Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Трёхминутная опера
Классика возвращается на радио.
Но только на три минуты.
Высокая поэзия стала вновь звучать по первой программе радио. Передача, выходящая в эфир на «Радио России», так и называется: «Настоящая поэзия».
Этой осенью замечательный актёр Виктор Татарский, чей голос давно знаком радиослушателям по «Встрече с песней», записал для новой передачи сто стихотворений отечественной и мировой поэзии: от Державина и Батюшкова до Уитмена и Рильке. «Я очень долго ждал работы с материалом такого уровня», - рассказывает Виктор Витальевич.
Много лет радио жило старыми записями, литературные фонотеки почти не пополнялись, о записях классики и речи не было. Кое-что из модных новинок записывалось, но когда на столе нет хлеба, могут ли его заменить финики с кокосами?
А как порой хочется услышать что-то вечное! Многие люди ещё не теряют надежды услышать, как читает Бунина или аксаковскую хронику Алексей Баталов. Какими новыми красками может заиграть, к примеру, «Повесть о жизни» Паустовского в исполнении Виктора Татарского? А как замечательно мог бы прочитать астафьевский «Последний поклон» ушедший в ноябре прекрасный русский актёр Николай Николаевич Волков!
Опаздываем, опаздываем... Сколько за последние годы потеряло наши радио и телевидение в своей информационно-рекламной скачке, живя одним днём и тем самым обкрадывая и нас, и будущие поколения! Кажется, что сейчас руководство радиоканалов должно бы жить с чувством вины и стремление хоть как-то наверстать упущенное. Возможно, именно эти чувства вызвали к жизни на «Радио России» и «Открытую книгу», и «Охранную грамоту», и «Настоящую поэзию»...
«Открытая книга» - передача, где пока звучат в основном литературные записи из фондов радио. (На днях было большой радостью услышать, как Игорь Ильинский читает главу из «Детства» Льва Толстого). Будем надеяться, что появятся и новые записи. Ведь ждёт своих исполнителей проза и наших современников: Виктора Лихоносова и Василия Белова, Бориса Екимова и Валентина Распутина, Алексея Варламова и Ирины Поволоцкой, Михаила Тарковского и Василия Голованова...
В 70-е годы на Всесоюзном радио была передача «Поэтическая тетрадь». Быть может, и она вернётся в новом качестве? Её ведущим мог бы стать Лев Алексеевич Шилов, создавший в Государственном литературном музее знаменитую фонотеку голосов отечественных писателей и поэтов. Бесценны не только собранные им записи, но и его воспоминания, его дар рассказчика.
Возвращаясь к поэтической антологии, с таким блеском прочитанной Виктором Татарским, логично было бы сообщить слушателю, когда, в какие дни и часы, можно услышать выпуски «Настоящей поэзии». Увы, на этот простой вопрос ответить трудно. Формат передачи не предусматривает постоянного места в эфирной сетке. «Настоящая поэзия» заполняет паузы, возникающие между другими передачами. Кому повезёт – тот услышит. Правда, уже через три минуты любителя поэзии вытолкают из литературной гостиной на проходной двор рекламы, новостей и предвыборных агиток...
Трёхминутный формат передачи, возможно, оправдан, когда речь идёт о пословицах или афоризмах, но поэзия – материя хрупкая. Она требует от слушателя некоторой внутренней тихости, умиротворённости, хотя бы малой отрешённости от бега времени. Ведь если выпуск новостей слушают, то поэзии внимают.
Внимать на бегу, мимоходом – невозможно. Вызванная рынком и СМИ информационно-рекламная лавина и без того задавила духовную жизнь подрастающего поколения. Детское сознание бежит, подгоняемое телевидением и радио, самим темпом нынешней глобализации. Бежит, не в силах вчитаться, вслушаться. А восприятие русской поэзии и прозы предполагает способность к медленному чтению, к чуткому вслушиванию. А где у нынешнего подростка минуты на раздумье, на умную праздность, которая на самом деле есть великий труд души... У одних нет возможности, у других – потребности.
Вот так драма жизни оказывается напрямую связанной с судьбой отечественной словесности, с проблемой настоящего читателя и настоящего слушателя. Когда-то Михаил Бахтин говорил, что «всякая лирика жива только доверием к возможной хоровой поддержке, она существует только в тёплой атмосфере...» Эти догадки подтвердила Лидия Гинзбург в своей ставшей классической работе «О лирике», впервые опубликованной сорок лет назад. Лирика, пишет Гинзбург, - это «двусторонний социальный акт творчества и восприятия. Лирике в особенности нужен понимающий читатель». И добавим - слушатель.
Когда Виктор Татарский читает «Храни меня, мой талисман...», стихотворение звучит так, будто чернила ещё не высохли на рукописи. Ничего мистического в этом нет. Присутствие поэта изначально заложено в написанных им строчках. Но чтобы передать его дыхание, нужно не только огромное актёрское мастерство, но и воспитанная с пелёнок чуткость к слову, смирение перед ним.
А нам, чтобы услышать поэта и актёра, необходимо хоть небольшое пространство тишины: «Гул затих. Я вышел на подмостки...»
Дмитрий Шеваров, газета «Труд», 25 ноября 2003 года
Другие публикации о «Встрече с песней» и Викторе Татарском
Создание открытого общедоступного веб-архива самой уникальной в истории мирового радиовещания передачи «Встреча с песней» начато в 2019 году с одобрения народного артиста России Виктора Витальевича Татарского. Основу контента составляют личная фонотека автора и ведущего передачи, аудиозаписи и текстовые материалы из коллекций филофонистов и радиослушателей, фондов библиотек и архивов России и Беларуси.
Для дальнейшего пополнения веб-архива передачи будем признательны всем неравнодушным людям, в коллекциях которых есть любые материалы, имеющие непосредственное отношение ко «Встрече с песней» и персоне Виктора Татарского: магнитофонные бобины и компакт-кассеты с записями «Встречи...» (или их оцифровки), текстовые заметки о содержании выпусков, газетные и журнальные публикации с интервью Виктора Татарского, воспоминаниями и откликами о «Встрече с песней», биографическими материалами об авторах писем - участниках передачи и кто может поделиться ими с веб-архивом, пишите по адресу или через формоотправитель.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте © RETROPORTAL.ru 2002 – гг.