Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Выпуск 1432
(12 марта 2022 года)
-
Автор письма: Борис Иванович Лукин, город Боровичи, Новгородская область, «...в моей жизни произошло событие, благодаря которому я стал смотреть на мир божий более осмысленно, стараясь в будничном и привычном найти что-то особенное и неповторимое. У нашей преподавательницы русского языка и литературы возникла идея проведения Вечера, посвящённого жизни и творчеству художника Исаака Ильича Левитана. Для меня этот художник в русской живописи занимает особое место. Там, где требовалось усилить эмоциональное воздействие на слушателей, звучал Чайковский. Наша школа находилась недалеко от Московского тракта (Сибирская Владимирка), по которому в один из летних дней 1890 года в Читу прибыл Антон Павлович Чехов во время своего путешествия на остров Сахалин. С ним в это время должен был быть и Левитан. Но не случилось. Вместо Забайкалья Левитан уехал в Финляндию. А вот Чехова забайкальские просторы привели в восторг. В письмах к редактору газеты “Новое время” он писал, что Забайкалье напоминает ему и Полтавщину, и донские степи, и даже Швейцарию. В этих же письмах он в резких выражениях осуждал Левитана за то, что тот не поехал с ним на Сахалин и не увидел того, что увидел он, Чехов... В моей жизни Левитан постоянно напоминает о себе. Так, памятной для меня стала встреча с Левитаном в вашей телевизионной программе “Третьяковская галерея”, которую я всегда смотрел с большим интересом. Я был уверен, что в передаче о Левитане из его творческого наследия Вы выберете его самую светлую картину “Март”. Хотелось бы услышать “Март” из “Времён года” Чайковского». Пьеса «Март» («Песня жаворонка») из цикла «Времена года». Композитор Пётр Чайковский. Исполняет Михаил Плетнёв, фортепиано. Запись 1986 года.
Упоминаемые персоны: Исаак Ильич Левитан (1860-1900, русский художник, мастер «пейзажа настроения»; академик Императорской Академии художеств); Антон Павлович Чехов (1860-1904, русский писатель, прозаик, драматург, публицист, врач, благотворитель; классик мировой литературы; почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности, один из самых известных драматургов мира).
-
Автор письма: Жанетта Николаевна Салата, врач, Екатеринбург, «...хочу поведать вам о своей встрече даже не с песней, а с исполнительницей. Мне 11-12 лет. Очередной раз болею ангиной. Честно соблюдаю строгий постельный режим. Родители на работе. У кровати на тумбочке радиоприёмник “Балтика”. Идут передачи... Самыми приятными для меня были музыкальные. В этих концертах часто звучали песни в исполнении Аллы Соленковой... Но вот, уж давным-давно не звучит по радио этот хрустальный голос, так полюбившийся с детства. А ведь чем дальше, тем острее воспоминания. И сверлит мысль: вдруг представится возможность услышать Аллу Соленкову в любимой передаче...». Песня «Золотая рыбка». Композитор Станислав Монюшко. Автор стихов неизвестен. Исполняет Алла Соленкова, на фортепиано аккомпанирует Борис Александрович Абрамович. Запись 1958 года. 12 марта 1928 года родилась академическая певица (лирико-колоратурное сопрано), заслуженная артистка РСФСР Алла Георгиевна Соленкова. Ко дню рождения Аллы Соленковой (1928-2005).
-
Автор письма: Людмила Вячеславовна Русанова, город Воронеж, «...порой, меня восхищают письма, приходящие на передачу. Какие же умные и образованные люди есть в нашей стране! Я, к сожалению, так писать не умею. Но, тем не менее, уж, ежели взялась за письмо, хочу обратиться к вам с просьбой. Одним из моих любимых певцов является Иван Михайлович Скобцов, голос которого уже много лет не звучит в эфире. Правда, как-то этот голос прозвучал в вашей передаче. Видела я этого артиста только однажды. Когда певец произнёс известную фразу “разрыл я сугроб, да и к месту прирос”, у меня из глаз брызнули слёзы. Как потом оказалось, слёзы брызнули не только из моих глаз. Так певец тронул души присутствовавших на том концерте». Народная песня «Рассказ ямщика» («Когда я на почте служил ямщиком»). Поэт Владислав Сырокомля*, автор перевода на русский язык Леонид Трефолев. Исполняет Иван Скобцов.
-
Автор письма: Вениамин Борисович Фабрицкий**, архитектор, лауреат Государственной премии РФ, муж оперной певицы Галины Александровны Ковалёвой, Санкт-Петербург, «...у широкой публики обычно складывается мнение, что знаменитая певица, примадонна, звезда (не люблю этого слова, его сейчас опошлили, применяя к кому попало, кто, не то, чтобы гореть и озарять, тлеть даже не в состоянии), так вот, в представлении многих, знаменитая певица высокомерно живёт в роскоши и ничего её не волнует, кроме собственной славы. С подобными “звёздами” Галина Александровна не имела ничего общего. Всех покоряла её открытость, улыбчивость и доброта, постоянная готовность прийти на помощь. Вместе с тем, она была неординарным человеком. И то, что делала, как поступала, не всегда укладывалось в обычные нормы и представления, а часто просто казалось непонятным и загадочным. Взять хотя бы историю с переходом в Большой театр. Галина Александровна умела сохранять независимость, отстаивать свои творческие принципы и никогда не унижала себя участием в закулисной борьбе, интригах. В Большом театре специально для Галины Ковалёвой был возобновлён спектакль “Руслан и Людмила” в расчёте на то, что, исполнив партию Людмилы, Ковалёва останется там навсегда. Был подписан приказ министра культуры Советского Союза о переводе Галины Ковалёвой в труппу Большого театра. Но она, зная о тяжёлой закулисной атмосфере Большого, отказалась. Не всем понятен был и её уход из Мариинского театра и не всеми одобрен. Как же так: ещё в отличной форме и в расцвете творческих сил?!. Сколько её коллег, намного старше по возрасту, продолжают петь и не думают об уходе. А она уходит. Уходит из театра, которому отдала лучшие годы своей жизни... А вскоре уходит и из самой жизни... Галина Александровна Ковалёва похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища. Не хотелось бы заканчивать на грустной ноте, ведь моя жена очень любила жизнь. Для меня она всегда будет рядом, всегда со мной. А для тех, кто её знал и любил, кто когда-либо слышал её дивный голос, пусть Галина Ковалёва останется в памяти добрым, светлым человеком и великой певицей». «Куплеты Адели» из 2-го акта оперетты «Летучая мышь». Композитор Иоганн Штраус (сын). Исполняет Галина Ковалёва. Запись 1978 года. 7 марта 1932 года в живописном городке Горячий Ключ, близ Краснодара, родилась Галина Ковалёва - выдающаяся певица ленинградской оперной сцены, солистка Театра имени С.М. Кирова (Мариинского театра) в 60-е - 80-е годы, народная артистка СССР Галина Александровна Ковалёва (лирико-колоратурное сопрано). К 90-летию со дня рождения Галины Ковалёвой (1932-1995).
-
Автор письма: Александра Михайловна Романова, доцент, фитопатолог (то есть, специалист по защите растений от болезней - В.Т.), город Казань, «...благодарю Вас за “Встречу с песней”. С радостью слушаю, когда Вы даёте отпор всяким лиходеям и злобным людям, когда читаете письма с юмором и улыбкой. Вы как добрый хозяин уютной гостиной уводите нас в нашу молодость. Я преподавала 30 лет в Казанском сельскохозяйственном институте. С трудом дотянула до пенсии. А начислили пенсию ниже уборщицы, дворника, кладовщицы... Но ведь мы, дети довоенных лет, знали голод, холод, много трудились. Одним словом, надо! Как слушали радио в обеденный час!.. Помню песню, которую мы слушали со слезами на глазах... Забыли про обед, тихо пошли снова на занятия. Кажется, называлась песня “Отчего”. Вот слова, может, не совсем точно:
“Солнце скрылось за синие горы,
Потемнел небосклон голубой.
Отчего так нежданно, так скоро
Мы расстались, скажи мне, с тобой?..”». Песня «Отчего». Композитор Борис Терентьев. Поэт Владимир Крахт. Исполняет Георгий Абрамов. Инструментальный ансамбль под управлением Вадима Людвиковского. Запись 1954 года. -
Автор письма: Юрий Леонидович Соколов***, город Пенза, «...Notre cher Victor****! Вот, что пришло из глубин памяти. Лет 60 назад у моего приятеля был диск, изготовленный местной промышленностью Москвы. На нём была записана “Песня пьяных”. Её сочинил какой-то советский композитор к комедии Шекспира “Много шума из ничего”. Помнится, речь там шла о некоем удачливом парне, который, к тому же, был “с самой лучшей девкой дружен”. А припевом были слова “Эх, нам бы, да так!..”. У слушателей эта песня, как правило, вызывала добрую улыбку. Увы, пластинка давно утрачена. Судьба же песни была и вовсе незавидной. Она вскоре попала в разряд запрещённых. Иначе и не могло быть. У нас одна за другой проводились шумные кампании по борьбе с пьянством. При этом, во всей красе проявляется отвратительное фарисейство. Например, в середине 1980-х годов Людвиг ван Бетховен попал в число “пропагандистов пьянства”. Он ведь сочинил и шотландскую, и ирландскую застольные песни... А Фёдора Ивановича Шаляпина обвинили в том, что он, якобы, неверно интерпретировал народную песню “Вдоль по Питерской”. Там тоже красочно выпивают... По-моему, сейчас число таких ханжей только возросло. И это лишний довод в пользу упомянутой песни». Виктор Татарский: «Юрий Леонидович, “какой-то советский композитор”, как Вы пишите, - это Тихон Николаевич Хренников. Он писал музыку к комедии Шекспира “Много шума из ничего”. Автор куплетов - поэт Павел Григорьевич Антокольский. Мы услышим сейчас эту, “репрессированную” некогда песню. Но пить, действительно, надо бы поменьше. Не умеют у нас пить... Впрочем, песня, стихи здесь, конечно, ни при чём». Куплеты «Песня пьяных» из комедии Уильяма Шекспира «Много шума из ничего». Композитор Тихон Хренников. Поэт Павел Антокольский. Исполняет Ефрем Флакс.
Упоминаемые персоны: Уильям Шекспир (William Shakespeare) (1564-1616, английский поэт и драматург, зачастую считается величайшим англоязычным писателем и одним из лучших драматургов мира, автор пьесы «Ромео и Джульетта»); Людвиг ван Бетховен (Ludwig van Beethoven) (1770-1827, немецкий композитор и пианист, последний представитель «венской классической школы»); Фёдор Иванович Шаляпин (1873-1938, русский оперный и камерный певец (высокий бас), в разное время солист Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера, первый народный артист Республики (1918-1927, звание возвращено в 1991 году, в 1918-1921 годах - художественный руководитель Мариинского театра; получил репутацию артиста, который соединил в своём творчестве «прирождённую музыкальность, яркие вокальные данные, необыкновенное актёрское мастерство»; занимался в разное время живописью, графикой, скульптурой и снимался в кино; оказал большое влияние на мировое оперное искусство).
-
Автор письма: Нина Михайловна Якимова, Москва, «...уже много лет мне не дают покоя слова одной песенки, которую часто передавали по радио, да и сами мы пели в детские годы:
“Коричневая пуговка валялась на дороге.
Никто не замечал её в коричневой пыли...”.
Эта песенка о бдительности, которой нас тогда учили по радио, в школе, дома и в играх тоже. Да Вы, наверное, и сами её помните... Так, будьте добры, найдите её. Очень хочется ещё раз перенестись в наше, не смотря ни на что, счастливое детство...». Песня «Коричневая пуговка». Композиторы Дмитрий Покрасс и Даниил Покрасс. Поэт Евгений Долматовский. Исполнительница неизвестна. «Коричневая пуговка» - песенка, появившаяся в 1930-е годы, в период активизации бдительности граждан страны, детей, в частности*****. -
Автор письма: Эрвин Круминьш, руководитель театра-студии, город Орёл, «...хочу написать о редком из латышей, чья фамилия не требует комментариев. И будем откровенны: творческая деятельность и широкая популярность Раймонда Паулса избавили некоторых людей от скепсиса по поводу латышской молчаливости, вялости, мрачности. Его авторские концерты в декабре 1981 года проходили в Москве. Мне посчастливилось побывать на одном из них. Той зимой Москва жила богатой, яркой культурной жизнью. На гастроли приехали артисты “Гранд-Опера”, в Большом театре звучала восстановленная “Кармен”, москвичи спешили на премьеру рок-оперы Вознесенского и Рыбникова... По всему городу сияли театральные рампы. И, тем не менее, билеты на концерты Паулса в Театр эстрады были распроданы, зал был переполнен. Публика восхищалась темпераментом и артистичностью Аллы Пугачёвой, элегантностью Яака Йоалы... Эти концерты доказали, что Раймонд Паулс является одним из выдающихся композиторов. привожу слова поэта Андрея Вознесенского: “Звезда Раймонда Паулса, вспыхнувшая в 60-е годы, в отличие от мимолётных комет, суверенно и пленительно сияет на музыкальном небосводе”. Уважаемый Виктор Витальевич, включите, пожалуйста, во “Встречу...” что-либо из его песен». Песня «Возвращение». Композитор Раймонд Паулс. Поэт Илья Резник. Исполняет Алла Пугачёва. Группа «Рецитал» под руководством Александра Юдова. Запись 1981 года.
Упоминаемые персоны: Андрей Андреевич Вознесенский (1933-2010, советский и российский поэт, поэт-песенник, публицист, художник и архитектор; лауреат Государственной премии СССР и Премии Правительства РФ; один из известнейших поэтов середины XX века, так называемых шестидесятников); Алексей Львович Рыбников (1945 г.р., советский и российский композитор, продюсер; народный артист России, лауреат Государственной премии РФ и Премии Президента РФ, председатель Совета Союза композиторов России; автор рок-оперы «“Юнона” и “Авось”» по поэме Андрея Вознесенского, премьера которой в постановке Марка Захарова состоялась 9 июля 1981 года на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола; спектакль, ставший визитной карточкой «Ленкома», продолжает идти на сцене театра по настоящее время).
-
Автор письма: Елена Криштоф, город Мценск, Орловская область, «...в далёком 1976 году мне привезли из Соединённых Штатов пластинку композитора Стива Уандера. Уже тогда, в середине 70-х он был одной из ярчайших звёзд поп-музыки. В начале 60-х годов ХХ века детройтская фирма предложила ему, слепому 13-летнему подростку попробовать свои силы. Так в музыку пришёл художник, чьи песни, по сути, впитали в себя всё лучшее из американского джаза, рока и народной музыки. Американский музыкальный критик Джон Рокуэлл так говорит об этом негритянском композиторе, поэте, певце: “Синтезатор, который раньше служил лишь как популярное трюковое устройство, он поднял до уровня гитары. А уверенность, с какой он создаёт на студии неслышанные до сих пор звуки, придаёт свежесть и новизну большинству его песен”. Так вот, пластинка, которая была так мне дорога, в конце концов, оказалась разбита... Пожалуйста. пусть прозвучит во “Встрече с песней” какое-либо произведение Стива Уандера». Песня «Я просто позвонил, чтобы сказать, что люблю тебя» («I Just Called to Say I Love You»). Автор музыки и стихов песни Стиви Уандер (Stevie Wonder). Исполняет Стиви Уандер. Запись 1984 года.
Упоминаемая персона: Джон Рокуэлл (John Rockwell, 1940 г.р., американский музыкальный критик и журналист; был обозревателем газеты «New York Times» по вопросам музыки (сперва академической, затем поп-музыки) и танца; автор сборника «Посторонний: Джон Рокуэлл об искусстве», книги о Фрэнке Синатре и обзорного сочинения «Вся американская музыка: композиция в конце XX века»).
Примечание: * Владислав Сырокомля - псевдоним белорусского и польского поэта Людвика Кондратовича. В оригинале стихотворение о ямщике называется «Почтальон».
Примечание: ** повтор кадра из 868 выпуска «Встречи с песней» от 9 марта 2002 года.
Примечание: *** повтор кадра из 1160 выпуска «Встречи с песней» от 14 июля 2012 года.
Примечание: **** «Notre cher Victor!» - в переводе с французского «Наш дорогой Виктор».
Примечание: ***** песня «Коричневая пуговка» известна с 1939 года. Именно в тот год было опубликовало стихотворение поэта Евгения Долматовского «Пуговка» о разоблачении пионерами иностранного шпиона. Также в 1939 году на экраны вышел комедийный фильм режиссёра Константина Юдина «Девушка с характером», по сюжету которого девушка-дальневосточница обнаруживает и задерживает притаившегося в сене вражеского диверсанта. В финале этой картины звучала песня «На Дальний Восток» композиторов братьев Дмитрия Даниила Покрасс на стихи того же Евгения Долматовского. Как оказалось, на мелодию этой песни хорошо ложатся строки детского стихотворения поэта о разоблачении шпиона. Видимо, из-за схожести сюжетов стихотворения и фильма, в народе стали напевать песенку о коричневой пуговке на мотив песни «На Дальний Восток» из кинофильма «Девушка с характером». Во «Встрече с песней» прозвучал один из вариантов песни «по мотивам» стихотворения Евгения Ароновича Долматовского «Пуговка».
Выпуск 1432 радиопередачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире
Выпуск 1431 | Выпуск 1433 |
Создание открытого общедоступного веб-архива самой уникальной в истории мирового радиовещания передачи «Встреча с песней» начато в 2019 году с одобрения народного артиста России Виктора Витальевича Татарского. Основу контента составляют личная фонотека автора и ведущего передачи, аудиозаписи и текстовые материалы из коллекций филофонистов и радиослушателей, фондов библиотек и архивов России и Беларуси.
Для дальнейшего пополнения веб-архива передачи будем признательны всем неравнодушным людям, в коллекциях которых есть любые материалы, имеющие непосредственное отношение ко «Встрече с песней» и персоне Виктора Татарского: магнитофонные бобины и компакт-кассеты с записями «Встречи...» (или их оцифровки), текстовые заметки о содержании выпусков, газетные и журнальные публикации с интервью Виктора Татарского, воспоминаниями и откликами о «Встрече с песней», биографическими материалами об авторах писем - участниках передачи и кто может поделиться ими с веб-архивом, пишите по адресу или через формоотправитель.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте © RETROPORTAL.ru 2002 – гг.