Автор письма: Зоя Фёдоровна Горелова, город Пенза.
Народная песня «Ох, в Таганроге».
Исполняет ансамбль казачьей песни «Криница». Руководитель Владимир Капаев.
Упоминаемые персоны:
Фёдор Иванович Горелов (отец Зои Гореловой, «работал на тракторном заводе. У него была бронь во время войны, так как он был лучшим наладчиком станков... В 43 году пришло письмо, что похоронили отца моего на левом берегу Днепра. Мама не верила, что он погиб и ждала, ждала всю жизнь...»);
Мария (мать Зои Гореловой, «до войны мы жили в Сталинграде. Мама воспитывала двух дочек... Родители не хотели верить, что немцы войдут в город. Однажды папа прибежал с завода с кулёчком муки и говорит: “Мария! Уходит последний эшелон. Забирай детей и добирайтесь до Тамбовской области - до родителей”. Добрались до вокзала, а немецкие самолёты стали бомбить железную дорогу. И отправились мы пешком по военным дорогам при налётах. Мама закрывала нас своим телом, была ранена. Так мы шли до Тамбовской области целый год... У мамы был хороший голос. Возвращаясь с работы, её просили: “Мария, запевай!” Пела она и дома. И, пропев песню “Ох, в Таганроге загубили молодого казака...”, горько плакала, как будто эта песня про неё... Если можно, посвятите эту песню верным женщинам, потерявшим любимых, не видавшим молодости из-за проклятой войны, которая и их детям снится всю жизнь»).
Автор письма: Валентина Михайловна Уткина, город Ангарск.
Песня «Ленинград мой, милый брат мой...» («Ленинградская песенка», «Песня о Ленинграде»).
Композитор Анатолий Лепин. Поэт Павел Шубин. Исполняет Вадим Козин. Аккомпанемент на аккордеонах: Давид Ашкенази и Аркадий Тимофеев. Грампластинка 1943 года.
8 сентября 1941 года фашистские войска, имея превосходство в силах, вышли к окраинам Ленинграда и Ладожскому озеру, отрезав город от тыла страны. Началась 900-дневная блокада Ленинграда. К 80-летию начала блокады Ленинграда.
Упоминаемые персоны:
Нина, Мария, Михаил (сёстры и брат Валентины Уткиной; «8 сентября сгорели бадаевские продовольственные склады. Блокада. Голод. Бесконечные обстрелы и бомбёжки... “сто двадцать пять блокадных грамм с огнём и кровью пополам...”. От голода умирали семьями. Наша семья состояла из семи человек. 18 декабря 41 года пошёл на работу папа и не вернулся. У него были все наши продовольственные карточки. Вскоре не стало четырёхлетнего братца, который, умирая, просил кусочек хлебца. Потом не стало мамочки... Старшая сестра Нина, я и брат Миша пошли добровольцами в армию. Младшая сестричка Машенька была определена в детский дом... Пусть прозвучит песня для всех ленинградцев, которым довелось пережить блокаду»).
Автор письма: Николай Фёдорович Гультиков, «В 1978 году, благодаря “Встречи с песней” вы помогли мне отыскать друга детства, с которым расстались сразу после войны. Теперь переписка поддерживает нас... Шёл 48-й год. Небольшой шахтёрский посёлок в Кузбассе. Осенний поздний вечер. По радио звучала музыка по просьбам слушателей. Вдруг зазвучал марш. Он звучал громко и очень как-то кстати. Раньше марши звучали чаще. Они всегда в какой-то мере настраивали, поднимали дух. Великие композитора в своих симфонических произведениях никогда не отказывались от оркестровых маршей. Бетховен написал марш к “Афинским развалинам”, “Турецкий марш” положил на ноты Моцарт, “Персидский марш” написал Штраус. Верди - марш к опере “Аида” и, конечно же, Чайковский к балету “Щелкунчик” тоже написал марш. Много написано маршей. Но сегодня звучит единственный марш во Дворцах бракосочетания - “Свадебный марш” Мендельсона. Видимо, в какой-то мере отстранились, отошли от “духаподъёмной музыки” композиторы, а зря. Марш всегда вселял в мужчину мужество, стойкость, верность делу и чести», город Братск, Иркутская область.
«Марш танкистов».
Композитор Семён Чернецкий. Исполняет оркестр Министерства обороны, дирижёр Виталий Еремеев.
12 сентября 2021 года - День танкиста (советский, российский, белорусский и украинский ежегодный профессиональный праздник танкистов и танкостроителей, отмечаемый обычно во второе воскресенье сентября).
Упоминаемые персоны:
Людвиг ван Бетховен (Ludwig van Beethoven) (1770-1827, немецкий композитор и пианист, последний представитель «венской классической школы»);
Вольфганг Амадей Моцарт (Wolfgang Amadeus Mozart) (1756-1791, австрийский композитор и музыкант-виртуоз, один из самых популярных классических композиторов);
Иоганн Штраус (сын, Johann Baptist Strauss) (1825-1899, австрийский композитор, дирижёр и скрипач, признанный «король вальса», автор многочисленных танцевальных произведений и нескольких популярных оперетт);
Джузеппе Фортунино Франческо Верди (Giuseppe Fortunino Francesco Verdi) (1813-1901, итальянский композитор, творчество которого признано одним из величайших достижений мирового оперного искусства и кульминацией развития итальянской оперы XIX века);
Пётр Ильич Чайковский (1840-1893, русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик; его творчество представляет собой чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру; Чайковский является одним из величайших композиторов мира, ярким представителем музыкального романтизма и одним из выдающихся лириков и драматургов-психологов в музыке, углубившимся в психологический анализ сложных и противоречивых явлений жизни);
Якоб Людвиг Феликс Мендельсон Бартольди (Jakob Ludwig Felix Mendelssohn Bartholdy) (1809-1847, немецкий композитор, пианист, дирижёр; один из крупнейших представителей романтизма в музыке; глава Лейпцигской школы в немецкой музыке, основатель Лейпцигской консерватории).
Автор письма: Дмитрий Александрович Шорохов-Снегур*, участник Великой Отечественной войны «почти с самого начала и до окончания, прошедший тяжёлыми огненными дорогами от Сталинграда до Берлина», «...два процента бойцов моего возраста остались в живых в этой мясорубке, среди них ваш покорный слуга. Что пришлось пережить мне, ни словами рассказать, ни пером описать. Подобные кошмары, разве что, можно увидеть в логове дьявола, если, конечно, он есть. Наши потери в этой войне огромны. Невозможно сосчитать, сколько людей, убитых на фронте, умерших от ран и голода... Цвет жизни бывшего Советского Союза был подорван, особенно у нас, русских. А ведь нация наша была самая могучая по уверению Чаадаева... Я прошёл все девять кругов “дантового ада” и остался живой. Утверждаю совершенно серьёзно: у человека пять чувств, а шестое - это дар божий. Он охраняется и опекается твоими ангелами-хранителями. Галактика наша не одна во Вселенной. В пространстве Вселенной нет предела, ни конца, ни края. Материя вечна, её никто не создавал. Она существует всегда в мироздании. Время не имеет ни начала, ни конца. Земля наша - не единственная в Галактике. Всё уходит и возвращается на круги своя. И человек тоже... Я родился и появлюсь вновь. Пройдёт при этом немало лет. Прошу вспомнить песню “Умер бедняга в больнице военной”», город Темрюк, Краснодарский край.
Песня «Умер бедняга в больнице военной».
Композитор Яков Пригожий. Поэт - великий князь Константин Романов(К.Р.). Исполняет Надежда Плевицкая, партия фортепиано: Александр Зарема. Грампластинка 1909 года (по уточнённым данным).
Упоминаемая персона:
Пётр Яковлевич Чаадаев (1794-1856, русский философ и публицист; его труды были запрещены к публикации в императорской России).
Автор письма: Валерий Иванович Калинин, «Раньше по радио и телевидению довольно часто транслировали концерты ансамбля имени Александрова. Солистами там были Евгений Беляев, Иван Букреев, Вадим Русланов, позже - Василий Штефуца, Эдуард Лабковский... Особенно меня поражал хрустальный голос Евгения Беляева. Я знал о нём немало. Знал и то, что он в составе артиллерийского расчёта прошёл огненными вёрстами Отечественной войны все четыре года. Достать пластинки, диски, кассеты с его исполнением до сих пор не смог. Прошу вас дать возможность услышать и, естественно, записать голос народного артиста Советского Союза Евгения Михайловича Беляева», город Ершов, Саратовская область.
Песня «Скворец с Арбата».
Композитор Юрий Милютин. Поэт Виктор Винников. Исполняет Евгений Беляев. Запись 1969 года.
11 сентября 1926 года родился советский российский певец (лирический тенор), народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, солист Ансамбля песни и пляски Советской армии имени А.В. Александрова Евгений Михайлович Беляев. К 95-летию со дня рождения Евгения Беляева (1926-1994).
Упоминаемые персоны:
Иван Семёнович Букреев (1924-1998, советский и российский певец (лирический тенор); народный артист РСФСР);
Вадим Львович Русланов (1926-1996, советский театральный актёр, певец (баритон); народный артист РСФСР);
Василий Иванович Штефуца (1936 г.р., советский и российский певец (лирический тенор), народный артист России);
Эдуард Максович Лабковский (1936 г.р., советский и российский оперный и эстрадный певец; народный артист РСФСР).
Автор письма: Галина Викторовна Волкова, «Письма - это часть, можно сказать, основная часть вашей передачи. А она у меня вызывает душевный трепет. Я заранее планирую свои дела так, чтобы уже никто меня не смог отвлечь от приёмника. Многие, написавшие вам, мечтают, чтобы в это же время на другом краю Земли приник бы к радиоприёмнику дорогой человек и также настроил своё сердце на волну далёкой юности. И это не важно, что жизнь прожита и встреча никогда не состоится...», город Рязань.
Песня «Два берега» из кинофильма «Жажда»(1959 год, режиссёр Евгений Ташков).
Композитор Андрей Эшпай. Поэт Григорий Поженян. Исполняет Валентина Дворянинова(фрагмент фонограммы кинофильма).
Упоминаемая персона:
Анатолий Дмитриевич («житель Красноярского края бывший тихоокеанец», давний знакомый Галины Волковой, «...так уж вышло, что он любил свой Красноярский край, а я любила своё Приморье. Верю, что прожил он свою жизнь достойно, хоть, наверное, и не легко - уж очень у него был “ответственный характер”, да и очень решительный. Однажды, когда ехал домой в отпуск, отставал от поезда, в последний момент ухватился за поручни вагона, а так как двери были закрыты, залез на крышу и более двух часов полусогнувшись ехал до следующей станции. А что я?.. Жизнь удалась. Теперь я рязаночка. Езжу иногда в свой любимый Владивосток. Только он теперь уже чужой: много китайских рынков и море машин, для которых правил дорожного движения не существует... Но это уже другая история. Это не лирика, а проза жизни...).
Автор письма: Рудольф Алексеевич Поликарпов, город Пермь, «...во время войны я ходил в детский сад. Военное время определило и характер наших детских игр. Однажды у нас случилось “тяжёлое сражение с немецкими танками”. Танки - опрокинутые стулья. Для убедительности правды боя, я нарисовал на танках противника (на нижних поверхностях сидений стульев) немецкие кресты химическим карандашом. Бой закончился, танки валялись опрокинутые на полу. И вдруг, воспитательница обнаруживает изображение свастики на стульях... Кошмар! Кто нарисовал?! Каждого допрашивали с пристрастием. Я ждал своей очереди, не понимая, в чём крамола. Воспитатели знали, что я рисовал лучше всех. Но здесь, видимо, чувство аналитического мышления им отказало. Очередь “допроса” до меня не дошла. Разбирательство переместилось в коридор, а в комнате кто-то завёл патефон и зазвучала моя любимая песня... Сейчас помню и слышу только слова “мамочка, сними меня”. По-моему, это смелый мальчик хотел прыгнуть с парашютной вышки, но в последний момент испугался и с криком: “Мамочка, сними меня!” молит остановить миг прыжка. Когда я уже стал взрослым, при каждом ответственном моменте в жизни мама напоминала мне в шутку эти слова: “Мамочка, сними меня!”. Песенки этой я не слышал с тех военных детских лет ни разу. Может быть, удастся Вам, Виктор Витальевич, одушевить давнюю утраченную песню?».
Виктор Татарский: «Удалось, Рудольф Алексеевич. На этикетке пластинки с песенкой, где есть эти слова “мамочка, сними меня”, написано: “Шуточная” на музыку Исаака Дунаевского из кинофильма “Искатели счастья”. Слова Юрия Цейтлина и пионера Кости Прокофьева. Исполняет пионерский ансамбль Метростроя. 1938 год».
«Шуточная» песня, исполняемая на мелодию «Свадебных куплетов» из кинофильма «Искатели счастья»(1936 год, режиссёры Владимир Корш-Саблин и Иосиф Шапиро).
Композитор Исаак Дунаевский, автор аранжировки Георгий Шишков. Поэты Юрий Цейтлин и Константин Прокофьев. Исполняет пионерский ансамбль Метростроя под руководством Георгия Шишкова.
Автор письма: Нина Семёновна Ефанова, город Томск, «...когда-то давно-давно моя мама (родители были учителями сельской школы) купила патефон и с ним первые 7 пластинок. Среди них были “Два друга” Утёсова, песни Ковалёвой, красивая музыка Дунаевского и другое. Радио в деревне не было. У всех в семье были свои любимые из этих пластинок. Папа любил слушать Утёсова, а у меня сразу же любимой стала пластинка “Цыганские напевы”. Не пойму, чем пронзила душу семилетнего ребёнка эта совсем невесёлая музыка... Собственно, никаких напевов там не было. Вначале была короткая музыкальная фраза, а затем красивая музыка, которая звучала вначале громко, повторяясь, а потом стихала вдали. Озаглавлена пластинка была так: “«Цыганские напевы». Танго, музыка Бахрих. Оркестр под управлением Криш”. Эта моя любимая пластинка была со мной и в студенческие годы и мы танцевали танго как умели. Дальше она следовала со мной по жизненным дорогам. Наконец, хрупкая пластинка погибла... Услышать эту музыку было бы для меня последним приветом о незабываемом довоенном детстве».
Танго «Цыганские напевы»** («Zigeunerweisen», «Mustalainen»).
Композиторы Элемер Сентирмаи (Szentirmay Elemer) и Пабло де Сарасате (Pablo de Sarasate). Исполняет оркестр, дирижёр Пауль Годвин (Paul Godwin Tanz Orchester).
Упоминаемые персоны:
Леонид Осипович Утёсов (1895-1982, русский и советский эстрадный артист: певец, чтец, дирижёр, руководитель оркестра, конферансье, актёр; народный артист СССР);
Ольга Васильевна Ковалёва (1881-1962, русская и советская певица (контральто); народная артистка РСФСР);
Исаак Осипович Дунаевский (полное имя Ицхак-Бер бен Бецалель-Йосеф Дунаевский, 1900-1955, советский композитор и дирижёр, музыкальный педагог; автор 11 оперетт и 4 балетов, музыки к нескольким десяткам кинофильмов, множества популярных советских песен; народный артист РСФСР, лауреат двух Сталинских премий, депутат Верховного Совета РСФСР 1-го созыва).
От автора:
песня «Фотокарточка» («Photograph», «Фотография») из сольного альбома Ринго Старра «Ringo».
Авторы песни Джордж Харрисон (George Harrison) и Ринго Старр (Ringo Starr). Исполняет Ринго Старр. Запись 1973 года.
Примечание: * Дмитрий Александрович Шорохов-Снегур - один из авторов литературного сборника «Тамань сегодня», посвящённого 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Примечание: ** очевидно, на момент подготовки передачи, её автор и ведущий не располагал грампластинкой 1938 года концертного ансамбля под управлением Фердинанда Криша с записью танго Альберта Бахриха (Albert Bachrich) «Цыганские напевы» («Wir Zigeuner»). Поэтому, прозвучало одноимённое и более известное танго с пластинки 1933 года оркестра, руководимого немецким и нидерландским скрипачом Паулем Годвиным. Но филофонистам (коллекционерам грамзаписей) советская довоенная грампластинка коллектива Фердинанда Фердинандовича Криша, так памятная автору письма Нине Ефановой, известна:
Примечание: кадры №№7 и 8 - повторы кадров 1075 выпуска «Встречи с песней» от 11 июля 2009 года.
Выпуск 1418 радиопередачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире «Радио России» 11 сентября 2021 года.
Создание открытого общедоступного веб-архива самой уникальной в истории мирового радиовещания передачи «Встреча с песней» начато в 2019 году с одобрения народного артиста России Виктора Витальевича Татарского. Основу контента составляют личная фонотека автора и ведущего передачи, аудиозаписи и текстовые материалы из коллекций филофонистов и радиослушателей, фондов библиотек и архивов России и Беларуси.
Для дальнейшего пополнения веб-архива передачи будем признательны всем неравнодушным людям, в коллекциях которых есть любые материалы, имеющие непосредственное отношение ко «Встрече с песней» и персоне Виктора Татарского: магнитофонные бобины и компакт-кассеты с записями «Встречи...» (или их оцифровки), текстовые заметки о содержании выпусков, газетные и журнальные публикации с интервью Виктора Татарского, воспоминаниями и откликами о «Встрече с песней», биографическими материалами об авторах писем - участниках передачи и кто может поделиться ими с веб-архивом, пишите по адресу или через формоотправитель.