RETROPORTAL.ru
© 2002 – гг.
Каталог музыкальных сайтов
Видеоархив «Retroportal.ru»
Эксклюзивные интервью
Новости сайта: @RETROportalRU
ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Карта сайта Подробно о сайте Яндекс.Метрика      © RETROPORTAL.ru     2002 – гг.



Навигация по архиву:

Поиск по архиву:

Выпуски передачи:

Сообщество «ВКонтакте»:

«Встреча с песней»

Веб-архив радиопередачи

Выпуск 902
(24 мая 2003 года)



  1. Виктор Татарский: «Из писем в связи с 300-летием Санкт-Петербурга, Петрограда, Ленинграда...» Автор письма: Светлана Ивановна Павлова, Екатеринбург, «...мне уже давно хотелось написать вам о Ленинграде, Санкт-Петербурге - городе, который всегда был символом высокой российской культуры. В войну к нам, в Новосибирск, эвакуировали несколько заводов из Ленинграда и театры. Мы ходили в Ленинградский ТЮЗ (Театр юного зрителя), мне посчастливилось видеть и слышать Ивана Ивановича Соллертинского. В одном из концертов ленинградских артистов конферансье был совсем молодой Аркадий Райкин. Позднее я прочитала у Серебрякова (Тихонова) (верная фамилия Серебров - веб-архив) воспоминания о Петербурге, и когда в 1950 году оказалась в Ленинграде с группой студентов педагогического института, была уже подготовлена к встрече с великим, но в действительности всё было ярче, сильнее. В Шереметьевском дворце, увидев узкую винтовую лестницу в спальню, я представила, как Германн* поднимался по такой же лестнице в спальню графини, видела мостик на Канавке, с которого бросилась Лиза*. Ещё чувствовалась война, многие места в городе были огорожены, шли восстановительные работы, но ленинградцы были радушны и приветливы, особенно, когда узнавали, что мы из Сибири. Однажды в трамвае мы спросили, как добраться до какого-то места, так весь трамвай нам объяснял. Мы были на балете “Медный всадник” в Кировском театре - это было потрясение! В Новосибирске тоже есть театр оперы и балета, но я впервые увидела настоящий балет. Я так благодарна этим воспоминаниям о Ленинграде! Очень прошу, пусть прозвучит “Гимн великому городу” из балета Глиэра “Медный всадник”. «Гимн великому городу», сюита из музыки к балету «Медный всадник». Композитор Рейнгольд Глиэр. Исполняет оркестр Большого театра. Дирижёр Юрий Файер. Запись 1957 года. 27 мая - День основания Санкт-Петербурга (1703).

    Упоминаемые персоны: Иван Иванович Соллертинский (1902-1944, советский музыковед, театральный и музыкальный критик); Аркадий Исаакович Райкин (1911-1987, советский артист эстрады, театра и кино, театральный режиссёр, конферансье, сценарист, писатель-сатирик; Герой Социалистического Труда, народный артист СССР); Александр Николаевич Тихонов (псевдоним Александр Серебров, 1880-1956, русский советский писатель, один из основателей издательства «Всемирная литература»; в годы Великой Отечественной войны был редактором издательства «Советский писатель»; автор книги «Время и люди: воспоминания, 1898-1905», написанной в жанре художественных мемуаров и впервые изданной в 1949 году, книга повествует о жизни Петербурга на рубеже веков, о МХТ, среди её героев - Иоанн Кронштадтский, Савва Морозов, Антон Чехов, Константин Станиславский, Фёдор Шаляпин, Вера Комиссаржевская, Максим Горький).

  2. Автор письма: Ольга Петровна Григорьева, город Кемерово, «...мои встречи с Ленинградом. Первая - за год до окончания института. Я получила от мамы поздравительную телеграмму ко дню рождения - он у меня был во время весенней сессии - и всю жизнь помню слова в ней: подарок - поездка в Ленинград. А потом, когда начала работать, почти каждый отпуск не Крым или Кавказ, а Ленинград. Очень люблю этот город, люблю в нём всё, в том числе и недавнее название. И ни при чём тут Ленин, просто я узнала его Ленинградом. Мне почему-то кажется, Виктор Витальевич, что вы имеете отношение к этому городу. Ваша манера ведения передач по радио и телевидению говорит о том, что вы ленинградец». Виктор Татарский: «Да, Ольга Петровна, я родился в Ленинграде и был там все 900 дней блокады. Из Петербурга письмо... Стало быть, я напоминаю о том, что я называю город** так, как его называют авторы писем». Автор письма: Нина Степановна, Санкт-Петербург, «...20 лет назад в Ленинграде было организовано объединение солдатских вдов, которое мы назвали “Верность”. Организатор - очень энергичная, умная, даже одержимая фронтовичка Вера Васильевна Соловьёва. Нас приютил Дом офицеров, там мы и собираемся. А два года назад вышла книга “Солдатские вдовы”, в ней наши горькие судьбы, воспоминания о блокаде. Нас становится всё меньше, и горько сознавать, что так мало внимания к нам со стороны властей и общества. Пожалуйста, порадуйте нас, ленинградских солдатских вдов, песней. С уважением, в прошлом драматическая актриса... впрочем, актриса - профессия непроходящая, так что - актриса Нина Степановна». Автор письма: Пётр Фролович Тимошков, город Саратов, «...в годы войны был я во 2-й ударной армии Волховского фронта, в январе 1943-го участвовал в прорыве блокады Ленинграда. Тогда мы прорубили узкую полоску в Синявинских болотах между Ладогой и Синявинскими высотами. Прошу вспомнить “Ленинградскую застольную”:
    “Будут веками на веки прославлены
    Под пулемётной пургой
    Наши штыки на высотах Синявина,
    Наши полки подо Мгой.
    Выпьем за тех, кто командовал ротами,
    Кто умирал на снегу,
    Кто в Ленинград пробирался болотами,
    Горло сжимая врагу”
    ».
    Песня «Волховская застольная» («Ленинградская застольная», «Застольная Волховского фронта»). Композитор Исаак Любан. Поэт Павел Шубин. Исполняют Виталий Копылов и Владимир Матусов. Запись 1968 года. Песня «Волховская застольная» была написана в 1943 году.

    Упоминаемые персоны: Владимир Ильич Ленин (Владимир Ульянов, 1870-1924, российский революционер, крупный теоретик марксизма, советский политический и государственный деятель, создатель Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), главный организатор и руководитель Октябрьской революции 1917 года в России, первый Председатель Совета народных комиссаров РСФСР и Совета народных комиссаров СССР, создатель первого в мировой истории социалистического государства; марксист, публицист, юрист, идеолог и создатель Третьего (Коммунистического) интернационала, основатель Союза Советских Социалистических Республик; Владимира Ленина даже многие некоммунистические исследователи считают наиболее значительным революционным государственным деятелем в мировой истории); Вера Васильевна Соловьёва (участница Великой Отечественной войны, организатор общественного объединения солдатских вдов и семей погибших воинов Второй мировой войны «Верность», одна из соавторов книги «Солдатские вдовы», изданной товариществом «Возрождение России» и объединением «Верность» в 2000 году).

  3. Автор письма: Ольга Васильевна Ольшанская, город Энгельс, Саратовская область, «...помогите, пожалуйста, встретиться с песней, никогда не звучавшей в вашей передаче - речь идёт о песне “Эхо первой любви”. Композитора и исполнителя не помню, а стихи, кажется, Роберта Рождественского. Дело в том, что эта песня возвращает мою память в далёкое детство, когда жили мы на берегу Волги. Отец мой, Василий Константинович Дасаев, работал шофёром и каждое лето уезжал на уборочную в Воронеж или в Тамбов. Не было ещё автодорожного моста, соединяющего Энгельс и Саратов, и плыли бортовые машины на барже мимо нашего дома, а мы, дети, выбегали на дамбу и махали, провожая отца. Пожалуйста, постарайтесь отыскать запомнившуюся мне песню:
    “Показался мне город пустым,
    Здесь когда-то я был молодым...”
    »

    Виктор Татарский: «Ольга Васильевна, это строки, вы правы, Роберта Рождественского - строки песни его и Евгения Мартынова “Эхо первой любви”. Кстати, позавчера исполнилось 55 лет со дня рождения Евгения Григорьевича Мартынова, Жени Мартынова...» Автор письма: Елена Доронина, Москва, «...Женя родился в городе Камышине, но детство его прошло в Донецкой области, в Артёмовске. Он был очень способный человек и в 1971 году приехал покорять Москву. Женя покорил сердца слушателей своей музыкой и неповторимым голосом. Низкий поклон его маме, Нине Тимофеевне Мартыновой. У Жени Мартынова остались брат Юрий, жена Элла и сын Серёжа, спасибо им за то, что были с Женей рядом и в горе, и в радости»
    . Песня «Эхо первой любви». Композитор Евгений Мартынов. Поэт Роберт Рождественский. Исполняет Евгений Мартынов. Запись 1983 года. 22 мая 1948 года родился советский эстрадный певец и композитор, музыкальный педагог и музыкальный редактор Евгений Григорьевич Мартынов. К 55-летию со дня рождения Евгения Мартынова (1948-1990).

    Упоминаемые персоны: Василий Константинович Дасаев (1925-1985, отец Ольги Ольшанской, участник Великой Отечественной войны, гвардии красноармеец, воевал в 346-м гвардейском стрелковом полку 104-й гвардейской стрелковой дивизии, награждён медалю «За отвагу», орденом Отечественной войны I степени); Нина Трофимовна Мартынова (1924 г.р., мама Евгения Мартынова; в годы войны служила медсестрой в эвакуационных госпиталях 3-го Украинского фронта, где и познакомилась с раненым солдатом Григорием Мартыновым - будущим отцом Евгения и Юрия Мартыновых); Юрий Григорьевич Мартынов (1957 г.р., брат Евгения Мартынова; советский и российский композитор, аранжировщик, журналист, продюсер; заслуженный деятель искусств Российской Федерации, член Союза композиторов России); Эвелина Константиновна Мартынова (1959 г.р., жена Евгения Мартынова); Сергей Евгеньевич Мартынов (1984 г.р., сын Евгения Мартынова, инженер, назван в честь Сергея Рахманинова и Сергея Есенина).

  4. Виктор Татарский: «22 мая исполнилось 90 лет со дня рождения композитора Никиты Владимировича Богословского». Автор письма: Алексей Фёдорович Каргатов, город Цимлянск, Ростовская область, «...с первых дней Отечественной войны семнадцатилетним добровольцем я на фронте, в прославленном 5-м Гвардейском Донском кавалерийском корпусе, до полной победы. Участвовал в Параде Победы 24 июня 1945 года на Красной площади. Очень прошу для себя и моих друзей песню “Тёмная ночь” Никиты Богословского. Эта песня одна из первых в войну основательно вошла в души фронтовиков, которые годами не видели своих милых подруг и всегда верили в их любовь». Автор письма: Сергей Михайлович Комаров, город Александров, Владимирская область, «...хотелось бы услышать песню из фильма “Два бойца”. Увиденное однажды ещё в школьные годы остаётся в памяти и по сей день: Борис Андреев, Марк Бернес и песня -
    “Тёмная ночь,
    Только пули свистят по степи,
    Только ветер гудит в проводах,
    Тускло звёзды мерцают...”

    Хотелось бы услышать песню так, как она звучит в фильме - тихо, под гитару»
    . Песня Аркадия Дзюбина «Тёмная ночь» из кинофильма «Два бойца» (1943 год, режиссёр Леонид Луков). Композитор Никита Богословский, автор аранжировки Александр Цфасман. Поэт Владимир Агатов. Исполняет Марк Бернес. Джаз-ансамбль под управлением Александра Цфасмана, соло на фортепиано Александр Цфасман, соло на гитаре Александр Иванов-Крамской. Грампластинка 1943 года. 22 мая родился советский и российский композитор, дирижёр, пианист, литератор-публицист и прозаик; народный артист СССР Никита Владимирович Богословский. К 90-летию Никиты Богословского (1913 г.р.).

    Упоминаемая персона: Борис Фёдорович Андреев (1915-1982, советский актёр театра и кино; народный артист СССР; Борис Андреев сыграл одну из главных ролей - роль Саши Свинцова - в кинофильме «Два бойца»).

  5. Автор письма: Таисия Михайловна Пастухова, город Березники, Пермская область, «...хотелось бы услышать песню, которую я впервые узнала ещё в своём военном детстве. Как-то в интервью Эдита Станиславовна Пьеха сказала, что включила в свой репертуар песню “Ленинградка” из репертуара Клавдии Ивановны Шульженко, может быть, это та песня, которая памятна мне? Детство моё прошло в детском доме в городе Уржуме Кировской области. К нам приехал детский интернат из Ленинграда, я подружилась с двумя девочками, которых звали Галя “Беленькая” и Галя “Чёрненькая”, от них я и услышала эту песню:
    “Опустилась ночь над Ленинградом,
    Лунный свет разлился по Неве,
    Я стою с моею тенью рядом
    И вдвоём тоскуем о тебе”
    .
    И дальше:
    “Не сердись, что иногда украдкой
    Ночью буду я ресницы вытирать,
    Я зовусь недаром ленинградкой -
    Мы умеем всё переживать”
    .
    Вот такой текст помню с детских лет»
    . Виктор Татарский: «Таисия Михайловна, стихи этой песни известны в двух вариантах: довоенном и военном, как и песни “Синий платочек”, и “Катюша”... В 1938 году её спела*** Мария Казимировна Наровская, а в 1943-м военный вариант этой песни поэта Владимира Крахта записала на пластинку Клавдия Ивановна Шульженко»
    . Песня «Опустилась ночь над Ленинградом» («Моя тень»). Композитор Александр Тимофеев***. Поэты Александр Жерве и Владимир Крахт. Исполняет Клавдия Шульженко. Оркестр под управлением Алексея Сёменова. Грампластинка 1943 года.

    Упоминаемые персоны: Эдита Станиславовна Пьеха (1937 г.р., советская и российская певица и актриса польского происхождения; народная артистка СССР; в репертуаре Эдиты Пьехи есть песни о Ленинграде и ленинградцах, такие, как «Рассветный Ленинград», «Белые ночи», «Музыка невской волны», «Ленинградцы», «Баллада о Тане Савичевой», «Фантазия о Ленинграде», в том числе и песня из репертуара Клавдии Шульженко «Моя тень», которую певица в концертных программах, возможно, именовала «Ленинградкой»); Мария Казимировна Наровская (1905-1973, популярная в 1920-е - 1960-е годы исполнительница старинных русских и цыганских романсов).

  6. Автор письма: Серафима Афанасьевна Макарова, город Балаково, Саратовская область, «...были 1950-е годы, жили мы в глухой деревушке, рядом - дорогой мне человек. У нас был патефон и много пластинок, но одна была любимой, которую мы проигрывали по несколько раз в день. Человек мой несколько раз уезжал, потом возвращался, а однажды уехал и не вернулся, а сейчас его уж нет на земле. В память о нём проиграйте эту песню любимую:
    “Море синее играло
    Бирюзовою волной...”
    »
    Песня «Море» («Прощальная песня»), на мелодию неаполитанской песни Mamma mia che vo sape. Композитор Эмануэле Нутиле (Emanuele Nutile)****. Автор русского текста Александр Художников. Исполняет Михаил Александрович. Эстрадный оркестр Всесоюзного радио под управлением Алексея Ковалёва. Грампластинка 1953 года****.

  7. Автор письма: Мария Михайловна Баранникова, город Ульяновск, «...я как-то, правда, давно уже, писала вам, но моё письмо не зачитали. Может, и это не пройдёт, но мне очень хотелось бы послушать любимую мелодию начала 1960-х годов. “Господин Татарский”...» - «В кавычках почему-то и “господин” и “Татарский”», - В.Т., «...если у вас есть такая возможность, передайте “Цветущий май” Артура Полонского, он мне очень напоминает много приятных воспоминаний далёкой юности. Может, её услышит мой любимый друг того времени, Женя Долгов из Оренбургской области». Виктор Татарский: «Мария Михайловна, во-первых, не господин я вам, и не надо ко мне так обращаться - в кавычках или без оных. А во-вторых, и сейчас ваше письмо случайно попало в передачу, может быть, только потому, что за окном май, и мне тоже нравится эта композиция - “Цветущий май”. Случайно, потому что я от вас не заявки жду, а рассказов о том, чем вам памятно то или иное произведение, что у вас с ним связано. Ну, ладно... “Цветущий май”». Фокстрот «Цветущий май». Композитор Артур Полонский. Исполняет инструментальный секстет: Борис Тихонов (аккордеон), Михаил Ланцман (кларнет), Иван Ключинский (тромбон), Алексей Кузнецов (гитара), Александр Розенвассер (контрабас), Борис Миркин (ударные), Артур Полонский (фортепиано). Запись 1948 года.

    Упоминаемая персона: Евгений Долгов («любимый друг из Оренбургской области» Марии Баранниковой).

  8. Авторы письма: Ирина Борисовна Челышева и Леонид Борисович Челышев, Москва, «...нынешний год юбилейный для нашей мамы, Татьяны Степановны Челышевой. Она вырастила и воспитала нас с братом, у неё трое взрослых внуков и трое правнуков. В свои 90 лет мама не утратила интереса к жизни. Она очень жизнелюбива, любознательна, оптимистична, много читает, любит и хорошо знает поэзию, музыку, театр. Один из её любимых певцов - Вадим Козин». Романс «Снова пою» на мотив вальса «Шампанские волны» (Waves of Champagne, Волны шампанского, Champagner-Wellen). Композитор Джованни де Ботари (Giovanni de Botari), авторы аранжировки Александр Семёнов и Николай Игнатьев. Автор слов неизвестен*****. Исполняет Вадим Козин. Джаз-оркестр под управлением Николая Игнатьева. Грампластинка 1938 года.

    Упоминаемая персона: Татьяна Степановна Челышева (в девичестве - Рябинкина, 1912 г.р., из крестьянской семьи села Никологоры Владимирской губернии, с 1930 года жила в Нижнем Новгороде (Горьком), с 1948 года - в Москве; супруга лауреата Ленинской премии 1957 года в области военной науки и техники Бориса Фёдоровича Челышева, разработчика радиолокационных приборов и оборудования для поддерживания радиосвязи космических аппаратов с землей; подробнее о жизни Татьяны Челышевой и её семьи рассказывается в интервью Татьяны Степановны «Российской газете» и в публикации на сайте «Москва. Центр»).

  9. Автор письма: Марат Измайлов, город Дзержинск, Нижегородская область, «...уже много лет из моих двадцати очаровывает меня голос замечательной французской певицы Мирей Матье, несмотря на то, что тенденции в музыке давно изменились. К сожалению, французы, которые 35 лет тому назад боготворили Мирей, в наши дни её не жалуют. Сама Мирей говорит: “В жизни певицы бывают триумфы и падения. Надо улыбаться, когда в сердце печаль, надо забыть усталость и радостно петь, петь, когда ослепляет прожектор и парализует страх”. Мирей Матье во Франции уже не имеет статуса тех звёзд, о которых постоянно пишут на страницах журналов, её концерты не показывают по телевидению. Даже в передачах, посвящённых французскому шансону, голос Матье звучит редко. Я сожалею о том, что мне не удалось посетить концерты моей любимой певицы. Надеялся, что её выступления покажут по телевидению, но - увы, видно, это не рейтинговое дело». Виктор Татарский: «Марат, действительно, во Франции Мирей Матье давно уже не звезда первой величины, может быть, потому, что она не оправдала надежд французской публики. Петь Мирей начала 40 лет назад, 16-летней девушкой, и она очень тогда напоминала французам - тембром голоса, манерой пения - великую Эдит Пиаф. Но Эдит была на эстраде прежде всего великолепной драматической актрисой, а Мирей - прекрасная эстрадная певица, но не более того. Может быть, поэтому все её проекты, например, дуэт с Аленом Делоном, были встречены парижской публикой весьма прохладно. Но у нас (а Мирей была в Советском Союзе)******, затем в России неоднократно, у нас её до сих пор любят и до сих пор на её концертах полные залы». Песня «Тысяча голубок» (Mille colombes). Композитор Кристиан Брун (Christian Bruhn). Поэт Эдди Марней (Eddy Marnay). Исполняет Мирей Матье (Mireille Mathieu). Оркестр Кристиана Бруна и детский хор. Запись 1977 года*******.

    Упоминаемые персоны: Эдит Пиаф (Édith Piaf, 1915-1963, французская певица, шансонье и киноактриса); Ален Фабьен Морис Марсель Делон (Alain Fabien Maurice Marcel Delonо, 1935 г.р., французский актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист и продюсер; кинозвезда и секс-символ 1960-х - 1980-х годов).

Примечание: * Германн - главный герой повести Александра Пушкина «Пиковая дама» - военный инженер, сын обрусевшего немца, не получивший от родителя большого капитала, а потому вынужденный жить на одно жалованье, не позволяя себе ни малейшей прихоти. Лиза (Лизавета Ивановна) - одна из героинь «Пиковой дамы» - дворянка, родом из бедного дворянского семейства, юная воспитанница графини Анны Федотовны Томской, капризной и своенравной старухи.

Примечание: ** 31 августа 1914 года Санкт-Петербург был переименован в Петроград. Новое имя город обрёл на волне патриотических и антигерманских настроений, которые охватили общество в связи с началом Первой мировой войны. 26 января 1924 года, постановлением II Съезда Советов СССР город Петроград был переименован в Ленинград. «Красный Петроград - колыбель пролетарской революции. Десятки и сотни тысяч петроградских рабочих первые пошли за товарищем Лениным в огонь и составили первые железные отряды той армии, с которой Владимир Ильич Ленин победил буржуазию, - отмечалось в постановлении Съезда, подписанном его председателем Михаилом Калининым. - В Петрограде великая пролетарская революция одержала первую решающую победу. Здесь создавались первые отряды пролетарской Красной гвардии, и здесь заложена была основа Красной армии... Пусть отныне этот крупнейший центр пролетарской революции навсегда будет связан с именем величайшего из вождей пролетариата, Владимира Ильича Ленина». 6 сентября 1991 года, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Ленинграду было возвращено историческое имя - Санкт-Петербург. Тем не менее Ленинград сыграл свою роль и в жизни страны, и в жизни горожан. «Именно тогда, когда наш город назывался Ленинградом, он пережил самые страшные годы своей истории: 900 дней гитлеровской блокады. И эта трагедия придаёт имени “Ленинград” сакральное измерение», - отмечает историк Дмитрий Жвания.

Примечание: *** автор музыки песни «Опустилась ночь над Ленинградом» («Моя тень») - композитор Александр Николаевич Тимофеев. Впервые эту песню-романс под названием «Ночь над Ленинградом» (с первым вариантом текста Александра Жерве) под аккомпанемент пианиста Анатолия Крахмальникова в 1938 году записала Мария Наровская:


Примечание: **** имя композитора и год записи Михаилом Александровичем неаполитанской песни «Море» уточнены по публикации об артисте.

Примечание: ***** информация об авторстве романса-вальса «Снова пою» уточнена филофонистами - коллекционерами аудиозаписей.

Примечание: ****** в Советский Союз Мирей Матье впервые приехала летом 1967 года вместе большим коллективом парижского мюзик-холла «Олимпия». Билеты на концерты иностранных артистов в Москве, Ленинграде и Казани раскупили мгновенно без всякой назойливой рекламы. В 1967 году Ленинград - город трёх революций, как и весь Советский Союз, отмечал 50-ю годовщину октябрьского вооруженного восстания. В честь этой даты во время первого концерта артистов из Франции на сцену вывезли торт с пятьюдесятью зажженными свечами. Всего со 2 по 13 июня французские гости выходили на сцену 15 раз. Выступление в гробовой тишине прерывалось громом аплодисментов, как только Мирей заканчивала петь. Горы цветов, которые укладывали к её ногам советские слушатели, покорили сердце французской певицы. Во многих интервью Мирей Матье вспоминала, с каким теплом её встречали в СССР: «Публика не ломала кресел, не вопила, но впервые в жизни я ощутила себя её кумиром... И именно это тепло публики трогает и заряжает меня энергией». В те дни во время прогулки по Ленинграду была сделана фотография восходящей звезды французской эстрады с книгой в руках на фоне легендарного крейсера «Аврора».

Юная Мирей Матье на фоне крейсера «Аврора» с книгой Жан-Поля Оливье «Когда рассвет, товарищ?». Ленинград, 1967 год

Книга французского журналиста Жан-Поля Оливье (Jean-Paul Olivier) «Когда рассвет, товарищ?» (Quand fera-t-il jour, camarade?) посвящена октябрьской революции. Она была напечатана небольшим тиражом и стала первым источником, рассказывающим французам о событиях октября 1917 года в России. Автор книги специально приезжал в Советский Союз для работы с архивными документами. Друг Оливье, Гастон Бонер (Gaston Bonheur), находясь под впечатлением от прочитанного, написал стихи с одноимённым названием «Когда рассвет, товарищ?». Как вспоминал советский журналист Виктор Юрьевич Мартынов, предложение положить эти стихи на музыку поступило дирижёру оркестра мюзик-холла «Олимпия» Полю Мориа (Paul Mauriat), когда тот был на гастролях в Советском Союзе. Мелодия родилась в перерывах между концертами: на прогулках по улицам Ленинграда и за фортепиано в банкетном зале гостиницы «Астория». Премьера песни в исполнении Мирей Матье состоялась как раз на крейсере «Аврора»: сохранились чёрно-белые кадры, снятые ленинградским телевидением, на которых французская певица прогуливается по крейсеру, исполняя «Когда рассвет, товарищ?» Юношеский голос певицы, тревожный в начале и ликующий в финале песни, звучит словно голос подростка на баррикадах:


Песня вошла в репертуар Мирей Матье и когда Ансамбль песни и пляски Красной Армии имени А.В. Александрова был на гастролях в Париже, Мирей исполнила эту песню в сопровождении знаменитого советского военного хора.

Примечание: ******* авторство и датировка записи песни «Тысяча голубок» уточнены по дискографии Мирей Матье.

Веб-архив благодарит радиослушательницу из Москвы Наталию Васильченко, участницу Сообщества «Встреча с песней» социальной сети «ВКонтакте», за помощь в расшифровке 902 выпуска передачи.

Выпуск 902 передачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире «Радио России» 24 мая 2003 года.



Выпуск 901Выпуск 903
Хронология выпусков передачи «Встреча с песней»
Новости сайта: @RETROportalRU
ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Яндекс.Метрика
Карта сайта Подробно о сайте
© RETROPORTAL.ru     2002 – гг.