Виктор Витальевич Татарский в День радио в прямом эфире «Радио России»
Фрагмент записи эфира канала «Хорошее начало» (7 мая 2021 года, 11 часов 10 минут):
- Продолжается наше «Хорошее начало» и в студии Екатерина Курицына.
- Здравствуйте друзья! И на своих рабочих местах Дмитрий Желобков и Вадим Тихомиров. И в этом, заключительном часе нашего канала...
- Друзья, но уже через несколько минут нас ждёт встреча с легендой «Радио России», голос которого знаком каждому. Потерпите чуть-чуть. Пока встреча с песней...
Звучит песня «Твой голос» (музыка Микаэла Таривердиева, стихи Николая Добронравова) в исполнении трио «Меридиан».
- Именно с его руки ещё во времена СССР в эфир из небытия вернулись джазовый певец Леонид Утёсов, осуждённая на 10 лет лагерей Лидия Русланова и даже песня «Шумел камыш». А ещё в конце каждой программы этот «лунный голос Москвы» представлял песню популярного зарубежного исполнителя.
- И у нас на связи член Союза журналистов России, а с 1967 года бессменный автор и ведущий радиопрограммы «Встреча с песней», легенда радиоэфира, народный артист России Виктор Татарский. Виктор Витальевич, здравствуйте!
- Виктор Витальевич, здравствуйте!
- Здравствуйте!
- Рады Вас слышать! Поздравляем Вас с праздником, дорогой наш!
- И вас также, вас также, потому что вы – на переднем плане.
- Это точно. Виктор Витальевич, скажите, пожалуйста, как же Вы так умудрились долго работать на радио со своим неуживчивым, просто неуправляемым характером...
- Как казалось бы некоторым...
- Да. Некоторые руководители говорили о моей неуправляемости. Ну, а я же не заводная игрушка какая-то...
- Это точно. Вы – личность!
- Поэтому, я всегда имел своё мнение по поводу... ну и перед товарищем Лапиным – председателем...
- Гостелерадио...
- Гостелерадио СССР, да. Тоже всё было... А что? Так же неинтересно быть...
- Конечно, это точно...
- Правда? Главное, чтобы ты делал это искренне делала это искренне. Понимал, зачем ты это делаешь и почему именно ты должен это делать.
- Виктор Витальевич, насколько нам известно, вы читали один из первых с большой сцены - это «Мастер и Маргарита» Булгакова. Но это, как говорится, полдела. Насколько мне известно, у вас была программа, посвящённая Ленину, которую запретили в 70-е годы.
- Очень интересная история с Лениным. Она и сейчас у нас не прошла на «Радио России»... Вообще, вот как будто бы из подполья... Вообще, человек лежит в Мавзолее на Красной площади, однако в эфир мы его не даём почему-то. Дело в том, что я сейчас просто закончу с Владимиром Ильичём. Это рассказ, так сказать, людей, которые с ним общались. И там нет ни крайне левых, ни крайне правых. Это абсолютно спокойное повествование о жизни и деятельности этого человека. Ничего там такого, что возмутило бы правых или левых там нет...
- Ну почему в 70-е годы запретили? Вот в чём вопрос.
- Ну... А там по другой причине. Потому что там считали, что это слишком высокая тема и каждое слово нужно визировать в институте Маркса, Энгельса, Ленина.
- А... вот в чём дело...
- Я этого делать не стал. Я сказал: передо мной 55 томов сочинений Владимира Ильича. По ним я и работал. И этого вполне достаточно. Изданная не в «Посеве», не в немецком издательстве каком-то зарубежном, а тем же институтом Маркса, Энгельса... Чего я буду ещё ходить и... куда-то, что-то подписывать...
- Это точно... Виктор Витальевич, Вы выпускник щепкинского училища, ученик Игоря Ильинского, Михаила Царёва. Ну сейчас уже народный артист России. А почему так случилось, что ваше имя в первую очередь связано с радио?
- А потому, что я очень не люблю подчиняться... А радио... Театр - это подчинение режиссёрам, коллегам, жёнам режиссеров и так далее. Я же попробовал. Я год поработал в одном театре и сказал: «Нет, такой хоккей нам не нужен!»
- На радио ещё и шеф-редактор есть...
- И всё-таки, всё-таки, радио - это авторское...
- Это точно.
- Конечно, мне не сразу доверили авторскую программу. Потому что, я начал работать на радио в 1961 году. А «Встреча с песней» - моя первая самостоятельная передача появилась в 1967-м. Вот понадобилось шесть лет, для того, чтобы я, так сказать, освоился там...
- Виктор Витальевич, и всё-таки, вот... извините, да. И всё-таки, вот мне непонятно: как вы, действительно, опять вот им Утёсова, Русланову - на щит и, самое главное, как вам разрешали ставить песни зарубежных композиторов?
- И как мне разрешали ставить Вертинского...
- Да.
- Петра Лещенко, Вадима Козина... Это же всё были...
- Полузапрещённые...
- Запретные имена. Ну, вы знаете, как-то так получалось. В общем-то... Я даже затрудняюсь сказать. Здесь была определённого рода игра. Игра с Отделом... так называемый... Был Отдел выпуска. Но не то, что у нас сейчас Отдел. А это был цензурный фактически отдел. И люди, сидевшие там, очень строго следили за всем. Но как-то удавалось. Я, честно говоря, не помню даже каким образом, но получалось. Хотя надо сказать, что Высоцкого я дал впервые в своей передаче. И его долго не давали, даже «Братские могилы»...
- Да, «...не ставят крестов...»
- Не давали этой песни. И мой убеждения ни к чему не привозили. Говорили: «Высоцкого - нет такого...
- Певца...
- ...исполнителя для советского радио. Нет!» Но, а потом...
- Он появился...
- Как-то появился. Я уж не помню, кто это первый разрешил даже при жизни Владимира Семёновича.
- Виктор Витальевич...
- В общем, это связано было с полудетективными историями пробивания этих имён.
- Виктор Витальевич, вот как происходит наша – радиослушателей – «Встреча с песней», которую вы ведёте, мы знаем. Посредством радиоприёмника, но сначала с этой песней встречаетесь Вы. Вот как проходит эта встреча и что для вас встреча с Вашей песней?
- Сложно... У меня нет своих песен...
- Ну, я понимаю...
- Я считаю... я... Вы поймите, что я имею ввиду: я читаю письма, если меня привлекает письмо своим содержанием, потому что «Встреча с песней» – это не концерт по заявкам. Там должен быть рассказ...
- Судьба...
- И рассказ, который был бы интересен не только автору письма и мне, но и другим слушателям и многим слушателям. И если это всё получается, тогда я начинаю работать с песней. Во-первых, её надо найти, бывает так.
- Да...
- Расшифровать, найти – что это такое, чьи стихи, чья музыка и так далее...
- Это прямо следовательская работа...
- Это целая длительная работа, почему я просил не ставить этот цикл передач в прямой эфир. Это невозможно. Потому что, предварительная работа по подготовке каждого выпуска она занимает иногда недели и месяцы...
- Ничего себе!..
- Понимаете? И у меня есть помощники, которые помогают мне.
- А со стороны кажется: так легко...
- Виктор Витальевич, а скажите, сегодня... к нам в основном приходят электронные письма, а к Вам?
- Конечно, конечно. А что же я такой уж прямо из той стороны...
- Виктор Витальевич, тут одно пришло нам электронное письмо, оно пришло по адресу радиостанции «Пурга» – Чукотка, если вы знаете такое.
- Да, конечно.
- Так вот, главный редактор радио «Пурга»Дмитрий Кувшинчиков поздравляет Вас с профессиональным праздником. Персонально!
- Спасибо! Передайте мои поздравления Диме Кувшинчикову. Это мой давний, давний коллега по работе ещё на Всесоюзном радио и я знаю, что он сейчас находится «под пургой»...
- Ничего, ничего. Мы его спасём. Откопаем, если что...
- ... также как я очень с большим волнением и беспокойством следил за «путешествием за три моря» Димы Желобкова, который тоже был там «под пургой»...
- Да, Виктор Витальевич.
- Ему только на пользу пошло, Виктор Витальевич...
- Ему тоже привет.
- Спасибо, обязательно.
- Виктор Витальевич, спасибо большое.
- И слава Богу, что он здоровым оттуда выбрался. Потому что, это тяжёлый, судя по всему...
- Виктор Витальевич, это я как раз...
- Это и есть Дима...
- А! Очень приятно!
- Конечно...
- Виктор Витальевич, наши слушатели, конечно пишут Вам: с праздником, здоровья, счастья любимому ведущему «Встреча с песней»... А Вы знаете, для меня Вы всегда останетесь голосом фильма, который меня очень в детстве возбуждал – «Амаркорд».
- А... И я очень любил эту картину... Понимаете, тут было вот в чём дело: Виктория Чаева – режиссёр киностудии Горького, которая занималась дублированием зарубежных фильмов. Она мне позвонила и сказала: «Витя, давайте сделаем одним голосом, чтобы не мешать актёрам Феллини...».
- Виктор Витальевич, и мы не будем Вам мешать...
- ... не мешать актёрам Боба Фосса, я ещё...
- Это да, мы знаем...
- ...я ещё читал от автора в фильме «Кабаре».
- Да.
- Так что, это моя гордость. Это – «Восемь с половиной»...
- Спасибо вам большое!
- Вы - наша гордость.
- До встречи в эфире. Народный артист России Виктор Татарский – наш коллега и человек, который на первых ролях должен сегодня получать поздравления. Спасибо Вам, Виктор Витальевич!
Намерение создать архив легендарной передачи Виктора Витальевича Татарского «Встреча с песней» неоднократно обсуждалось в интернет-сообществах. Эта идея высказывалась и в письмах, звучащих на радио. Ведь «Встреча с песней» - не только старейшая музыкальная передача страны, известная, без преувеличения, миллионам слушателей, это не только новый формат, придуманный на советском радио, но и уникальное явление в масштабах мирового радиовещания, аналогов которому просто нет. Авторская передача Виктора Татарского идёт в эфире с января 1967 года в неизменной концепции, суть которой наиболее ёмко определяет фраза: «песня в судьбе человека».
В бытность широкого распространения проводного и эфирного радиовещания, в период, когда передача звучала на волнах Первой программы Всесоюзного радио, то есть, транслировалась на территорию, превышающую географически СССР, «Встреча с песней» получала до 3 тысяч писем в месяц - рекордное количество корреспонденции среди всех передач советского радио! Она сумела пробудить у радиослушателей желание делиться с миром своими личными историями, связанными с любимой песней или памятной мелодией. И, конечно, «Встречу...» ждали, отмечая в календаре даты эфиров, чтобы в привычный вечер включить радиоприёмник и услышать... голос ведущего, который не спутать ни с каким другим. Голос, непохожий на голоса дикторов советского радио ни тембром, ни подачей. Во времена тотального официоза и шаблонных фраз, звучащих в эфире, потребность в спокойной, доверительной беседе, в искренности интонаций восполняла именно «Встреча с песней»... Именно поэтому в ней в равной степени уникальны и манера работы у микрофона Виктора Татарского, и музыкальные записи (порой раритетные), и, конечно, содержательные письма (письма-воспоминания, письма-исповеди), звучащие в передаче, без которых «Встреча с песней» просто немыслима!
Во «Встрече...» впервые зазвучали записи, которые раньше были в закрытом фонде или вообще запрещены. Нередко с большим трудом Виктору Татарскому и редакторам передачи Терезе Рымшевич и Татьяне Зубовой приходилось преодолевать цензурные запреты как в отношении тем, затрагиваемых слушателями в письмах, так и по поводу записей. Ведь, действительно, редкие фонограммы звучат во «Встрече...» и чаще всего лишь один раз за все годы существования передачи, а если и имеются повторы, то редко - раз в пять лет. Именно во «Встрече с песней» впервые в эфире отечественного радио прозвучали песни Александра Вертинского, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина, Аллы Баяновой, Александра Галича, Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Александра Башлачёва...
Всесоюзное радио архивировало выпуски «Встречи с песней». Многие из этих магнитофонных лент сегодня хранит Гостелерадиофонд России... Передачи периода 2000-х годов публиковал официальный сайт «Радио России». Но этот архив был безвозвратно утерян. А в настоящее время новые выпуски «Встречи с песней» доступны на сайте радиостанции, увы, лишь в течение приблизительно последнего года...
Отдельные выпуски (или их фрагменты) по мере оцифровки давних студийных лент и магнитозаписей из частных аудиоархивов время от времени публикуются на различных сайтах. Так на сайте «Старое радио» появилась коллекция «Встречи с песней» преимущественно середины - второй половины 1980-х годов. Участникам музыкальной соцсети «На завалинке» также удалось собрать часть архивных выпусков радиопередачи. Некоторое время назад сайт «MOSKVA.FM» архивировал записи «Встречи...» и, более того, предлагал текстовые расшифровки выпусков. Однако и этот архив был убран из общественного доступа... Сегодня пользователи социальной сети «ВКонтакте» могут общаться в сообществе «Встреча с песней. Автор и ведущий Виктор Татарский», созданном давней слушательницей радиопередачи Людмилой Калининой. А также слушать опубликованные самими радиослушателями аудиозаписи выпусков передачи «Встреча с песней» разных лет в сообществе «Архив радиопередачи “Встреча с песней”», созданном Сергеем Владимировым. Благодаря слушательнице Елене Маршак веб-архив пополнился целым блоком архивных аудио- и текстовых записей (с расшифровками, а также с указанием, что очень ценно, дат эфиров) многих выпусков передачи. Большую помощь в наполнении веб-архива «Встречи...» оказала член Союза журналистов РФ Надежда Ивановна Юдина из города Дятьково, любезно предоставившая бесценные тетради своей старшей подруги, слушательницы «Встречи с песней» с 1968 года, Азы Степановны Никишиной, которая многие годы методично вела записи выпусков любимой передачи. Также как это делала с 3 января 1968 года Людмила Сысуева из Свердловской области. Она передала веб-архиву свои записи о многих выпусках передачи. Филофонист Борис Щеглов поделился с веб-архивом редкими записями передачи «Встреча с песней», выходившими в эфир с 1983 по 1993 годы, а также помог уточнить значительный объём данных по выпускам разных лет. Вместе с единомышленниками - «поисковой группой из Подмосковья» (так называет их Виктор Татарский), он систематизировал из множества источников информацию о передачах «Встреча с песней», «Запишите на ваши магнитофоны» и «На всех широтах». За что ему и всем его коллегам из «поисковой группы» большое спасибо.
К середине 2019 года киноведом и редактором Еленой Бельской была завершена систематизация информации о «Встрече с песней», взятая из многих источников. Скрупулёзно, в течение нескольких лет Елене Бельской удалось собрать сведения о музыкальных произведениях, звучавших в большинстве выпусков радиопередачи, начиная с 1968 года! Этот список и стал основой веб-архива, предлагаемого вашему вниманию сайтом «Retroportal.ru». Если в информации о выпуске «Встречи с песней» указывались имя исполнителя и аккомпаниатора, то есть, представлялось возможным идентифицировать музыкальные записи и разыскать их (при отсутствии аудиозаписи самого выпуска передачи), то они становились дополнениями к тексту, переданному Еленой Бельской. Таким образом, сегодня пользователи веб-архива имеют возможность не только узнать о музыкальных произведениях, звучавших в том или ином выпуске, но и послушать архивные фонограммы...
На радийном сленге, утвердившемся ещё с советских времён, сюжеты (репортажи, интервью, комментарии), звучащие как в информационных выпусках новостей, так и в программах различной тематики, называются «кадрами». Автор и ведущий Виктор Витальевич Татарский именует «кадром» связку «письмо-песня»: завязка сюжета в содержании письма (иногда это фрагмент книги, статьи), а развязка в песне или мелодии, звучащей следом. В целях максимально подробного раскрытия информации аудиозаписи каждого выпуска «Встречи с песней», найденные на просторах глобальной сети, точно также разделены на «кадры», фрагменты. Они представлены в той же последовательности, что и в выпуске, прозвучавшем в эфире. Именно так, даже в таком виде, сохраняется (что очень важно!) драматургия выпуска, строго подчинённая авторскому замыслу.
Следует обратить внимание на то, что текстовые описания выпусков передачи могут отличаться от их звукового оригинала. В веб-архиве передачи информация по мере возможности подаётся в уточнённом и дополненном виде. Ведь поиски новых данных о названиях, об исполнителях, об авторстве тех или иных музыкальных произведений, о годах их записи никогда не прекращаются. К тому же год от года, благодаря широкому развитию сети Интернет, становится ещё больше известно о каких-то ранее неведомых моментах в биографиях творческих или политических деятелей, упоминаемых в передаче персон. В том числе в открытом доступе находится информация и об участниках «Встречи...». Как выясняется, авторы писем порой это известные в своих кругах личности, с неординарной судьбой, достойные быть героями отдельных интереснейших биографических книг!
Для удобства навигации по веб-архиву под каждым «кадром» (фрагментом) выпуска со знаком «#» (решётка) прописаны ключевые слова (хештеги), при переходе по которым, можно сформировать подборку выпусков на определённую тему, затронутую в письмах радиослушателей и озвученную автором передачи. Кроме того, для удобства поиска по веб-архиву через поисковые системы по мере необходимости под «кадром» (фрагментом) публикуется краткая информация о персонах, как известных, так и о персонах из частной жизни авторов писем, упомянутых в этом фрагменте выпуска.
Большая благодарность всем, кто записывал на магнитофоны «Встречу с песней», сберёг эти записи, а с приходом эры цифрового звука смог оцифровать магнитофонные ленты и продолжает архивировать выпуски передачи. Если у вас имеются старые магнитофонные ленты с записями выпусков радиопередачи, личные списки песен и композиций, которые в разные годы звучали в передаче и которые отсутствуют в опубликованных выпусках на сайте архива, отклики по следам услышанной передачи, а также если вы заметили неточности в описании выпусков, располагаете иной дополнительной информацией, пишите по адресу или через формоотправитель.
Создание веб-архива «Встречи с песней» на сайте «Retroportal.ru» было начато в 2019 году с разрешения автора и ведущего радиопередачи, народного артиста России Виктора Витальевича Татарского.