Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Выпуск 899
(12 апреля 2003 года)
-
Автор письма: Наталья Александровна Владиславлева, город Чебоксары, Чувашская Республика, «...приближается время, когда нежная красавица Снегурочка простится с морозом и весной и уйдёт в Берендеевку на встречу с весёлым Лелем послушать его песни - на встречу своему мимолётному счастью и гибели. Солнце - Ярило не пощадит юную Снегурочку. Как трогательна сцена прощания: “Прощайте, вы подруженьки, прощай, жених мой милый! Последний взгляд Снегурочки тебе...”* 12 апреля 180 лет со дня рождения автора этой волшебной сказки Александра Николаевича Островского. Другой наш знаменитый россиянин Николай Андреевич Римский-Корсаков создал на основе этой сказки жемчужину музыкального оперного искусства. С горечью сожалеем, что это подлинно русское творение - опера “Снегурочка” не получила своего постоянного достойного места в репертуаре оперных театров...» Ариозо Снегурочки из оперы «Снегурочка» по одноимённой пьесе-сказке Александра Островского. Композитор и автор либретто Николай Римский-Корсаков. Исполняет Галина Олейниченко. Оркестр Большого театра. Дирижёр Борис Хайкин. 31 марта (12 апреля) 1823 года родился русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра, Александр Николаевич Островский. Оперу «Снегурочка», написанную Николаем Римским-Корсаковым в 1881 году, композитор называл «своим лучшим произведением», а драматург так писал о ней: «Музыка к моей “Снегурочке” удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки». К 180-летию со дня рождения Александра Островского (1823-1886) и 130-летию создания пьесы «Снегурочка» («Весенняя сказка»).
-
Автор письма: Александра Владимировна Латышева, Волгоград, «...по выражению немецкого писателя, лауреата Нобелевской премии Германа Гессе, “музыка - это первооснова всяческого порядка, нравственности, красоты и здоровья”**. В его философском романе “Игра в бисер” есть такие строки: “Музыка покоится на соответствии между небом и землей. Музыка благоустроенного века спокойна и радостна, а правление ровно. Музыка неспокойного века взволнованна и яростна, а правление ошибочно. Музыка гибнущего государства сентиментальна и печальна, а правительство его в опасности”***. Трудно не согласиться, это подтверждено ходом истории. Так вот, у Гессе есть эпизод с сонатой Пёрселла. Это вымысел автора или такое произведение действительно существует? И если да, возможно ли услышать хотя бы фрагмент. Я никогда не слышала о композиторе Пёрселле». Виктор Татарский: «Александра Владимировна, соната Пёрселла - не вымысел писателя, мы услышим её. Генри Пёрселл - английский композитор, органист, клавесинист второй половины XVII века, создатель первой английской национальной оперы “Дидона и Эней” (это 1689 год), придворный музыкант Стюартов, он автор опер, в частности, на сюжеты произведений Шекспира, писал кантаты, оды, псалмы, каноны, инструментальные пьесы. Итак, фрагмент знаменитой сонаты Генри Пёрселла, о которой идёт речь в романе Германа Гессе “Игра в бисер”». «Трио-соната для двух скрипок, виолончели и клавесина», часть 5-я****. Композитор Генри Пёрселл. Исполняют Борис Куньев и Леонид Полеес (скрипки), Юлий Туровский (виолончель), Марина Маршак (клавесин). Запись 1972 года.
Упоминаемые персоны: Герман Гессе (Hermann Hesse, 1877-1962, немецко-швейцарский писатель и художник; книга «Игра в бисер» (Das glasperlenspiel) - последнее и главное произведение Германа Гессе - «философское эссе, замаскированное под сюрреалистический роман, язык которого - кульминация комбинации музыки и математики»; впервые книга была опубликована в 1943 году; в 1946 году писатель был награждён Нобелевской премией по литературе, в том числе и за «Игру в бисер»); Стюарты (Stuart, династия королей Шотландии, Англии, Ирландии и Великобритании); Уильям Шекспир (William Shakespeare, 1564-1616, английский поэт и драматург, зачастую считается величайшим англоязычным писателем и одним из лучших драматургов мира; часто именуется национальным поэтом Англии).
-
Виктор Татарский: «Сегодня День космонавтики. 42 года полёта Юрия Алексеевича Гагарина. Из писем о лётчиках и космонавтах...» Автор письма: Эмма Николаевна Корсакова, город Ульяновск, «...42 года назад я и ещё 11 девчат закончили Центральную лётно-техническую школу в городе Саранске, лётное и парашютное отделение. Я работала лётчиком-инструктором в городе Кирове, где и училась, в аэроклубе. Остальные разъехались по городам страны. Встреч общих не было, но отношения поддерживаем, вспоминаем наши лётные дни. В конце 1960-х годов на экранах шёл фильм с таким названием “Дни лётные” о жизни военных лётчиков. В фильме звучала песня с такими словами:
“В небе, в небе над головой
Вьётся белая нить...”
Плёнка, на которой была сделана запись песни пропала при переезде. Где я только ни спрашивала об этой песне, бесполезно - нигде её нет, вот и решила обратиться к вам. Хотелось бы поздравить этой песней всех, кто имел или имеет отношение к авиации и космонавтике. Кстати, нашу лётную школу закончила и космонавт Марина Попович». «Песня о небе» из кинофильма «Дни лётные» (1966 год, режиссёры Николай Литус и Леонид Ризин). Композитор Евгений Зубцов. Поэт Владимир Карпеко. Исполняет Николай Кондратюк. Запись 1968 года. 12 апреля - Всемирный день авиации и космонавтики.Упоминаемые персоны: Юрий Алексеевич Гагарин (1934-1968, лётчик-космонавт СССР, первый человек в мировой истории, совершивший полёт в космическое пространство; Герой Советского Союза, кавалер высших знаков отличия ряда государств); Марина Лаврентьевна Попович (1931 г.р., советский военный лётчик-испытатель 1-го класса, заслуженный мастер спорта СССР, 102-кратный рекордсмен мира; полковник-инженер, доктор технических наук, профессор, уфолог; член Союза писателей России).
-
Автор письма: Владимир Фёдорович Степанов, город Рыбное, Рязанская область, «...у “Одинокой гармони”, которая стала визитной карточкой “Встречи...”, есть “младшая сестра”, хотя и более скромная, не столь знаменитая. Может быть, узнав об этом, ваша “гармонь” не будет чувствовать себя такой одинокой?» - «Ну, речь идёт, как я понимаю, о песне, где также поётся о гармони...», - В.Т., «В отличие от “старшей сестры”, что бродит с молодым гармонистом по селу, “младшая” помогает другому парню искать счастье далеко от деревни, видимо, она учла упрёк в адрес “старшей сестры”: “...что ж ты девушкам спать не даёшь?” Ну а, если “Одинокая гармонь” уже знакома со своей “младшей сестрёнкой”, может быть, ей будет интересно услышать, как с ней познакомился я? Я ходил в юшковскую школу***** за девять километров, было это на Смоленщине в 1950-х годах. Поначалу было трудно осваивать это расстояние - морозы и метели испытывали нашу волю и терпение, но сколько впечатлений и неожиданностей дарили эти нелёгкие вёрсты. Вот так однажды наша компания возвращалась из школы апрельским солнечным днём. На склонах оврагов пробивалась нежная зелень, полыхали фиолетовые огоньки подснежников, воздух плотный и сырой был весь пропитан запахом клейких берёзовых листочков... Думаю, непередаваемое ощущение безграничного простора, безотчётной радости охватило не только меня. Вот в таком авантажном настроении мы вошли в первую деревню на нашем долгом пути домой, в Коханово. В одной из хат хозяйка протирала окно и вот из его распахнутых створок по радио, наверное, полилась песня, чистая и ясная, как тот апрельский день:
“По оврагам, по огнищам,
Над уснувшею рекой
Ходит парень - счастье ищет,
Обхватив гармонь рукой.
Песня в поле улетает,
За рекой теряет след,
Грустью за сердце хватает.
Этой песне «тыща» лет...”
Видимо, песня настолько была созвучна и нашему настроению, и чудесному весеннему дню, что мы остановились, поражённые этим совпадением». Песня «Русская гармонь». Композитор Вано Мурадели. Поэт Евгений Савинов. Исполняет Ольга Воронец. -
Виктор Татарский: «В этом году 100 лет знаменитому русскому вальсу “Амурские волны”. Написал его в 1903 году****** военный композитор и капельмейстер 2-го Восточно-Сибирского полка, расквартированного во Владивостоке, Макс Авельевич Кюсс. Вальс был посвящён Амурскому заливу Владивостока. Одно из писем, связанных с этим вальсом... Автор письма: Сергей Матвеевич Ефимкин, город Калуга, «...в 1956 году я начал службу в военно-воздушных силах, служил на Камчатке. Для меня тогда авиация, Камчатка - были не только романтикой и познанием сложной техники, но и познанием ответственности. В фильме “В бой идут одни «старики»”******* есть эпизод, когда техник смотрит за улетающим в разведку самолётом до тех пор, пока он не скрывается за горизонтом. Это не фантазия, это факт - это часы томительного ожидания и душевного успокоения в момент возвращения самолёта. И в случае чего, летя над океаном, кнопку катапульты лётчик не мог нажать, потому что на борту с ним находились ещё два человека, которые не могли катапультироваться. И вот мы после пятисуточного пути из Камчатки на пароходе “Азия” в тёплом солнечном Владивостоке. Обветренные на семи ветрах, уже немало испытавшие, стоим у поезда Владивосток-Москва. Играет духовой оркестр. Тогда поезда на Москву отправляли под духовой оркестр. Звучит грустная и величественная мелодия вальса “Амурские волны”... Удар колокольчика, поезд трогается... “Прощай, Владивосток, город нашенский”...» Вальс «Амурские волны». Композитор Макс Кюсс. Исполняет Отдельный показательный оркестр Министерства обороны СССР. Дирижёр Николай Назаров. Запись 1980 года.
-
Виктор Татарский: «Из повести Александра Штейна “Вечен огонь нашей памяти”: “Сорок четвёртый год. Возвращаюсь в Москву после поездки на Ленинградский фронт, весь ещё там, в наступлении, под Гатчиной и под Петергофом, и в Павловске, и под Нарвой, там, где конец блокады, где стал виден конец войны. Один за другим появляются в газете очерки о поездке, и в награду получаю два билета на вечер в офицерский клуб. На Пушечной, где нынче Дом учителя, - Вертинский, только что приехавший из Шанхая, даёт офицерам флота свой чуть ли не первый концерт. Бледный, видно, как дрожат длинные, наэлектризованные пальцы, исполненные музыкального артистизма, и голос тоже чуть дрожит, выдавая необычайное волнение, и ещё подчёркнутей грассирование. Нервничает. Всматривается в зал. Слушают его поначалу вежливо, но суховато, насторожённо, ещё сами не знают, как себя вести: не пластинка, чёрт возьми, хрипя, крутится на вечеринке - сам, реальный упадочник, белоэмигрант. И косятся, когда какая-нибудь из офицерских жён хлопает не в меру. Вертинский нервничает всё больше. Атмосфера насторожённости сопровождает всё первое отделение. Второе - цикл «Тоска по родине», «Сумасшедший шарманщик», «В степи молдаванской», «Чужие города». Это - о себе, о своих скитаниях по белу свету, о том, как гонят опавшие листья «ветров табyны»... Лицом к лицу с залом многолетняя тоска, звериное одиночество в чужих гостиницах. И человеческая боль. И талант, не растраченный по чужим салонам и кабакам...”» Романс «Классические розы». Композитор Александр Вертинский. Поэт Игорь Северянин. Исполняет Александр Вертинский. Партия фортепиано Александр Блох. Грампластинка 1932 года.
Упоминаемая персона: Александр Петрович Штейн (1906-1993, писатель, драматург, сценарист; заслуженный деятель искусств РСФСР; лауреат двух Сталинских премий; в документальной повести «Вечен огонь нашей памяти», из сборника 1976 года «Небо в алмазах», Александр Штейн первым из советских литераторов поведал о возвращении Александра Вертинского на родину. Виктор Татарский читает фрагмент повести с небольшими сокращениями).
-
Автор письма: Ида Александровна Воронова, деревня Уезжа, Новгородская область, «...на днях вновь смотрела фильм “Зимняя вишня”******** и думала о том, почему сегодня иностранцы стремятся жениться на русских женщинах. Вероятно, потому что у нас чаще чисто материнские чувства преобладают над всеми прочими, а мать о больном и неудачном ребёнке заботиться больше, чем о других своих детях. Вспомните “Серую шейку” Мамина-Сибиряка. Но и не женщины ли сами порой плодят алкоголиков, неудачников, а потом везут их на своей шее? Я знаю и другие реальные случаи, когда жёсткая позиция женщин уводила мужчин от пропасти. Вспоминаю давнюю историю. 1951 год. Я, студентка-второкурсница, встречала в актовом зале Ленинградского электротехнического института связи имени Бонч-Бруевича. В те времена нас приучали к бальным танцам - всевозможные “па-де...”, которые мало кто знал. Пригласил меня третьекурсник Паша Третьяков, да так и протанцевал со мной весь вечер, уверяя, что со мною очень легко танцевать. До этого мы с ним не встречались, хотя жили в одном общежитии. Потом шли пешком с Мойки на Средней проспект Васильевского острова и всю дорогу он пел мне романсы очень приятным голосом. В конце сессии Паша пригласил меня на каток. Вид у него был очень жизнерадостный, но от него основательно пахло алкоголем. Я ответила резко, что с таким никогда и никуда не пойду. Он помрачнел, исчез и больше я его ни разу не видела. Теперь я подозреваю, что, может быть, он выпил всего-навсего пива, но о своём поступке не жалею, хотя в жизни наломала порядочно дров. И всё-таки, мне очень хочется надеяться, что у Паши все эти 50 лет всё было хорошо. Прошу вас в память о тех днях в Питере - любой романс в исполнении ленинградского артиста Александра Фёдоровича Борисова». Песня «В Москве за Калужской заставой». Композитор Борис Александров*********. Поэт Василий Лебедев-Кумач*********. Исполняет актёр театра и кино Александр Борисов.
Упоминаемые персоны: Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912, русский писатель-прозаик и драматург; рассказ «Серая шейка» был написан Дмитрием Маминым-Сибиряком в 1891 году); Павел Третьяков (знакомый Иды Вороновой в студенческие годы, обучавшийся на рубеже 1940-х - 1950-х годов в Ленинградском электротехническом институте связи имени профессора Михаила Бонч-Бруевича).
-
Автор письма: Валерий Ефимович Майоров, город Ростов-на-Дону, «...очень бы хотелось услышать мелодию одного танго моей юности. С 1946 по 1951 годы я учился в Горьковском речном училище, оно выпускало, наряду со специалистами Речного флота, и офицеров запаса Военно-морского флота. У нас часто устраивались вечера в отдыха. В училище был свой духовой оркестр, который играл на танцах. Играл он и то танго. К сожалению, слова его за давностью почти забыл. Вот что помню:
“Аникуша, Аникуша,
Если б знала ты страдания мои...”
Задачу я задал тебе, “Встреча...”, по-моему, очень трудную, но мне хочется думать, что ты сможешь решить её». Виктор Татарский: «Попробуем, Валерий Ефимович. Сразу было понятно, что “Аникушу” пел Пётр Лещенко. Я знал это, хотя записи танго ни в Фонде, ни у меня не было и я его вообще никогда не слышал. Потом установил, что автор мелодии Клаудио Романо, запись фирмы Columbia, 1935 год**********. Наш помощник Роман Пантелюс передал мне для вас эту запись». Танго «Аникуша». Композитор Клод Романо. Поэт Пётр Лещенко. Исполняет Пётр Лещенко. Оркестр. Дирижёр Эрнст Гёнигсберг-Геккер. Грампластинка 1933 года.Упоминаемая персона: Роман Анатольевич Пантелюс (1972 г.р., московский филофонист, многолетний помощник передачи Виктора Витальевича Татарского «Встреча с песней»).
В завершении 899 передачи Виктор Татарский говорит: «...координатор Анастасия Кузнецова, звукорежиссёр Дмитрий Трухан. Поздравляю космонавтов, авиаторов, учёных, инженеров и техников с Днём космонавтики. Успехов вам! 900 выпуск «Встречи...» должен состояться через субботу, 26 апреля. Всего доброго, благодарю вас».
Примечание: * в оригинальном либретто оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка» строки, цитируемые в письме, звучат так:
“Прощайте, все подруженьки, прощай, жених мой милый!
О, милый мой, твоя, твоя!
Последний взгляд тебе, мой милый!”
Примечание: ** более точная цитата из книги Германа Гессе «Игра в бисер»: «Музыка - одна из первооснов всяческого порядка, нравственности, красоты и здоровья».
Примечание: *** в книге «Игра в бисер» Герман Гессе приводит фрагменты главы о музыке «Вёсен и осеней» китайского культурного и политического деятеля, канцлера царства Цинь Люй Бувэя, жившего в 290-235 годах до нашей эры. Вот их полная цитата: «Истоки музыки - далеко в прошлом. Она возникает из меры и имеет корнем Великое единство. Великое единство родит два полюса; два полюса родят силу тёмного и светлого. Когда в мире мир, когда все вещи пребывают в покое, когда все в своих действиях следуют за своими начальниками, тогда музыка поддаётся завершению. Когда желания и страсти не идут неверными путями, тогда музыка поддаётся усовершенствованию. У совершенной музыки есть своё основание. Она возникает из равновесия. Равновесие возникает из правильного, правильное возникает из смысла мира. Поэтому говорить о музыке можно только с человеком, который познал смысл мира. Музыка покоится на соответствии между небом и землёй, на согласии мрачного и светлого. Гибнущие государства и созревшие для гибели люди тоже, правда, не лишены музыки, но их музыка не радостна. Поэтому: чем бурнее музыка, тем грустнее становятся люди, тем больше опасность для страны, тем ниже падает правитель. Таким же путём пропадает и суть музыки. Все священные правители ценили в музыке её радостность. Тираны Цзя и Чжоу Син любили бурную музыку. Они считали сильные звуки прекрасными, а воздействие на большие толпы - интересным. Они стремились к новым и странным звучаниям, к звукам, которых ещё не слышало ни одно ухо; они старались превзойти друг друга и преступили меру и цель. Причиной гибели государства Чу было то, что там придумали волшебную музыку. Ведь такая музыка, хотя она достаточно бурная, в действительности удалилась от сути музыки. Поскольку она удалилась от сути подлинной музыки, музыка эта не радостна. Если музыка не радостна, народ ропщет, и жизни причиняется вред. Всё это получается оттого, что пренебрегают сутью музыки и стремятся к бурным звучаниям. Поэтому музыка благоустроенного века спокойна и радостна, а правление ровно. Музыка неспокойного века взволнованна и яростна, а правление ошибочно. Музыка гибнущего государства сентиментальна и печальна, а его правительство в опасности».
Примечание: **** трио-соната - основная форма камерной инструментальной музыки XVII-XVIII веков (эпохи барокко). Обычно трио-соната сочинялась для трёх инструментов: двух скрипок и непрерывного басового сопровождения, представленного виолончелью и каким-нибудь клавишным инструментом. Эпохой расцвета трио-сонаты в Европе был период с 1625 по 1750 годы, позже трио-соната переродилась в струнный квартет.
Примечание: ***** Юшковская основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза В.М. Вишенкова Вяземского района Смоленской области расположена в селе Юшково, получившего название от леса Юшковы Бояраки (Юшковы овраги). Это старейшая школа в селе, ведущая свою историю с 1887 года - была церковно-приходской, земской, начальной.
Примечание: ****** по другим сведениям, вальс «Амурские волны» (первоначальное название - «Волны Амурского залива») был написан Максом Кюссом в 1909 году, в период его службы капельмейстером 11-го Восточно-Сибирского полка, расквартированного во Владивостоке с 1906 года. Во 2-м Восточно-Сибирском стрелковом полку Макс Авельевич служил капельмейстером с 1903 года, по окончании Одесского музыкального училища. В составе этого полка участвовал в русско-японской войне. С 1 мая 1907 года Макс Кюсс стал вольнонаёмным капельмейстером 11-го Восточно-Сибирского стрелкового Её Императорского Величества Государыни Императрицы Марии Фёдоровны полка. Имеется версия, что вальс «Амурские волны» был посвящён дальневосточной общественной деятельнице Вере Яковлевне Кирилленко, в которую был влюблён композитор.
Примечание: ******* кинофильм 1973 года режиссёра Леонида Быкова «В бой идут одни “старики”», повествующий о буднях лётчиков-истребителей в годы Великой Отечественной войны, вышел на экраны в 1974 году и стал четвёртым в прокате и единственным в десятке самых кассовых фильмов того года, посвящённым военной тематике, в год премьеры его посмотрели более 44 миллионов зрителей. Множество фраз героев картины разошлись на цитаты, став частью советского и постсоветского фольклора. Героям фильма, капитану Титаренко и механику Макарычу, были установлены памятники в Киеве и Харькове соответственно.
Примечание: ******** «Зимняя вишня» - художественный фильм в жанре мелодрамы, снятый режиссёром Игорем Масленниковым в 1985 году на киностудии «Ленфильм». В числе наград, полученных картиной в 1986 году на 19-м Всесоюзном кинофестивале в Алма-Ате - приз «За исследование актуальных нравственных проблем».
Примечание: ********* в сборнике «Песни на стихи В.И. Лебедева-Кумача», вышедшем в 1980 году в издательстве «Музыка», указано, что песня «В Москве за Калужской заставой» звучала в оперетте Бориса Александрова «Моя Гюзель», поставленной в 1946 году в Московском театре оперетты. Правда в другом сборнике стихотворений поэта «Сердце, тебе не хочется покоя!» (Москва, издательство «Эксмо», 2012), это стихотворение датировано 1947 годом... Во всяком случае, в печатных изданиях зафиксированы имена авторов песни - композитора Бориса Александрова и поэта Василия Лебедева-Кумача. Помощник веб-архива «Встречи с песней» из Москвы Александр Сизов в комментариях к своим тетрадным заметкам о содержании выпусков передачи отмечает: «Навеяно стихотворение Василия Ивановича Лебедева-Кумача, весьма вероятно, народной городской песней
Примечание: ********** по уточнённой филофонистами информации, размещённой на сайте
Выпуск 899 передачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире
Выпуск 898 | Выпуск 900 |
Создание открытого общедоступного веб-архива самой уникальной в истории мирового радиовещания передачи «Встреча с песней» начато в 2019 году с одобрения народного артиста России Виктора Витальевича Татарского. Основу контента составляют личная фонотека автора и ведущего передачи, аудиозаписи и текстовые материалы из коллекций филофонистов и радиослушателей, фондов библиотек и архивов России и Беларуси.
Для дальнейшего пополнения веб-архива передачи будем признательны всем неравнодушным людям, в коллекциях которых есть любые материалы, имеющие непосредственное отношение ко «Встрече с песней» и персоне Виктора Татарского: магнитофонные бобины и компакт-кассеты с записями «Встречи...» (или их оцифровки), текстовые заметки о содержании выпусков, газетные и журнальные публикации с интервью Виктора Татарского, воспоминаниями и откликами о «Встрече с песней», биографическими материалами об авторах писем - участниках передачи и кто может поделиться ими с веб-архивом, пишите по адресу или через формоотправитель.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте © RETROPORTAL.ru 2002 – гг.