Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Выпуск 1001
(25 ноября 2006 года)
-
Автор письма: Тамара Павловна, Москва, «если возможно, найдите песню “Их было только двадцать восемь, а за спиной была Москва”. С этой песней много лет пионеры в лагере “Дубосеково” выходили к памятнику “Героям-панфиловцам” в деревне Нелидово около разъезда Дубосеково. Там был тогда ещё очень скромный памятник, но всегда ухоженный. Летом всегда с живыми полевыми цветами. Ребята с этой песней шли к памятнику, где их встречала старая учительница. Она рассказывала о подвиге панфиловцев. Пусть прозвучит эта песня в память о панфиловцах и об их командире Иване Васильевиче Панфилове». «Песня о двадцати восьми панфиловцах». Автор музыки неизвестен. Поэт Анатолий Софронов. Исполняет ансамбль Московского военного округа. 16 ноября 1941 года 28 бойцов 316-й стрелковой дивизии, которой командовал генерал-майор Панфилов, в четырёхчасовом бою с фашистами около станции Дубосеково, восточнее Волоколамска, подбили 18 танков противника. Почти все они погибли, но не пропустили врага к Москве. Через день, 18 ноября там же, под Волоколамском, у деревни Гусенёво, погиб в бою их командир генерал-майор Иван Васильевич Панфилов. К 65-летию подвига 28 панфиловцев.
Упоминаемые персоны: Иван Васильевич Панфилов (1892-1941, советский военачальник, Герой Советского Союза).
-
Виктор Татарский: «27 ноября 65 лет со дня гибели Зои Космодемьянской. Она ученица 201-й московской школы в начале войны добровольно ушла в партизанский отряд, была разведчицей. Казнена фашистами в деревне Петрищево под Москвой. Посмертно удостоена звания Героя Советского Союза. Есть несколько песен о Зое Космодемьянской. Одна из них (наиболее известная песня) Бориса Фомина на стихи Михаила Кринкера “Таня” звучала во “Встрече...”. “Таня”, потому что, будучи пойманной фашистами, этим именем назвала себя Зоя. Так вот, после той передачи я получил письмо от А.Е. Шагина из Нижнего Новгорода: “...Вы назвали Зою Космодемьянскую партизанкой. Я понимаю, что ваше дело - песня. Но всё-таки...”. Ну, прежде всего, не только песня. И потом, она, действительно, партизанка. “Но всё-таки, - продолжает автор письма, - Зоя не была партизанкой. Она была диверсанткой, заброшенной в тыл. Поджигала колхозную конюшню, где были лошади - тягачи артиллерийских орудий немцев, конечно. Зоя - героиня, но не партизанка. Она выполняла приказ сжигать всё в полосе наступления. А ведь там жили наши люди... Поэтому поддержкой местного населения такие «партизаны» не пользовались”. Я хочу заметить автору этого письма, что сейчас, через 65 лет можно, конечно, ставить под сомнение средства ведения партизанской войны, а она всё же была партизанской, оборонительной, а не диверсантской. Но в те дни отчаянного для Красной армии положения на фронте, когда решалась судьба Москвы, когда сотни тысяч людей 16 октября в панике бежали из столицы, в этих условиях вести войну “в белых перчатках” вряд ли было возможно». «Песня о Зое» из кинофильма «Зоя» (1944 год, режиссёр Лео Арнштам). Композитор Дмитрий Шостакович. Поэт Константин Симонов. Исполняет Зинаида Кириллова. К 65-летию со дня гибели первой женщины, удостоенной звания Героя Советского Союза (посмертно) во время Великой Отечественной войны Зои Анатольевны Космодемьянской (1923-1941). После захвата в плен её пытали и казнили через повешение. Перед смертью Зоя Космодемьянская произнесла легендарную речь, призывая жителей села бороться с нацистами и не бояться смерти в этой борьбе.
-
Виктор Татарский: «28 ноября 100 лет со дня рождения академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Российский интеллигент, одна из самых светлых личностей ХХ века. О значении для нас Дмитрия Сергеевича точно написал в своей книге “Добрые лица ХХ века”* Дмитрий Шеваров: “Высказанные им мысли, его облик, его голос - всё давало ощущение близости, родственности. Мы знали, что в Петербурге живёт Лихачёв, и одно это делало нас чуть разумнее, спокойнее, терпимее”. О роли музыки и театра в его жизни Дмитрий Сергеевич так написал в своих воспоминаниях: “В балет я стал ходить с четырёхлетнего возраста. Первое представление, на котором я был - «Щелкунчик». И больше всего меня поразил снег, падавший на сцене. Понравилась и ёлка. Потом я уже бывал и на взрослых спектаклях. Было у меня в театре и своё место. Наша ложа помещалась в третьем ярусе рядом с балконом. Между нашей ложей и первым местом балкона оставалось маленькое местечко, где сидеть мог только ребёнок. Это место и было моим. С тех пор балетная музыка Пуни и Минкуса, Чайковского и Глазунова неизменно поднимает моё настроение. «Дон Кихот», «Спящая...» и «Лебединое...», «Баядерка» и «Корсар» неразрывны в моём сознании с голубым залом Мариинского, входя в который я до сих пор ощущаю душевный подъём и бодрость”». «Па-де-де» из балета «Дон Кихот». Композитор Людвиг Минкус (Ludwig Minkus). Исполняет оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения. Дирижёр Георгий Жемчужин. Дмитрий Сергеевич Лихачёв родился 28 ноября 1906 года - советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, доктор филологических наук, профессор, академик Академии наук СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР, Сталинской премии второй степени и Государственных премий Российской Федерации; член Союза писателей СССР, председатель правления Российского (Советского до 1991 года) фонда культуры; автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры; автор работ (в том числе более сорока книг) по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы, многие из которых переведены на разные языки; автор около 500 научных и 600 публицистических трудов, внёсших значительный вклад в изучение древнерусской литературы и искусства. К 100-летию со дня рождения Дмитрия Лихачёва (1906-1999).
Упоминаемые персоны: Цезарь Пуни (Cesare Pugni, 1802-1870, итальянский композитор, работавший в театрах Милана, Парижа, Лондона и Санкт-Петербурга); Пётр Ильич Чайковский (1840-1893, русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик); Александр Константинович Глазунов (1865-1936, русский композитор и дирижёр, автор балета «Раймонда», ставшего самым известным сочинением Александра Глазунова).
-
Автор письма: Алексей Николаевич Герасимов, потомственный медик, заслуженный врач России, театрал, лауреат Всероссийских конкурсов чтецов, «23 ноября был день рождения русской актрисы Ангелины Иосифовны Степановой. Жизнь подарила мне счастье видеть её во многих спектаклях Московского Художественного театра - “Милый лжец”, “Вишнёвый сад”, “Идеальный муж”, “Сладкоголосая птица юности”. А впервые 26 января 1957 года я встретился с её Машей в “Трёх сёстрах”. С того дня Ангелина Осиповна стала моей любимой актрисой. Затем потрясение на спектакле “Мария Стюарт”, где она гениально играла Елизавету. Я написал ей письмо и получил ответное. “Люди, любящие, понимающие искусство театра, нам всегда и приятны, и дороги”, - писала мне Ангелина Осиповна. Потом произошло совсем фантастическое: любимая ученица Станиславского, ведущая актриса МХАТ занималась со студентом-медиком из Саратова искусством художественного слова, работала со мной над рассказом Паустовского “Тост”. На протяжении сорока лет Ангелина Осиповна была моим старшим другом. В общении очень проста, доступна, без какой-либо позы. До конца дней сохранила она достоинство и удивительное чувство юмора. Очень хорошо сказал о последнем периоде жизни актрисы Виталий Яковлевич Вульф: “Поэзия прошлого и проза неотменяемых жизненных обстоятельств вошли в содержание её сложной жизни. И вот теперь, когда она стала почти неслышащей, почти слепой, она сохранила свой мир. Ушла жёсткость оценок и лирический лад, как музыкальное сопровождение в драматических спектаклях, сопутствует её сегодняшнему распорядку”... Мне очень недостаёт дорогой Ангелины Осиповны. Когда я думаю о ней, на душе грустно и светло... Почему-то вспомнил сейчас романс Варламова “На заре ты её не буди”... P.S. Я написал книгу “Знакомцы давние мои”, посвящённую памяти Ангелины Осиповны Степановой. Книгой заинтересовались славные люди из нашего саратовского издательства “Аквариус”, которое возглавляет Нина Аркадьевна Ущева, а финансово очень помог Олег Павлович Табаков. Потом присоединились и другие добрые люди. Так что, надеюсь, что книга состоится», город Саратов. Виктор Татарский: «Книга Алексея Николаевича состоялась. Недавно я с большим интересом прочитал её»**. Романс «На заре ты её не буди». Композитор Александр Варламов. Поэт Афанасий Фет. Исполняет Сергей Лемешев. Партия фортепиано - Семён Стучевский. Запись 1950 года. 23 ноября 1905 года родилась советская российская актриса театра и кино, педагог; Герой Социалистического Труда, народная артистка СССР, лауреат Государственной премии СССР и Сталинской премии первой степени Ангелина Иосифовна (Осиповна) Степанова. К 101-му году со дня рождения Ангелины Степановой (1905-2000). 27 ноября 1801 года родился русский композитор, капельмейстер, певец и музыкальный критик Александр Егорович Варламов. К 205-летию со дня рождения Александра Варламова (1801-1848).
Упоминаемые персоны: Константин Сергеевич Станиславский (1863-1938, русский театральный режиссёр, актёр и педагог, теоретик и реформатор театра; создатель знаменитой актёрской системы, которая уже на протяжении столетия имеет огромную популярность в России и в мире; первый народный артист СССР, Кавалер ордена Ленина, почётный член Академии Наук СССР; в 1888 году стал одним из основателей Московского общества искусства и литературы, а в 1898 году вместе с Владимиром Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр); Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968, русский и советский писатель, сценарист и педагог, журналист, военный корреспондент); Виталий Яковлевич Вульф (1930-2011, советский и российский искусствовед, театровед, киновед и литературовед, переводчик, критик, публицист; заслуженный деятель искусств Российской Федерации; кандидат юридических наук, доктор исторических наук); Нина Аркадьевна Ущева (1930-2017, специальный корреспондент международного журнала «Век XX и мир», журналист Саратовского областного радио, редактор газеты «Ветеран Саратова»; основанное ею издательство «Аквариус» удостоено Диплома лауреата конкурса «Лучшие книги 2004», учреждённого Ассоциацией книгоиздателей России, за выпуск серии «Победители»); Олег Павлович Табаков (1935-2018, советский и российский актёр и режиссёр театра и кино, педагог; народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР, Российской Федерации и премии президента РФ; полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством»; художественный руководитель и директор МХТ им. А.П. Чехова; основатель и художественный руководитель Московского театра под руководством Олега Табакова («Табакерка»), член Совета при президенте Российской Федерации по культуре и искусству).
-
Авторы писем: Саша Анненков, «Здравствуйте, дорогой дядя Витя! Когда услышал передачу и также услышал, сколько к вам пишут людей, и вы исполняете их просьбы, решил написать вам. Учусь в 6 классе. Очень люблю музыку 40-х - 90-х годов прошлого века. Однажды по телевизору услышал старинный русский вальс “На сопках Маньчжурии”. Он мне очень понравился. Хотел его услышать ещё раз, но не получилось. Очень вас прошу: дайте в ваш эфир этот русский вальс», село Любимовка, Большесолдатский район, Курская область. Виктор Татарский: «Саша! Вальсу “На сопках Маньчжурии” в этом году 100 лет. Его автор Илья Алексеевич Шатров - участник Русско-японской войны, капельмейстер, то есть, военный дирижёр Мокшанского полка. Кстати, в 1906 году Шатров назвал этот вальс именно так: “Мокшанскій полкъ на сопкахъ Маньчжуріи”» и Павел Лебедев, студент 4 курса исторического факультета Нижегородского государственного педагогического университета, «История страны всегда отражается в песнях. Они могут рассказать о том, как те или иные события были восприняты современниками. Недавно мы отмечали столетие Русско-японской войны. Однако, до юбилея не часто вспоминали об этой непобедоносной войне. Между тем, там были и герои, которых забыли потомки. Один из подвигов совершили музыканты. Полк, капельмейстером которого был Илья Шатров, в сражении под Мукденом потерял командира. Тогда музыканты во главе с Шатровым повели солдат в бой и тем самым спасли полк от уничтожения. Шатров был впоследствии награждён орденом Станислава 3-й степени***. Он автор вальса “На сопках Маньчжурии”. Знаю, что на музыку были положены стихи. Но слышать именно песню “На сопках Маньчжурии” не приходилось». Песня-вальс «На сопках Маньчжурии» («Мокшанский полк на сопках Маньчжурии»). Композитор Илья Шатров. Стихи неизвестного автора. Исполняет Иван Козловский. Грампластинка 1944 года. К 100-летию вальса И.А. Шатрова «На сопках Маньчжурии».
-
Автор письма: Светлана Ивановна Согрина, «мой 13-летний внук Женька тоже знает вашу передачу. Когда по радио, помимо “Встречи...”, Вы читаете стихи или прозу, он говорит: “Вон, твоя «Встреча с песней» стихи читает” («Хороший слух у Жени», - замечает Виктор Татарский), а потом говорит: “Было бы клёво, если бы ты написала офигенное сочинение о творчестве Астафьева, а то, классуха корячит мне пару, да и пахан начнёт колбасить...”. А я, открыв рот от такого русского языка, говорю: “А что же ты сам, слабо?”. “Да, некогда мне! Я на информатику пошёл”. В наше время такого “русского” не было», город Бийск, Алтайский край. Виктор Татарский: «Светлана Ивановна! Такого не было. Другой был - молодёжный. В частности, школьный сленг всегда был. Только раньше он был, пожалуй, более для внутреннего употребления, а сейчас переходит рамки и проникает в общую разговорную речь. Всё это шелуха, отлетит. Как уйдут, надеюсь, из молодёжного языка все эти “типа”, “как бы” и “короче”, употребляемые ныне буквально через слово и совсем не к месту. Вот образец: “Ну, я, короче, прихожу к нему и как бы говорю, ну, ты, типа, что, блин, делаешь?”. Вот так. Красиво?.. Великий и могучий... Издевательство это над своим языком, над своей культурой, над самими собой! Ещё мы хотим, чтобы нас уважали - там. Да, мы сами себя не уважаем!.. “Каароче”, почти ничего не читают, а если, как бы и читают, то, “типаа”, ерунду всякую».
Упоминаемая персона: Виктор Петрович Астафьев (1924-2001, русский писатель, эссеист и драматург, сценарист; участник Великой Отечественной войны; Герой Социалистического Труда, кавалер ордена Ленина, лауреат двух Государственных премий СССР, Государственной премии РСФСР им. М. Горького и двух Государственных премий РФ; член Союза писателей СССР).
-
Автор письма: Юрий Александрович Кащеев, «Я прошу найти песню, с которой связаны события военных лет. Осенью 1943 года к нам в 20-ю школу города Кирова пришли инструкторы аэроклуба. Говорилось о том, что в тылу врага развернулась партизанская война. Однако, снабжение партизан всем необходимым возможно только по воздуху. Но немцы, имея превосходство в воздухе и мощное зенитное вооружение, препятствуют полётам наших самолётов. Тогда возникла идея использовать для этих целей транспортные планёры, которые буксируются на предельно возможную высоту перед линией фронта, отцепляются и далее бесшумно следуют до заданной цели. Большинство из нас приняло решение поступить в аэроклуб. Мы рвались на фронт... В 1944 году нас собрали в лагерь на аэродроме. Мы летали, прыгали с парашютом, перед нами были примеры легендарных лётчиков - Чкалова, Громова, Ляпидевского, Гризодубовой и многих других. Прошу вас найти популярную в довоенные годы песню, где были такие слова: “Смело шагайте вперёд, наши соколы, Армии Красной сыны”», город Пермь. Песня «С нами поёт вся страна». Композитор Матвей Блантер. Поэт Василий Лебедев-Кумач. Исполняет Евгений Толстов. Хор и оркестр Всесоюзного радио. Запись 1937 года.
Упоминаемые персоны: Валерий Павлович Чкалов (1904-1938, советский лётчик-испытатель, комбриг, Герой Советского Союза); Михаил Михайлович Громов (1899-1985, советский лётчик и военачальник, генерал-полковник авиации, спортсмен (чемпион СССР 1923 года по тяжёлой атлетике), профессор, Герой Советского Союза, заслуженный лётчик СССР); Анатолий Васильевич Ляпидевский (1908-1983, советский лётчик, генерал-майор авиации, первый Герой Советского Союза); Валентина Степановна Гризодубова (1909-1993, советская лётчица, полковник, участница одного из рекордных перелётов, участница Великой Отечественной войны, первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза, Герой Социалистического Труда; депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва).
-
Автор письма: Павел Андреевич Шабанов, город Томск. Песня «Письмо». Композитор Яков Рассин. Поэт Марина Карелина. Исполняет Клавдия Шульженко. Джаз-оркестр под управлением Алексея Семёнова. Грампластинка 1940 года.
Упоминаемая персона: Нина (первая любовь Павла Шабанова, «Хочу рассказать вам историю своей первой любви... Нину я встретил в Ачинске Красноярского края. Мы поступили на первый курс технологического техникума. Пролетело 4 студенческих года. Мы с Ниной всегда были вместе. Потом она уехала на работу в Казахстан, я уехал учиться в Томский институт инженеров транспорта. Первые годы мы переписывались, но со временем, всё реже... По окончании 4-го курса я сказал себе: “Всё, хватит ждать! Мы должны быть вместе”. А к этому времени полгода не писал ей. Она жила тогда на станции Кача Красноярского края. Подхожу к её двери, стучу. Открывает моя Нина. Увидела меня. Стоит бледная и держится за стенку. В глазах испуг, радость и печаль. Еле вымолвила: “Паша, я так долго ждала тебя... Прости меня...”. Из комнаты раздаётся мужской голос: “Нина, кто это к нам пришёл?”. Собравшись с силами, я сказал: “Я тоже долго ждал встречи с тобой, но, конечно, не такой. Прости и ты меня...”. Уехал. Окончил институт. Женился. Заимел троих сыновей, квартиру, хорошую работу, дачу, машину - то есть, все внешние атрибуты жизни на лицо, но нет душевного покоя и по сей день. На письма мои Нина не отвечала. А вскоре уехала жить к сыну в Новосибирск. Через много лет узнал её адрес, дозвонился до её сына. Он сообщил мне: “Месяц назад мама его скончалась...”. Вот грустная история первой любви. Прошу вас в честь памяти Нины передать во “Встрече...” нашу песню “Письмо” в исполнении Клавдии Шульженко: “...письмо мне от него, его когда-то я любила...”»).
-
От автора: песня «Москва» («Moskau»). Композитор Ральф Зигель (Ralph Siegel). Поэт Бернд Майнунгер (Bernd Meinunger). Исполняет группа «Чингисхан» («Dschinghis Khan»). Запись 1979 года.
Завершая передачу, Виктор Витальевич Татарский благодарит всех давних друзей «Встречи...», кто поздравил её с 1000-м выпуском и передал автору передачи добрые слова в день его рождения.
Примечание: * Дмитрий Геннадьевич Шеваров, книга портретов «Освещённые солнцем. Добрые лица ХХ века» («книга представляет собой сборник литературных портретов замечательных людей, озаривших светом своей личности ХХ век. Среди них - деятели искусства, литературы, науки, подвижники добра и милосердия»). «Московские учебники и Картолитография», 2004 год.
Примечание: ** первое издание книги Алексея Николаевича Герасимова «Знакомцы давние мои» датировано 2005 годом (издательство «Аквариус»). Спустя 15 лет, в сентябре 2020 года при поддержке Правительства Саратовской области в кино-издательском центре «Саратовтелефильм» - «Добродея» вышел новый вариант книги А.Н. Герасимова «Знакомцы давние мои. Неслужебные записки врача и заядлого театрала», собравший на своих страницах «разнообразные театральные впечатления, накопленные за 60 лет». Автор провёл несколько встреч с читателями, на которых презентовал эту книгу. Одна из встреч состоялась в
Примечание: *** в 1905 году Илья Алексеевич Шатров был награждён орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами. Орден Святого Станислава - Императорский и Царский Орден, существовавший с 1831 по 1917 год.
Выпуск 1001 радиопередачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире
Выпуск 1000 | Выпуск 1004 |
Намерение создать архив легендарной передачи Виктора Витальевича Татарского «Встреча с песней» неоднократно обсуждалось в интернет-сообществах. Эта идея высказывалась и в письмах, звучащих на радио. Ведь «Встреча с песней» - не только старейшая музыкальная передача страны, известная, без преувеличения, миллионам слушателей, это не только новый формат, придуманный на советском радио, но и уникальное явление в масштабах мирового радиовещания, аналогов которому просто нет. Авторская передача Виктора Татарского идёт в эфире с января 1967 года в неизменной концепции, суть которой наиболее ёмко определяет фраза: «песня в судьбе человека».
В бытность широкого распространения проводного и эфирного радиовещания, в период, когда передача звучала на волнах Первой программы Всесоюзного радио, то есть, транслировалась на территорию, превышающую географически СССР, «Встреча с песней» получала до 3 тысяч писем в месяц - рекордное количество корреспонденции среди всех передач советского радио! Она сумела пробудить у радиослушателей желание делиться с миром своими личными историями, связанными с любимой песней или памятной мелодией. И, конечно, «Встречу...» ждали, отмечая в календаре даты эфиров, чтобы в привычный вечер включить радиоприёмник и услышать... голос ведущего, который не спутать ни с каким другим. Голос, непохожий на голоса дикторов советского радио ни тембром, ни подачей. Во времена тотального официоза и шаблонных фраз, звучащих в эфире, потребность в спокойной, доверительной беседе, в искренности интонаций восполняла именно «Встреча с песней»... Именно поэтому в ней в равной степени уникальны: и манера работы у микрофона Виктора Татарского, и музыкальные записи (порой раритетные), и, конечно, содержательные письма (письма-воспоминания, письма-исповеди), звучащие в передаче, без которых «Встреча с песней» просто немыслима!
Во «Встрече...» впервые зазвучали записи, которые раньше были в закрытом фонде или вообще запрещены. Нередко с большим трудом Виктору Татарскому и редакторам передачи Терезе Рымшевич и Татьяне Зубовой приходилось преодолевать цензурные запреты как в отношении тем, затрагиваемых слушателями в письмах, так и по поводу записей. Ведь, действительно, редкие фонограммы звучат во «Встрече...» и чаще всего лишь один раз за все годы существования передачи, а если и имеются повторы, то редко - раз в пять лет. Именно во «Встрече с песней» впервые в эфире отечественного радио прозвучали песни Александра Вертинского, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина, Аллы Баяновой, Александра Галича, Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Александра Башлачёва...
Всесоюзное радио архивировало выпуски «Встречи с песней». Многие из этих магнитофонных лент сегодня хранит Гостелерадиофонд России... Передачи периода 2000-х годов публиковал официальный сайт «Радио России». Но этот архив был безвозвратно утерян. А в настоящее время новые выпуски «Встречи с песней» доступны на сайте радиостанции, увы, лишь в течение приблизительно года...
Отдельные выпуски (или их фрагменты) по мере оцифровки давних студийных лент и магнитозаписей из частных аудиоархивов время от времени публикуются на различных сайтах. Так на сайте «Старое радио» появилась коллекция «Встречи с песней» преимущественно середины - второй половины 1980-х годов. Участникам музыкальной соцсети «На завалинке» также удалось собрать часть архивных выпусков радиопередачи. Некоторое время назад сайт «MOSKVA.FM» архивировал записи «Встречи...» и, более того, предлагал текстовые расшифровки выпусков. Однако и этот архив был убран из общественного доступа... Сегодня пользователи социальной сети «ВКонтакте» могут общаться в сообществе «Встреча с песней. Автор и ведущий Виктор Татарский», созданном давней слушательницей радиопередачи Людмилой Калининой. А также слушать опубликованные самими радиослушателями аудиозаписи выпусков передачи «Встреча с песней» разных лет в сообществе «Архив радиопередачи “Встреча с песней”», созданном Сергеем Владимировым. Благодаря слушательнице Елене Маршак веб-архив пополнился целым блоком архивных аудио- и текстовых записей (с расшифровками, а также с указанием, что очень ценно, дат эфиров) многих выпусков передачи. Большую помощь в наполнении веб-архива «Встречи...» оказала член Союза журналистов РФ Надежда Ивановна Юдина из города Дятьково, любезно предоставившая бесценные тетради своей старшей подруги, слушательницы «Встречи с песней» с 1968 года, Азы Степановны Никишиной, которая многие годы методично вела записи выпусков любимой передачи. Также как это делала с 3 января 1968 года Людмила Сысуева из Свердловской области. Она передала веб-архиву свои записи о многих выпусках передачи. Филофонист Борис Щеглов поделился с веб-архивом редкими записями передачи «Встреча с песней», выходившими в эфир с 1983 по 1993 годы, а также помог уточнить значительный объём данных по выпускам разных лет. Вместе с единомышленниками - «поисковой группой из Подмосковья» (так называет их Виктор Татарский), он систематизировал из множества источников информацию о передачах «Встреча с песней», «Запишите на ваши магнитофоны» и «На всех широтах». За что ему и всем его коллегам из «поисковой группы» большое спасибо.
К середине 2019 года киноведом и редактором Еленой Бельской была завершена систематизация информации о «Встрече с песней», взятая из многих источников. Скрупулёзно, в течение нескольких лет Елене Бельской удалось собрать сведения о музыкальных произведениях, звучавших в большинстве выпусков радиопередачи, начиная с 1968 года! Этот список и стал основой веб-архива, предлагаемого вашему вниманию сайтом «Retroportal.ru». Если в информации о выпуске «Встречи с песней» указывались имя исполнителя и аккомпаниатора, то есть, представлялось возможным идентифицировать музыкальные записи и разыскать их (при отсутствии аудиозаписи самого выпуска передачи), то они становились дополнениями к тексту, переданному Еленой Бельской. Таким образом, сегодня пользователи веб-архива имеют возможность не только узнать о музыкальных произведениях, звучавших в том или ином выпуске, но и послушать архивные фонограммы...
На радийном сленге, утвердившемся ещё с советских времён, сюжеты (репортажи, интервью, комментарии), звучащие как в информационных выпусках новостей, так и в программах различной тематики, называются «кадрами». Автор и ведущий Виктор Витальевич Татарский именует «кадром» связку «письмо-песня»: завязка сюжета в содержании письма (иногда это фрагмент книги, статьи), а развязка в песне или мелодии, звучащей следом. В целях максимально подробного раскрытия информации аудиозаписи каждого выпуска «Встречи с песней», найденные на просторах глобальной сети, точно также разделены на «кадры», фрагменты. Они представлены в той же последовательности, что и в выпуске, прозвучавшем в эфире. Именно так, даже в таком виде, сохраняется (что очень важно!) драматургия выпуска, строго подчинённая авторскому замыслу.
Следует обратить внимание на то, что текстовые описания выпусков передачи могут отличаться от их звукового оригинала. В веб-архиве передачи информация по мере возможности подаётся в уточнённом и дополненном виде. Ведь поиски новых данных о названиях, об исполнителях, об авторстве тех или иных музыкальных произведений, о годах их записи никогда не прекращаются. К тому же год от года, благодаря широкому развитию сети Интернет, становится ещё больше известно о каких-то ранее неведомых моментах в биографиях творческих или политических деятелей, упоминаемых в передаче персон. В том числе в открытом доступе находится информация и об участниках «Встречи...». Как выясняется, авторы писем порой это известные в своих кругах личности, с неординарной судьбой, достойные быть героями отдельных интереснейших биографических книг!
Архив в веб-формате на страницах данного сайта представлен в виде: списка выпусков в хронологическом порядке, именного указателя, содержащего информацию о вокалистах, композиторах, поэтах, музыкантах, исполнительских коллективах, списка имён авторов писем во «Встречу с песней» и интерактивной карты писем, алфавитного перечня музыкальных произведений (другие сайты, также предлагающие к прослушиванию записи «Встречи с песней», столь развёрнутого описания содержания выпусков не имеют). Помимо этого, пользователи веб-архива могут узнать интересные факты о радиопередаче «Встреча с песней» и её создателях, прочитать интервью Виктора Татарского, статьи о передаче, опубликованные в печатных и электронных СМИ в разные годы, цитаты из книг, где она упоминается, а также познакомиться с авторами писем, помощниками и другими участниками любимой «Встречи...» - со всеми теми преданными радиослушателями, о которых сам Виктор Витальевич в одном из выпусков ёмко сказал: «...по секрету хочу сказать вам, что всех тех, кто пишет во “Встречу...” или просто слушает её, считаю лучшей частью человечества».
Для удобства навигации по веб-архиву под каждым «кадром» (фрагментом) выпуска со знаком «#» (решётка) прописаны ключевые слова (хештеги), при переходе по которым, можно сформировать подборку выпусков на определённую тему, затронутую в письмах радиослушателей и озвученную автором передачи. Кроме того, для удобства поиска по веб-архиву через поисковые системы по мере необходимости под «кадром» (фрагментом) публикуется краткая информация о персонах, как известных, так и о персонах из частной жизни авторов писем, упомянутых в этом фрагменте выпуска.
Большая благодарность всем, кто записывал на магнитофоны «Встречу с песней», сберёг эти записи, а с приходом эры цифрового звука смог оцифровать магнитофонные ленты и продолжает архивировать выпуски передачи. Если у вас имеются старые магнитофонные ленты с записями выпусков радиопередачи, личные списки песен и композиций, которые в разные годы звучали в передаче и которые отсутствуют в опубликованных выпусках на сайте архива, отклики по следам услышанной передачи, а также если вы заметили неточности в описании выпусков, располагаете иной дополнительной информацией, пишите по адресу или через формоотправитель.
Создание веб-архива «Встречи с песней» на сайте «Retroportal.ru» было начато в 2019 году с разрешения автора и ведущего радиопередачи, народного артиста России Виктора Витальевича Татарского.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте