Виктор Татарский: «Я никогда не шёл против совести»
Виктор Витальевич Татарский - российский теле- и радиоведущий, актёр, член Союза журналистов России. Заслуженный артист России. С 31 января 1967 года бессменно ведёт передачу «Встреча с песней», автором которой одновременно является.
– Виктор Витальевич, мне впервые жаль, что читатели не будут слышать голоса моего собеседника, голоса, который знают миллионы...
– ... и который очень усталый к вечеру.
– Но тем не менее, вам, наверное, не раз приходилось слышать много лестного о своём голосе?
– Ну, называют его «золотым голосом России», ещё «лунным голосом Москвы». Но эти оценки я слышал оттуда, из-за бугра.
– В январе (1992 года – Авт.) передаче «Встреча с песней» исполнится 25 лет. Расскажите, как все начиналось?
– Основные идеи были сконструированы мною. Было две задачи – вызвать людей на нормальный человеческий разговор и восстановление песен, которые много лет не звучали.
– То есть, пропаганда советской песни?
– Никакой пропаганды! Песня была не причиной, а поводом, мы восстанавливали именно те песни, которые долго не звучали. Это были блатные песни, это был Утёсов, которого долго не пускали в эфир из-за его джаза, это была Русланова, которая была осуждена, это были русские песни типа «Шумел камыш».
– Тогда, в 60-80-е годы, ваша передача была своеобразным «телефоном доверия»...
– Пожалуйста, если так угодно. Но люди не сразу стали пользоваться передачей как «телефоном доверия». Писали всё, но не всё можно было пустить в эфир.
– У вас была цензура?
– Что значит была?! Она и сейчас есть. Я не могу выйти в эфир, не согласовав что-то с кем-то.
– И подобное происходит сейчас?
– Ну, а что изменилось? Меняются структуры власти – одни уходят, другие приходят, но они обязательно устанавливают контроль над тем, что происходит.
– Что же сегодня запрещено?
– Да ничего не запрещено. Но контроль всё равно необходим. Ведь им кажется, что могут подорвать основы.
– Чем же вы можете их подорвать?
– Песней.
– Какой?
– (смеётся – Авт.) «Широка страна моя родная».
– Эту песню могут не пустить в эфир?
– Во «Встрече с песней» она, конечно, пройдёт. Естественно, с соответствующим письмом. Как прошли у меня песни о Сталине. Во «Встрече» я могу дать в эфир всё.
Но, говоря сейчас о цензуре, я не говорю, что это плохо. Я бы ввёл даже дополнительную цензуру. Знаете какую? Цензуру ума, культуры и вкуса. Весь этот беспредел и вседозволенность в средствах массовой информации... это невозможно. Можно о чём угодно говорить, но уровень говорящего должен быть высокопрофессиональным.
– К вам в передачу приходят тысячи писем. Каким критерием вы пользуетесь, отбирая их? Что больше влияет - письмо или песня?
– Идеально, чтобы было и то, и другое.
– Вы подыгрываете публике?
– Никогда.
– Вы - профессиональный журналист?
– Нет, я заканчивал театральный институт при Малом театре. Я не профессиональный журналист, но я 25 лет читаю письма. Я не прочитал за это время много книг, но я прочитал такой материал, какой не читал, наверное, ещё ни один журналист.
– Письма влияют на вас?
– А как же! И очень сильно!
– Были ситуации, когда вы читали последнюю исповедь и знали, что ничем не поможете человеку?
– Были. И, к сожалению, чем дальше, тем больше. Особенно сейчас. В таких случаях стараюсь связаться с человеком, но, как правило, они не оставляют обратного адреса. Тогда стараюсь, чтобы письмо скорее прозвучало.
– Виктор Витальевич, вы сказали, что закончили театральный институт. Почему же ушли из театра?
– В театре я проработал всего год. Я понял, что не хочу быть зависимым от режиссёров, от обстоятельств, от того, как складываются дела в коллективе. К коллективу я вообще всегда относился почтительно на расстоянии. Никогда не состоял в общественных организациях типа комсомола или партии.
– Как в вашей творческой судьбе появился «Амаркорд»?
– Кроме «Встречи с песней» я читаю на радио классику - Пушкина, Булгакова, Лермонтова. И дублировать «Амаркорд» - одному! - для меня было интересным предложением. Во-первых, это гениальный Феллини. Задача, которую поставил мне режиссёр и которую я с радостью развивал, - это в паузах подсказывать зрителю, о чём говорят актёры. Это было очень интересно. После «Амаркорда» я озвучивал «8 1/2» и «Кабаре».
– Вам ставили «подножки»?
– Да, и не только сверху, но и рядом. Но об этом надо скорее забывать. Если говорить о зависти, то мне это неизвестно. Нет, я знаю, что это существует, но это скверное качество. Азарт, честолюбие - да! Это может помочь. Без хорошего творческого честолюбия ничего не сделаешь. Это рождает настойчивость, упрямство. Только не надо идти по головам людей.
– Приходилось вам идти против совести?
– Ни–ко–гда! Потому что я не был в партии.
– Кто ваши родители? Кто из них оказал на вас большее влияние?
– Они научные работники. Отец до недавнего времени был профессором Ленинградского университета. Мать - доктор наук, минералог.
После блокады, которую я пережил мальчишкой, мы переехали в Москву, и со мной постоянно была мать и её второй муж, мой отчим - Валерий Михайлович Бебутов. Именно он формировал меня. Кстати, вы знаете, Бебутов был в годы войны главным режиссёром театра имени Камала. Он ставил «Короля Лира» и «Гамлета» на татарском языке. Я хорошо помню Абжалилова, который был другом моего отчима и нашей семьи.
– Сегодня все начали выяснять свои корни. Вы не интересовались своим происхождением?
Об авторе публикации: Андрей Владимирович Морозов родился в 1965 году в Казани. С 1990 по 1997 годы - издатель и редактор независимой газеты «Казанскiй телеграфъ». С 1997 по 2002 годы - редактор газеты эксклюзивных интервью «Персона». Андрей Морозов - автор книг «Персоны» (Йошкар-Ола, 1998), «Персоны. Избранные интервью» (Казань, 2000) и «Интервью 2001-2002» (Казань, 2002). С 2002 по 2003 году работал в Издательском доме «Коммерсантъ», в 2004 году стал обозревателем «Независимой газеты». Член Союза журналистов России с 1995 года.
Создание открытого общедоступного веб-архива самой уникальной в истории мирового радиовещания передачи «Встреча с песней» начато в 2019 году с одобрения народного артиста России Виктора Витальевича Татарского. Основу контента составляют личная фонотека автора и ведущего передачи, аудиозаписи и текстовые материалы из коллекций филофонистов и радиослушателей, фондов библиотек и архивов России и Беларуси.
Для дальнейшего пополнения веб-архива передачи будем признательны всем неравнодушным людям, в коллекциях которых есть любые материалы, имеющие непосредственное отношение ко «Встрече с песней» и персоне Виктора Татарского: магнитофонные бобины и компакт-кассеты с записями «Встречи...» (или их оцифровки), текстовые заметки о содержании выпусков, газетные и журнальные публикации с интервью Виктора Татарского, воспоминаниями и откликами о «Встрече с песней», биографическими материалами об авторах писем - участниках передачи и кто может поделиться ими с веб-архивом, пишите по адресу или через формоотправитель.