Автор письма: Ольга Ивановна Бунина, «...чёрные силы жадною толпой стоящие у трона, расправились с обличителем, прямо назвавшим их палачами Свободы, Гения и Славы. причём, уже тогда возникла версия: за дуэлью скрывается настоящее убийство. Лермонтов убит тайным убийцей, замаскированным в кустах в овраге. А выстрел Мартынова - просто камуфляж. Знал ли об этом Мартынов, другой вопрос. Существуют и прямые, и косвенные доказательства. Самое главное: вскрытие показало, что пуля прошла с правого боку снизу влево через сердце и вышла вверх через левое плечо. Мартынов стоял прямо перед Лермонтовым. И его пуля никак не могла пройти по такой траектории. И пуля была не пистолетная, а оружейная... Версию убийства замалчивали, но она существовала в разных видах, например, в повести Паустовского “Разливы рек”. Недавно обнаружен такой факт: за несколько дней до трагической дуэли в Пятигорск приехал известный врач, добрый знакомый бабушки Лермонтова Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Он привёз Лермонтову посылочку от бабушки и пригласил его к себе. Они встретились и беседовали. А когда буквально через два-три дня Лермонтов погиб, врач добился своего присутствия и освидетельствование убитого. Через два дня после освидетельствования этот врач был найден на своей квартире мёртвым. Якобы он нечаянно выпил отравы... О музыке, которую так любил Лермонтов. Помните, “по небу полуночи ангел летел, и дивную песню он пел...” Или “в детстве была песня, которую пела мне мать и от которой я плакал...” В память “о юной жертве интриг и опалы” (это из стихотворения осетинского поэта Коста Хетагурова, читанного им на открытии памятника Лермонтову в Пятигорске) пусть прозвучит в исполнении Надежды Андреевны Обуховой романс на стихотворение Лермонтова “Звезда”», Москва.
Романс «Звезда».
Композитор Виктор Оранский. Поэт Михаил Лермонтов. Исполняет Надежда Обухова. Фортепиано Матвей Сахаров.
27 июля 1841 года в Пятигорске на дуэли был убит русский поэт, прозаик, драматург и художник Михаил Юрьевич Лермонтов. «Творчество Лермонтова, в котором сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшие насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы и оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX веков. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинным кладезем для оперного, симфонического и романсового творчества. Многие из них стали народными песнями». К 180-летию со дня гибели Михаила Лермонтова (1814-1841).
Упоминаемые персоны:
Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968, русский и советский писатель, сценарист и педагог, журналист, военный корреспондент; повесть «Разливы рек» заканчивается тем, что умирающему Лермонтову слышится второй выстрел. «На вопрос, почему Паустовский написал про второй выстрел, ответ был ошеломляющий: “Просто я убеждён, что Мартынов не убивал Лермонтова”. “Расскажите, почему же вы так считаете?” - попросили его. И Паустовский рассказал о разговоре в купе поезда с одним профессором-медиком. Этот профессор, изучив медицинское заключение о смерти Лермонтова, пришёл к выводу, что в поэта стрелял кто-то второй» - фрагмент статьи «Кто убил Лермонтова? или Мнение Паустовского»);
Елизавета Алексеевна Арсеньева (в девичестве Столыпина, 1773-1845, бабушка Михаила Юрьевича Лермонтова со стороны матери. В среде биографов поэта получила титул «самой знаменитой бабушки русской литературы»; она была крёстной матерью Михаила Лермонтова; «страстно любила внука, который в детстве не отличался крепким здоровьем; энергичная и настойчивая, прилагала все усилия, чтобы дать внуку всё, на что только может претендовать продолжатель рода Лермонтовых; обладала недюжинным умом, силой воли и деловой хваткой», как отмечал в 1896 году М.Е. Меликов на страницах журнала «Русская старина» в «Заметках и воспоминаниях художника-живописца», «Елизавета Арсеньева была женщиной деспотичного, непреклонного характера, привыкшая повелевать; она отличалась замечательной красотой, происходила из старинного дворянского рода и представляла собой типичную личность помещицы старого закала, любившей при том высказать всякому в лицо правду, хотя бы самую горькую»);
Коста Леванович Хетагуров (1859-1906, осетинский поэт, драматург, публицист, этнограф, живописец, общественный деятель; основоположник осетинской литературы).
Автор письма: Роза Ивановна Щеглова, город Приозёрск, Ленинградская область.
Песня «Что затуманилась, зоренька ясная».
Композитор Александр Варламов. Поэт Александр Вельтман. Исполняет Георгий Абрамов. Гитара Александр Иванов-Крамской. Запись 1948 года.
Упоминаемые персоны:
Анастасия Сергеевна Скворцова (мать Розы Щегловой, «была достаточно неординарным человеком, проучившись в школе, по её выражению, “только одну зиму”, она ни в коей мере не могла считаться человеком непросвещённым - много читала, многим интересовалась, особенно историей России. Жизнь у мамы, как и у многих из её поколения, была тяжёлой. Во время войны она вместе с нами, четырьмя детьми оказалась в концентрационном лагере. После войны поднимала нас одна... У мамы был красивый голос. Семейные праздники не обходились без её пения. Помню, что ей нравилась песня “Что затуманилась, зоренька ясная”. Хотя мама любила грустные песни, но была очень жизнелюбивым человеком, необыкновенно терпеливым и очень добрым»);
Александр Фомич Вельтман (1800-1870, российский картограф, лингвист, археолог, поэт и писатель; участник Русско-турецкой войны 1828-1829 годов, подполковник; действительный статский советник, член-корреспондент Петербургской Академии наук, действительный член Русского археологического общества; родоначальник жанра исторического фэнтези, одним из первых в мировой литературе применил приём путешествия во времени; редактор и один из авторов «Древностей Российского государства», переводчик «Слова о полку Игореве», издатель альманаха «Картины света», главный редактор журнала «Москвитянин»; организатор московских литературных четвергов. В повести в стихах Александра Вельтмана 1831 года «Муромские леса» песню поют разбойники по просьбе героя повести Буривора, первая строка звучит: «Что отуманилась, зоренька ясная»).
Автор письма: Татьяна Александровна Внучикова, как сказано в письме, «житель блокадного Ленинграда»: «Я - геофизик. Всю жизнь работала в экспедициях и объездила весь Советский Союз - Великую Россию. На опыте убедилась в реальности той дружбы народов, которая была в России. В частности, работала и в Казахстане. Казахи отличаются исключительным гостеприимством, дружелюбием, спокойным, рассудительным нравом. К тому же, отличаются удивительно чистым, жизнерадостным пением. В экспедициях я любила ночевать не в душной палатке, а на земле под открытым небом. Дождей летом в пустыне почти не бывает. В безлунную ночь лежишь на остывающей после дневного зноя земле, чёрное звёздное небо и такая же чёрная земля. Так что, горизонт сливается с небом и земля не ощущается - как в невесомости. Теряется чувство верха и низа, и кажется, что плывёшь в этой чёрной невесомости среди звёзд, а рядом что-то мурлычет “Спидола” - радиоприёмник... И вдруг, в тишине этого чёрного пространства зазвучал чистый, невесомый, буквально ангельский голос. Он пел легко и естественно как поют птицы... “Ночь молчит и тени густеют но видно: бледнеет пред зарёй восход...” Это был голос Алибека Днишева, которого с тех пор я ни разу не слышала и пластинок не встречала, сколько ни искала. Так хочется услышать ещё хоть раз его чудный голос, божественную музыку и ласковые слова: “До зари, до утра прохлады я петь серенады буду для тебя...”», Псковская область.
«Серенада Смита» из 2-го действия оперы «Пертская красавица».
Композитор Жорж Бизе. Исполняет Алибек Днишев.
30 июля 1951 года родился казахский, советский камерный и оперный певец и педагог, народный артист СССР Алибек Мусаевич Днишев. К 70-летию Алибека Днишева.
Упоминаемые персоны:
Давелбаевы (семья Давелбаевых из Казахстана - давние знакомые Татьяны Внучиковой, «если найдётся запись казахского певца, то пусть она будет приветом моим знакомым казахам, в частности, семье Давелбаевых и напоминаем о том хорошем, что было между нашими народами в нашей беспечной молодости. Пусть ваша “Встреча...” служит и дальше связующим и объединяющим мостиком между всеми нами!»).
Автор письма: Фания Гельмуловна Оскарова, «от имени четырёх дочерей, четырёх зятей, семи внуков, семи правнуков письмо написала старшая дочь Фариды и Гельмуллы Темирбулатовых», Оренбург.
Татарская народная песня «Авыл кое»* («Деревенский колодец», «Деревенские напевы»).
Исполняет Фарида Кудашева(на татарском языке).
Упоминаемые персоны:
Фарида Гибадрахмановна Темирбулатова (мать Фании Оскаровой, «была справедливой, мудрой и очень трудолюбивой»);
Гельмулла Хабибуллович Темирбулатов (отец Фании Оскаровой, «воевал в 81-й Гвардейской Панфиловской дивизии** под Москвой. Папа имел разряд по парашютному спорту и его забросили к немцам в 27 километрах от Москвы. Он привёл “языка” - немца»).
Виктор Татарский читает заметку «Солнечный клоун», опубликованную в газете «Новый Арбат в Саратове»: «Народный артист Советского Союза Олег Константинович Попов родился 31 июля 1930 года в деревне Вырубово кунцевского района Московской области. В 43-м году Олег поступает учеником слесаря на полиграфический комбинат “Правда”. В 44-м году поступает в государственное училище циркового искусства, которое оканчивает в 50-м году по специальности “Эксцентрин на проволоке”. На сцене саратовского цирка он дебютировал в 51-м году. прозвище “Солнечный клоун” Олег Попов получил в 56-м. В то время он был на гастролях в Бельгии. И таким прозвищем его наделила Бельгийская королева. Оно стало главным титулом, под которым его узнавали во всех частях света. Впрочем, среди его титулов и достижений немало и других, в частности, Главный приз самого престижного циркового конкурса в Монте-Карло “Золотой клоун”».
«Песенка о цирке».
Композитор Владлен Махлянкин. Поэт Зоя Петрова. Исполняет Олег Попов.
31 июля 1930 года родился советский и российский артист цирка, режиссёр, актёр, народный артист СССР Олег Константинович Попов. Ко дню рождения Олега Попова (1930-2016).
Автор письма: Зинаида Георгиевна Великая, «Я родилась и выросла в городе-порте Архангельске. Отец мой был моряком и говорил мне: “Не выходи замуж за моряка - будешь всю жизнь маяться”. Но я не послушалась, стала женой моряка. И ни минуты не жалела. За кого же мне ещё выходить, если я всё своё детство распевала любимую песню: “Я в тревоге за всех моряков”... Сейчас я сама работаю на радио в Архангельске. Много песен ставлю в эфир, но эту песню не могу нигде найти. Она как-будто ушла, растворилась во времени вместе с моим детством... А тут были праздники - День работников морского и речного флота, День рыбака, День Военно-морского флота. И так хочется вспомнить об этой славной песне!.. Вот лишь короткие фразы из памяти: “...где-то в море они, дни и ночи одни, далеко, далеко, далеко от родных берегов...” Передайте эту песню! Найдите её и возродите на “Радио России”», город Архангельск.
Песня «Над Кронштадтом туман».
Композитор Владимир Дмитриев. Поэт Сергей Беликов. Исполняет Гертруда Юхина. Инструментальный ансамбль под управлением Владимира Дмитриева. Грампластинка 1966 года.
Упоминаемая персона:
Сергей Великий (супруг Зинаиды Великой, моряк, «у моего мужа 31 июля день рождения. Он был бы рад услышать песню, которая помогла мне сделать выбор в жизни»).
Автор письма: Анна Григорьевна Бельская, «Уже полвека я живу в Заполярье. Любимыми на танцевальных вечерах у нас были вальсы. И среди них выделяли мы вальс “В лесу”. К сожалению, пластинка та сломалась и больше нигде я этот вальс не встречала и уже много лет не слышала, лишь отдельные моменты его звучат в моей памяти...», город Апатиты, Мурманская область.
Вальс «В лесу».
Композитор Вильгельм Беккер (Wilgelm Becker, Василий Фёдорович Беккер)***. Исполняет оркестр.
Автор письма: Валентина Тучина, «Прожили мы с мужем 45 лет в мире и дружбе. Был он у меня очень скромный, застенчивый, никогда не обижал меня и детей. Грубого слова от него не слышали. Но пришла беда - не стало его... А незадолго до этого он просил меня написать вам, чтобы исполнили его просьбу - его любимую песню “В детство билетов нет...”. Её пела Эдита Пьеха. Не довелось ему услышать... Огромная просьба к вам: разыщите эту песню. И хотя уже много лет прошло, передайте в его память. Мы послушаем песню и вспомним его добрым словом», город Астрахань.
Песня «Город детства»****.
Авторы Фрэнк Миллер (Frank Miller), Ричард Дер (Richard Dehr) и Терри Гилкисон (Terry Gilkyson), автор аранжировки Александр Броневицкий. Автор русского текста Роберт Рождественский. Исполняет Эдита Пьеха и ансамбль «Дружба». Запись 1960-х годов.
31 июля 1937 года родилась советская и российская эстрадная певица, актриса, народная артистка СССР Эдита Станиславовна Пьеха. Ко дню рождения Эдиты Пьехи.
От автора:
песня «Я хочу быть с тобой».
Композитор Вячеслав Бутусов. Поэт Илья Кормильцев. Исполняет группа «Наутилус Помпилиус», солист Вячеслав Бутусов. Запись 1988 года.
Примечание: * название татарской народной песни - «Авыл кое».
Примечание: ** очевидно, имеется в виду 8-я гвардейская стрелковая Режицкая ордена Ленина, Краснознамённая, ордена Суворова дивизия имени Героя Советского Союза генерал-майора И.В. Панфилова, которая была сформирована из граждан Казахской ССР и Киргизской ССР в июне-августе 1941 года и прославилась в боях под Москвой, приостановив наступление передовых соединений немецкой группы армий «Центр» на столицу СССР в октябре и ноябре 1941 года; известна подвигом 28-ми героев-панфиловцев из личного состава 4-й стрелковой роты 2-го стрелкового батальона 1075-го стрелкового полка, 16 ноября 1941 года в районе разъезда Дубосеково. 18 ноября 1941 года за мужество и героизм дивизия получила почётное звание гвардейская, а 23 ноября 1941 года стала именной, в честь погибшего в бою 18 ноября командира Ивана Васильевича Панфилова.
Примечание: *** Василий Фёдорович Беккер (Wilhelm Fridrich Becker, 1859-1926) - русский военный капельмейстер, автор многочисленных вальсов и маршей. Выпускник Саксон-Веймарской консерватории. На русскую службу поступил в январе 1886 года. Был капельмейстером в воинских соединениях Российской Империи. После Октябрьской революции, с июля 1920 года работал инструктором Военно-музыкантских курсов Петроградского военного округа.
Примечание: **** оригинальное (англоязычное) название песни, известной в исполнении Эдиты Пьехи как «Город детства», «Green Fields» («Зелёные поля»).
Выпуск 1415 радиопередачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире «Радио России» 31 июля 2021 года.
Создание открытого общедоступного веб-архива самой уникальной в истории мирового радиовещания передачи «Встреча с песней» начато в 2019 году с одобрения народного артиста России Виктора Витальевича Татарского. Основу контента составляют личная фонотека автора и ведущего передачи, аудиозаписи и текстовые материалы из коллекций филофонистов и радиослушателей, фондов библиотек и архивов России и Беларуси.
Для дальнейшего пополнения веб-архива передачи будем признательны всем неравнодушным людям, в коллекциях которых есть любые материалы, имеющие непосредственное отношение ко «Встрече с песней» и персоне Виктора Татарского: магнитофонные бобины и компакт-кассеты с записями «Встречи...» (или их оцифровки), текстовые заметки о содержании выпусков, газетные и журнальные публикации с интервью Виктора Татарского, воспоминаниями и откликами о «Встрече с песней», биографическими материалами об авторах писем - участниках передачи и кто может поделиться ими с веб-архивом, пишите по адресу или через формоотправитель.