RETROPORTAL.ru
© 2002 – гг.
Каталог музыкальных сайтов
Видеоархив «Retroportal.ru»
Эксклюзивные интервью
Новости сайта: @RETROportalRU
ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Карта сайта Подробно о сайте Яндекс.Метрика      © RETROPORTAL.ru     2002 – гг.



Навигация по архиву:

Поиск по архиву:

Выпуски передачи:

Сообщество «ВКонтакте»:

«Встреча с песней»

Веб-архив радиопередачи

ПЕРСОНА

«Встреча с песней»: 35 лет в эфире


При упоминании радиопрограммы «Встреча с песней» у многих возникают самые тёплые чувства. Как будто речь идёт о друге, с которым пройдены долгие и нелёгкие годы и который подставил плечо, по-доброму откликнулся на сегодняшнее настроение, разделил раздумья о прошлом и будущем. Ничего удивительного – передача выходит в эфир 35 лет. И все эти годы ведёт диалог со слушателями, отправляясь с ними в мир песенных мелодий, автор, режиссёр и ведущий Виктор Татарский. Он вёл ещё несколько легендарных радиопередач: «Музыкальный глобус», «Запишите на ваши магнитофоны», «На всех широтах», которые выдавали в эфир экзотические по тем временам записи шлягеров зарубежных исполнителей. С 1991 года программа Виктора Татарского «Встреча с песней» звучит на «Радио России».

- Виктор Витальевич, многие ведущие «долгоиграющих» теле- и радиопрограмм жалуются на усталость от своей работы. В чём секрет долголетней популярности этой радиопрограммы?

- Думаю, причина во внутреннем ощущении. Мне никогда не казалось однообразным и утомительным читать письма радиослушателей, вникать в их проблемы, искать для них песни иногда буквально по нескольким фразам, запомнившимся автору письма. И ещё, вдохновляет огромная отдача, которая реально ощущается в том, что пишут слушатели. Насколько я знаю, в истории мирового радио «Встреча с песней» – единственная передача, существующая в эфире без перерыва 35 лет, которую ведёт и делает один и тот же человек. Менялась редакционная команда, менялось время эфира, но интерес к разговору о песне как отражению нашей жизни неизменен. Сначала мне, выпускнику Щепкинского театрального училища, вовсе не музыковеду, было нелегко разгадывать «шарады» слушателей. Помогали замечательные профессионалы – редакторы Тереза Рымшевич, Татьяна Зубова. Они знали певцов, композиторов. Позже я познакомился со многими авторами песен, поэтами, исполнителями. От М.Исаковского, И.Эренбурга получал письма с оценкой передачи. Дружил с Л.Утёсовым, несмотря на разницу лет, беседовал с Л.Руслановой, Б.Мокроусовым, В.Соловьёвым-Седым.

- Сейчас посылать письма – дело весьма недешёвое. Почта передачи не сократилась за последнее время?

- Конечно, марки и конверты стали во много раз дороже, и все-таки люди продолжают писать «Встрече с песней». В Москве это менее распространено. Но в огромной России люди из городов, посёлков и деревень часто лишены возможности смотреть телевизор. Телевизоры выходят из строя, а чинить их многим не по средствам. В каждой сотне писем я читаю такие истории и вижу, что радио остаётся источником связи с внешним миром и собеседником. Кроме того, есть масса профессий, когда люди работают и слушают радиопередачи. Так что недостатка в письмах не ощущается.

Елизавета Тренёва, «“Встреча с песней”: 35 лет в эфире». «Российская газета», № 030, 15 февраля 2002 года (скан публикации из архива радиослушателя Владимира Беспалова, город Воронеж)

- Музыкальные вкусы слушателей изменились за эти годы?

- «Встреча с песней» не заявочная передача. Для меня это слово закрыто. Так же, как и ностальгия. Воспоминания о детстве, юности – это замечательно. Но если бы я стал рыдать по прошлому, в передаче была бы тоска зелёная. Нельзя впадать в пессимизм, хотя наша жизнь этому способствует. Надо оставлять людям надежду на лучшее. Поэтому я в первую очередь отбираю для передачи письма, где о жизни пишется с улыбкой, пусть горькой. В юморе проявляется душевное здоровье и сила народа.

Часто просят передать современные песни, но мелодии прошлых лет слушателям по-прежнему дороги. Романсовая, классическая музыка – это тоже тема писем. В недавней передаче я читал письмо от студентки из Магнитогорска – её интересует лирика Шуберта, просила передать «Баркароллу». А 13-летний мальчик из Литвы написал о Высоцком, что собирает его песни, но не может достать давнюю песню «Купола» и хотел бы её услышать. Этот мальчик, конечно же, далёк от проблем, волновавших Высоцкого, но дух, смысл его поэзии и мелодий проникает в юную душу. Так что мнение, будто «Встреча с песней» – передача для пенсионеров, ошибочно. Нам пишут только 40 процентов пожилых людей, а в основном возраст слушателей – средний и моложе.

- Однажды вы назвали свою передачу «книгой жалоб»...

- В 90-е годы так и было. Но сейчас таких писем меньше. Иногда в эфире я даю адреса несчастных и обездоленных. И они сразу становятся счастливыми. Им шлют письма, посылки, приглашают в гости. Это бывает достаточно редко – передача не ставит своей задачей социальную помощь. Но если пишет престарелая учительница, что её обманули мошенники, забрав последние деньги, я не могу не отреагировать.

- Актёрское образование помогает вам в работе на радио?

- Главный элемент актёрства в том, чтобы его не было видно. Радио не терпит пафоса, такому ведущему не верят. Накануне записи с утра стараюсь ни с кем не разговаривать, приезжаю на студию и молча со звукорежиссёром слушаю музыку. Такая технология – не выплеснуть эмоции. Если я разозлюсь или слишком развеселюсь, это будет слышно в эфире.

- Несколько лет вы ведёте на ОРТ передачи «История одного шедевра». Теперь зрители знают вас не только по голосу, но и в лицо...

- Я много лет выступал с чтецкими программами на эстраде. Но сейчас жанр художественного слова не востребован. Когда меня пригласили вести телепередачи о собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, Кремля, я долго колебался, но, поскольку освободилась голова от литературных текстов, согласился. Надо заметить, что радио всё равно выше любого телезрелища, хотя истинную популярность даёт появление на экране. У слушателей свой «зрительный ряд», свои представления об услышанном. А телевидение навязывает зрителям картинку. Поэтому я 30 лет не шёл на телевидение, хотя мне не раз предлагали перенести «Встречу с песней» на экран. Ведь на радио я всё делаю сам, а на ТВ читаю чужой текст. Я стал популярным благодаря радио, поэтому мои слушатели теперь и телезрители. Помните утверждение, что театр умрёт с приходом телевидения? То же самое говорили о радио. Но оно живёт.

Елизавета Тренёва, газета «Российская газета», № 030, 15 февраля 2002 года.



Другие публикации о «Встрече с песней» и Викторе Татарском
Хронология выпусков передачи «Встреча с песней»
Новости сайта: @RETROportalRU
ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Яндекс.Метрика
Карта сайта Подробно о сайте
© RETROPORTAL.ru     2002 – гг.