Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Выпуск 915
(8 ноября 2003 года)
-
Автор письма: А. Ведерников, 23 года, город Архангельск. Виктор Татарский: «Александр, Андрей, Антон, Алексей?..» «...исполнилось 100 лет со дня рождения прадеда моего, Григория Ивановича Максимова. Сам я его, разумеется, видел только на фотографиях, но от бабушки своей слышал о нём много интересного. Он был рабочим, слесарем где-то в паровозном депо в Черниговской области на Украине. Член партии большевиков с дореволюционным стажем. В гражданскую войну был, вроде бы, в подполье - не знаю точно. Потом перебрался на Южный Урал, в Свердловскую область. Работал на заводе. Перед Отечественной вышел на пенсию по инвалидности. У него было шестеро детей, двое сыновей погибли на фронте. Когда началась война, поставили прадеда за его честность начальником рабочей столовой, но он через несколько месяцев ушёл оттуда в сторожа, сказал упрекавшей его тёще: “Не могу смотреть, как каждый вечер они с работы домой суп вёдрами тащат”. “Они” - это повара, тоже вынужденные воровать из столовой, чтобы спасти свои семьи от голодной смерти. Как человек порядочный, он не мог спокойно смотреть на это воровство, но и донести на несунов тоже не мог. Умер он в 1954 году. Незадолго до этого ругал Сталина - у него в 1935-м раскулачили брата отца, а у старшей дочери у мужа отец получил за анекдот десять лет, как теперь говорят, “без права переписки”. Любил выпить, но во хмелю был не буйный, а всё больше грустный и задумчивый. Из песен любил слушать всякие, а сам пел, бывало, всё одну:
“Замучен тяжёлой неволей,
Ты славною смертью почил”.
А когда жена ругала его, что, вот-де опять “похоронный марш” завёл, цыкал на неё: “Молчи, Зинка! Чё ты понимаешь! Любимая, если хочешь знать, песня у Ленина была...” Сам я песню эту никогда не слышал, так как родился за два года до смерти Брежнева, и, когда подрос, песни у нас появились уже другие. К современным коммунистам отношусь я прохладно, но прадеда своего уважаю за честность и считаю, что если бы все были у нас тогда коммунисты такие, как мой прадед, то, глядишь, и Сталина с Берией не было бы, и что-нибудь путное построили бы. И не пришлось бы моей бабушке от пенсии до пенсии копейки считать и сетовать, что все деньги на умирание пропали на книжке и похоронить её нам не на что будет. Но мы её похоронили нормально, царство ей Небесное. Поживём - увидим. Вроде бы, жизнь потихоньку налаживается, и всё, надеюсь, будет у нас хорошо. Хотелось бы услышать, что же это за песня была любимой у моего прадеда, чем она его так за душу брала. С уважением, Ведерников, 23 года, Архангельск». Революционная песня «Замучен тяжёлой неволей». Автор музыки неизвестен. Поэт Григорий Мачтет*. Исполняет Краснознамённый ансамбль имени А.В. Александрова. Дирижёр Борис Александров. Запись 1955 года.Упоминаемые персоны: Григорий Иванович Максимов (прадед автора письма; отец шестерых детей; трудился рабочим, слесарем в паровозном депо в Черниговской области Украины и на заводе в Свердловской области; в пенсионном возрасте в период Великой Отечественной войны руководил столовой для рабочих, был сторожем; большевик с дореволюционным стажем, любивший старую революционную песню «Замучен тяжёлой неволей»); Иосиф Виссарионович Сталин (настоящая фамилия - Джугашвили, 1878 (по официальной версии - 1879)-1953, российский революционер, советский политический, государственный, военный и партийный деятель; с 21 января 1924 по 5 марта 1953 - руководитель СССР; маршал Советского Союза, генералиссимус Советского Союза; инициатор перевода страны на курс индустриализации, коллективизации, построения плановой экономики и активизации культурной революции в СССР, в то же время с именем Сталина также связывают голод 1932-1933 и 1946-1947 годов, депортацию народов, религиозное преследование, раскулачивание и массовые политические репрессии; мнения и оценки исторической роли Иосифа Сталина отличаются крайней полярностью); Лаврентий Павлович Берия (1899-1953, советский государственный и партийный деятель, генеральный комиссар государственной безопасности, Маршал Советского Союза, Герой Социалистического Труда, лишённый этих званий в 1953 году; Лаврентий Берия руководил рядом важнейших отраслей военной промышленности, в том числе проектом создания атомного оружия и ракетной техники; сложная и крайне неоднозначная фигура в среде политических деятелей своего времени; 26 июня 1953 года был обвинён в измене Родине в форме шпионажа и заговоре с целью захвата власти и расстрелян); Владимир Ильич Ленин (Владимир Ульянов, 1870-1924, российский революционер, крупный теоретик марксизма, советский политический и государственный деятель, создатель Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), главный организатор и руководитель Октябрьской революции 1917 года в России, первый Председатель Совета народных комиссаров РСФСР и Совета народных комиссаров СССР, создатель первого в мировой истории социалистического государства; марксист, публицист, юрист, идеолог и создатель Третьего (Коммунистического) интернационала, основатель Союза Советских Социалистических Республик; Владимира Ленина даже многие некоммунистические исследователи считают наиболее значительным революционным государственным деятелем в мировой истории); Леонид Ильич Брежнев (1906-1982, советский государственный, политический и партийный деятель, занимавший высшую руководящую должность в КПСС с 1964 по 1982 год; участник Великой Отечественной войны; Маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза, Герой Социалистического Труда; о песне «Морской ястреб» Леонид Ильич Брежнев упоминал в книге «Малая земля», по его воспоминаниям, песня из кинофильма «Морской ястреб» была особенно любима героическими защитниками небольшого клочка суши под Новороссийском, получившего название «Малая земля»).
-
Автор письма: Валентина Трофимовна Бабичева, город Калуга, «...8 ноября прошлого года исполнилось 60 лет со дня гибели людиновских комсомольцев-подпольщиков. В центре рабочего города Людиново Калужской области стоит на высоком бронзовом постаменте Алексей Шумавцов, Герой Советского Союза. 1941 год, враг на подступах к Людинову. 16-летние ребята организовали комсомольское подполье в помощь партизанскому отряду... Скоро полвека, как состоялся судебный процесс над предателем Ивановым с 20 по 22 марта 1957 года. Город был похож на взбудораженный улей: процесс транслировался на улицах. Один за другим выходили свидетели зверских злодеяний гитлеровцев. Мне довелось стенографировать этот трёхдневный процесс. Прошло несколько десятков лет, а я вижу во сне, слышу голоса, повествующие о муках схваченных героев, вижу злобное лицо предателя Иванова. Он учился в одной школе, играл в футбол с теми, кого предал. Прошу, пусть в эти памятные для людиновцев дни прозвучит песня “За фабричной заставой”». Песня «За фабричной заставой» из кинофильма «Они были первыми» (1956 год, режиссёр Юрий Егоров). Композитор Марк Фрадкин. Поэт Евгений Долматовский. Исполняет Иван Шмелёв. Запись 1956 года.
Упоминаемые персоны: Алексей Семёнович Шумавцов (1925-1942, руководитель подпольной комсомольской организации, действовавшей во время Великой Отечественной войны в городе Людиново Орловской (ныне - Калужской) области, Герой Советского Союза; с начала оккупации Людиново Алексей работал электриком на локомобильном заводе, где осенью 1941 года по собственной инициативе организовал диверсию - сжёг склад (по данным ряда источников, именно после этого события начинается формирование подпольной комсомольской группы под его руководством); подпольщики вели агитационную деятельность в оккупированном городе (распространяли листовки, сводки Совинформбюро, советские газеты) и организовывали собственные диверсионные акции (взрыв электростанции, пожары на военных объектах и объектах тылового обеспечения, минирование дорог), но в октябре 1942 года по доносу подпольная группа была раскрыта; арестованные подвергались жестоким пыткам, однако никаких сведений от Алексея и его товарищей, кроме тех, что уже были получены на момент ареста членов подпольной группы, немецкой полиции добиться не удалось; благодаря стойкости Алексея и его друзей целый ряд участников людиновского подполья смогли избежать ареста и пережили оккупацию, не были разгромлены и партизанские отряды в окрестностях города; в 1942 году Алексей Шумавцов был расстрелян; звание Героя Советского Союза было присвоено ему посмертно 12 октября 1957 года); Дмитрий Иванов (1923-1957, в период оккупации Людинова пособник гитлеровцев, полицай, награждённый за активную деятельность двумя немецкими медалями, предатель, выдавший врагу людиновских комсомольцев-подпольщиков; в 1957 году осуждён по обвинению в измене Родине и расстрелян).
-
Автор письма: Ольга Ивановна Бунина (Денисова), Москва, «Многоуважаемый Виктор Витальевич! Знаю, что у вас в ноябре день рождения, хотя точная дата, к сожалению, мне неизвестна. Среди многих, я уверена, сердечных поздравлений от любящих вас людей благосклонно примите и это, от Ольги Ивановны Буниной - давней, с самого 1967 года, вашей слушательницы». - «Пока не могу принять, Ольга Ивановна, - рано. Приму 17-го, благодарю вас», - В.Т., «Хочу рассказать и о памятном мне музыкальном впечатлении - о доброй и весёлой песне, навсегда связанной для меня с горькой потерей. В ноябре прошлого года исполнилось 60 лет разгрому гитлеровских войск под Владикавказом и 60 лет со дня гибели там моего отца, Ивана Алексеевича Денисова. Мы жили во Владикавказе, папа работал шофёром, и в дни войны вывозил раненых из эвакогоспиталя по Военно-грузинской дороге в село Казбеги. Во время бомбёжки эвакогоспиталя отец был смертельно ранен... С памятью папы и мамы, Любови Алексеевны, у меня связано много музыкальных впечатлений, но есть одна песня, звонкая и весёлая, которая всегда возвращает меня в те горестные дни. Когда мама отправлялась на поиски пропавшего отца, она подбрасывала меня, шестилетнюю, к соседям, у которых было своих шестеро детей и где, по моим понятиям, было очень хорошо и весело. В это общее веселье вносила свой вклад и я, во весь голос распевая арии и романсы из нашей фонотеки. Ни этих своих концертов, ни самого репертуара я не запомнила бы, если бы вдруг на моё:
“Едет, едет, едет к ней,
Едет к любушке своей...”
тётя Настя, вздохнув, не сказала: “Да... А вот к своей Любушке твой отец, должно быть, уж не вернётся...” Удивительно, из тех дней я ничего больше не помню, смутно помню даже самого папу, а вот этот эпизод - это чувство тревоги и возмущённого негодования: что это она говорит, как это не вернётся?! - отчётливо сохранилось в душе...» Песня «Тройка». Композитор Павел Булахов. Поэт Пётр Вяземский. Исполняет Сергей Лемешев. Трио баянистов: Александр Кузнецов, Пётр Попков, Александр Данилов. Запись 1938 года. Виктор Татарский: «Я должен сказать: в определении автора музыки этой песни есть расхождение между Музыкальной энциклопедией 1980-х годов и музыкальными редакторами Всесоюзного радио, с середины прошлого века оформлявшими запись песни. Энциклопедия полагает, что автор - композитор Пётр Петрович Булахов, а редакторы считают им его брата - Павла Петровича Булахова. Стихотворение, положенное в основу песни, было написано Петром Андреевичем Вяземским в 1834 году. Пётр Булахов родился в 1822-м, а Павел - в 1824-м, так что автором музыки мог быть и тот, и другой. Если у вас есть в связи с этим точные сведения, сообщите, пожалуйста».Упоминаемая персона: Иван Алексеевич Денисов (отец Ольги Буниной; в годы Великой Отечественной войны был шофёром, «вывозил раненых из эвакогоспиталя по Военно-грузинской дороге в село Казбеги», погиб при бомбёжке эвакогоспиталя; в сборнике документов и материалов Северо-Осетинского областного партийного архива «Северо-Осетинская партийная организация в годы Великой Отечественной войны», выпущенном в городе Орджоникидзе (ныне - Владикавказ) в 1968 году, на страницах, рассказывающих о событиях 1942 года, читаем: «...хорошо работало в дни осады города Орджоникидзе автоуправление (начальник т. Загашвили). Все руководители автоуправления были на своих местах и по-большевистски обеспечивали серьёзные перевозки. <...> Кроме обеспечения специальных перевозок, они ремонтировали войсковые машины, бронемашины, танкетки. Особо следует отметить боевую работу шоферов тт. Иванова, Николашвили, Далиева и Денисова, которые обеспечивали специальные перевозки в самые трудные минуты осады города и боев за Орджоникидзе. Героически проявил себя шофёр Иван Алексеевич Денисов, погибший при исполнении своих обязанностей 2 ноября, в день самой интенсивной бомбежки города Орджоникидзе вражеской авиацией»).
-
Авторы письма: Аида Евгеньевна Волкова и Галина Николаевна Киянова, Белгород, «...6 ноября был день рождения Павла Герасимовича Лисициана. Мы со школьной скамьи знакомы с этим удивительно красивым голосом - лучшего баритона не знаем. Судьба подарила нам великое счастье: познакомиться со всей семьёй Лисициан и быть с ними в дружбе более 20 лет. Павел Герасимович - эталон артиста и человека. Он 26 лет украшал сцену Большого театра, пел с огромнейшим успехом в 33 странах мира. Он первый после Шаляпина российский певец, кто пел на сцене Карнеги-холл. Хотелось бы услышать любое произведение в исполнении Павла Герасимовича Лисициана ранней записи». Песня «Венеция» («Помнишь, порою ночною», «Серенада»). Композитор Георгий Гот. Поэт К.Р. Исполняет Павел Лисициан. Концертный ансамбль под управлением Леонида Пятигорского. Запись 1947 года. 24 октября (6 ноября) 1911 года родился советский, российский и армянский оперный и камерный певец (баритон), педагог, народный артист СССР Павел Герасимович Лисициан. К 92-летию со дня рождения Павла Лисициана (1911-2004).
Упоминаемая персона: Фёдор Иванович Шаляпин (1873-1938, русский оперный и камерный певец (высокий бас); в разное время был солистом Большого и Мариинского театров, сделал успешную карьеру в ведущих зарубежных оперных театрах, в том числе - в «Метрополитен Опера»; первый народный артист Республики (1918-1927, звание возвращено в 1991 году); с 1918-го по 1921 годы - художественный руководитель Мариинского театра; считается основоположником традиции реалистического актёрского мастерства в мировом оперном искусстве; в разное время также занимался живописью, графикой, скульптурой, снимался в кино; писатель-мемуарист).
-
Автор письма: Клавдия Павловна Шаламова, город Челябинск, «...моя жизнь как лоскутное одеяло. Первый лоскут: я студентка третьего курса Планово-экономического техникума моего Ташкента. За хорошее распространение государственного займа в кишлаке комитет комсомола наградил меня путёвкой в санаторий “Шахимардан”. Прелесть такого отдыха не описать, скажу так: рай небесный. Музыка, танцы, песни Тамары Ханум и Халимы Насыровой, господский стол. Второй лоскут: война. Оборонный завод, двенадцатичасовой рабочий день без выходных, голод, холод, отчаяние. Кончилась война, я старая, но дева. Надо замуж, женихов нет. Неожиданно приехал, по рекомендации однополчанина, Михаил Шаламов, с котором мы и поженились. Третий лоскут: живём в Челябинске, работаем на Челябинском металлургическом заводе, рождаются дети, ходим в гости, встречаем гостей. Жили все бедно, некому было завидовать. На столе красовался винегрет, как цветная клумба, дымилась картошка рядом с селёдочкой и водочки хватало. Мужички уходили домой с помощью жён своих, иногда путали их с чужими. Четвёртый лоскут, последний: 9 ноября мне исполнится 82 года. Живу одна, дети сами по себе. Слава богу, что они не “новые русские” - спят спокойно. Виктор Витальевич, если можно, подарите мне песню Тамары Ханум***, она пела на разных языках...» Испанская песня «Тэ киеро» («Te quiero», «Тебя люблю»). Исполняет Тамара Ханум. Запись 1950 года.
Упоминаемые персоны: Михаил Шаламов (супруг Клавдии Шаламовой); Халима Насырова (1913-2003, советская и узбекская оперная певица (сопрано), актриса, педагог; народная артистка СССР, лауреат двух Сталинских премий; с 1927 года - актриса Центральной государственной образцовой узбекской труппы в Самарканде, с 1930 по 1986 год - солистка Узбекского музыкально-драматического театра в Ташкенте (Государственного театра оперы и балета имени Алишера Навои); Халима Насырова выступала в классическом оперном репертуаре, в национальных узбекских операх и как концертная певица, в её репертуаре были не только узбекские народные песни, но и таджикские, казахские, армянские, азербайджанские, китайские, русские и украинские песни; певица гастролировала в ГДР, Китае, Индии, Индонезии, Иране и других странах; с 1979 по 1986 год преподавала на кафедре восточной музыки Ташкентской консерватории).
-
Виктор Татарский: «10 ноября 75 лет со дня рождения Ивана Николаевича Суржикова - известного в 60-е - 90-е годы прошлого века русского певца. Петь он начал в годы войны, когда мальчишкой пробрался на фронт, был сыном полка, денщиком маршала Константина Константиновича Рокоссовского, разведчиком. В этом письме, в частности, воспоминания о Ване Суржикове военного периода...» Автор письма: Николай Васильевич Чаплыгин, посёлок Новомихайловский, Краснодарский край, «...однажды привелось читать у Алексея Константиновича Толстого “Два лада” ****. Отвечая на вопрос, что будет при социализме, он нарисовал жителей этого общества, вырубившими рощи, уничтожившими соловьёв, пьющими самогон и заедающими говядой. Смею не согласится. Да, нас сызмальства превратили в бесплатных рабов, принуждали жить в нищете, денно и нощно вдалбливали нам: коль мы не в партии, то низкосортная каста, пария. Отняли у нас наши храмы, а порой и жилища. Наших дедов, отцов и братьев уничтожали за здорово живёшь, саму землю нашу лишили её служителей. Леса извели, реки, озёра и моря опоганили, воздух, и тот осквернили радиоактивностью, химией и даже электрическими воздействиями, и всё, что создавали мы нашим круглосуточным трудом, пустили меж собою и разворовали. И сегодня обжуливают нас из всех углов...» - «Всё время жду: ну, а когда же будет “но”, а, вот оно...», - В.Т., «Да только зря стараются с грязью нас смешать - и выучились мы, и детей, и внуков выучили, пережили многое и ещё многое сумеем пережить. Не горюйте, люди! Всевышний нас никогда не оставит своим вниманием, и сколь бы ни было плохих личностей - нечестных, алчных, бессовестных - добрых людей всегда больше. Мне бы хотелось просить передать песню нашего солдатика, с которым воевали вместе, - Ванечки Суржикова. Может быть, в России и в отделившихся государствах ещё живы солдатики, которые слушали юного Ванечку и сами были юные, вспомнят сына полка и возликуют, возрадуются... Старенькие стали, бедные». Песня «Кострома». Композитор Арно Бабаджанян. Поэт Александр Жаров. Исполняет Иван Суржиков. Запись 1963 года. 10 ноября 1928 года родился советский и российский певец (тенор), исполнитель русских народных и эстрадных песен, солист Варшавского оперного театра, солист Москонцерта и Краснознамённого ансамбля песни и пляски имени Александра Александрова, лауреат Всероссийского конкурса артистов эстрады, народный артист Российской Федерации Иван Николаевич Суржиков. К 75-летию со дня рождения Ивана Суржикова (1928-2000).
Упоминаемые персоны: Алексей Константинович Толстой (1817-1875, граф; русский писатель, поэт и драматург, переводчик, сатирик из рода Толстых; член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии наук; автор лирических стихотворений, поэм и баллад, один из соавторов «Козьмы Пруткова»); Константин Константинович Рокоссовский (1896-1968, советский и польский военачальник, прославленный полководец Великой Отечественной войны; дважды Герой Советского Союза, кавалер ордена «Победа», единственный в истории СССР маршал двух стран: Маршал Советского Союза и Маршал Польши).
-
Виктор Татарский: «10 ноября - День милиции. Кстати, латинское слово militia означает, всего-навсего, войско. Кажется, с 60-х годов прошлого века в этот день милиционеры надевали белые рубашки с галстуком, на улицах были необычно доброжелательны, приветливы. Заканчивался этот день прямой трансляцией по радио и телевидению праздничного концерта, в котором принимали участие все мастера искусств, вплоть до Святослава Рихтера и Дмитрия Шостаковича, который дирижировал исполнением своего “Марша московской милиции” *****». Автор письма: Михаил Иванович Панкратов, полковник милиции, Москва, «...в Российской Федерации милиция была создана в октябре 1917 года, и за прошедшие 86 лет песен о ней было написано не так уж много. В моей памяти сохранилась одна из них, которую я во “Встрече с песней” ни разу не слышал. Песня лирическая - о Москве, о любви. Наверное, когда о людях милиции пишут песни и поют их с любовью, значит, всё в порядке и в стране, и в самой милиции. Возможно, так и было в 1956 году, когда вышел фильм “Песня табунщика” с замечательной песней о старшине милиции композитора Соловьёва-Седого. Очень хотел бы вновь встретиться с ней». Виктор Татарский: «Хорошо, товарищ полковник, организуем такую встречу немедленно. На пластинке эта песня была записана в исполнении Владимира Нечаева, но я хочу предложить вам, Михаил Иванович, вспомнить, как “Песня о старшине милиции” звучала в фильме “Песня табунщика”, в котором её напевал исполнитель главной роли и замечательный артист Виталий Дмитриевич Доронин». «Песня о старшине милиции» из кинофильма «Песня табунщика» (1956 год, режиссёр Андрей Фролов). Композитор Василий Соловьёв-Седой. Поэт Михаил Матусовский. Исполняет Виталий Доронин. Фонограмма фильма, 1956 год. 10 ноября ежегодно отмечается профессиональный праздник сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации - День милиции, День сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.
Упоминаемые персоны: Святослав Теофилович Рихтер (1915-1997, пианист; народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской, Сталинской, Государственной премии РСФСР имени Михаила Глинки и Государственной премии Российской Федерации; первый советский и российский номинант на премию «Грэмми»); Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975, композитор, пианист, педагог, музыкально-общественный деятель; народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, пяти Сталинских премий, Государственной премии СССР, Государственной премии РСФСР имени Михаила Глинки).
-
Автор письма: Людмила Зайцева, город Железнодорожный, Московская область, «...счастливы были те семьи, где отцы вернулись с фронта, такой семьёй была и наша. Жили в войну в Горьком, в районе автозавода. Немцы бомбили его каждую ночь. На всю жизнь запомнила завывание сирены и голос диктора: “Воздушная тревога!” А вскоре после Дня Победы - стук в дверь. Я лечу открывать её и ору: “Папа!” Да, это действительно был отец - живой, наш родненький, вернулся! Он нам сделал самокат, каталась на нём вся наша детвора. Потом с премии купил велосипед, на котором тоже катался весь двор. Он не ругал нас за это, а даже радовался, что все могут покататься. Он очень любил маму. В редкие свободные минуты они садились рядышком, смотрели на нас, на своих детей, и молчали, было видно, что им хорошо. Отец любил петь, всегда подсаживался поближе к репродуктору, когда там пели. Был в восторге от Поля Робсона, он пел песни, подражая ему, особенно хорошо получалось “Спи, мой бэби”. Вот сейчас уже столько лет прошло с тех пор, а в моей памяти эта песня и отец сливаются с одно целое...» Песня «Негритянская колыбельная» («A Negro Lullaby», «Спи, мой бэби», «My Curly Headed Baby», «Мой кудрявый малыш»). Композиторы Джордж Говард Клутсам (George Howard Clutsam), Вига (Wiga), Уинстон (Winston). Поэт Джордж Говард Клутсам. Исполняет Поль Робсон (Paul Robeson). Партия фортепиано Александр Ерохин. Запись 1949 года. Негритянская колыбельная песня «Спи, мой бэби». Композиторы Джордж Клутсам, Вига, Уинстон. Поэт Джордж Клутсам, автор русского текста Александр Безыменский. Исполняет Михаил Александрович. Симфонический оркестр Всесоюзного радиокомитета. Дирижёр Алексей Ковалёв. Грампластинка 1948 года.
Примечание: * в 1876 году в лондонской газете «Вперёд» было опубликовано (анонимно, без подписи) стихотворение русского писателя, революционера-народника, поэта и журналиста Григория Александровича Мачтета (1852-1901) «Последнее прости», посвящённое умершему в заключении участнику «хождения в народ» (то есть, участнику движения студентов и революционеров-народников в России «с целью “сближения” с народом, его просвещения и революционной агитации среди крестьян») студенту П.Ф. Чернышёву. Позже под названием «Замучен тяжёлой неволей» стихотворение стало одной из наиболее известных русских революционных песен.
Примечание: ** К.Р. - поэтический псевдоним Константина Константиновича Романова (1858-1915), великого князя, президента Императорской Санкт-Петербургской академии наук, поэта, переводчика и драматурга, внука Николая I.
Примечание: *** настоящее имя Тамары Хаум - Тамара Артёмовна Петросян, (1906-1991) - узбекская танцовщица, певица, актриса и хореограф, реформатор исполнительского стиля узбекского женского танца, народная артистка СССР, лауреат Сталинской премии второй степени. Тамара Ханум изучала песенный и танцевальный фольклор народов мира, создала жанр песенно-танцевальной миниатюры, в программах «Песни и танцы народов СССР» и «Песни и танцы народов мира» артистка исполнила более 500 песен на 86 языках; выпускница Ташкентской балетной труппы и московского Центрального техникума театрального искусства (ныне - ГИТИС); в годы Великой Отечественной войны участвовала во фронтовых бригадах, дала более 1000 концертов, внесла в фонд обороны присужденную ей Сталинскую премию второй степени, передала средства на строительство самолётов и танков; в течение 45 дней пела, танцевала и работала как строитель на Большом Ферганском канале; выезжала на строительство Братской ГЭС в Якутию; артистическую деятельность совмещала с агитационной работой, принимала активное участие в движении за раскрепощение женщин-мусульманок; гастролировала во Франции, Англии, Польше, КНР, Норвегии, Индонезии, Чехословакии, Германии, Иране, Италии, Турции, Индии, Монголии, Пакистане и других странах; народная артистка СССР; Майя Плисецкая о Тамаре Ханум: «Тамара Ханум - путеводная звезда Востока», Радж Капур о Тамаре Ханум: «Мы очень любим Вас. И наша любовь рождена теми индийскими танцами, которые родились в Индии и исполнены Вами. С тех пор Вы - наша».
Примечание: **** автор письма имеет в виду стихотворение Алексея Константиновича Толстого 1871 года «Порой весёлой мая», начинающееся словами:
«Порой веселой мая
По лугу вертограда,
Среди цветов гуляя,
Сам-друг идут два лада...»
Далее по сюжету молодой человек описывает подруге все бедствия, которые ждут их край в будущем, если в нём всё устроят по-своему «матерьялисты», они же «анархисты» и «демагоги».
Примечание: ***** в октябре 1970 года по просьбе министра внутренних дел СССР Николая Щёлокова Дмитрием Шостаковичем был написан «Марш советской милиции» (автор и ведущий передачи неверно называет это произведение). Марш получил первую премию Всесоюзного конкурса на лучшее литературно-художественное и музыкальное произведение о сотрудниках органов внутренних дел, став последним торжественным сочинением Дмитрия Шостаковича, созданным по госзаказу и одним из редчайших произведений Дмитрия Дмитриевича для духового оркестра. Впервые «Марш советской милиции» был исполнен 10 ноября 1970 года в Москве, в Колонном зале Дома Союзов Образцово-показательным духовым оркестром Комендатуры Московского Кремля, явившись кульминацией торжественного вечера в честь Дня милиции. Годом позже этот духовой оркестр первым записал «Марш советской милиции» на грампластинку:
Веб-архив благодарит радиослушательницу из Москвы Наталию Васильченко, участницу Сообщества
Выпуск 915 радиопередачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире
Выпуск 914 | Выпуск 916 |
Создание открытого общедоступного веб-архива самой уникальной в истории мирового радиовещания передачи «Встреча с песней» начато в 2019 году с одобрения народного артиста России Виктора Витальевича Татарского. Основу контента составляют личная фонотека автора и ведущего передачи, аудиозаписи и текстовые материалы из коллекций филофонистов и радиослушателей, фондов библиотек и архивов России и Беларуси.
Для дальнейшего пополнения веб-архива передачи будем признательны всем неравнодушным людям, в коллекциях которых есть любые материалы, имеющие непосредственное отношение ко «Встрече с песней» и персоне Виктора Татарского: магнитофонные бобины и компакт-кассеты с записями «Встречи...» (или их оцифровки), текстовые заметки о содержании выпусков, газетные и журнальные публикации с интервью Виктора Татарского, воспоминаниями и откликами о «Встрече с песней», биографическими материалами об авторах писем - участниках передачи и кто может поделиться ими с веб-архивом, пишите по адресу или через формоотправитель.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте © RETROPORTAL.ru 2002 – гг.