RETROPORTAL.ru
© 2002 – гг.
Каталог музыкальных сайтов
Видеоархив «Retroportal.ru»
Эксклюзивные интервью
Новости сайта: @RETROportalRU
ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Карта сайта Подробно о сайте Песни и кумиры минувших лет    © RETROPORTAL.ru   2002 – гг.



Навигация по архиву:

Поиск по архиву:

Выпуски передачи:

Сообщество «ВКонтакте»:

«Встреча с песней»

Веб-архив радиопередачи

Выпуск 909
(23 августа 2003 года)



  1. Автор письма: Лидия Витальевна Мишланова, город Пермь, «...летом 1942 года моя сестра Вера, Вера Витальевна Тихомирова, окончила Корсунскую школу, и тем же летом, ближе к осени, из соседнего райцентра Вешкайма, а это за 20 с лишним километров, к ней приходил прощаться Женя Данилов. К этому времени он окончил Пензенское артиллерийское училище и на следующий день уезжал на фронт. Женя играл на скрипке, изучал немецкий язык... В 1943-м, возвращаясь из Ульяновска домой на каникулы, Вера случайно услышала разговор соседей: “У агронома-то, Данилова, сына на фронте убили...” Прошла жизнь, Вера стала, как и наш отец, врачом, больше 40 лет работала невропатологом. В одном из писем Женя Данилов писал ей, что сочинил цикл песен на стихи Генриха Гейне. В память об этом одарённом мальчике, погубленном войной, мы с Верой просим передать романс или песню на стихи Генриха Гейне». Песня «Два гренадера» (Die Grenadiere, Nach Frankreich zogen zwei Grenadier’...). Композитор Роберт Шуман (Robert Schumann). Поэт Генрих Гейне (Heinrich Heine). Автор перевода Михаил Михайлов. Исполняет Фёдор Шаляпин. Оркестр под управлением Евгения Гуссенса. Грампластинка 1926 года.

    Упоминаемые персоны: Вера Витальевна Тихомирова (старшая сестра Лидии Мишлановой, врач невропатолог); Евгений Данилов (друг юности Веры Тихомировой, сын агронома, выпускник Пензенского артиллерийского училища, погибший в годы Великой Отечественной войны).

  2. Виктор Татарский: «60 лет назад, с 5 июля по 23 августа 1943 года, шла Курская битва. Войска Центрального, Воронежского, Степного фронтов (генерал-полковник Конев), Западного (генерал-полковник Соколовский), Брянского (генерал-полковник Попов) и Юго-Западного фронтов (генерал армии Малиновский) перешли в контрнаступление, разгромили 30 дивизий противника, 5 августа освободили города Орёл и Белгород, а 23 августа был освобожден Харьков. В письме Веры Никитичны Пеховой из Белгорода эхо тех дней». Автор письма: Вера Никитична Пехова, Белгород, «...1943 год, август. Отгремело на наших полях Прохоровское танковое сражение. Похоронены убитые, разминированы поля и дороги. Нашла я в лесу, в густых зарослях груш и терновника, тщательно запрятанное тело молоденького лейтенанта. Лежал он на подушке из сухих трав с бинтом в руке. Я подумала, что его там положили уже убитым, документов с ним не было. В 1970 году к нам в деревню приехал его сын. Оказывается, лейтенанта, тяжело раненого, несли солдаты со станции Белянихино, это пять километров. В деревне боялись оставить, да там и не было никого. Лейтенант без сознания, а им надо держать оборону. Забрали документы и написали жене и сыну, указали место, где оставили. Сын правильно пришёл в наш дом. Ему хотелось узнать, как умер отец, не попал ли к немцам. В память о тех днях пусть прозвучит песня “День и ночь идут бои”». «Песня о Русской земле» («День и ночь идут бои»). Композитор Никита Богословский. Поэт Владимир Луговской. Исполняет Пётр Киричек. Аккордеоны: Ф.Чёрный и Л.Чёрный. Грампластинка 1943 года. К завершению Курской битвы (Битвы на Курской дуге) - наступательных операций Красной армии с целью сорвать крупное наступление сил вермахта и разгромить его стратегическую группировку. По своим масштабам, задействованным силам и средствам, напряжённости, результатам и военно-политическим последствиям, Курская битва является одним из ключевых сражений Второй мировой войны и Великой Отечественной войны, продолжавшееся 50 дней. В нём участвовали около 2 миллионов человек, 6 тысяч танков, 4 тысячи самолётов. В историографии Курская битва считается самым крупным (величайшим) танковым сражением в истории.

    Упоминаемые персоны: Иван Степанович Конев (1897-1973, советский полководец и государственный деятель, Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза, кавалер ордена «Победа»; в период Курской битвы командовал Степным фронтом; в августе 1943 года войска Степного фронта освободили Белгород и Харьков, в сентябре - Полтаву и Кременчуг, а в конце сентября 1943 года армии Ивана Конева с ходу форсировали Днепр); Василий Данилович Соколовский (1897-1968, советский военачальник, Маршал Советского Союза, Герой Советского Союза; с февраля 1943-го по апрель 1944-го года - командующий войсками Западного фронта, которые во взаимодействии с другими фронтами провели Ржевско-Вяземскую, Орловскую и Смоленскую операции 1943 года); Маркиан Михайлович Попов (1904-1969, советский полководец Великой Отечественной войны, генерал армии (1943 год; в 1944 году понижен в звании; повторно присвоено в 1953 году), Герой Советского Союза; с 5 июня по 10 октября 1943 года - командующий Брянским фронтом, войска которого 5 августа 1943 года освободили город Орёл; в честь освобождения Орла и Белгорода впервые за время войны в Москве был дан салют); Родион Яковлевич Малиновский (1898-1967, советский военачальник и государственный деятель, Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза, кавалер Ордена «Победа»; с марта 1943 года командовал войсками Юго-Западного (с октября 1943 года переименован в 3-й Украинский) фронта; на этом посту самостоятельно и во взаимодействии с другими фронтами в период с августа 1943-го по апрель 1944-го года провёл Изюм-Барвенковскую, Донбасскую, Нижне-Днепровскую, Запорожскую, Днепропетровскую, Никопольско-Криворожскую, Березнеговато-Снигирёвскую, Одесскую наступательные операции; в результате были освобождены Донбасс и вся Южная Украина).

  3. Автор письма: Константин Михайлович Афанасьев, обозреватель еженедельника «Калужские губернские ведомости», город Калуга, «...мне не часто доводится слушать ваши элегические песенные передачи, так как не принадлежу к числу людей, ностальгирующих по советскому прошлому - скорее, наоборот». - «Заметно, Константин Михайлович, что вы не часто слушаете нашу “элегическую”, как вы изящно изволили выразиться, передачу. О какой ностальгии по советскому прошлому может идти речь в письмах людей, репрессированных по политическим статьям или в письмах их родных? В письмах семей так называемых “раскулаченных”? В письмах наших бывших военнопленных, которые своей исковерканной судьбой заплатили за бездарность командования? О какой такой ностальгии вы слышали в этих письмах? Как точно заметил о “Встрече с песней” журналист Дмитрий Шеваров в недавней публикации в газете “Труд”: “Передача, которую кто-то причисляет к «ретро», на самом деле лечит от ностальгии, она создаёт такую атмосферу, которая помогает человеку увериться в своём достоинстве, пережить ночь и разжать тиски одиночества” - вот в чём истинный смысл этой передачи, Константин Михайлович. Чтобы составлять о чём-то определённое впечатление, надо это знать, надо слушать постоянно, а не время от времени. Ну, бывают, конечно, письма, в которых чувствуется тоска по прошлому, но в них, как правило, сожаления об ушедшей молодости, что вполне понятно. Даже если эти письма имеют порой политическую окраску. Мой столь подробный комментарий первых строк вашего письма вызван тем, что мне давно уже хотелось напомнить, что “Встреча с песней” все свои 36 лет не имела никогда никакой политической направленности, ни левых, ни правых уклонов. Эта передача - рассказ людей об их жизни. И о том, что такое песня, музыка в их нелёгкой, чаще всего, жизни. Возвращаюсь к вашему письму, Константин Михайлович Афанасьев», - В.Т., «У меня, участника Отечественной войны, “ленинская крепость” пала в сознании последней. А вместе с ней и искусство “соцреализма”. Однако, произошла странная штука: переоценка, переосмысление творчества советских писателей и композиторов. Новым изумлённым взором и слухом воспринимаются такие масштабные произведения, как шолоховский “Тихий Дон” и его герасимовская киноверсия*, и песни советских композиторов сталинских лет. Не знаю, кто как, но, слушая классику Исаака Дунаевского, Дмитрия и Даниила Покрассов, Матвея Блантера и других корифеев жанра, я глубже чувствую трагизм той эпохи, нежели “эх, хорошо в стране советской жить!”». - «И у меня такое же ощущение, Константин Михайлович», - В.Т., «Из 77 лет, прожитых мною на свете, самым счастливым временем для себя считаю ельцинское десятилетие. Проклинаемое нынче со всех высоких и низких трибун, у меня оно было самым плодотворным в раскрепощённой прессе. С началом нового века пошёл мутационный период в нашей истории. И повторю слова недавно ушедшего из жизни великого хирурга Николая Амосова: “Боюсь, что наше прозябание надолго”. Если мою просьбу посчитаете невыполнимой в эфире, так нельзя ли прислать кассету с записью одной духоподъёмной песни 1930 годов “С нами поёт вся страна”: “Эй, веселей, запевайте вы, соколы!” Авторов не помню». Виктор Татарский: «Ну, почему же ваша просьба невыполнима в эфире, Константин Михайлович? Пожалуйста: Матвей Блантер, стихи, или слова - как угодно - Василия Лебедева-Кумача, “С нами поёт вся страна”». Песня «С нами поёт вся страна» («Физкультурная»). Композитор Матвей Блантер. Поэт Василий Лебедев-Кумач. Исполняет Евгений Толстов. Хор и оркестр Всесоюзного радио. Запись 1937 года.

    Упоминаемые персоны: Дмитрий Геннадьевич Шеваров (1962 г.р., российский журналист, эссеист, прозаик, литературный критик; Виктор Татарский приводит строки статьи Дмитрия Шеварова «Сердечный доктор», опубликованной газетой «Деловой вторник» (приложением к газете «Труд») 28 января 2003 года, к 36-летию «Встречи с песней»). Исаак Осипович Дунаевский (1900-1955, композитор и дирижёр; автор 12 оперетт и 4 балетов, музыки к нескольким десяткам кинофильмов, множества популярных советских песен; народный артист РСФСР, лауреат двух Сталинских премий); Дмитрий Яковлевич Покрасс (1899-1978, композитор, дирижёр, пианист; народный артист СССР, лауреат Сталинской премии второй степени); Даниил Яковлевич Покрасс (1905-1954, композитор, дирижёр, пианист; младший брат композиторов Самуила и Дмитрия Покрассов); Борис Николаевич Ельцин (1931 г.р., советский и российский партийный, государственный и политический деятель, первый всенародно избранный Президент Российской Федерации; как неоднократно показывали опросы общественного мнения, несмотря на свободу волеизъявления и полную свободу СМИ, в период правления Бориса Ельцина, резко негативное отношение к персоне первого Президента России выражает большинство россиян, приводящих в качестве основных аргументов уничтожение Советского Союза и блокирование попыток создания Союза Суверенных Государств, сдача российских интересов на международной арене и поощрение открытого вмешательства во внутренние дела России «коллективного Запада» и прежде всего США, разгром вооруженных сил и военно-промышленного комплекса страны, уличные бои в Москве и расстрел танками парламента в 1993 году, тотальное разграбление национального достояния России под видом приватизации, катастрофический рост преступности и непродуманная кредитно-финансовая политика, по причине которой на обочину жизни были выброшены не только социально незащищенные слои населения, но и те, кто составляет становой хребет страны: квалифицированные рабочие, крестьяне, силовики, инженерно-технические работники, люди науки); Николай Михайлович Амосов (1913-2002, советский и украинский учёный-медик, торакальный хирург, кибернетик, писатель; автор новаторских методик в кардиологии и торакальной хирургии, автор системного подхода к здоровью («метод ограничений и нагрузок»), дискуссионных работ по геронтологии, проблемам искусственного интеллекта и рационального планирования общественной жизни («социальной инженерии»); доктор медицинских наук, академик Академии наук УССР и Национальной академии наук Украины, член-корреспондент Академии медицинских наук СССР и Российской академии медицинских наук, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии; автор письма цитирует название статьи Николая Амосова «Боюсь, что наше прозябание надолго», которая была опубликована газетой «Комсомольская правда» 21 июня 1991 года).

  4. Автор письма: Ярослав Сергеевич Гусев, Нижний Новгород, «Здравствуйте, глубокоуважаемый г-н Татарский». - «Г-н, через дефис каждая буковка, - это “господин”, судя по всему», - В.Т., «К сожалению, мне неведомо ваше отчество, поэтому пришлось начать письмо столь официальным образом». - «Ну, сколько ж можно, ну, 37-й год говорю: Виталич я. Ярослав Сергеевич, Витальевич», - В.Т., «Но когда-то ещё Наполеон (боже упаси, никаких параллелей) говорил, что главное - ввязаться в бой, а дальше будет видно**. И вот, так или иначе, и письмо начать. На сей раз вас беспокоит Ярослав Сергеевич Гусев из Нижнего Новгорода, а дело в том, что недавно была замечательная дата у моей жены, Валентины Григорьевны, человека прекраснейшей души, верного, надёжного друга, готового в любой момент прийти на помощь. Почти за 40 лет совместной жизни я имел немало возможностей убедиться в этом. Был бы счастлив обнародовать через “Встречу с песней” мои самые искренние поздравления ей и наилучшие пожелания. Прошу вас также изыскать возможность включить в одну из программ вашей передачи “Песню верной любви” в исполнении Леонида Осиповича Утёсова». Виктор Татарский: «Редкой вежливости письмо. Ну, как не изыскать возможность?» «Песня верной любви». Композитор Исаак Дунаевский. Поэт Михаил Матусовский. Исполняет Леонид Утёсов. Запись 1953 года.

  5. Автор письма: Надежда Ивановна Шарова, посёлок Брагино, Красноярский край, «...давно не слышу песен в исполнении Маргариты Суворовой. Как-то по радио обращались с просьбой о материальной помощи ей, так как Маргарита была больна и нуждалась в заграничном лечении. Не знаю, чем это закончилось, но не так давно она принимала участие в радиопередаче». Виктор Татарский: «Надежда Ивановна, закончилось это тем, что Валентина Васильевна Толкунова и другие артисты сборы от своих концертов передавали для проведения Маргарите Николаевне Суворовой операции на сердце. Тяжёлая операция завершилась благополучно, и певица продолжила выступления. У Маргариты Суворовой голос широкого диапазона - четыре октавы, и весьма разнообразный репертуар: от Арии Чио-чио-сан до народных и эстрадных песен». Песня «Ты всё для меня». Композитор Димитри Плессас (Dimitri Plessas, Мимис Плессас, Mimis Plessas). Автор русского текста Юрий Цейтлин. Исполняет Маргарита Суворова. Запись 1964 года.

    Упоминаемая персона: Валентина Васильевна Толкунова (1946 г.р., советская и российская певица; народная артистка РСФСР, лауреат премии Ленинского комсомола; Валентина Толкунова пела для ветеранов Великой Отечественной войны, в госпиталях для солдат, раненных в Афганистане и Чечне, в женских колониях, участвовала в благотворительных концертах для многодетных и малообеспеченных семей; певица содействовала восстановлению креста на одном из храмов Задонского монастыря в Липецкой области, шефствовала над Кадетским корпусом Министерства юстиции в Москве и Кадетским корпусом УВД города Перми, помогала подмосковному детскому дому, являлась членом правления Фонда мира Москвы и членом правления ЦДРИ, членом учредительного совета и членом правления Центра народной помощи «Благовест»).

  6. Автор письма: Александр Дмитриевич Пересыпкин, город Пенза, «...с 1945-го по 1949 годы я учился в Ташкентском индустриальном техникуме. Познакомился с одной молодой семьёй, у них был патефон, и я услышал песню, может быть, неаполитанскую. К сожалению, не помню ни её названия, ни слов, но мотив в памяти сохранился - грустная и даже драматичная мелодия. С тех пор прошло очень много лет, в 1991 году включил приёмник и услышал концовку той самой песни - песни моей юности. Ведущий объявил, что прозвучала песня в исполнении Михаила Александровича, но название не сообщил. Прошу вас, если сохранилась запись той песни, найдите и передайте. В моей памяти лишь три слова из неё: “вновь я один”». Виктор Татарский: «Александр Дмитриевич, “грустная песня” в исполнении Михаила Александровича, где есть строка “вновь я один” - это, видимо, песня Куртиса “Нет, разлюбила ты”». Неаполитанская песня «Нет, разлюбила ты». Композитор Эрнесто де Куртис (Ernesto De Curtis). Автор русского текста Михаил Александрович. Исполняет Михаил Александрович. Партия фортепиано Наум Вальтер. Грампластинка 1948 года.

  7. Авторы письма: Серёжа и Андрей, город Нижний Тагил, «...пишут вам два друга, Серёжа и Андрей. Мы оба работаем сторожами в одной бригаде, живём в городе Нижнем Тагиле - Танкограде, как его модно теперь стало называть. Вашу передачу слушаем и очень любим. Пожалуйста, включите в неё песню, где есть слова:
    “Оранжевое небо,
    Оранжевое море,
    Оранжевая зелень,
    Оранжевый верблюд”
    .
    Заранее большое вам спасибо, с уважением, С. и А.»
    Виктор Татарский: «Серёжа и Андрей, в следующий раз, пожалуйста, подробнее о себе, о песне и о том, вообще, что вас окружает в жизни»
    . «Оранжевая песенка» («Оранжевое небо»). Композитор Константин Певзнер. Поэты Аркадий Арканов и Григорий Горин. Исполняет Ирма Сохадзе. Эстрадный оркестр «Рэро» под управлением Константина Певзнера. Запись 1965 года.

  8. Автор письма: Вячеслав Русин, город Александров, Владимирская область, «...примерно в 1996 или в 1997 году газеты прекратили публиковать радиопрограммы на неделю. Я спрашивал у киоскёров: “Не знаете ли, где публикуются радиопрограммы?” В ответ только мотают головой, разумеется, в горизонтальной плоскости. Недавно еду в электричке, появляется мужчина с сумкой и на весь вагон объявляет краткое содержание газет, которые намеревается продать. Я услышал, что в одной газете публикуются не только телевизионные программы, но и радиопрограммы на неделю - это “Российская газета”. Здесь-то я обнаружил и “Встречу с песней”. Современное телевидение с его многоканальными щупальцами как спрут стремится задушить радио. Пример? Пожалуйста: вот уже несколько месяцев радиовещательный диапазон УКВ-1 - 4м.*** молчит, как партизан. Вместо десяти радиовещательных станций теперь там звуковое сопровождение некоторых телевизионных каналов. И ещё. Недавно, уважаемый Виктор Татарский, вы обратились к слушателям с такой просьбой: “Уже 36 лет прошу расшифровывать свои инициалы”. А знаете, почему они их не расшифровывают? Они таким оригинальным образом решили отомстить вам за то, что и вы чрезвычайно редко упоминаете о вашем отчестве». - «Опять двадцать пять! Вячеслав, а вы предлагаете мне каждый раз величать самого себя по отчеству? Вот если бы вы, знакомясь с программой “Радио России”, которую публикует “Российская газета”, были бы постоянным участником “Встречи...”, то заметили бы, что многие, как выражается молодёжь, “продвинутые” слушатели обращаются к автору передачи Виктор Витальевич. Собственный пиар в течение многих лет!», - В.Т. (смеётся). «Хотелось бы послушать сверхпопулярную когда-то композицию “Облади-облада” в исполнении группы “Битлз”. Кстати, эта композиция звучит по радио чрезвычайно редко». Песня «Облади-облада» («Ob-la-di, ob-la-da», «Жизнь продолжается», в переводе с языка народа йоруба, Нигерия). Авторы песни Джон Леннон (John Lennon) и Пол Маккартни (Paul McCartney). Исполняет ансамбль «Битлз» (The Beatles). Запись 1968 года.

В завершении передачи Виктор Татарский говорит: «909-я “Встреча с песней”закончена. <...> Есть смысл во всех этих адресах - в Интернете и в электронной почте, потому что мы уже получаем письма из Канады, например. Скоро они будут в эфире. Координатор передачи Анастасия Кузнецова, звукорежиссёр Дмитрий Трухан. До встречи, на этот раз совсем скоро - через неделю, в следующую субботу 30 августа. Счастливо!»

Примечание: * трёхсерийный драматический художественный фильм-эпопея «Тихий Дон» (по одноимённому роману Михаила Шолохова, созданному с 1925-го по 1940 годы), был снят в 1957-м - 1958-м годах режиссёром Сергеем Герасимовым.

Примечание: ** «главное - ввязаться в бой, а дальше будет видно» или «сначала вступить в серьёзный бой, а потом посмотреть, что получится» («On s'engage et puis... on voit» или «On s'engage partout, et puis l'on voit») - изречение, часто приписываемое Наполеону Бонапарту, но подтверждения в документальных источниках не имеющее.

Примечание: *** автор письма имеет в виду диапазон волн от 4,7 до 4,1 метра, что соответствует советскому стандарту УКВ (диапазон ультракоротких волн) от 64 до 73 мегагерц. Европейский стандарт УКВ (который принято именовать FM-диапазон) имеет более короткую длину волны - от 3,4 до 2,8 метра и, соответственно, более высокую частоту передачи радиосигнала - от 87,5 до 108 Мгц.

Веб-архив благодарит радиослушательницу из Москвы Наталию Васильченко, участницу Сообщества «Встреча с песней» социальной сети «ВКонтакте», за помощь в расшифровке 909 выпуска передачи.

Выпуск 909 радиопередачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире «Радио России» 23 августа 2003 года. Запись из архива филофониста Дмитрия Фокина (город Москва).



Выпуск 908Выпуск 910
Хронология выпусков передачи «Встреча с песней»
Новости сайта: @RETROportalRU
ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Песни и кумиры минувших лет
Карта сайта Подробно о сайте
© RETROPORTAL.ru    2002 – гг.