Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Авторы писем и участники передачи
Людмила Александровна Васильева
(город Барнаул, Алтайский край)
Слушать «Встречу с песней» более-менее регулярно я стала, уже выйдя на пенсию...
Но обещанный рассказ начинаю с воспоминаний о моей маме.
Именно она пропитала меня любовью к музыке и, в частности, к песне. Откуда у простой женщины из глубинки была такая музыкальная эрудиция - мне не понятно. Она никогда не была в опере, но знала русскую оперную классику. Легко узнавала оперы не только широко известных композиторов, но знала Дворжака, Направника, Верстовского.
И, конечно, все песни военных лет.
На них я и выросла.
Это, разумеется, радио и граммофонные пластинки. Колыбельные песни моего детства: «Сурок» Бетховена, «Колыбельная» Моцарта, «Вечерняя серенада» Шуберта. И немудрено, что и я со своими детьми пела эти песни. Когда они были маленькими, перед сном мы все вместе пели разные песни, старались разнообразить двухголосием и канонами («стрекотунья-белобока под калиткою моей, скачет пёстрая сорока и пророчит мне гостей»).
У нас было много пластинок с музыкальными композициями известных балетов, много сказок с хорошими песнями, которые дети очень любили.
Дети выросли, стали музыкантами (сын и дочь - скрипачи). Они, в свою очередь, привили любовь и развили вкус к песне моим внукам. Те эстафету приняли и достойно её несут.
Песня со мной с раннего детства и до сих пор.
«Встреча с песней» в моей жизни появилась довольно поздно, когда я ушла «на заслуженный отдых» после 35 лет работы преподавателем в университете. Времени стало больше, можно было подстраиваться под программу радио (у нас с Москвой разница в 4 часа). А когда появился интернет, стало ещё удобней, можно слушать в удобное для себя время.
Что мне очень нравится в передаче: первое - это очень располагающий голос ведущего, ему веришь, его хочется слушать, второе - искренние письма слушателей, люди делятся своими воспоминаниями и даже, если они печальные, грустные, то это грусть светлая, нет обиды, злости, третье - замечательные песни и классика, за что огромное спасибо редакторам.
Я тоже писала в передачу. Первое моё письмо было, наверно слишком наивным и навеянным романтикой воспоминаний юности. Письмо о первой любви. В далёкой юности мой одноклассник по весне привязывал к ручке двери нашей квартиры букетики подснежников, фиалок, ландышей и убегал.
Мне это нравилось, не более того...
А тут мама моя мне купила билет на концерт певицы из Москвы (дело было в провинциальном городе). Программки, к сожалению, нет, да её и не могло быть, ведь это 1958 год, маленький зал человек на 100 не больше. Какая там программка? Концерт проходил в старом здании Дома учителя, в маленьком зале с маленькой сценой, никакой романтики. Но когда красивая певица в красивом платье запела «Букет цветов из Ниццы» своим удивительным сопрано, со мной что-то произошло. Я не помню, кто это был (тогда по разнарядке Росконцерта все артисты были обязаны ездить на гастроли по России), но для меня это было чудо.
Кстати, с тем моим одноклассником мы живем уже почти 60 лет.
Это письмо не прозвучало.
А вот второе - за него спасибо Виталию Гапоненко.
Сейчас внуки выросли, разлетелись, но связь у нас ними очень тесная. Мы делимся друг с другом понравившимися записями. Кстати, сегодня внук мне прислал запись романса «Разуверение» в исполнении С. Лемешева как подарок к 8 Марта.
Вот такой длинный рассказ. Не знаю, будет ли Вам это интересно. Ну уж как получилось.
P. S. Ёщё я вспомнила (после прослушивания предпоследней передачи «Встреча с песней»), что на том памятном для меня концерте «Букет цветов из Ниццы» пела Алла Соленкова.
Людмила Васильева, 2020 год
«Колыбельная Ленинграда» прозвучала во «Встрече с песней» дважды: 31 октября 2020 года в 1394 выпуске и два года спустя 22 октября 2022 года в 1449 выпуске. Видимо, Виктор Татарский пожелал поведать слушателям информацию в полном объёме, переданную «Встрече...» через помощника радиопередачи Виталия Гапоненко архивариусом санкт-петербургского
...обращаюсь с просьбой разыскать одну песню, которую я услышала много лет назад и с тех пор ни разу её не встречала. Я попросила
“Дождь на покой через сонную площадь
Последний прогнал трамвай.
Нежно Фонтанка чугунную лошадь
Баюкает: «Баю-бай»...”
Виктор Татарский: «Людмила Александровна, Вам не придётся “усыновлять” эту песню. Хотя, песню можно было бы, скорее, удочерить, она женского рода. Но у неё есть автор. Вот, что сообщает Виталий Васильевич Гапоненко, наш давний помощник: “Автор музыки этой песни Феликс Соломоник. Песня «Ленинградский дождь» или «Колыбельная Ленинграда» звучала в спектакле «Зримая песня», поставленном в 1965 году студентами Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. Затем, вместе с большинством выпускников института, спектакль перешёл на сцену Ленинградского театра имени Ленинского комсомола”. Запись 1960-х годов сделана собирателем бардовской песни Николаем Курчевым».
Виктор Татарский: «В группу “Встреча с песней” социальной сети “ВКонтакте” обратилась Людмила Александровна Васильева из Барнаула, а по электронной почте в адрес передачи написала письмо с аналогичной просьбой разыскать песню, в которой есть такие слова:
“Дождь на покой через сонную площадь
Последний прогнал трамвай.
Нежно Фонтанка чугунную лошадь
Баюкает: «Баю-бай»...”
Песня эта называется “Колыбельная Ленинграда” или “Ленинградский дождь”. Музыку сочинил Феликс Соломоник, автор слов, к сожалению, неизвестен. Записи её сделаны были в середине 1960-х известным собирателем бардовской песни Николаем Фёдоровичем Курчевым, фонотека которого сегодня находится в ведении санкт-петербургского клуба песни “Восток”. Клуб песни “Восток” прислал цитату из книги, посвящённой истории самодеятельной песни в Ленинграде, автор заметки Игорь Маркин: “...необходимо сказать о совершенно уникальной постановке «Зримая песня». Поставили её в 1965 году студенты 3-го «товстоноговского курса» Ленинградского института театра, музыки и кинематографии и показывали в ТЮЗе (в Театре юного зрителя) на Моховой. Среди других пели и песню «Ленинградский дождь». Время от времени программа менялась. Всего же в ней было двадцать две песни. В 1966 году постановку возили в Югославию и Болгарию, а в 1967-м - на международный фестиваль студенческих театров во Францию. Затем, вместе с большинством выпускников этого курса постановка перешла в Театр имени Ленинского комсомола и шла там”. “Колыбельная Ленинграда” (“Ленинградский дождь”) звучала в спектакле “Зримая песня” не только с ленинградской сцены, но и за границей, а оказалась практически забытой по причине того, что никогда не была записана ни на грампластинку, ни в студии радио».
Создание открытого общедоступного веб-архива самой уникальной в истории мирового радиовещания передачи «Встреча с песней» начато в 2019 году с одобрения народного артиста России Виктора Витальевича Татарского. Основу контента составляют личная фонотека автора и ведущего передачи, аудиозаписи и текстовые материалы из коллекций филофонистов и радиослушателей, фондов библиотек и архивов России и Беларуси.
Для дальнейшего пополнения веб-архива передачи будем признательны всем неравнодушным людям, в коллекциях которых есть любые материалы, имеющие непосредственное отношение ко «Встрече с песней» и персоне Виктора Татарского: магнитофонные бобины и компакт-кассеты с записями «Встречи...» (или их оцифровки), текстовые заметки о содержании выпусков, газетные и журнальные публикации с интервью Виктора Татарского, воспоминаниями и откликами о «Встрече с песней», биографическими материалами об авторах писем - участниках передачи и кто может поделиться ими с веб-архивом, пишите по адресу или через формоотправитель.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте © RETROPORTAL.ru 2002 – гг.