Автор письма: Ольга Ивановна Бунина, «...чёрные силы жадною толпой стоящие у трона, расправились с обличителем, прямо назвавшим их палачами Свободы, Гения и Славы. причём, уже тогда возникла версия: за дуэлью скрывается настоящее убийство. Лермонтов убит тайным убийцей, замаскированным в кустах в овраге. А выстрел Мартынова - просто камуфляж. Знал ли об этом Мартынов, другой вопрос. Существуют и прямые, и косвенные доказательства. Самое главное: вскрытие показало, что пуля прошла с правого боку снизу влево через сердце и вышла вверх через левое плечо. Мартынов стоял прямо перед Лермонтовым. И его пуля никак не могла пройти по такой траектории. И пуля была не пистолетная, а оружейная... Версию убийства замалчивали, но она существовала в разных видах, например, в повести Паустовского “Разливы рек”. Недавно обнаружен такой факт: за несколько дней до трагической дуэли в Пятигорск приехал известный врач, добрый знакомый бабушки Лермонтова Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Он привёз Лермонтову посылочку от бабушки и пригласил его к себе. Они встретились и беседовали. А когда буквально через два-три дня Лермонтов погиб, врач добился своего присутствия и освидетельствование убитого. Через два дня после освидетельствования этот врач был найден на своей квартире мёртвым. Якобы он нечаянно выпил отравы... О музыке, которую так любил Лермонтов. Помните, “по небу полуночи ангел летел, и дивную песню он пел...” Или “в детстве была песня, которую пела мне мать и от которой я плакал...” В память “о юной жертве интриг и опалы” (это из стихотворения осетинского поэта Коста Хетагурова, читанного им на открытии памятника Лермонтову в Пятигорске) пусть прозвучит в исполнении Надежды Андреевны Обуховой романс на стихотворение Лермонтова “Звезда”», Москва.
Романс «Звезда».
Композитор Виктор Оранский. Поэт Михаил Лермонтов. Исполняет Надежда Обухова. Фортепиано Матвей Сахаров.
27 июля 1841 года в Пятигорске на дуэли был убит русский поэт, прозаик, драматург и художник Михаил Юрьевич Лермонтов. «Творчество Лермонтова, в котором сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшие насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы и оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX веков. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинным кладезем для оперного, симфонического и романсового творчества. Многие из них стали народными песнями». К 180-летию со дня гибели Михаила Лермонтова (1814-1841).
Упоминаемые персоны:
Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968, русский и советский писатель, сценарист и педагог, журналист, военный корреспондент; повесть «Разливы рек» заканчивается тем, что умирающему Лермонтову слышится второй выстрел. «На вопрос, почему Паустовский написал про второй выстрел, ответ был ошеломляющий: “Просто я убеждён, что Мартынов не убивал Лермонтова”. “Расскажите, почему же вы так считаете?” - попросили его. И Паустовский рассказал о разговоре в купе поезда с одним профессором-медиком. Этот профессор, изучив медицинское заключение о смерти Лермонтова, пришёл к выводу, что в поэта стрелял кто-то второй» - фрагмент статьи «Кто убил Лермонтова? или Мнение Паустовского»);
Елизавета Алексеевна Арсеньева (в девичестве Столыпина, 1773-1845, бабушка Михаила Юрьевича Лермонтова со стороны матери. В среде биографов поэта получила титул «самой знаменитой бабушки русской литературы»; она была крёстной матерью Михаила Лермонтова; «страстно любила внука, который в детстве не отличался крепким здоровьем; энергичная и настойчивая, прилагала все усилия, чтобы дать внуку всё, на что только может претендовать продолжатель рода Лермонтовых; обладала недюжинным умом, силой воли и деловой хваткой», как отмечал в 1896 году М.Е. Меликов на страницах журнала «Русская старина» в «Заметках и воспоминаниях художника-живописца», «Елизавета Арсеньева была женщиной деспотичного, непреклонного характера, привыкшая повелевать; она отличалась замечательной красотой, происходила из старинного дворянского рода и представляла собой типичную личность помещицы старого закала, любившей при том высказать всякому в лицо правду, хотя бы самую горькую»);
Коста Леванович Хетагуров (1859-1906, осетинский поэт, драматург, публицист, этнограф, живописец, общественный деятель; основоположник осетинской литературы).
Автор письма: Роза Ивановна Щеглова, город Приозёрск, Ленинградская область.
Песня «Что затуманилась, зоренька ясная».
Композитор Александр Варламов. Поэт Александр Вельтман. Исполняет Георгий Абрамов. Гитара Александр Иванов-Крамской. Запись 1948 года.
Упоминаемые персоны:
Анастасия Сергеевна Скворцова (мать Розы Щегловой, «была достаточно неординарным человеком, проучившись в школе, по её выражению, “только одну зиму”, она ни в коей мере не могла считаться человеком непросвещённым - много читала, многим интересовалась, особенно историей России. Жизнь у мамы, как и у многих из её поколения, была тяжёлой. Во время войны она вместе с нами, четырьмя детьми оказалась в концентрационном лагере. После войны поднимала нас одна... У мамы был красивый голос. Семейные праздники не обходились без её пения. Помню, что ей нравилась песня “Что затуманилась, зоренька ясная”. Хотя мама любила грустные песни, но была очень жизнелюбивым человеком, необыкновенно терпеливым и очень добрым»);
Александр Фомич Вельтман (1800-1870, российский картограф, лингвист, археолог, поэт и писатель; участник Русско-турецкой войны 1828-1829 годов, подполковник; действительный статский советник, член-корреспондент Петербургской Академии наук, действительный член Русского археологического общества; родоначальник жанра исторического фэнтези, одним из первых в мировой литературе применил приём путешествия во времени; редактор и один из авторов «Древностей Российского государства», переводчик «Слова о полку Игореве», издатель альманаха «Картины света», главный редактор журнала «Москвитянин»; организатор московских литературных четвергов. В повести в стихах Александра Вельтмана 1831 года «Муромские леса» песню поют разбойники по просьбе героя повести Буривора, первая строка звучит: «Что отуманилась, зоренька ясная»).
Автор письма: Татьяна Александровна Внучкова, как сказано в письме, «житель блокадного Ленинграда»: «Я - геофизик. Всю жизнь работала в экспедициях и объездила весь Советский Союз - Великую Россию. На опыте убедилась в реальности той дружбы народов, которая была в России. В частности, работала и в Казахстане. Казахи отличаются исключительным гостеприимством, дружелюбием, спокойным, рассудительным нравом. К тому же, отличаются удивительно чистым, жизнерадостным пением. В экспедициях я любила ночевать не в душной палатке, а на земле под открытым небом. Дождей летом в пустыне почти не бывает. В безлунную ночь лежишь на остывающей после дневного зноя земле, чёрное звёздное небо и такая же чёрная земля. Так что, горизонт сливается с небом и земля не ощущается - как в невесомости. Теряется чувство верха и низа, и кажется, что плывёшь в этой чёрной невесомости среди звёзд, а рядом что-то мурлычет “Спидола” - радиоприёмник... И вдруг, в тишине этого чёрного пространства зазвучал чистый, невесомый, буквально ангельский голос. Он пел легко и естественно как поют птицы... “Ночь молчит и тени густеют но видно: бледнеет пред зарёй восход...” Это был голос Алибека Днишева, которого с тех пор я ни разу не слышала и пластинок не встречала, сколько ни искала. Так хочется услышать ещё хоть раз его чудный голос, божественную музыку и ласковые слова: “До зари, до утра прохлады я петь серенады буду для тебя...”», Псковская область.
«Серенада Смита» из 2-го действия оперы «Пертская красавица».
Композитор Жорж Бизе. Исполняет Алибек Днишев.
30 июля 1951 года родился казахский, советский камерный и оперный певец и педагог, народный артист СССР Алибек Мусаевич Днишев. К 70-летию Алибека Днишева.
Упоминаемые персоны:
Давелбаевы (семья Давелбаевых из Казахстана - давние знакомые Татьяны Внучковой, «если найдётся запись казахского певца, то пусть она будет приветом моим знакомым казахам, в частности, семье Давелбаевых и напоминаем о том хорошем, что было между нашими народами в нашей беспечной молодости. Пусть ваша “Встреча...” служит и дальше связующим и объединяющим мостиком между всеми нами!»).
Автор письма: Фания Гельмуловна Оскарова, «от имени четырёх дочерей, четырёх зятей, семи внуков, семи правнуков письмо написала старшая дочь Фариды и Гельмуллы Темирбулатовых», Оренбург.
Татарская народная песня «Авыл кое»* («Деревенский колодец», «Деревенские напевы»).
Исполняет Фарида Кудашева(на татарском языке).
Упоминаемые персоны:
Фарида Гибадрахмановна Темирбулатова (мать Фании Оскаровой, «была справедливой, мудрой и очень трудолюбивой»);
Гельмулла Хабибуллович Темирбулатов (отец Фании Оскаровой, «воевал в 81-й Гвардейской Панфиловской дивизии** под Москвой. Папа имел разряд по парашютному спорту и его забросили к немцам в 27 километрах от Москвы. Он привёл “языка” - немца»).
Виктор Татарский читает заметку «Солнечный клоун», опубликованную в газете «Новый Арбат в Саратове»: «Народный артист Советского Союза Олег Константинович Попов родился 31 июля 1930 года в деревне Вырубово кунцевского района Московской области. В 43-м году Олег поступает учеником слесаря на полиграфический комбинат “Правда”. В 44-м году поступает в государственное училище циркового искусства, которое оканчивает в 50-м году по специальности “Эксцентрин на проволоке”. На сцене саратовского цирка он дебютировал в 51-м году. прозвище “Солнечный клоун” Олег Попов получил в 56-м. В то время он был на гастролях в Бельгии. И таким прозвищем его наделила Бельгийская королева. Оно стало главным титулом, под которым его узнавали во всех частях света. Впрочем, среди его титулов и достижений немало и других, в частности, Главный приз самого престижного циркового конкурса в Монте-Карло “Золотой клоун”».
«Песенка о цирке».
Композитор Владлен Махлянкин. Поэт Зоя Петрова. Исполняет Олег Попов.
31 июля 1930 года родился советский и российский артист цирка, режиссёр, актёр, народный артист СССР Олег Константинович Попов. Ко дню рождения Олега Попова (1930-2016).
Автор письма: Зинаида Георгиевна Великая, «Я родилась и выросла в городе-порте Архангельске. Отец мой был моряком и говорил мне: “Не выходи замуж за моряка - будешь всю жизнь маяться”. Но я не послушалась, стала женой моряка. И ни минуты не жалела. За кого же мне ещё выходить, если я всё своё детство распевала любимую песню: “Я в тревоге за всех моряков”... Сейчас я сама работаю на радио в Архангельске. Много песен ставлю в эфир, но эту песню не могу нигде найти. Она как-будто ушла, растворилась во времени вместе с моим детством... А тут были праздники - День работников морского и речного флота, День рыбака, День Военно-морского флота. И так хочется вспомнить об этой славной песне!.. Вот лишь короткие фразы из памяти: “...где-то в море они, дни и ночи одни, далеко, далеко, далеко от родных берегов...” Передайте эту песню! Найдите её и возродите на “Радио России”», город Архангельск.
Песня «Над Кронштадтом туман».
Композитор Владимир Дмитриев. Поэт Сергей Беликов. Исполняет Гертруда Юхина. Инструментальный ансамбль под управлением Владимира Дмитриева. Грампластинка 1966 года.
Упоминаемая персона:
Сергей Великий (супруг Зинаиды Великой, моряк, «у моего мужа 31 июля день рождения. Он был бы рад услышать песню, которая помогла мне сделать выбор в жизни»).
Автор письма: Анна Григорьевна Бельская, «Уже полвека я живу в Заполярье. Любимыми на танцевальных вечерах у нас были вальсы. И среди них выделяли мы вальс “В лесу”. К сожалению, пластинка та сломалась и больше нигде я этот вальс не встречала и уже много лет не слышала, лишь отдельные моменты его звучат в моей памяти...», город Апатиты, Мурманская область.
Вальс «В лесу».
Композитор Вильгельм Беккер (Wilhelm Becker). Исполняет оркестр.
Автор письма: Валентина Тучина, «Прожили мы с мужем 45 лет в мире и дружбе. Был он у меня очень скромный, застенчивый, никогда не обижал меня и детей. Грубого слова от него не слышали. Но пришла беда - не стало его... А незадолго до этого он просил меня написать вам, чтобы исполнили его просьбу - его любимую песню “В детство билетов нет...”. Её пела Эдита Пьеха. Не довелось ему услышать... Огромная просьба к вам: разыщите эту песню. И хотя уже много лет прошло, передайте в его память. Мы послушаем песню и вспомним его добрым словом», город Астрахань.
Песня «Город детства»***.
Авторы Фрэнк Миллер (Frank Miller), Ричард Дер (Richard Dehr) и Терри Гилкисон (Terry Gilkyson), автор аранжировки Александр Броневицкий. Автор русского текста Роберт Рождественский. Исполняет Эдита Пьеха и ансамбль «Дружба». Запись 1960-х годов.
31 июля 1937 года родилась советская и российская эстрадная певица, актриса, народная артистка СССР Эдита Станиславовна Пьеха. Ко дню рождения Эдиты Пьехи.
От автора:
песня «Я хочу быть с тобой».
Композитор Вячеслав Бутусов. Поэт Илья Кормильцев. Исполняет группа «Наутилус Помпилиус», солист Вячеслав Бутусов. Запись 1988 года.
Примечание: * название татарской народной песни - «Авыл кое».
Примечание: ** очевидно, имеется в виду 8-я гвардейская стрелковая Режицкая ордена Ленина, Краснознамённая, ордена Суворова дивизия имени Героя Советского Союза генерал-майора И.В. Панфилова, которая была сформирована из граждан Казахской ССР и Киргизской ССР в июне-августе 1941 года и прославилась в боях под Москвой, приостановив наступление передовых соединений немецкой группы армий «Центр» на столицу СССР в октябре и ноябре 1941 года; известна подвигом 28-ми героев-панфиловцев из личного состава 4-й стрелковой роты 2-го стрелкового батальона 1075-го стрелкового полка, 16 ноября 1941 года в районе разъезда Дубосеково. 18 ноября 1941 года за мужество и героизм дивизия получила почётное звание гвардейская, а 23 ноября 1941 года стала именной, в честь погибшего в бою 18 ноября командира Ивана Васильевича Панфилова.
Примечание: *** оригинальное (англоязычное) название песни, известной в исполнении Эдиты Пьехи как «Город детства», «Green Fields» («Зелёные поля»).
Выпуск 1415 радиопередачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире «Радио России» 31 июля 2021 года.
Намерение создать архив легендарной передачи Виктора Витальевича Татарского «Встреча с песней» неоднократно обсуждалось в интернет-сообществах. Эта идея высказывалась и в письмах, звучащих на радио. Ведь «Встреча с песней» - не только старейшая музыкальная передача страны, известная, без преувеличения, миллионам слушателей, это не только новый формат, придуманный на советском радио, но и уникальное явление в масштабах мирового радиовещания, аналогов которому просто нет. Авторская передача Виктора Татарского идёт в эфире с января 1967 года в неизменной концепции, суть которой наиболее ёмко определяет фраза: «песня в судьбе человека».
В бытность широкого распространения проводного и эфирного радиовещания, в период, когда передача звучала на волнах Первой программы Всесоюзного радио, то есть, транслировалась на территорию, превышающую географически СССР, «Встреча с песней» получала до 3 тысяч писем в месяц - рекордное количество корреспонденции среди всех передач советского радио! Она сумела пробудить у радиослушателей желание делиться с миром своими личными историями, связанными с любимой песней или памятной мелодией. И, конечно, «Встречу...» ждали, отмечая в календаре даты эфиров, чтобы в привычный вечер включить радиоприёмник и услышать... голос ведущего, который не спутать ни с каким другим. Голос, непохожий на голоса дикторов советского радио ни тембром, ни подачей. Во времена тотального официоза и шаблонных фраз, звучащих в эфире, потребность в спокойной, доверительной беседе, в искренности интонаций восполняла именно «Встреча с песней»... Именно поэтому в ней в равной степени уникальны и манера работы у микрофона Виктора Татарского, и музыкальные записи (порой раритетные), и, конечно, содержательные письма (письма-воспоминания, письма-исповеди), звучащие в передаче, без которых «Встреча с песней» просто немыслима!
Во «Встрече...» впервые зазвучали записи, которые раньше были в закрытом фонде или вообще запрещены. Нередко с большим трудом Виктору Татарскому и редакторам передачи Терезе Рымшевич и Татьяне Зубовой приходилось преодолевать цензурные запреты как в отношении тем, затрагиваемых слушателями в письмах, так и по поводу записей. Ведь, действительно, редкие фонограммы звучат во «Встрече...» и чаще всего лишь один раз за все годы существования передачи, а если и имеются повторы, то редко - раз в пять лет. Именно во «Встрече с песней» впервые в эфире отечественного радио прозвучали песни Александра Вертинского, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина, Аллы Баяновой, Александра Галича, Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Александра Башлачёва...
Всесоюзное радио архивировало выпуски «Встречи с песней». Многие из этих магнитофонных лент сегодня хранит Гостелерадиофонд России... Передачи периода 2000-х годов публиковал официальный сайт «Радио России». Но этот архив был безвозвратно утерян. А в настоящее время новые выпуски «Встречи с песней» доступны на сайте радиостанции, увы, лишь в течение приблизительно последнего года...
Отдельные выпуски (или их фрагменты) по мере оцифровки давних студийных лент и магнитозаписей из частных аудиоархивов время от времени публикуются на различных сайтах. Так на сайте «Старое радио» появилась коллекция «Встречи с песней» преимущественно середины - второй половины 1980-х годов. Участникам музыкальной соцсети «На завалинке» также удалось собрать часть архивных выпусков радиопередачи. Некоторое время назад сайт «MOSKVA.FM» архивировал записи «Встречи...» и, более того, предлагал текстовые расшифровки выпусков. Однако и этот архив был убран из общественного доступа... Сегодня пользователи социальной сети «ВКонтакте» могут общаться в сообществе «Встреча с песней. Автор и ведущий Виктор Татарский», созданном давней слушательницей радиопередачи Людмилой Калининой. А также слушать опубликованные самими радиослушателями аудиозаписи выпусков передачи «Встреча с песней» разных лет в сообществе «Архив радиопередачи “Встреча с песней”», созданном Сергеем Владимировым. Благодаря слушательнице Елене Маршак веб-архив пополнился целым блоком архивных аудио- и текстовых записей (с расшифровками, а также с указанием, что очень ценно, дат эфиров) многих выпусков передачи. Большую помощь в наполнении веб-архива «Встречи...» оказала член Союза журналистов РФ Надежда Ивановна Юдина из города Дятьково, любезно предоставившая бесценные тетради своей старшей подруги, слушательницы «Встречи с песней» с 1968 года, Азы Степановны Никишиной, которая многие годы методично вела записи выпусков любимой передачи. Также как это делала с 3 января 1968 года Людмила Сысуева из Свердловской области. Она передала веб-архиву свои записи о многих выпусках передачи. Филофонист Борис Щеглов поделился с веб-архивом редкими записями передачи «Встреча с песней», выходившими в эфир с 1983 по 1993 годы, а также помог уточнить значительный объём данных по выпускам разных лет. Вместе с единомышленниками - «поисковой группой из Подмосковья» (так называет их Виктор Татарский), он систематизировал из множества источников информацию о передачах «Встреча с песней», «Запишите на ваши магнитофоны» и «На всех широтах». За что ему и всем его коллегам из «поисковой группы» большое спасибо.
К середине 2019 года киноведом и редактором Еленой Бельской была завершена систематизация информации о «Встрече с песней», взятая из многих источников. Скрупулёзно, в течение нескольких лет Елене Бельской удалось собрать сведения о музыкальных произведениях, звучавших в большинстве выпусков радиопередачи, начиная с 1968 года! Этот список и стал основой веб-архива, предлагаемого вашему вниманию сайтом «Retroportal.ru». Если в информации о выпуске «Встречи с песней» указывались имя исполнителя и аккомпаниатора, то есть, представлялось возможным идентифицировать музыкальные записи и разыскать их (при отсутствии аудиозаписи самого выпуска передачи), то они становились дополнениями к тексту, переданному Еленой Бельской. Таким образом, сегодня пользователи веб-архива имеют возможность не только узнать о музыкальных произведениях, звучавших в том или ином выпуске, но и послушать архивные фонограммы...
На радийном сленге, утвердившемся ещё с советских времён, сюжеты (репортажи, интервью, комментарии), звучащие как в информационных выпусках новостей, так и в программах различной тематики, называются «кадрами». Автор и ведущий Виктор Витальевич Татарский именует «кадром» связку «письмо-песня»: завязка сюжета в содержании письма (иногда это фрагмент книги, статьи), а развязка в песне или мелодии, звучащей следом. В целях максимально подробного раскрытия информации аудиозаписи каждого выпуска «Встречи с песней», найденные на просторах глобальной сети, точно также разделены на «кадры», фрагменты. Они представлены в той же последовательности, что и в выпуске, прозвучавшем в эфире. Именно так, даже в таком виде, сохраняется (что очень важно!) драматургия выпуска, строго подчинённая авторскому замыслу.
Следует обратить внимание на то, что текстовые описания выпусков передачи могут отличаться от их звукового оригинала. В веб-архиве передачи информация по мере возможности подаётся в уточнённом и дополненном виде. Ведь поиски новых данных о названиях, об исполнителях, об авторстве тех или иных музыкальных произведений, о годах их записи никогда не прекращаются. К тому же год от года, благодаря широкому развитию сети Интернет, становится ещё больше известно о каких-то ранее неведомых моментах в биографиях творческих или политических деятелей, упоминаемых в передаче персон. В том числе в открытом доступе находится информация и об участниках «Встречи...». Как выясняется, авторы писем порой это известные в своих кругах личности, с неординарной судьбой, достойные быть героями отдельных интереснейших биографических книг!
Для удобства навигации по веб-архиву под каждым «кадром» (фрагментом) выпуска со знаком «#» (решётка) прописаны ключевые слова (хештеги), при переходе по которым, можно сформировать подборку выпусков на определённую тему, затронутую в письмах радиослушателей и озвученную автором передачи. Кроме того, для удобства поиска по веб-архиву через поисковые системы по мере необходимости под «кадром» (фрагментом) публикуется краткая информация о персонах, как известных, так и о персонах из частной жизни авторов писем, упомянутых в этом фрагменте выпуска.
Большая благодарность всем, кто записывал на магнитофоны «Встречу с песней», сберёг эти записи, а с приходом эры цифрового звука смог оцифровать магнитофонные ленты и продолжает архивировать выпуски передачи. Если у вас имеются старые магнитофонные ленты с записями выпусков радиопередачи, личные списки песен и композиций, которые в разные годы звучали в передаче и которые отсутствуют в опубликованных выпусках на сайте архива, отклики по следам услышанной передачи, а также если вы заметили неточности в описании выпусков, располагаете иной дополнительной информацией, пишите по адресу или через формоотправитель.
Создание веб-архива «Встречи с песней» на сайте «Retroportal.ru» было начато в 2019 году с разрешения автора и ведущего радиопередачи, народного артиста России Виктора Витальевича Татарского.