Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Самый радиофоничный голос
(глава из книги театроведа и радиожурналиста Татьяны Андреевны Александровой «Записки “радиота”»)
Виктор Татарский... это имя до сих пор звучит в эфире, теперь уже по радио России.
Моя первая встреча с ним произошла ещё в те годы, когда я работала в отделе симфонической музыки. Мы делали с Викториной Владимировной Кригер передачи о балете, а он был режиссёром этих передач. Викторина Владимировна обычно никогда не поднималась на лифте, а когда я ей предлагала всё-таки зайти в лифт, она полушутя, говорила: «Я в жизни боюсь только двух вещей - Виктора Витальевича и лифта». И шла пешком. Признаюсь, что тогда я испытывала к Татарскому нечто похожее: я всегда очень волновалась, если у меня было что-то не готово, или в чём-то я не была уверена. Я готовила эти передачи без музыкального редактора, но почти всегда вместе с Викториной Владимировной. Татарский работал очень быстро. Запись проходила обычно в дружеской обстановке, иногда Викторина Владимировна делала паузы, чтобы выпить глоток чая из термоса, который она всегда носила с собой. После записи Татарский сразу же приступал к наложению, соединяя текст с музыкой.
Он всегда делал все передачи, и в первую очередь «Встречу с песней», в 12 аппаратной на втором этаже. И любил он работать с определёнными операторами. Чаще всего тогда это была Светлана Воронцова (с такой яркой цыганской наружностью). Они понимали друг друга, как говорится, с полуслова (к сожалению, её судьба закончилась довольно драматично).
Второй период моего общения с Виктором Татарским связан с работой в «Музыкальном глобусе», где у него была основная роль ведущего, хотя вели эту программу они всегда вдвоём с Машей Ключниковой. Когда Е.П. Тарханова уходила в отпуск или уезжала в командировку, Татарский делал эту программу и как режиссёр. В этой роли он вёл себя очень нервозно, иногда просто срывался, если ему что-то активно не нравилось, что никогда не позволял себе, сидя у микрофона. Мне кажется, что он как ведущий был необходим этой программе. В экстренных случаях его кто-то заменял, и тогда «Глобус» невольно что-то терял. Его манера вести эту программу, впрочем, совершенно отличная от той доверительной разговорной интонации, которую он нашёл во «Встрече с песней», - привносила в «Музыкальный глобус» сочетание серьёзности с каким-то неподражаемым интонационным шармом. Этот шарм он сохранял и в других передачах, связанных с зарубежными певцами, а их мы сделали вместе немало. Особенно запомнились с его участием передачи о французских исполнителях - Морисе Шевалье, Эдит Пиаф, Иве Монтане, Шарле Азнавуре и Мишеле Сарду. Для передач «Запишите на ваши магнитофоны», рассчитанных на молодёжную аудиторию, он искал другую, немного чеканную интонацию. Самое интересное, что когда он разговаривал с нами, никто бы не сказал, что у него какой-то особенно красивый голос. Но вот включается микрофон, он начинает читать, и вы его просто не узнаёте. Может быть, зная эту особенность своего голоса, он всегда использовал микрофон на своих литературных концертах, да и потому, наверное, что ему хотелось, чтобы его голос был узнаваемым. Я получала большое удовольствие, приходя в концертный зал Библиотеки им. Ленина на его чтецкие программы. Я слышала в его исполнении и главы из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита», и его интересную композицию по статьям и письмам В.И. Ленина, и поэтические программы. Всё это было сделано с большим вкусом и раскрывало в полной мере его талант артиста и чтеца.
В эстрадной редакции мы уже почти не делали с ним совместных работ, но каждую неделю он появлялся в нашей комнате, когда приходил делать или сдавать руководителю отдела и зам. главного редактора В.И. Петрову очередной выпуск «Встречи». Наша с ним совместная запись была связана с печальным событием - уходом из жизни Анатолия Давыдовича Липовецкого. Передачу, посвящённую его памяти, я провела вместе с Виктором Татарским, которого именно Толя много лет назад привёл на радио (тогда Виктор только что закончил Щепкинское училище при Малом театре).
Когда в 1997 году перестало существовать Радио-1, Виктор Витальевич уже работал на другом радио - Радио России. Его пригласили туда вместе с его «Встречей с песней». Несколько лет назад состоялся её 1000-ый выпуск, но не знаю, уютно ли он чувствует себя там, на «России». Думаю, что лучшее его время всё-таки было в стенах Дома звукозаписи на улице Качалова. И всё же, когда я включаю на кухне свой трёхпрограммник, и вдруг слышу «Одинокую гармонь» (заставка «Встречи») и голос Виктора Татарского, я радуюсь, что его передача живёт до сих пор в эфире и что популярность её среди слушателей не убывает.
Татьяна Александрова, «Записки “радиота”», глава 10. Издательство «АПАРТ», Москва, 2008 год.
Другие публикации о «Встрече с песней» и Викторе Татарском
Создание открытого общедоступного веб-архива самой уникальной в истории мирового радиовещания передачи «Встреча с песней» начато в 2019 году с одобрения народного артиста России Виктора Витальевича Татарского. Основу контента составляют личная фонотека автора и ведущего передачи, аудиозаписи и текстовые материалы из коллекций филофонистов и радиослушателей, фондов библиотек и архивов России и Беларуси.
Для дальнейшего пополнения веб-архива передачи будем признательны всем неравнодушным людям, в коллекциях которых есть любые материалы, имеющие непосредственное отношение ко «Встрече с песней» и персоне Виктора Татарского: магнитофонные бобины и компакт-кассеты с записями «Встречи...» (или их оцифровки), текстовые заметки о содержании выпусков, газетные и журнальные публикации с интервью Виктора Татарского, воспоминаниями и откликами о «Встрече с песней», биографическими материалами об авторах писем - участниках передачи и кто может поделиться ими с веб-архивом, пишите по адресу или через формоотправитель.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте © RETROPORTAL.ru 2002 – гг.