RETROPORTAL.ru
© 2002 – гг.
Каталог музыкальных сайтов
Видеоархив «Retroportal.ru»
Эксклюзивные интервью
Новости сайта: @RETROportalRU
ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Карта сайта Подробно о сайте Яндекс.Метрика      © RETROPORTAL.ru     2002 – гг.



Навигация по архиву:

Поиск по архиву:

Выпуски передачи:

Сообщество «ВКонтакте»:

«Встреча с песней»

Веб-архив радиопередачи

Выпуск 910
(30 августа 2003 года)



  1. Автор письма: Ирина Ивановна Черняк, город Туапсе, Краснодарский край, «...когда-то в 1970-х годах я слушала трёхсерийный радиоспектакль по повести Александра Рекемчука “Мальчики” *, в котором прозвучал замечательный дуэт Ромео и Джульетты, музыка Чайковского, в исполнении Сергея Лемешева и Татьяны Лавровой, запись была сделана в 1954 году. С тех пор никогда не слышала этого чудесного дуэта. Очень буду благодарна если прозвучит дуэт в одной из “Встреч...”, пусть это будет данью уважения и всенародной любви к Сергею Яковлевичу». Виктор Татарский: «Да, конечно, Ирина Ивановна, но позвольте заметить, что это дуэт. И, помимо Сергея Яковлевича, здесь поёт и Татьяна Николаевна - Татьяна Николаевна Лаврова, в то время, во время записи дуэта, солистка Ленинградского малого оперного театра». Дуэт Ромео и Джульетты (дуэт «Ромео и Джульетта»), фрагмент. Композитор Пётр Чайковский. Автор оркестровки Сергей Танеев. Исполняют Сергей Лемешев и Татьяна Лаврова. Академический симфонический оркестр Московской филармонии. Дирижёр Самуил Самосуд. Запись 1954 года.

  2. Автор письма: Любовь Ивановна Тюрина, город Челябинск, «...август 1947 года, поезд “Южный Урал” мчит нас с подругой на юбилей 800-летия Москвы, на знакомство с достопримечательностями столицы. К сожалению, подруга склонила меня на торговую авантюру: на станции Абдулино** во время стоянки поезда мы купили топлёное масло с целью прибыльно продать в Москве. Выходя из вагона, от толчка поезда подруга ушибла ногу и три дня лечила её, не вставая, а я одна занялась реализацией. Симпатичная провинциалка сразу вышла на дежурного милиционера, который, взяв под козырёк, пригласил: “Пройдёмте, гражданочка, в отделение”. Там устроили допрос и оштрафовали. Я в страхе и отчаянии пришла домой. Подруга лежит, я горько плачу, и мы совершенно не знаем, как выйти из ситуации: ведь все деньги, совсем небольшие, вложили в “бизнес”. Вдруг из чёрной тарелки радио над окном хлынула чудная музыка и привела меня в чувство. Что это за чарующие звуки, я узнала позднее, летом 1949 года - “Вальс-каприс” Антона Рубинштейна. Буду очень признательна, если подарите мне музыку, которая вывела из шока в том далёком 1947 году. Наш провальный “бизнес” из культурной программы украл не один день, но были мы в Третьяковской галерее и в саду “Эрмитаж”, слушали Райкина, Вертинского, а в Парке Горького смотрели красивую иллюминацию на воде». Симфоническая пьеса «Вальс-каприс». Композитор Антон Рубинштейн. Исполняет Оперно-симфонический оркестр при Всесоюзном радиокомитете под управлением Самуила Самосуда. Запись 1951 года.

    Упоминаемые персоны: Аркадий Исаакович Райкин (1911-1987, советский артист эстрады, театра и кино, театральный режиссёр, конферансье, сценарист, писатель-сатирик; Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, кавалер ордена Ленина); Александр Николаевич Вертинский (1889-1957, русский и советский эстрадный артист, киноактёр, композитор, поэт и певец, кумир эстрады первой половины XX века, лауреат Сталинской премии II степени).

  3. Автор письма: Максим, Санкт-Петербург, «...недавно, после долгого перерыва, вновь увидел фильм “Приключения Электроника”, который, несмотря на то, что мне 27 лет, сейчас нравится ещё больше, чем в детстве. Нравится и песня из этого фильма, “Крылатые качели”. И фильм, и песня напомнили мне недавнее детство. Я не знаю, как авторы этой песни оценивают прошлое и настоящее Родины, но думаю, что, хотя и многие из популярных режиссёров, поэтов, композиторов ругают те времена, так называемые “времена застоя”, жизнь показывает, что сегодня они почему-то не могут создать ничего, даже подобного тому, что создавалось ими при ненавистной Советской власти - все вдруг разом превратились в бездарей. Я мог бы назвать целый ряд деятелей культуры и искусства, которые закончились вместе с нелюбимой ими властью. На Сенной площади видел я беспризорных детей, на ногах которых в декабрьский мороз вместо обуви были обмотки из тряпок. В подземном переходе дети попрошайничают. В нашем общем прошлом остались дружба и любовь, да, наверное, и вообще всё человеческое. На смену им пришли деловые отношения. Так пусть же над всей рациональной скудостью нынешнего времени вновь летят крылатые качели! Максим, 27 лет, Петербург». Песня «Крылатые качели» из детского музыкального трёхсерийного телевизионного фильма «Приключения Электроника» (1979 год, режиссёр Константин Бромберг). Композитор Евгений Крылатов. Поэт Юрий Энтин. Исполняет Большой детский хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио под руководством Виктора Попова, солист Андрей Винников. Оркестр симфонической и эстрадной музыки Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Дирижёр Александр Михайлов. Запись 1980 года.

  4. Автор письма: Константин Иванов, город Саратов, «...самый прекрасный уголок на земле - наш, саратовский, край. Самые прекрасные люди на земле - саратовцы. Люблю земляков за прямоту и открытость, за жизнерадостность, за безоглядную отвагу на войне, за душевность и чуткость в тяжёлые минуты. Да и внешне это очень красивая порода людей. В нынешние времена саратовцы стали менее улыбчивы. Больно это видеть человеку, помнящему май 1945 года, когда весь наш огромный город был одной дружной семьёй. И всё же я верю: пройдёт всё это, жизнь наладится. Не такой народ саратовцы, чтобы долго позволяли безнаказанно наступать себе на пятки. Они наладят жизнь по своему вкусу, а не по чужим меркам. Хочу попросить вас передать для моих земляков “Саратовские частушки”, исполняемые Лидией Руслановой с саратовской гармоникой». «Саратовские частушки». Слова и музыка народные. Исполняет Лидия Русланова. Аккомпанемент на саратовской гармонике Степан Максаков***. Грампластинка 1940 года***.

  5. Автор письма: Игорь Владимирович Вебер, студенческий городок Курганской сельскохозяйственной академии, город Курган, «...мой отец был военным. Где только мы ни жили: на Дальнем Востоке, в Забайкалье, Карелии. За четыре года я поменял пять школ, это сказалось на моей успеваемости. На семейном совете решили оставить меня в Челябинске, у бабушки. Этому известию я не обрадовался. Но, вопреки моим представлениям о бабушкиной опеке и занудстве, мы с ней очень быстро нашли общий язык и понимали друг друга с полуслова. Бабушка моя, Елена Николаевна, владела в совершенстве французским языком, прекрасно пела, интересовалась литературными новинками, имела поразительное чувство юмора. Однажды я вернулся из школы и увидел, как бабушка карандашом на тетрадном листе что-то сосредоточенно записывала под диктовку ведущей радиопередачи. Я стоял не шелохнувшись и ждал, что будет дальше. Дальше бабушка дуэтом с певицей исполнила записанную строку из песни. Я с трудом сдержал смех, когда услышал такие слова:
    “А я вижу: из-за плетня
    Косит взглядом он на меня”
    .
    Песня была весёлая, что-то вроде озорных припевок. Ведущая попрощалась со слушателями передачи “Запомните песню” - в те годы была такая передача, и, на мой взгляд, очень хорошая. Бабушка меня заметила, и я повеселился вволю - у нас возник спор: я убеждал, что нужно произносить не “косит взглядом”, а “косит”, она меня уверяла, что такое допускается в песне. Я узнал, что стихи написал Лев Ошанин, музыку - Аркадий Островский, а вот исполнительницу песни не запомнил, к сожалению. Название песни тоже не запомнил»
    . Виктор Татарский: «Игорь Владимирович, эта песня называется “Ходит парень” или “А я вижу”, пела её Клавдия Шульженко»
    . Песня «Ходит парень» («А я вижу»). Композитор Аркадий Островский. Поэт Лев Ошанин. Исполняет Клавдия Шульженко. Инструментальный квинтет: Владимир Семёнов (аккордеон), Николай Назарук (кларнет), Владимир Рысков (гитара), Cергей Стихин (контрабас), Борис Мандрус (челеста). Запись 1954 года.

  6. Автор письма: Анатолий Михайлович Бондаренко, город Ставрополь, «...в 1940-е годы я и мои товарищи - Тася Величко, Павлик Сорокин - любили слушать радио. Садились у чёрного репродуктора, жадно слушали передачи, боясь что-то пропустить. Сейчас часто говорят “в прошлом веке”, от этого кажется, что то время стало ещё дальше. На днях по радио молодой голос пел песню “Пора в путь-дорогу”. Если бы тот исполнитель слышал, как пел эту песню Олег Разумовский, то сошёл бы с дистанции. Помогите и ему, и мне вспомнить голос и манеру исполнения настоящего певца Олега Разумовского, он был, кажется, солистом Ансамбля Московского гарнизона в 1950 годах». Виктор Татарский: «В 1940-х, кажется, годах, Анатолий Михайлович, Олег Разумовский был солистом Ансамбля имени Александрова. Сейчас мы услышим песню “Пора в путь-дорогу” в его исполнении. Только в связи с этим не надо, как вы предлагаете, “сходить с дистанции” молодому исполнителю, “не стреляйте в пианиста - он играет, как умеет” ****». Песня «Пора в путь-дорогу» из кинофильма «Небесный тихоход» (1945 год, режиссёр Семён Тимошенко). Композитор Василий Соловьёв-Седой. Поэт Соломон Фогельсон. Исполняет Краснознаменный имени Александра Александрова ансамбль песни и пляски Советской Армии под управлением Бориса Александрова, солист Олег Разумовский. Запись 1950 года.

    Упоминаемые персоны: Таисия Величко, Павел Сорокин (друзья Анатолия Бондаренко, вместе с которыми в детские годы он любил слушать радио).

  7. Автор письма: Раиса Фёдоровна Бессмертная, Москва. Виктор Татарский: «Какая обнадёживающая и жизнеутверждающая фамилия...» «...недавно в газете увидела снимок цыганской певицы Валентины Вишневской. Сердце моё забилось от радости: вспомнила концерт, это было в конце 1970-х годов, с участием этой певицы - зал скандировал после каждой её песни. Видно, такая сильнейшая энергетика шла в зал, что я даже заплакала от радости, хотя очень редко плачу, несмотря на сильнейшие жизненные переживания. Прошу вас, найдите, пожалуйста, возможность включить какую-либо из песен репертуара моей любимой певицы Валентины Вишневской». Виктор Татарский: «Пожалуйста, Раиса Фёдоровна». Цыганский романс «В час роковой». Композиторы Михаил Шишкин и Сергей Гердаль (Софус Гердель). Автор стихов неизвестен. Исполняет Валентина Вишневская. Инструментальный ансамбль под руководством Дуфуни Вишневского. Запись 1977 года.

  8. Автор письма: Павел Леонидович Метельков, город Кострома, «...в 1967 году студентом был в стройотряде. Встретил девушку, Олю Заболоцкую, влюбился, встречались. В конце лета она уехала учиться в медицинское училище, а я к себе в технологический институт. В Костроме мы виделись, но... не сложилось. Этой же осенью появилась песня “Луна над ласковым берегом” композитора Карадимчева - словно про меня песня. Весь институт её напевал. Сейчас все забыли эту песню, а мне не забыть, как и лето 1967 года». Песня «Луна над ласковым берегом» («Луна», «Луна на Солнечном берегу», «Луна на Слънчев Бряг»). Композитор Борис Карадимчев (Boris Karadimchev). Автор оригинального текста Димитр Стойчев (Dimiter Stoichev). Автор русского текста Онегин Гаджикасимов. Исполняет Иосиф Кобзон. Запись 1967 года.

    Упоминаемая персона: Ольга Заболоцкая (любимая девушка Павла Метелькова студенческой поры, с которой автор письма встретился в 1967 году).

  9. Виктор Татарский: «Песня от автора передачи. Но прежде, чем она прозвучит, письмо Валентины Анатольевны Гурьевой из посёлка Калангуй Читинской области». Автор письма: Валентина Анатольевна Гурьева, посёлок Калангуй, Читинская область, «...вот если бы случилось чудо - дома остались бы без крыш...» - «Ой, не надо, Валентина Анатольевна, господь с вами», - В.Т., «...и вам, облетая страну, удалось бы увидеть всех, кто слушает “Встречу с песней”, то от увиденного, я не знаю, но какое-то сверхчувство пришлось бы вам испытать. Как помогает в жизни эта передача! Мне пришлось перенести операцию, и со мной в палате лежала бабушка, у неё было очень тяжёлое состояние. И вот она как-то говорит: “Включи радио, сейчас Татарский будет”. Вскоре лицо её посветлело, боли утихли. А как любила “Встречу...” моя мама! Ни одной не пропускала, приучила к ней и меня, и внучек. Мама по вербовке оказалась в Забайкалье, а сама она тамбовская, знала много из тех песен, что вы передавали, так что пела вместе с вами. Недавно во “Встрече...” кто-то предположил, что ушедшие от нас слышат, когда к ним обращаются. Если так, то пусть мама услышит, что я отблагодарила вас. И пусть прозвучит ваша любимая песня». Виктор Татарский: «Валентина Анатольевна, благодарю за добрые слова. Какой-то одной любимой песни у меня нет, их много. А в ответ на ваше письмо я хотел бы предложить то, о чём писем нет, но что мне кажется интересным. То есть, может быть, не сама песня столь интересна, сколько был интересен в своё время аргентинский кинофильм “Моя бедная любимая мать”. И те, кто услышат песню, вспомнят кадры этого фильма, который, кстати, очень давно не передавался по нашему телевидению». Песня «Моя бедная любимая мать» («Как мне жаль») из кинофильма «Моя бедная любимая мать» (Pobre mi madre querida) (1948, режиссёры Омеро Манци (Homero Manzi) и Ральф Паппье (Ralph Pappier), Аргентина). Автор музыки и стихов Хосе Беттинотти (Jose Bettinotti). Исполняет Уго дель Карриль (Hugo del Carril). Запись 1959 года.

Завершая передачу, Виктор Татарский говорит: «Закончилась 910-я “Встреча с песней” <...> Координатор передачи Анастасия Кузнецова, звукорежиссёр Дмитрий Трухан. Не обижайтесь, пожалуйста, если ваше письмо вы долго не слышите. Писем много, передача два-три раза в месяц. И потом ведь много интересного и в письмах других людей, не так ли? Расстаёмся до субботы 13 сентября. Всего доброго, благодарю вас».

Примечание: * услышать спектакль по одноимённой повести писателя Александра Евсеевича Рекемчука «Мальчики», созданный в 1973 году на Всесоюзном радио СССР, можно на сайте российского аудиофонда «Старое радио».

Примечание: ** Абдулино - железнодорожная станция Куйбышевской железной дороги, расположенная в городе Абдулино Оренбургской области.

Примечание: *** в записи «Саратовских частушек» Лидии Андреевне Руслановой аккомпанирует гармонист Степан Осипович Максаков, выступавший с певицей в течение многих лет (имя Сергей названо в передаче ошибочно). Согласно информации, опубликованной на сайте филофонистов «Мир русской грамзаписи», частушки на пластинку были записаны 1 февраля 1940 года.

Примечание: **** фраза «не стреляйте в пианиста - он играет, как умеет», связана с именем ирландского писателя и поэта Оскара Уайльда (Oscar Wilde, 1856-1900), а именно - с его посещением в рамках лекционного турне по Америке шахтёрского города Ледвилл (Leadville). Обитатели этого местечка привыкли разрешать конфликты и выражать своё недовольство просто: выстрелом в того, кто не по нраву. Именно там, в зале для танцев Уайльд, якобы, увидел табличку над пианино: «Пожалуйста, не стреляйте в пианиста - он делает всё, что может!» («Please do not shoot the pianist. He is doing his best!»), в связи с чем иронично заметил: «Это был единственный разумный метод художественной критики из всех, с какими мне доводилось встречаться». История описана в заметках Оскара Уайльда 1882 года «Впечатления об Америке» («Impressions of America»).

Веб-архив благодарит радиослушательницу из Москвы Наталию Васильченко, участницу Сообщества «Встреча с песней» социальной сети «ВКонтакте», за помощь в расшифровке 910 выпуска передачи.

Выпуск 910 передачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире «Радио России» 30 августа 2003 года.



Выпуск 909Выпуск 911
Хронология выпусков передачи «Встреча с песней»
Новости сайта: @RETROportalRU
ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Яндекс.Метрика
Карта сайта Подробно о сайте
© RETROPORTAL.ru     2002 – гг.