Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Выпуск 1398
(26 декабря 2020 года)
-
Автор письма: Михаил Борисович Севрюк, «я бы хотел попросить передать хорал “Храни нас, Господь!” не для меня, а для других участников “Встречи...”. Подарите, пожалуйста, им возможность услышать этот подлинный шедевр северо-европейской церковной музыки, которая, впрочем, и вся замечательная, особенно, протестантская», Москва. Хорал «Храни нас, Господь!» («Bewahre uns Gott», «Спаси нас, Господь!»). Композитор Андерс Руут (Anders Ruuth). Поэт Эуген Эккерт (Eugen Eckert, Ойген Еккерт). Исполняет Хор Морской школы города Бергена, Норвегия (Chor der Marine-Schule zu Bergen, Norway). 25 декабря - Рождество Христово по григорианскому календарю. В ночь с 24 на 25 декабря Рождество отмечают не только католики. Вместе с ними праздник встречают протестанты, живущие по григорианскому календарю, а также 11 из 15 Поместных православных церквей мира, которые придерживаются новоюлианского календаря, совпадающего с григорианским. Когда-то и Россия праздновала Рождество в этот день, что на взгляд Виктора Татарского, «было вполне разумно: Рождество, а затем - Новый год».
-
Автор письма: Валерий Алексеевич Гордеев, «С наступающим Новым годом! Так уж устроены люди, что, следуя надеждам на лучшее, а то и на чудо, гомосапиенс придумал отмечать это событие как утешение и ожидание исполнения желаний...», Москва. «Песня о песне». Композитор Тихон Хренников. Поэт Виктор Тихонов. Исполняет Сергей Лемешев, фортепиано Тихон Хренников.
Упоминаемые персоны: Алексей Гордеев (отец Валерия Гордеева, «прошедший две войны, израненный, но чудом оставшийся в живых», в послевоенные годы служил в белорусском городе Слоним старшим лейтенантом в местной части. «Его друзья-офицеры, с примерно такой же судьбой, частенько приходили к нам в комнатушку коммуналки. Я мало что понимал, но отчётливо помню, как бурно и красиво проявлялось в них ощущение жизни! Теперь-то я понимаю, что это была реакция на то, что чудом остались живы... Часто ставили на трофейный патефон пластинку с песней, которая и меня, тогда несмыслёныша, заставляла вслушиваться и замирать. Особенно потрясали такие слова песни: “...если умирая можно петь, я хотел бы с песней умереть...”»); Александр Гордеев (брат Алексея Гордеева, подполковник, командир полка, первым встретивший на восточном берегу реки Эльба союзников - американский патруль. Это был знаковый эпизод Второй мировой войны, вошедший в историю как «Встреча на Эльбе» 25 апреля 1945 года, в результате которого остатки вооружённых сил Германии были расколоты на две части - северную и южную... Братья Алексей и Александр Гордеевы похоронены на Кузьминском кладбище в Москве).
-
Автор письма: Марина Дмитриевна Башина, город Иваново. «Песня краснофлотцев» («Морская песня»). Композитор Александр Александров. Поэт Наум Лабковский. Исполняет Краснознамённый имени А.В. Александрова ансамбль Советской Армии, солист Виктор Никитин. Грампластинка 1943 года. Памяти погибших 25 декабря 2016 года в авиакатастрофе над Чёрным морем близ города Сочи 64 артистов крупнейшего художественного коллектива России - Академического дважды Краснознамённого, ордена Красной Звезды ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова.
Упоминаемые персоны: Валерий Михайлович Халилов (1952-2016, дирижёр, композитор, начальник ансамбля - художественный руководитель Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова, народный артист РФ); Владимир Иванович Лебедев (1948 г.р., заведующий музыкальной (репертуарной) частью Ансамбля песни и пляски имени А.В. Александрова, композитор, член Союза композиторов и Союза кинематографистов Российской Федерации; лауреат государственной премии КГБ СССР в области киноискусства; автор симфонической, камерно-инструментальной, хоровой музыки и музыкальных произведений для многих художественных фильмов и спектаклей; заслуженный деятель искусств России); Виктор Григорьевич Кадинов (1932 г.р., певец (тенор), главный администратор Ансамбля песни и пляски имени А.В. Александрова; заслуженный артист РФ); Евгений Владимирович Александров (1938-2017, внук А.В. Александрова - основателя и первого художественного руководителя Краснознамённого ансамбля песни и пляски, музыкант, директор музея ансамбля, один из учредителей благотворительного фонда «Фонд поддержки творческих проектов имени Александрова» (Фонд имени Александрова); заслуженный работник культуры РФ); Геннадий Ксенафонтович Саченюк (1967 г.р., полковник, начальник ансамбля - художественный руководитель Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова, заслуженный артист РФ); Сергей Юрьевич Дурыгин (1970 г.р., полковник, военный дирижёр, начальник Центрального военного оркестра Министерства обороны РФ, заслуженный артист РФ, ученик, друг и соратник Валерия Михайловича Халилова); Виктор Алексеевич Фёдоров (1946-2003, художественный руководитель и главный дирижёр Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова, народный артист РФ, с которым долгие годы дружил Виктор Витальевич Татарский).
-
Автор письма: Евгений Васильевич Новиков, город Энгельс, Саратовская область. Песня «Шарф голубой» из кинофильма «Фронт» (1943 год, режиссёры «братья Васильевы» - Георгий Васильев и Сергей Васильев). Композитор Николай Крючков (исполнитель главной роли Сергея Горлова), обработка Гавриила Попова. Поэт Виктор Зорин (звукорежиссёр фильма). Исполняет Николай Крючков. 24 декабря 1910 года* родился советский и российский актёр театра и кино; Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, лауреат Сталинской премии l степени, кавалер двух орденов Ленина Николай Афанасьевич Крючков. К 110-летию со дня рождения Николая Крючкова (1910-1994).
Упоминаемые персоны: Елизавета Петровна (мать Евгения Новикова, скончалась 6 января 1943 года, когда муж воевал на фронте); Василий Данилович Новиков (отец Евгения Новикова, вместе четырьмя братьями ушёл на войну... «наше младшее довоенное поколение называют “дети войны”, фашисты украли у нас детство... после войны многие дети в своих тетрадках записывали слова любимых песен. Так, в моей детской тетрадке, которую я бережно храню, записаны слова песни “Шарф голубой”:
«Помню сентябрьский вечер,
Дачный вокзал под Москвой,
Нашу прощальную встречу
Хмурой осенней порой.
Поезд к перрону подходит,
Мы расстаемся с тобой,
Ты на прощанье мне даришь
Вязаный шарф голубой...»
...и хотя мой отец - кадровый офицер Красной армии уезжал на фронт не с дачного вокзала под Москвой, а из дальнего Забайкалья, но у моих родителей тогда была последняя встреча...»). -
Автор письма: Всеволод Антонович Козлов, родился в Ханты-Мансийске, в середине 50-х учился в Ленинградском электротехническом институте связи (ЛЭИС) имени профессора М.А. Бонч-Бруевича, увлекался радиолюбительством, как и многие студенты конструировал всевозможные радиоприёмные устройства, город Тюмень. Песня «Письмо в Заполярье». Композитор Евгений Жарковский. Поэт Дмитрий Седых. Исполняет Тамара Кравцова и оркестр под управлением Анатолия Бадхена. Грампластинка 1952 года. 21 декабря 1920 года родилась известная в 40-е - 70-е годы эстрадная певица, заслуженная артистка РСФСР Тамара Васильевна Кравцова. К 100-летию со дня рождения Тамары Кравцовой (1920-2009).
-
Автор письма: Алла Петровна Антонова, учитель, город Пушкин под Санкт-Петербургом. Испанская песня «Сердце моё». Автор аранжировки Александр Ривчун. Автор русского текста Ольга Фадеева. Исполняет Изабелла Юрьева. Грампластинка 1954 года.
Упоминаемая персона: Александр Грин (настоящее имя Александр Степанович Гриневский, 1880-1932, русский писатель-прозаик и поэт, представитель неоромантизма, автор философско-психологических, с элементами символической фантастики, произведений; создатель вымышленной страны, которая благодаря критику Корнелию Зелинскому получила название «Гринландия»; в этой стране происходит действие многих его произведений, в том числе самых известных его романтических книг - романа «Бегущая по волнам» и феерии «Алые паруса»; алые занавески соседской веранды теперь, через многие годы, напоминают Алле Антоновой «алые паруса» гриновского корабля).
-
Автор письма: Ирина Соколова, Москва. Песня «Бал». Композитор Северин Краевский (Seweryn Krajewski). Автор русского текста Михаил Герцман. Исполняет Валерий Леонтьев.
-
Автор письма: Владимир Васильевич Богомольцев, демобилизовался из армии, и в свой первый Новый год на гражданке познакомился со своей будущей супругой на заводском новогоднем балу, город Хабаровск. Танго «Брызги шампанского» («Champagne Bubbles»,«Espuma de Champagne»). Композитор Хосе Мария Люкьеси (Jose Maria Lucchesi, Жозе Мария Луккези, Хосе Мария де Люкьеси). Исполняет оркестр Хосе Мария Люкьеси (Orchestre sud-americain Jose M. Lucchesi). Грампластинка 1937 года.
-
Автор письма: Светлана Ивановна (письмо поступило по электронной почте, фамилия автора письма и обратный адрес не указаны). Песня «Снег кружится». Композитор Сергей Березин. Поэт Лидия Козлова. Исполняет вокально-инструментальный ансамбль «Пламя», солист Юрий Петерсон. Запись 1981 года.
-
Автор письма: Галина Ивановна Громенко, город Курган. Старинная шотландская песня-вальс «Доброе старое время» («Auld Lang Syne»), звучащая в кинофильме «Мост Ватерлооо» («Waterloo Bridge») (1940 год, режиссёр Мервин Лерой) и известная под названием «Вальс свечей» («Вальс при свечах»). Поэт Роберт Бёрнс (Robert Burns). Исполняют оркестр Гая Ломбардо (Guy Lombardo) и вокальное трио**. Пластинка 1947 года.
Примечание: * день рождения актёра Николая Крючкова 24 декабря 1910 года по старому стилю или 6 января 1911 года по новому стилю.
Примечание: ** известно, что оркестр Гая Ломбардо часто исполнял песню «Auld Lang Syne» во время новогодних радиоэфиров, начиная с 1929 года, и лишь через десять лет впервые записал её на грампластинку.
Выпуск 1398 радиопередачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире
Выпуск 1397 | Выпуск 1399 |
Намерение создать архив легендарной передачи Виктора Витальевича Татарского «Встреча с песней» неоднократно обсуждалось в интернет-сообществах. Эта идея высказывалась и в письмах, звучащих на радио. Ведь «Встреча с песней» - не только старейшая музыкальная передача страны, известная, без преувеличения, миллионам слушателей, это не только новый формат, придуманный на советском радио, но и уникальное явление в масштабах мирового радиовещания, аналогов которому просто нет. Авторская передача Виктора Татарского идёт в эфире с января 1967 года в неизменной концепции, суть которой наиболее ёмко определяет фраза: «песня в судьбе человека».
В бытность широкого распространения проводного и эфирного радиовещания, в период, когда передача звучала на волнах Первой программы Всесоюзного радио, то есть, транслировалась на территорию, превышающую географически СССР, «Встреча с песней» получала до 3 тысяч писем в месяц - рекордное количество корреспонденции среди всех передач советского радио! Она сумела пробудить у радиослушателей желание делиться с миром своими личными историями, связанными с любимой песней или памятной мелодией. И, конечно, «Встречу...» ждали, отмечая в календаре даты эфиров, чтобы в привычный вечер включить радиоприёмник и услышать... голос ведущего, который не спутать ни с каким другим. Голос, непохожий на голоса дикторов советского радио ни тембром, ни подачей. Во времена тотального официоза и шаблонных фраз, звучащих в эфире, потребность в спокойной, доверительной беседе, в искренности интонаций восполняла именно «Встреча с песней»... Именно поэтому в ней в равной степени уникальны: и манера работы у микрофона Виктора Татарского, и музыкальные записи (порой раритетные), и, конечно, содержательные письма (письма-воспоминания, письма-исповеди), звучащие в передаче, без которых «Встреча с песней» просто немыслима!
Во «Встрече...» впервые зазвучали записи, которые раньше были в закрытом фонде или вообще запрещены. Нередко с большим трудом Виктору Татарскому и редакторам передачи Терезе Рымшевич и Татьяне Зубовой приходилось преодолевать цензурные запреты как в отношении тем, затрагиваемых слушателями в письмах, так и по поводу записей. Ведь, действительно, редкие фонограммы звучат во «Встрече...» и чаще всего лишь один раз за все годы существования передачи, а если и имеются повторы, то редко - раз в пять лет. Именно во «Встрече с песней» впервые в эфире отечественного радио прозвучали песни Александра Вертинского, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина, Аллы Баяновой, Александра Галича, Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Александра Башлачёва...
Всесоюзное радио архивировало выпуски «Встречи с песней». Многие из этих магнитофонных лент сегодня хранит Гостелерадиофонд России... Передачи периода 2000-х годов публиковал официальный сайт «Радио России». Но этот архив был безвозвратно утерян. А в настоящее время новые выпуски «Встречи с песней» доступны на сайте радиостанции, увы, лишь в течение приблизительно года...
Отдельные выпуски (или их фрагменты) по мере оцифровки давних студийных лент и магнитозаписей из частных аудиоархивов время от времени публикуются на различных сайтах. Так на сайте «Старое радио» появилась коллекция «Встречи с песней» преимущественно середины - второй половины 1980-х годов. Участникам музыкальной соцсети «На завалинке» также удалось собрать часть архивных выпусков радиопередачи. Некоторое время назад сайт «MOSKVA.FM» архивировал записи «Встречи...» и, более того, предлагал текстовые расшифровки выпусков. Однако и этот архив был убран из общественного доступа... Сегодня пользователи социальной сети «ВКонтакте» могут общаться в сообществе «Встреча с песней. Автор и ведущий Виктор Татарский», созданном давней слушательницей радиопередачи Людмилой Калининой. А также слушать опубликованные самими радиослушателями аудиозаписи выпусков передачи «Встреча с песней» разных лет в сообществе «Архив радиопередачи “Встреча с песней”», созданном Сергеем Владимировым. Благодаря слушательнице Елене Маршак веб-архив пополнился целым блоком архивных аудио- и текстовых записей (с расшифровками, а также с указанием, что очень ценно, дат эфиров) многих выпусков передачи. Большую помощь в наполнении веб-архива «Встречи...» оказала член Союза журналистов РФ Надежда Ивановна Юдина из города Дятьково, любезно предоставившая бесценные тетради своей старшей подруги, слушательницы «Встречи с песней» с 1968 года, Азы Степановны Никишиной, которая многие годы методично вела записи выпусков любимой передачи. Также как это делала с 3 января 1968 года Людмила Сысуева из Свердловской области. Она передала веб-архиву свои записи о многих выпусках передачи. Филофонист Борис Щеглов поделился с веб-архивом редкими записями передачи «Встреча с песней», выходившими в эфир с 1983 по 1993 годы, а также помог уточнить значительный объём данных по выпускам разных лет. Вместе с единомышленниками - «поисковой группой из Подмосковья» (так называет их Виктор Татарский), он систематизировал из множества источников информацию о передачах «Встреча с песней», «Запишите на ваши магнитофоны» и «На всех широтах». За что ему и всем его коллегам из «поисковой группы» большое спасибо.
К середине 2019 года киноведом и редактором Еленой Бельской была завершена систематизация информации о «Встрече с песней», взятая из многих источников. Скрупулёзно, в течение нескольких лет Елене Бельской удалось собрать сведения о музыкальных произведениях, звучавших в большинстве выпусков радиопередачи, начиная с 1968 года! Этот список и стал основой веб-архива, предлагаемого вашему вниманию сайтом «Retroportal.ru». Если в информации о выпуске «Встречи с песней» указывались имя исполнителя и аккомпаниатора, то есть, представлялось возможным идентифицировать музыкальные записи и разыскать их (при отсутствии аудиозаписи самого выпуска передачи), то они становились дополнениями к тексту, переданному Еленой Бельской. Таким образом, сегодня пользователи веб-архива имеют возможность не только узнать о музыкальных произведениях, звучавших в том или ином выпуске, но и послушать архивные фонограммы...
На радийном сленге, утвердившемся ещё с советских времён, сюжеты (репортажи, интервью, комментарии), звучащие как в информационных выпусках новостей, так и в программах различной тематики, называются «кадрами». Автор и ведущий Виктор Витальевич Татарский именует «кадром» связку «письмо-песня»: завязка сюжета в содержании письма (иногда это фрагмент книги, статьи), а развязка в песне или мелодии, звучащей следом. В целях максимально подробного раскрытия информации аудиозаписи каждого выпуска «Встречи с песней», найденные на просторах глобальной сети, точно также разделены на «кадры», фрагменты. Они представлены в той же последовательности, что и в выпуске, прозвучавшем в эфире. Именно так, даже в таком виде, сохраняется (что очень важно!) драматургия выпуска, строго подчинённая авторскому замыслу.
Следует обратить внимание на то, что текстовые описания выпусков передачи могут отличаться от их звукового оригинала. В веб-архиве передачи информация по мере возможности подаётся в уточнённом и дополненном виде. Ведь поиски новых данных о названиях, об исполнителях, об авторстве тех или иных музыкальных произведений, о годах их записи никогда не прекращаются. К тому же год от года, благодаря широкому развитию сети Интернет, становится ещё больше известно о каких-то ранее неведомых моментах в биографиях творческих или политических деятелей, упоминаемых в передаче персон. В том числе в открытом доступе находится информация и об участниках «Встречи...». Как выясняется, авторы писем порой это известные в своих кругах личности, с неординарной судьбой, достойные быть героями отдельных интереснейших биографических книг!
Архив в веб-формате на страницах данного сайта представлен в виде: списка выпусков в хронологическом порядке, именного указателя, содержащего информацию о вокалистах, композиторах, поэтах, музыкантах, исполнительских коллективах, списка имён авторов писем во «Встречу с песней» и интерактивной карты писем, алфавитного перечня музыкальных произведений (другие сайты, также предлагающие к прослушиванию записи «Встречи с песней», столь развёрнутого описания содержания выпусков не имеют). Помимо этого, пользователи веб-архива могут узнать интересные факты о радиопередаче «Встреча с песней» и её создателях, прочитать интервью Виктора Татарского, статьи о передаче, опубликованные в печатных и электронных СМИ в разные годы, цитаты из книг, где она упоминается, а также познакомиться с авторами писем, помощниками и другими участниками любимой «Встречи...» - со всеми теми преданными радиослушателями, о которых сам Виктор Витальевич в одном из выпусков ёмко сказал: «...по секрету хочу сказать вам, что всех тех, кто пишет во “Встречу...” или просто слушает её, считаю лучшей частью человечества».
Для удобства навигации по веб-архиву под каждым «кадром» (фрагментом) выпуска со знаком «#» (решётка) прописаны ключевые слова (хештеги), при переходе по которым, можно сформировать подборку выпусков на определённую тему, затронутую в письмах радиослушателей и озвученную автором передачи. Кроме того, для удобства поиска по веб-архиву через поисковые системы по мере необходимости под «кадром» (фрагментом) публикуется краткая информация о персонах, как известных, так и о персонах из частной жизни авторов писем, упомянутых в этом фрагменте выпуска.
Большая благодарность всем, кто записывал на магнитофоны «Встречу с песней», сберёг эти записи, а с приходом эры цифрового звука смог оцифровать магнитофонные ленты и продолжает архивировать выпуски передачи. Если у вас имеются старые магнитофонные ленты с записями выпусков радиопередачи, личные списки песен и композиций, которые в разные годы звучали в передаче и которые отсутствуют в опубликованных выпусках на сайте архива, отклики по следам услышанной передачи, а также если вы заметили неточности в описании выпусков, располагаете иной дополнительной информацией, пишите по адресу или через формоотправитель.
Создание веб-архива «Встречи с песней» на сайте «Retroportal.ru» было начато в 2019 году с разрешения автора и ведущего радиопередачи, народного артиста России Виктора Витальевича Татарского.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте