Навигация по архиву:
Поиск по архиву:
Выпуски передачи:
Сообщество «ВКонтакте»:
«Встреча с песней»
Веб-архив радиопередачи
Штрихи к портрету
О режиссёрском, исполнительском, журналистском творчестве Виктора ТАТАРСКОГО на Всесоюзном радио не раз просили нас рассказать читатели журнала. А многие ли знакомы с концертной деятельностью Виктора Татарского, лауреата Всероссийского конкурса мастеров художественного слова, чьё имя часто видим на афишах Московской государственной филармонии?
СЛОВО ЗВУЧАЩЕЕ
Не стану утверждать, что филармонические чтецкие вечера собирают полные залы зрителей. Почему такое происходит – разговор особый. Но несомненно и то, что есть чтецы, на чьи концерты приходят снова и снова, даже если премьера программы состоялась давно.
Таков зрительский интерес и к исполнительскому творчеству радиорежиссёра и журналиста, создавшего два десятилетия назад цикл Всесоюзного радио «Встреча с песней», постоянного автора и ведущего передачи, число выпусков которой перевалило в июле минувшего года за пятьсот. Знают его радиослушатели и как неизменного участника другого популярного радиоцикла – «Музыкальный глобус», выходящего в эфир уже свыше двух десятилетий. Речь идёт о Викторе Татарском.
За многие годы концертной деятельности он знает своих постоянных зрителей в лицо и нередко интересуется: чем привлекают их его давние программы, периодически повторяющиеся на филармонической афише? Непосредственный контакт помогает артисту лучше понять и тех, кто слушает его по радио. Особая, всегда узнаваемая манера общения, когда деликатность, доверительность, интеллигентность тона и неподдельная заинтересованность соседствуют на равных, характерны и для его чтецких выступлений, и для работ, подготавливаемых для всесоюзного эфира, и для тех закадровых комментариев в публицистических кинофильмах, которые остаются в нашей памяти надолго.
Свои исполнительские версии литературных произведений Виктор Татарский стал создавать практически одновременно с приходом на радио. В его понимании, это отнюдь не разные виды творчества, не смена жанров, но реальная возможность проявить себя по-иному, оставаясь самим собой. И всякий раз он ярко воплощает одну из сторон своего актёрского амплуа, своего человеческого содержания.
В записи еженедельных выпусков «Музыкального глобуса» Виктору Татарскому всегда была отведена роль комментатора новостей музыкальной жизни мира, калейдоскопа имён и событий. Здесь интонации нейтральны, по-дикторски «нераскрашены» и, в зависимости от материала, исполнены то сдержанного пафоса, то открытой публицистичности. Но никогда чтение не остаётся информативно-нейтральным, потому что артист исподволь и ненавязчиво окрашивает содержание личным отношением. Он обживает материал, ища точки соприкосновения с тем, что вызывает душевный отклик. Его присутствие в передаче настолько органично, что кажется, будто и «Музыкальный глобус» для Виктора Татарского (он теперь режиссёр и этого цикла) – дело не менее авторское, чем «Встреча с песней».
Если у первой адрес более общий, то вторую с момента замысла и сам он, и редакторы ориентировали на поколение фронтовиков, приглашая вспомнить всем миром давние и любимые песни, поговорить не только о них, но с их помощью и о категориях земных и вечных. Постепенно круг слушателей передачи значительно расширился, потому что и сама она стала более разнообразной и динамичной. Со временем выработались принципы организации довольно разнородного материала. И опять Виктор Татарский, объявляя очередной выпуск «Встречи с песней», идёт на прямой контакт – насколько это возможно в радиовещании. Просматривая сотни писем, отбирает те, что бесхитростными подчас строчками способны выявить драму, нерв человека, обратившегося на радио, поделившегося воспоминаниями о дорогом и сокровенном.

Как автора передач и инсценировок литературных произведений, исполняемых им на эстраде, его привлекает отнюдь не эффектность материала. Эфир научил ценить лаконичное и образное воплощение глубинных явлений жизни. Опираясь на прозаическую суть того, о чём он говорит со слушателями и зрителями, Виктор Татарский во всей полноте проявляет при этом свой завидный дар – умение общаться искренне и доверительно.
Традиционно часовой выпуск «Встречи с песней» разбит зачастую на дюжину пятиминутных эпизодов. На первый взгляд, они соединяются в композицию свободно и естественно, но слушатель оказывается участником своеобразного «радиодейства», подчинённого чёткой драматургии и насыщенного конкретным содержанием. Это присуще не только выпуску, посвящённому памятному событию, но и «рядовой» передаче. Культура общения с материалом, творческая взыскательность к встречам со слушателями, да и сама человеческая данность и авторская позиция – неизменные гаранты честного, небанального разговора – через песни – о жизни.
Говоря о чтецких композициях, Виктор Татарский мимоходом заметит, что на подготовку новой программы уходит несколько лет: ему трудно запоминать текст. Так, спустя долгие годы, сказывается ленинградское блокадное детство. Не оно ли помогло ему многое понять, заставило рано повзрослеть, научило различать ценности подлинные и мнимые? Суровые годы войны неизбежно сказались на выборе темы, интонации передачи «Встреча с песней».
Не только актёрский, но и человеческий, житейский потенциал позволяют Виктору Татарскому именно так разговаривать с теми, для кого знакомство с его авторской работой на радио стало необходимым продолжением собственных размышлений, поисков и обретения внутренней душевной гармонии.
Общение в эфире с достойным собеседником всегда волнует и вызывает искренний отклик. Но подчас письмо, привлёкшее внимание, обнародуется в передаче лишь тогда, когда может прозвучать в конкретном контексте. Режиссёр и исполнитель собственных интерпретаций разножанрового литературного материала, Виктор Татарский отыскивает точки соприкосновения со своим собственным мироощущением, осваивая текст вдумчиво и бережно. Независимо от источника – будь то письмо, принесённое почтой, произведение большой литературы или исторический документ, – текст в равной мере становится знаком Времени. Автор и исполнитель исходит из своего к ним отношения. Однако не навязывает чуждого фактическому материалу.
Не раз предлагали Виктору Татарскому записать чтецкие композиции на грампластинку, но он неизменно отказывался: во многом напоминая слышимое по радио, этот род творчества всё же подчиняется иным законам. Исполнителю необходима здесь сиюминутная реакция зала. Можно понять слушающих по несколько раз чтецкие программы Виктора Татарского, – исполнение меняется вместе с ним самим, с тем, что происходит вокруг. Например. В «Крахе плана “Барбаросса”» вдруг мощно начинает звучать тема создания водородной бомбы. Сюжет этот заложен в финале, но сейчас проступает с большей тревогой, волнующе и сильно. Новые интонации ощутимы и в программе, посвящённой В.И. Ленину. В основе её – переписка с М. Горьким, воспоминания людей, знавших Владимира Ильича по совместной работе, документы, ставшие достоянием истории нашего государства. Обилие фактического материала в двух полуторачасовых композициях позволяет Виктору Татарскому обрисовывать явление и личность широко и масштабно. Однако, рассказывая об истории дипломатических отношений в тридцатые-сороковые годы и рисуя образ вождя, артист иной раз, пожалуй, слишком увлекается, придавая факту значение самодовлеющее. И всё же эти программы стали значительным событием не только в его творческой биографии, но и в развитии жанра звучащего с эстрады слова.
В чтецких работах Виктор Татарский более, чем в радиожурналистике, отдаёт дань театру. Ученик Игоря Ильинского и Михаила Царёва, мечтавший в годы занятий в Щепкинском училище о театральной сцене, он и на эстраде остаётся верен своему истинному призванию. Однако школа радио воспитала в нём особую строгость, аскетизм в отборе выразительных средств. Поэтому, читая с концертной эстрады, он не злоупотребляет эффектными игровыми моментами, не подменяет живого слова жестикуляцией. Но и не эксплуатирует найденное в радиожурналистике – ни в интонации, ни в манере общения, интерпретации документа и факта. Читая со сцены литературное произведение – документальное или художественное, – Виктор Татарский, конечно же, прибегает к приёмам сценической игры, но не теряет чувства меры. Так, в программе «Крах плана “Барбаросса”» можно услышать интонации Сталина, легко узнаваемые зрителями старшего поколения. Артист не играет исторический типаж, а только приближает документ к нашим дням, помогая ощутить (через написанное, а затем и воплощённое в живом слове) личность каждого, чьи строки цитированы. И поэтому несколько чопорная, прямолинейная, отчасти архаичная манера изложения событий, характерная для стиля английского журналиста, чьи репортажи тоже контрапунктом входят в композицию, помогает представить время и событие многомерно и убедительно.
Напоминая о разных встречах Ленина и Горького, артист и тут наброском обозначает характеры, облик двух великих людей, чьи взаимоотношения имеют и общечеловеческое значение. Исполнитель внешне нейтрален, но интонационно так сумел прочитать строки Ленина и Горького, что обнажилось нечто, помогающее лучше понять этих людей и само время. Несколько иной пласт затронут в части программы, где рассказывается о последних днях жизни Владимира Ильича. И снова журналиста и чтеца Виктора Татарского интересует не хрестоматийность облика, а духовный мир личности, проявившийся столь сильно и неординарно.
В чтецкой программе, как и в передаче «Встреча с песней», факт приобретает значительность и обобщённость.
Иное решение избирает Виктор Татарский в «Загадочном Воланде», где он всласть обыгрывает булгаковскую Москву – сплав фантасмагории и точных бытовых подробностей. Публицистический ракурс, выход на современность проявляются и здесь, правда, по сравнению с другими программами не столь явно. Исполнительская версия романа «Мастер и Маргарита», надо заметить, не бесспорна: от романа взята лишь бытовая сторона, история Иешуа Ганоцри выведена за скобки. Однако программа «Загадочный Воланд» исполняется настолько убедительно и ярко, что некоторая противоречивость композиции отступает перед напором сатирических обобщений и выводов. Мир романа Булгакова трактуется Виктором Татарским броско и эффектно, словно идёт репортаж с места события. Артист здесь особенно раскован.
Постоянство амплуа, как и диапазон его, по-своему подтвердились и премьерой чтецкой программы по философским произведениям Михаила Зощенко. Виктор Татарский выбрал для неё то, что, кажется, никто ещё не читал – «Повесть о разуме» и «Возвращённую молодость». Пожалуй, программа примечательна ещё и тем, что в ней личность и дарование артиста слились воедино. Неторопливостью, порой нарушаемой маленькими, актёрски разыгранными ситуациями, она напоминает по структуре «Встречу с песней» и «Музыкальный глобус». Ведь и там события, хоть и пестры и отдалены временем, тем не менее злободневность отражается в их мозаичности убедительно и свежо.
Не так давно завершена ещё одна чтецкая программа – по роману Юрия Трифонова «Дом на набережной». Придя к читателю, книга сразу же привлекла внимание глубиной и силой художественного осмысления того, что литература обходила. Обращение к этой исповедальной прозе стало в ту пору вовсе не стремлением формально откликнуться на злободневность, чем нередко грешат артисты чтецкого жанра, выбирая «громкое» произведение.
Зная Виктора Татарского, его подвижническое отношение к собственной работе на радио и на эстраде, понимаешь, что та поразившая всех книга – прекрасный материал для размышлений об острых гранях самого смысла человеческого бытия, которые столь волнуют сегодня аудиторию. Так было, когда артист обратился к поэзии Евгения Евтушенко, выявляя глубину и содержательность, казалось бы, сиюминутного её посыла. Этим пафосом проникнуто обращение на эстраде к ленинским документам и эпистолярному наследию. По этому камертону выверялся построенный на документальной основе разговор с концертных подмостков о Великой Отечественной войне. Именно с этой позиции понятнее становится обращение к философской прозе Зощенко, а теперь и к роману Юрия Трифонова. В этом и смелость, и художественный риск – ведь приходится преодолевать инерцию восприятия и мышления. И исповедь, как в радиопередачах, им создаваемых, вызвать у слушателя сочувствие и соучастие, что так характерно для стиля Виктора Татарского – радиожурналиста, радиорежиссёра, исполнителя.
Илья Абель, журнал «Телевидение и радиовещание», № 5, 1988 год
Другие публикации о «Встрече с песней» и Викторе Татарском
Намерение создать архив легендарной передачи Виктора Витальевича Татарского «Встреча с песней» неоднократно обсуждалось в интернет-сообществах. Эта идея высказывалась и в письмах, звучащих на радио. Ведь «Встреча с песней» - не только старейшая музыкальная передача страны, известная, без преувеличения, миллионам слушателей, это не только новый формат, придуманный на советском радио, но и уникальное явление в масштабах мирового радиовещания, аналогов которому просто нет. Авторская передача Виктора Татарского идёт в эфире с января 1967 года в неизменной концепции, суть которой наиболее ёмко определяет фраза: «песня в судьбе человека».
В бытность широкого распространения проводного и эфирного радиовещания, в период, когда передача звучала на волнах Первой программы Всесоюзного радио, то есть, транслировалась на территорию, превышающую географически СССР, «Встреча с песней» получала до 3 тысяч писем в месяц - рекордное количество корреспонденции среди всех передач советского радио! Она сумела пробудить у радиослушателей желание делиться с миром своими личными историями, связанными с любимой песней или памятной мелодией. И, конечно, «Встречу...» ждали, отмечая в календаре даты эфиров, чтобы в привычный вечер включить радиоприёмник и услышать... голос ведущего, который не спутать ни с каким другим. Голос, непохожий на голоса дикторов советского радио ни тембром, ни подачей. Во времена тотального официоза и шаблонных фраз, звучащих в эфире, потребность в спокойной, доверительной беседе, в искренности интонаций восполняла именно «Встреча с песней»... Именно поэтому в ней в равной степени уникальны и манера работы у микрофона Виктора Татарского, и музыкальные записи (порой раритетные), и, конечно, содержательные письма (письма-воспоминания, письма-исповеди), звучащие в передаче, без которых «Встреча с песней» просто немыслима!
Во «Встрече...» впервые зазвучали записи, которые раньше были в закрытом фонде или вообще запрещены. Нередко с большим трудом Виктору Татарскому и редакторам передачи Терезе Рымшевич и Татьяне Зубовой приходилось преодолевать цензурные запреты как в отношении тем, затрагиваемых слушателями в письмах, так и по поводу записей. Ведь, действительно, редкие фонограммы звучат во «Встрече...» и чаще всего лишь один раз за все годы существования передачи, а если и имеются повторы, то редко - раз в пять лет. Именно во «Встрече с песней» впервые в эфире отечественного радио прозвучали песни Александра Вертинского, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина, Аллы Баяновой, Александра Галича, Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Александра Башлачёва...
Всесоюзное радио архивировало выпуски «Встречи с песней». Многие из этих магнитофонных лент сегодня хранит Гостелерадиофонд России... Передачи периода 2000-х годов публиковал официальный сайт «Радио России». Но этот архив был безвозвратно утерян. А в настоящее время новые выпуски «Встречи с песней» доступны на сайте радиостанции, увы, лишь в течение приблизительно последнего года...
Отдельные выпуски (или их фрагменты) по мере оцифровки давних студийных лент и магнитозаписей из частных аудиоархивов время от времени публикуются на различных сайтах. Так на сайте «Старое радио» появилась коллекция «Встречи с песней» преимущественно середины - второй половины 1980-х годов. Участникам музыкальной соцсети «На завалинке» также удалось собрать часть архивных выпусков радиопередачи. Некоторое время назад сайт «MOSKVA.FM» архивировал записи «Встречи...» и, более того, предлагал текстовые расшифровки выпусков. Однако и этот архив был убран из общественного доступа... Сегодня пользователи социальной сети «ВКонтакте» могут общаться в сообществе «Встреча с песней. Автор и ведущий Виктор Татарский», созданном давней слушательницей радиопередачи Людмилой Калининой. А также слушать опубликованные самими радиослушателями аудиозаписи выпусков передачи «Встреча с песней» разных лет в сообществе «Архив радиопередачи “Встреча с песней”», созданном Сергеем Владимировым. Благодаря слушательнице Елене Маршак веб-архив пополнился целым блоком архивных аудио- и текстовых записей (с расшифровками, а также с указанием, что очень ценно, дат эфиров) многих выпусков передачи. Большую помощь в наполнении веб-архива «Встречи...» оказала член Союза журналистов РФ Надежда Ивановна Юдина из города Дятьково, любезно предоставившая бесценные тетради своей старшей подруги, слушательницы «Встречи с песней» с 1968 года, Азы Степановны Никишиной, которая многие годы методично вела записи выпусков любимой передачи. Также как это делала с 3 января 1968 года Людмила Сысуева из Свердловской области. Она передала веб-архиву свои записи о многих выпусках передачи. Филофонист Борис Щеглов поделился с веб-архивом редкими записями передачи «Встреча с песней», выходившими в эфир с 1983 по 1993 годы, а также помог уточнить значительный объём данных по выпускам разных лет. Вместе с единомышленниками - «поисковой группой из Подмосковья» (так называет их Виктор Татарский), он систематизировал из множества источников информацию о передачах «Встреча с песней», «Запишите на ваши магнитофоны» и «На всех широтах». За что ему и всем его коллегам из «поисковой группы» большое спасибо.
К середине 2019 года киноведом и редактором Еленой Бельской была завершена систематизация информации о «Встрече с песней», взятая из многих источников. Скрупулёзно, в течение нескольких лет Елене Бельской удалось собрать сведения о музыкальных произведениях, звучавших в большинстве выпусков радиопередачи, начиная с 1968 года! Этот список и стал основой веб-архива, предлагаемого вашему вниманию сайтом «Retroportal.ru». Если в информации о выпуске «Встречи с песней» указывались имя исполнителя и аккомпаниатора, то есть, представлялось возможным идентифицировать музыкальные записи и разыскать их (при отсутствии аудиозаписи самого выпуска передачи), то они становились дополнениями к тексту, переданному Еленой Бельской. Таким образом, сегодня пользователи веб-архива имеют возможность не только узнать о музыкальных произведениях, звучавших в том или ином выпуске, но и послушать архивные фонограммы...
На радийном сленге, утвердившемся ещё с советских времён, сюжеты (репортажи, интервью, комментарии), звучащие как в информационных выпусках новостей, так и в программах различной тематики, называются «кадрами». Автор и ведущий Виктор Витальевич Татарский именует «кадром» связку «письмо-песня»: завязка сюжета в содержании письма (иногда это фрагмент книги, статьи), а развязка в песне или мелодии, звучащей следом. В целях максимально подробного раскрытия информации аудиозаписи каждого выпуска «Встречи с песней», найденные на просторах глобальной сети, точно также разделены на «кадры», фрагменты. Они представлены в той же последовательности, что и в выпуске, прозвучавшем в эфире. Именно так, даже в таком виде, сохраняется (что очень важно!) драматургия выпуска, строго подчинённая авторскому замыслу.
Следует обратить внимание на то, что текстовые описания выпусков передачи могут отличаться от их звукового оригинала. В веб-архиве передачи информация по мере возможности подаётся в уточнённом и дополненном виде. Ведь поиски новых данных о названиях, об исполнителях, об авторстве тех или иных музыкальных произведений, о годах их записи никогда не прекращаются. К тому же год от года, благодаря широкому развитию сети Интернет, становится ещё больше известно о каких-то ранее неведомых моментах в биографиях творческих или политических деятелей, упоминаемых в передаче персон. В том числе в открытом доступе находится информация и об участниках «Встречи...». Как выясняется, авторы писем порой это известные в своих кругах личности, с неординарной судьбой, достойные быть героями отдельных интереснейших биографических книг!
Архив в веб-формате на страницах данного сайта представлен в виде: списка выпусков в хронологическом порядке, именного указателя, содержащего информацию о вокалистах, композиторах, поэтах, музыкантах, исполнительских коллективах, списка имён авторов писем во «Встречу с песней» и интерактивной карты писем, алфавитного перечня музыкальных произведений (другие сайты, также предлагающие к прослушиванию записи «Встречи с песней», столь развёрнутого описания содержания выпусков не имеют). Помимо этого, пользователи веб-архива могут узнать интересные факты о радиопередаче «Встреча с песней» и её создателях, прочитать интервью Виктора Татарского, статьи о передаче, опубликованные в печатных и электронных СМИ в разные годы, цитаты из книг, где она упоминается, а также познакомиться с авторами писем, помощниками и другими участниками любимой «Встречи...» - со всеми теми преданными радиослушателями, о которых сам Виктор Витальевич в одном из выпусков ёмко сказал: «...по секрету хочу сказать вам, что всех тех, кто пишет во “Встречу...” или просто слушает её, считаю лучшей частью человечества».
Для удобства навигации по веб-архиву под каждым «кадром» (фрагментом) выпуска со знаком «#» (решётка) прописаны ключевые слова (хештеги), при переходе по которым, можно сформировать подборку выпусков на определённую тему, затронутую в письмах радиослушателей и озвученную автором передачи. Кроме того, для удобства поиска по веб-архиву через поисковые системы по мере необходимости под «кадром» (фрагментом) публикуется краткая информация о персонах, как известных, так и о персонах из частной жизни авторов писем, упомянутых в этом фрагменте выпуска.
Большая благодарность всем, кто записывал на магнитофоны «Встречу с песней», сберёг эти записи, а с приходом эры цифрового звука смог оцифровать магнитофонные ленты и продолжает архивировать выпуски передачи. Если у вас имеются старые магнитофонные ленты с записями выпусков радиопередачи, личные списки песен и композиций, которые в разные годы звучали в передаче и которые отсутствуют в опубликованных выпусках на сайте архива, отклики по следам услышанной передачи, а также если вы заметили неточности в описании выпусков, располагаете иной дополнительной информацией, пишите по адресу или через формоотправитель.
Создание веб-архива «Встречи с песней» на сайте «Retroportal.ru» было начато в 2019 году с разрешения автора и ведущего радиопередачи, народного артиста России Виктора Витальевича Татарского.
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Карта сайта Подробно о сайте