Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Выпуск 1443
(30 июля 2022 года)
-
Виктор Татарский: «Сегодня 95 лет со дня рождения известного в середине ХХ века оперного и камерного певца Геннадия Пищаева. Писатель Анатолий Найман пишет о концерте певца в московском клубе КГБ, на котором он был вместе с поэтом Иосифом Бродским, только что вернувшимся со станции Коноша Архангельской области, где отбывал ссылку: “Пищаев - это, в первую очередь, Ария Надира из «Искателей жемчуга» Бизе. Знаменит он был исключительно этим. Арию Надира пускали на радио. Через два дня на третий и только Арию Надира, не оперу. А таких, кто бы видел живого Пищаева, я ни разу не встречал. И вдруг, Пищаев. Без руки. Чёрная перчатка. Мы с Бродским в полном восторге! Иосиф говорит: «Эх!.. Мамы и тётки здесь нет. Вот бы кто рыдал!..» Я говорю: «И глядите: без руки...». Он отвечает: «Вот именно! Просто бы обрыдались...»”». Ария Надира из оперы «Искатели жемчуга». Композитор Жорж Бизе. Исполняет Геннадий Пищаев. Оркестр под руководством Александра Гаука. 30 июля 1927 года родился оперный и камерный певец (лирический тенор-альтино), заслуженный артист РСФСР Геннадий Михайлович Пищаев К 95-летию Геннадия Пищаева (1927 г.р.).
Упоминаемые персоны: Анатолий Генрихович Найман (1936-2022, российский поэт, переводчик, эссеист, прозаик, мемуарист; Анатолий Найман близкий друг Иосифа Бродского, старше на четыре года (Бродский называл его «на вы» и по имени-отчеству: Анатолий Генрихович)); Иосиф Александрович Бродский (1940-1996, русский и американский поэт, эссеист, драматург, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 года; 13 марта 1964 года в административном порядке был приговорён судом к максимально возможному по указу о «тунеядстве» наказанию - пяти годам принудительного труда в отдалённой местности, был отправлен отбывать ссылку в Коношский район, деревня Норинская, где его навещал Анатолий Найман).
-
Автор письма: Нина Алексеевна Пугачёва, Москва, «...обращаюсь к вам с просьбой: пожалуйста, найдите песню, которую очень любил мой свёкор Георгий Александрович Крючков. Вот часть слов из этой песни:
“За грибами в лес девицы гурьбой собрались,
Как дошли они до леса, все поразбрелись...”
Георгий Александрович Крючков был родом из деревни Ховань Шаховского района Московской области. Очевидно, там и пели эту песню». Русская народная песня «За грибами в лес девицы». Автор аранжировки Вера Городовская. Поэт Алексей Разорёнов. Исполняет Ирина Журина. Академический русский народный оркестр имени Николая Осипова. Дирижёр Николай Калинин. Концертная запись 1990 года.Упоминаемая персона: Георгий Александрович Крючков (свёкор Нины Пугачёвой, родился в деревне Ховань, «это был замечательнейший человек - чуткий, отзывчивый, справедливый и честный. Добрую память об этом человеке я пронесла через всю жизнь»).
-
Автор письма: Виктор Павлович Воронов, город Нерехта, Костромская область, «...накануне дня Военно-морского флота, а учреждён он был в 1939 году в бытность легендарного наркома Военно-морского флота адмирала Николая Герасимовича Кузнецова, обращаюсь к вам я - моряк Дважды Краснознамённого Балтийского флота. В 1944-м мы, 17-летние, оказались в Кронштадте* - в столице моряков Балтики. Этот город - форпост Петербурга. Основатель города-крепости Пётр I строго наказывал будущим поколениям моряков: “Оборону флота и сего места держать до последней силы и живота своего как наиглавнейшее дело”. В годы войны моряки героически сражались и за Кронштадт, и за Ленинград. Оборону надёжно держали линкоры “Марат” и “Октябрьская революция”, крейсеры “Киров” и “Максим Горький”. И не пропустили врага. Не состоялся обещанный Гитлером парад немцев в Ленинграде. Новобранцами мы полюбили песни кронштадских моряков». Песня периода Гражданской войны в России «Это дело было у Кронштадта». Поэт Роман Чекнёв. Исполняет Ансамбль песни и пляски Краснознамённого Черноморского флота. Руководитель Борис Боголепов. Солист Сергей Борматов. Запись 1970 года. Ежегодно в последнее воскресенье июля празднуется День Военно-морского флота - свой профессиональный праздник отмечают все, кто стоит на страже морских рубежей России, все, кто связывает годы жизни и службы с обеспечением боеготовности кораблей и частей ВМФ, члены семей военнослужащих, рабочие и служащие флотских учреждений и предприятий, ветераны Великой Отечественной войны и Вооружённых Сил. Ко Дню ВМФ России, в 2022 году отмечаемому 31 июля.
Упоминаемые персоны: Николай Герасимович Кузнецов (1904-1974, советский военно-морской деятель, Адмирал Флота Советского Союза; в 1939-1947 и 1951-1955 годах возглавлял советский Военно-морской флот (как Народный комиссар Военно-морского флота, Военно-морской министр и Главнокомандующий ВМФ СССР); Герой Советского Союза); Пётр I Алексеевич, прозванный Великим (1672-1725, представитель династии Романовых, последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский).
-
Автор письма: Владислав Михайлович Александров, город Красноярск, об одной из песен, посвящённых Сталинградской битве: «...когда-то я услышал в вашей передаче песню, содержание её было такое: на фронте были два друга, один из них был тяжело ранен, а второй его сопровождал в госпиталь в теплушке. И песня, по-моему, называлась “В теплушке”. Мотив её был от песни “В землянке”. У нас с женой много лет разногласий по поводу этой песни. Она говорит, что это мне приснилось во сне. Уважаемый Виктор Витальевич, если такая песня существует, то, пожалуйста, найдите её, порадуйте меня и докажите мою правоту». Песня «В теплушке» (фронтовой вариант песни «В землянке»). Композитор Константин Листов. Стихи неизвестного автора. Исполняет Владимир Нечаев. Запись 1949 года. 17 июля 1942 года началось одно из важнейших и крупнейших генеральных сражений Второй мировой и Великой Отечественной войн между Красной армией и вермахтом при поддержке армий стран гитлеровской коалиции, продолжавшееся 7 месяцев и завершившееся победой Рабоче-крестьянской Красной армии - Сталинградская битва, ставшая одной из самых ожесточённых и кровопролитных в истории человечества по количеству суммарных безвозвратных потерь. К 80-летию начала Сталинградской битвы (17 июля 1942 года - 2 февраля 1943 года).
-
Автор письма: Викентий Павлович Морошко, город Орёл, «...в начале 50-х годов ХХ века я был курсантом Ульяновского танкового училища. В воскресные дни нам давали увольнения в город. Однажды, бродя по городу, я вышел на самое высокое место Ульяновска - на высокий берег Волги, который местные жители называют Венцом. Венец для Ульяновска - тоже, что и улица Тверская для Москвы или Крещатик для Киева. Есть на Венце старинный дом с колоннами, с гипсовыми аллегориями и гербом на фронтоне. Герб принадлежал роду писателя Ивана Гончарова. Теперь в этом доме городская библиотека. Местные жители рассказывали, что война сделала шумным этот тихий волжский город. Сюда эвакуировалось несколько заводов. День выпуска в Ульяновском танковом училище стал для меня праздником. На выпускном вечере было много музыки, звучали песни... Мне запомнилась “Походная кавалерийская” Александры Пахмутовой на стихи Юлии Друниной. Обращаюсь к вам с просьбой: найдите, пожалуйста, эту памятную мне песню и пусть она прозвучит во “Встрече...”. С чувством глубокого уважения, остаюсь ваш Викентий Павлович Морошко, город Орёл». Виктор Татарский: «Ну, какие вежливые люди в городе Орле!». Песня «Походная кавалерийская». Композитор Александра Пахмутова. Поэт Юлия Друнина. Исполняет Алексей Большаков.
Упоминаемая персона: Иван Александрович Гончаров (1812-1891, русский писатель и литературный критик; член-корреспондент Петербургской академии наук по разряду русского языка и словесности, действительный статский советник).
-
Автор письма: Марина Александровна Гаврилова (откуда она, неведомо - по электронной почте письмо, - В.Т.). Песня «Рос на опушке рощи клён». Композитор Валентин Макаров. Поэт Яков Шведов. Исполняет Александра Яковенко. Ансамбль песни Всесоюзного радио под руководством Василия Целиковского. Грампластинка 1949 года**.
Упоминаемая персона: Анна Максимовна Тимчик (мама Марины Гавриловой, «...слушала любимую передачу, когда была совсем маленькой девочкой, вместе с мамой. Очень трогали письма слушателей. Мама часто подпевала тем песням, которые звучали во “Встрече...”. А сегодня, когда мы возвращались домой на машине, муж включил Вашу передачу и Ваш знакомый голос вернул меня в детство, напомнил наши семейные вечера... Мама очень любила петь. Её любили слушать родные и друзья. Мне она пела песню “Рос на опушке рощи клён”. Когда она тяжело заболела, я пела ей эту песню. Она слушала и шёпотом мне подпевала. Включите, пожалуйста, эту песню во “Встречу...” в память о моей маме...»).
-
Автор письма: Зинаида Николаевна Шапурова, город Стерлитамак, Республика Башкортостан, «...в середине 1960-х годов в нашей семейной фонотеке появилась грампластинка, на которой были записаны четыре песни в исполнении до сих пор любимой мною певицы Эдиты Станиславовны Пьехи. Одну из этих песен, кроме, как на той пластинке, никогда и нигде больше не слышала. Припев этой песни стал правилом моей жизни, а он таков:
“В самый трудный час говорю: «Держись!»,
Говорю «Держись!» не напрасно,
Просто в жизни главное - верить в жизнь,
Было пасмурно - будет ясно!”
Виктор Витальевич, если вы найдёте эту песню и включите её в один из выпусков “Встречи...”, то вы, хоть ненадолго, вернёте меня в счастливую юность». Песня «Верю». Композитор Оскар Фельцман. Поэт Игорь Шаферан. Исполняет Эдита Пьеха. Ансамбль «Дружба» под управлением Александра Броневицкого. 31 июля 1937 года родилась советская и российская эстрадная певица, актриса, народная артистка СССР Эдита Станиславовна Пьеха. К 85-летию Эдиты Пьехи (1937 г.р.). -
Автор письма: Анатолий Казинский, город Самара, «...Владимир Семёнович Высоцкий умер во время Олимпиады в Москве в 1980 году 25 июля. Помню, как он выступал у нас в Куйбышеве (сейчас - Самара). Билетов не хватило на всех и многие стояли просто на улице у здания Дворца спорта, где шёл концерт. В стране назревали перемены после Хрущёва, после ХХ съезда партии, на котором был осуждён культ Сталина и его политика, как политика насилия и репрессий, когда люди стали меньше верить в лозунги и надо было что-то менять в обществе. Вот именно в этот момент и появляется бард-трибун Владимир Семёнович Высоцкий. Народ ходил на его выступления, народ его слушал и записывал на магнитофон. Министр культуры того времени Екатерина Алексеевна Фурцева*** была, конечно, не в восторге от творчества Высоцкого, да и в Центральном Комитете партии идеологи партии не воспринимали “голос с хрипотцой”, не говоря уже о злободневных стихах. Творчество Владимира Высоцкого, конечно же, шло вразрез с идеологией партии. Поэтому и были нападки на его творчество, и были запреты. Но времена меняются и всё встаёт на свои места. Сейчас его творчество заняло свою нишу в истории бардовской песни, а его стихи помогают молодому поколению понять тот сложный и трагический период развития нашей России». Песня «Охота с вертолётов, или Где вы, волки?» («Конец “Охоты на волков”, или Охота с вертолётов», «Баллада о волчьей гибели», «Словно бритва, рассвет полоснул по глазам...»). Автор музыки и стихов Владимир Высоцкий. Исполняет Владимир Высоцкий (концертная запись). 25 июля 1980 года ушёл из жизни поэт, актёр театра и кино, автор-исполнитель песен (бард) Владимир Семёнович Высоцкий. Памяти Владимира Высоцкого (1938-1980).
Упоминаемые персоны: Никита Сергеевич Хрущёв (1894-1971, советский государственный деятель; с 1953 по 1964 годы - Первый секретарь ЦК КПСС, с 1958 по 1964 годы - Председатель Совета министров СССР, с 1956 по 1964 годы - Председатель Бюро ЦК КПСС по РСФСР); Иосиф Виссарионович Сталин (настоящая фамилия - Джугашвили, 1878 (по официальной версии - 1879)-1953, российский революционер, советский политический, государственный, военный и партийный деятель; с 21 января 1924 по 5 марта 1953 - руководитель СССР; маршал Советского Союза, генералиссимус Советского Союза); Екатерина Алексеевна Фурцева (1910-1974, советский государственный и партийный деятель; с 1954-го по 1957-й год первый секретарь Московского городского комитета КПСС, с 1956-го по 1960-й год секретарь ЦК КПСС, с 1957-го по 1961-й год член Президиума ЦК КПСС, с 1960-го по 1974-й год Министр культуры СССР).
-
Автор письма: Сергей Михвилиани, город Переславль-Залесский, Ярославская область, «...у меня много любимых песен, но особенно отпечаталась в памяти такая: “Красную розочку я тебе дарю...” наверное, это есть какая-то вовсе пустячная песня, но она первая “светская песня” моей жизни, не советская, а светская. Помню, мама везёт меня на санках. Фонари с красным светом, мороз. падает много снега, я закутан в шубу, как кукла. Доносятся толчки и скрип полозьев и ещё из репродуктора слышу вот эту “Красную розочку”. Чувство безмерного счастья. Было это в 50-х годах в Подмосковье, в военном городке - папа служил офицером... Не могли бы вы воспроизвести эту песню?» Виктор Татарский: «Воспроизвожу!». Песня «Красная розочка». Композитор Богуслав Седлачек. Автор слов неизвестен. Исполняет Гелена Лоубалова. Оркестр Московского театра эстрады. Дирижёр Николай Минх. Запись 1955 года.
Примечание: * из публикации
Примечание: ** грампластинка с песней «Рос на опушке рощи клён» была издана не в 1951, а в 1949 году.
Примечание: *** из книги Марка Цыбульского
Выпуск 1443 радиопередачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире
Выпуск 1442 | Выпуск 1444 |
Намерение создать архив легендарной передачи Виктора Витальевича Татарского «Встреча с песней» неоднократно обсуждалось в интернет-сообществах. Эта идея высказывалась и в письмах, звучащих на радио. Ведь «Встреча с песней» - не только старейшая музыкальная передача страны, известная, без преувеличения, миллионам слушателей, это не только новый формат, придуманный на советском радио, но и уникальное явление в масштабах мирового радиовещания, аналогов которому просто нет. Авторская передача Виктора Татарского идёт в эфире с января 1967 года в неизменной концепции, суть которой наиболее ёмко определяет фраза: «песня в судьбе человека».
В бытность широкого распространения проводного и эфирного радиовещания, в период, когда передача звучала на волнах Первой программы Всесоюзного радио, то есть, транслировалась на территорию, превышающую географически СССР, «Встреча с песней» получала до 3 тысяч писем в месяц - рекордное количество корреспонденции среди всех передач советского радио! Она сумела пробудить у радиослушателей желание делиться с миром своими личными историями, связанными с любимой песней или памятной мелодией. И, конечно, «Встречу...» ждали, отмечая в календаре даты эфиров, чтобы в привычный вечер включить радиоприёмник и услышать... голос ведущего, который не спутать ни с каким другим. Голос, непохожий на голоса дикторов советского радио ни тембром, ни подачей. Во времена тотального официоза и шаблонных фраз, звучащих в эфире, потребность в спокойной, доверительной беседе, в искренности интонаций восполняла именно «Встреча с песней»... Именно поэтому в ней в равной степени уникальны и манера работы у микрофона Виктора Татарского, и музыкальные записи (порой раритетные), и, конечно, содержательные письма (письма-воспоминания, письма-исповеди), звучащие в передаче, без которых «Встреча с песней» просто немыслима!
Во «Встрече...» впервые зазвучали записи, которые раньше были в закрытом фонде или вообще запрещены. Нередко с большим трудом Виктору Татарскому и редакторам передачи Терезе Рымшевич и Татьяне Зубовой приходилось преодолевать цензурные запреты как в отношении тем, затрагиваемых слушателями в письмах, так и по поводу записей. Ведь, действительно, редкие фонограммы звучат во «Встрече...» и чаще всего лишь один раз за все годы существования передачи, а если и имеются повторы, то редко - раз в пять лет. Именно во «Встрече с песней» впервые в эфире отечественного радио прозвучали песни Александра Вертинского, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина, Аллы Баяновой, Александра Галича, Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Александра Башлачёва...
Всесоюзное радио архивировало выпуски «Встречи с песней». Многие из этих магнитофонных лент сегодня хранит Гостелерадиофонд России... Передачи периода 2000-х годов публиковал официальный сайт «Радио России». Но этот архив был безвозвратно утерян. А в настоящее время новые выпуски «Встречи с песней» доступны на сайте радиостанции, увы, лишь в течение приблизительно последнего года...
Отдельные выпуски (или их фрагменты) по мере оцифровки давних студийных лент и магнитозаписей из частных аудиоархивов время от времени публикуются на различных сайтах. Так на сайте «Старое радио» появилась коллекция «Встречи с песней» преимущественно середины - второй половины 1980-х годов. Участникам музыкальной соцсети «На завалинке» также удалось собрать часть архивных выпусков радиопередачи. Некоторое время назад сайт «MOSKVA.FM» архивировал записи «Встречи...» и, более того, предлагал текстовые расшифровки выпусков. Однако и этот архив был убран из общественного доступа... Сегодня пользователи социальной сети «ВКонтакте» могут общаться в сообществе «Встреча с песней. Автор и ведущий Виктор Татарский», созданном давней слушательницей радиопередачи Людмилой Калининой. А также слушать опубликованные самими радиослушателями аудиозаписи выпусков передачи «Встреча с песней» разных лет в сообществе «Архив радиопередачи “Встреча с песней”», созданном Сергеем Владимировым. Благодаря слушательнице Елене Маршак веб-архив пополнился целым блоком архивных аудио- и текстовых записей (с расшифровками, а также с указанием, что очень ценно, дат эфиров) многих выпусков передачи. Большую помощь в наполнении веб-архива «Встречи...» оказала член Союза журналистов РФ Надежда Ивановна Юдина из города Дятьково, любезно предоставившая бесценные тетради своей старшей подруги, слушательницы «Встречи с песней» с 1968 года, Азы Степановны Никишиной, которая многие годы методично вела записи выпусков любимой передачи. Также как это делала с 3 января 1968 года Людмила Сысуева из Свердловской области. Она передала веб-архиву свои записи о многих выпусках передачи. Филофонист Борис Щеглов поделился с веб-архивом редкими записями передачи «Встреча с песней», выходившими в эфир с 1983 по 1993 годы, а также помог уточнить значительный объём данных по выпускам разных лет. Вместе с единомышленниками - «поисковой группой из Подмосковья» (так называет их Виктор Татарский), он систематизировал из множества источников информацию о передачах «Встреча с песней», «Запишите на ваши магнитофоны» и «На всех широтах». За что ему и всем его коллегам из «поисковой группы» большое спасибо.
К середине 2019 года киноведом и редактором Еленой Бельской была завершена систематизация информации о «Встрече с песней», взятая из многих источников. Скрупулёзно, в течение нескольких лет Елене Бельской удалось собрать сведения о музыкальных произведениях, звучавших в большинстве выпусков радиопередачи, начиная с 1968 года! Этот список и стал основой веб-архива, предлагаемого вашему вниманию сайтом «Retroportal.ru». Если в информации о выпуске «Встречи с песней» указывались имя исполнителя и аккомпаниатора, то есть, представлялось возможным идентифицировать музыкальные записи и разыскать их (при отсутствии аудиозаписи самого выпуска передачи), то они становились дополнениями к тексту, переданному Еленой Бельской. Таким образом, сегодня пользователи веб-архива имеют возможность не только узнать о музыкальных произведениях, звучавших в том или ином выпуске, но и послушать архивные фонограммы...
На радийном сленге, утвердившемся ещё с советских времён, сюжеты (репортажи, интервью, комментарии), звучащие как в информационных выпусках новостей, так и в программах различной тематики, называются «кадрами». Автор и ведущий Виктор Витальевич Татарский именует «кадром» связку «письмо-песня»: завязка сюжета в содержании письма (иногда это фрагмент книги, статьи), а развязка в песне или мелодии, звучащей следом. В целях максимально подробного раскрытия информации аудиозаписи каждого выпуска «Встречи с песней», найденные на просторах глобальной сети, точно также разделены на «кадры», фрагменты. Они представлены в той же последовательности, что и в выпуске, прозвучавшем в эфире. Именно так, даже в таком виде, сохраняется (что очень важно!) драматургия выпуска, строго подчинённая авторскому замыслу.
Следует обратить внимание на то, что текстовые описания выпусков передачи могут отличаться от их звукового оригинала. В веб-архиве передачи информация по мере возможности подаётся в уточнённом и дополненном виде. Ведь поиски новых данных о названиях, об исполнителях, об авторстве тех или иных музыкальных произведений, о годах их записи никогда не прекращаются. К тому же год от года, благодаря широкому развитию сети Интернет, становится ещё больше известно о каких-то ранее неведомых моментах в биографиях творческих или политических деятелей, упоминаемых в передаче персон. В том числе в открытом доступе находится информация и об участниках «Встречи...». Как выясняется, авторы писем порой это известные в своих кругах личности, с неординарной судьбой, достойные быть героями отдельных интереснейших биографических книг!
Архив в веб-формате на страницах данного сайта представлен в виде: списка выпусков в хронологическом порядке, именного указателя, содержащего информацию о вокалистах, композиторах, поэтах, музыкантах, исполнительских коллективах, списка имён авторов писем во «Встречу с песней» и интерактивной карты писем, алфавитного перечня музыкальных произведений (другие сайты, также предлагающие к прослушиванию записи «Встречи с песней», столь развёрнутого описания содержания выпусков не имеют). Помимо этого, пользователи веб-архива могут узнать интересные факты о радиопередаче «Встреча с песней» и её создателях, прочитать интервью Виктора Татарского, статьи о передаче, опубликованные в печатных и электронных СМИ в разные годы, цитаты из книг, где она упоминается, а также познакомиться с авторами писем, помощниками и другими участниками любимой «Встречи...» - со всеми теми преданными радиослушателями, о которых сам Виктор Витальевич в одном из выпусков ёмко сказал: «...по секрету хочу сказать вам, что всех тех, кто пишет во “Встречу...” или просто слушает её, считаю лучшей частью человечества».
Для удобства навигации по веб-архиву под каждым «кадром» (фрагментом) выпуска со знаком «#» (решётка) прописаны ключевые слова (хештеги), при переходе по которым, можно сформировать подборку выпусков на определённую тему, затронутую в письмах радиослушателей и озвученную автором передачи. Кроме того, для удобства поиска по веб-архиву через поисковые системы по мере необходимости под «кадром» (фрагментом) публикуется краткая информация о персонах, как известных, так и о персонах из частной жизни авторов писем, упомянутых в этом фрагменте выпуска.
Большая благодарность всем, кто записывал на магнитофоны «Встречу с песней», сберёг эти записи, а с приходом эры цифрового звука смог оцифровать магнитофонные ленты и продолжает архивировать выпуски передачи. Если у вас имеются старые магнитофонные ленты с записями выпусков радиопередачи, личные списки песен и композиций, которые в разные годы звучали в передаче и которые отсутствуют в опубликованных выпусках на сайте архива, отклики по следам услышанной передачи, а также если вы заметили неточности в описании выпусков, располагаете иной дополнительной информацией, пишите по адресу или через формоотправитель.
Создание веб-архива «Встречи с песней» на сайте «Retroportal.ru» было начато в 2019 году с разрешения автора и ведущего радиопередачи, народного артиста России Виктора Витальевича Татарского.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте