Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Выпуск 1413
(10 июля 2021 года)
-
Автор письма: Людмила Олеговна Середа, внучка одного из крупнейших певцов, ведущего исполнителя лирического репертуара Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени имени С.М. Кирова с 1935 по 1948 годы народного артиста РСФСР Николая Николаевича Середы, «В нашем доме всегда царила музыка. Все представители моей семьи не мыслили и дня прожить без неё. <...> В репертуаре Николая Николаевича Середы было 20 оперных партий, украинские и русские песни. Он непревзойдённо играл, а, вернее, жил в образах Вертера, Индийского гостя, Надира, Фауста, Князя в “Русалке”, Берендея, Лыкова, Лоэнгрина...», Санкт-Петербург. Ария Лыкова («Туча ненастная») из 3-го действия оперы «Царская невеста» (по одноимённой драме Льва Мея). Композитор Николай Римский-Корсаков. Авторы либретто Илья Тюменев и Николай Римский-Корсаков. Исполняет Николай Середа. Оркестр театра имени Кирова под управлением Сергея Ельцина. Грампластинка 1937 года.
Упоминаемая персона: Олег Николаевич Середа (музыковед и учёный, «отец мой, будучи сыном оперного артиста, был воспитан в музыкальной атмосфере», - отмечает в письме Людмила Середа).
-
Автор письма: Валентин Иванович Дорофеев, «Я закончил музыкально-педагогический факультет Саратовского педагогического института, а исторический - в городе Тобольске и проработал 37 лет учителем музыки», город Камышин, Волгоградская область. Русская народная песня «Позарастали стёжки-дорожки». Исполняет вокальное трио «Рябинушка», солистки Дана Муравьева, Нина Кудрявцева и Алла Лаптева. Оркестр «Русские узоры», дирижёр Владимир Зозуля.
Упоминаемые персоны: Иван Никандрович Дорофеев (отец Валентина Дорофеева, «был призван в ряды Красной армии в августе 40-го года. Я родился в апреле 41-го. А в июне - война, с которой папа не вернулся. Поэтому, он видел меня только на фотографии. Также как и я его. Но мама сохранила и оставила для меня неоценимое наследство: письма отца. В одном из них он писал: “Дорогая Рая! Как бы я хотел, чтобы наш сын воспринял от тебя музыкальные способности, любовь к песне. А от меня - любовь к знаниям”. Эти слова стали для меня заветом»); Раиса Володькина (мать Валентина Дорофеева, «...в нашей семье всегда звучала песня. В округе люди старшего поколения помнят дуэт сестёр Володькиных - Ольги и Раисы (моей мамы). Они перепели множество народных песен. Мама пела и одна в сопровождении гитары. Часто концерты в сельском клубе, которым она заведовала, заканчивались её сольным выступлением... Именно в вашей передаче исполнение песни “Позарастали стёжки-дорожки” стало бы светлой памятью о маме. Это песня, которую любили петь и она, и мой папа»).
-
Автор письма: Лидия Васильевна Андреева, «машинист достоин, конечно, не только песни - романа! Профессионал высочайшего класса, знающий свою машину и особенности любого участка дороги. Человек бдительный и ответственный. Ведь за его спиной в вагонах сотни пассажиров. Он ведёт поезд под проливным дождём и в метель, и в ночной мгле, в условиях северной видимости. Разве это не работа в экстремальных условиях? Но мы, пассажиры, как правило, об этом не задумываемся. Садимся и едем в полной уверенности в благополучном и своевременном прибытии в пункт назначения. Прошу вас передать песню для всех машинистов - работающих и пенсионеров железных дорог, а также в память о моём муже, водившем когда-то пассажирские поезда. Я думаю, болезнь его случилась из-за его работы по ночам и из-за высокой ответственности», город Стерлитамак, Республика Башкортостан. «Песня машиниста». Композитор Константин Листов. Поэт Тимофей Волошин. Исполняет Илья Залевский. Железнодорожный джаз-оркестр Центрального дома культуры железнодорожников (ЦДКЖ) под руководством Дмитрия Покрасса. Грампластинка 1938 года.
-
Автор письма: Александра Дмитриевна Ковалёва, город Тольятти, Самарская область. Виктор Татарский: «Александра Дмитриевна начинает письмо в стихотворной форме»:
«Вторую и четвёртую субботу
Стараюсь вечером всегда быть дома.
Бросаю всю домашнюю работу
И даже отключаю трубку телефона.
Сейчас знакомый голос я услышу -
Настанет миг души отдохновенье.
Мои слова, конечно, не опишут
Испытанное мною чудное мгновенье.
Людская исповедь, волнующие строки -
Одно письмо, другое... внимаю чуть дыша.
И вместе с музыкой в чарующем потоке
Блаженствует усталая душа».
Виктор Татарский: «Хорошие стихи, Александра Дмитриевна. Только мы ведь не только вторая и четвёртая суббота, но и пятая». Александра Ковалёва: «Я помню мать свою, отца. Я их лишилась в 41-м.
Разрывы помню, град свинца в том лихолетии военном...
Очень давно в кино или по радио звучала песня о трубе и гитаре, которая запала мне в душу. К моему огорчению, больше я её не слышала. Там были такие слова:
“Но две пули, две пули -
Чуть пониже плеча...
Да одна в гитариста,
А одна в трубача... ”
Немного о себе: живу одна, детдомовка, образование высшее, пенсионерка, нищая...» Песня «Баллада о гитаре и трубе». Композитор Ян Френкель. Поэт Юрий Левитанский. Исполняет Елена Камбурова. 11 июля 1940 года родилась советская и российская певица и актриса, основательница и художественный руководитель Московского театра музыки и поэзии; народная артистка России, лауреат Государственной премии России Елена Антоновна Камбурова. Ко дню рождения Елены Камбуровой. -
Автор письма: Клара Михайловна Гурьева, «1941 год. Лето. Война. Идёт эвакуация детей из Ленинграда. Наше назначение - Старая Русса. Навстречу нам движутся отступающие наши войска. Раненые - в телегах, здоровые идут рядом. Они не смотрят на нас, им стыдно,что они отступают и не могут нас защитить. Ожидается немецкий налёт. На станции устанавливают зенитки. Приходит приказ: увезти детей со станции. Посадка в вагоны прошла быстро, но вдруг поступает другой приказ: всем бежать в лес! Но поступает и новый приказ: всем назад!.. Мы все бежим назад... Потом мы узнали, что налёт на станцию был страшный, но мы избежали его. Началась осень, когда нас привезли, в Ярославской области разместили в павильонах пионерского лагеря. А когда сняли блокаду, вернули нас в Ленинград. А теперь о песне. У нас был в лагере патефон. Мы заводили бесконечно много раз “Левкои”. Эта песня, видимо, соответствовала нашему настроению...», Санкт-Петербург. Танго «Левкои». Композитор Пётр Фурман*. Поэт Борис Тимофеев. Исполняет Зинаида Тарская. Ансамбль под управлением Петра Фурмана. Грампластинка 1940 года.
-
Автор письма: Борис Топорков, переводчик, «Мне всегда хотелось услышать одну польскую песню, которую я очень любил в конце 50-х годов. Помнилось мне,что вроде называлась она “Тиха вода” и там были слова: “Ай, да парень, паренёк...”. Но с той поры прошло много лет, я успел неплохо выучить польский язык, узнал, что, действительно, была в Польше песня “Тиха вода”, что есть там пословица “Тихая вода рвёт берега”, то есть, “В тихом омуте черти водятся”, но от этого ещё больше засомневался: если это та песня, то причём тут “парень-паренёк”? Тем более, что в одной из ваших передач, кажется, в 70-е годы я песню про паренька услышал на слова Лабковского, но про “тиху воду” там ничего не было. Думал: напишу и опозорюсь, засмеют. И вот слушаю разные чужие песни и размышляю: интересно, а слушает ли кто-нибудь эту передачу в Польше? И что они там обо всём этом думают? И вот, нате вам! Пишет вам поляк из Польши, и вы ставите песню “Тиха вода”. Ну как это назвать!..», Москва. Виктор Татарский: «Борис! Назвать это очень просто: Вы пишете о двух песнях на одну мелодию. О первой - польской песне “Тиха вода” и о второй - “Парень-паренёк” на ту же мелодию, где текст Лабковского. Обе эти песни привёз нам в 45 году джаз-оркестр Белорусской ССР (тогда он так назывался) под руководством Эдди Рознера. Обе исполнял Павел Гофман. Вас спутало то, что в польской песне “Тиха вода” на польском языке вдруг прозвучали по-русски слова из песни “Парень-паренёк”. Зачем это было сделано, знал только Эдди Рознер - руководитель оркестра. Вот оба варианта этой песни на одну мелодию”. Песня «Тиха вода» («Cicha woda»). Композитор Эдди Рознер. Поэты Людвик Ежи Керн и Наум Лабковский. Исполняет Павел Гофман. Государственный джаз-оркестр Белорусской ССР под управлением Эдди Рознера. Грампластинка 1956 года. Песня «Парень-паренёк». Композитор Эдди Рознер. Поэт Наум Лабковский. Исполняет Павел Гофман. Джаз-оркестр Белорусской ССР под управлением Эдди Рознера. Грампластинка 1945 года.
-
Автор письма: Олег Александрович Серов, «Со многими песнями встретился я благодаря письмам других слушателей. Но для встречи с той, что повлияла на мой выбор спутницы жизни, сам решил проявить инициативу...», Москва. Песня «Девчонка с хорошей душой». Композитор Оскар Фельцман. Поэт Игорь Шаферан. Исполняет Раиса Неменова. Запись 1964 года.
Упоминаемая персона: Галина (супруга Олега Серова, «...как-то летом 70-го года шли мы с другом не спеша по соседней улице. На крыльце одного дома сидела девушка в красном сарафане, лицо её было грустным. Девушку эту я знал, но никакого интереса к ней никогда не проявлял. Она была скромной и неприметной. А мы с друзьями “кадрили ” (это слово было очень модным тогда среди молодёжи посёлка) девушек совсем другого типа - смелых, дерзких, весёлых, с яркой внешностью. Из открытых окон дома слышно было радио. И вот, когда мы проходили мимо, словно специально для нас зазвучала песня:
“В посёлке, где к соснам прибиты скворешни,
Есть каменный дом небольшой.
Живёт в нём совсем неприметная внешне
Девчонка с хорошей душой...”
И затем, как-бы нам вдогонку:
“Так что ж вы, ребята, проходите мимо!
Взгляните на дом небольшой.
Уж если влюбляться, пусть будет любимой
Девчонка с хорошей душой”.
До этого момента песня была уже мною слышана. И ничего особенного для меня не представляла. А в этот раз запала почему-то в душу, особенно последние слова. И я до самого вечера думал об этой девушке. А вечером она с подругой пришла на танцплощадку, и я пригласил её на танец, чем вызвал большое удивление присутствующих... И вот уже не одно десятилетие совместной жизни отпраздновали. И лучше моей Галинки нет никого на свете!»). -
Виктор Татарский рассказывает о том, что «в одной из прошлогодних “Встреч...”** читал письмо Виктора Васильевича Почкалова из Архангельска, в котором он, в частности, писал: “среди танцевальных песен 30-х годов была, наверное, английская песенка «Рамона». Мой отец был дирижёром духового оркестра, который играл в Интерклубе. И вот когда оркестр исполнил «Рамону», вспоминал он, английские моряки благодарили и просили сыграть эту мелодию ещё и ещё. Я ответил автору письма, что Дмитрий Леонидович Фокин (Д.Л. Фокин - филофонист, давний помощник радиопередачи) передал дня него английский и русский варианты “Рамоны”. Тогда прозвучал английский оригинал этой песни Майкла Уэйна, сегодня её русский вариант в исполнении Казимира Малахова. 1940-й год». Вальс-бостон «Рамона» («Ramona»). Композитор Мэйбл Уэйн (Mabel Wayne), автор аранжировки Александр Цфасман. Поэт Борис Тимофеев. Исполняет Казимир Малахов. Джаз-оркестр под управлением Александра Цфасмана. Грампластинка 1940 года.
-
От автора: песня «Буги-вуги каждый день». Музыка и слова Майка Науменко. Исполняет группа «Зоопарк».
Примечание: * филофонисты - коллекционеры грамзаписей полагают, что Пётр Фурман является не автором мелодии танго «Левкои», а автором её аранжировки. В оригинале это танго композитора Альфреда Винтера, называлось оно «Лукавые глаза» и было известно по грампластинке 1938 года латышского певца Эдвинса Круминьша.
Примечание: ** кадр 8 - повтор кадра 7 из выпуска «Встречи с песней» №900 от 26 апреля 2003 года.
Выпуск 1413 радиопередачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире
Выпуск 1412 | Выпуск 1414 |
Намерение создать архив легендарной передачи Виктора Витальевича Татарского «Встреча с песней» неоднократно обсуждалось в интернет-сообществах. Эта идея высказывалась и в письмах, звучащих на радио. Ведь «Встреча с песней» - не только старейшая музыкальная передача страны, известная, без преувеличения, миллионам слушателей, это не только новый формат, придуманный на советском радио, но и уникальное явление в масштабах мирового радиовещания, аналогов которому просто нет. Авторская передача Виктора Татарского идёт в эфире с января 1967 года в неизменной концепции, суть которой наиболее ёмко определяет фраза: «песня в судьбе человека».
В бытность широкого распространения проводного и эфирного радиовещания, в период, когда передача звучала на волнах Первой программы Всесоюзного радио, то есть, транслировалась на территорию, превышающую географически СССР, «Встреча с песней» получала до 3 тысяч писем в месяц - рекордное количество корреспонденции среди всех передач советского радио! Она сумела пробудить у радиослушателей желание делиться с миром своими личными историями, связанными с любимой песней или памятной мелодией. И, конечно, «Встречу...» ждали, отмечая в календаре даты эфиров, чтобы в привычный вечер включить радиоприёмник и услышать... голос ведущего, который не спутать ни с каким другим. Голос, непохожий на голоса дикторов советского радио ни тембром, ни подачей. Во времена тотального официоза и шаблонных фраз, звучащих в эфире, потребность в спокойной, доверительной беседе, в искренности интонаций восполняла именно «Встреча с песней»... Именно поэтому в ней в равной степени уникальны и манера работы у микрофона Виктора Татарского, и музыкальные записи (порой раритетные), и, конечно, содержательные письма (письма-воспоминания, письма-исповеди), звучащие в передаче, без которых «Встреча с песней» просто немыслима!
Во «Встрече...» впервые зазвучали записи, которые раньше были в закрытом фонде или вообще запрещены. Нередко с большим трудом Виктору Татарскому и редакторам передачи Терезе Рымшевич и Татьяне Зубовой приходилось преодолевать цензурные запреты как в отношении тем, затрагиваемых слушателями в письмах, так и по поводу записей. Ведь, действительно, редкие фонограммы звучат во «Встрече...» и чаще всего лишь один раз за все годы существования передачи, а если и имеются повторы, то редко - раз в пять лет. Именно во «Встрече с песней» впервые в эфире отечественного радио прозвучали песни Александра Вертинского, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина, Аллы Баяновой, Александра Галича, Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Александра Башлачёва...
Всесоюзное радио архивировало выпуски «Встречи с песней». Многие из этих магнитофонных лент сегодня хранит Гостелерадиофонд России... Передачи периода 2000-х годов публиковал официальный сайт «Радио России». Но этот архив был безвозвратно утерян. А в настоящее время новые выпуски «Встречи с песней» доступны на сайте радиостанции, увы, лишь в течение приблизительно последнего года...
Отдельные выпуски (или их фрагменты) по мере оцифровки давних студийных лент и магнитозаписей из частных аудиоархивов время от времени публикуются на различных сайтах. Так на сайте «Старое радио» появилась коллекция «Встречи с песней» преимущественно середины - второй половины 1980-х годов. Участникам музыкальной соцсети «На завалинке» также удалось собрать часть архивных выпусков радиопередачи. Некоторое время назад сайт «MOSKVA.FM» архивировал записи «Встречи...» и, более того, предлагал текстовые расшифровки выпусков. Однако и этот архив был убран из общественного доступа... Сегодня пользователи социальной сети «ВКонтакте» могут общаться в сообществе «Встреча с песней. Автор и ведущий Виктор Татарский», созданном давней слушательницей радиопередачи Людмилой Калининой. А также слушать опубликованные самими радиослушателями аудиозаписи выпусков передачи «Встреча с песней» разных лет в сообществе «Архив радиопередачи “Встреча с песней”», созданном Сергеем Владимировым. Благодаря слушательнице Елене Маршак веб-архив пополнился целым блоком архивных аудио- и текстовых записей (с расшифровками, а также с указанием, что очень ценно, дат эфиров) многих выпусков передачи. Большую помощь в наполнении веб-архива «Встречи...» оказала член Союза журналистов РФ Надежда Ивановна Юдина из города Дятьково, любезно предоставившая бесценные тетради своей старшей подруги, слушательницы «Встречи с песней» с 1968 года, Азы Степановны Никишиной, которая многие годы методично вела записи выпусков любимой передачи. Также как это делала с 3 января 1968 года Людмила Сысуева из Свердловской области. Она передала веб-архиву свои записи о многих выпусках передачи. Филофонист Борис Щеглов поделился с веб-архивом редкими записями передачи «Встреча с песней», выходившими в эфир с 1983 по 1993 годы, а также помог уточнить значительный объём данных по выпускам разных лет. Вместе с единомышленниками - «поисковой группой из Подмосковья» (так называет их Виктор Татарский), он систематизировал из множества источников информацию о передачах «Встреча с песней», «Запишите на ваши магнитофоны» и «На всех широтах». За что ему и всем его коллегам из «поисковой группы» большое спасибо.
К середине 2019 года киноведом и редактором Еленой Бельской была завершена систематизация информации о «Встрече с песней», взятая из многих источников. Скрупулёзно, в течение нескольких лет Елене Бельской удалось собрать сведения о музыкальных произведениях, звучавших в большинстве выпусков радиопередачи, начиная с 1968 года! Этот список и стал основой веб-архива, предлагаемого вашему вниманию сайтом «Retroportal.ru». Если в информации о выпуске «Встречи с песней» указывались имя исполнителя и аккомпаниатора, то есть, представлялось возможным идентифицировать музыкальные записи и разыскать их (при отсутствии аудиозаписи самого выпуска передачи), то они становились дополнениями к тексту, переданному Еленой Бельской. Таким образом, сегодня пользователи веб-архива имеют возможность не только узнать о музыкальных произведениях, звучавших в том или ином выпуске, но и послушать архивные фонограммы...
На радийном сленге, утвердившемся ещё с советских времён, сюжеты (репортажи, интервью, комментарии), звучащие как в информационных выпусках новостей, так и в программах различной тематики, называются «кадрами». Автор и ведущий Виктор Витальевич Татарский именует «кадром» связку «письмо-песня»: завязка сюжета в содержании письма (иногда это фрагмент книги, статьи), а развязка в песне или мелодии, звучащей следом. В целях максимально подробного раскрытия информации аудиозаписи каждого выпуска «Встречи с песней», найденные на просторах глобальной сети, точно также разделены на «кадры», фрагменты. Они представлены в той же последовательности, что и в выпуске, прозвучавшем в эфире. Именно так, даже в таком виде, сохраняется (что очень важно!) драматургия выпуска, строго подчинённая авторскому замыслу.
Следует обратить внимание на то, что текстовые описания выпусков передачи могут отличаться от их звукового оригинала. В веб-архиве передачи информация по мере возможности подаётся в уточнённом и дополненном виде. Ведь поиски новых данных о названиях, об исполнителях, об авторстве тех или иных музыкальных произведений, о годах их записи никогда не прекращаются. К тому же год от года, благодаря широкому развитию сети Интернет, становится ещё больше известно о каких-то ранее неведомых моментах в биографиях творческих или политических деятелей, упоминаемых в передаче персон. В том числе в открытом доступе находится информация и об участниках «Встречи...». Как выясняется, авторы писем порой это известные в своих кругах личности, с неординарной судьбой, достойные быть героями отдельных интереснейших биографических книг!
Архив в веб-формате на страницах данного сайта представлен в виде: списка выпусков в хронологическом порядке, именного указателя, содержащего информацию о вокалистах, композиторах, поэтах, музыкантах, исполнительских коллективах, списка имён авторов писем во «Встречу с песней» и интерактивной карты писем, алфавитного перечня музыкальных произведений (другие сайты, также предлагающие к прослушиванию записи «Встречи с песней», столь развёрнутого описания содержания выпусков не имеют). Помимо этого, пользователи веб-архива могут узнать интересные факты о радиопередаче «Встреча с песней» и её создателях, прочитать интервью Виктора Татарского, статьи о передаче, опубликованные в печатных и электронных СМИ в разные годы, цитаты из книг, где она упоминается, а также познакомиться с авторами писем, помощниками и другими участниками любимой «Встречи...» - со всеми теми преданными радиослушателями, о которых сам Виктор Витальевич в одном из выпусков ёмко сказал: «...по секрету хочу сказать вам, что всех тех, кто пишет во “Встречу...” или просто слушает её, считаю лучшей частью человечества».
Для удобства навигации по веб-архиву под каждым «кадром» (фрагментом) выпуска со знаком «#» (решётка) прописаны ключевые слова (хештеги), при переходе по которым, можно сформировать подборку выпусков на определённую тему, затронутую в письмах радиослушателей и озвученную автором передачи. Кроме того, для удобства поиска по веб-архиву через поисковые системы по мере необходимости под «кадром» (фрагментом) публикуется краткая информация о персонах, как известных, так и о персонах из частной жизни авторов писем, упомянутых в этом фрагменте выпуска.
Большая благодарность всем, кто записывал на магнитофоны «Встречу с песней», сберёг эти записи, а с приходом эры цифрового звука смог оцифровать магнитофонные ленты и продолжает архивировать выпуски передачи. Если у вас имеются старые магнитофонные ленты с записями выпусков радиопередачи, личные списки песен и композиций, которые в разные годы звучали в передаче и которые отсутствуют в опубликованных выпусках на сайте архива, отклики по следам услышанной передачи, а также если вы заметили неточности в описании выпусков, располагаете иной дополнительной информацией, пишите по адресу или через формоотправитель.
Создание веб-архива «Встречи с песней» на сайте «Retroportal.ru» было начато в 2019 году с разрешения автора и ведущего радиопередачи, народного артиста России Виктора Витальевича Татарского.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте