Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Выпуск 1412
(26 июня 2021 года)
-
Автор письма: Анастасия Ивановна Зуева, «“Вставай, страна огромная...” не просто песня, а величественный гимн, призыв к победе над фашизмом. В своё время эта песня была как молитва. Впервые я услышала её осенью 41-го. Одна войсковая часть, потрёпанная в бою с врагами, вышла на отдых и пополнение. Остановились в нашем селе в Воронежской области. Мы видели совершенно измождённых бойцов. Недели две они приходили в себя. Пришло время снова на передовую. Провожать их вышло всё село. Построились они в колонную и запели: “Вставай, страна огромная...”. Боже, что это была за песня! Селяне замерли все, ощущая тот ад, в который через день-два снова попадут эти бойцы. И кто знает, кому доведётся уцелеть?.. В конце августа 41-го погиб под Смоленском мой единственный брат. Вот пишу, а сама нахожусь там, в 41-м году и как тогда реву... Песня очень тяжёлая. Но в июне 41-го она была своевременной и необходимой», посёлок Энергетик, Оренбургская область. Песня «Священная война». Композитор Александр Александров. Поэт Василий Лебедев-Кумач. Исполняет Краснознамённый ансамбль имени А.В. Александрова. Песня «Священная война» была написана в июне 1941 года - в первые дни Великой Отечественной войны.
-
Автор письма: Ростислав Германович Логинов, «22 июня 1941 года. Городок Долматово (теперь Курганской области). На площадке старинного монастыря люди слышат страшные слова: “Началась война...”. Мне ещё нет 7 лет. Я помню, как плакали женщины. Мужчины сжимали кулаки... “Мама, что такое война?”, - спросил я. “Я потом объясню тебе, сынок, дома”... Мы ходили на вокзал. Бойцы ехали в теплушках. Они, помню, улыбались и кричали: “Мы победим гадов!”... Мне не дают покоя песни военных лет, которые позабыты. И одна из первых вот эта:
“Грустные ивы склонились к пруду,
Месяц плывёт над водой.
Там, на границе стоял на посту
Ночью боец молодой...”
Если прозвучит песня “Грустные ивы” в июньский день, многие вспомнят начало трагедии - 22 июня 1941 года», село Ларино, Челябинская область. Песня «Грустные ивы». Композитор Матвей Блантер. Поэт Александр Жаров. Исполняет Владимир Бунчиков. Оркестр под управлением Виктора Кнушевицкого. «Грустные ивы» - песня о пограничниках, которые первыми вступили в бой с фашистами в ночь с 21 на 22 июня 1941 года. -
Автор письма: Дмитрий Калугин, «...я очень люблю авторскую песню и когда-то давно, в начале 80-х слышал у вас во “Встрече...” песню Виктора Берковского на стихи Дмитрия Сухарева “Вспомните, ребята” в исполнении молодой, судя по голосу, певицы. Запомнилось мне только её имя - Ася. Наверно, потому, что так звали мою любимую бабушку...», Опалиха (микрорайон города Красногорска), Московская область. Песня «Вспомните, ребята». Композитор Виктор Берковский. Поэт Дмитрий Сухарев. Исполняет ученица школы №8 белорусского города Речица Ася Рабинович.
-
Автор письма: Геннадий Яковлев, «Как-то из приёмника прозвучало сообщение, что в Израиле принят государственный закон о том, что каждый гражданин Израиля должен выучить наизусть сто песен, которые ему по душе. Когда люди знают наизусть сто песен, то в любом коллективе они смогут спеть большое количество песен хором. Есть вековой закон: когда люди поют хором, возникает взаимопроникающая и объединяющая могучая сила гармонии и духа коллектива. И этот закон принят государством! Хоровое пение в нашей стране сегодня не в чести. Урбанизация страны уничтожила школу массовой песенной культуры, которая происходила из начальных классов общеобразовательной школы. Была великолепная песенная школа композиторов, поэтов, наследие которых составляет сегодня Золотой фонд песни нашей страны от 30-х годов прошлого столетия. Что же с нами происходит?.. Духовное обнищание непременно обернётся стиранием памяти... Пожалуйста, передайте “Прощание славянки” в хоровом исполнении с оркестром. Эта песня многое знает и многое испытала. Хочется, чтобы её пели и наши внуки», город Ивантеевка, Московская область. Песня-марш «Прощание славянки». Композитор Василий Агапкин. Поэт Аркадий Федотов. Исполняет ансамбль Московского военного округа под управлением Сурена Баблоева.
-
Автор письма: Людмила Марковна Маргорина, Санкт-Петербург. Песня «Враги сожгли родную хату». Композитор Матвей Блантер. Поэт Михаил Исаковский. Исполняет Марк Бернес.
Упоминаемые персоны: Марк Степанович Любоевский (отец Людмилы Маргориной, кадровый военный с 1920 года); Елена Николаевна (мать Людмилы Маргориной, которая «много лет назад», когда «мы, дети большой семьи, собрались в День Победы в родительском доме со своими семьями - День Победы дня нас святой день, сказала после застолья: “А теперь, дети, послушайте”. И поставила пластинку “Враги сожгли родную хату” в исполнении Марка Бернеса...» Пусть все: и старые, и молодые ещё раз услышат эту песню); Владимир Станиславович Макаренко (племянник Людмилы Маргориной (сын одной из сестёр), который в пятилетнем возрасте в День Победы впервые услышал песню «Враги сожгли родную хату». «...потом мы разбрелись по квартире. А кто-то спросил: “А где же Володечка?” И кто-то тихо нас позвал заглянуть в большую комнату. А там один у патефона сидит наш пятилетний Володечка, крутит эту пластинку и плачет. Спросили: “Отчего же ты плачешь, Володечка?” “Дяденьку жалко”, - был ответ». Владимир Макаренко «был одним из руководителей строительства Олимпийского комплекса в Сочи*. Он остаётся таким же добрым и сердечным Володечкой»
-
Автор письма: Алексей Романович Кропотин, «Хотелось бы услышать песню “Баксанская”. В ней сохраняется память о подвиге военных альпинистов, которые сражались в 42-м году за Кавказ. В ней есть такие слова:
“Помнишь, товарищ, белые снега,
Стройный лес Баксана, блиндажи врага.
Помнишь гранату и записку в ней
На скалистом гребне для грядущих дней...”
По радио она была передана и сопровождалась рассказом альпиниста, который на одном из перевалов случайно нашёл гранату с вложенной в неё полуистлевшей запиской...», посёлок Зендиково, Московская область. Песня «Баксанская»** («Помнишь, товарищ, белые снега»). Композитор Борис Терентьев. Поэты Андрей Грязнов и Любовь Коротаева. Исполняет Юрий Визбор. -
Автор письма: Ксения Ивановна Бондарева, «Июнь 41-го года. Наш класс сдавал выпускные экзамены, а спустя четыре дня началась война. Все ребята и две девочки из нашего класса ушли на фронт. А потом - истребительный батальон, окопы под Ростовом-на-Дону, оккупация... Счастливые минуты освобождения нашими войсками родной Кубани... Я очень любила свою школу, своих учителей. И сейчас их помню всех поимённо. Они оставили добрую память о себе. Проходя мимо своей старой школы, я часто останавливаюсь и вспоминаю те далёкие годы, проведённые здесь, вспоминаю своих одноклассников, которых осталось совсем мало. Дорогая “Встреча...” прошу передать песню “Помню, как сейчас наш десятый класс закружила вьюга фронтовая...”», станица Камышеватская, Краснодарский край. Песня «Не могу забыть». Композитор Давид Тухманов. Поэт Владимир Харитонов. Исполняет София Ротару.
-
Автор письма: Людмила Лукинична Любимова, Санкт-Петербург. Песня «Все ушли на фронт» («Все срока уже закончены...», «Нынче все срока закончены»). Автор музыки и слов Владимир Высоцкий. Исполняет Владимир Высоцкий.
Упоминаемая персона: Андрей Вениаминов («Москвич. Окончил до войны авиастроительный институт, работал по специальности. Когда началась война, получил бронь, но ушёл добровольцем на фронт, был лётчиком. Первый раз самолёт был сбит, и его, раненого, спасли местные жители. Второй раз его самолёт был сбит, и он попал в плен. Выбраться из лагеря ему помогли подпольщики, и он попал в партизанский отряд. В отряде через некоторое время Андрея зачислили в одну из рот бойцом, и он вместе с другими бойцами ходил на задания, принимал участие в боях при прорыве фронта, был в составе партизанского батальона, который освобождал от немцев ряд деревень. После объединения с действующей армией Андрей и некоторые другие бывшие военнопленные попали в штрафники... Прошу передать песню Владимира Высоцкого о штрафниках. Когда я впервые услышала её, в памяти возник образ человека - Андрея Вениаминова, о котором на всю жизнь осталась светлая память»).
-
Автор письма: Николай Кочин, «Лето 74 года. Я, всего лишь два года назад демобилизованный срочник, призываюсь на переподготовку. На месяц оказываюсь под Североморском и 10 дней на острове Кильдин. Вспоминаю концерт в Североморске под открытым небом. Была местная матросская самодеятельность, а также приезжие артисты. Многое из памяти выветрилось, но ярко и хорошо запомнилось выступление юного солиста детского хора радио и телевидения Серёжи Парамонова. Помню притихших зрителей, матросов. Настолько проникновенно было Серёжино выступление. А исполнил он тогда три песни. Одна из которых - “Прощайте, скалистые горы”. Если найдёте эту песни в исполнении Серёжи, пусть она будет ему светлой памятью для людей, слышавших этого талантливого паренька», город Череповец, Вологодская область. Песня военных лет «Прощайте, скалистые горы». Композитор Евгений Жарковский. Поэт Николай Букин. Исполняет Серёжа Парамонов. 25 июня 1961 года родился певец, получивший известность в СССР в 1972—1975 годах как солист Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения под руководством Виктора Попова, «советский Робертино Лоретти» Серёжа Парамонов - Сергей Владимирович Парамонов. К 60-летию со дня рождения певца, которого «мы так до сих пор и называем Серёжей...» (1961-1998).
-
Автор письма: Василий Артёмович Луканов, «Прошло много лет, но я не могу забыть дорогих для меня людей - Дмитрия Филимонова и Николая Кравченко. В знак моей признательности, прошу передать песню Утёсова, в которой есть такие слова: “Я память о друге своём берегу - он пал на далёком чужом берегу...”», Луганская область, Украина. Песня «Нет, не забудет солдат». Композитор Модест Табачников. Поэт Яков Зискинд. Исполняет Леонид Утёсов. Государственный джаз-оркестр РСФСР под управлением Леонида Утёсова.
Упоминаемые персоны: Дмитрий Филимонов (участник Великой Отечественной войны, младший лейтенант, с которым Василий Луканов познакомился в госпитале в Краматорске в 1943 году, «в моей жизни число 16 повторяется очень часто. 16 октября 41-го года призван в Красную армию. 16 декабря принял присягу. 16 октября 43-го года был тяжело ранен, находился на излечении в госпитале в городе Краматорске. Палаты были забиты до отказа. Меня положили в коридоре. Я был очень слаб и температурил. Ко мне подошёл молоденький младший лейтенант, начал меня подбадривать, внушать мне веру в выздоровление. Его звали Дмитрий Филимонов. Мы стали друзьями. 16 января 44-го года меня отправили в госпиталь в Тбилиси. К сожалению, мы не смогли с Димой обменяться адресами - Митя не знал ещё адрес своего назначения...»); Николай Кравченко (участник Великой Отечественной войны, сержант, «мой бывший командир орудия, всё время вёл со мной переписку (когда Василий Луканов находился в госпитале в Тбилиси), подбадривал и оказал большую поддержку в моём выздоровлении»).
Виктор Татарский: «22 июня исполнилось 80 лет со дня начала Великой Отечественной войны. Сегодняшняя 1412-я «Встреча с песней» целиком посвящена этой горькой памятной дате».
Примечание: * Владимир Станиславович Макаренко в период подготовки города Сочи к Олимпиаде 2014 года работал заместителем генерального директора по олимпийским объектам ООО «Газпром Социнвест». «За активный вклад в подготовку и проведение ХХII Зимних олимпийских игр в Сочи» Владимир Макаренко удостоен Ордена Дружбы.
Примечание: ** «одна из самых знаменитых песен о горах» - «Баксанская» была написана в начале февраля 1943 года группой военных альпинистов (Андреем Грязновым и Любовью Коротаевой в соавторстве с Николаем Персияниновым, Борисом Грачёвым, Алексеем Немчиновым, Георгием Сулаквелидзе и Николаем Моренцом) на мотив популярного предвоенного танго композитора Бориса Терентьева «Пусть дни проходят». В песне описаны реальные события, происходившие во время Великой Отечественной войны в Приэльбрусье, в том числе упоминается записка, оставленная альпинистами во время выполнения приказа, согласно которому было необходимо собрать данные о расположении огневых точек немецкой армии в верхней части Баксанского ущелья и установить пути отступления немцев с Кавказа. На хребте Когутай альпинисты вынули из одной гранаты запал, написали, что «такого-то числа здесь были в разведке лейтенанты Грязнов и Коротаева. Потом сложили тур из камней и положили туда гранату. Договорились, что кто первый после войны придёт — сообщит другому, что снял эту гранату...» Из воспоминаний Любови Коротаевой - единственной женщины-участницы (в составе группы из 20 человек) восхождения на Эльбрус для снятия фашистских штандартов и водружения флагов СССР 9-13 февраля 1943 года (расшифровка аудиозаписи звуковой страницы №3 журнала «Кругозор», февраль 1968 года): «Была чудная лунная ночь и как раз из Иткола очень хорошо видно гребень, на котором оставили мы гранату. Вышли все на балкон и Андрей Грязнов напевал про себя песню. И потом случайно просто так у него сложились слова: “Помнишь гранату и записку в ней”. А Николай или ещё кто-то добавил: “На скалистом гребне для грядущих дней”. И потом у нас такой энтузиазм сразу - получилось что-то! И начали создавать слова “Баксанской песни”. Она, вы знаете, как начинается: “Где снега тропинки заметают...”». Более подробно о военном походе группы альпинистов и истории создания песни «Баксанская» читайте в
Примечание: кадр №1 и окончание кадра №2 из 876-го выпуска радиопередачи «Встреча с песней».
Выпуск 1412 радиопередачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире
Выпуск 1411 | Выпуск 1413 |
Намерение создать архив легендарной передачи Виктора Витальевича Татарского «Встреча с песней» неоднократно обсуждалось в интернет-сообществах. Эта идея высказывалась и в письмах, звучащих на радио. Ведь «Встреча с песней» - не только старейшая музыкальная передача страны, известная, без преувеличения, миллионам слушателей, это не только новый формат, придуманный на советском радио, но и уникальное явление в масштабах мирового радиовещания, аналогов которому просто нет. Авторская передача Виктора Татарского идёт в эфире с января 1967 года в неизменной концепции, суть которой наиболее ёмко определяет фраза: «песня в судьбе человека».
В бытность широкого распространения проводного и эфирного радиовещания, в период, когда передача звучала на волнах Первой программы Всесоюзного радио, то есть, транслировалась на территорию, превышающую географически СССР, «Встреча с песней» получала до 3 тысяч писем в месяц - рекордное количество корреспонденции среди всех передач советского радио! Она сумела пробудить у радиослушателей желание делиться с миром своими личными историями, связанными с любимой песней или памятной мелодией. И, конечно, «Встречу...» ждали, отмечая в календаре даты эфиров, чтобы в привычный вечер включить радиоприёмник и услышать... голос ведущего, который не спутать ни с каким другим. Голос, непохожий на голоса дикторов советского радио ни тембром, ни подачей. Во времена тотального официоза и шаблонных фраз, звучащих в эфире, потребность в спокойной, доверительной беседе, в искренности интонаций восполняла именно «Встреча с песней»... Именно поэтому в ней в равной степени уникальны и манера работы у микрофона Виктора Татарского, и музыкальные записи (порой раритетные), и, конечно, содержательные письма (письма-воспоминания, письма-исповеди), звучащие в передаче, без которых «Встреча с песней» просто немыслима!
Во «Встрече...» впервые зазвучали записи, которые раньше были в закрытом фонде или вообще запрещены. Нередко с большим трудом Виктору Татарскому и редакторам передачи Терезе Рымшевич и Татьяне Зубовой приходилось преодолевать цензурные запреты как в отношении тем, затрагиваемых слушателями в письмах, так и по поводу записей. Ведь, действительно, редкие фонограммы звучат во «Встрече...» и чаще всего лишь один раз за все годы существования передачи, а если и имеются повторы, то редко - раз в пять лет. Именно во «Встрече с песней» впервые в эфире отечественного радио прозвучали песни Александра Вертинского, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина, Аллы Баяновой, Александра Галича, Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Александра Башлачёва...
Всесоюзное радио архивировало выпуски «Встречи с песней». Многие из этих магнитофонных лент сегодня хранит Гостелерадиофонд России... Передачи периода 2000-х годов публиковал официальный сайт «Радио России». Но этот архив был безвозвратно утерян. А в настоящее время новые выпуски «Встречи с песней» доступны на сайте радиостанции, увы, лишь в течение приблизительно последнего года...
Отдельные выпуски (или их фрагменты) по мере оцифровки давних студийных лент и магнитозаписей из частных аудиоархивов время от времени публикуются на различных сайтах. Так на сайте «Старое радио» появилась коллекция «Встречи с песней» преимущественно середины - второй половины 1980-х годов. Участникам музыкальной соцсети «На завалинке» также удалось собрать часть архивных выпусков радиопередачи. Некоторое время назад сайт «MOSKVA.FM» архивировал записи «Встречи...» и, более того, предлагал текстовые расшифровки выпусков. Однако и этот архив был убран из общественного доступа... Сегодня пользователи социальной сети «ВКонтакте» могут общаться в сообществе «Встреча с песней. Автор и ведущий Виктор Татарский», созданном давней слушательницей радиопередачи Людмилой Калининой. А также слушать опубликованные самими радиослушателями аудиозаписи выпусков передачи «Встреча с песней» разных лет в сообществе «Архив радиопередачи “Встреча с песней”», созданном Сергеем Владимировым. Благодаря слушательнице Елене Маршак веб-архив пополнился целым блоком архивных аудио- и текстовых записей (с расшифровками, а также с указанием, что очень ценно, дат эфиров) многих выпусков передачи. Большую помощь в наполнении веб-архива «Встречи...» оказала член Союза журналистов РФ Надежда Ивановна Юдина из города Дятьково, любезно предоставившая бесценные тетради своей старшей подруги, слушательницы «Встречи с песней» с 1968 года, Азы Степановны Никишиной, которая многие годы методично вела записи выпусков любимой передачи. Также как это делала с 3 января 1968 года Людмила Сысуева из Свердловской области. Она передала веб-архиву свои записи о многих выпусках передачи. Филофонист Борис Щеглов поделился с веб-архивом редкими записями передачи «Встреча с песней», выходившими в эфир с 1983 по 1993 годы, а также помог уточнить значительный объём данных по выпускам разных лет. Вместе с единомышленниками - «поисковой группой из Подмосковья» (так называет их Виктор Татарский), он систематизировал из множества источников информацию о передачах «Встреча с песней», «Запишите на ваши магнитофоны» и «На всех широтах». За что ему и всем его коллегам из «поисковой группы» большое спасибо.
К середине 2019 года киноведом и редактором Еленой Бельской была завершена систематизация информации о «Встрече с песней», взятая из многих источников. Скрупулёзно, в течение нескольких лет Елене Бельской удалось собрать сведения о музыкальных произведениях, звучавших в большинстве выпусков радиопередачи, начиная с 1968 года! Этот список и стал основой веб-архива, предлагаемого вашему вниманию сайтом «Retroportal.ru». Если в информации о выпуске «Встречи с песней» указывались имя исполнителя и аккомпаниатора, то есть, представлялось возможным идентифицировать музыкальные записи и разыскать их (при отсутствии аудиозаписи самого выпуска передачи), то они становились дополнениями к тексту, переданному Еленой Бельской. Таким образом, сегодня пользователи веб-архива имеют возможность не только узнать о музыкальных произведениях, звучавших в том или ином выпуске, но и послушать архивные фонограммы...
На радийном сленге, утвердившемся ещё с советских времён, сюжеты (репортажи, интервью, комментарии), звучащие как в информационных выпусках новостей, так и в программах различной тематики, называются «кадрами». Автор и ведущий Виктор Витальевич Татарский именует «кадром» связку «письмо-песня»: завязка сюжета в содержании письма (иногда это фрагмент книги, статьи), а развязка в песне или мелодии, звучащей следом. В целях максимально подробного раскрытия информации аудиозаписи каждого выпуска «Встречи с песней», найденные на просторах глобальной сети, точно также разделены на «кадры», фрагменты. Они представлены в той же последовательности, что и в выпуске, прозвучавшем в эфире. Именно так, даже в таком виде, сохраняется (что очень важно!) драматургия выпуска, строго подчинённая авторскому замыслу.
Следует обратить внимание на то, что текстовые описания выпусков передачи могут отличаться от их звукового оригинала. В веб-архиве передачи информация по мере возможности подаётся в уточнённом и дополненном виде. Ведь поиски новых данных о названиях, об исполнителях, об авторстве тех или иных музыкальных произведений, о годах их записи никогда не прекращаются. К тому же год от года, благодаря широкому развитию сети Интернет, становится ещё больше известно о каких-то ранее неведомых моментах в биографиях творческих или политических деятелей, упоминаемых в передаче персон. В том числе в открытом доступе находится информация и об участниках «Встречи...». Как выясняется, авторы писем порой это известные в своих кругах личности, с неординарной судьбой, достойные быть героями отдельных интереснейших биографических книг!
Архив в веб-формате на страницах данного сайта представлен в виде: списка выпусков в хронологическом порядке, именного указателя, содержащего информацию о вокалистах, композиторах, поэтах, музыкантах, исполнительских коллективах, списка имён авторов писем во «Встречу с песней» и интерактивной карты писем, алфавитного перечня музыкальных произведений (другие сайты, также предлагающие к прослушиванию записи «Встречи с песней», столь развёрнутого описания содержания выпусков не имеют). Помимо этого, пользователи веб-архива могут узнать интересные факты о радиопередаче «Встреча с песней» и её создателях, прочитать интервью Виктора Татарского, статьи о передаче, опубликованные в печатных и электронных СМИ в разные годы, цитаты из книг, где она упоминается, а также познакомиться с авторами писем, помощниками и другими участниками любимой «Встречи...» - со всеми теми преданными радиослушателями, о которых сам Виктор Витальевич в одном из выпусков ёмко сказал: «...по секрету хочу сказать вам, что всех тех, кто пишет во “Встречу...” или просто слушает её, считаю лучшей частью человечества».
Для удобства навигации по веб-архиву под каждым «кадром» (фрагментом) выпуска со знаком «#» (решётка) прописаны ключевые слова (хештеги), при переходе по которым, можно сформировать подборку выпусков на определённую тему, затронутую в письмах радиослушателей и озвученную автором передачи. Кроме того, для удобства поиска по веб-архиву через поисковые системы по мере необходимости под «кадром» (фрагментом) публикуется краткая информация о персонах, как известных, так и о персонах из частной жизни авторов писем, упомянутых в этом фрагменте выпуска.
Большая благодарность всем, кто записывал на магнитофоны «Встречу с песней», сберёг эти записи, а с приходом эры цифрового звука смог оцифровать магнитофонные ленты и продолжает архивировать выпуски передачи. Если у вас имеются старые магнитофонные ленты с записями выпусков радиопередачи, личные списки песен и композиций, которые в разные годы звучали в передаче и которые отсутствуют в опубликованных выпусках на сайте архива, отклики по следам услышанной передачи, а также если вы заметили неточности в описании выпусков, располагаете иной дополнительной информацией, пишите по адресу или через формоотправитель.
Создание веб-архива «Встречи с песней» на сайте «Retroportal.ru» было начато в 2019 году с разрешения автора и ведущего радиопередачи, народного артиста России Виктора Витальевича Татарского.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте