RETROPORTAL.ru
© 2002 – гг.
Каталог музыкальных сайтов
Видеоархив «Retroportal.ru»
Эксклюзивные интервью
Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Карта сайта Подробно о сайте Яндекс.Метрика      © RETROPORTAL.ru     2002 – гг.



Навигация по архиву:

Поиск по архиву:

Выпуски передачи:

Сообщество «ВКонтакте»:

«Встреча с песней»

Веб-архив радиопередачи

Выпуск 1419
(25 сентября 2021 года)



  1. От автора: «Романс» из музыки к кинофильму «Овод» (1955 год, режиссёр Александр Файнциммер). Композитор Дмитрий Шостакович. Исполняют ансамбль скрипачей и ансамбль альтистов Большого театра. 25 сентября 1906 года родился советский композитор, пианист, педагог и музыкально-общественный деятель; Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, пяти Сталинских премий, Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени М.И. Глинки Дмитрий Дмитриевич Шостакович. К 115-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича (1906-1975). Виктор Татарский: «Особенно велико значение Шостаковича-симфониста - 15 симфоний! Большой вклад внёс Дмитрий Дмитриевич и в развитие музыкального театра. Однако, его деятельность в этой области была грубо прервана появлением редакционных статей в газете “Правда”: “Сумбур вместо музыки” и “Балетная фальшь”. Обе статьи появились в 1936 году. Нарочитая красота некоторых сочинений композитора 40-х - 50-х годов объясняется его стремлением ответить на обвинения в “антинародном формализме”, выдвинутом в его адрес в постановлении Центрального Комитета партии в феврале 1948 года. Многоплановое, разнообразное по жанрам его творчество, стало классикой мировой музыкальной культуры ХХ века».

  2. Автор письма: Борис Владимирович Дрёмин, город Воронеж. Русская народная песня «Горит в избе лучинушка». Исполняет Ольга Ковалёва. К 140-летию со дня рождения русской певицы, народной артистки РСФСР Ольги Васильевны Ковалёвой* (1881-1962).

    Упоминаемая персона: Екатерина Максимовна Дрёмина (бабушка (по отцу) Бориса Дрёмина, «шестьдесят лет жила она в деревне Тимошкино Рязанской области, работала в местном почтовом отделении, за что и получила прозвище “Катя-почтариха”. Вот ей-то я и обязан приобщению к вечерним прослушиваниям “Встречи с песней”. Жила она одна. И после смерти мужа вновь замуж не выходила. Зато, выходила своего сына 1941 года рождения и кучу племянников и племянниц своих семи сестёр, а также детей уже этих племянников, мелких карапузов соседей окрестных, ну и меня. Второе его негласное прозвище “маманя” почти исчерпывающе описывает склад характера и, видимо, жизненное предназначение этой женщины. Так как я жил с родителями на достаточном удалении, в Липецкой области, бывать у неё в гостях было возможно только в летние каникулы. Добираться до бабушки надо было на перекладных: автобус, пассажирский поезд, электричка, автобус. А так как в железнодорожных кассах билеты были не всегда, то пришлось освоить ремесло путешествий “зайцем”. Стараниями бабушки меня направили на обучение игре на баяне. Вынести это было крайне затруднительно: играть гаммы, когда во дворе друзья гоняют мяч или катаются на велосипедах... Зато сегодня, беря в руки инструмент, подаренный бабушкой, с благодарностью вспоминаю её слова: “Старайся почаще играть на баяне. Игра хорошо успокаивает твои детские нервы”. Наверное, вкус к хорошему привила ваша передача, которую мы слушали с ней обязательно в темноте, без электрического освещения - сумерничали. Голос ведущего меня - малолетку - зачаровывал. И когда я у бабушки переспрашивал: “А кто ведущий?”, следовал ответ: “Виктор Татарскый”, обязательно через “ы”... Теперь только стало понятно, как с её уходом потеряно нечто неуловимое. То, что влекло через годы и расстояния, даря чувство обретения любви близкого человека... Прошу с вашей помощью исправить одну несправедливость. Уже под конец жизни бабушка говорила: “Меня сроду никто в деревне по имени-отчеству не называл. Как с молоду, Катя, да Катя. Так и до пенсии. Как козу кликали!..” Прошу песню посвятить памяти любимой бабушки - Екатерины Максимовны Дрёминой»).

  3. Автор письма: Кира Игоревна Алипова, «Не так давно я, как мне кажется, совершила небольшое литературное открытие. Оказалось, что выразительные слова в песне Высоцкого “Кони привиредливые” “чую с гибельным восторгом: пропадаю, пропадаю!..” являются цитатой из романа Бабеля “Конармия”**... В детстве мы дружили с Настей - внучкой советского писателя Всеволода Иванова. Жила их семья в “доме писателей” в Лаврушинском переулке. Частенько мы гостили в их просторной квартире, где я встречала необыкновенных для того времени гостей - французов. По словам Насти, целью их визитов были семейные архивы, находившиеся в ведении Настиной бабушки, вдовы писателя - Тамары Владимировны Кашириной-Ивановой. Нам же от тех французов доставалась жевательная резинка, коей мы несказанно радовались. Не так давно я узнала, что настоящим дедом Насти и отцом её отца был не Всеволод Иванов, а Исаак Бабель. И интерес французов к архивам семьи тоже объяснился: от первой жены Исаак Бабель имел дочь Наталью - Натали Бабель-Браун (литературовед). Она, видимо, и засылала в нашу страну исследователей творчества своего отца - “бабелеведов”. Тогда имя Бабеля находилось под запретом. И “бабелеведы” именовались “иванововедами”. В память о годах Гражданской войны в России и тех, кого запечатлели Исаак Бабель и Всеволод Иванов в романе “Конармия” и пьесе “Бронепоезд 14-69”, передайте, пожалуйста, песню “Шёл отряд по бережку” - песню Гражданской войны. И ещё, благодарю Вас, Виктор Витальевич, за то, что Вы не даёте угаснуть нашим способностям в области эпистолярного жанра», город Москва. Песня «Песня о Щорсе». Композитор Матвей Блантер. Поэт Михаил Голодный. Исполняет Марк Рейзен.

    Упоминаемые персоны: Владимир Семёнович Высоцкий (1938-1980, поэт, актёр театра и кино, автор-исполнитель песен (бард)); Исаак Эммануилович Бабель (1894-1940, писатель, переводчик, сценарист и драматург, журналист, военный корреспондент); Всеволод Вячеславович Иванов (1895-1963, писатель и драматург, журналист, военный корреспондент; получил известность благодаря сочинениям о борьбе за советскую власть на юге Сибири); Тамара Владимировна Каширина-Иванова (1900-1995, вторая (гражданская) жена Исаака Бабеля, супруга писателя Всеволода Иванова; переводчица и мемуарист; воспитанница художественных мастерских Всеволода Мейерхольда, актриса театра им. Мейерхольда); Натали Бабель (Браун) (Natalie Babel Brown, 1929—2005, дочь писателя Исаака Бабеля и художницы Евгении Гронфайн; американский литературовед, под чьей редакцией было издано на английском языке полное собрание сочинений И.Э. Бабеля).

  4. Автор письма: Галина Сергеевна Паньшина, «...60-й год. Наш Калининский медицинский институт работает в колхозе на уборке урожая. Стоит сухая и тёплая осень. Живём по хатам, спим на соломе. Устаём с непривычки... На прощание с колхозом наша агитбригада даёт концерт на открытой площадке. Я пою под аккордеон:
    “Высоко летят под облаками
    И курлычут журавли над нами.
    Вдаль скользя по ветру лёгкой тенью,
    Тают птицы в тишине осенней...”

    Все притихли, слушая красивую мелодию. И тут, по небу летят журавли! Один косяк, другой, третий...», город Москва
    . Песня «Журавли». Композитор Вано Мурадели. Поэт Павел Барто. Исполняет Лилия Гриценко. Оркестр Московского театра эстрады, дирижёр Николай Минх. Запись 1958 года.

  5. Автор письма: Фёдор Борковский, «слушаю вас на протяжение всей моей жизни... Я закончил Ленинградский политех. Проработал там же в вычислительном центре почти четверть века. После перестройки успел поработать и частным предпринимателем, и на стройке подсобником, и в маленькой православной артели - изготавливал богослужебные евангелия. Но все эти годы сочинял песни как на собственные стихи, так и на стихи прекрасных поэтов. Вот только сегодня узнал, что, оказывается, “Встреча с песней” стала выходить в эфир с января 67-го года! Значит, я впервые мог её услышать летом 67-го. Мне тогда было 11 лет. Дорогой Виктор Витальевич, примите моё искреннее восхищение гениальностью этого неиссякаемого проекта! Думаю, ничего подобного не существует на планете», город Пермь***. Романс «Я помню вальса звук прелестный». Автор музыки и стихов Николай Листов. Исполняет Георг Отс.

    Упоминаемая персона: Ольга Дмитриевна Благовещенская (преподаватель русского языка, бабушка Фёдора Борковского, «нас с братом - ленинградских школьников - родители отправили к бабушке с дедушкой на летние каникулы в Саратовскую область. Мы называли бабушку - бабуся... Она с замиранием сердца постоянно слушала вашу передачу. Она вообще имела уникальный тембральный слух. И всегда узнавала Вас. Ваш голос тогда часто звучал по радио не только во “Встрече с песней”. Поскольку у меня нет такого тембрального слуха, я, помнится, бывало, заслышав похожий голос, спрашиваю бабусю: “А это кто говорит?” Расплывается в улыбке: “Виктор Татарский”. Вот так накрепко, на всю жизнь и связалась в моей памяти эта радость на бабусином лице с Вашим именем... Ну, а что касается песни, то у бабуси был любимый певец Георг Отс...»).

  6. Авторы письма: Ксения и Денис, город Москва. Неаполитанская песня «Скажите, девушки». Композитор Родольфо Фальво (Rodolfo Falvo), автор аранжировки Георгий Дудкевич. Русский текст Михаила Улицкого. Исполняет Сергей Лемешев. Оркестр Всесоюзного радио, дирижёр Александр Орлов. Грампластинка 1936 года.

    Упоминаемые персоны: Нонна Георгиевна и Дмитрий Иванович («ваши верные многолетние слушатели», бабушка и дедушка Ксении и Дениса, «узнали о вашей передаче от бабушки и дедушки, которые слушают её с самого первого выпуска. Они познакомились в 61-м году в Новосибирском оперном театре, где мой дедушка был проездом в командировке, а бабушка пришла на спектакль со своей подругой. Они поженились в этом же году и вот уже многие годы они для нас примером семейной гармонии служат, спокойствия и взаимопонимания. Каждый раз, когда мы собираемся за семейным праздничным столом, дедушка рассказывает нам интересные исторические факты о музыкальных произведениях, которые выписывает в тетрадь после очередной вашей передачи. Поставьте, пожалуйста, запись песни, которую не раз пел дедушка, нежно держа за руку бабушку:
    “Скажите, девушки, подружке вашей,
    Что я ночей не сплю, о ней мечтая,
    Что всех красавиц она милей и краше...”
    »).

  7. Автор письма: Татьяна, «...я очень люблю творчество Валерия Леонтьева. Самобытность его дарования в органичном сочетании выразительного вокала и пластической свободы. На эстраде Леонтьев всегда бывает разный: экспрессивный, порой, даже экстравагантный, лиричный, грустный и весёлый. Этот певец помогает мне жить - не терять надежды и верить в лучшее. Дело в том, что я больной человек. А когда слушаю Валерия Леонтьева, болезни отступают куда-то и на душе становится легко и светло. Не много артистов, умеющих создавать на концерте поле столь высокого эмоционального напряжения. А Валерию это удаётся. У меня к вам большая просьба: однажды услышала песню, которая меня потрясла. К сожалению, я не слышала больше её. Запомнилось вот что из неё: “Кто из нас виноват? Виноваты мы оба”. Пел песню Валерий Леонтьев. Помогите мне ещё раз услышать эту песню! Тогда я полностью поверю, что ваша “Встреча с песней” настоящая; поверю, что вам, действительно, пишут письма, а вы их, действительно, читаете во “Встрече...”», Витебская область, Республика Беларусь. Песня «Кто виноват»****. Автор музыки и стихов Виктор Резников. Исполняет Валерий Леонтьев.

  8. Автор письма: Александр Александрович Пискун, Республика Беларусь. Танго «Студенточка»*****. Композитор Жорж Збырча (псевдоним - Клод Романо). Поэт Пётр Лещенко. Исполняет Пётр Лещенко. Джаз-оркестр рижской фирмы грамзаписи «Беллакорд», дирижёр Сергей Алдьянов. Пластинка 1934 года.

    Упоминаемые персоны: Иван и Николай (братья Александра Пискуна, «я принадлежу к послевоенному поколению. Мой брат Иван и двоюродный брат Николай были призваны в Красную армию в июле 44-го - сразу после освобождения от фашистов нашей деревни Ясень-Каменка Бобруйского района. Иван и Николай с войны не вернулись, числились пропавшими без вести. После войны считалось обычным явлением, что в каждой белорусской семье кто-то воевал, что большинство погибли. В 87 году я написал о погибших братьях Янушу Пшимановскому. Возглавляемая им группа занималась увековечиванием памяти советских солдат при освобождении Польши. Пришло письмо, что прах братьев покоится на кладбище города Радом... В период моего обучения в Ленинградском гидрометеорологическом институте, произошла почти невероятная встреча. В общежитии мне пришлось вызвать врача. Санитар, заполняя документы, вдруг поинтересовался, откуда я родом и воевал ли мой отец в Отечественной войне? Я ответил, что воевал мой брат - Иван Пискун, что погиб. “Я знал твоего брата”, - произнёс санитар. И далее он рассказал, что брат всегда держался вместе с другим высоким парнем и что запомнились они тем, что оба хорошо пели. Это полностью соответствовало тому, что мне было известно о братьях: Николай выделялся ростом, а о музыкальных способностях брата Ивана я слышал в детстве от многих не один раз... Несколько лет тому назад в одной из ваших передач по просьбе участника войны прозвучала песня “Студенточка”, которую он услышал, будучи на плацдарме на реке Висла во время затишья. Её вполне мог петь мой брат или они оба...»); Януш Пшимановский (1922-1998, польский писатель, поэт и публицист, полковник Войска Польского).

Примечание: * дата рождения певицы Ольги Васильевны Ковалёвой в справочной литературе разнится, но в большинстве источников указано: 23 июля (4 августа, по григорианскому календарю) 1881 года.

Примечание: ** текст песни «Кони привередливые» стал одним из первых, удостоившихся литературоведческого анализа после смерти Высоцкого, и в дальнейшем был предметом многочисленных работ в области высоцковедения, в особенности с точки зрения интертекстуальности. Часто отмечается, что слова «чую с гибельным восторгом: пропадаю» - перефразированная цитата из рассказа Исаака Бабеля «Смерть Долгушова» (сборник «Конармия»): «Пропадаем, - воскликнул я, охваченный гибельным восторгом, - пропадаем, отец!». При этом исследовательница творчества Высоцкого Л.Я. Томенчук считает, что в песне не просто цитируется ещё одно произведение литературного предшественника, но и воспроизводятся интонации всего эпизода, из которого взята цитата. Текстолог А.Е. Крылов и советский и российский литературовед, специалист по творчеству поэтов-бардов, в том числе Владимира Высоцкого, А.В. Кулагин также находят отсылку к Бабелю - теперь к рассказу «Дорога» - в строке «и в санях меня галопом повлекут по снегу утром». В этом рассказе Бабель пишет: «- Не дойти мне, - сказал я старику... Он подумал о себе и повлёк сани дальше». Об увлечении Высоцкого Бабелем свидетельствуют, в частности, Игорь Кохановский и Марина Влади.

Примечание: *** Фёдор Юрьевич Борковский - православный автор-исполнитель из Санкт-Петербурга. Песни начал сочинять с 13 лет, аккомпанируя себе на гитаре. Выпускник 1979 года Ленинградского Политехнического института. В 1988 году окончил Народный Университет музыкального искусства по классу «классическая гитара». Автор песен на стихи поэтов Серебряного века и на собственные стихи, участник телевизионных и радиопередач. Познакомиться с творчеством Фёдора Борковского предлагаем на его сайте.

Примечание: **** возможно, Татьяна из Витебской области вспоминает в письме песню Владимира Быстрякова на стихи Наума Олева «Двое под дождём» (записанную Валерием Леонтьевым в 1985 году с ансамблем «Эхо» под руководством Владимира Курилова), так как слова из песни, указанные в письме, практически дословно повторяют первую строку припева:

Примечание: ***** авторов танго «Студенточка» и оркестр, под аккомпанемент которого поёт Пётр Лещенко, помогли уточнить филофонисты - коллекционеры грамзаписей.

Выпуск 1419 радиопередачи Виктора Татарского «Встреча с песней» прозвучал в эфире «Радио России» 25 сентября 2021 года.



Выпуск 1418Выпуск 1420
Хронология выпусков передачи «Встреча с песней»
Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Карта сайта Подробно о сайте Яндекс.Метрика      © RETROPORTAL.ru     2002 – гг.