Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Выпуск 1396
(28 ноября 2020 года)
-
Автор письма: Андрей Фумелли, Санкт-Петербург. Хор «Ноченька» из оперы «Демон». Композитор Антон Рубинштейн. Исполняет хор и оркестр Большого театра. Дирижёр Александр Мелик-Пашаев. Запись 1954 года. 28 ноября 1829 года родился русский композитор, пианист, дирижёр и музыкальный педагог Антон Григорьевич Рубинштейн. Ко дню рождения Антона Рубинштейна (1829-1894).
Упоминаемые персоны: Ольга Александровна (бабушка Андрея Фумелли, «я всё более осознаю, сколь многим я ей обязан. Её стараниями, ещё будучи в младших классах, я побывал с ней в Ясной Поляне, в Хамовниках в Москве, в доме Чехова в Ялте, в Севастополе, в Эрмитаже... Бабушка родилась ещё в царствование Александра III в 1891 году, окончила классическую гимназию в Костроме; после ареста супруга была выслана, в Ивановском медицинском институте устроилась лаборантом, работала в Институте экспериментальной медицины в Ленинграде. Есть фотография бабушки той поры... Я не нахожу слов, чтобы передать выражение её взгляда, полного сосредоточенности и печали... Я много раз слушал вашу передачу и думал, хорошо бы и мне написать, а сейчас понял, что должен это сделать. Хор “Ноченька” как-то соединяет историю рода бабушки с трагизмом истории её века. Печальный хор Рубинштейна был мне открыт ею. В нём неизбежность борьбы и утрат, готовность встретить будущие испытания с честью. Если бы можно было сейчас поговорить с бабушкой... Целое море вопросов, но обратить их я могу только к себе...»); Ирина (мать Андрея Фумелли, родилась в 1918 году, «уже в сумятице Гражданской войны - в уральском казачьем крае; после ареста отца была выслана...»); Борис Петрович (дед Андрея Фумелли, проходил офицерскую службу на Урале, в 1937 году был арестован, в феврале 1938 «перестали принимать передачи, что следовало из приговора, 10 лет без права переписки. Коварного смысла этих слов мои родные тогда ещё не знали...»).
-
Автор письма: Ольга Гавриловна Новикова, «мой муж любил стихи Блока. Много знал наизусть, читал мне. Он и сам писал стихи. К сожалению, я ничего не записала. В память о муже я читала Блока и о Блоке, ловила любое упоминание о нём по радио и в литературе. В 2005 году в книге Одоевцевой “Избранное” читаю четверостишие дамы, влюблённой в Блока: “У яблони есть цветы, у женщины - дети, а у меня только песни, и мне больно.”. И ответ Александра Блока: “Цветы яблони засохли. Детей у женщины отняли. Осталась только песня, и сладостна боль её.”. Меня потрясла эта перекличка!.. Первое захоронение Блока находится на Смоленском кладбище в Петербурге. Мой муж также на Смоленском кладбище. Вот такие параллели...», Санкт-Петербург. Песня «Балаганчик». Композитор Владимир Дашкевич. Поэт Александр Блок. Исполняет Елена Камбурова. 28 ноября 1880 года родился русский поэт, писатель, публицист, драматург, переводчик, литературный критик; классик русской литературы XX столетия, один из крупнейших представителей русского символизма Александр Александрович Блок. К 140-летию со дня рождения Александра Блока (1880-1921).
Упоминаемая персона: Ирина Владимировна Одоевцева (псевдоним, настоящее имя Ираида Густавовна Гейнике) (1895-1990, русская поэтесса и прозаик, автор мемуаров «На берегах Невы» (1967) и «На берегах Сены» (1978—1981), была знакома со многими деятелями культуры Серебряного века и парижской эмиграции; герои её воспоминаний - Николай Гумилёв, Георгий Иванов, Осип Мандельштам, Андрей Белый, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Иван Бунин, Ларисса Андерсен и многие другие, в том числе и Александр Блок).
-
Автор письма: Николай Леонтьевич Алипов*, «“Дорогой Виктор Татарский” - именно в таком сочетании Вашего имени и фамилии Вы были мне открыты Всесоюзном радио, потому как-то решился написать Вам и просить исполнить песенку о кино в исполнении Марка Бернеса... был я тогда каким-то вечным абитуриентом ВГИКа - института кинематографии, были у меня там и друзья по несчастью, и вот за них, и за себя выдохнул Вам свою просьбу. Вы исполнили. Да так прочитали, что мои друзья с радиостанции «Юность» попросили меня писать и для них... Благодарен Судьбе, что мне удалось оказаться в доме (на даче в подмосковном Переделкино), в котором Константин Симонов жил в сорок первом, будучи в гостях у Льва Кассиля. Шли бои за Москву и Симонов возвращался с позиций в этот дом. Здесь он написал своё знаменитое “Жди меня”** - эту молитву Великой Отечественной; здесь в этой даче потом стояли зенитчики, защищавшие небо Москвы. С горьким удивлением узнал я из Интернета, что дети Константина Михайловича просили Литфонд установить памятный знак перед этим историческим строением. Но распределители дач были озадачены видимо не такими “сентиментальными вещами”...», член Союза писателей России, город Ялта. Песня «Я твоих фотографий в дорогу не брал» («Фотография») на стихи Константина Симонова. 28 ноября 1915 года родился Константин Михайлович Симонов. К 105-летию со дня рождения Константина Симонова.
Упоминаемые персоны: Марк Наумович Бернес (1911-1969, советский актёр кино и дубляжа, эстрадный певец; народный артист РСФСР, лауреат Сталинской премии первой степени; один из наиболее любимых артистов советской эстрады 1950—1960-х годов, выдающийся русский шансонье; исполнитель «Песни о кино» композитора Яна Френкеля на стихи Михаила Танича); Ада Якушева (Ариадна Адамовна Якушева (1934-2012, советская и российская поэтесса, бард, радиожурналистка и писательница); Максим Дмитриевич Кусургашев (1930-2002, радиожурналист); Ярослав Кириллович Голованов (1932-2003, советский и российский журналист, писатель и популяризатор науки; в 1958 году стал литературным сотрудником отдела наук газеты «Комсомольская правда», с которой была связана вся будущая журналистская и писательская деятельность Ярослава Голованова; автор 20 книг, более 1200 газетных и 160 журнальных статей; лауреат двух высших журналистских премий «Золотое перо России»; заслуженный работник культуры РСФСР; отец журналиста и писателя Василия Голованова, арендатор одной из половин знаменитого дачного дома в Переделкино); Александр Львович Иванченко (1945 г.р., русский писатель, член Союза писателей СССР, член правления, затем секретарь Союза российских писателей, член Русского ПЕН-центра, член редакционного совета журнала «Урал» и редакционной коллегии журнала «День и ночь»; произведения Александра Иванченко издавались в США, Болгарии и Германии; часто живёт в подмосковном писательском посёлке Переделкино, арендатор второй половины знаменитого дачного дома в Переделкино); Константин Михайлович Симонов (1915-1979, русский советский прозаик, поэт, драматург и киносценарист, общественный деятель, журналист, военный корреспондент; Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и шести Сталинских премий; участник боёв на Халхин-Голе и Великой Отечественной войны, полковник Советской Армии; заместитель генерального секретаря Союза писателей СССР); Лев Абрамович Кассиль (1905-1970, русский советский писатель, сценарист; член-корреспондент АПН СССР, лауреат Сталинской премии третьей степени).
-
Автор письма: Екатерина Княжевская, ученица гимназии №1, волонтёр, в свободное от гимназии время работает на ипподроме, специалист по объездке лошадей и уходу за ними, «я шла к этому долгие 3 года и теперь не представляю своей жизни без лошадей, ведь это самые верные и преданные существа на свете», город Орёл. Как подчёркивает Виктор Татарский, «Орёл - город лидер по количеству содержательных писем во “Встречу...” от молодёжи». Песня «Чудо-кони». Композитор Александр Колкер. Поэт Ким Рыжов. Исполняет Мария Пахоменко. Запись 1970 года.
Упоминаемые персоны: Екатерина II (Екатерина Алексеевна, Екатерина Великая, София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, 1729-1796, императрица Всероссийская с 1762 по 1796 год); Граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский (1737-1807, русский военный и государственный деятель, сподвижник Екатерины II, младший брат её фаворита Григория Григорьевича Орлова, владелец усадьбы на Донском поле; генерал-аншеф, лейб-гвардии Преображенского полка подполковник, Кавалергардского корпуса поручик, орденов российских Св. апостола Андрея Первозванного, Св. Александра Невского и Св. великомученика Георгия I класса кавалер. «Граф Алексей Орлов, сподвижник Екатерины II и брат знаменитого царского фаворита, был не только выдающимся военачальником но и создателем новой породы лошадей. История орловского рысака началась, когда турецкий султан согласился продать Орлову изумительно красивого жеребца Сметанку - так его прозвали за светло-серую окраску, за которого граф заплатил шестьдесят тысяч серебром. Это сокровище с охранной грамотой везли через Турцию, Венгрию и Польшу. Алексей долго переписывался с самым прославленными конноаводчиками и решил, что лучшая упряжная лошадь - рысак. В Голландии встречались кони на устойчивой рыси. Их стали скрещивать с арабскими, датскими, английскими лошадьми. В 1784 году родился внук Сметанки Барс первый. Он обладал всеми задуманными качествами: красивые голова и шея, широкая грудь, прямая спина, мощные ноги, длинные грива и хвост. Барс стал родоначальником орловской рысистой породы. Когда царь Александр I посетил главный конный завод графа Орлова, то все кони по команде приветствовали его, встав на дыбы. Император был столь тронут, что пожелал купить себе пару лошадей, а конюху велел дать вольную. 1 августа 1834 года состоялся первый рысистый бег на Ходынском поле, положивший начало Московскому ипподрому. Этот день можно считать днём рождения рысистого спорта. Орловские кони не имеют аналогов. Помимо рысистых бегов, они используются во всех видах спорта, верховой езде, выездке»); Александр I Павлович (1777-1825, император и самодержец Всероссийский, протектор Мальтийского ордена, великий князь Финляндский, царь Польский, старший сын императора Павла I и Марии Фёдоровны; удостоен особого эпитета в русской историографии - «Благословенный»).
-
Автор письма: Юрий Михайлович Белоусов, «в 1956 году в Сатке (Южный Урал) я слушал Вертинского. Тогда царствовала мода мужская: “расхлюзданность” в одежде, небрежность. Не подходит! Мы, горняки, не относились к этой категории - мундир обязывал. Когда Вертинский вышел на сцену, раздалось шиканье - одет он был строго, красиво, изящно, безукоризненно. Он начал петь, и с каждой песней отношение публики менялось. И вот уже каждая его песня вознаграждается бурей аплодисментов. Что творилось в зале, трудно вообразить! Аплодисменты, крики и рыдания женской части, мужчины плакали молча, скрывая слёзы друг от друга», город Ревда, Свердловская область. Песня «Её письмо на фронт». Композитор Александр Вертинский. Поэт Иосиф Уткин. Исполняет Александр Вертинский. Фортепиано Михаил Брохес. Грампластинка 1944 года.
-
Автор письма: Людмила Николаевна Cнежинская, город Красноярск. Песня «Коимбра» («Coimbra Divina», «Чудесная Коимбра») из кинофильма «Возраст любви» («La edad del amor») (1954 год, режиссёр Хулио Сарасени (Julio Saraceni)). Композитор Рамон Сарсосо (Ramon Zarzoso). Поэт Сальвадор Вальверде (Salvador Valverde). Исполняет Лолита Торрес (Lolita Torres). Оркестр под управлением Рамона Сарсосо (La Orquesta De Ramon Zarzoso). Запись 1954 года.
-
Авторы писем: Рудольф Александрович Зернин, город Пермь; Галина Ивановна Репина, город Новосибирск. Песня «Ну, что тебе сказать про Сахалин?». Композитор Ян Френкель. Поэт Михаил Танич. Исполняет Юрий Визбор. 21 ноября 1920 года родился советский композитор-песенник, певец, скрипач, гитарист, пианист, актёр; народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР Ян Абрамович Френкель. К 100-летию со дня рождения Яна Френкеля (1920-1989).
-
От автора: романс (в ритме танго) «Пара гнедых». Композитор Сергей Донауров, автор аранжировки Михаил Воловац. Поэт Алексей Апухтин. Исполняет Леонид Утёсов и джаз-оркестр под управлением Леонида Утёсова. Грампластинка 1940 года. 27 ноября 1840 года родился русский поэт, редактор и правовед Алексей Николаевич Апухтин. К 180-летию со дня рождения Алексея Апухтина (1840-1893). Романс «Пара гнедых», написанный на одно из популярных стихотворений Алексея Апухтина, сочинённое поэтом в 1870 году, живёт уже третий век...
-
Автор письма: Николай Александрович Орлов, Санкт-Петербург. Песня «Город золотой» («Город», «Рай», «Над твердью голубой...»). Композитор Владимир Вавилов. Поэты Анри Волохонский и Алексей Хвостенко. Исполняет Борис Гребенщиков. 27 ноября 1953 года родился советский и российский поэт и музыкант, композитор, певец и гитарист рок-группы «Аквариум», один из родоначальников рок-музыки на русском языке, ведущий программы «Аэростат» на «Радио России» Борис Борисович Гребенщиков (Б.Г.). Ко дню рождения Бориса Гребенщикова и к 80-летию со дня рождения поэта Алексея Хвостенко.
Упоминаемые персоны: Владимир Фёдорович Вавилов (1925-1973, советский композитор, гитарист-семиструнник и лютнист, «автор многочисленных музыкальных мистификаций» в 60-е годы написал «Канцону и танец», навеянные ему музыкой итальянского композитора XVI века Франческо Канова да Милано (Francesco Canova da Milano), первая часть композиции (канцона) стала музыкой песни на слова Анри Волохонского «Город золотой». В 1970 году при записи мелодии на пластинку, Владимир Вавилов «указал имя музыканта эпохи Возрождения как её автора, потому что, как подтверждает дочь Владимира Вавилова Тамара, отец был уверен, что сочинение безвестного самоучки с банальной фамилией Вавилов никогда не издадут, но он очень хотел, чтобы его музыка стала известна - это было ему гораздо важнее, чем известность его фамилии».); Анри Гиршевич Волохонский (1936-2017, русский поэт, прозаик и переводчик, драматург, философ, учёный-эколог; Анри Волохонский в соавторстве с Алексеем Хвостенко написал стихи на музыку Владимира Вавилова, в оригинале они начинались со слов писания «Над небом голубым» и назывались просто «Рай»; Борис Гребенщиков поёт «Под небом голубым», но если «рай», то, вероятнее всего, «над небом», так как «под небом» Земля - далеко не рай...); Алексей Львович Хвостенко (1940-2004, советский и российский поэт-авангардист, автор песен и драматург, художник, известный также под псевдонимом «Хвост» сочинил более 100 песен и несколько пьес в соавторстве с Анри Волохонским (под общим псевдонимом А. Х. В.)).
Примечание: * Николай Леонтьевич Алипов - выпускник 1981 года московского Литературного института имени А.М. Горького, прозаик, сотрудник Дома-музея А.П. Чехова в Ялте, член Союза писателей России, куратор Международной Крымской литературной премии имени Владимира Коробова скончался 27 января 2019 на 74-ом году жизни. Кремирован, похоронен на Хованском кладбище в Москве. По воспоминаниям коллег Николая Леонтьевича, «в Литературном институте его прозу высоко ценили мастера - Владимир Ильич Амлинский и Василий Петрович Росляков. Несмотря на свой внешне благодушный вид, Николай Алипов был человеком редкой прямоты и честности. Он обладал абсолютным литературным слухом, графоманов и литприспособленцев различал мгновенно. Прожил трудную, но достойную жизнь...»
Примечание: ** в книге известного звукоархивиста Льва Алексеевича Шилова «Голоса, зазвучавшие вновь» (издательство «Альдаон», Москва, 2004 год) опубликован фрагмент воспоминаний Константина Симонова, в котором рассказывается о том, как было написано стихотворение «Жди меня»: «Дело в том, что я очень не люблю писать писем и за время войны не написал ни одного письма. Но иногда, когда бывало тяжело и одиноко (а на войне это, надо сказать, случается), я иногда в машине, иногда в блиндаже писал стихи, которые, в сущности, были не чем иным, как неотправленными письмами к женщине, которая была очень далеко от меня и которую, как это тоже часто бывает на войне, мне иногда казалось, я никогда больше не увижу...»
Выпуск 1396 радиопередачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире
Выпуск 1395 | Выпуск 1397 |
Создание открытого общедоступного веб-архива самой уникальной в истории мирового радиовещания передачи «Встреча с песней» начато в 2019 году с одобрения народного артиста России Виктора Витальевича Татарского. Основу контента составляют личная фонотека автора и ведущего передачи, аудиозаписи и текстовые материалы из коллекций филофонистов и радиослушателей, фондов библиотек и архивов России и Беларуси.
Для дальнейшего пополнения веб-архива передачи будем признательны всем неравнодушным людям, в коллекциях которых есть любые материалы, имеющие непосредственное отношение ко «Встрече с песней» и персоне Виктора Татарского: магнитофонные бобины и компакт-кассеты с записями «Встречи...» (или их оцифровки), текстовые заметки о содержании выпусков, газетные и журнальные публикации с интервью Виктора Татарского, воспоминаниями и откликами о «Встрече с песней», биографическими материалами об авторах писем - участниках передачи и кто может поделиться ими с веб-архивом, пишите по адресу или через формоотправитель.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте © RETROPORTAL.ru 2002 – гг.