Автор письма: Александра Васильевна Жданова, город Камышин, Волгоградская область.
Песня «О чём ты тоскуешь, товарищ-моряк?».
Композитор Василий Соловьёв-Седой. Поэт Василий Лебедев-Кумач. Исполняет Леонид Утёсов. Джаз-оркестр под управлением Леонида Утёсова. Грампластинка 1943 года.
25 апреля 1907 года родился композитор, пианист и общественный деятель; Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, лауреат Ленинской премии и двух Сталинских премий 2-й степени, кавалер трёх орденов Ленина Василий Павлович Соловьёв-Седой. Ко дню рождения Василия Соловьёва-Седого (1907-1979).
Упоминаемая персона:
Соня Баркова (одноклассница Александры Ждановой, во время Великой Отечественной войны на базе Чанчасувай (находящейся на берегу Японского моря в Приморском крае) в концерте самодеятельности пела песню, которую «очень давно ношу в душе... связана эта песня с моей трудной жизнью. Дело в том, что я всю жизнь живу трудно и физически, и морально - всё не знаю отдыха, всё работаю; меня очень часто “клюёт жареный петух”. Другой раз так клюнет, что думаю: всё, наверное, не переживу. И вот тогда на выручку приходит песня:
“О чём ты тоскуешь, товарищ моряк,
Гармонь твоя стонет и плачет,
И ленты повисли, как траурный флаг -
Скажи нам, что всё это значит?..”
Сильная песня! Это даже не песня, а что-то очень такое, что и слов-то не подобрать... Вот она всегда и выручает меня, когда мне бывает трудно. Я её пою и думаю: вот этому-то человеку было ещё трудней!»).
Автор письма: Вера Сидорчук, город Иркутск.
Украинская песня «Стоит гора высокая».
Поэт Леонид Глибов. Исполняет Анатолий Соловьяненко (концертная запись).
Автор письма: Ольга Ивановна Бунина, «уморительный, пленительный “Дуэт кошечек” для всех музыкальных кошек и их менее музыкальных хозяев», Москва.
«Дуэт кошечек» («Две кошечки»).
Композитор Джоаккино Россини (Gioacchino Antonio Rossini). Исполняют солистки Детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения Наташа Марьина и Таня Фроловская.
Автор письма: Виктор Михайлович Никифоров, учитель, в 1960-м году, будучи семиклассником, впервые посмотрел фильм «Последний дюйм»; «мы, мальчишки, мечтавшие о путешествиях, приключениях и подвигах, несколько раз смотрели этот фильм. Запомнились слова песни,звучавшей в фильме:
“Земля трещит, как пустой орех,
Как щепка, трещит броня...
А Бена вновь разбирает смех -
Какое мне дело до всех до вас,
А вам до меня!”
На школьном смотре мы с одноклассниками исполнили эту песню. Ни этот фильм, ни песню видеть и слышать больше не приходилось...», город Чита.
«Песня Бена» («Куплеты Бена») из кинофильма «Последний дюйм» по одноимённому рассказу английского писателя, журналиста и военного корреспондента Джеймса Олдриджа (James Aldridge) (1958 год, режиссёры Теодор Вульфович и Никита Курихин).
Композитор Мечислав Вайнберг. Поэт Марк Соболь. Исполняет Михаил Рыба. Эстрадный оркестр Гостелерадио под управлением Юрия Силантьева. Запись 1960 года.
Автор письма: Татьяна Алёшина, в 1959 году работала на строительстве одного из пяти сахарных заводов в Орловской области, город Орёл.
Дуэт Вали и Алексея из оперетты «Искатели сокровищ».
Композитор Семён Заславский. Поэт Анатолий Софронов. Исполняют артисты Московского театра оперетты Зоя Белая и Александр Ткаченко.
Упоминаемые персоны:
Зоя Николаевна (инженер-строитель из города Орёл, трудилась прорабом на строительстве главного корпуса сахарного завода в Орловской области);
Михаил Синицын (инженер-строитель из города Орёл, трудился прорабом на строительстве инженерных сооружений сахарного завода в Орловской области; вместе с Зоей Николаевной исполнял дуэт из оперетты, в котором были такие слова: «Сады цветут зелёные...»).
Автор письма: Галина Сергеевна Баринова, «В дни моей молодости произошла история с одной песней. Я жила в городе Выборге. Наши комсомольские организации районной ячейки Выборгского района Ленинградской области выехали на восстановление одного финского кладбища. Разбили лагерь. И после трудового дня развели костёр с участием самодеятельности от каждого звена с присуждением первого места. Из нашей группы выступила я с песней “Дорогая пропажа”, аккомпанируя себе на баяне. Там были такие слова:
“Самой нежной любви наступает конец
Бесконечной тоски обрывается пряжа.
Что мне делать с тобой и с собой наконец
Как тебя позабыть, дорогая пропажа...”
Песня всем очень понравилась. Но она не вписывалась тогда в “комсомольские идеалы” и, естественно, первого места нам не дали. Но что произошло потом! Меня затаскивали то в одну, то в другую палатку с просьбой спеть снова и снова. Не знаю, сколько раз я её исполняла... Некоторые даже плакали... Эту песню я очень люблю. Я никогда не слышала её ни в чьём исполнении, не помню откуда знаю слова...», Санкт-Петербург.
Песня «Дорогая пропажа».
Автор музыки и слов Александр Вертинский. Исполняет Александр Вертинский(фрагмент концерта в Центральном доме актёра в Москве, 1956 год).
Автор письма: Римма Васильевна Мусатова, «пожалуйста, передайте романс “Взгляд твоих чёрных очей” в память о моём любимом человеке...», город Челябинск.
Романс «Взгляд твоих чёрных очей».
Композитор Николай Зубов. Поэт И.Железко*. Исполняет Тамара Церетели. Грампластинка 1945 года.
Автор письма: Светлана Николаевна Гетманова (Фризен), Германия, «На канале “РТР-планета” посмотрела фильм о работе советского и российского радио и о передаче “Встреча с песней”, бессменным ведущим которой Вы являетесь. Мне вспомнилась Ваша передача: человек просил передать песню “До завтра” в исполнении Гелены Великановой. Он писал о том, что во время флотской службы на Дальнем Востоке они ходили в увольнительные на берег и, конечно же, ходили с девушками на танцы. А в заключении танцев всегда звучала эта песня**... Я слушала эту историю и вспоминала: мы жили тогда в Кара-Куле (Киргизия). Здесь строиили Токтогульскую ГЭС. Моря рядом не было, но я представляла себе моряков, которым и с девушкой хочется побыть подольше, и потом мчаться к причалу, чтобы не опоздать на корабль. Слова этой песни помогали пережить время ожиданий. И не только им, конечно же. А ещё мне вспомнилось лето 1963-го в прежнем городе Калининабаде (Таджикистан), где тогда завершалось строительство головной ГЭС, когда мы, пятиклассники, бегали по вечерам в наш уютный парк и тоже слушали эту и многие другие песни, звучавшие на танцплощадке. И всё это было в единой стране... А есть ли возможность слушать Вашу передачу, живя в Германии?» Виктор Татарский: «Конечно, Светлана Николаевна! По Интернету. В конце каждой “Встречи...” я говорю адрес».
Песня-вальс «До завтра» («Domani»).
Композитор Ульпио Минуччи (Ulpio Minucci), автор аранжировки Оскар Фельцман. Поэт Антони Велона (Antony Velona), автор русского текста Юрий Цейтлин. Исполняет Гелена Великанова. Оркестр Московского театра эстрады. Дирижёр Николай Минх. Запись 1959 года.
Автор письма: Ирина Александровна Соловьёва, «На протяжении многих лет, уж и не помню, скольких, я с большим удовольствием и благодарностью слушаю Вашу передачу. Но сама Вам никогда не писала... Фокстрот “Гольфстрим” впервые услышала на концерте саратовского джаз-оркестра “РЕТРО” (Jazz-band “RETRO” под управлением Никиты Духовникова), в котором звучало много симпатичных мне мелодий. Руководитель оркестра сказал, что мелодия “Гольфстрим” звучала в советском фильме “Подвиг разведчика”. Я, конечно, видела эту картину. Но по причине своего в ту пору малолетства, на мелодию не обратила никакого внимания, потому что полностью была захвачена сюжетом. А между тем, эта мелодия очень красивая и понравилась не мне одной...», Москва.
Фокстрот «Гольфстрим» («Golfstrom»), звучавший в кинофильме «Подвиг разведчика» (1947 год, режиссёр Борис Барнет).
Композитор Гельмут Вернике (Helmuth Wernicke). Исполняет оркестр под управлением Франца Тона (Franz Thon Und Seine Tanzrhythmiker).
Примечание: * по уточнённым данным, автор слов старинного романса, написанного в конце XIX века композитором Николаем Владимировичем Зубовым, «Взгляд твоих чёрных очей» не Пётр Железняков, а И.Железко.
Примечание: ** очевидно, Светлана Николаевна Гетманова (Фризен) вспоминает письмо Михаила Григорьевича Шевкунова из Вологодской области, звучавшее по Всесоюзному радио 21 февраля 1986 года в 464 выпуске «Встречи с песней».
Выпуск 1407 радиопередачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире «Радио России» 24 апреля 2021 года.
Создание открытого общедоступного веб-архива самой уникальной в истории мирового радиовещания передачи «Встреча с песней» начато в 2019 году с одобрения народного артиста России Виктора Витальевича Татарского. Основу контента составляют личная фонотека автора и ведущего передачи, аудиозаписи и текстовые материалы из коллекций филофонистов и радиослушателей, фондов библиотек и архивов России и Беларуси.
Для дальнейшего пополнения веб-архива передачи будем признательны всем неравнодушным людям, в коллекциях которых есть любые материалы, имеющие непосредственное отношение ко «Встрече с песней» и персоне Виктора Татарского: магнитофонные бобины и компакт-кассеты с записями «Встречи...» (или их оцифровки), текстовые заметки о содержании выпусков, газетные и журнальные публикации с интервью Виктора Татарского, воспоминаниями и откликами о «Встрече с песней», биографическими материалами об авторах писем - участниках передачи и кто может поделиться ими с веб-архивом, пишите по адресу или через формоотправитель.