RETROPORTAL.ru
© 2002 – гг.
Каталог музыкальных сайтов
Видеоархив «Retroportal.ru»
Эксклюзивные интервью
Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Карта сайта Подробно о сайте Яндекс.Метрика      © RETROPORTAL.ru     2002 – гг.



Навигация по архиву:

Поиск по архиву:

Выпуски передачи:

Сообщество «ВКонтакте»:

«Встреча с песней»

Веб-архив радиопередачи

Выпуск 1443
(30 июля 2022 года)



  1. Виктор Татарский: «Сегодня 95 лет со дня рождения известного в середине ХХ века оперного и камерного певца Геннадия Пищаева. Писатель Анатолий Найман пишет о концерте певца в московском клубе КГБ, на котором он был вместе с поэтом Иосифом Бродским, только что вернувшимся со станции Коноша Архангельской области, где отбывал ссылку: “Пищаев - это, в первую очередь, «Ария Надира» из «Искателей жемчуга» Бизе. Знаменит он был исключительно этим. «Арию Надира» пускали на радио. Через два дня на третий и только «Арию Надира», не оперу. А таких, кто бы видел живого Пищаева, я ни разу не встречал. И вдруг, Пищаев. Без руки. Чёрная перчатка. Мы с Бродским в полном восторге! Иосиф говорит: «Эх!.. Мамы и тётки здесь нет. Вот бы кто рыдал!..» Я говорю: «И глядите: без руки...». Он отвечает: «Вот именно! Просто бы обрыдались...»”». «Ария Надира» из оперы «Искатели жемчуга». Композитор Жорж Бизе. Исполняет Геннадий Пищаев. Оркестр под руководством Александра Гаука. 30 июля 1927 года родился оперный и камерный певец (лирический тенор-альтино), заслуженный артист РСФСР Геннадий Михайлович Пищаев К 95-летию Геннадия Пищаева (1927 г.р.).

    Упоминаемые персоны: Анатолий Генрихович Найман (1936-2022, российский поэт, переводчик, эссеист, прозаик, мемуарист; Анатолий Найман близкий друг Иосифа Бродского, старше на четыре года (Бродский называл его «на вы» и по имени-отчеству: Анатолий Генрихович)); Иосиф Александрович Бродский (1940-1996, русский и американский поэт, эссеист, драматург, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 года; 13 марта 1964 года в административном порядке был приговорён судом к максимально возможному по указу о «тунеядстве» наказанию - пяти годам принудительного труда в отдалённой местности, был отправлен отбывать ссылку в Коношский район, деревня Норинская, где его навещал Анатолий Найман).

  2. Автор письма: Нина Алексеевна Пугачёва, Москва, «...обращаюсь к вам с просьбой: пожалуйста, найдите песню, которую очень любил мой свёкор Георгий Александрович Крючков. Вот часть слов из этой песни:
    “За грибами в лес девицы гурьбой собрались,
    Как дошли они до леса, все поразбрелись...”

    Георгий Александрович Крючков был родом из деревни Ховань Шаховского района Московской области. Очевидно, там и пели эту песню»
    . Русская народная песня «За грибами в лес девицы». Автор аранжировки Вера Городовская. Поэт Алексей Разорёнов. Исполняет Ирина Журина. Академический русский народный оркестр имени Николая Осипова. Дирижёр Николай Калинин. Концертная запись 1990 года.

    Упоминаемая персона: Георгий Александрович Крючков (свёкор Нины Пугачёвой, родился в деревне Ховань, «это был замечательнейший человек - чуткий, отзывчивый, справедливый и честный. Добрую память об этом человеке я пронесла через всю жизнь»).

  3. Автор письма: Виктор Павлович Воронов, город Нерехта, Костромская область, «...накануне дня Военно-морского флота, а учреждён он был в 1939 году в бытность легендарного наркома Военно-морского флота адмирала Николая Герасимовича Кузнецова, обращаюсь к вам я - моряк Дважды Краснознамённого Балтийского флота. В 1944-м мы, 17-летние, оказались в Кронштадте* - в столице моряков Балтики. Этот город - форпост Петербурга. Основатель города-крепости Пётр I строго наказывал будущим поколениям моряков: “Оборону флота и сего места держать до последней силы и живота своего как наиглавнейшее дело”. В годы войны моряки героически сражались и за Кронштадт, и за Ленинград. Оборону надёжно держали линкоры “Марат” и “Октябрьская революция”, крейсеры “Киров” и “Максим Горький”. И не пропустили врага. Не состоялся обещанный Гитлером парад немцев в Ленинграде. Новобранцами мы полюбили песни кронштадских моряков». Песня периода Гражданской войны в России «Это дело было у Кронштадта». Исполняет Ансамбль песни и пляски Краснознамённого Черноморского флота. Руководитель Борис Боголепов. Солист Сергей Борматов. Ежегодно в последнее воскресенье июля празднуется День Военно-морского флота - свой профессиональный праздник отмечают все, кто стоит на страже морских рубежей России, все, кто связывает годы жизни и службы с обеспечением боеготовности кораблей и частей ВМФ, члены семей военнослужащих, рабочие и служащие флотских учреждений и предприятий, ветераны Великой Отечественной войны и Вооружённых Сил. Ко Дню ВМФ России, в 2022 году отмечаемому 31 июля.

    Упоминаемые персоны: Николай Герасимович Кузнецов (1904-1974, советский военно-морской деятель, Адмирал Флота Советского Союза; в 1939-1947 и 1951-1955 годах возглавлял советский Военно-морской флот (как Народный комиссар Военно-морского флота, Военно-морской министр и Главнокомандующий ВМФ СССР); Герой Советского Союза); Пётр I Алексеевич, прозванный Великим (1672-1725, представитель династии Романовых, последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский).

  4. Автор письма: Владислав Михайлович Александров, город Красноярск, об одной из песен, посвящённых Сталинградской битве: «...когда-то я услышал в вашей передаче песню, содержание её было такое: на фронте были два друга, один из них был тяжело ранен, а второй его сопровождал в госпиталь в теплушке. И песня, по-моему, называлась “В теплушке”. Мотив её был от песни “В землянке”. У нас с женой много лет разногласий по поводу этой песни. Она говорит, что это мне приснилось во сне. Уважаемый Виктор Витальевич, если такая песня существует, то, пожалуйста, найдите её, порадуйте меня и докажите мою правоту». Песня «В теплушке» (фронтовой вариант песни «В землянке»). Композитор Константин Листов. Стихи неизвестного автора. Исполняет Владимир Нечаев. Запись 1949 года. 17 июля 1942 года началось одно из важнейших и крупнейших генеральных сражений Второй мировой и Великой Отечественной войн между Красной армией и вермахтом при поддержке армий стран гитлеровской коалиции, продолжавшееся 7 месяцев и завершившееся победой Рабоче-крестьянской Красной армии - Сталинградская битва, ставшая одной из самых ожесточённых и кровопролитных в истории человечества по количеству суммарных безвозвратных потерь. К 80-летию начала Сталинградской битвы (17 июля 1942 года - 2 февраля 1943 года).

  5. Автор письма: Викентий Павлович Морошко, город Орёл, «...в начале 50-х годов ХХ века я был курсантом Ульяновского танкового училища. В воскресные дни нам давали увольнения в город. Однажды, бродя по городу, я вышел на самое высокое место Ульяновска - на высокий берег Волги, который местные жители называют Венцом. Венец для Ульяновска - тоже, что и улица Тверская для Москвы или Крещатик для Киева. Есть на Венце старинный дом с колоннами, с гипсовыми аллегориями и гербом на фронтоне. Герб принадлежал роду писателя Ивана Гончарова. Теперь в этом доме городская библиотека. Местные жители рассказывали, что война сделала шумным этот тихий волжский город. Сюда эвакуировалось несколько заводов. День выпуска в Ульяновском танковом училище стал для меня праздником. На выпускном вечере было много музыки, звучали песни... Мне запомнилась “Походная кавалерийская” Александры Пахмутовой на стихи Юлии Друниной. Обращаюсь к вам с просьбой: найдите, пожалуйста, эту памятную мне песню и пусть она прозвучит во “Встрече...”. С чувством глубокого уважения, остаюсь ваш Викентий Павлович Морошко, город Орёл». Виктор Татарский: «Ну, какие вежливые люди в городе Орле!». Песня «Походная кавалерийская». Композитор Александра Пахмутова. Поэт Юлия Друнина. Исполняет Алексей Большаков.

    Упоминаемая персона: Иван Александрович Гончаров (1812-1891, русский писатель и литературный критик; член-корреспондент Петербургской академии наук по разряду русского языка и словесности, действительный статский советник).

  6. Автор письма: Марина Александровна Гаврилова (откуда она, неведомо - по электронной почте письмо, - В.Т.). Песня «Рос на опушке рощи клён». Композитор Валентин Макаров. Поэт Яков Шведов. Исполняет Александра Яковенко. Ансамбль песни Всесоюзного радио под руководством Василия Целиковского. Грампластинка 1949 года**.

    Упоминаемая персона: Анна Максимовна Тимчик (мама Марины Гавриловой, «...слушала любимую передачу, когда была совсем маленькой девочкой, вместе с мамой. Очень трогали письма слушателей. Мама часто подпевала тем песням, которые звучали во “Встрече...”. А сегодня, когда мы возвращались домой на машине, муж включил Вашу передачу и Ваш знакомый голос вернул меня в детство, напомнил наши семейные вечера... Мама очень любила петь. Её любили слушать родные и друзья. Мне она пела песню “Рос на опушке рощи клён”. Когда она тяжело заболела, я пела ей эту песню. Она слушала и шёпотом мне подпевала. Включите, пожалуйста, эту песню во “Встречу...” в память о моей маме...»).

  7. Автор письма: Зинаида Николаевна Шапурова, город Стерлитамак, Республика Башкортостан, «...в середине 1960-х годов в нашей семейной фонотеке появилась грампластинка, на которой были записаны четыре песни в исполнении до сих пор любимой мною певицы Эдиты Станиславовны Пьехи. Одну из этих песен, кроме, как на той пластинке, никогда и нигде больше не слышала. Припев этой песни стал правилом моей жизни, а он таков:
    “В самый трудный час говорю: «Держись!»,
    Говорю «Держись!» не напрасно,
    Просто в жизни главное - верить в жизнь,
    Было пасмурно - будет ясно!”

    Виктор Витальевич, если вы найдёте эту песню и включите её в один из выпусков “Встречи...”, то вы, хоть ненадолго, вернёте меня в счастливую юность»
    . Песня «Верю». Композитор Оскар Фельцман. Поэт Игорь Шаферан. Исполняет Эдита Пьеха. Ансамбль «Дружба» под управлением Александра Броневицкого. 31 июля 1937 года родилась советская и российская эстрадная певица, актриса, народная артистка СССР Эдита Станиславовна Пьеха. К 85-летию Эдиты Пьехи (1937 г.р.).

  8. Автор письма: Анатолий Казинский, город Самара, «...Владимир Семёнович Высоцкий умер во время Олимпиады в Москве в 1980 году 25 июля. Помню, как он выступал у нас в Куйбышеве (сейчас - Самара). Билетов не хватило на всех и многие стояли просто на улице у здания Дворца спорта, где шёл концерт. В стране назревали перемены после Хрущёва, после ХХ съезда партии, на котором был осуждён культ Сталина и его политика, как политика насилия и репрессий, когда люди стали меньше верить в лозунги и надо было что-то менять в обществе. Вот именно в этот момент и появляется бард-трибун Владимир Семёнович Высоцкий. Народ ходил на его выступления, народ его слушал и записывал на магнитофон. Министр культуры того времени Екатерина Алексеевна Фурцева*** была, конечно, не в восторге от творчества Высоцкого, да и в Центральном Комитете партии идеологи партии не воспринимали “голос с хрипотцой”, не говоря уже о злободневных стихах. Творчество Владимира Высоцкого, конечно же, шло вразрез с идеологией партии. Поэтому и были нападки на его творчество, и были запреты. Но времена меняются и всё встаёт на свои места. Сейчас его творчество заняло свою нишу в истории бардовской песни, а его стихи помогают молодому поколению понять тот сложный и трагический период развития нашей России». Песня «Охота с вертолётов, или Где вы, волки?» («Конец “Охоты на волков”, или Охота с вертолётов», «Баллада о волчьей гибели», «Словно бритва, рассвет полоснул по глазам...»). Автор музыки и стихов Владимир Высоцкий. Исполняет Владимир Высоцкий (концертная запись). 25 июля 1980 года ушёл из жизни поэт, актёр театра и кино, автор-исполнитель песен (бард) Владимир Семёнович Высоцкий. Памяти Владимира Высоцкого (1938-1980).

    Упоминаемые персоны: Никита Сергеевич Хрущёв (1894-1971, советский государственный деятель; с 1953 по 1964 годы - Первый секретарь ЦК КПСС, с 1958 по 1964 годы - Председатель Совета министров СССР, с 1956 по 1964 годы - Председатель Бюро ЦК КПСС по РСФСР); Иосиф Виссарионович Сталин (настоящая фамилия - Джугашвили, 1878 (по официальной версии - 1879)-1953, российский революционер, советский политический, государственный, военный и партийный деятель; с 21 января 1924 по 5 марта 1953 - руководитель СССР; маршал Советского Союза, генералиссимус Советского Союза); Екатерина Алексеевна Фурцева (1910-1974, советский государственный и партийный деятель; с 1954-го по 1957-й год первый секретарь Московского городского комитета КПСС, с 1956-го по 1960-й год секретарь ЦК КПСС, с 1957-го по 1961-й год член Президиума ЦК КПСС, с 1960-го по 1974-й год Министр культуры СССР).

  9. Автор письма: Сергей Михвилиани, город Переславль-Залесский, Ярославская область, «...у меня много любимых песен, но особенно отпечаталась в памяти такая: “Красную розочку я тебе дарю...” наверное, это есть какая-то вовсе пустячная песня, но она первая “светская песня” моей жизни, не советская, а светская. Помню, мама везёт меня на санках. Фонари с красным светом, мороз. падает много снега, я закутан в шубу, как кукла. Доносятся толчки и скрип полозьев и ещё из репродуктора слышу вот эту “Красную розочку”. Чувство безмерного счастья. Было это в 50-х годах в Подмосковье, в военном городке - папа служил офицером... Не могли бы вы воспроизвести эту песню?» Виктор Татарский: «Воспроизвожу!». Песня «Красная розочка». Композитор Богуслав Седлачек. Автор слов неизвестен. Исполняет Гелена Лоубалова. Оркестр Московского театра эстрады. Дирижёр Николай Минх. Запись 1955 года.

Примечание: * из публикации «Как Петр I отобрал у шведов Кронштадт»: «Почти 300 лет остров Котлин являлся границей между Россией и Швецией. Затем, в 1617 году был заключён Столбовский мирный договор, согласно которому остров стал принадлежать Шведам. Месторасположение острова было очень удобным, с него можно было контролировать все корабли, которые проходили по Финскому заливу. Право обладания этим островом долгие годы оставалось яблоком раздора между соседствующими государствами. Петру не давала покоя мысль о захвате стратегически важного острова. И вот зимой 1703-1704 года, когда шведские корабли отправились в свои незамерзающие моря, Пётр начал операцию по захвату территории. Глубина в северной части залива была небольшой, в чём Пётр лично убедился, проведя проверку предоставленных ему данных. Был отдан приказ начать строительство укрепления прямо на льду Финского залива. Для этого сооружали кряжи, потом нагружали их камнями, а затем прорубали лед, и тяжёлые срубы опускались на дно, создавая фундамент для башни. Операция была проведена очень быстро и успешно. Открыв весеннюю навигацию, шведские корабли отправились на “свой” остров и с удивлением обнаружили, что остров уже им не принадлежит. С этого момента подход к Санкт-Петербургу находился под надёжной защитой русских пушек. Весной этого же года крепость была освещена и названа “Кроншлот” - Коронный замок. Однако шведы не могли смириться с таким бесчинством, и уже через месяц эскадра шведских кораблей атаковала крепость. Но, увы, безуспешно. Не удалось шведам прорвать оборону и через год. А тем временем Пётр продолжал укреплять остров. В это же время сюда потянулись купцы, дворяне и работные люди. Территория стала активно заселяться и осваиваться. Тогда же были заложены и два дворца один – императора, другой - его фаворита Александра Меншикова (“Итальянский”). Дворец Петра позднее был уничтожен пожаром, а вот в помещении Итальянского дворца в настоящее время располагаются аудитории Военно-морского инженерного института. Крепость Кронштадт была заложена уже в 1723 году, после чего город получил своё известное всему миру название. За всё время существования города-крепости, ни один вражеский корабль не смог пройти мимо него».

Примечание: ** грампластинка с песней «Рос на опушке рощи клён» была издана не в 1951, а в 1949 году.

Примечание: *** из книги Марка Цыбульского «Владимир Высоцкий в Ленинграде»: «В ту пору Фурцева была министром культуры, фигурой весьма колоритной. По-житейски женщина неглупая, не чуравшаяся возможности использовать в общении свои женские чары, чуть поднаторевшая в искусстве... Однажды, уж не помню при каких обстоятельствах, они встретились с Высоцким в Театре на Таганке. Фурцева, рассказывал Высоцкий, была необычайно любезна: – Володя, почему Вы никогда ко мне не заходите? Как Вы живёте? Высоцкий отвечал коротко: живётся трудно. – Что так? – удивилась Фурцева. – Помочь не могу? – Можете, наверное. Я прошу об одном – откройте шлагбаум между мной и теми, для кого я пою. Я пробовал говорить в разных инстанциях, просить, доказывать, но... Эту ватную стену пробить невозможно. – Зачем же о таком серьёзном деле Вы разговариваете с разной мелкой сошкой? – улыбнулась Фурцева. – Приходите прямо ко мне. Разбёремся. Вот Вам мой телефон. Я, конечно, помогу. Окрылённый этим разговором, Володя позвонил буквально на следующий день. Трубку снял референт. Высоцкий представился и попросил соединить его с Фурцевой. – Подождите минутку, – любезно прозвучало в ответ. Через некоторое время референт ответил: – Вы знаете, буквально минуту назад Екатерина Алексеевна вышла. Позвоните, пожалуйста, попозже. Позвонил попозже. Референт огорчённо: – Владимир Семёнович, какая досада! Её только что вызвали в ЦК. Попробуйте позвонить завтра. Звонил. Звонил по несколько раз в день. Звонил утром, днём, вечером, но каждый раз получал подобные ответы. Фурцева явно избегала разговора с помощью такого нехитрого и проверенного способа. Ощущение клетки было для Высоцкого нестерпимо, и вспоминал он об этом с горечью и болью. Так можно говорить только с уверенностью, что тебя понимают и слышат». Возражение от Максима Кривошеева: «Фурцева - Министр Культуры СССР с 1960 по 1974 гг. Фирма “Мелодия”, находившаяся в прямом подчинении Министерства Культуры, выпускала грамзаписи исключительно по его заказу. В 1968 выпущен миньон с 4 песнями Высоцкого из к-ф “Вертикаль”. В 1972 выпущены два миньона с 8 песнями. В 1972-75 записан двойным альбомом “Алиса в Стране Чудес”, в котором Высоцкий выступает автором текстов для 23 песен и их исполнителем. В 1973-74 записаны более 20 песен для двойного альбома Высоцкого с Мариной Влади, которые позже издавались отдельными миньонами. Т.е. можно сказать, что при Фурцевой Высоцкий записывался на государственных студиях по заказу Министерства Культуры. “Тормозить”, как пишут многие “мемуаристы”, выпуск дисков Высоцкого Фурцева не могла - это абсурд. На что ещё рассчитывал Высоцкий, припоминая разговор с Фурцевой, трудно сказать. На всё, что зависело от неё - театр, концерты, грамзаписи, выезды за границу - ограничений у Высоцкого не было. Можно смело предположить, что она закрывала глаза на “левые” концерты, которые в начале 70-х охватили весь Союз и стали выходить из-под контроля. Сажали администраторов и даже некоторых артистов. За кинематограф Фурцева перестала отвечать еще в 1963 году, а за телевидение и не отвечала. “Госкино”, руководимый Романовым и Ермашом, подчинялся Совету Министров СССР. “Гостелерадио”, руководимый Месяцевым и Лапиным, тоже. Это факты, остальное измышления». Следует отметить, что уважаемый бард и исследователь авторской и фольклорной песни Максим Владленович Кривошеев прав лишь отчасти, так как, не упомянул весомое обстоятельство: в те годы как для исполнителей, так и для авторов важен был выпуск государственной фирмой «Мелодия», прежде всего, сольных грампластинок формата «гигант», что являлось фактом официального признания - не выпуск грампластинок «миньонов», не издание записей на сборных пластинках или звуковых страницах журнала «Кругозор», а издание полноценного альбома формата «гигант». Такие две сольные грампластинки Владимира Семёновича Высоцкого («Владимир Высоцкий. Баллады и песни» и совместный альбом песен с Мариной Влади) готовились к выпуску в 1975 году, но... пластинка «Владимир Высоцкий. Баллады и песни» в 1978 году появилась только в экспортном варианте под названием «Владимир Высоцкий поёт свои песни», а в свободную продажу на всей территории СССР поступила только после смерти барда. Виниловый альбом, записанный в 1974 году Владимиром Высоцким и Мариной Влади с инструментальным ансамблем «Мелодия», увидел свет лишь в 1987 году - спустя 13 лет после записи и спустя 7 лет после смерти Владимира Высоцкого. Подробнее о прижизненной дискографии Владимира Семёновича Высоцкого, включающей как советские, так и зарубежные издания, можно прочитать в публикации музыкальной соцсети «На завалинке»: часть 1, часть 2, часть 3.

Выпуск 1443 радиопередачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире «Радио России» 30 июля 2022 года.



Выпуск 1442
Хронология выпусков передачи «Встреча с песней»
Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Карта сайта Подробно о сайте Яндекс.Метрика      © RETROPORTAL.ru     2002 – гг.