Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Выпуск 1402
(13 февраля 2021 года)
-
Автор письма: Юлия Григорьевна Арапова, преподаватель по вокалу музыкального колледжа имени М.И. Глинки, город Болхов, Орловская область. Песня «Ночной смотр». Композитор Михаил Глинка. Поэт Василий Жуковский. Исполняет Фёдор Шаляпин. 13 февраля 1873 года родился русский оперный и камерный певец (высокий бас), в разное время солист Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера, первый народный артист Республики, в 1918—1921 годах - художественный руководитель Мариинского театра Фёдор Иванович Шаляпин. Ко дню рождения Фёдора Шаляпина (1873-1938).
Упоминаемые персоны: Михаил Иванович Глинка (1804-1857, русский композитор; по выражению критика Владимира Стасова, «оба (Пушкин и Глинка) создали новый русский язык - один в поэзии, другой в музыке». Как отмечает Юлия Арапова, «хотелось бы немного написать о “нашем бунтаре”, так называют Михаила Глинку наши преподаватели. Его опера “Жизнь за царя” была бунтом и пощёчиной устоявшимся канонам. В те времена на оперной сцене было позволено ходить героям античности, в крайнем случае, цирюльнику Фигаро. А кого на сцену вывел Глинка? Сиволапых мужиков в лаптях и онучах. Риск провала оперы был огромным. Однако, Глинка выиграл! Полное и безоговорочное признание! Но только за границей. В России мнения разделились... выяснения в стиле “кого прославляет Глинка - царя или мужика”, длились десятилетиями... Глинка к своей деятельности относился с изрядной долей иронии: “музыку пишет народ, а мы, композиторы, её только аранжируем”. По отношению к собратьям-композиторам он был строг, из современников признавал только Шопена, из классиков - Глюка. Про остальных высказывался так: “звучно играют, но не благозвучно”. Михаил Иванович Глинка умер 15 февраля 1857 года в Берлине - простудился, когда возвращался с триумфального исполнения своей оперы “Жизнь за царя” в Королевском дворце...»); Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837, русский поэт, драматург и прозаик, критик и теоретик литературы, историк, публицист; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века, после премьеры 1836 года оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя» Александр Пушкин «был в восторге от оперы»); Николай I Павлович (1796-1855, Император Всероссийский, царь Польский (единственный коронованный польский монарх из числа Всероссийских императоров) и великий князь Финляндский; третий сын императора Павла I и Марии Фёдоровны, родной брат императора Александра I, отец императора Александра II; «выражая свой восторг оперой “Жизнь за царя” подарил композитору Михаилу Глинке бриллиантовый перстень»); Фридерик Шопен (Fryderyk Franciszek Chopin) (1810-1849, польский композитор и пианист французско-польского происхождения; один из ведущих представителей западноевропейского музыкального романтизма, основоположник польской национальной композиторской школы, оказавший значительное влияние на мировую музыку). Кристоф Виллибальд фон Глюк (Christoph Willibald Ritter von Gluck) (1714-1787, немецкий композитор, преимущественно оперный, один из крупнейших представителей музыкального классицизма. С именем Кристофа Глюка связана реформа итальянской оперы-сериа и французской лирической трагедии во второй половине XVIII века, и если сочинения Глюка-композитора не во все времена пользовались популярностью, то идеи Глюка-реформатора определили дальнейшее развитие оперного театра).
-
Автор письма: Сталина Арсентьевна Шпак, «в возрасте 4-х лет во время Великой Отечественной войны была эвакуирована в Луганскую область; отец, которого последний раз видела 1 мая 1941 года, ушёл и не вернулся с фронта; мама была ответственная за эвакуацию скота из Днепропетровской области на восток... Любимой певицей мамы была Оксана Петрусенко, голос которой я впервые услышала по радио в годы войны, а любимой песней - “Ой не світи, місяченьку”», город Артём, Приморский край. Украинская народная песня «Ой не свити мисяченьку» («Ой не світи місяченьку»). Исполняет Оксана Петрусенко (солистка Киевского театра оперы и балета имени Т.Г. Шевченко с 1934 по 1940 годы).
Упоминаемая персона: Фёдор Иванович Толбухин (1894-1949, советский военачальник, Маршал Советского Союза, Герой Советского Союза (1965 год, посмертно), кавалер ордена «Победа» (1945). Народный герой Югославии (1945), Герой Народной Республики Болгария (1979 год, посмертно); во время Великой Отечественной войны руководил войсками армии в Сталинградской битве, участвовал в освобождении от нацистских захватчиков Югославии и разгроме противника в Румынии, Болгарии, Венгрии, Австрии; командовал войсками Южного и 3-го Украинского фронтов; с 1945 по 1947 годы - главнокомандующий Южной группой войск).
-
Автор письма: Виктор Владимирович Богомягков, главный конструктор авиационных противолодочных ракет, лауреат Государственной премии, ветеран Государственного научно-производственного предприятия «Регион»*, «...песня “Одинокая гармонь” зачаровывает своей естественной простотой и душевностью. Справедливо говорится, что всё гениальное - просто и понятно. Для меня, как и для сверстников, родившихся в 30-е годы и переживших военное детство, эта песня является памятью сердца, образным выражением Родины. Эту заветную песню с благодарностью встретят мои друзья, земляки и родные», Москва. Песня «Одинокая гармонь». Композитор Борис Мокроусов. Поэт Михаил Исаковский. Исполняют Сергей Лемешев, Георгий Абрамов, Георг Отс (фрагменты записей разных лет). 14 февраля 1909 года родился композитор Борис Андреевич Мокроусов, автор киномузыки и многих популярных лирических песен, в числе которых «неизменная вступительная мелодия» передачи «Встреча с песней» - «Одинокая гармонь». Ко дню рождения Бориса Мокроусова (1909-1968).
-
Авторы писем: Александр Сергеевич Катин-Ярцев, город Хабаровск, «во “Встрече...” из письма уважаемого автора узнал, что Анна Герман похоронена в Варшаве на евангелистском кладбище в районе Воля. Автор возложил цветы на её могилу. Мне два года назад не удалось это сделать, так как был в Варшаве очень недолго, а где Аннушка похоронена, мне не могли сказать... Сразу раскрыл карту Варшавы, нашёл кладбище... Если доведётся быть в Варшаве, буду знать, куда идти»; Владимир Водо, Варшава, Польша, «написать вам я решил, когда в одной из “Встреч...”, я слушал её в Интернете, вы зачитали письмо сотрудника Калининградского Театра кукол господина Дениса Гринцевича, где он обвиняет поляков в забвении памяти Анны Герман. Но ведь это неправда! Ваши коллеги из государственных “Polskie Radio” и “Telewizja Polska” постоянно пускают записи Анны Герман в эфир, я уже не говорю про частные радиостанции. Широко отмечаются дни рождения Анны Герман. Большими тиражами выпускаются диски с записями её песен, причём, не только на польском, на также на русском, итальянском и английском языках. Ежегодно в Польше проводится фестиваль песен Анны Герман. Каждый год в день поминовения усопших десятки тысяч варшавян и гостей из многих стран мира приносят цветы и свечи на могилу Анны Герман на лютеранском кладбище в Варшаве». Песня «Зимние колокола» («Zimowe Dzwony»). Композитор Болеслав Климчук**. Поэт Тадеуш Ургач (Tadeusz Urgacz). Исполняет Анна Герман. Запись 1967 года. 14 февраля 1936 года родилась польская певица и композитор немецко-голландского происхождения, известная исполнительница песен на разных языках мира, в первую очередь на польском и русском; лауреат многих национальных и международных фестивалей, в том числе в Монте-Карло, Сан-Ремо, Неаполе, Виареджо, Каннах, Сопоте Анна Виктория Герман (Anna Wiktoria German-Tucholska). К 85-летию со дня рождения Анны Герман (1936-1982).
-
Автор письма: Александр Владимирович Пахомов, город Тамбов. «Песня любви». Композитор Аркадий Островский. Поэт Лев Ошанин. Исполняет Николай Кондратюк.
Упоминаемая персона: Владимир Пахомов (отец Александра Пахомова, «...учился в техникуме и ему приходилось ходить в любую погоду за восемь километров пешком до железнодорожной станции, и ехать поездом до города. И он любил ходить пешком в бурю и ненастье, а потом - и на встречу с любимой девушкой. И когда он слышал песню, в которой были такие слова “Буря смешала землю с небом, серое небо с белым снегом. Шёл я сквозь бурю, шел сквозь небо, чтобы тебя отыскать на земле...”, вспоминал свою юность и всегда наказывал мне: не отступать от цели, стремиться к её достижению. Эту песню также очень любил и родной брат отца»).
-
Автор письма: Эльза Минишевна Газизова, разыскивает свою, а также старшей сестры Эры, любимую песню, город Уфа, Республика Башкортостан. Песня «Пой, скрипка моя, пой» («Плачь, скрипка моя, плачь»***). Исполняет Софья Газарян.
Упоминаемые персоны: Рудольф Хаметович Нуреев (Рудольф Нуриев, 1938-1993, советский, британский и французский артист балета и балетмейстер, солист Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова. В 1961 году после окончания гастролей труппы в Париже попросил политического убежища, став одним из самых известных «невозвращенцев» в СССР; руководил балетной труппой Парижской оперы в 1983-1989 годах, в конце жизни пробовал себя как дирижёр; был коллекционером живописи и предметов искусства. В Уфе имя Рудольфа Нуреева носят Башкирский хореографический колледж и Международный фестиваль балетного искусства, проходящий ежегодно с 1993 года на сцене Башкирского театра оперы и балета, а также одна из улиц города. В Башкирском театре оперы и балета действует музей Рудольфа Нуреева. В честь танцовщика в городе установлены мемориальная доска и барельеф); Юрий Юлианович Шевчук (1957 г.р., советский и российский рок-музыкант, автор песен, поэт, актёр, художник, продюсер и общественный деятель; основатель, лидер и единственный бессменный участник группы ДДТ, создатель и руководитель «Театра ДДТ», народный артист Республики Башкортостан); Земфира (Земфира Талгатовна Рамазанова, 1976 г.р., российская рок-певица, музыкант, композитор, продюсер и автор песен; Земфира - родственница Эльзы Газизовой).
-
Автор письма: Владимир Семёнович Ильин, город Омск. Песня из солдатского фольклора середины XX века «На знакомой скамье». Авторы и исполнитель песни в передаче не указаны.
Упоминаемые персоны: Виктор Степанович Ильин (родной дядя Владимира Ильина «...разница в годах у нас с ним небольшая, между нами была какая-то особая духовная близость, взаимопонимание... Виктор Ильин был профессиональным военным, служил в ракетных войсках, полковник. Очень любил петь и делал это почти на профессиональном уровне. Когда Виктор учился в лётном училище города Ачинска, то, будучи курсантом, в первый же отпуск привёз песню о солдате, которого не дождалась девушка...»).
-
Автор письма: Сергей Александрович Корнилов, Москва, «...в 1950-е годы после окончания артиллерийского училища в Ленинграде, служил в Азербайджане, в батарее на острове Вульф в Каспийском море - на островах располагались части, несущие службу по охране воздушных и морских подходов к Баку, офицеры этих частей называли себя “островитянами”: нося сухопутную форму, надевали тельняшки, продаваемые в военторгах на островах - они были теплее и надёжнее спасали от ветров и капризной погоды, чем сухопутное бельё...». Танго «Бакинские огни». Композитор Пенчо Стоянов, автор аранжировки Тофик Кулиев. Поэт Вениамин Шварцман. Исполняет Ирина Чмыхова. Грампластинка 1957 года.
Примечание: * Виктор Владимирович Богомягков трудился в Государственном научно-производственном предприятии «Регион» более 40 лет, награждён нагрудным знаком «За выдающийся вклад в развитие ГНПП “Регион”». Виктор Богомягков - выпускник 1956 года электрорадиофакультета Одесского высшего инженерного морского училища имени Ленинского комсомола, получил диплом с отличием и Почётную грамоту министра высшего специального образования за выполнение специальной научно-исследовательской работы. Служил на кораблях Военно-морского флота старшим электромехаником-радионавигатором, затем - мичманом, лейтенантом. После трудился в специальном конструкторско-технологическом бюро, на Астраханском судостроительном заводе имени 10-летия Октября, в Московском проектном институте и в Институте автоматики и теле-механики АН СССР, где был главным конструктором. В ГНПП «Регион» Виктор Богомягков усовершенствовал автоматику авиационной противолодочной ракеты (АПР-1), руководил полным циклом работ при производстве АПР-2, АПР-2Э (экспортный вариант ракеты), АПР-5 (для мелкого моря), а также испытаниями ракет на полигонах и авианосце «Адмирал Кузнецов».
Примечание: ** один из авторов песни «Зимние колокола», известной, помимо Анны Герман, в исполнении Хелены Майданец (Helena Majdaniec), польский композитор, пианист и дирижёр Богуслав Климчук (Boguslaw Klimczuk) - руководитель ансамбля «Boogie Band». Он первым в Польше начал писать музыку в джазовом стиле «бибоп», много сотрудничал с Польским радио, является автором популярных в 1960 годы развлекательных радиопрограмм, инструментальной и оркестровой музыки, кантат, оперетт, мюзиклов и эстрадных песен.
Примечание: *** среди коллекционеров аудиозаписей бытует мнение о том, что песня «Пой, скрипка моя, пой» («Плачь, скрипка моя, плачь») была написана в 1920-е годы Полем Марселем на стихи Бориса Тимофеева и изначально называлась «Те, кто платят», однако записи первой половины и середины ХХ века этой песни неизвестны.
Выпуск 1402 радиопередачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире
Выпуск 1401 | Выпуск 1403 |
Намерение создать архив легендарной передачи Виктора Витальевича Татарского «Встреча с песней» неоднократно обсуждалось в интернет-сообществах. Эта идея высказывалась и в письмах, звучащих на радио. Ведь «Встреча с песней» - не только старейшая музыкальная передача страны, известная, без преувеличения, миллионам слушателей, это не только новый формат, придуманный на советском радио, но и уникальное явление в масштабах мирового радиовещания, аналогов которому просто нет. Авторская передача Виктора Татарского идёт в эфире с января 1967 года в неизменной концепции, суть которой наиболее ёмко определяет фраза: «песня в судьбе человека».
В бытность широкого распространения проводного и эфирного радиовещания, в период, когда передача звучала на волнах Первой программы Всесоюзного радио, то есть, транслировалась на территорию, превышающую географически СССР, «Встреча с песней» получала до 3 тысяч писем в месяц - рекордное количество корреспонденции среди всех передач советского радио! Она сумела пробудить у радиослушателей желание делиться с миром своими личными историями, связанными с любимой песней или памятной мелодией. И, конечно, «Встречу...» ждали, отмечая в календаре даты эфиров, чтобы в привычный вечер включить радиоприёмник и услышать... голос ведущего, который не спутать ни с каким другим. Голос, непохожий на голоса дикторов советского радио ни тембром, ни подачей. Во времена тотального официоза и шаблонных фраз, звучащих в эфире, потребность в спокойной, доверительной беседе, в искренности интонаций восполняла именно «Встреча с песней»... Именно поэтому в ней в равной степени уникальны и манера работы у микрофона Виктора Татарского, и музыкальные записи (порой раритетные), и, конечно, содержательные письма (письма-воспоминания, письма-исповеди), звучащие в передаче, без которых «Встреча с песней» просто немыслима!
Во «Встрече...» впервые зазвучали записи, которые раньше были в закрытом фонде или вообще запрещены. Нередко с большим трудом Виктору Татарскому и редакторам передачи Терезе Рымшевич и Татьяне Зубовой приходилось преодолевать цензурные запреты как в отношении тем, затрагиваемых слушателями в письмах, так и по поводу записей. Ведь, действительно, редкие фонограммы звучат во «Встрече...» и чаще всего лишь один раз за все годы существования передачи, а если и имеются повторы, то редко - раз в пять лет. Именно во «Встрече с песней» впервые в эфире отечественного радио прозвучали песни Александра Вертинского, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина, Аллы Баяновой, Александра Галича, Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Александра Башлачёва...
Всесоюзное радио архивировало выпуски «Встречи с песней». Многие из этих магнитофонных лент сегодня хранит Гостелерадиофонд России... Передачи периода 2000-х годов публиковал официальный сайт «Радио России». Но этот архив был безвозвратно утерян. А в настоящее время новые выпуски «Встречи с песней» доступны на сайте радиостанции, увы, лишь в течение приблизительно последнего года...
Отдельные выпуски (или их фрагменты) по мере оцифровки давних студийных лент и магнитозаписей из частных аудиоархивов время от времени публикуются на различных сайтах. Так на сайте «Старое радио» появилась коллекция «Встречи с песней» преимущественно середины - второй половины 1980-х годов. Участникам музыкальной соцсети «На завалинке» также удалось собрать часть архивных выпусков радиопередачи. Некоторое время назад сайт «MOSKVA.FM» архивировал записи «Встречи...» и, более того, предлагал текстовые расшифровки выпусков. Однако и этот архив был убран из общественного доступа... Сегодня пользователи социальной сети «ВКонтакте» могут общаться в сообществе «Встреча с песней. Автор и ведущий Виктор Татарский», созданном давней слушательницей радиопередачи Людмилой Калининой. А также слушать опубликованные самими радиослушателями аудиозаписи выпусков передачи «Встреча с песней» разных лет в сообществе «Архив радиопередачи “Встреча с песней”», созданном Сергеем Владимировым. Благодаря слушательнице Елене Маршак веб-архив пополнился целым блоком архивных аудио- и текстовых записей (с расшифровками, а также с указанием, что очень ценно, дат эфиров) многих выпусков передачи. Большую помощь в наполнении веб-архива «Встречи...» оказала член Союза журналистов РФ Надежда Ивановна Юдина из города Дятьково, любезно предоставившая бесценные тетради своей старшей подруги, слушательницы «Встречи с песней» с 1968 года, Азы Степановны Никишиной, которая многие годы методично вела записи выпусков любимой передачи. Также как это делала с 3 января 1968 года Людмила Сысуева из Свердловской области. Она передала веб-архиву свои записи о многих выпусках передачи. Филофонист Борис Щеглов поделился с веб-архивом редкими записями передачи «Встреча с песней», выходившими в эфир с 1983 по 1993 годы, а также помог уточнить значительный объём данных по выпускам разных лет. Вместе с единомышленниками - «поисковой группой из Подмосковья» (так называет их Виктор Татарский), он систематизировал из множества источников информацию о передачах «Встреча с песней», «Запишите на ваши магнитофоны» и «На всех широтах». За что ему и всем его коллегам из «поисковой группы» большое спасибо.
К середине 2019 года киноведом и редактором Еленой Бельской была завершена систематизация информации о «Встрече с песней», взятая из многих источников. Скрупулёзно, в течение нескольких лет Елене Бельской удалось собрать сведения о музыкальных произведениях, звучавших в большинстве выпусков радиопередачи, начиная с 1968 года! Этот список и стал основой веб-архива, предлагаемого вашему вниманию сайтом «Retroportal.ru». Если в информации о выпуске «Встречи с песней» указывались имя исполнителя и аккомпаниатора, то есть, представлялось возможным идентифицировать музыкальные записи и разыскать их (при отсутствии аудиозаписи самого выпуска передачи), то они становились дополнениями к тексту, переданному Еленой Бельской. Таким образом, сегодня пользователи веб-архива имеют возможность не только узнать о музыкальных произведениях, звучавших в том или ином выпуске, но и послушать архивные фонограммы...
На радийном сленге, утвердившемся ещё с советских времён, сюжеты (репортажи, интервью, комментарии), звучащие как в информационных выпусках новостей, так и в программах различной тематики, называются «кадрами». Автор и ведущий Виктор Витальевич Татарский именует «кадром» связку «письмо-песня»: завязка сюжета в содержании письма (иногда это фрагмент книги, статьи), а развязка в песне или мелодии, звучащей следом. В целях максимально подробного раскрытия информации аудиозаписи каждого выпуска «Встречи с песней», найденные на просторах глобальной сети, точно также разделены на «кадры», фрагменты. Они представлены в той же последовательности, что и в выпуске, прозвучавшем в эфире. Именно так, даже в таком виде, сохраняется (что очень важно!) драматургия выпуска, строго подчинённая авторскому замыслу.
Следует обратить внимание на то, что текстовые описания выпусков передачи могут отличаться от их звукового оригинала. В веб-архиве передачи информация по мере возможности подаётся в уточнённом и дополненном виде. Ведь поиски новых данных о названиях, об исполнителях, об авторстве тех или иных музыкальных произведений, о годах их записи никогда не прекращаются. К тому же год от года, благодаря широкому развитию сети Интернет, становится ещё больше известно о каких-то ранее неведомых моментах в биографиях творческих или политических деятелей, упоминаемых в передаче персон. В том числе в открытом доступе находится информация и об участниках «Встречи...». Как выясняется, авторы писем порой это известные в своих кругах личности, с неординарной судьбой, достойные быть героями отдельных интереснейших биографических книг!
Архив в веб-формате на страницах данного сайта представлен в виде: списка выпусков в хронологическом порядке, именного указателя, содержащего информацию о вокалистах, композиторах, поэтах, музыкантах, исполнительских коллективах, списка имён авторов писем во «Встречу с песней» и интерактивной карты писем, алфавитного перечня музыкальных произведений (другие сайты, также предлагающие к прослушиванию записи «Встречи с песней», столь развёрнутого описания содержания выпусков не имеют). Помимо этого, пользователи веб-архива могут узнать интересные факты о радиопередаче «Встреча с песней» и её создателях, прочитать интервью Виктора Татарского, статьи о передаче, опубликованные в печатных и электронных СМИ в разные годы, цитаты из книг, где она упоминается, а также познакомиться с авторами писем, помощниками и другими участниками любимой «Встречи...» - со всеми теми преданными радиослушателями, о которых сам Виктор Витальевич в одном из выпусков ёмко сказал: «...по секрету хочу сказать вам, что всех тех, кто пишет во “Встречу...” или просто слушает её, считаю лучшей частью человечества».
Для удобства навигации по веб-архиву под каждым «кадром» (фрагментом) выпуска со знаком «#» (решётка) прописаны ключевые слова (хештеги), при переходе по которым, можно сформировать подборку выпусков на определённую тему, затронутую в письмах радиослушателей и озвученную автором передачи. Кроме того, для удобства поиска по веб-архиву через поисковые системы по мере необходимости под «кадром» (фрагментом) публикуется краткая информация о персонах, как известных, так и о персонах из частной жизни авторов писем, упомянутых в этом фрагменте выпуска.
Большая благодарность всем, кто записывал на магнитофоны «Встречу с песней», сберёг эти записи, а с приходом эры цифрового звука смог оцифровать магнитофонные ленты и продолжает архивировать выпуски передачи. Если у вас имеются старые магнитофонные ленты с записями выпусков радиопередачи, личные списки песен и композиций, которые в разные годы звучали в передаче и которые отсутствуют в опубликованных выпусках на сайте архива, отклики по следам услышанной передачи, а также если вы заметили неточности в описании выпусков, располагаете иной дополнительной информацией, пишите по адресу или через формоотправитель.
Создание веб-архива «Встречи с песней» на сайте «Retroportal.ru» было начато в 2019 году с разрешения автора и ведущего радиопередачи, народного артиста России Виктора Витальевича Татарского.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте