Виктор Татарский: «Встрече с песней» рейтинги не нужны
Его глуховатый голос не спутаешь ни с каким другим. У его передачи «Встреча с песней» нет аналогов. Она звучит в радиоэфире вот уже 43 года. С середины 90-х ей внимают, её ждут радиослушатели «Радио России».
– Виктор Витальевич, кому принадлежит идея создания «Встречи с песней»?
– Передача родилась по моему предложению в январе 1967 года, мною же придумано название. Правда, позже я узнал, что такое же название было у одной радиопрограммы в военные годы. Первый выпуск «Встречи с песней» вышел 31 января 67-го, и с тех пор я являюсь и автором, и ведущим, и режиссёром.
– Неужели за все эти годы не надоело?
– Если бы наскучило мне или слушателям, я бы закрыл программу. Интерес к ней поддерживается за счёт писем. Без них ничего бы не было. Благодаря письмам радиослушателей происходит информационная и энергетическая подпитка. Кроме того, «Встреча» всегда интересна, ведь беспрестанно идёт поиск давно забытых записей.
– Кстати, как это происходит?
– Сейчас разыскивать записи стало сложнее. Раньше были живы композиторы, которые могли что-то подсказать, одним из моих последних консультантов был Никита Владимирович Богословский. Так что, теперь я могу рассчитывать только на самого себя и на филофонистов. Из москвичей это – Дмитрий Фокин и Роман Пантелюс. Они занимаются коллекционированием давних записей. Если бессильны и они, я объявляю поиск в эфире, и тогда на помощь приходят филофонисты из других городов. Порой, поиски идут годами. Поэтому иногда в передаче звучат письма, написанные несколько лет назад! Находки бывают, порой, неожиданные. Мало кто знает, что художник Павел Федотов («Сватовство майора», «Вдовушка») писал не только картины, но и романсы! Так что, в одной из ближайших передач прозвучит его произведение «Душенька».
– Пользуетесь ли вы современными цифровыми архивами, или же они в данном случае бесполезны?
– Дело в том, что всё, что находится в интернете, не имеет отношения к «Встрече с песней». Это я должен помещать в Сеть то, что мне удается найти и выдать в эфир! Ведь в нашей стране, помимо телерадиофонда и апрелевского завода грамзаписи, существовали местные полукустарные студии. Их продукция выпускалась крохотным тиражом, и найти её сейчас практически невозможно! Кроме того, даже в фонде многие записи попросту не сохранились. Сколько их было размагниченно, когда исполнители попадали в опалу или эмигрировали из СССР!
– Расскажите, пожалуйста, про вашу нынешнюю аудиторию. Это люди старшего поколения? А молодые слушатели есть?
– Есть. Обычно это внуки тех, кто воевал, те, кто старается сохранить память и традиции своей семьи. Нередко ребята пишут, что слышали ту или иную песню в исполнении своего деда. Ветераны тоже пишут – только теперь они чаще всего диктуют письма своим детям и внукам. Кроме того, много корреспонденции приходит из-за рубежа – из Канады, Германии, Испании, Польши... Несмотря на то, что процентов 60 писем приходит от людей поживших, мне пишут и студенты, и даже школьники! Так что, песня – лишь повод поговорить о том, что происходит сегодня.
– Много ли писем поступает?
– Недавно пришло около пяти тысяч писем за два месяца. Правда, это были ответы на мой вопрос, который я задал слушателям. Вообще же, как правило, я получаю несколько сотен писем в месяц. Я беру их домой и читаю.
– Пользуетесь ли вы современными способами замера рейтингов?
– Программе, которая выходит в эфир 43-й год подряд, рейтинги не нужны! Интерес к ней, письма, приходящие в наш адрес, – намного красноречивее! Ведь это же письма не в «Поле чудес» и не письма-заявки. Это целые истории. Я не знаю, какая ещё передача на радио или телевидении получает такое количество содержательных писем. Я часто повторяю, что «Встреча с песней» – не концерт по заявкам! Это авторская передача, и автор сам решает, какое письмо включать в передачу, а какое – нет. Оно должно быть интересно не только тому, кто его написал, не только лично мне, но и другим слушателям. В каждой передаче звучит не более десяти историй. Между прочим, у «Встречи с песней» есть ещё один аспект – терапевтический. Общество стало очень нервное, это болезнь наших дней. Я считаю, что надо разговаривать спокойно и на равных и с академиком, и со школьником. На одной из радиостанций я слышал, как ведущий грубо ответил несогласному с его мнением слушателю: «Аптека за углом!», намекая, что у того не всё в порядке с головой. Я считаю такое обращение недопустимым!
– Расскажите, как вы оказались на радио – ведь вы учились на актёра?
– Действительно, я закончил училище имени Щепкина при Малом театре. Но вскоре понял, что комфортнее всего я чувствую себя именно на радио. Там всё зависит от меня – сам придумываю, сам выдаю в эфир. На радио я пришёл в начале 60-х годов, однако штатным сотрудником я стал только в 67-м, когда основал «Встречу с песней». Свой выбор я остановил на радио потому, что в тоталитарном обществе это был самый короткий путь от ведущего к слушателям, по сути, без тех людей, кто мешает работать. Помимо «Встречи», я вёл ещё передачу «Музыкальный глобус» – её придумала Екатерина Павловна Тарханова. «Глобус» просуществовал почти 30 лет, с ним сотрудничали Владимир Познер, Игорь Фесуненко и другие журналисты, работавшие в то время за рубежом. После смерти Тархановой я стал автором и режиссёром «Глобуса», но к началу 90-х в одиночку делать две передачи одновременно стало слишком сложно, и программу пришлось закрыть. Между прочим, радио по-прежнему даёт возможность актёрской работы – я читаю литературные произведения в эфире. Недавно записал Гоголя – «Шинель» и «Портрет», «Гранатовый браслет» Куприна, «Философические письма» Чаадаева и «Окаянные дни» Бунина. Все эти произведения необычайно актуальны сегодня, особенно Бунин. Ведь окаянные дни 1918-ого года ничем не отличаются от таких же дней 90-х годов.
– Знаю, что у вас был также телевизионный проект. Почему он был закрыт?
– Я вёл передачу «История одного шедевра», рассказывал про Третьяковскую галерею, Эрмитаж, Русский музей, музеи Кремля, рассказывал о судьбах художников... Однако там было сложнее – я работал в кадре и зависел от множества людей – редакторов, режиссёров, звукооператоров, осветителей. Мне не хочется отвечать за чужой непрофессионализм, поэтому мой роман с телевидением не сложился.
– Известно, что «Встреча с песней» номинировалась в «Книгу рекордов Гиннесса», но так и не попала туда. Что произошло, и есть ли шанс там оказаться?
– Я не понимаю, что за интерес такой к этой Книге?! Ведь в России её практически никто не видел и не читал, но все о ней говорят! И почему-то считается очень почётно в ней оказаться! Расскажу ситуацию с моей программой. Однажды на «Эхе Москвы» объявили, что «Встреча с песней» включена в российское издание Книги – ведь, действительно, случай беспрецедентный: никогда ещё во всём мире один человек не вёл одну и ту же программу на протяжении стольких лет! Однако, в итоге, почему-то было решено вообще убрать из этой Книги номинацию «Радио и ТВ».
– Скажите, пожалуйста, а вне работы вы слушаете музыку? Какую предпочитаете?
– Музыки мне хватает на работе! Её я слушаю, как правило, с профессиональным интересом – думая о том, можно ли дать это в эфир. Когда я работаю над программой, мне приходится отслушать огромное количество музыкального материала – сначала на этапе отбора, потом на этапе оцифровки, сведения, нарезки дисков. На следующий день я устраиваю «чистовое» прослушивание. В свободное же время я читаю то, что мне интересно.
– Например?
– Сейчас перечитываю автобиографическую трилогию Паустовского «Повесть о жизни», «Бросок на юг», «Начало неведомого века».
– Как вы относитесь к современной эстраде?
– Эстраде? А она есть? На нашей эстраде я знаю, пожалуй, только Аллу Борисовну Пугачёву. Она прекрасная актриса – очень яркая и неординарная. Остальное же – вне обсуждения. То, что в России принято называть шансоном, не имеет никакого отношения к этому явлению. Настоящий шансон – только во Франции. Это – Пиаф, Азнавур, Брассенс...
– Тем не менее, в теле- и радиоэфире – засилье попсы и блатной песни.
– Да, я считаю, что кому-то придётся со временем отвечать за всё, что делается сейчас! Ведь в течение 20 лет радио и ТВ пытаются опустить уровень аудитории, как говорится, ниже плинтуса. Большую часть программ стыдно смотреть! Причём руководители телеканалов тоже прекрасно понимают, на что они идут!
– Тогда перед кем же они ответят?
– Перед высшими силами. Ведь уже сейчас непонятно, что делать с воспитанным ими поколением! То, что происходит на экране – преступно по отношению к современной молодёжи. В конце концов, взрослый человек может разобраться в том, что хорошо, а что плохо. Но ребятишкам-то откуда знать?! «Встреча с песней», по мере сил, старается бороться против всего этого. Не буду отрицать, у меня может прозвучать песня «У окошка» – на мотив «Мурки». Только слова написал Лебедев-Кумач, а исполнил – Леонид Утёсов. И акцент здесь – на юмор, шутку, иронию. Я за то, чтобы звучала разная музыка. «Пусть расцветает сто цветов», но не ядовитых же!
– Не хотелось ли вам что-либо поменять или обновить во «Встрече»?
– «Встречу с песней» нельзя трогать. Все мои попытки что-либо в ней изменить встречают резкое неприятие слушателей. Что-то должно оставаться незыблемым. Людям нужен хоть какой-то признак хоть какой-то стабильности. Единственное, что я позволил себе сделать, так это сменить конечную заставку – «Одинокую гармонь» на «Лунную ночь над Москвой». Но даже эта крохотная реформа вызвала гнев аудитории. «Встреча с песней» – это разговор со слушателями. Поэтому может меняться содержание, наполнение передачи, форму же трогать не надо. В конце концов, когда вы приходите в Третьяковскую галерею, у вас же не возникает желания всё поменять там!
– И напоследок – что бы вы могли пожелать современным журналистам и ведущим?
– Сбросить с себя всякие «прикиды». Они убивают всю органику. Каждый старается создать образ, имидж. Но надо быть самим собой и уважать слушателя, а «прикиды» его унижают! Но для того, чтобы позволить себе оставаться собой, надо быть человеком образованным, культурным, интересующимся тем, что происходит вокруг. Однако игра стоит свеч!
Создание открытого общедоступного веб-архива самой уникальной в истории мирового радиовещания передачи «Встреча с песней» начато в 2019 году с одобрения народного артиста России Виктора Витальевича Татарского. Основу контента составляют личная фонотека автора и ведущего передачи, аудиозаписи и текстовые материалы из коллекций филофонистов и радиослушателей, фондов библиотек и архивов России и Беларуси.
Для дальнейшего пополнения веб-архива передачи будем признательны всем неравнодушным людям, в коллекциях которых есть любые материалы, имеющие непосредственное отношение ко «Встрече с песней» и персоне Виктора Татарского: магнитофонные бобины и компакт-кассеты с записями «Встречи...» (или их оцифровки), текстовые заметки о содержании выпусков, газетные и журнальные публикации с интервью Виктора Татарского, воспоминаниями и откликами о «Встрече с песней», биографическими материалами об авторах писем - участниках передачи и кто может поделиться ими с веб-архивом, пишите по адресу или через формоотправитель.