кадром» (фрагментом) публикуется краткая информация о персонах, как известных, так и о персонах из частной жизни авторов писем, упомянутых в этом фрагменте выпуска.
Большая благодарность всем, кто записывал на магнитофоны «Встречу с песней», сберёг эти записи, а с приходом эры цифрового звука смог оцифровать магнитофонные ленты и продолжает архивировать выпуски передачи. Если у вас имеются старые магнитофонные ленты с записями выпусков радиопередачи, личные списки песен и композиций, которые в разные годы звучали в передаче и которые отсутствуют в опубликованных выпусках на сайте архива, отклики по следам услышанной передачи, а также если вы заметили неточности в описании выпусков, располагаете иной дополнительной информацией, пишите по адресу или через формоотправитель.
Создание веб-архива «Встречи с песней» на сайте «Retroportal.ru» было начато в 2019 году с разрешения автора и ведущего радиопередачи, народного артиста России Виктора Витальевича Татарского.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте