RETROPORTAL.ru
© 2002 – гг.
Каталог музыкальных сайтов
Видеоархив «Retroportal.ru»
Эксклюзивные интервью
Новости сайта: @RETROportalRU
ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Карта сайта Подробно о сайте Яндекс.Метрика      © RETROPORTAL.ru     2002 – гг.



Навигация по архиву:

Поиск по архиву:

Выпуски передачи:

Сообщество «ВКонтакте»:

«Встреча с песней»

Веб-архив радиопередачи


Штрихи к портрету

О режиссёрском, исполнительском, журналистском творчестве Виктора ТАТАРСКОГО на Всесоюзном радио не раз просили нас рассказать читатели журнала. А многие ли знакомы с концертной деятельностью Виктора Татарского, лауреата Всероссийского конкурса мастеров художественного слова, чьё имя часто видим на афишах Московской государственной филармонии?

СЛОВО ЗВУЧАЩЕЕ


Не стану утверждать, что филармонические чтецкие вечера собирают полные залы зрителей. Почему такое происходит – разговор особый. Но несомненно и то, что есть чтецы, на чьи концерты приходят снова и снова, даже если премьера программы состоялась давно.

Таков зрительский интерес и к исполнительскому творчеству радиорежиссёра и журналиста, создавшего два десятилетия назад цикл Всесоюзного радио «Встреча с песней», постоянного автора и ведущего передачи, число выпусков которой перевалило в июле минувшего года за пятьсот. Знают его радиослушатели и как неизменного участника другого популярного радиоцикла  – «Музыкальный глобус», выходящего в эфир уже свыше двух десятилетий. Речь идёт о Викторе Татарском.

За многие годы концертной деятельности он знает своих постоянных зрителей в лицо и нередко интересуется: чем привлекают их его давние программы, периодически повторяющиеся на филармонической афише? Непосредственный контакт помогает артисту лучше понять и тех, кто слушает его по радио. Особая, всегда узнаваемая манера общения, когда деликатность, доверительность, интеллигентность тона и неподдельная заинтересованность соседствуют на равных, характерны и для его чтецких выступлений, и для работ, подготавливаемых для всесоюзного эфира, и для тех закадровых комментариев в публицистических кинофильмах, которые остаются в нашей памяти надолго.

Свои исполнительские версии литературных произведений Виктор Татарский стал создавать практически одновременно с приходом на радио. В его понимании, это отнюдь не разные виды творчества, не смена жанров, но реальная возможность проявить себя по-иному, оставаясь самим собой. И всякий раз он ярко воплощает одну из сторон своего актёрского амплуа, своего человеческого содержания.

В записи еженедельных выпусков «Музыкального глобуса» Виктору Татарскому всегда была отведена роль комментатора новостей музыкальной жизни мира, калейдоскопа имён и событий. Здесь интонации нейтральны, по-дикторски «нераскрашены» и, в зависимости от материала, исполнены то сдержанного пафоса, то открытой публицистичности. Но никогда чтение не остаётся информативно-нейтральным, потому что артист исподволь и ненавязчиво окрашивает содержание личным отношением. Он обживает материал, ища точки соприкосновения с тем, что вызывает душевный отклик. Его присутствие в передаче настолько органично, что кажется, будто и «Музыкальный глобус» для Виктора Татарского (он теперь режиссёр и этого цикла) – дело не менее авторское, чем «Встреча с песней».

Если у первой адрес более общий, то вторую с момента замысла и сам он, и редакторы ориентировали на поколение фронтовиков, приглашая вспомнить всем миром давние и любимые песни, поговорить не только о них, но с их помощью и о категориях земных и вечных. Постепенно круг слушателей передачи значительно расширился, потому что и сама она стала более разнообразной и динамичной. Со временем выработались принципы организации довольно разнородного материала. И опять Виктор Татарский, объявляя очередной выпуск «Встречи с песней», идёт на прямой контакт – насколько это возможно в радиовещании. Просматривая сотни писем, отбирает те, что бесхитростными подчас строчками способны выявить драму, нерв человека, обратившегося на радио, поделившегося воспоминаниями о дорогом и сокровенном.

«Слово звучащее». Публикация Ильи Абеля о Викторе Витальевиче Татарском в журнале «Телевидение и радиовещание», № 5, 1988 год

Как автора передач и инсценировок литературных произведений, исполняемых им на эстраде, его привлекает отнюдь не эффектность материала. Эфир научил ценить лаконичное и образное воплощение глубинных явлений жизни. Опираясь на прозаическую суть того, о чём он говорит со слушателями и зрителями, Виктор Татарский во всей полноте проявляет при этом свой завидный дар – умение общаться искренне и доверительно.

Традиционно часовой выпуск «Встречи с песней» разбит зачастую на дюжину пятиминутных эпизодов. На первый взгляд, они соединяются в композицию свободно и естественно, но слушатель оказывается участником своеобразного «радиодейства», подчинённого чёткой драматургии и насыщенного конкретным содержанием. Это присуще не только выпуску, посвящённому памятному событию, но и «рядовой» передаче. Культура общения с материалом, творческая взыскательность к встречам со слушателями, да и сама человеческая данность и авторская позиция – неизменные гаранты честного, небанального разговора – через песни – о жизни.

Говоря о чтецких композициях, Виктор Татарский мимоходом заметит, что на подготовку новой программы уходит несколько лет: ему трудно запоминать текст. Так, спустя долгие годы, сказывается ленинградское блокадное детство. Не оно ли помогло ему многое понять, заставило рано повзрослеть, научило различать ценности подлинные и мнимые? Суровые годы войны неизбежно сказались на выборе темы, интонации передачи «Встреча с песней».

Не только актёрский, но и человеческий, житейский потенциал позволяют Виктору Татарскому именно так разговаривать с теми, для кого знакомство с его авторской работой на радио стало необходимым продолжением собственных размышлений, поисков и обретения внутренней душевной гармонии.

Общение в эфире с достойным собеседником всегда волнует и вызывает искренний отклик. Но подчас письмо, привлёкшее внимание, обнародуется в передаче лишь тогда, когда может прозвучать в конкретном контексте. Режиссёр и исполнитель собственных интерпретаций разножанрового литературного материала, Виктор Татарский отыскивает точки соприкосновения со своим собственным мироощущением, осваивая текст вдумчиво и бережно. Независимо от источника – будь то письмо, принесённое почтой, произведение большой литературы или исторический документ, – текст в равной мере становится знаком Времени. Автор и исполнитель исходит из своего к ним отношения. Однако не навязывает чуждого фактическому материалу.

Не раз предлагали Виктору Татарскому записать чтецкие композиции на грампластинку, но он неизменно отказывался: во многом напоминая слышимое по радио, этот род творчества всё же подчиняется иным законам. Исполнителю необходима здесь сиюминутная реакция зала. Можно понять слушающих по несколько раз чтецкие программы Виктора Татарского, – исполнение меняется вместе с ним самим, с тем, что происходит вокруг. Например. В «Крахе плана “Барбаросса”» вдруг мощно начинает звучать тема создания водородной бомбы. Сюжет этот заложен в финале, но сейчас проступает с большей тревогой, волнующе и сильно. Новые интонации ощутимы и в программе, посвящённой В.И. Ленину. В основе её – переписка с М. Горьким, воспоминания людей, знавших Владимира Ильича по совместной работе, документы, ставшие достоянием истории нашего государства. Обилие фактического материала в двух полуторачасовых композициях позволяет Виктору Татарскому обрисовывать явление и личность широко и масштабно. Однако, рассказывая об истории дипломатических отношений в тридцатые-сороковые годы и рисуя образ вождя, артист иной раз, пожалуй, слишком увлекается, придавая факту значение самодовлеющее. И всё же эти программы стали значительным событием не только в его творческой биографии, но и в развитии жанра звучащего с эстрады слова.

В чтецких работах Виктор Татарский более, чем в радиожурналистике, отдаёт дань театру. Ученик Игоря Ильинского и Михаила Царёва, мечтавший в годы занятий в Щепкинском училище о театральной сцене, он и на эстраде остаётся верен своему истинному призванию. Однако школа радио воспитала в нём особую строгость, аскетизм в отборе выразительных средств. Поэтому, читая с концертной эстрады, он не злоупотребляет эффектными игровыми моментами, не подменяет живого слова жестикуляцией. Но и не эксплуатирует найденное в радиожурналистике – ни в интонации, ни в манере общения, интерпретации документа и факта. Читая со сцены литературное произведение – документальное или художественное, – Виктор Татарский, конечно же, прибегает к приёмам сценической игры, но не теряет чувства меры. Так, в программе «Крах плана “Барбаросса”» можно услышать интонации Сталина, легко узнаваемые зрителями старшего поколения. Артист не играет исторический типаж, а только приближает документ к нашим дням, помогая ощутить (через написанное, а затем и воплощённое в живом слове) личность каждого, чьи строки цитированы. И поэтому несколько чопорная, прямолинейная, отчасти архаичная манера изложения событий, характерная для стиля английского журналиста, чьи репортажи тоже контрапунктом входят в композицию, помогает представить время и событие многомерно и убедительно.

Напоминая о разных встречах Ленина и Горького, артист и тут наброском обозначает характеры, облик двух великих людей, чьи взаимоотношения имеют и общечеловеческое значение. Исполнитель внешне нейтрален, но интонационно так сумел прочитать строки Ленина и Горького, что обнажилось нечто, помогающее лучше понять этих людей и само время. Несколько иной пласт затронут в части программы, где рассказывается о последних днях жизни Владимира Ильича. И снова журналиста и чтеца Виктора Татарского интересует не хрестоматийность облика, а духовный мир личности, проявившийся столь сильно и неординарно.

В чтецкой программе, как и в передаче «Встреча с песней», факт приобретает значительность и обобщённость.

Иное решение избирает Виктор Татарский в «Загадочном Воланде», где он всласть обыгрывает булгаковскую Москву – сплав фантасмагории и точных бытовых подробностей. Публицистический ракурс, выход на современность проявляются и здесь, правда, по сравнению с другими программами не столь явно. Исполнительская версия романа «Мастер и Маргарита», надо заметить, не бесспорна: от романа взята лишь бытовая сторона, история Иешуа Ганоцри выведена за скобки. Однако программа «Загадочный Воланд» исполняется настолько убедительно и ярко, что некоторая противоречивость композиции отступает перед напором сатирических обобщений и выводов. Мир романа Булгакова трактуется Виктором Татарским броско и эффектно, словно идёт репортаж с места события. Артист здесь особенно раскован.

Постоянство амплуа, как и диапазон его, по-своему подтвердились и премьерой чтецкой программы по философским произведениям Михаила Зощенко. Виктор Татарский выбрал для неё то, что, кажется, никто ещё не читал – «Повесть о разуме» и «Возвращённую молодость». Пожалуй, программа примечательна ещё и тем, что в ней личность и дарование артиста слились воедино. Неторопливостью, порой нарушаемой маленькими, актёрски разыгранными ситуациями, она напоминает по структуре «Встречу с песней» и «Музыкальный глобус». Ведь и там события, хоть и пестры и отдалены временем, тем не менее злободневность отражается в их мозаичности убедительно и свежо.

Не так давно завершена ещё одна чтецкая программа – по роману Юрия Трифонова «Дом на набережной». Придя к читателю, книга сразу же привлекла внимание глубиной и силой художественного осмысления того, что литература обходила. Обращение к этой исповедальной прозе стало в ту пору вовсе не стремлением формально откликнуться на злободневность, чем нередко грешат артисты чтецкого жанра, выбирая «громкое» произведение.

Зная Виктора Татарского, его подвижническое отношение к собственной работе на радио и на эстраде, понимаешь, что та поразившая всех книга – прекрасный материал для размышлений об острых гранях самого смысла человеческого бытия, которые столь волнуют сегодня аудиторию. Так было, когда артист обратился к поэзии Евгения Евтушенко, выявляя глубину и содержательность, казалось бы, сиюминутного её посыла. Этим пафосом проникнуто обращение на эстраде к ленинским документам и эпистолярному наследию. По этому камертону выверялся построенный на документальной основе разговор с концертных подмостков о Великой Отечественной войне. Именно с этой позиции понятнее становится обращение к философской прозе Зощенко, а теперь и к роману Юрия Трифонова. В этом и смелость, и художественный риск – ведь приходится преодолевать инерцию восприятия и мышления. И исповедь, как в радиопередачах, им создаваемых, вызвать у слушателя сочувствие и соучастие, что так характерно для стиля Виктора Татарского – радиожурналиста, радиорежиссёра, исполнителя.

Илья Абель, журнал «Телевидение и радиовещание», № 5, 1988 год



Другие публикации о «Встрече с песней» и Викторе Татарском
Хронология выпусков передачи «Встреча с песней»
Новости сайта: @RETROportalRU
ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Яндекс.Метрика
Карта сайта Подробно о сайте
© RETROPORTAL.ru     2002 – гг.